К нормативным богослужебным текстам принадлежат Студийские богослужебные главы и Студийский синаксарь . Студийские богослужебные главы определяли особенности совершения суточного круга богослужения. В начале этого текста находилось описание пробуждения братии и собрания к началу утреннего богослужения, далее следовали указания о начале утрени, об особенностях пения, стояния в храме, стихословия кафизм с аллилуариями, о правилах соединения хоров на утрени и вечерне, об уставных чтениях, о входных стихах на Литургии и другие Студийский синаксарь представлял собой собрание богослужебных рубрик (уставных указаний) для годового подвижного (триодная часть) и неподвижного (месяцесловная часть) кругов богослужения, причем в месяцесловной части содержались рубрики и памяти только для тех случаев, когда богослужение отличалось от обычного (рядового), то есть только для праздничных дней. В период с середины IX века до начала XIII века Студийский синаксарь непрерывно развивался, пополняясь новыми памятями и новыми рубриками. Различные версии Студийского синаксаря, возникшие в течение нескольких столетий, часто использовались в богослужебной практике других монастырей. Например, в Типиконе монастыря в Арейе, основанного в 40-х годах XI века Львом, епископом Аргоса и Навплиона (Пелопоннес), указывается, что Студийский синаксарь использовался в качестве регулятора Неоднократно Студийский синаксарь упоминается и Типиконе монастыря ton Heliou Bomon в Малой Азии, составленном в 1162 Однако в константинопольском монастыре святого Маманта, ктиторский типикон которого во многом совпадает с типиконом монастыря ton Heliou Bomon , в качестве богослужебного устава использовался Евергетидский то есть совпадение дисциплинарных (ктиторских) типиконов в двух различных монастырях не означало совпадения богослужебных уставов этих монастырей. Греческий текст Студийского синаксаря не сохранился, однако суждения о его составе и структуре возможны на основании анализа Типикона патриарха Алексия Студита, а также других богослужебных уставов студийской традиции (Евергетидского типикона, Синаксаря Георгия Мтацминдели, южно-итальянских типиконов).

http://sedmitza.ru/lib/text/443682/

В богослужебной практике книга О. фактически используется на протяжении всего года, за исключением периода от Лазаревой до Великой субботы и нек-рых отдельных дней, оговоренных богослужебным уставом. Однако в периоды Великого поста и Пятидесятницы объем песнопений О. за богослужением существенно сужается за счет гимнографии Постной и Цветной Триодей. Устав о пении О. и соединении песнопений О. со службами годового богослужебного круга приведен в слав. Типиконе в главах 1-5, 7, 9, 11-13, 15, 16 и 48 (Месяцеслов) основной части и в храмовых главах, согласно к-рым, в частности, пение О. безусловно упраздняется в двунадесятые Господские праздники; в двунадесятые же Богородичные праздники, а также в периоды пред- и попразднства всех двунадесятых праздников и в дни памяти святого с полиелеем и выше О. не поется в случае совпадения праздника с будним днем (хотя в последних случаях отдельные песнопения О., как то: догматик, богородичен тропаря и богородичный канон на повечерии - могут исполняться). О. выполняет неск. богослужебных функций. Во-первых, он является собранием воскресных песнопений, входящих в число самых известных гимнографических текстов правосл. традиции, имеющих высокую художественную ценность и обладающих бесспорным духовным авторитетом. Во-вторых, О. назначает песнопения на каждый будний день, причем статус этой функции существенно ниже первого, поскольку пение будничного О. нередко сокращается или совсем отменяется в пользу песнопений подвижного или неподвижного годовых кругов богослужения. В-третьих, О. является коллекцией вспомогательных песнопений (богородичнов, крестобогородичнов, светильнов, «троичных» гимнов, заупокойных канонов и др.) и мелодико-метрических моделей (т. е. содержит самоподобные песнопения для канонов (ирмосы), тропарей, стихир, седальнов и кондаков) для гимнографии других богослужебных сборников. В книжной певч. культуре песнопения О. представлены как в специальных певч. книгах, содержащих произведения исключительно О. (см., напр., Октай - слав. нотированный сборник песнопений О., и Анастасиматарий - греческий нотированный сборник песнопений воскресного О.), так и в жанровых певч. сборниках (таких, как Ирмологий и Стихирарь).

http://pravenc.ru/text/Октоих.html

Годовой подвижный круг богослужения сформировался вокруг праздника Пасхи . Поскольку дата христ. Пасхи связана с евр. лунным календарем, праздники и памяти подвижного цикла выпадают в разные годы на разные даты солнечного календаря, принятого в древности в Римской империи, а впосл. и во всем мире. В христ. богослужении за мн. века его развития сложился целый комплекс воспоминаний, приуроченных к периоду Великого поста , служащего приготовлением к Пасхе и следующему за ним периоду Пятидесятницы . В правосл. традиции книгами, содержащими тексты годового подвижного круга, являются Триоди , Постная и Цветная. Годовой неподвижный круг богослужения представляет собой цикл воспоминаний, привязанных к различным календарным датам в течение года. В основе лежит рим. календарная система. Его формирование началось во II-III вв. с почитания дней памяти мучеников, а также праздников Богоявления и Рождества Христова . После IV в. число памятей этого Б. к. стало быстро увеличиваться. В совр. правосл. традиции (так же, как и во мн. др.) число памятей годового неподвижного круга настолько велико, что нет ни одного дня без воспоминания к.-л. святого или праздника, мн. дни имеют даже неск. памятей, поэтому была создана система обозначений степени праздничности каждой памяти (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). В правосл. богослужении основными книгами, содержащими песнопения и чтения годового неподвижного круга, являются служебные Минеи . Соединение песнопений и чтений, относящихся к разным Б. к., регулируется богослужебным уставом (см. Типикон ). Рубрики: Ключевые слова: ВОДООСВЯЩЕНИЕ церковное священнодействие, посредством к-рого вода как один из первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение ГИМН 1. Обобщающее название различных литургических песнопений христ. авторов; 2. В зап. христ. традиции - литургическое строфическое песнопение в куплетной форме ПАННИХИС в традиции византийского бorocлyжehuяVII-XII вв. обозначение одной из служб суточного богослужебного круга, совершавшейся в начале ночи

http://pravenc.ru/text/149587.html

Основными причинами возникновения О. стали, по-видимому, изменение мелодической редакции песнопений в сторону увеличения распевности и усложнения мелоса, а также тенденция к последовательной записи всего корпуса песнопений (в т. ч. малораспевных). В то же время О. явился своеобразным маркером процесса перехода в богослужении Русской Церкви со Студийского устава на Иерусалимский устав . Как особый тип певч. книги О. сложился к сер. XVI в. История Историю его бытования условно можно разделить на 3 этапа. «Свете тихий» и прокимны вечерни в Обиходе. 1604 г. (РНБ. Кир.-Бел. 665/922) «Свете тихий» и прокимны вечерни в Обиходе. 1604 г. (РНБ. Кир.-Бел. 665/922) На 1-м этапе (посл. четв. XV - сер. XVI в.) намечается тенденция, определившая репертуар О.: фиксация всех песнопений, не вошедших в иные певч. книги (Октоихи, Стихирари месячные и постные, Ирмологии). Вначале песнопения, составившие позднее О., включали в качестве дополнений в различные книги, в разделы неустойчивого состава. Это отдельные песнопения - предначинательный псалом , «Блажен муж» , тропари великого водоосвящения , непорочны , «Владычице, приими», «Духовная моя братия» и др., а также циклы - величания , самогласны , подобны , «Бог Господь» , «Аллилуия» , «Свят Господь Бог наш» . Песнопения годового подвижного круга были сгруппированы вместе и образовали единую структуру ранее других. Предварительным этапом формирования О. следует считать запись ряда песнопений без нотации: напр., в рукописи РНБ. Q.I.94 (сер. XV в.) содержатся «Ныне силы небесныя», «О Тебе радуется» и «Да молчит всяка плоть». Началом формирования О. как новой певч. книги явилось объединение песнопений и подборок по их местоположению внутри рукописи и в определенном порядке. Напр., в списке 2-й пол. XVI в. РНБ. Соф. 481 на л. 116 начинается раздел, озаглавленный «Стихеры самогласны и Господи возвах и Бог Господь и прокимны въскресны на восмь гласов»; данная подборка объединяет такие гласовые песнопения, к-рые по структуре и стилистике отличаются от песнопений Октоиха и Ирмология и служат моделями для распевания текстов соответствующих жанров. Затем помещена др. подборка - «Препелы по полиелеосе на праздники господские» (Л. 119),- к-рая включает величания и припевы по 9-й песни канона , расположенные в календарной последовательности. С л. 125 начинаются песнопения годового подвижного круга - от подготовительных недель Великого поста до Пасхи. Далее в рукописи выписан ряд песнопений под заглавием «На всенощном бдении» (в богослужебной последовательности). В отдельную подборку сгруппированы еще неск. песнопений из различных чинопоследований: стихира на проклятие еретиков «Иже образу Твоему», мученичен 7-го гласа «Единодышуще», Пс 136 «На реце Вавилонстей», «Плакася Адам», «Господи на муку волную» (см.: Захарьина. 2007. С. 71-75). Т. о., в этом раннем списке уже представлены песнопения как столпового знаменного распева, так и внегласовые.

http://pravenc.ru/text/2578051.html

Хуже изучен вопрос о влиянии на происхождение К. ранних гимнографических произведений (в т. ч. с алфавитным акростихом) греч. христианских авторов. В этих гимнах уже представлены такие особенности К. как омотония и изосиллабизм, рефрен, алфавитный акростих, прямая речь. Датируются эти произведения IV-V вв. (см.: Kölner Papyri. 1982. S. 57, 64-68, 71-73 и др.). Византийский К. в VI-IX вв. Расцвет визант. К. приходится на кон. V-VII в. Среди творцов К. этого периода заметно выделяется прп. Роман Сладкопевец. Именно его произведения сыграли существенную роль для развития самого жанра К. и нередко служили образцами для др. гимнографов. Наиболее полное собрание К. прп. Романа Сладкопевца было подготовлено и издано Гродидье де Матоном ( Grosdidier de Matons. 1964, 1965, 1967, 1981. 5 vol. (SC; 99, 110, 114, 128, 283)). Эти К. посвящены важнейшим дням памяти и праздникам как неподвижного, так и подвижного циклов годового богослужебного круга. Существенная часть этих К. используется за богослужением по сей день, но не полностью, а лишь в объеме 1 проимия и 1 икоса: на Рождество Христово (25 дек.) - Η Παρθνος σμερον τν περοσιον τκτει (        - здесь и далее указаны начальные слова проимиев, т. е. «К.» в позднейшем смысле), на Богоявление (6 янв.) - Επεφνης σμερον τ οκουμνη (        ); на Сретение Господне (2 февр.) - Ο μτραν παρθενικν γισας (      ); на память апостолов Петра и Павла (29 июня) - Τος σφαλες κα θεοφθγγους κρυκας (        ); в неделю Мясопустную - Οταν λθς Θες π γς μετ δξης (              ); в неделю Крестопоклонную - Οκτι φλογνη ρομφαα (        ), в четверг 5-й седмицы Великого поста - Ψυχ μου, ψυχ μου, νστα, τ καθεδεις (              ), в Ваий неделю - Τ θρν ν οραν (        ); на Пасху - Ε κα ν τφ (        ), в неделю ап. Фомы - Τ φιλοπργμοι δεξι (    ), на Вознесение Господне - Τν πρ μν πληρσας οκονομαν (          ), на Пятидесятницу - Οτε καταβς τς γλσσας συνχεε (        ). Кроме творений прп. Романа Сладкопевца, в этот период был создан целый ряд др. К., вошедших в «золотой фонд» византийской богослужебной поэзии. Большинство из этих ранних К. анонимны или имя автора, упомянутое в акростихе (напр., Анастасий, Косма, Кириак), не подлежит надежному отождествлению с кем-либо из известных гимнографов. К этому времени относятся частично известные в церковнослав. переводах К.: Θαρισαου φγωμεν ψηγοραν (      - см. службу в неделю о Мытаре и фарисее), Επ τ ρους μετεμορφθης (         - см. службу Преображению Господню ), Τν ν πρεσβεαις κομητον Θεοτκον (        - см. службу Успению Пресвятой Богородицы ), Ο ψωθες ν τ σταυρ κουσως (         - см. службу Воздвижению Креста Господня ).

http://pravenc.ru/text/1841894.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 9. Годовой круг богослужения Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Мы продолжаем обсуждаем возможность самостоятельного совершения богослужебных последований. Богослужебные молитвословия зависят не только от времени суток и дней седмицы, но и дней года. Суточный круг образует канву богослужения, а с тем или иным видом его богослужения соединяются службы седмичного и годового кругов. Сегодня мы поговорим о годовом круге богослужения . Каждый день церковного года, посвящен или воспоминанию каких-либо священных событий или памяти различных святых. Все это именуется праздниками. Годовой круг делится на две части – неподвижные и подвижные праздники. Неподвижные праздники образуют собой систему месяцеслова. Здесь уже большее разнообразие служб, чем в седмичном круге. Что касается подвижных праздников годового круга, то это богослужения Великого Поста и Пасхального времени. Виды праздников В зависимости от степени торжественности праздники делятся на великие, средние и малые. Каждый из них имеет свои, ему одному присущие особенности. Правда, о составе великих праздников Типикон говорит достаточно расплывчато, т.е. из 47 его главы нельзя узнать четко, какие именно праздники являются великими. Там сказано только: «Велицыи убо праздницы Христовы, и Богородичны, и Предтечева два: Рождество и Усекновение, и обоих верховных апостолов, Петра и Павла». Кроме перечисленных великими являются так называемые двунадесятые праздники. Эти праздники относятся как к неподвижной, так и к подвижной частей годового круга. К последней, например, относится праздник « Входа Господня в Иерусалим ». Число 12 при этом достаточно условное. К примеру, Антипасха по богослужебному строю то же двунадесятый праздник, но формально к ним не причисляется, чтобы не нарушать то число, которое воспринимается церковным сознанием как священное. Какие именно праздники причисляются к праздникам двунадесятым? – это будет вашим домашним заданием на сегодня.

http://azbyka.ru/video/09-godovoj-krug-b...

Георгий Виолакис ТИПИКОН ВИОЛАКИСА – богослужебный устав, употребляемый ныне в греч. кафедральном, приходском и отчасти монастырском богослужении. Является переработкой Типикона Великой Церкви Христовой, составленного протопсалтом Константином и изданного в 1838 г. Согласно решению особой богослужебной комиссии, протопсалту Виолакису было поручено подготовить новую редакцию этого Типикона, которая и была составлена, а затем одобрена Священным Синодом при Патриархе Дионисии V и издана в 1888 г. в Константинополе (посл. изд.: Βιολκης Γ. Τυπικν τς το Χριστο Μεγλης Εκκλησας μοιον καθ’ λα πρς τν ν Κωνσταντινουπλει γκεκριμνην κδοσιν. Αθναι; Θεσσαλονκη, s. a). Типикон Виолакиса сохранил характерные черты Типикона протопсалта Константина (напр., отсутствие всенощных бдений (обычно ежедневно совершаются: вечером – 9-й час и вечерня; утром – сокращенная полунощница, утреня и сразу литургия, без часов), чтение Евангелия на утрене после 8-й песни канона в воскресные и праздничные дни, особый устав пения литургийных антифонов и др.). Как и Типикон протопсалта Константина, Типикон Виолакиса, в целом основываясь на Иерусалимском уставе и соответствующих ему книгах, является, видимо, фиксацией греч. кафедрально-приходской практики XVIII-XIX вв. Типикон Виолакиса состоит из предисловия; предварительной части (т. н. протеория), в которой описывается порядок служб суточного круга начиная с 9-го часа; 3 глав об особенностях совершения богослужения в будние, воскресные и праздничные дни; 3 больших разделов: месяцеслова и описания богослужения в дни подвижной части годового круга – в период Великого поста и в период Пятидесятницы (эти 3 раздела составляют основную часть Типикона Виолакиса, причем в месяцеслове описаны не все, но только избранные дни, когда совершение служб может вызвать затруднения); приложения (особенности совершения богослужения некоторых дней в патриаршем храме (субботы Акафиста, недели всех святых); богослужения при освящении храма; устав на провозглашение Константинопольского Патриарха и на интронизацию Патриарха; чин молебна 1-го сентября; указания о благовесте в Великие праздники; список праздников, в которые Патриарх возглавляет службу в патриаршем храме; глава о хиротониях (особенности совершения в различные дни); глава «О сослужителе» (особенности некоторых моментов служб при сослужении неск. священников), чин погребения). В конце Типикона Виолакиса приводится таблица соотношения неподвижных праздничных дней (11 янв.– 25 мая) с днями подвижного годового круга для некоторых дат празднования Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИОЛАКИСА ТИПИКОН богослужебный устав, употребляемый ныне в греч. кафедральном, приходском и отчасти монастырском богослужении. Является переработкой Типикона Великой Церкви Христовой, составленного протопсалтом Константином и изданного в 1838 г. Согласно решению особой богослужебной комиссии, протопсалту Виолакису было поручено подготовить новую редакцию этого Типикона, к-рая и была составлена, а затем одобрена Свящ. Синодом при Патриархе Дионисии V и издана в 1888 г. в К-поле (посл. изд.: Βιολκης Γ. Τυπικν τς το Χριστο Μεγλης Εκκλησας ομοον καθ λα. Αθναι; θεσσαλονκη, s. a). В. Т. сохранил характерные черты Типикона протопсалта Константина (напр., отсутствие всенощных бдений (обычно ежедневно совершаются: вечером - 9-й час и вечерня; утром - сокращенная полунощница, утреня и сразу литургия, без часов), чтение Евангелия на утрене после 8-й песни канона в воскресные и праздничные дни, особый устав пения литургийных антифонов и др.). Как и Типикон протопсалта Константина, В. Т., в целом основываясь на Иерусалимском уставе и соответствующих ему книгах, является, видимо, фиксацией греч. кафедрально-приходской практики XVIII-XIX вв. В. Т. состоит из предисловия; предварительной части (т. н. протеория), в к-рой описывается порядок служб суточного круга начиная с 9-го часа; 3 глав об особенностях совершения богослужения в будние, воскресные и праздничные дни; 3 больших разделов: месяцеслова и описания богослужения в дни подвижной части годового круга - в период Великого поста и в период Пятидесятницы (эти 3 раздела составляют основную часть В. Т., причем в месяцеслове описаны не все, но только избранные дни, когда совершение служб может вызвать затруднения); приложения (особенности совершения богослужения нек-рых дней в патриаршем храме (субботы Акафиста, недели всех святых); богослужения при освящении храма; устав на провозглашение К-польского Патриарха и на интронизацию Патриарха; чин молебна 1-го сент.; указания о благовесте в Великие праздники; список праздников, в к-рые Патриарх возглавляет службу в патриаршем храме; глава о хиротониях (особенности совершения в различные дни); глава «О сослужителе» (особенности нек-рых моментов служб при сослужении неск. священников), чин погребения). В конце В. Т. приводится таблица соотношения неподвижных праздничных дней (11 янв.- 25 мая) с днями подвижного годового круга для нек-рых дат празднования Пасхи.

http://pravenc.ru/text/Виолакиса ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика. Основные понятия КОНЕЧНОЕ ТРИСВЯТОЕ фиксированный набор молитвословий, исполняемый по совершении Ефрема Сирина молитвы перед отпустом служб суточного круга при постовом богослужении КРЕСТНОЕ ЦЕЛОВАНИЕ (крестоцелование), христ. обряд (целование креста, к-рый держит священник или к-рый лежит на аналое) КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ 3-е воскресенье Великого поста в правосл. традиции, в которое совершается торжественное изнесение Креста из алтаря и поклонение ему верующих ЛЕКЦИОНАРИЙ литургическая книга, содержащая чтения из Свящ. Писания, расположенные в соответствии с порядком их использования в богослужении, который определяется лекционарной системой ЛЕКЦИОНАРНАЯ СИСТЕМА в христ. богослужении регламентация набора и распределение чтений Свящ. Писания в течение церковного года ЛЕКЦИОНАРНЫЙ АППАРАТ вспомогательные паратекстуальные элементы, маргинальные пометы и др. знаки в рукописях и печатных книгах Свящ. Писания, облегчающие его чтение, использование за богослужением, изучение и понимание ЛИТУРГИКО-КАНОНИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ раннехрист. сборники указаний о морально-нравственных основах христ. жизни и церковном устройстве, в т. ч. совершении богослужения и церковных Таинств ЛИТУРГИЯ АПОСТОЛА ПЕТРА содержащееся в небольшом числе греч., слав. и груз. рукописей богослужебное последование, в котором в визант. чин евхаристической литургии включены отдельные молитвы и песнопения, заимствованные из чина рим. мессы, а в качестве анафоры используется канон рим. мессы ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА в правосл. Церкви основное чинопоследование евхаристической литургии с послеиконоборческого времени и до наших дней ЛОБЗАНИЕ МИРА [«святое целование»], в христ. богослужении один из древнейших жестов литургических,обмен ритуальным поцелуем-приветствием, означающим духовное родство и единство в вере, а также примирение друг с другом МАРКОВЫ ГЛАВЫ богослужебные уставные указания о совпадении неподвижных праздников с днями годового и седмичного подвижного циклов

http://pravenc.ru/rubrics/122646_4.html

Разделы портала «Азбука веры» Триодь – (греч. трипесенный) –  богослужебная книга , содержащая тексты изменяемых молитвословий подвижного годового богослужебного круга .  Название происходит от содержащихся в книге трехпесенных канонов . Краткая история книги Триодь как единая книга, охватывающая весь подвижный годичный круг, появилась в IX веке и выделилась из Тропология – сборника VIII–IX вв., который содержал только церковную гимнографию (и этим отличался от Лекционария, куда помещали преимущественно богослужебные чтения: прокимены, паремии, фрагменты Апостола и Евангелия). Триодь как отдельная книга появилась после того, как преподобный Феодор Студит составил комплект трипеснцев и других песнопений для седмичных дней Великого поста. В итоге получился избыток изменяемых песнопений, который уже не мог умещаться в Тропологии наряду с гимнографией неподвижных праздников, так что появилась специальная книга. Самая древняя сохранившая греческая Триодь датируется IX веком и находится в Библиотеке Академии наук (РАИК 109). На начальной стадии (греческие Триоди – до XII века, славянские – до XIII) Триодь была единой богослужебной книгой, которая охватывала весь период и Великого поста, и Пятидесятницы. При этом преобладал другой порядок расположения песнопений – пожанровый: стихиры, каноны, кондаки, седальны размещались отдельно. Также отличительной особенностью раннего периода можно считать вариативный состав Триодей: различные рукописи содержали своеобразные наборы песнопений (например, в одной из редакций присутствовали трипеснцы святого Климента, которые потом были удалены из Триодей) После XII века в греческих Триодях (в славянских – после XIII века) устанавливается современный состав и порядок песнопений; также появляется деление на Постную и Цветную Триоди. При этом в истории славянской Триоди зафиксировано три варианта такого разделения: Об издании начала XX века. В начале XX века комиссия под председательством архиепископа Сергия (Страгородского) (будущего Патриарха Сергия) работала над новыми изданиями текста Триодей, в котором славянский текст был исправлен. Оба издания успели выйти до революции: Постная Триодь в 1912 году, Цветная Триодь — в 1914 году. К сожалению, из-за революционных событий (а также отчасти из-за того, что сама работа комиссии не афишировалась и замену Триодей планировали провести постепенно, без шума и административного давления) процесс распространения новых Триодей был остановлен, а когда в 1970е гг. было возобновлено издание богослужебных книг, то в качестве оригинала взяли старую версию Триодей. Триодь постная

http://azbyka.ru/triod

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010