И. Введенского о помиловании приговоренных к расстрелу по делу петроградского духовенства и верующих 5 июля 1922 г. Ходатайство группы духовенства “Живой церкви” о помиловании приговоренных к расстрелу по делу петроградского духовенства и верующих 6 июля 1922 г. Записка Г. Е. Зиновьева в Политбюро ЦК РКП (б) И. В. Сталину о двух ходатайствах относительно помилования приговоренных к расстрелу по делу петроградского духовенства и верующих 7 июля 1922 г. “Протокол совещания по вопросу о возможности смягчения наказания петроградских церковников, приговоренных к высшей мере наказания 5-го июля 1922 г.” 12 июля 1922 г. Постановление Политбюро ЦК РКП (б) о приговоренных к расстрелу по делу петроградского духовенства и верующих. Из протокола заседания Политбюро 17, п. 16 от 13 июля 1922 г. Ходатайство протоиерея А. И. Введенского перед А. И. Рыковым о помиловании приговоренных к расстрелу митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) и архимандрита Петроградского подворья Троице-Сергиевой Лавры Сергия (Шеина) по делу петроградского духовенства и верующих 25 июля 1922 г. Записка секретаря Президиума ВЦИК А. С. Енукидзе И. В. Сталину с изложением ходатайства Президиума ВЦИК о помиловании приговоренных к расстрелу по делу петроградского духовенства и верующих 2 августа 1922 г. Постановление Пленума ЦК РКП(б) об отклонении ходатайства Президиума ВЦИК о помиловании приговоренных к расстрелу по делу петроградского духовенства и верующих. Из протокола заседания Пленума 3, п. 5 от 2 августа 1922 г. Постановление Политбюро ЦК РКП (б) о введении заместителя наркома юстиции П. А. Красикова в состав Комиссии по руководству церковными процессами. Постановление Политбюро ЦК РКП(б) “об изменении меры пресечения” патриарху Тихону. Из протокола заседания Политбюро 13, п. 6 от 21 июня 1923 г. Комментарии Дело «О судебном процессе по делу Патриарха Тихона (Белавина)» Инструкция Л. Д. Троцкого для печати по поводу изъятия церковных ценностей марта 1922 г.] “Протокол Секретного Совещания Президиума ГПУ” об отношении к патриарху Тихону и о процессах против духовенства 3 мая 1922 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 Традиция знает трех человек, которые в разное время, вероятно, были духовниками святителя Тихона. Документально это подтверждается в отношении иеромонаха Порфирия (Горшкова; Отец Порфирий с 1895 г. был насельником Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры, духовным сыном преподобного Варнавы Гефсиманского. В 1910 г. он был рукоположен во священника, а с 1915 г. он состоял в братии Троицкого Сухаревского (с 1917 г. — патриаршего) подворья. Там находилась резиденция митрополита Московского, а затем — патриарха Тихона. В 1922 г. отец Порфирий был арестован вместе с патриархом Тихоном и 6 месяцев отсидел в тюрьме. Последние годы жизни, вероятно, провел в Сергиевом Посаде. (Использованы данные из Базы данных о новомучениках и исповедниках Российских Православного Свято-Тихонов­ского Богословского института). 33 Возможно, речь идет о второй ступени духовной жизни согласно “Лест­вице” — о беспристрастии. — Ред. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/nashi-prihodskie-batyu...

Вот мы в свое время, спустя три-четыре месяца с начала жизни и работы в Саратовской епархии, озаботились составить такого рода словарь, такую памятку для журналистов, пишущих в светских СМИ о Церкви. Мы ее регулярно рассылали, размещали у себя на сайте, и это помогло, это начало работать. На самом деле, в церковной жизни человеку внешнему, может быть, разобраться сложнее, чем в каких-то иных специальных областях: барьер какой-то мешает. Он, может быть, не совсем естественный, это некие стереотипы, которых на самом деле в журналистском сознании быть не должно, потому что журналист не должен быть человеком со стереотипами, но, тем не менее, он присутствует. И здесь мы должны проявлять определенную деликатность и не смеяться над журналистами, не обижать их. Ведь мы все думаем, что это они нас обижают, что это нам надо как-то за себя постоять. Нет, на самом деле мы сами их очень часто обижаем, и даже не замечаем того. — Расскажите, пожалуйста, а как Вы начинали работать в Саратове, я так понимаю, что пресс-службу Вы создавали с самого начала, с нуля? — Владыка Лонгин приехал в Саратов в 2003 году, и с ним мы, несколько человек из братии московского Подворья Троице-Сергиевой лавры. В общем то, во многих епархиях церковная жизнь была к этому времени уже в достаточной степени развита, и епархиальные службы уже работали должным образом. Но в силу стечения ряда вполне объективных обстоятельств получилось так, что в Саратове в этом плане был некий застой, так что Владыке пришлось с нуля создавать многое, причем в кратчайшие сроки, для чего усилия потребовались титанические. И действительно, работа со средствами массовой информации в епархии до того отсутствовала в принципе. Не было практически ни одного журналиста в регионе, который мог бы о Церкви писать что то, что бы отличалось от того, что писал один из героев того же «Золотого теленка», один из пассажиров того же «журналистского поезда». Помните, там был автор, у которого в стихотворении присутствовал такой образ: «стремительно падающим домкратом…».

http://pravmir.ru/igumen-nektarij-morozo...

Если же собеседник умер, не обретается уже в живых, то публиковать свой разговор с ним корректно, наверное, только при условии, что носил он характер нейтральный, не содержал каких-то откровений, в необходимости которых покойный мог бы по размышлении усомниться. Да и в этом случае неплохо было бы посоветоваться с родными умершего, с близкими людьми, если таковые есть. Что же до ситуации, когда интервью, вышедшее уже после смерти человека, не было даже записано на диктофон и при этом как бы подводит итог всей прожитой им до того жизни, то она, мне кажется, вообще уже находится за рамками разговора об этических нормах. Это что-то вроде того, чтобы стащить у покойника его одежду и преспокойно, даже с удовольствием ее носить. Мародерство своего рода. Пришло время, когда лучше вообще ничего не говорить… Протоиерей Павел Великанов, настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде, главный редактор портала Bogoslov.ru  Сам вопрос возникает по причине какой-то тотальной нечестности и коммерциализированности. Дал слово – держи. За слово исповедания люди и жизнь полагали. А если «в изменившихся обстоятельствах» можно абсолютно всё переиграть – значит, пришло время, когда лучше вообще ничего не говорить. Если мы разучились верить даже друг другу – как мы будем верны Богу?… Сохранить любовь к ближнему… Владимир Гурболиков, первый заместитель главного редактора журнала «Фома» Среди журналистов нет полного единства относительно того, что допустимо, а что нет. Границу обозначают государственные законы, но и они не во всех случаях применимы. Например, когда речь идёт об интервью с человеком, который не давал интервью, но не может подтвердить или опровергнуть то, что опубликовано от его имени. Потому что ушёл из жизни. Если аудиозапись разговора не велась, а разговор подан журналистом как прямая речь, то с точки зрения закона, герой интервью может заявить, что его оклеветали, что он ничего подобного не говорил. И скорее всего, по закону был бы прав… Так что интервью по памяти и без воли на публикацию со стороны героя мне кажется сомнительным делом.

http://pravmir.ru/ne-dla-pechati/

Разные люди в разное время находятся в разном внутреннем душевном и духовном состоянии, и только исходя из этого священник решает, как часто может причащаться тот или иной человек, и какое приготовление к Причастию ему необходимо. На благоустроенных приходах, где священник знает своих прихожан достаточно хорошо, иногда допускается Причастие без исповеди. Когда я служил в Москве на подворье Троице-Сергиевой лавры , многие прихожане исповедовались у меня регулярно на протяжении нескольких лет, и я понимал, когда этот человек может причащаться, а когда нет. Скажем, на Страстной седмице я всегда благословлял нашим постоянным прихожанам причащаться в Великий Четверг, в Великую Субботу и в Пасхальную ночь. И тогда в Субботу и на Пасху они не исповедовались, если только за это небольшое время не происходило что-то такое, что отягощало совесть человека, что препятствовало ему с душевным миром подойти к Евхаристической Чаше. Выходил исповедующий священник, исповедовал тех, кто приходит редко и пришел именно на Пасху, а основная масса постоянных прихожан, тот костяк, который есть в каждом приходе, причащались на Пасху без исповеди. И я убежден, что это абсолютно нормально. Но, с другой стороны, есть еще такая вещь, как привычка, и она может сыграть с человеком очень плохую шутку. Потому что человек привыкает ко всему, в том числе и к святыне. Есть где-то, наверное, особые люди, которые всю свою жизнь горят, как факел, и могут не поддаваться привычке, не терять благоговения, горения на протяжении многих лет и десятилетий. Но, честно говоря, они встречаются очень редко. — Да, человек привыкает к святыне, к Причащению. Но к исповеди он тоже привыкает. И от тех, кто считает исповедь перед Причащением необязательной, сегодня часто можно услышать: «Покаяние, перемена ума это шаг " разовый " … Частая исповедь это профанация покаяния». — Человек привыкает и к исповеди, безусловно. Но должен сказать, что многие сегодняшние дискуссии в Интернете инфантильны до крайности: «А как же так, мне не интересно. Я ничего не чувствую… Надо все изменить под меня, любимого, чтобы мне стало интересно и комфортно в Церкви». Такие заявления следствие чудовищной инфантильности. Мы хотим, чтобы те или иные таинства «работали» в нас без нашего усилия, но так не бывает.

http://patriarchia.ru/db/text/2987899.ht...

Дмитрий Анохин 12 ноября 2019 г. 16:59 7 ноября в Яффе (Тель-Авив) состоялись торжества, посвященные 150-летию Подворья Русской Духовной Миссии, на которые собрались сотни православных христиан из Тель-Авива, окрестных городов, многочисленные паломники. Божественную литургию возглавил Патриарший экзарх в Западной Европе, митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний.  Алексей Реутский 7 ноября 2019 г. 18:20 Вчера, 6 ноября, в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) открылись одноименные научная конференция и историко-документальная конференция «Казачество в годы Гражданской войны. Исход», посвященные 100-летию с начала политики расказачивания и первой эвакуации отступавших белых частей из Новороссийска. Аудитория услышала приветствия представителей федеральных органов власти, потомков казаков-эмигрантов, казаков реестровых формирований и общественных объединений различных российских регионов. На пленарном заседании прозвучали доклады отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся на теме истории казачества, в том числе из РГАСПИ, Донского государственного технического университета, Кубанского государственного университета, МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первого казачьего университета), Дома Русского зарубежья им. А.И. Солженицына, Московской духовной академии. Дмитрий Анохин 7 ноября 2019 г. 17:59 В бразильском городе Кампина-дас-Миссоес в штате Риу-Гранди-ду-Сул торжественно отметили 110 лет со времени прибытия первых русских переселенцев на Южноамериканский континент и 107-летия со дня создания русского прихода. 29 октября 2019 г. 15:09 8 октября 2019 года архимандриту Кириллу (Павлову), одному из самых почитаемых пастырей наших дней, исполнилось бы 100 лет. К этой памятной дате в октябрьском номере «Журнала Московской Патриархии» 2019) выйдет статья, где о старце вспоминает один из его духовных чад и насельников Троице-Сергиевой Лавры иеромонах Пафнутий (Фокин).   8 октября 2019 г. 10:00 Вчера, 1 октября, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя общественности представили книжную новинку Издательства Московской Патриархии «Казачество: Отечество, вера, служение» из серии «Слово Святейшего Патриарха». Она представляет собой богато иллюстрированные и талантливо скомпонованные воедино отрывки из первосвятительских обращений к казакам во время различных мероприятий в Донском ставропигиальном монастыре, на Съезде казачьих духовников в 2013 году, на встрече с атаманами казачьих войск в Донском Старочеркасской мужском монастыре и на V Всемирном конгрессе казаков в 2015 году, а также некоторых других праздников и официальных общецерковных событий.

http://e-vestnik.ru/news/page/7/

     В 1999 году Виктор Афанасьев принял монашеский постриг. Он был наречен Лазарем в честь преподобного Лазаря-иконописца. «Постригал его схиархимандрит Илий (Ноздрин) на московском подворье Оптиной пустыни в Ясеневе, – вспоминает Владимир Воропаев. – С этого времени оптинская тема стала едва ли не главной в творчестве монаха Лазаря. Им написаны жития Оптинских старцев (помимо Исаакия и Варсонофия) – преподобных Моисея, Антония, Нектария, – книги " Житница жизни " (2005), " Оптинские были " (2011), " Древо чудоточное " (2011)». Вспоминает Дмитрий Шеваров: «…так родился монах Лазарь. Но это событие не зачеркивало жизнь Виктора Васильевича, которому было тогда уже 67 лет, а венчало его долгий путь поэта, переводчика, литературоведа. Познакомился я с батюшкой благодаря Тамаре Михайловне Казаковой, лингвисту, публикатору святоотеческих текстов, вдове писателя Юрия Казакова. Она сказала, что есть такой исследователь, монах Лазарь, который всю жизнь посвятил золотому веку русской поэзии. Я сразу же позвонил ему, и он живо откликнулся. В нем было огромное стремление помочь, подсказать, одарить. Каждого, кто вслед за ним устремлялся в девятнадцатый век, он принимал как собрата». Монах Лазарь продолжает жить в Москве, а с 2006 года – в Сергиевом Посаде. «Став монахом уже на пороге старости, отец Лазарь по множеству своих недугов не мог нести обычные монашеские послушания, – рассказывает Дмитрий Шеваров, – и поэтому в самой Оптиной пустыни он не жил. Он сердцем пребывал там, а жил в Москве или Сергиевом Посаде. Из Оптиной, как он сам вспоминал, мешками привозили ему старинные документы из библиотеки, из сохранившегося архива, документы, которые никогда не публиковались. И он приступил, пожалуй, к своему главному труду – написанию истории Оптиной пустыни. Эту историю он решил написать в портретах Оптинских старцев. И оказалось, что многие его прежние герои – писатели и поэты – связаны были с Оптиной: русскую литературу XIX века трудно представить без влияния этого духовного центра. Получилась книга не только об истории обители, но и об истории духовного влияния Оптиной на всю русскую жизнь, не только на литературу. И вот, уже после смерти отца Лазаря, эта его главная работа увидела свет в издательстве Московского подворья Троице-Сергиевой лавры. Книга называется " Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители " ».

http://pravoslavie.ru/129085.html

Там березка росла на месте купола…». То есть человеку это нравилось, и он даже научился находить в этом какую-то эстетику. Наверное, те люди, которые живут всю жизнь на помойке, тоже со временем привыкают и начинают видеть в ней если не красоту, то некую систему, родной пейзаж. Но можно ли относиться к этому как к нормальному явлению? Я думаю, что нет. Обыкновенная семейная история За последние годы церковная жизнь стала более развитой, внутри нее сложилась некая структура, система, и я могу согласиться с тем, что из этой жизни что-то ушло. Я вспоминаю жизнь подворья Троице-Сергиевой Лавры в 1993-м, 1994-м году, когда «костяк» прихода составляли всего несколько человек. Тогда меня, как и всех, кто был рядом со мной, радовали, казалось бы, совершенно незначительные вещи. Вот удалось разобрать перекрытие в здании храма, в котором было три этажа, и мы, наконец, увидели сам храм, его купол. Это было счастье — настоящее счастье. Вот впервые зазвонили колокола на Рождество — все вышли на улицу, стояли, слушали колокольный звон, смеялись и плакали от радости. И таких моментов было много, люди чувствовали единение, все происходящее было для нас внове и отзывалось в сердце каждого человека… Но со временем чувства притупляются — так устроен человек. Повседневность затягивает, как пустыня песком, эмоций становится меньше, отношения меняются. Это плохо, но объяснимо — такова человеческая природа. Так случается и в жизни любящих людей. Обыкновенная семейная история: свадьба — момент, когда все ликуют, а потом… Потом наступает обычная жизнь, проходит год, два, три, десять, что-то притупляется, но от нас зависит, погаснут ли все чувства вообще или, наоборот, сохранятся и приобретут некое другое измерение — станут глубже, основательнее. Может быть, без каких-то горячих порывов и внешних проявлений, но, тем не менее, будут более совершенными, чем были вначале. То же самое происходит и в отношении человека к Церкви. Я думаю, что такие трудные моменты надо преодолевать с молитвой, чтобы не допускать превращения христианской жизни в некое подобие жизни мирской, светской.

http://pravoslavie.ru/37112.html

Каллиграфия – таблетка от дурного настроения Протоиерей Павел Великанов: «С открытием курсов каллиграфии я получил очень мощный инструмент для терроризирования прихожан» 28 октября, 2015 Протоиерей Павел Великанов: «С открытием курсов каллиграфии я получил очень мощный инструмент для терроризирования прихожан» Зачем православным каллиграфия? Для работы? Для учебы? Для молитвы? «От нервов» и для здоровья? На все эти вопросы можно ответить утвердительно. В чудодейственных свойствах занятий каллиграфии «Правмир» убедился на курсах при Пятницком подворье Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде. Вдохновитель и создатель курсов – протоиерей Павел Великанов, настоятель Пятницкого подворья, преподаватель – Виктор Новиков, художник-график, член Союза художников, иконописец. Сегодня не учебный день, и всё равно в класс каллиграфии в цокольном этаже Введенского храма заглядывают прихожане – каллиграфия требует постоянства. Преподаватель Виктор Новиков раскладывает учебный материал и рассказывает, что освоить навыки правильного и красивого письма может каждый – для первых шагов в каллиграфии не нужно иметь красивый почерк или художественный талант, важны усидчивость и практика. – В детстве у меня был довольно плохой почерк, но я любил имитировать почерки других – смотрю на свои школьные тетради, одна страница написана одним почерком, вторая – другим. – Со справками о болезни от родителей проблем не было? – Вот именно. Кстати каллиграфия – это не только красиво, но и полезно. Некоторые врачи считают, что нет таких болезней, которые не излечиваются каллиграфией. Сам я эксперименты не ставил, но говорят, что так. Когда мы пишем, то берем перо тремя пальцами, получается, что задействуются определенные зоны мозга. Я читал, что в полной мере каллиграфию может заменить только скрипка. Но для того, чтобы быть скрипачом, нужен и слух, и умение, а тут просто пишешь буковки, и, пожалуйста, – мозг работает почти на сто процентов. – А письм а простой ручкой это не касается? – Нет, когда мы пишем шариковой ручкой – это непрерывное письмо: мы ставим ручку, как нас в школе учили, и пишем, не прерываясь. В каллиграфии мы задумываемся над каждой буквой, над каждым движением – это, конечно, медленней, но пользы гораздо больше.

http://pravmir.ru/kalligrafiya-tabletka-...

Вот так же широко и обильно он творил свои добрые дела, и казалось, что никогда не уставал. Старался быть всем для всех. О чем только его ни просили!.. То родственников лаврского отца отвезти из Сергиева Посада в Москву; то бабушек-паломниц на вокзале встретить, то цветы к празднику купить для преподобного. Городские цветочницы хорошо его знали и всегда старались выбрать для него лучшее. Несколько раз в год ездил он в Дивеево, где в одном из скитов жила его мама, инокиня Варвара (впоследствии монахиня Алексия). Особенно старался попасть ко Дню ее ангела, на память св. великомученицы Варвары – тогда вез иконки, книги, торты, цветы. Обязательно служил литургию... Так и в день своей гибели он ехал к маме. Его отговаривали от этой, последней, его поездки. В день своей гибели он ехал к маме. Сломалась газель, и можно бы не ехать, но мама, но праздник Сломалась газель, и можно бы не ехать, но мама, но праздник... Он пошел на подворье к отцу Герману, известному лаврскому духовнику, и попросил машину у него. Очевидцы слышали, как и отец Герман пытался его отговорить: «Дам тебе машину, а ты разобьёшься». Но отец Алексий упрямо стремился к последнему своему путешествию. Он ещё успел встретить с поезда каких-то паломниц, заехал к другу, которому просили передать записку... А потом поехал, наконец, к маме. Он постоянно недосыпал – и заснул за рулём «Волги». Машина вышла на встречную и врезалась в идущий на нее автобус. Все участники аварии остались живы, погиб только отец Алексий... Когда в лавре стали звонить 12 раз, мы замерли – кто-то умер. Но когда узнали, что отец Алексий (Писанюк), весть казалась неправдоподобной – он не мог умереть, этого не может быть! Но это было... На отпевании большой Трапезный храм Троице-Сергиевой лавры был полон людей, многие плакали. Гроб стоял перед алтарем, наместник произнес прощальное слово. Рядом со мной стояла Ольга Ивановна. «Он ведь мне обещал... Я унывала, а он говорит: Ты что, разве можно унывать! Да ведь, ты когда умрёшь, я тебе обещаю, самый красивый гробик тебе сделаю!” – и вот...». Ольга Ивановна работала на почте и во времена отсутствия сотовых иногда соединяла о. Алексия по межгороду. В благодарность он, когда была возможность, развозил сотрудниц почты домой после смены. Но когда, когда он это все успевал?..

http://pravoslavie.ru/150024.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010