Из клирошанской келии о. Паисия выселили и поместили в сторожке. Но блаженный и от этого комфорта наотрез отказался. Он нашел себе убежище где-то на чердаке, проводя дни свои во всяком злострадании: летом он терпел дневной жар, а зимой – стужу и холод. Вскоре лаврское начальство начало убеждаться, что все творимое о. Паисием есть не что иное, как предумышленное юродство, и потому переместило его на послушание в Китаевскую пустынь на кухню. Здесь о. Паисий еще более усугубил свое юродство, совершая втайне великие дела терпения, любви, добра. Приходя в поварню раньше всех, он приготовлял дрова и воду, зажигал огонь и, помогая поварам в их тяжелой работе, изнурял плоть свою усиленными трудами. Праздность – мать всех пороков. Она научает мнозей злобе ( Сир.33:28 ) и укрепляет в душе дурные навыки. А бездействие ослабляет и душу и тело, делая последнее неспособным к труду. Ибо, как вода, не имеющая течения, заражается и гниет, так и тело человеческое, находясь без движения и труда, портится и ослабевает. Иди ко мравию, о лениве, и поревнуй, видев пути его ( Притч.6:6 ). Памятуя сие, о. Паисий сохранил в сердце своем великую любовь к честному и полезному труду. Даже опытные иноки не один раз удивлялись его силе, выносливости и терпению, когда он, взвалив, бывало, громадное бревно себе на плечи, а за другое ухватившись рукой, тащил их по монастырскому двору в кухню, падая и изнемогая от усталости. И когда кто-нибудь из посторонних хватался за бревно, предлагая труженику свои услуги и помощь, о. Паисий с отчаянием в голосе восклицал: – Не дам тебе!.. Оставь!.. Это моя заслуга!... Мой крест!.. Когда же всякое общение с людьми ему надоедало и душа подвижника искала уединения, о. Паисий предавался такому уединению в соседнем лаврском лесу, или же совершал путешествие одиноко в Лавру. Никто не преследовал его за это. Многие из наблюдавших собратий, пытливо всматриваясь в эту его оригинальную жизнь, все более и более убеждались, что среди них обретается не притворник какой, а избранник Божий, добровольно распинающий себя со страстьми и похотьми и под прикрытием мнимого безумия выступивший на великий и тяжелый подвиг Христа ради юродства... § IV

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

§ I Матренушка-босоножка, по происхождению из Костромской губернии, причисляется к тому немногочисленному сонму русских подвижников и подвижниц, которые известны под названием «Христа ради юродивые». Юродство Христа ради, имеющее для себя основание в словах святого апостола Павла ( 1Кор. 4, 10 ), есть высокий подвиг веры и благочестия, добровольно и сознательно принимаемый для преуспеяния в любви к Богу, и в ряду христианских подвигов есть один из трудных и изумительных подвигов, почему лишь немногие ревнители благочестия принимали на себя этот исключительный путь благоугождения Богу. Кажущееся отречение от пользования разумом, отрешение от внешних правил гражданского общежития, презрение к принятым мирским приличиям, добровольное лишение себя дозволенных земных благ, удобств и невинных радостей и щедрая благотворительность к бедным – вот те черты, которые в общем являются характерными для юродивых и невольно привлекают к ним внимание публики. При столь необычном или даже загадочном образе жизни такие странные личности являются как бы выходцами из какого-то другого мира и в глазах большинства и особенно интеллигентных представляются безрассудными, сумасшедшими, и их удивительные жизнь и поступки нередко вызывают глумление и презрение. Но для правильного суждения об юродивых следует поглубже всмотреться в это непонятное для большинства мирских людей явление и не опускать из внимания многих, иногда поразительных проявлений высокодуховной жизни юродивых. При внутреннем сознании себя и своих обязанностей юродивые действительно представляются иногда безумными, смешными и жалкими для людей, между тем и при странных своих действиях они не дозволяют себе чего-либо греховного, какой-либо несправедливости и неуважения к ближним. Отказываясь от всяких земных благ, юродивые обыкновенно презирают богатство и свое имущество, равно и поступающие к ним доброхотные подаяния щедро раздают нищим и нуждающимся, а сами, принимая на себя непривлекательный облик, всегда терпят различные лишения, нередко зимой и летом ходят босыми, в неприглядной или даже грязной одежде.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Таковы, христолюбцы, жизнь и подвиги предивного этого Симеона. Рассказаны здесь чудесные деяния его – немногое из многого: его подвиг истинно был сокровенным и любезным Богу и, никому не ведомый, нечаянно открылся всем. Се обновленный Лот. 179 Как тот в Содоме, так этот, не узнанный никем, жил в мире сем. Свершенные им чудеса и преславные подвиги мы старались записать, как позволило нам ничтожество наше, а кроме этой, сделали другую краткую запись, ибо тогда еще не знали многих подробностей предивного этого предания. Почтить святого хвалой не в наших силах: это дело тех, кто способен речью своей соревновать с его подвигом. Ибо какие слова могли бы служить хвалой тому, кто почтен сверх всяких слов, какие плотские уста могли бы восславить того, кто во плоти был бесплотным? Какая мудрость могла бы превознести превзошедшего любезным Богу юродством всякую мудрость и разум? Истинно – человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце. 180 Истинно, по-иному увидит Бог, по-иному человек. Истинно, никому не постигнуть дел человеческих, кроме духа человеческого. 181 Истинно, христолюбцы, не будем никого судить до срока, пока не придет Господь, который просветит всех. 182 Кто, христолюбцы, сказал бы, что Иуда телом был с учениками, а сердцем с иудеями? Кто сказал бы, что Раав, 183 которая в Иерихоне телом служила блудодеянию, душой принадлежала Господу? Кто подумал бы, что Лазарь, нищий, страдающий от язв своих, удостоился великого блаженства в лоне Авраама? 184 Помня об этом, возлюбленные, и мы да внемлем благому увещанию: гляди только на себя, а не на ближних своих, не на окружающих тебя, а лишь на себя, потому что всякий понесет свое бремя и получит свою награду от Небесного царя Христа, 83слава которого и сила с Отцом Пресвятым Духом во веки веков. Аминь. Симеон, прозванный юродивым Христа ради, ведший на земле ангельскую и предивную жизнь, почил 21-го дня июля месяца. Воссияв подвигами, угодными Богу его, и поразив своими чудесами даже ангельские силы, он предстал пред престолом Бога и Отца света и неустанно славит его в сонме сил небесных. Да даст нам Господь такой же, как тому блаженному Симеону, удел и честь со всеми святыми в вечном царствии своем, ибо слава его во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И с этой поры все земное стало для Прокопия ничтожным, ко всему он охладел, ничем не прельщался. Как быстрый и сильный поток, долго сдерживаемый в своем течении, мгновенно разрывает преграду и с шумом несется вперед, так и ревность Прокопия в стремлении к высшему подвигу совершенства, выказалась наружу со всей своей силой. Внидите узкими враты, – мысленно рассуждал в себе Прокопий, – яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящий им ( Мф.7:13 ). Чудные слова!.. Назидательные слова!.. Но не всякий вмещает слово это, а только тот, кому дано есть ( Мф.19:11 ). Всякий избирает себе путь сообразно своим силам и призванию. А потому и Прокопий, будучи одарен от природы крепким телом и твердой волей, избрал для себя подвиг тяжелый, прискорбный и для обычных смертных опасный. Называется он подвигом Христа ради юродства. Не радостями, а скорбями должно достигать нам Царства Небесного. Греховная болезнь нашей души упорна, застарела, и ее необходимо врачевать горькими травами, сильными средствами, болезненными операциями. В лице падшего праотца Адама мы все осуждены влачить на земле жалкое существование, все осуждены на труды, болезни, скорби и бедствия, и не было еще в мире такого человека, который не испил бы сей горькой чаши... И чаша этой горькой жизни для Прокопия уже начиналась. С изменением внутреннего состояния души изменился, как замечено нами выше, и внешний образ жизни Прокопия. Памятуя слова Премудрого: кто прикасается смоле, очернится, и кто входит в общение с гордым, сделается подобным ему ( Сир.13:1 ). Прокопий сделался безмолвен, печален, угрюм, осторожен. Ни с кем не входя в общение, никого не посвящая в глубокую тайну своего сердца, он обитал среди людей, как мертвец, и преисполненная высоких мыслей и чувств душа его была закрыта для всех, как неразгаданная тайна. Зато величие Божие проглядывалось в каждом его слове. Свое бесславие он обращал в славу Божию и, следуя примеру истинного крестоносца Владыки Христа, нес тяжелый крест свой по доброй воле и сердечному влечению...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Инквизиция действовала почти во всех католических странах. Однако, чтобы еще более расширить ее полномочия, в середине XVI века папа Павел III учредил особую, папскую инквизицию, которая стала называться также «священной канцелярией». Она получила от папы право действовать во всем христианском мире. Эта папская инквизиция просуществовала до XX века и была реорганизована только в 1965 году. Учреждение инквизиции пытались оправдать призывом Христа: «Любите врагов ваших». Инквизиторы объясняли весь ужас пыток и смерть на костре проявлением любви к врагам Церкви. Будто бы через физические страдания и смерть еретика они заботятся о спасении его души. Их лозунгом были слова: «Лучше разрушить тело, чем дать погибнуть душе». Однако те методы, которыми инквизиторы пытались спасти души еретиков не поддаются описанию. По высказыванию историков инквизиции: «Перо опускается, не в силах вынести тех зверств и ужасов, которые творились «священной канцелярией " ». Служителям инквизиции было строго предписано не руководствоваться состраданием. «Выбранная жертва связывалась такими путами, – пишет один из современников инквизиции, – вырваться из которых было невозможно. Всякая попытка освободиться от них еще туже затягивала узлы». Обвиненному нельзя было знать имени обвинителя. Причем инквизиторы принимали свидетельства не только от преступников, но даже и от малолетних детей. Формально подозреваемому разрешалось иметь адвоката, но никто не желал его защищать, так как в результате и сам защитник мог оказаться под подозрением. Инквизиция могла обвинить свою жертву в чем угодно. Согласно правилам расследования, само наличие обвинения служило доказательством его обоснованности. От суда инквизиции не спасали ни социальное положение, ни пол, ни возраст, ни даже смерть. Осуждение распространялось на родственников и потомков в трех поколениях. Крестьянин, защищавший свою собственность от грабительства слуг «священной канцелярии», девушка, не соглашавшаяся на порочную связь с ними, ученый, изучавший непонятные для инквизиторов законы, – все они могли быть обвинены в сношениях с дьяволом . Их пытали, а затем сжигали заживо. Один францисканский монах публично заявил, что «инквизиция при существующей системе могла обвинить в ереси самих апостолов Петра и Павла, и они были бы не в состоянии защитить себя». За такую смелость монаха подвергли пыткам, а затем сожгли. С особым недоверием инквизиция относилась к людям науки, считая их опасным рассадником еретических воззрений. Были взяты на подозрение все, кто занимался научными изысканиями. Под давлением «священной канцелярии» были распущены академии наук в Модене и Неаполе. Испанский философ Вивес в начале XVI века писал: «Мы живем в столь тяжелые времена, когда опасно и говорить, и молчать, так как и в том, и в другом случае вам могут приписать великое множество проступков». Ему вторит один итальянский богослов того времени: «Сегодня становится все труднее быть христианином и умереть в своей собственной постели».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

И ныне: К Тебе припадающе, Царице Небесная, и верою покланяющеся, славословим Тя: радуйся, Богоблаженная Дево, покрове и ограждение наше, Помощнице в бедах сущим, спаси ны, помощи не имущия, на Тя бо упование возлагаем. Песнь 6 Житейское море,/воздвизаемое зря напастей бурею,/к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти:/возведи от тли живот мой, Многомилостиве. Разум богопросвещенный стяжавши, Домнико блаженная, егда дела благая творила еси в житии твоем и егда подвиг юродства Христа ради подъяла еси, и ныне душа твоя во благих водворяется, прияла бо еси от Бога нетленный венец. Добродетелию преукрашенная и благодатию Божественною освященная, праведная мати наша Домнико, предстоиши во славе небесней и молишися за ны, подаеши нам путей спасительных разумение и недужныя силою Христовою исцеляеши и подвизаеши нас за вся Творца нашего благодарити. Слава: Родителей, чад не имущих, и жен плодоносящих отрада и вспоможение еси, мати Домнико, поелику присно молитвы твоя возносиши Милосердному Спасителю нашему. И ныне: Мати Божия Милосердная, милости Твоея двери отверзи нам, озари нас светом Божественныя благодати Твоея и от мысленных волков соблюди нас невредимых, в вере Христовой нерушимо сподобивши нас благоугождати Сыну Твоему и Богу, и прияти от Него конец благий. Кондак, глас 8: Силою укрепляема Всемогущаго Бога,/в немощнем естестве подвиги многотрудныя явила еси,/и долу влекущия страсти/чистотою и бдением непрестанным умертвила еси./Сего ради Христос Бог тя прослави дивными чудесы,/мати блаженная Домнико,/Емуже прилежно молися/подати нам мир и велию милость. Икос: Ангельскому поревновав житию, всю себе отрешила еси мирскаго сплетения, к подвигом же постническим мужески вооружившися, опасно путем Божиих заповедей шествовала еси, блаженная. Темже и мы, верно чтущии священную твою память, молим тя: Христу прилежно молися подати нам мир и велию милость. Ин кондак, глас 8: В мире сем благочестно и праведно поживше,/молитвою, юродством и иными подвиги досточудными Богу угодила еси,/сего ради и Господь в чудесех преславну тя показа,/Егоже, святая мати наша Домнико, моли/сохранити град сей и всех людей, благочестно тя почитающих.

http://pravicon.com/info-3747

Даже самые необходимые предметы для поддержания жизни, – каковы пища, одежда, жилище, – не составляли для него необходимых потребностей. Посвятив всего себя на служение Богу и ближним, он в молодых еще годах покинул свое жилище, родных и всех близких его сердцу, провождал жизнь бесприютную, скитальническую, одинокую; большую часть времени проводил под открытым небом; не имел почти никакой одежды на теле своем и стыда в том не находил, как первозданный Адам прежде падения. При помощи Божьей благодушно претерпевал все воздушные перемены, – нестерпимые зимние холода, жары, ветры, снега, дожди. «Хотя люта зима, да сладок рай», говорил блаженный Максим, бегая нагим по улицам Москвы, «оттерпимся и мы люди будем, за терпенье Бог даст спасенье» 13 . Питался он только той скудной пищей, которую подавали ему добрые люди. Изнуренное тяжкими подвигами, сияющее чистотой души и благодатию Божиею, почти обнаженное тело его служило для окружающих не соблазном, а вразумлением и назиданием. «Очистив от всякой скверны душу и тело, он чистым храмом соделал себя Богу». Главный же подвиг блаженного Максима, составляющий особенную черту подвига юродства Христа ради и отличающий юродивых от других подвижников святой жизни, – это его отречение от ума своего. В самом деле он был человек весьма разумный, мог проникать в сокровенные мысли, видеть нравственное достоинство окружающих его. Но во избежание самомнения и мирской славы он всячески старался скрыть свои умственные качества и благочестивые подвиги; при возвышенном и богопросвещенном уме как бы не имел ума для житейских обязанностей и попечений: казался не только простым и слабоумным, но как бы лишенным здравого смысла. «Умом весь к премирным вземся, юрод мирови явился». Не сообразовался с веком сим, но преобразовался обновлением ума своего, чтобы познать, что есть воля Божья благая, угодная и совершенная ( Рим.12:2 ); своею жизнью и словом постоянно напоминал всем о высших целях жизни, о том, что преходит образ мира сего ( 1Кор.7:31 ), что мы не имеем здесь постоянного града, но должны искать будущего ( Евр.13:14 ), достигать благ премирных, духовных, вечных.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

С. Девятова Скачать epub pdf Блаженный Алексий Елнатский, Христа ради юродивый, мученик (1890–1937) (Дни памяти:  Январь 29 (новомуч.),  Сентябрь 12) Блаженный Алексий Елнатский (Ворошин Алексей Иванович) родился в  1890 году близ Жарков, в деревне Каурчиха Юрьевецкого уезда Костромской губернии в семье церковного старосты. С детских лет Алексей любил посещать богослужения.  Когда пришло время Алексею жениться, и он собирался уже обручиться с понравившейся ему девушкой, неожиданное обстоятельство изменило его намерение. Когда благочестивый юноша попросил девушку не посещать вольных собраний деревенской молодёжи, она не послушалась. Алексей решил, что если она, будучи невестой, не прислушивается к его просьбам, то о создании с ней семьи не может быть и речи, и отправился в Троицкую Кривоезерскую пустынь, расположенную на левом берегу Волги. В течение одного года он был там послушником, а затем вернулся в родную деревню и поселился в баньке. Вскоре они с отцом выстроили на огороде небольшую келью, там и молился подвижник день и ночь. Любил Алексей уединяться и в лесу на ключе святого блаженного Симона. После 1917 года новая власть требовала от крестьян создавать в деревнях сельсоветы. Крестьяне, очень уважавшие подвижника, выбрали Алексея Ивановича в председатели. Став председателем, он по-прежнему много молился, посещал церковные службы. Через год приехал председатель, назначенный из города, Алексей Иванович оставил службу и совершенно уединился в своей келье. Так строгий постник жил девять лет, а в 1928 году принял на себя подвиг юродства. Жить стал, где придётся, одевался в лохмотья, никто не знал, где он ночует. Подаренную ему одежду он тут же раздавал. Своим странным поведением он предсказывал односельчанам события в их жизни: аресты, болезнь, смерть близких. Так, раздетым прошёл он по селу Парфенову к местным торговцам-сапожникам и, действительно, вскоре их семьи выслали, а имущество отобрали. Однажды он пришёл к одной семье, молча обмерил огород шагами, провёл черту и отделил часть земли. И при советской власти эту землю точно так, как предсказал блаженный Алексий, отрезали.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Что же должно случиться при смерти с худым христианином, который слышал о гневе Божием, о неумолимом правосудии, о страшном суде Божием, о лютейших и вечных муках, когда совесть, как по списку, станет считать все его прежние поступки, когда представится очам его целая жизнь, подобно привидениям явятся – распутство, невоздержание, своеволие, гордость, дерзость, бесстыдная похотливость, буйная веселость, пьянство, развратные сообщества, сквернословие, скверные замыслы? И вот, за все это его уже призывают на суд, – менее минуты осталось для приготовления, смерть у порога, а вместе с ней правосудие Божие!.. Мысль, что чрез час, чрез два, на самом опыте откроется, справедливо ли говорили, что есть ад и что должно предстать на суд Божий, – эта мысль как молотом ударяет в сердце. Тогда несчастный человек увидит себя стоящим между временем и вечностью, увидит быстро улетающее время и с такою же быстротою наступающую безконечную вечность. Тогда он узнает, что чрез несколько часов последует то определение, которым навсегда решится судьба его. Тогда станут тесниться в беспокойном уме его разные мысли и представления. Каким явится ему грозный Судия? на каком престоле? какие существа окружают Его? с каким гневом и в каких словах изречет Он определение Свое? Какой при этом будет страх? Какой трепет проникнет сердце? Какое беспокойство возмутит разум! какой мрак покроет очи! – Но у кого достанет слов к описанию сего ужаса? Поистине, его и представить невозможно. Праведники, которые часто ожидают смерти, как спокойного пристанища, так иногда бывают поражены размышлением о страшном суде и Божием правосудии, что смерть, вообще для них вожделенная, представляется им даже горькою и страшною. Праведен был «царь Езекия», но когда пророк Исаия предсказал ему смерть, то с великим плачем начал просить у всемогущего Бога продолжения жизни. «И плакася Езекие плачем великим» (4 царь. 20, 3). Праведен был «Симеон, ради Христа избравший юродство»подвиг самый трудный; однако и он, при кончине своей, начал взывать к Иоанну диакону, своему другу: «Иоанне, всеми силами заботься о душе своей, чтобы после можно было спокойно перенести час смерти и без боязни перейти область сих мраков; одному только Богу известно, в каком я теперь нахожусь страхе и беспокойстве».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Откажись от разума и слепо делай то, что скажет тебе твой начальник, ибо он для тебя – наместник Бога». По приказу начальствующего было допустимо совершение даже смертного греха, если это требует другая – высокая цель. Неслучайно поэтому наименование «иезуит» стало в европейских языках синонимом лукавства и обмана. Иезуитский орден выделялся среди прочих орденов Римской Церкви. Он не имел ни монастырей, ни монашеских одежд. Его члены обязаны были разорвать все родственные связи, если этого требовали интересы Церкви. «У иезуита нет ни родства, ни родины, ни личной дружбы, – звучит в уставе ордена, – интересы папы – его интересы». Новичка учили владеть собой так, чтобы он мог следить за каждым движением мускулов и за каждым словом, им произнесенным, отучаться от всякой эмоции, сдерживать любой порыв. Строжайшая дисциплина среди членов ордена поддерживалась доносами. «Общество Иисуса» стало чудом организаторского гения Игнатия Лойолы. В короткое время иезуиты смогли проникнуть во все области жизни европейских держав и сделались советниками высших государственных деятелей. С помощью иезуитов папы получили колоссальное влияние на политику многих стран сначала Европы, а потом и мира. Их орден превратился в настоящий форпост Римской Церкви в борьбе с Реформацией. М.В. Первушин Судьба Православия в Литве Орден иезуитов стал главной силой Римской Церкви в борьбе с протестантами. Благодаря суровой дисциплине «воины Христовы» сумели в короткие сроки не только остановить Реформацию, но даже значительно уменьшить ее влияние на европейские державы. Протестанты, притесняемые воинствующим орденом, бежали на пока еще свободные от его влияния территории. В середине XVI века они охотно селились в Польско-Литовском государстве, в котором король Сигизмунд II предоставил всем вероисповеданиям полную свободу. Влияние Реформации здесь настолько возросло, что многие приходы Римской Церкви во главе с духовенством переходили в протестантство. Пустели монастыри: монахи женились и возвращались в мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010