В России остался чтимый список Валаамской иконы Пресвятой Богородицы, созданный местными мастерами в 1900 г. Первоначально образ находился в часовне Валаамского монастыря на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, затем был перенесен в церковь на Смоленском кладбище. 9 июля 1992 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II с клириками Санкт-Петербургской епархии и братией монастыря Валаамская икона Божией Матери была торжественно перенесена из Смоленского храма на Валаамское подворье в Санкт-Петербурге. А в 1996 г., накануне дня празднования памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, состоялось перенесение образа из Петербурга в Валаамскую обитель. 10 июля 2002 г. Патриарх Алексий II освятил первую в России церковь в честь Валаамской иконы Божией Матери. Она расположена в некогда упраздненном Никольском храме, на том месте, где в 1897 г. была обретена чудотворная икона Божией Матери, получившая позднее название «Валаамская». Сегодня чтимый список Валаамской иконы Божией Матери является одной из главных святынь Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Перед иконой служат молебны, происходят исцеления, засвидетельствованные в летописи обители. Вот, например, случай, рассказанный послушником Валаамского монастыря Е.: «Вечером 20 мая 2003 г. я находился на послушании в церковной лавке. В храме в это время шла вечерня на день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В лавке ко мне обратилась женщина, чем-то сильно взволнованная. По ее виду – она была в брюках и накрашенная – я заметил, что она – человек невоцерковленный. Женщина рассказала, что сейчас с ней произошло чудо. Много лет она страдала неизлечимой болезнью ног, даже не могла подниматься по лестнице. В этот день она приехала на Валаам вместе с туристической группой. Зайдя в храм, помолилась у иконы Божией Матери (название ее она не знала) и пошла погулять по монастырю. Спустилась вниз по каменной лестнице на причал, потом снова поднялась наверх и только тут поняла, что получила исцеление».

http://pravoslavie.ru/124029.html

Из дневника игумена Гавриила: «На 2-й день по освящении придела, 22 октября, в день Казанской Божией Матери, совершено было мною соборным служением торжественное Богослужение, накануне всенощная и самый день праздника Литургия и молебен с многолетием за Властей, благодетелей и строителей, поусердствовавших и потрудившихся в созидании сего храма. Таково мое желание было помолиться по освящении храма и принести безкровную жертву о всех и за вся, что и совершено Богу помогающу. По завершении всех работ по сооружению подворья памятная фотография». «В 1900 г. дивным Промыслом Божием и усердием рясофорного монаха о. Иоанна, через привлечение усердных жертвователей, была совершена закладка Валаамского Подворья, которое в сей же год и было окончено» (из архива Валаамского монастыря). Старинный район Москвы – Тверская застава – служил въездом из Петербурга в Москву. Первым храмом, созданным одновременно с основанием Тверской-Ямской слободы, был здесь Храм святого Василия Кесарийского (XVI в.). До 1858 г. он оставался единственным в этом районе. А в 1901 г. на 2-ой Тверской-Ямской улице было устроено подворье Валаамского монастыря Финляндской епархии и при нем сначала часовня, а затем и церковь во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Колонны декора 1-го этажа по фасаду, были привезены с Валаама, чтобы паломники могли дотронуться до частиц знаменитого острова. Земля для подворья была пожертвована в конце XIX в. коммерсантом и крупным московским благотворителем С. С. Прусаковым в память чудесного исцеления его супруги во время паломничества на Валаам. В числе благотворителей часто упоминается и Георгий Иванович Курников. Он был выходцем из Углического уезда Ярославской губернии. Будучи купцом, занимался торговлей, строил дома, сдавал их в аренду. Изрядная доля капитала шла на благотворительные цели. Георгий Иванович отчислял большие суммы на нужды города. Участвовал он и в церковных делах, оказывая посильную финансовую поддержку. При храме святого Василия Кесарийского в Тверской-Ямской слободе (храм снесен в 1930-е годы), он служил старостой и ктитором до самой кончины в 1918 году. Георгий Иванович был женат на Прасковье Яковлевне Веселовой, принадлежавшей также к известному купеческому роду. Георгием Курниковым и его братом Филиппом было пожертвовано большое количество средств, а также список иконы Божией Матери «Иерусалимская», который и по сей день хранится в одном из храмов Валаамского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=09505

В 1707 году с Покровки на Новгородское подворье была переведена знаменитая школа пастора Глюка, созданная «для общия всенародныя пользы». Здесь по распоряжению Петра I «бояр и окольничих и думных и ближних и всякого служилого и купеческого чину детей, которые своей охотой приходить и в тое школу записываться станут», учили «греческого, латинского, итальянского, французского, немецкого и иных разных языков и философской мудрости». На подворье школа просуществовала до 1714 года, после чего была переведена в Санкт-Петербург. Еще одна страница из жизни храма и подворья связана с просветительской деятельностью митрополита Гавриила Петрова, ставшего в конце 18 века Санкт-Петербургским и Новгородским архиереем. По его благословению на Новгородском подворье в 1791-1794 гг. размещались работавшие над переводом и изданием «Добротолюбия» иеромонах Филарет Пуляшкин (в 2004 г. прославлен в лике местночтимых святых подвижников), который совершал здесь священнослужение и управлял подворьем, схимонах Афанасий и иеромонах Мефодий, присланный из Валаамского монастыря. В 1676 году церковь Ильи пророка и Новгородское подворье пострадали от пожара и по прошению митрополита Новгородского и Великолуцкого Корнилия храм с «церковным кладбищем, и поповским, и дьяконским, и пономарским и просфирническим местами» был передан царем Феодором Алексеевичем Новгородскому Софийскому дому. В ружной книге 1699 года духовенству храма было велено «кормиться подаянием Новгородского митрополита для того, что та церковь на его подворье». После этого древнее здание Ильинского храма было надстроено существующим ныне верхним храмом, который был освящен в честь Ильи пророка, а Нижний храм освятили в честь апостола Тимофея. Известно, что Верхний храм в то время был «холодным», а нижний отапливался. Приход храма того времени большей частью составляли синодальные певчие из соседней Певческой слободки, состоявшие в духовном сословии. Про жизнь прихода в XVIII веке многое известно из сохранившихся исповедных ведомостей. Во время Московского пожара 1737 года Новгородское подворье и храм вновь сильно пострадали.

http://sobory.ru/article/?object=04374

Год постройки: Между 1923 и 1932 Архитектурный стиль: Эклектика Тульская область Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (каменная) Суворовский район, Жеремино Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1899 и 1909 Архитектурный стиль: Русский стиль Украина, Днепропетровская область Мужской монастырь Владимира митрополита Киевского. Собор Успения Пресвятой Богородицы Криворожский район, Кривой Рог Архитектор: С.Г. Гончаров, В.А. Косяков (проект) Год постройки: Между 2011 и 2015 Ярославская область Казанский Даниловский женский монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери Даниловский район, Горушка Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1901 и 1918 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль г. Санкт-Петербург Церковь Казанской иконы Божией Матери на подворье Валаамского монастыря Санкт-Петербург, Адмиралтейский район Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1904 и 1910 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Часовня Новомучеников и исповедников Церкви Русской на подворье Валаамского монастыря Санкт-Петербург, Адмиралтейский район Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1904 и 1910 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Часовня иконы Божией Матери " Милующая " при Адмиралтейском Императора Петра Великого госпитале (утрачена) Санкт-Петербург, Адмиралтейский район Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: 1891 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Церковь Успения Пресвятой Богородицы на подворье Оптиной пустыни Санкт-Петербург, Василеостровский район Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1895 и 1897 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Домовая церковь Николая Чудотворца при бывшем Благовещенском синодальном подворье Санкт-Петербург, Василеостровский район Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1897 и 1899 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Воскресенский Новодевичий Монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери Санкт-Петербург, Московский район Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1908 и 1912

http://sobory.ru/architect/vakosyakov

Первый вопрос Андрея Малахова к гостю был о том, как вспоминается время работы в коллективе Юрия Михайловича Антонова. Иеродиакон Герман (Рябцев): – Работать с таким человеком – настоящее наслаждение. Это были мои самые лучшие годы в миру. А за ними последовали годы совсем другой жизни. Андрей Малахов: – А это правда, что вы регент хора Валаамского монастыря? Иеродиакон Герман (Рябцев): – Да. Какое-то время руководил хором. Сейчас я на Московском подворье Валаамского монастыря. В восьмидесятых годах прошлого века наша страна стала местом, где произошло воистину библейское чудо: «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф.3:9). Тогда тысячи и тысячи молодых людей пришли в Церковь, началось восстановление храмов и возрождение монастырей по всей необъятной России. Геннадий Рябцев был в числе тех, кто пришел в Валаамскую обитель в самые первые и самые трудные годы. Вот что вспоминает отец Герман о валаамских насельниках «первой волны»: – Рассказывали начальник подворья и люди, которые с этим связаны, что в месяц приходило с просьбой взять в до несколько десятков человек. Ну, конечно, далеко не все оставались там даже на испытательный срок, потому что у многих было совершенно неадекватное представление о Церкви как таковой. Да и другие причины были. Но все равно очень много людей оставалось. Конечно, неустроенно было все, но это не отталкивало тех, кто хотел монашества, хотел подвига, – их не смущали никакие условия. Люди приходили испытать себя, пожить так, как об этом прочли у святых отцов. Отец Герман поделился и воспоминания о том, как насельники размещались и на деле переживали ситуацию «в тесноте, но не в обиде»: – Ну, кто на полу, кто на кроватях, как кому больше повезет. Вся жизнь так построена, что только потом начинаешь понимать, что вот если бы не было этого казуса, то не произошло бы какое-то полезное дело, какое-то важное событие, если бы не было неудачи, то не случилось бы и чего-то значительного. Позже только осознаешь. Но как раз это и есть тот самый опыт жизни духовной, когда понимаешь, что не надо расстраиваться, не нужно лезть на рожон. Раз так Господь устраивает, то, значит, так нужно.

http://pravoslavie.ru/118938.html

Потом Блаженнейший Иона отправится с паломническим визитом на Валаам. Валаам для него своего рода духовный дом, поскольку до монашеского пострига Блаженнейший, тогда еще мирянин, почти год жил на Валааме. И он считает себя послушником Валаамского монастыря. Для него это будет как возвращение домой. Но теперь уже не в чине послушника, а в качестве Предстоятеля Церкви. Но с Валаамом связаны и истоки Православной Церкви в Америке. Первыми проповедниками Православия на Американском континенте были монахи Валаамского монастыря — преподобный Герман, священномученик Ювеналий и другие. Валаам был духовной школой для преподобного Германа Аляскинского. Вот поэтому и для Митрополита Ионы, и для всех нас эта поездка должна стать очень важной в духовном плане. Это будет возвращение к нашим истокам. Затем Митрополит Иона возвратится в Москву и 2 мая будет служить у нас на подворье, в Екатерининском храме. Для нас это огромный источник духовной радости, и мы благодарим Господа за это. В этот же день пройдут юбилейные Иннокентиевские чтения, которые организовали совместно Православная Церковь в Америке и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет . Чтения будут проходить в здании университета на Пятницкой улице. Вечером там же состоится всенощное бдение, а в воскресение, 3 мая, в неделю Жен-мироносиц, будет второе в ходе этого визита сослужение со Святейшим Патриархом Кириллом — в Успенском соборе Московского Кремля . В понедельник, 4 мая, Блаженнейший Иона уже отбывает из Москвы обратно домой, в Америку. Что же касается того, какие вопросы будут обсуждаться во время этого визита Митрополитом Ионой и Патриархом Кириллом, то заранее говорить об этом, конечно, сложно. Дух Божий будет вдохновлять возглавителей двух Церквей во время их беседы. Конечно, будут взаимные поздравления и приветствия, поскольку оба они — новоизбранные предстоятели. Такая формальная часть должна иметь место. А потом, я думаю, они могут даже и уединиться для приватного обсуждения разных вопросов, отойти от официальной обстановки. Потому что очень важно, когда главы Церквей, как обычные православные люди, дружат друг с другом. И мы очень уповаем на то, что между Святейшим Патриархом Кириллом и Блаженнейшим Митрополитом Ионой установятся теплые отношения.

http://patriarchia.ru/db/text/627221.htm...

Предоставление временного жилья В связи с отсутствием в Москве возможности постоянного проживания для беженцев, Церковь помогает людям добраться до регионов. В отдельных случаях при наличии билетов до места пребывания беженцам оплачивают проживание в хостеле (370 р. в сутки). Помощью по проживанию в хостеле воспользовались 17 человек (7 семей). ЦЕРКОВНАЯ ПОМОЩЬ БЕЖЕНЦАМ В РЕГИОНАХ Предоставление временного жилья Всего в России Церковью размещено около 1800 беженцев: около 500 человек размещены в 12 церковных учреждениях, около 1300 — в частном секторе. Епархии, разместившие беженцев Брянская (26 семей — частный сектор), Белгородская (для 50 человек арендуют жилье), Воронежская (113 человек — в церковн. учрежд.; 328 человек — частный сектор), Волгодонская (82 человека — в церковн. учрежд.), Глазовская (16 человек — в церковн. учрежд.), Выксунская (9 человек — в церковн. учрежд.), Ейская (100 человек — частный сектор), Карасукская (2 семьи — частный сектор), Костромская (3 человека — в церковн. учрежд.), Приозерская (2 человека — в церковн. учрежд.), Пермская (11 человек — в церковн. учрежд.), Ростовская (440 человек — частный сектор), Россошанская (для 100 человек арендуют жилье), Рыбинская (8 человек — в церковн. учрежд.), Самарская (37 семей — частный сектор), Смоленская (200 человек — частный сектор), Томская (2 человека — в церковн. учрежд.), Тарская (100 человек — в церковн. учрежд.), Саратовская (32 человека — частный сектор). Также беженцев приняли Община сестер милосердия во имя Казанской иконы Божией Матери в Коломне (11 человек) и подворье Валаамского ставропигиального монастыря в Приозерске (150 человек). Денежные средства направлены в епархии: Ростовскую, Россошанскую, Балашовскую, Воронежскую, Нефтекамскую, Шахтинскую, Белгородскую, Мелекесскую, Смоленскую, Владикавказскую, Мариинскую, Тарскую, а также перечислены на счет Общины сестер милосердия во имя Казанской иконы Божией Матери в Коломне и в адрес подворья Валаамского монастыря в Приозерске. Гуманитарная помощь

http://patriarchia.ru/db/text/3763601.ht...

Москве;  протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя;  архимандрит Феоктист (Димитров) , представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси; архимандрит Иаков (Халил), игумен Баламандского Патриаршего монастыря ( Антиохийская Православная Церковь ); архимандрит Сергий (Бауэр), игумен монастыря святителя Тихона Задонского ( Православная Церковь в Америке ); архимандрит Лука (Мурьянка), игумен Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле ( Русская Православная Церковь Заграницей ); архимандрит Сергий (Райаполви), игумен Ново-Валаамского монастыря ( Финляндская Автономная Православная Церковь ); иеромонах Кирион (Ольховик), антипросоп  Пантелеимонова монастыря  в Священном Киноте Святой Горы Афон; иеромонах Алексий (Корсак), настоятель Афонского подворья в Киеве; иеромонах Хрисанф (Баке), насельник монастыря Раду-Водэ ( Румынская Православная Церковь ); игумены монастырей Русской Православной Церкви и ряда монастырей Поместных Православных Церквей, прибывшие на торжества в честь 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон и для участия в собрании игуменов и игумений Русской Православной Церкви; духовенство г. Москвы. В храме присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе, председатель Рабочей группы при Президенте РФ по подготовке к празднованию 1000-летия присутствия русских на Святой Горе Афон А.Д. Беглов, заместитель министра финансов РФ А.Ю. Иванов. Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент  И.Б. Толкачев). Божественная литургия транслировалось в прямом эфире  телеканала «Союз» . После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине. За Литургией Предстоятель Русской Церкви рукоположил диакона Петра Смирнова, клирика храма иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньино г. Москвы, в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес архимандрит Феофилакт (Безукладников), наместник  Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря .

http://patriarchia.ru/db/text/4620224.ht...

Монастырское подворье стало значительной градостроительной доминантой. На небольшом и неправильном по плану участке архитектор разместил несколько различных строений, соединенных между собой: пятиглавую церковь, иконную лавку, звонницу со святыми вратами, часовню, настоятельский и келейный корпуса. Живописная асимметричная композиция – это выразительный образец «русского стиля», воспроизводящего мотивы, характерные для отечественного зодчества XVII в. Вместе с тем, традиционные формы сочетаются в ней с новаторскими конструктивными решениями и новыми материалами: железобетоном и облицовочным кирпичом. Игумения Антония (Рейнбот), при которой началось возведение комплекса, была в августе 1904 г. назначена настоятельницей Воскресенского Новодевичьего монастыря, однако осталась казначеей и делопроизводительницей Строительной комиссии по постройке Староладожского подворья. Ее труды и личные пожертвования были отмечены в 1911 г. наградой – золотым наперсным крестом с украшениями. Игумения Антония ещё в 1904 г. выражала уверенность в том, что воздвигаемый храм окажет благотворное религиозно-нравственное влияние на рабочее население Нарвской части города. Мысль о создании при Казанской церкви общества трезвости поддержала не только она, но и епископ Нарвский Никандр. 8 (21) сентября 1910 г. были даны первые обеты трезвости, а 4 (17) октября 1910 г. произошло официальное открытие Казанского братства трезвости; в храм во время всенощного бдения прибыл епископ Никандр, который благословил присутствовавших и обратился к ним со словом. 8 (21) сентября 1913 г., когда Братство отмечало свое трехлетие, епископ Никандр отслужил в храме подворья благодарственный молебен с акафистом Казанской иконе Божией Матери. Братство, руководителями которого были священники Казанской церкви, устраивало чтения на тему борьбы с пьянством, раздавало и продавало антиалкогольную литературу. Члены братства участвовали в крестных ходах и паломничествах, а также организовали свой хор, певший на ранних литургиях.

http://sobory.ru/article/?object=00523

В советское время храм был разделен железобетонными перекрытиями на три этажа. Были пробиты проемы в наружных стенах и в сводах покрытия. Практически все элементы убранства интерьера храма (иконостас, киоты, мраморные ступени солеи и пр.), а также детали наружного оформления (предположительно, майолика) утрачены.  Комплекс зданий подворья был передан Спасо-Преображенскому Валаамскому ставропигиальному монастырю в 1991 г. В 90-е годы был совершен ремонт храма, демонтированы перекрытия, лифты, поздние лестницы, заложены проемы, сделана новая кровля, выполнены отделочные работы, установлен временный иконостас. На стеклах храмовых окон были сделаны росписи под витраж. В 2009 г. установлен новый иконостас, изготовленный в Греции. Иконы для него написаны в мастерских известных иконописцев  - Богдановых,  Д. Г. Мироненко, А. В. Стальнова. В статье использованы материалы Исторической справки по подворью (автор В. А. Черненко), брошюры, изданной подворьем к 100-летию освящения храма, журнала «Зодчий» за 1905 г. История монастырского подворья, находящегося на пересечении Нарвского и Старо-Петергофского проспектов в Санкт-Петербурге, началась в 1901 г. с приобретения Успенским Староладожским женским монастырем участка земли у Софии Александровны Кованько. 30 июня (12 июля по новому стилю) 1902 г. здесь была освящена деревянная часовня во имя Успения Божией Матери. Через полтора года приступили к проектированию каменного храма и монастырского подворья. 9 (22) июня 1904 г. архимандрит Корнилий (Смуров) освятил место постройки, а 12 (25) августа того же года Государь Император Николай II одобрил проект подворья, автором которого стал известный архитектор Василий Антонович Косяков. Закладка церкви во имя Казанской иконы Божией Матери состоялась 10 (23) июля 1905 г. при служении многочисленного духовенства, крестный ход к участку обители прибыл из Воскресенского Новодевичьего монастыря. Через два года, 17 (30) июня 1907 г., на храм подняли кресты и колокола; молебен на их освящение служил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский). Богослужения на подворье стали совершаться еще прежде окончания строительных работ, с зимы 1908/1909 г. – сначала в часовне, затем в трапезной. 20 декабря 1909 г. (2 января 1910 г.) был освящен первый из приделов храма, во имя свт. Николая Чудотворца, а 17 (30) января 1910 г. – придел во имя прп. Серафима Саровского. Чин освящения главного придела, во имя Казанской иконы Божией Матери, и литургию в церкви подворья совершил в воскресенье 17 (30) октября 1910 г. епископ Нарвский Никандр (Феноменов), в будущем – один из сподвижников св. Патриарха Тихона, митрополит Ташкентский и Туркестанский.

http://sobory.ru/article/?object=00523

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010