Тексты, обслуживающие седмичный круг богослужения, вошли в Октоих. Тексты годового подвижного богослужебного круга образовали Триодь (впоследствии разделившуюся на Триоди постную и цветную, или Триодь и Пентикостарий), а тексты годового неподвижного богослужебного круга были включены в состав служебной Минеи (основным источником гимнографических текстов Минеи стал послеиконоборческий константинопольский агиографический Синаксарь, содержащий краткие сведения о празднуемых святых). Богослужебное использование этого комплекса книг регулировал студийский Синаксарь. Не всех указанных песнописцев можно с одинаковой уверенностью признать авторами тех песней, которые им приписываются; приходится верить свидетельству об этом древнейших рукописей, которые моложе авторов на два–три века. Кроме того, для значительного количества песнопений, особенно стихир, тропарей и седальнов, авторы совершенно неизвестны, можно только гадать о месте и времени их происхождения 1061 . Под влиянием канонов Октоиха, в рамках сложившейся жанровой системы, создавались молебные каноны Троице, Богородице, святым, что, в свою очередь, стало причиной появления особых молебных канонов в Минеях, формирования Богородичника (бытовавшего и как самостоятельная книга, и в составе Октоиха), появления цикла канонов Троице в Октоихе и т.д. В 12 в. придворный протопсалт («первый певчий», т.е. глава певчих, руководитель правого, основного хора) «ангелогласный» Иоанн Кукузель (ок. 1280 – между 1360 и 1375), болгарин родом, выдающийся мелург, музыкальный теоретик и реформатор византийского пения, оставивший впоследствии придворную должность и ушедший на Афон в Великую Лавру Св. Афанасия, возобновил и усовершенствовал здесь музыкальное искусство Иоанна Дамаскина , применив оригинальную нотацию (нотную запись) – т.н. кукузелевы невмы. Кукузелю принадлежат труды по истории музыки, учебное пособие «Μγα σον τς Παπαδικς» и ряд других трудов и песнопений, среди которых наиболее известны херувимская песнь, именуемая в рукописях «Дворцовое», «Блажен муж», аниксандарии (т.е. припевы к 103–му, «предначертательному» псалму) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следующая богослужебная книга – Триодь Постная. По ней отправляются изменяемые части служб Великого Поста и приготовительных к нему недель, не связанные с месячной Минеей. Иначе говоря, Великим Постом изменяемые части службы отправляются по Постной Триоди (а относится она к подвижной части годового круга, как и Октоих) и по месячной Минее (неподвижная часть годового круга). Богослужения по Постной Триоди начинаются в Неделю мытаря и фарисея, а ежедневное служение по Постной Триоди начинается с Сырной седмице. То есть от Недели мытаря и фарисея Постная Триодь используется только по воскресным дням, да еще в мясопустную родительскую субботу. В седмичные дни этого периода она не используется. Заканчивается богослужение по Постной Триоди в Великую Субботу. То есть эта книга объемлет приготовительные к Великому Посту недели, Святую Четыредесятницу и Страстную Седмицу, а также Лазареву субботу и Вербное Воскресение. Четвертая из вышеупомянутых книг – Триодь Цветная, по которой отправляются изменяемые части служб периода Пятидесятницы, не связанные с месячной Минеей. Иными словами, Цветная Триодь – это как бы продолжение Постной Триоди. Не случайно y них и название одинаковое. Слово «триодь» в переводе с греческого означает «трипеснец». В Постной Триоди в седмичные дни на утренях имеются каноны, которые состоят, как правило, только из трех песней, в то время как обычно канон состоит из 8 или 9 песней. Эти особые неполные каноны утрени и дали название Постной Триоди. Почему Цветная Триодь называется Триодью, ведь там нет никаких неполных канонов на утренях. На утренях нет, но они есть в приложении к Цветной Триоди и, согласно русской богослужебной традиции, эти трипеснцы читаются не на утренях в период Пятидесятницы, а на малых повечериях, хотя в греческой традиции эти трипеснцы используются в качестве «Блаженных» на литургии. Поэтому они и напечатаны не в самом тексте Триоди, а как бы в приложении к ним. Так что Цветная Триодь может лишь относительно называться Триодью. И надо сказать, что на титульном листе Цветной Триоди вы не найдете этого названия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Впрочем, послабления в посте христианин не может разрешать себе сам. Индивидуальные коррективы можно сделать только после обсуждения этого вопроса со своим духовником либо с приходским священником и с их благословения. Но и в этих случаях христианин в Таинстве Покаяния должен исповедовать недолжное соблюдение поста, как грех , обусловленный человеческой немощью. Великий пост. Подготовительные седмицы Подготовительные к Великому посту седмицы существовали уже в первые века христианства, о чем в своих беседах и словах свидетельствуют знаменитые проповедники IV века: святые Василий Великий , Иоанн Златоуст , Кирилл Александрийский и другие. В эти седмицы совершается воспоминание Евангельских событий и притч Спасителя, помогающих христианину осознать смысл и цель постного делания. Кроме того, для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в приготовительные Недели (воскресенья) начиная с Недели о мытаре и фарисее, включает в богослужения пение особых великопостных стихир: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…», «На спасения стези настави мя. Богородице…», «Множество содеянных мною лютых помышляя, окаянный…». Кроме стихир в эти дни поется 136-й псалом «На реках вавилонских», живописующий образами Ветхого Завета плен Новозаветного Израиля, избавление от которого возможно и необходимо. Богослужения подготовительных Недель и предшествующих им седмиц помогают христианину понять, каким должен быть его духовный настрой не только во дни Великого Поста, но и каждодневно. Так называемая Неделя о Закхее является первой Неделей подвижного годового богослужебного круга, который именуют Пасхальным циклом. Она предваряет подготовительные к Великому посту Недели и седмицы, но формально в их состав не входит. Действительно, богослужение этой Недели ничем не отличается от богослужений неподвижного годового круга, но в этот день читается евангельский отрывок, содержание которого важно для осознания того, каким должен быть настрой на пост. За воскресным богослужением звучит евангельское повествование о начальнике мытарей 8 Закхее ( Лк. 19; 1–10 ), который был слишком мал ростом, чтобы увидеть проходящего мимо Иисуса. Тогда он, несмотря на свое высокое положение и богатство, не побоялся насмешек и залез на дерево, рядом с которым должен был пройти Иисус. Увидев это великое желание, Христос призвал Закхея спуститься с дерева и вошел в его дом. Таким образом, греховность, мелочность, ограниченность Закхея была побеждена его настойчивым стремлением увидеть Вездесущего и Безгрешного. Этот поступок евангельского грешника предлагается Церковью как пример для подражания каждому христианину.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В А.-лекционарии (слав. апракосы) входят отрывки новозаветных текстов (обозначаемые терминами: перикопа, чтение, зачало , нередко просто «апостол»), расположенные по дням церковного года; к первым словам каждого зачала прибавлена особая начальная формула (напр., «  »); между зачалами, как правило, помещены прокимны и аллилуиарии . В лекционариях 3 части (в памятниках одна или даже 2 части могут отсутствовать): синаксарий , содержащий чтения подвижной составляющей годового круга богослужения (начиная с Пасхи и заканчивая Великой субботой); месяцеслов (минологий), состоящий из чтений неподвижных праздников годового круга; дополнительные чтения (на различные случаи). Для слав. богослужебной традиции характерны 2 типа А.-лекционариев: апракос полный и краткий. Отличительной особенностью полных апракосов является наличие седмичных чтений (для дней с понедельника по пятницу включительно) в период пения Октоиха (от Пятидесятницы до подготовительных недель к Великому посту ). Краткие апракосы не содержат этих «комплекторных» частей. Синаксарий кратких и полных апракосов разделяется на 3 части, с каждой из них связан особый цикл субботних и воскресных чтений. В 1-й, от Пасхи до Пятидесятницы, содержатся чтения из Деяний апостольских; во 2-й (34-36 недель от Пятидесятницы до подготовительных недель к Великому посту) - чтения из Посланий ап. Павла к Римлянам, Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Колоссянам, Тимофею; в 3-й части, в Великий пост,- чтения из Послания ап. Павла к Евреям. При этом последовательности субботних, воскресных и седмичных чтений не всегда зависят друг от друга. История текста А.-лекционариев, в сравнении с историей текста Евангелий-лекционариев, изучена плохо (см. работы C.-R. Gregory; A. Wikgren; K. Junack; K. Aland, B. Aland); сохранившихся рукописных А.-лекционариев (древнейшие из сохранившихся греч. рукописей: Laurent. PL. III/50, VI-VII вв. (греко-копт.); Vindob. Pap. K. 16. 17, IX в. (греко-копт.); РНБ. Греч. 44, IX в. (Евангелие и А.); Sinait. gr. 212, IX в. (Евангелие и А.)) значительно меньше, чем Евангелий-лекционариев.

http://pravenc.ru/text/75708.html

Несмотря на то, что книга рассматривается в первую очередь как учебное пособие для духовных школ, автор надеется на доступность книги широкому читательскому кругу. Хочется верить, что каждый верующий христианин найдет для себя в книге то, что ему интересно и необходимо. Священнослужители, регенты и псаломщики, а также интересующиеся совершением богослужения, естественно, могут воспользоваться изложенными здесь уставными особенностями. Вместе с тем в книге есть параграфы, где излагаются суть, история празднуемого события и идейное содержание богослужения праздника. Эти фрагменты, надеемся, будут интересны не только клирикам, но и мирянам. Кроме того, эти же части могут использовать священнослужители при составлении проповеди . Скажем несколько слов относительно расположения тем в предлагаемом учебнике. Мы посчитали целесообразным сначала рассмотреть неподвижные праздники (двунадесятые Господские и Богородичные в порядке их следования в годовом богослужебном круге), а лишь затем период Триоди (от подготовительных недель пред Великим постом до Недели Всех святых, венчающей период Триоди Цветной). Такой порядок связан с установившейся традицией (и Г.И. Шиманский , и протоиерей К. Никольский , и другие литургисты также прежде рассматривают праздники, а только потом – Триодь). Однако если преподаватель (или просто любой читатель) посчитает оптимальным начать изучение годичного круга с периода Триоди, то он вполне может сначала обратиться ко 2-й части книги, а лишь потом вернуться к первой. Отметим важную деталь: если курс будет начат с двунадесятых праздников (с 1-й части), то изучение праздников Сретения Господня и Благовещения Пресвятой Богородице имеет смысл включить в программу периода Триодей. Важную часть знакомства с богослужением обоих праздников составляют Марковы главы Типикона; если читатель не знает ординарного чина богослужения дней Триоди, ему будет сложнее понять нюансы этих праздников при совпадении с особыми днями подвижного круга. Потому Сретение Господне лучше рассмотреть после ознакомления с особенностями богослужения на сырной седмице (т.к. этот праздник бывает не позднее Недели сыропустной), а праздник Благовещения – после изучения Светлой седмицы (т.к. он может случиться в период от четверга 3-й седмицы Великого поста до Светлой среды включительно).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

ТИПИКОН (греч. образ, тип) - 1. Богослужебный устав. 2. Книга богослужебная, содержащая богослужебный устав, месяцеслов с Марковыми главами, соединяющими подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги, правила о постах, правила монастырского общежития и указания о совершении храмовых праздников. ТРАПЕЗНАЯ (греч. стол, еда) - здание в монастыре, в которое монашествующие собираются для принятия пищи, т.е. на трапезу. Трапезная обычно расположена в специальном храме ТРЕБЫ - богослужения, совершаемые не ежедневно (т.е. не входящие в суточный богослужебный круг), а по их необходимости (по требованию). Требы делятся на содержащие совершения таинств - крещение, миропомазание, венчание, исповедь, елеосвящение; и не содержащие - отпевание, панихида, постриг, различные молебны, освящение дома. колодца и т.п. Совершителями треб являются священник или архиерей (за исключением крещения, которое в крайних случаях может совершаться мирянином). Чинопоследования треб содержатся в требнике. ТРЕБНИК - богослужебная книга, содержащая чинопоследования треб. Различаются малый требник и большой требник, более полный (напр. малый требник не содержит последования пострига). ТРЕЗВОН - праздничный радостный звон во все колокола с короткими перерывами. Совершается в праздничные дни, в торжественные места богослужения, во время крестного хода и др. ТРИКИРИИ (греч. трехсвечник) - подсвечник для трех свечей - принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям три свечи соответствуют трем лицам Св. Троицы. Во время богослужения архиерей трикирием и дикирием благословляет народ. ТРИОДЬ (греч. трипесенный) - книга богослужебная, содержащая тексты изменяемых молитвословий подвижного годового богослужебного круга. По содержанию различаются Триодь Постная и Триодь Цветная. Постная содержит службы Великого поста и трех предшествующих недель. Цветная, иначе называемая пентикостарион (греч. пятидесятница), содержит службы от Пасхи до недели Всех святых (т.е. Пятидесятницы и еще одной недели). Название происходит от содержащихся в книге трехпесенных канонов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Разделы портала «Азбука веры» Триодь – (греч. трипесенный) –  богослужебная книга , содержащая тексты изменяемых молитвословий подвижного годового богослужебного круга .  Название происходит от содержащихся в книге трехпесенных канонов . Краткая история книги Триодь как единая книга, охватывающая весь подвижный годичный круг, появилась в IX веке и выделилась из Тропология – сборника VIII–IX вв., который содержал только церковную гимнографию (и этим отличался от Лекционария, куда помещали преимущественно богослужебные чтения: прокимены, паремии, фрагменты Апостола и Евангелия). Триодь как отдельная книга появилась после того, как преподобный Феодор Студит составил комплект трипеснцев и других песнопений для седмичных дней Великого поста. В итоге получился избыток изменяемых песнопений, который уже не мог умещаться в Тропологии наряду с гимнографией неподвижных праздников, так что появилась специальная книга. Самая древняя сохранившая греческая Триодь датируется IX веком и находится в Библиотеке Академии наук (РАИК 109). На начальной стадии (греческие Триоди – до XII века, славянские – до XIII) Триодь была единой богослужебной книгой, которая охватывала весь период и Великого поста, и Пятидесятницы. При этом преобладал другой порядок расположения песнопений – пожанровый: стихиры, каноны, кондаки, седальны размещались отдельно. Также отличительной особенностью раннего периода можно считать вариативный состав Триодей: различные рукописи содержали своеобразные наборы песнопений (например, в одной из редакций присутствовали трипеснцы святого Климента, которые потом были удалены из Триодей) После XII века в греческих Триодях (в славянских – после XIII века) устанавливается современный состав и порядок песнопений; также появляется деление на Постную и Цветную Триоди. При этом в истории славянской Триоди зафиксировано три варианта такого разделения: Об издании начала XX века. В начале XX века комиссия под председательством архиепископа Сергия (Страгородского) (будущего Патриарха Сергия) работала над новыми изданиями текста Триодей, в котором славянский текст был исправлен. Оба издания успели выйти до революции: Постная Триодь в 1912 году, Цветная Триодь — в 1914 году. К сожалению, из-за революционных событий (а также отчасти из-за того, что сама работа комиссии не афишировалась и замену Триодей планировали провести постепенно, без шума и административного давления) процесс распространения новых Триодей был остановлен, а когда в 1970е гг. было возобновлено издание богослужебных книг, то в качестве оригинала взяли старую версию Триодей. Триодь постная

http://azbyka.ru/triod

Блаженный ( греч. μακριος, лат. beatus) – 1. Наименование святых юродивых. 2. Связанное с определенной традицией и не всегда последовательное именование святых, житие или кончина которых заключали в себе черты явной святости; это определение может прилагаться к святителям (Б. Константин, митр. Киевский и всея России, † 1159), преподобным (Б. Исихий Хоривит, VI в.), благоверным князьям (Б. Елезвой, царь Ефиопский, † ок. 553–555), праведным подвижникам (Б. Клеопатра, † 327; Б. Таисия, V в.; Б. отроковица Муза, V в.; Б. Никита в Царьграде, XII в.). 3. Определение, прилагаемое в России к некоторым святым неразделенной Церкви, особо почитаемым в западных исповеданиях (Б. Августин, еп. Иппонийский; Б. Иероним Стридонский и др.). 4. У католиков – наименование подвижников, прошедших беатификацию (первый этап канонизации). Богослужебные книги – книги, по которым совершается богослужение Православной Церкви, они называются также церковными. Одни из них относятся к общественному богослужению: Служебник, Часослов, Октоих, Минеи месячные, Минея общая, Минея праздничная, Триодь постная, Триодь цветная, Ирмологий, Чиновник, и Типикон, другие книги относятся к частному богослужению: Требник большой и малый, Акафистник, Канонник (две последние относятся к разряду книг для келейной молитвы). Есть Б. к, употребляющиеся и в частном, и в общественном богослужении: Евангелие, Апостол, Псалтирь, Следованная псалтирь. Большинство из этих книг необходимо для певцов хора, особенно Часослов и Ирмологий. Можно выделить книги, которые содержат последования, повторяющиеся в определенные периоды времени: Октоих, Минеи, Триоди. Богослужебный круг годовой – последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный Б. к. г. Неподвижный, связанный с солнечным календарем, включает богослужения неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых. Подвижный Б. к. г., связанный с лунным календарем, включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и пасхального цикла, состоящего из служб Пасхи, Пасхальной седмицы и всего периода между Пасхой и Пятидесятницей; к подвижному Б. к. г. относится также недельный цикл Октоиха. Службы неподвижного Б. к. г. содержатся в Минеях, подвижного – в Триоди постной, Триоди цветной и Октоихе. Литургические тексты Б. к. г. не являются самостоятельными службами, но включаются в богослужения суточного круга, которые представляют собой соединение почти неизменной основы с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из Минеи, Октоиха или Триоди (постной или цветной).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Понятие и предназначение христианского церковного праздника, праздники непереходящие (неподвижные) и переходящие (подвижные), иерархия праздников, посты, непереходящие двунадесятые праздники, цикл переходящих праздников. Если к седмичному богослужебному кругу относятся службы, совершаемые в какой-либо из дней седмицы (недели), то к годовому кругу принадлежат богослужения, совершаемые согласно годовому церковному календарю. Каждый из дней года посвящен воспоминанию важнейших событий Священной истории, земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, святых, апостолов, пророков, мучеников – всех угодников Божиих, прославленных в лике святых. Помимо праздников к годовому кругу относятся периоды совершения постов. Это – Великий. Рождественский. Петров и Успенский посты. Раздел Литургики, который изучает церковные праздники называется Эортологией (с греч. «праздниковедение»). Здесь рассматривается история возникновения тех или иных праздников в религиозном сознании и в быту христианской общины, их развитие, место в церковном календаре. Понятие и предназначение христианского церковного праздника . Праздники, составляющие годовой круг разделяются на непереходящие (неподвижные) и переходящие (подвижные). К непереходящим относятся праздники, приуроченные к одним и тем же дням года, независимо от дней седмицы; к переходящим – которые бывают в одни и те же дни седмицы, но приходятся на разные числа месяца. Цикл переходящих праздников начинается с Недели о мытаре и фарисее и заканчивается Неделей всех святых, включая в себя весь период Великого поста, Пасхи, Святой Пятидесятницы (всего 18 седмиц). Службы непереходящих праздников совершаются по книге Минея месячная 9 , а переходящих – по книгам Триодь Постная и Триодь Цветная. Церковный год (новолетие) начинается с 1/14 сентября 10 , открывая круг непереходящих праздников. Начало круга переходящих праздников зависит от празднования Пасхи, которое бывает между 22 марта/4 апреля и 25 апреля/8 мая. Самое раннее начало подвижного цикла 11/24 января, самое позднее – 14/27 (в високосный год 15/28) февраля с разницей в 35 дней. Иерархия праздников. Самыми главными после «празднества празднеств» Святой Пасхи являются двунадесятые праздники (их всего 12 в году, семь из них относятся к непереходящим, три – к праздникам переходящим). Далее идут великие праздники: Обрезания Господня 1/14 января, Покрова Божией Матери 1/14 октября, Рождества 24 июня/7 июля и Усекновения святого славного пророка и Предтечи Иоанна 29 августа/11 сентября, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня/12 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика. Основные понятия КОНЕЧНОЕ ТРИСВЯТОЕ фиксированный набор молитвословий, исполняемый по совершении Ефрема Сирина молитвы перед отпустом служб суточного круга при постовом богослужении КРЕСТНОЕ ЦЕЛОВАНИЕ (крестоцелование), христ. обряд (целование креста, к-рый держит священник или к-рый лежит на аналое) КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ 3-е воскресенье Великого поста в правосл. традиции, в которое совершается торжественное изнесение Креста из алтаря и поклонение ему верующих ЛЕКЦИОНАРИЙ литургическая книга, содержащая чтения из Свящ. Писания, расположенные в соответствии с порядком их использования в богослужении, который определяется лекционарной системой ЛЕКЦИОНАРНАЯ СИСТЕМА в христ. богослужении регламентация набора и распределение чтений Свящ. Писания в течение церковного года ЛЕКЦИОНАРНЫЙ АППАРАТ вспомогательные паратекстуальные элементы, маргинальные пометы и др. знаки в рукописях и печатных книгах Свящ. Писания, облегчающие его чтение, использование за богослужением, изучение и понимание ЛИТУРГИКО-КАНОНИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ раннехрист. сборники указаний о морально-нравственных основах христ. жизни и церковном устройстве, в т. ч. совершении богослужения и церковных Таинств ЛИТУРГИЯ АПОСТОЛА ПЕТРА содержащееся в небольшом числе греч., слав. и груз. рукописей богослужебное последование, в котором в визант. чин евхаристической литургии включены отдельные молитвы и песнопения, заимствованные из чина рим. мессы, а в качестве анафоры используется канон рим. мессы ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА в правосл. Церкви основное чинопоследование евхаристической литургии с послеиконоборческого времени и до наших дней ЛОБЗАНИЕ МИРА [«святое целование»], в христ. богослужении один из древнейших жестов литургических,обмен ритуальным поцелуем-приветствием, означающим духовное родство и единство в вере, а также примирение друг с другом МАРКОВЫ ГЛАВЫ богослужебные уставные указания о совпадении неподвижных праздников с днями годового и седмичного подвижного циклов

http://pravenc.ru/rubrics/122646_4.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010