Книга делится на две части: первая часть посвящена святым юродивым Греческой Церкви, вторая – святым юродивым Русской Православной Церкви. В работе Г.П. Федотова «Святые Древней Руси» 5 (в главе 13 «Юродивые») особое внимание обращено на исторические причины появления подвига юродства на Руси; рассмотрено отношение к юродивым со стороны народа, церковной и светской власти в разные периоды Русской Православной Церкви, а также кратко представлена специфика подвига на примере ряда святых, прославленных в чине юродивых Христа ради. Попытки осмыслить подвиг юродства с разных сторон представлены в целом ряде работ – Е. Беленсон 6 , иером. Иоанна (Кологривова) 7 , Т. Недоспасовой 8 , епис. Каллиста (Уэра) 9 . В аттестационной работе свящ. С. Романцова 10 проведено сравнение подвига юродства в Греческой Церкви и в Русской Православной Церкви, а также на материале житийной литературы проведено сравнение подвига святых юродивых XIX- XX вв. с подвигом древних святых юродивых. Статья Р.А. Наумова “ " Меня раздело Евангелие»: Внешний облик юродивых Христа ради” 11 посвящена подробному анализу внешнего вида юродивых – как мужчин, так и женщин. Автор рассматривает внешний вид юродивых в контексте ветхозаветных истоков подвига юродства, а также обращает внимание на функциональное назначение одежды, головного убора юродивых, а также некоторых других предметов, которые тот или иной подвижник носил с собой. Слабым местом указанной работы, на наш взгляд, является тот факт, что она построена на материале как канонизированных, так и непрославленных юродивых, что может вызывать ряд вопросов. В ряду представленных работ о юродстве Христа ради особняком стоят работы современного византолога С. А. Иванова «Византийское юродство» 12 и «Блаженные похабы. Культурная история юродства» 13 . Автор рассматривает феномен юродства с культурологической и исторической точек зрения. Многие положения, выдвигаемые в этих работах, вступают в резкое противоречие с православным мировоззрением в целом и с православным осмыслением подвига юродства в частности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тем не менее, мы посчитали возможным использовать работы С. А. Иванова в связи с множеством изученных исторических подробностей, представленных в его трудах. В качестве агиографического материала в работах о юродстве, как правило, выступают жития святых мужей. Редким исключением в данном случае является работа свящ. А. Шантаева 14 , в которой рассмотрен особый агиографический тип – блаженные калеки. На примере подвига св. блж. Матроны Анемнясевской автор делает выводы о типичных чертах подвига блаженных калек. За последние 30 лет Русская Православная Церковь канонизировала более 10 святых жен, Христа ради юродивых, подвиг которых требует осмысления. На данный момент отсутствуют работы, специально посвященные женскому юродству. Несмотря на то что смысл и цель человечества – спасение в Царстве Небесном и, по словам апостола Павла, «...нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( Гал. 3.28 ), как известно, мужчины и женщины по своим природным и душевным качествам несколько отличаются. Представляется, что это может налагать некоторые ограничения на особенности протекания подвига юродства Христа ради у святых жен. Своеобразие данной работы заключается в том, что в ней всесторонне освещается подвиг святых жен, юродивых Христа ради, канонизированных Православной Церковью . Сказанное обусловило выбор темы аттестационной работы, определило её актуальность, цель и задачи. Цель работы – систематизировать сведения об особенностях протекания подвига юродства Христа ради, совершённого святыми жёнами. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: 1) определить круг источников исследования, включая агиографические и гимнографические тексты, а также иконографию, отражающие подвиг святых жён, Христа ради юродивых; 2) изучить исторический контекст появления (всплеска) юродивых жён в Византии и на Руси, а также выявить отношение к подвигу юродства и к юродивым в разные периоды жизни Греческой и Русской Церквей; 3) систематизировать материал с точки зрения особенностей протекания подвига (призвание к подвигу юродства; внешний вид; типичные асоциальные поступки; речевое поведение; пророчества; чудотворения; тайное доброделание; аскетические подвиги); 4) сопоставить особенности протекания подвига в миру и в монастыре; 5) представить богословское осмысление подвига юродства путём его сопоставления, с одной стороны, с монашеством, с другой стороны – со старчеством; 6) на основе изученного материала сравнить женское юродство с мужским в его типичном проявлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Через свое своеобразное духовное делание Христа ради юродивые искореняют не только гордость, но и самого гордого дьявола. Согласно святоотеческому духовному опыту, великим расхитителем духовных трудов является диавол. И как раз от него следует скрывать свои достижения тем, кто идет по мистическому пути духовного трезвения. Юродство является не только “маской” и “личиной”, скрывающей истинно-духовный образ блаженного, но и способом смирения и самопрезрения, поношения перед людьми и демонами. Своими “выходками” они обманывают и обыгрывают злых духов. Об этом нам говорит и Блаженный Андрей, Христа ради юродивый.  Поэтому демоны умоляют Господа не слать им более “таких тиранов”. Христа ради юродивые являются необычайным случаем святости, потому что сами они, ведя крайне “унизительный” образ жизни, постигают смерть индивидуальности, и этот подвиг, растворяющий любую условность,  является воскресением к свободной жизни и любви. Таким образом, юродство является крайне редким призванием, в котором нелегко отличить ложное от истинного, святость невинности от нечестивой аферы. И это потому, что есть некоторые лже-юродивые, которые претендуют на блаженство, дабы стяжать себе похвалы. Преподобный Серафим Саровский говорил, что есть три пути, на которые не следует ступать без особого Божьего призвания: настоятельство, отшельничество и юродство Христа ради. Лже-юродство бесполезно и разрушительно не только для других, но и для того, кто ему следует. Истинное во Христе блаженство в святости сердца улучшает условия жизни окружающих, помогая им пробуждаться от духовной летаргии, в которую он впали. Духовное делание во Христе приемлемо не для всех. Ведь сами великие блаженные святые отговаривали от этой аскезы тех, кто желал следовать за ними. Авва Исаак Сирин , говоря об этой героической святости “беспорядочных душ, находящихся на самом деле в исключительном порядке”, приходит к выводу: “Да благословит нас Бог достичь такого безумства!” В этой работе мы постараемся развить тему свободы и чести Христа ради юродивых, которая внедрена в их жизнь и пастырство.

http://azbyka.ru/hrista-radi-yurodivye-o...

Некоторые отцы узнали его и говорили между собой: – Видели блаженного? – Видели. Посмотрите, что с ним творится! Только имевшие благоговение могли почувствовать ту высоту, на которую поднялось его сердце по лествице сладчайшей умной молитвы. Но когда блаженный пришел в себя и заметил интерес к себе, начал совершать обычные нелепые поступки и движения, чтобы казаться для всех безумным. Да, такова была тактика Христа ради юродивого Дионисия – скрывать от всех свою добродетель. Только немногим он открывал свое сердце и обсуждал с ними различные духовные вопросы. Большинство монахов и мирян считали его человеком неуравновешенным и безумным. Последователем великого аскета Хаджи-Георгия был духовник папа-Симеон, родом из Спарты, который после роспуска братства Хаджи-Георгия жил в келлии Святой Троицы Иверского монастыря в верхней оконечности Кареи. Одно время он преподавал греческий язык монахам русской келлии Святого Стефана. Через некоторое время папа-Симеон вернулся к себе на родину и трудился как духовник и приходской священник. Но жажда безмолвия снедала его сердце, и он принял на себя подвиг юродства. Удалившись в одну пещеру в окрестностях селения, он всю зиму питался одной травой, которую собирал и сушил себе летом. Хлеба не ел совсем. Более того, блаженный притворялся немым и ни с кем не разговаривал. Одни знали, что он добродетелен и притворяется, а другие считали его сумасшедшим. Однако сам он знал, что делает. Умер папа-Симеон в одиночестве и безвестности. Доподлинно же знал его один лишь Отец Небесный, видящий тайное ( Мф.6:6 ) и явно воздавший венец славы этому добродетельному подвижнику молчания и юродства. Подобным ему юродивым Христа ради был Феофилакт Кавсокаливит. О нем мне рассказывал приснопамятный старец Михаил Кавсокаливит. Он знал его и ходил к нему в пещеру Святого Нифонта. Только там блаженный снимал с себя покров юродства, и они говорили об умной молитве, об очищении от страстей. Приходя в скит, отец Феофилакт притворялся глухонемым. Он измазывал свое лицо углем и бродил повсюду, ударяя в пустой газовый баллончик, как человек умственно ущербный.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не вдаваясь в научные определения, напомним читателю, в чем состоит принципиальное отличие этих двух агиографических парадигм. Как в Восточной, так и в Западной Церкви юродство воспринималось как весьма странный и опасный подвиг, для которого невозможно было подобрать точных критериев, отличающих " безумие Христа ради " от обыкновенных сумасшедших, а подлинных святых от проходимцев, желавших с помощью внешних атрибутов юродства заработать себе на жизнь обманом. Лишь отчасти можно говорить о том, что важные черты для этого типа святости – анонимность и бегство от людской славы. (Для более подробной информации отошлем читателя к исследованию С.А. Иванова " Блаженные похабы. Культурная история юродства " . М.2005.). Вместе с тем, странные, театральные поступки юродивых часто направлены на обличение традиционных парадигм принятых в обществе. В Византии основной мишенью была Церковь, на Руси – царь. Однако, " похабы " никогда не признавались Церковью в качестве традиционного пути ко спасению. Напротив, многочисленные соборы говорили об опасности чрезмерного распространения " похабов " , а сами тексты соборных решений показывают некоторую беспомощность Церкви в отношении этого подвига. Если несколько упростить, то изначально все юродивые в момент их подвижничества были " под подозрением " , а критерием отличия подлинного юродства от подражания под него служило время и принятие того или иного святого Церковью, выражавшегося в общецерковной канонизации. Напротив, " преподобные " – святые-монахи: настоятели монастырей, отшельники, постники, молчальники, гробокопатели и много еще кто, были самым традиционным и признаваемым (наряду с мучениками) путем ко спасению. Уже к VI – VIII веку в Византии складывается канон пространного преподобнического жития, который с небольшими изменениями дожил до наших дней. Первое пространное древнерусское житие, дошедшее до нас, – житие Феодосия Печерского, написанное Нестором до 1088 года. Иными словами, преподобные наряду с мучениками составляют две основных агиографических парадигмы, всегда признаваемой всей Церковью во все времена. Конечно, в разные времена монашество играло неоднозначную роль в истории христианства, но все–таки – это наименее " чудесный " и наиболее " безопасный " путь ко спасению. (Читателей, которые более подробно интересуются данным вопросом, можно для начала отослать к работам Г. П. Федотова " Святые Древней Руси " , и В. М. Живова " Святость. Краткий словарь агиографических терминов " )

http://religare.ru/2_35603.html

Юродство – это маска, которую накладывают на себя особо призванные к тому люди. Известно, что в нужное время юродивые снимали с себя эту маску перед некоторыми людьми, и тогда поражали их своим умом и одаренностью. Дивеевская юродивая Пелагея, которую преподобный Серафим благословил на этот подвиг, во время исповеди возвращалась к своему нормальному состоянию, и вновь назначенный священник был глубоко потрясен ее умственной и духовной силой. Снимал маску юродства и святой Андрей Христа ради юродивый, когда беседовал со своим учеником Епифанием, ставшим впоследствии видным епископом. В повседневной же обстановке, притворяясь умалишенными, юродивые Христа ради подвергались непрестанным оскорблениям и были всеми отвергаемы. Живя в обществе, они пребывали не менее одинокими, чем живущие в непроходимых пустынях. Отказавшись от всякой собственности, от всех удобств и жизненных благ, свободные от всяких привязанностей к земному, не имея определенного пристанища и подвергаясь всем случайностям бесприютной жизни, эти избранники Божии были как бы пришельцами из другого мира. При всем том, юродивые сохраняли всегда возвышенный дух, непрестанно возводили очи ума и сердца своего к Богу, постоянно горя духом перед Ним. Приобретая великое смирение и духовную чистоту, юродивые Христа ради становились особенно любезными Богу и получали от Него дар чудес и прозорливости. Они совершали иногда такие гражданские подвиги любви к ближним, какие недоступны другим людям. Не стесняясь говорить правду в глаза никому, они своими словами или необыкновенными поступками то грозно обличали и поражали несправедливых людей, часто властных и сильных, то радовали и утешали людей благочестивых и богобоязненных. Юродивые большей частью вращались в самых порочных кругах общества с целью исправить этих людей и спасти их и многих из таких отверженных обращали на путь добра. Будучи близкими Богу, они своими молитвами нередко избавляли сограждан от грозивших им бедствий и отвращали от них гнев Божий. При всей трудности подвиг юродства требовал от святых подвижников и высокой мудрости, чтобы бесславие свое обращать во славу Божию и в назидание ближним, не допуская в смешном ничего греховного, в кажущемся неблаговидным ничего соблазнительного или обидного для других.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Прежде всего, этот подвиг сохранялся там, где вообще традиционно подвизались юродивые, например, около Дивеевского монастыря, где путь подвига преподобного Серафима Саровского оказался связанным с подвигом дивеевских подвижниц и Христа ради юродивых. Невозможность последовать подвигу преп. Серафима — крайней степени аскезы и пустынничества — нашла свое выражение в подвигах юродивых — Пелагеи Ивановны, Прасковьи Ивановны. Блаженная Мария Ивановна Дивеевская и блаженная Евдокия из села Пузо (неподалеку от Дивеева) дожили до эпохи гонений, но свой подвиг они начали еще до наступления этой эпохи. Это все были подвижницы, в сознании которых подвиг юродства был укоренен в традиции Церкви, что во многом помогло им остаться на высоте подвига, которым они свидетельствовали о вере, когда Церковь земная стала подвергаться гонениям, а церковная проповедь не только за пределами храмов, но и внутри них почти прекратилась. Послереволюционные и двадцатые годы в России, когда жили Евдокия Пузовская, Мария Ивановна Дивеевская, Максим Иванович (Румянцев) и Алексий (Ворошин), были временем расцвета духовной жизни, когда Церковь, хотя и находилась под внешним давлением, но внутренне устраивала свою жизнь совершенно свободно. Если до наступления периода гонений Христа ради юродивые были примером подвижников, которые самый разум внешне вменяли ни во что, скрывали свои дары, то в двадцатые и тридцатые годы юродивые становятся духовными просветителями, живыми носителями церковного опыта, проповедниками Священного Писания, наставниками в духовной жизни. В условиях, когда храмы были закрыты, духовенство арестовано, сослано или расстреляно, именно к юродивым обращались люди за советом, помощью, утешением. Блаженная Ксения, совершавшая свои подвиги — ночную молитву, участие в строительстве храма Смоленской иконы Божией Матери, — скрывала их. Юродивым, жившим в ХХ столетии во времена гонений, в каком-то смысле пришлось отступить от тайного аскетического подвига. Не то чтобы они отказались от него, но, подвизаясь в нем, они стали одновременно и миссионерами.

http://pravmir.ru/vo-vremena-gonenij-yur...

Местом подвигов святого была Москва. По свидетельству полного жития, В. Б., вступив на путь юродства ради Христа, оставил «род свой, и дом отчьск, и град, идеже родися», следов., святой родился не в Москве. Однако в этой части житие В. Б. дословно цитирует житие прп. Феодора Эдесского (Саваита) , к-рый покинул «град, идеже родися» и пришел в Иерусалим, и, т. о., может быть агиографическим штампом. В сокращенном жизнеописании (в Прологе 1660 г.) и в Святцах 1646 г. сообщается, что В. Б. родился «в царствующем граде Москве у Пречистыя Богородицы Владимерския на Елохове» (см. Богоявления Господня собор в Елохове ). О родителях блаженного известно по полному житию лишь то, что они испросили себе ребенка молитвами. Святцы 1646 г. и сокращенное житие сообщают, что отца В. Б. звали Иаковом, а мать - Анной. В поздних источниках (несохранившемся Шепаревском списке жития кон. XVIII - нач. XIX в. (опубликован Кузнецовым), в предании, изложенном в книге И. М. Снегирёва ) сообщается, что отец отдал В. Б. на обучение к сапожнику, в мастерской к-рого у мальчика открылся пророческий дар: приехавший в Москву торговец хлебом заказал в мастерской сапоги, в ответ В. Б. рассмеялся и заплакал. После ухода купца мальчик объяснил мастеру свое поведение тем, что купец заказывает сапоги, к-рые не сможет надеть, т. к. скоро умрет, что и сбылось. По сообщениям сокращенного жития и летописцев XVII в., в 10 или 16 лет В. Б. взял на себя подвиг юродства. Сначала блаженный принял обет молчания и находился в непрестанной умной молитве. Затем, наставляемый Св. Духом, он «во юродство претворися и обнажи тело свое» (Житие. С. 43). В Степенной книге В. Б. назван «праведным нагоходцем», «самовольне обнаженным телеснаго одеяния», «не имеяше бо на телеси своем ни единаго рубища и стыдения не имуще, якоже первозданный преже преступления... Божия бо благодать греяше его. Огня же и мраза сильнейши плоть праведнаго сего бяше» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 599, 635). Прозвище блаженного Нагой встречается в летописных памятниках XVI-XVII вв. ( Тихомиров. С. 201).

http://pravenc.ru/text/150789.html

— Объясняли ли сами юродивые окружающим людям, зачем юродствуют? — Нет. Если бы они это делали, их юродство потеряло бы свою ценность и вообще всякий смысл. Их целью было вести собственно образ жизни юродивого, но при этом не афишировать причин, по которым они его выбрали. — А в чем именно Церковь видит миссию юродивых? Зачем нужен был такой специфический подвиг? — У юродивых нет своей особой миссии — как некой предварительной установки, как чего-то, что можно было сформулировать a priori. Юродство не является особым церковным служением и отдельной институцией Церкви. Это в большей степени дар отдельных личностей, которых Бог призвал именно к такому образу жизни. В этом смысле они чем-то сродни пророкам и часто близки им по духу. У юродивых нет какой бы то ни было заготовленной «программы» по выполнению в мире специальной функции. Вести такой образ жизни нужно в первую очередь им самим, для них это сугубо персональная форма аскезы. И как следствие такой аскезы, очищения от страстей, смирения и любви к ближнему юродивые обретают дары Святого Духа — как правило, редкую проницательность (прозорливость), а также дар пророчества и исцеления. И эти дары они ставят на службу ближним. Но это, скорее, следствие их образа жизни, а не его цель. — А бывали ли случаи, чтобы люди становились юродивыми в силу собственного сознательного решения? Или это всегда было только особым призванием Божиим, сопровождавшимся особым даром? — Чаще всего люди становились юродивыми прямым указанием Божиим. Иногда люди начинали вести такой образ жизни очень молодыми (блаженная Пелагея Ивановна из Дивеево стала юродивой уже в отрочестве), иногда — старыми (святой Симеон Эмесский стал юродивым, когда ему было шестьдесят), иногда все в их прежней жизни было нормально, иногда шагом к юродству становился какой-то кризис (тяжелая болезнь, как в случае блаженной Пелагеи Ивановны, потеря супруга, как в случае блаженной Ксении Петербургской). — Есть ли разница между понятиями «юродивый» и «юродствующий»? Были ли в Церкви люди, которые иногда юродствовали, но юродивыми в строгом смысле слова не были?

http://foma.ru/xrista-radi-sumasshedshie...

– Объясняли ли сами юродивые окружающим людям, зачем юродствуют? – Нет. Если бы они это делали, их юродство потеряло бы свою ценность и вообще всякий смысл. Их целью было вести собственно образ жизни юродивого, но при этом не афишировать причин, по которым они его выбрали. – А в чем именно Церковь видит миссию юродивых? Зачем нужен был такой специфический подвиг? – У юродивых нет своей особой миссии – как некой предварительной установки, как чего-то, что можно было сформулировать a priori. Юродство не является особым церковным служением и отдельной институцией Церкви. Это в большей степени дар отдельных личностей, которых Бог призвал именно к такому образу жизни. В этом смысле они чем-то сродни пророкам и часто близки им по духу. У юродивых нет какой бы то ни было заготовленной " программы " по выполнению в мире специальной функции. Вести такой образ жизни нужно в первую очередь им самим, для них это сугубо персональная форма аскезы. И как следствие такой аскезы, очищения от страстей, смирения и любви к ближнему юродивые обретают дары Святого Духа – как правило, редкую проницательность (прозорливость), а также дар пророчества и исцеления. И эти дары они ставят на службу ближним. Но это, скорее, следствие их образа жизни, а не его цель. – А бывали ли случаи, чтобы люди становились юродивыми в силу собственного сознательного решения? Или это всегда было только особым призванием Божиим, сопровождавшимся особым даром? – Чаще всего люди становились юродивыми прямым указанием Божиим. Иногда люди начинали вести такой образ жизни очень молодыми (блаженная Пелагея Ивановна из Дивеево стала юродивой уже в отрочестве), иногда – старыми (святой Симеон Эмесский стал юродивым, когда ему было шестьдесят), иногда все в их прежней жизни было нормально, иногда шагом к юродству становился какой-то кризис (тяжелая болезнь, как в случае блаженной Пелагеи Ивановны, потеря супруга, как в случае блаженной Ксении Петербургской). – Есть ли разница между понятиями " юродивый " и " юродствующий " ? Были ли в Церкви люди, которые иногда юродствовали, но юродивыми в строгом смысле слова не были?

http://religare.ru/2_94935.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010