[Но это вообще кажется невыполнимым. Хотя из истории мы знаем, что были случаи, когда человек добровольно продавал себя в рабство, чтобы заплатить собой и освободить тех, которые были взяты в рабство. Сам продавал себя в рабство. Но это случаи единичные. Дальше. Как если кто положит душу свою, жизнь, за друзей своих]. Вы – друзья мои [при условии каком?], если исполняете то, что Я заповедую вам. [Когда мы проходили тему, что Божественное Откровение имеет свою полноту и достигает своего совершенства, полноты в свидетельстве Сына и Святаго Духа, мы приводили вот этот текст:] Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его [Он только безпрекословно, безмолвно выполняет приказания и не смеет задать и вопроса: зачем это, почему и что. Вы – друзья мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами – ибо раб не знает, что делает господин его]; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего [Вот это и есть полнота. Никакого эзотерического знания для какой-то элитарной группы, а для внешних – вот, что осталось. Такого нет. Это только есть в языческих религиях: особые посвящения, особые какие-то знания эзотерические – эти знания они должны соблюдать под страхом секретности и не выдавать ни в коем случае за пределы группы посвящённых. Ну и кто выносит эти тайны, это условие не соблюдает – того казнят: умерщвляют. Вот. А Господь-то и говорит: Я называю вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас Вот давайте смотреть на себя знаете как? Как на людей, которых взыскал Господь и приблизил к Себе: не вы уверовали сами по себе, а вас взыскал Господь и в какой-то момент коснулся души вашей, и вы обрели дар веры. Это – взыскание Божие: Взыщи мене, яко овчу погибшую, яко овчу заблудшую. Взыщи мене, Спасе мой, взыщи мя, Спасе мой, спаси мя. Вообще, по идее надо бы оставить – может быть, это еретическая мысль – только два акафиста: акафист «Иисусу Сыну Божию» и акафист «Взбранной Воеводе победительная».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: Свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля ( Лк.2:29–32 ). «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля». Эта молитва праведного Симеона Богоприимца, названного так потому, что он удостоился держать на руках своих Младенца Иисуса Христа. Праведному Симеону было открыто Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа. И вот, когда Младенец Иисус, на сороковой день от рождения, был принесен Иосифом и Мариею в храм, праведный старец Симеон взял Его на руки и с глубоким умилением и благодарностью к Богу произнес эту молитву. В ней он выразил чувства радости за себя, за весь род человеческий и в частности за народ израильский. Он радовался за себя, потому что Бог сподобил его умереть спокойно, увидев Господа Иисуса Христа, за род человеческий – потому что родился давно ожидаемый Спаситель мира; за народ израильский – потому что исполнились предсказания пророков, возвещавших Израилю, что Спаситель явится из среды народа избранного и тем прославит его. Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем ти: радуйся, невесто неневестная. «По нас поборающей Военачальнице, дары победные приносим Тебе, Богородица, мы, рабы Твои, в благодарность за то, что избавлены от бед. Но Ты, как имеющая державу непреоборимую, освободи нас от всяких опасностей; а мы будем взывать к Тебе: радуйся, невеста, не знавшая брака». В этой молитве мы приносим Пресвятой Богородице благодарность за сохранение Ею нас от бед и просим, чтобы Она и на будущее время избавляла нас от всяких несчастий. Молитва эта составлена в VII веке православными константинопольской Церкви в благодарность Богородице, много раз спасавшей Константинополь от врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/iz-jas...

По окончании канона поются Хвалительные псалмы и стихиры на хвалитех – призывающие всех прославлять Господа: Всякое дыхание да хвалит Господа. Затем Царские врата открываются, и священник возглашает: Слава Тебе, показавшему нам свет! (в древности этот возглас предварял появление утренней зари). Хор поет великое славословие: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение... которое заканчивается Трисвятои песнью: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. Утреня на всенощной заканчивается отпустом. Отпуст – это последняя молитва священника, в которой вспоминаются святые, чья память в этот день совершается. Первый час – последняя часть всенощного бдения. Первый час состоит из псалмов, тропаря, кондака праздника и других молитв. Заканчивается всенощная хвалебной песнью в честь Богородицы: Взбранной Воеводе победительная, и отпустом первого часа. Божественная литургия Литургия – самое главное богослужение Православной Церкви. В переводе с греческого это слово означает «общественное служение», или «общее дело». Центральный ее момент – Таинство Евхаристии, во время которого приносится Бескровная Жертва – хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Спасителя. Евхаристия в переводе с греческого означает «благодарение». Христос сказал нам: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин. 6, 53–54, 56 ). Понять это Таинство разумом нашим современникам так же сложно, вернее практически невозможно, как и две тысячи лет назад не смогли понять Христа многие из Его ближайшего окружения. Только двенадцать самых преданных учеников, оставшиеся с Ним, впоследствии стали свидетелями и участниками Тайной вечери, где Спаситель преподал им Свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина. Но даже тогда будущим апостолам не дано было еще осознать непостижимую Божественную тайну. Настоящее понимание ученики Христа обрели только после Пятидесятницы, когда на них сошел Святой Дух. Все христиане, участвующие в Божественной литургии, становятся свидетелями Тайной вечери. Бескровная Жертва Спасителя приносится вне времени, то есть Святые Дары, которыми причащаются верующие люди, есть Тело и Кровь Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

По словам матушки В., подобный случай произошел и в Волгограде. Там при фотографировании иконы Божией Матери Одигитрии полученное изображение разделилось на две части, где на одной стороне было изображение фотографируемой иконы, а с другой стороны было изображение этой иконы, где Богородица тоже была в кольчуге и в шлеме, а Младенец был одет в красный хитон. При попытке отделить образ Богородицы в кольчуге от изображения Богородицы Одигитрии, изображение опять поделилось на два образа. Поэтому Волгоградский образ состоит из двух изображений: Богородицы Одигитрии и Богородицы в кольчуге. Один из паломников в Почаевской Лавре видел подобный образ Богородицы в кольчуге и шлеме, только шлем Богородицы был дополнен защитным щитком от удара саблей по глазам. Подобный случай был и в Киеве. Кроме того, стало известно, что в Свято-Введенском Верхтеченском женском монастыре Курганской епархии было явление монаху Серафиму Пресвятой Богородицы. Она явилась ему в шлеме, кольчуге и с крестом в руке и дала повеление написать такую икону, как Она была явлена, и назвать этот образ Богородицей Русской. В этом монастыре была написана первая икона, тропарь и кондак. Впоследствии икона Богородицы была названа . Списки с иконы из Курганской епархии и с явленного Боголюбского снимка стали почитаемы по всей России. Символическое значение брони, шлема, креста в руке Богородицы дано в двух посланиях апостола Павла. (Первое послание апостола Павла к Солунянам 5,8) . (Послание апостола Павла к Ефесянам гл. 6 СТ.10 - 17) < Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.>

http://pravicon.com/info-614

Рождество Христово в Великом акафисте Великий акафист нередко называют акафистом на Благовещение – и в самом деле, Акафист тесно связан с этим праздником. Однако содержание гимна не исчерпывается лишь этой темой: в исторической части Акафиста отражены и рождественские сюжеты, и встреча с Симеоном, и бегство в Египет. 8 января, 2012 Великий акафист нередко называют акафистом на Благовещение – и в самом деле, Акафист тесно связан с этим праздником. Однако содержание гимна не исчерпывается лишь этой темой: в исторической части Акафиста отражены и рождественские сюжеты, и встреча с Симеоном, и бегство в Египет. 8 января — Собор Пресвятой Богородицы Великий акафист (акафист Пресвятой Богородице, акафист «Взбранной Воеводе…» или просто Акафист) – произведение византийской гимнографии, созданное неизвестным автором не поздне 626 года (возможно, существенно ранее). Этот гимн нередко называют акафистом на Благовещение – и в самом деле, Акафист тесно связан с этим праздником: достаточно сказать, что первый кондак и первый икос Акафиста одновременно представляют собой кондак и икос благовещенского канона. Однако содержание гимна не исчерпывается одним лишь благовестием архангела Гавриила: в исторической части Акафиста (1-й икос – 7-й кондак) отражены и рождественские сюжеты, и встреча с Симеоном, и бегство в Египет. Акафист Пресвятой Богородице Скачать Скачать Акафист Пресвятой Богородице (текст) Первое из событий рождественского цикла, нашедшее отражение в Акафисте, – «смущение Иосифа». Вот как говорит об этом Евангелие: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Мф 1: 18–19). Византийский же гимнограф, в соответствии с общей стилистикой своего произведения, отходит от простоты евангельского текста, и расцвечивает строфу метафорами и эпитетами: «Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, целомудренный Иосиф смятеся, к Тебе зря небрачней, и бракоокрадованную помышляя…» (4-й кондак).

http://pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo-v-...

Скачать Акафист — это священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: Они расположены сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским «Аллилуйя», каждый икос — приветствием архангела «Радуйся…». Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу пятой седмицы Великого поста он входит в состав богослужения и поется на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером) не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода. Каждое отделение начинается и кончается пением первого кондака: «Взбранной Воеводе…» и пр. Фото: spbda.ru Акафист написан в VII веке, по мнению многих, диаконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу Акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери. Наша Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми. Отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 48). Читайте также — Похвала Пресвятой Богородицы Эти слова Божией Матери читаются во время Божественной Литургии в дни Богородичных праздников. Слышатся они и за нашими вечерними богослужениями. В них заключен глубокий пророческий смысл. Фото: spbda.ru Похвала Пресвятой Богородицы. История праздника На заре христианских времен из небольшого города Назарет идет в другой малоизвестный город в нагорной области Иудеи бедная, незнатная Дева, чтобы приветствовать свою родственницу Елизавету. И когда Она вошла в дом и приветствовала ее, то, как повествует святой евангелист Лука, «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1, 41-43). Исполнившись того же пророческого духа, и Пресвятая Дева сказала о Себе: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды».

http://pravmir.ru/subbota-akafista-poxva...

Проф. К. Крумбахер в венском кондакаре XII в. – S. G. 96 нашел другую доселе неизвестную в целом виде вступительную строфу акафиста, стоящую там пред Взбранной Воеводе и читающуюся так: « Ο παυμεθα κατ χρος νυμνοντες σε Θεοτκε και λγοντες. χαρε κεχαριτωμνη 101 )». Другой немецкий ученый П. Маас указал, что данная строфа и первая строфа собственно акафиста – Ангел предстатель помечены как образцы ритма для одного кондака св. Романа Сладкопевца о целомудренном Иосифе. О строфе Взбранной Воеводе там совершенно не упоминается 102 . А. Керамевс полагал, что названная пометка есть дело позднейшего переписчика или певца 103 , но проф. Крумбахер нашел неизвестный доселе кондак Романа на Благовещенье, в котором употребляется акафистный припев – Радуйся Невесто неневестная, а в последней строфе есть несколько ублажений Богородице, аналогичных ублажениям акафиста 104 . Так как по исследованию того же П. Мааса св. Роман жил в конце V и первой половине VI в. 105 , то, значит, строфа Взбранной Воеводе появилась лишь после VI в., самый же акафист, вероятно, существовал уже при Романе и никакого отношения к вышеуказанным осадам Константинополя не имеет. Это ясно показывает и содержание самого акафиста: в нем не только нет упоминания о названных событиях, но мало говорится даже о войне вообще: единственный раз, когда этот предмет там затрагивается вскользь, это – тирада из 23 строфы – «радуйся, ею же воздвижутся победы, радуйся, еюже ниспадают врази». Но такие общие фразы можно найти во многих византийских песнопениях в честь Богородицы. И это совершенно понятно в виду того, что она считалась покровительницей Константинополя. Поэтому и в акафисте следовало даже ожидать какого-либо выражения в этом роде. Если внимательно перечитать акафист, то нельзя не заметить, что его содержание производит двойственное впечатление. По воззваниям, начинающимся словом – радуйся, он обращен к Богородице. Но очень многие строфы его обращены ко Христу, например, – 11-я Проповедницы богоносные, 12-я Возсиявый во Египте, 13-я Хотящу Симеону.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

е. Богоматери) благодарственные песни» – и только. – Хронист Г. Амартол относит составление акафиста к избавлению 678 г.: «тогда же, говорится в его хронике, установлен был τυπθη акафист и кондак пресвятой Богородице – Взбранной Воеводе, равно как Предстательство христиан и Моление теплое 99 ». В 1904 г. немецким ученым П. фон-Винтерфельдом в одной латинской рукописи не позднее IX в. найден был латинский перевод акафиста с таким заглавием: «Imnus Sanctae Dei genitricis Mariae victoferus atque salutatorius a sancto Germano patriarcha Constantinopolitanorum rithmice compositus» 100 ). После этого заглавия в рукописи идет рассказ о победе византийцев над арабами под стенами Константинополя в 717 г. Таким образом внешние известия о происхождении акафиста расходятся между собой. По своей форме акафист принадлежит к особому роду древних песнопений – т. н. кондаков . В нынешних богослужебных книгах от этих песнопений сохраняется обыкновенно лишь по 2 строфы, известных под именем кондака и икоса: только два всего кондака избегли этого сокращения – акафист, состоящий из 25 строф и заупокойный кондак некоего Анастасия – Сам един ecu бессмертный, находящийся в чине священнического погребения, содержащий в себе 26 строф. Строфы кондаков, или т. н. по древней терминологии икосы, обыкновенно связываются каким либо акростихом. Так в акафисте акростихом служит алфавит, причем буква а стоит в строфе – Ангел предстатель. Таким образом первая строфа – Взбранной Воеводе оказывается вне акростиха и могла быть составлена не автором акафиста, а кем-либо другим. В высшей степени характерно, что Г. Амартол отделяете первую строфу от остального текста акафиста. Это отделение совершенно правильно. Строфа Взбранной Воеводе несомненно, составлена была по поводу какого-либо из вышеперечисленных избавлений Византии: об этом совершенно ясно говорится в ее содержании, где избавленный Богородицей от бедствия ее город (греч. – не рабы твои, а πλιςσου обещает воспеть ей благодарственные песни. Но что и остальные строфы акафиста также обязаны своим происхождением указанным событиям, это в высшей степени сомнительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

3) Чтение: «Приидите поклонимся» (3-ды), по указанию некоторых (см. Пособие, 329 стр.), от нед. ап. Фомы до Вознесения на всех часах отменяется. Но в Уставе о начале 9-го часа определённо сказано, что, после «Христос воскресе», следует «Трисвятое», «Отче наш», «Господи помилуй», 12 раз, «Слава, и ныне», «Приидите поклонимся», 3-ды; судя по этому, и на прочих часах Уставом предполагается чтение: «Приидите поклонимся»; во всяком случае, по обычному порядку, начало 3-го часа – одинаково с совершаемым отдельно 9-м часом (сн. 841 стр., 5 прим.). – См. 648 и 670 стр. печатного оригинала. 4) В богослужебных книгах они называются «богородичными часов» (Уст., 24 фвр.). 5) После этой молитвы всегда поётся «Взбранной Воеводе» (см. Обих. нот. пен. и «Служ. 1-я седм.»); в практике, впрочем, встречается однажды в год исключение: в некоторых местах 25-го дек., вместо «Взбранной воеводе», поют «Дева днесь» (см. Ц.В. 1893, 23). – Сообразно с указаниями Устава, молитву: «Христе, свете истинный», должен читать священник: в последовании понедельника 1-й седм. Вел. поста в Уставе говорится: «таже молитва: Христе свете истинный, глаголется от предстоятеля»; а в «Служ. 1-я седм.», в последовании 1-го часа, пред этой молитвой стоит надпись: «таже священник молитву». – Уже из того обстоятельства, что эту молитву предписывается читать священнику, можно заключить, что ей придаётся особое значение; а потому тем прискорбнее бывает слышать, что не успеет священник сказать: «Христе, свете истинный», как тут же, на перебой ему, начинают петь: «Взбранной Воеводе» (Рук. д.с.п. 1887, 8). – Поклонов на часах, «аще есть Бог Господь», а не «Аллилуиа» (см. 861 стр. 11 прим.), «не творим, ниже конечное трисвятое; но все просто поем. Такожде (как и 1-й час) поем 3-й, 6-й и 9-й час (Уст., 9 гл.). 6) Когда полагается отпуст на часах, то иерей произносит: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе» (Служеб., последов. утрени); лик – «Слава, и ныне», «Господи помилуй», 3-ды, «Благослови», и затем иерей произносит самый отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

ОТВЕТ : Совершенно неправильно. Совершать литургию при отверстых царских и боковых вратах можно только на Пасху, во весь период Светлой седмицы. Архиерейская литургия также совершается от начала и до причащения священнослужителей при отверстых царских (но не боковых) вратах, и в этом её отличие от обыкновенной, иереем совершаемой литургии. Отверзать не только завесу, но и царские врата, при возгласе: «двери, двери, премудростию вонмем!» на обычной иерейской литургии это незаконное притязание на прерогативу архиерейского служения. Это – «модернизм», явившийся в результате революционными настроениями навеянного живоцерковного и обновленческого движения в нашем духовенстве и покушавшийся одно время на полное упразднение не только царских врат, но и иконостаса и даже самого алтаря, чтобы молиться «по-демократически», «вместе с народом» и «среди народа». 91. ВОПРОС: В одном из приходов на отпусте по окончании утрени во все дни поётся «Взбранной Воеводе», включая все праздники, воскресные дни, будние дни и др. церковные периоды времени. Правильно ли это, согласно церковного устава? ОТВЕТ : О пении «Взбранной Воеводе» по окончании утрени и соединяемого обыкновенно с нею первого часа вообще ничего не говорится в церковном уставе. Поётся это песнопение всегда в конце первого часа после произносимой священником заключительной молитвы: «Христе Свете истинный» не по уставу, а «по обычаю» , т. е. по введенному издавна и принятому всеми обыкновению. Но в некоторых местах России существовал обычай в пасхальный период года, вместо «Взбранной Воеводе», петь кондак Пасхи: «Аще и во гроб», на Рождество Христово – «Дева днесь», а кое-где – во все двунадесятые праздники петь кондак праздника. Надо, однако, помнить, что всё это «обычай», а не церковный устав, который ничего подобного не предписывает. 92. ВОПРОС: На отпусте вечерни «Благословение Господне на вас», после совершения праздничной литии, полагается ли священнику благословлять народ кадилом и хлебами, вином и елеем или только рукой?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010