- Однажды ко мне обратился приятель, попросил взять на экскурсию свою тётю. Когда мы подъехали к Троицкому подворью, где в своё время находился в заключении патриарх, женщина вдруг воскликнула: «А вот здесь, на 3-м этаже, я жила в детстве! Из этого подъезда увезли в 30-е годы моего отца, а в доме напротив на балкон по утрам выходил какой-то дядя и делал зарядку». Как выяснилось, «дядей» был Лаврентий Берия. Таким образом наши экскурсии нередко переплетались с живыми воспоминаниями экскурсантов. Постепенно мы стали расширять географию - ездить в Дивеево, Оптину пустынь. У нас появились постоянные не просто клиенты или партнёры, а настоящие друзья. Что труднее - прорубать окно или конкурировать? Поначалу служба «Радонеж» не была конкурентом для профессиональных турфирм. Их сферы деятельности практически не пересекались. Но постепенно на рынке становилось теснее. Появились последователи. А религиозную тему стали эксплуатировать и те, кто не очень знаком со спецификой паломничества. - Трудно сравнивать сегодняшнюю ситуацию с тем, что было 30 лет назад, - говорит Юрий Ахметович. - Проблемы очень уж разные. Тогда нам негде было перенимать опыт - мы сами его создавали. Но и поле деятельности открывалось огромное. Теперь за клиентов идёт борьба. Но сегодня в паломническом туризме много непрофессионализма. А наш козырь - тесная связь с настоящей церковной жизнью. Мы организуем поездки, в ходе которых турист может не только узнать историю религиозных памятников, но и побывать на церковной службе, причаститься, исповедаться. Есть у нас и религиозно-просветительские путешествия, и миссионерские поездки, и классическое паломничество, и образовательные туры. От Синая до Соловков Выбор маршрутов для современного паломника у «Радонежа» велик. Не зря девиз службы остаётся неизменным: «От Синая до Соловков». Ведь русское паломничество и складывалось из двух ветвей: путешествия на Святую землю и по святым местам Руси. Вот и сейчас большим спросом пользуются однодневные поездки по святыням Подмосковья - от Троице-Сергиевой лавры до Иосифо-Волоцкого монастыря. А летом на пике популярности туры на Валаам и Соловецкие острова.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyun/28/vsyo...

Вообще для бОльшего числа людей вокальная музыка просто более понятна. К симфонической музыке нужно привыкать. Если человек с детства не обучен слушать симфоническую музыку, в зрелом возрасте ему трудно приобщиться к ней. Поэтому своих детей мы стараемся приучать слушать и симфоническую, и хоровую музыку прямо с пеленок. - Какое влияние оказывают друг на друга эти две, на первый взгляд, разные сферы: хора и оркестра? Какие примеры Вы могли бы привести из своего дирижерского опыта? - В нашем хоре Подворья Троице-Сергиевой Лавры поют профессиональные музыканты, люди светские, не монахи. А для того, чтобы светскому человеку понять, что такое молитва, нужно пройти определенный жизненный путь. Пока не все в хоре готовы воспринимать объяснения исключительно на духовном уровне. Поэтому мне нужно обращаться к ним языком притч, приводить примеры, которые всем понятны. Однажды мы исполняли концерт в Рахманиновском зале, а потом издали диск, где была записана в том числе стихира архимандрита Матфея (Мормыля) по 50-м псалме в праздник преподобного Сергия Радонежского. Владыка всегда старался присутствовать на репетициях, но эту стихиру услышал уже на концерте и попросил рассказать, как получилось так молитвенно спеть. На репетиции разучиваю с ребятами это песнопение и вижу: все не то, скучно поют. А там, действительно, ноты совсем простые и певцам как будто не очень интересно это исполнять. Владыка неоднократно мне говорил об этом: профессиональным музыкантам сложно петь простую музыку. Они не видят в ней чего-то особенного для себя. Это так же, как с человеком, который привык есть вкусную и изысканную пищу: ему простую кашу съесть трудно. Может быть, банальный пример, но верный. Меня такое пение не устроило, говорю: «Стоп. Все мы с вами учились в консерватории. Кто знает такой жанр, как инструментальный концерт?». Руки поднимаются вверх, то есть все знают. Далее спрашиваю: «Вы себе четко представляете среднюю часть инструментального концерта?».А это тихая музыка, исполненная внутреннего созерцания, как правило, в медленном темпе. Музыка, исполненная самых возвышенных чувств, которые уже где-то приближаются к молитве. «Пожалуйста, вспомните произведение из классики, которое вы можете принять как некую аллюзию, ассоциацию на вторую, медленную часть инструментального концерта». Эффект был удивительный! Люди живо это восприняли и в итоге спели глубоко, душевно и духовно. Так в нужный момент была найдена соединительная нить между духовной и светской, хоровой и оркестровой музыкой.

http://ruskline.ru/opp/2017/iyul/18/horo...

Я помолился с ними немного, благословил их кроватки, дал им приложиться к мощам св. Арсения Тверского, вложенным в малую золотую с гранатами панагию, которая была на мне; они также имеют св. мощи, которые мне являли. Между тем в соседней комнате приготовлен был чай; я прочитал: «Пресвятая Троице!..» и благословил стол, на коем был самовар. В. к. Сергий сел разливать, я подле него слева, подле в. к. Павел, по другую сторону Дмитрий Сергеевич и еще дама придворная полузнакомая, но забыл я кто именно. Разговора за чаем не помню, кажется, об общих с дамою знакомых и о Горном институте. Разливатель чая очень внимательно осведомлялся о моих вкусах. Выпили чашки по две, немного помедлили, и я встал. По молитве простились, и они все провожали меня. При этом я был спрошен, когда буду дома, ибо великие князья желают посетить меня и поблагодарить за нынешний день. Я сказал, что для меня первый свободный день будет во вторник. «Итак, мы придем пешком, в два часа». Мы расстались. Был 10-й час, когда я возвратился. Тотчас начал в келии всенощное и другие приготовления к служению, под сильными и отрадными впечатлениями дня. Нарядясь в светлое платье, по приличию дня, в назначенный час, сев с братом в карету, поехали мы в Горный институт. Сегодня уже прямо к главному крыльцу института мы подъехали... 1 25 и 26 апреля (1874 г.) на Саввинском подворье в Москве, В. Коптева, м. 1874 г. стр. 18. 2 Крестную мать спою Пелагею Сергеевну он называл благодетельницей в смысле любви её и благочестивого направления данного крестнику. 3 Воспоминания о кадетской жизни генерала Н. П. Слепцова, Леонида, еп. Дмитровского, Спб. 1874 г., стр. 11. 5 Письма митр. Московского Филарета к наместнику св. Троицкой Сергиевой Лавры, архим. Антонию, ч. 1, стр. 369, м. 1877 г. 8 Разумеется здесь статья, напечатанная потом, в 1874 г., под заглавием: «Воспоминания о кадетской жизни генерала Н.П. Слепцова». 10 Надобно заметить, что у ходатаев произошла ошибка. Просил за племянницу, дочь родного брата, о. Порфирий, а фамилия его Попов. Без дальних, разумеется, справок и столи просить за Попову, между тем, как нелепое обыкновение менять фамилии, дало брату о. Порфирия фамилию Зосимовского. Примеч. автора письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

     29 января – международный День без интернета. Кто-то откажется от всемирной паутины, а кто-то по традиции пойдет в Фэйсбук читать ленту новостей. «Фома» попросил ряд близких для редакции людей рассказать о том, что их сподвигло отказаться или наоборот, активно использовать социальные сети. Почему в моей жизни есть соцсети Жизнь глазами друзей Протоиерей Павел Великанов, настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде Мы свободны выстраивать свои отношения с социальными сетями так, как мы хотим, а не так, как нас «вынуждают». Я не противник социальных сетей, но при этом я спокойно провожу без них достаточно много времени, могу неделями ничего не публиковать и не испытываю от этого никакого ущерба или комплекса, что вот, какой кошмар, день прошел, а я ничего не посмотрел, не написал, меня никто не лайкнул. Какие проблемы?.. Не зависать в социальных сетях достаточно просто— надо крепче зависать в реальной жизни. И тогда ни времени, ни желания заниматься таким вот эскапизмом, в общем-то, не будет. Первая причина, почему в моей жизни есть соцсети, — для меня это специфический срез текущей жизни глазами моих друзей. В последнее время я практически совсем не захожу на новостные сайты, потому что все интересное и значимое, что происходит в мире, обязательно будет отражено в моей ленте, будет отрефлексировано моими друзьями. А если не будет — значит, это пустое, это не цепляет. То есть в социальных сетях я нахожу новости с человеческим лицом— не формальные, как в информагенствах, а уже отчасти переваренные теми людьми, с которыми меня что-то соединяет. Вторая причина: социальные сети — это возможность предметного разговора на разные темы, который невозможно вести другим образом; возможность достаточно быстро получить внятную и выраженную в словах и эмоциях реакцию на то или иное сообщение. Третья причина: поскольку круг моих друзей в соцсетях так или иначе коррелирует с моими интересами, то шанс встретить там важную для меня информацию выше, нежели чем я просто буду бродить по каким-то просторам интернета в надежде найти то, что меня интересует.

http://pravoslavie.ru/100575.html

Статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро Если все это так, то для христианина город – это не тюрьма. Это поле для деятельности, это возможность для служения. Пользуясь евангельским образом, христианин в городе — соль, которая существует для того, чтобы город не сгнил. Он — свет для того, чтобы город не погрузился во тьму. Христианин знает, что, не научившись жить с людьми, не похожими на него, едва ли он сможет войти в иной город, где улицы — «чистое золото, как прозрачное стекло», который «не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его», «ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет». Подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 19 сентября, 2014 8 сентября, 2014 23 декабря, 2019 28 ноября, 2019 15 января, 2019 18 августа, 2017 25 апреля, 2016 6 ноября, 2015 12 ноября, 2014 19 сентября, 2014 8 сентября, 2014 23 декабря, 2019 28 ноября, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/chelovek-v-gorode-ot-v...

Эта встреча, как он потом вспоминал, протянула в нем тонкую ниточку к истории христианства, к вере. Но он шел к этому долго, претерпевая множество сомнений, искушений. Его привели к вере и поэты XIX века: и Пушкин, и Батюшков, и даже Фет, которого некоторые до сих пор считают атеистом, а отец Лазарь убедительно доказал, какую роль играло православие в жизни Фета, и что на самом деле тот был глубоко верующим человеком. Фото из личного архива Натальи Афанасьевой Монах и исследователь Оптиной Пустыни Став монахом уже на пороге старости, отец Лазарь по множеству своих недугов не мог нести обычные монашеские послушания, и поэтому в самой Оптиной Пустыни он не жил. На протяжении почти четверти века он сердцем пребывал там, а жил в Москве или Сергиевом Посаде. Из Оптиной, как он сам вспоминал, мешками привозили ему старинные документы из библиотеки, из сохранившегося архива, документы, которые никогда не публиковались. И он приступил, пожалуй, к своему главному труду – написанию истории Оптиной Пустыни. Эту историю он решил написать в портретах Оптинских старцев. И оказалось, что многие его прежние герои – писатели и поэты – связаны были с Оптиной:  русскую литературу XIX века трудно представить без влияния этого духовного центра. Получилась книга не только об истории обители, но и об истории  духовного влияния Оптиной на всю русскую жизнь, не только на литературу, И вот недавно, уже после смерти отца Лазаря, эта его главная работа увидела свет в издательстве Московского подворья Троице-Сергиевой лавры. Книга называется «Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители». Главное достоинство прозы отца Лазаря – его стиль, восходящий к пушкинской прозе: простота, ясность в выражении своих мыслей, чистота слога, нами уже забытая, чуждость всякому пафосу и велеречивости, и в тоже время – величайшее благоговение. Когда читаешь отца Лазаря, то сразу проникаешься благоговением к тому предмету, к той личности, о которой он пишет, – это передается через слог, почти утраченное искусство в нашей литературе.

http://pravmir.ru/monah-lazar-i-russkaya...

ЖМП 6 июнь 2013 /  Нельзя быть христианином и при этом ни в чем себе не отказывать Главная забота правящего архиерея — создание живой традиции веры в вверенной ему епархии. Честный разговор о практических сторонах этого нелегкого пути может оказать неоценимую помощь недавно рукоположенным архиереям. О проблемах развития приходской жизни, духовных основах служения епископа и воспитании пастырей рассказывает митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, который несет служение на Саратовской кафедре уже почти десять лет. — Ваше Высокопреосвященство, некоторые наши читатели хорошо помнят те времена, когда вы были настоятелем московского подворья Троице-Сергиевой лавры. В чем вы видите основные различия церковной жизни в Москве и в Саратове? — За годы, в течение которых я служу на Саратовской кафедре, интенсивность церковной жизни у нас и в Москве практически сравнялась. Об этом можно говорить достаточно определенно. Хотя, конечно, в столице успели сделать гораздо больше для просвещения и воцерковления людей. Когда я только приехал в Саратов в августе 2003 года, у меня было такое чувство, будто я снова вернулся в начало 1990-х. Нельзя сказать, что верующих людей в Саратове в процентном отношении было намного меньше, чем в Москве. Но, например, в столице, будучи настоятелем, я был уверен, что самые известные книги о Церкви и духовной жизни прочитали почти все активные прихожане. В Саратове же я увидел, что здесь людей, знакомых с духовной литературой, не так много. Это было заметно. — Что вдохновляло вас в начале вашего епископского служения, и можно ли говорить о том, что за прошедшие десять лет что-то в вашей мотивации изменилось? — Я сам не москвич, но значительную часть жизни провел в лавре и в Москве, кроме того, учился в Болгарии. И у меня было немало трудностей, связанных с новым местом служения. Трудно было сразу найти общий язык с паствой Саратовской епархии, узнать ее. Сейчас, как правило, большая часть молодых архиереев как раз родом из тех мест, где им предстоит нести архипастырское служение. Они могут гораздо быстрее сориентироваться в ситуации, ведь они знают, как строится церковная жизнь в этой местности. Хотя иногда в этом есть и свои минусы. Что перевесит — радость служения на своей земле, где тебя поддерживает твоя паства, или самоуспокоенность, когда нет желания ничего кардинально менять, это уже зависит от самого архиерея. Свежий взгляд и завышенная планка ожиданий зачастую действуют положительно.

http://e-vestnik.ru/church/byt_hristiani...

По дороге мы любовались видами Греции и слушали по радио современные мелодии греческой популярной музыки. Сильное напряжение и волнение от переезда и перелета начало проходить… Но перед Афоном меня ждет еще одно искушение… Приехав в Уранополис, нас довезли до гостиниц где мы должны располагаться, я должен был остановиться в Македонии – известной всем паломникам, но в ней не оказалось почему то свободный мест и нас пятерых хозяин гостиницы Македония, зовут его Стелос, отвез на своем микроавтобусе в другую свою гостиницу, (Ксениос Зейс), которая была намного ближе и удобнее расположена от офиса где выдают диамонитирионы (Афонская виза) и от билетной кассы на паромы. Отель Македония Отель Ксениос Зейс В автобусе я познакомился с паломником из Москвы Александром, с которым оказались в соседних номерах гостиницы, и со стареньким монахом из Москвы который служит в подворье Троице-Сергиевой Лавры, отцом Венедиктом, позже мы с ним встретились еще на пароме. Немного отдохнув, мы вместе с Александром пошли погулять по Уранополису, посмотреть где расположен офис, в котором утром нам нужно получить диамонитирионы, и билетная касса на паром. Здесь выдают диамонитирионы Александр искупался в Эгейском море, температура воды тогда была +17%, для местных жителей это еще не купальный сезон, купались только русские. Ближе к вечеру мы пошли поужинать в ресторан KRITIKOS, который был рядом с нашей гостиницей, его рекомендовали еще до поездки как очень приличное место. Ресторан KRITIKOS Очень вкусно поужинав, мы пошли в гостиницу отдыхать, ведь утром – АФОН! Утро не предвещало ничего плохого, ласковое солнце, свежий морской ветерок, и вот с Александром мы в 7-00 идем за диамонитионами. Офис работает с 7-30, но служащие пришли пораньше, к 7-00 уже открылись, встав в очередь, мы ждали своего часа… все получали визы без проблем и быстро, когда я подал свой загранпаспорт, грек на меня несколько раз посмотрев передал его соседу, а тот уже сказал что на меня диамонитириона нет! Представьте мое состояние!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1137

Незнайка и потребительский кредит и другие неустаревшие истории из романа-сказки Носова //Фома. - – март 2019. – С.84-85. – (раздел « Культура », рубрика « Школа “Фомы”. Книга. Стоит перечитать »).   Строфы: Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир». Дмитрий Сухарев. Звёздочка, свети . Подборка стихотворений 1963-2005 гг. (Утро/«Вот первый луч, собрат луча второго…»/; Лес/«Что ни говори, а лес лечебен...»/; «Известно ль вам, что значит - жечь...»; А и Б/«А: Поэзия есть обнажение смысла...»/; Музыка Бизе. Рождественская песня/«Во хлевине ли, в хлеву, в тесной клети...»/; «Верный дурацкой привычке писать только то, что вижу…». Автор вступ. заметки Павел Крючков , заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунок Ксении Наумовой//Фома. - – март  2019. – С.86-87. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »). Что читать:  Представлены и отрецензированы издания:  Протоиерей Павел Великанов . Самый Главный Господин : Рассказы. - М.: Никея, 2018. - 224 с./Представляет Иван Григорьев //Фома. - — март 2019. - С.88. - (раздел « Культура », рубрика « Что читать »). Когда-нибудь хотели почитать блог священника, но на бумаге? Это издание определенно вам подойдет. Его автор — настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лавры и отец четверых детей. Литературное понятие малой формы здесь раскрывается во всей полноте: большая часть текстов занимает по две странички, а то и меньше. Почти как в фейсбук-ленте (деятельность организации запрещена в Российской Федерации): воспоминания о семинарских годах чередуются с историями из повседневной жизни и наоборот. В данном случае это только плюс, потому что в сочетании с хорошим слогом делает чтение невероятно легким: начинать и заканчивать можно в любом месте. Среди главных тем — путешествия, в том числе на Святую Гору Афон, воспитание детей, учеба в семинарии, да и просто наблюдения из жизни священника со всеми вытекающими: множеством знакомств, правдивых историй и искренних переживаний об окружающих.       Книга предлагает редкую возможность приобщиться к духовному и житейскому опыту батюшки. Главное в ней — светлое и спокойное настроение текстов и трогательная внимательность автора к миру и проявлениям, зачастую неочевидным, Божественного присутствия в повседневных вещах.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-191-...

2) Не согласуются между собой типы подчинения монастырей и регламент их открытия/упразднения и утверждение кандидатуры игумена. Если назначение наместников/игуменов ставропигиальных монастырей очевидно относится к компетенции Патриарха (и Синода ?), то почему монастыри, находящиеся в каноническом подчинении епархиального архиерея, получают свой статус и игумена из центра? В контексте разукрупнения епархий и образования митрополий было бы логично координационные функции архиерейской власти в делах монастырей свести если не сразу на епархиальный, то, по крайней мере, на митрополитанский уровень. Если поставление игумена производит епархиальный архиерей, то он и должен принимать решение об утверждении его кандидатуры. В противном случае административная власть архиерея расходится с его сакраментальной властью! 3) Типы подчинения монастырей представлены непоследовательно. Приписные монастыри ничем не отличаются от епархиальных, находясь в той же канонической зависимости от епархиального архиерея, неважно, какой епархии. Вообще, приписные монастыри – явление временного характера, что необходимо проговаривать отдельным пунктом. В реальности русской церковной жизни у монастырей имеются скиты в других епархиях – об этом нигде не сказано в положении. Или они все – приписные? Тогда не ясно, почему обладание приписного монастыря не стоит наряду со скитами и подворьями. За то упущено из виду очевидное разделение епархиальных монастырей на «архиерейские», управляемые правящим архиереем через наместника, и «простые», управляемые игуменом и зависящие от архиерея только в вопросе утверждения кандидатуры игумена и его поставления, рукоположения насельников и церковного суда. Если ввести такое четкое деление, то снимается напряженность между архиереями и монастырями, управляющимися одними игуменами. Наконец, не отражены случаи управления ставропигиальных монастырей викарными архиереями в должности игуменов (напр. Троице-Сергиева лавра, Новоспасский, Донской и Валаамский монастыри в России, Киево-Печерская, Почаевская и Святогорская лавры на Украине). В отличие от других ставропигиальных монастырей такие игумены в архиерейском сане могут быть наделены полномочиями для самостоятельного решения вопросов о рукоположении насельников и церковного суда над ними, аналогично епархиальным архиереям. В последнем случае Священноархимандрит монастыря является лишь апелляционной инстанцией для несогласных с решением игумена-архиерея.

http://bogoslov.ru/article/2755236

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010