О блаженне Прокопие,/со апостолом Павлом ты рекл еси:/мы буи Христа ради,/вы же мудри о Христе,/образ юродства и неразумия пред людьми являя,/разум же совершен имея,/в смирении же всех лучшими себе почитая,/временнаго и тленнаго отреклся еси,/стяжав богатство благодати Духа Святаго./Помози нам избежати обольщения бесовскаго и гордыни,/исполнитися же смирения и терпения/и получити от Христа Бога велию милость. Словом вся созда Господь:/Той бо рече, и быша, Той повеле, и создашася./И ты, блаженне Прокопие, избегая суетных слов, восприял еси подвиг молчания,/да слово умныя молитвы непрестанно Слову Божию приносиши./Моли Христа Бога, блаженне,/оградити нас от суеты и празднословия,/от осуждения и злословия,/подати разумение,/слова добрая на пользу ближнему рещи,/в молитве умом неразсеянным неленостно пребывати/и услышати Христово слово:/приидите, благословеннии Отца Моего,/наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Просветися доброе житие твое среди тьмы греха,/и мы, празднующе, блаженне, честную память твою,/прославляем Отца Небеснаго,/Егоже моли даровати нам милость/и помощь добре пожити в веце сем,/в грядущем же нескончаемем вкупе с тобою и всеми святыми/непрестанно славити и воспевати/Отца, и Сына, и Духа Святаго. О блаженне Прокопие,/ты Матерь Бога нашего всегда молил еси о помощи/и от Нея, в обители ея Успения,/чрез преподобнаго Трифона благословение приял еси/на подвиг юродства о Христе./Святе, моли Пречистую Деву помиловати нас, грешных,/подати Небесное благословение, и помощь,/и спасение душам нашим. Слава, глас 6. Самогласен: Чистое житие твое/и всеблаженный ти конец, отче Прокопие,/в немже всего града Хлынова множество народа сошедшеся,/яко видеша тя, без дыхания лежаща,/и гласы велегласными вопияху ти,/даждь конечное слово радостно рабом твоим, святе,/не остави нас, где оставляеши люди своя, блаженне Прокопие./Воистинну милостив и любезен быв,/обаче аще зде гроб покры тя,/но Вятская страна всебогатна имать тя предстателя и молитвенника к Богу/иже верою и любовию чтущим память твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И.Ц. Миронович Лекция 15. Всемирный потоп . Благословляя на подвиг юродства блаженную Пелагею, которая положила начало блаженным в Дивеевской обители, преподобный Серафим перед этим беседовал с ней у себя в келье 6 часов. И когда вышел проводить её, он сделал ей земной поклон и сказал, что не велик полк вот таких людей. Я не знаю, в какой разряд поставить Христа ради юродивых. То есть людей, в полном разуме, здравии и понимании, которые сознательно берут на себя подвиг юродства в глазах людей, являясь как бы ненормальными, чтобы брать на себя поношения и нести это поношение. Думаю, что они должны идти сразу же за Апостолами и мучениками, потому что это добровольное мученичество. Я при таком шуме не могу говорить. Мы должны сидеть тихо, начались занятия, и первый показатель нашей внутренней культуры – это тишина в аудитории. Это первый показатель, внутреннее убеждение недоказуемо, а вот его выражения, они свидетельствуют о многом, поэтому давайте сразу же сидеть тихо. Преодолевать такой шум очень трудно. И вот я сбился с мысли. Так вот, как их ставить? Они сознательно берут на себя всё поношение, будучи в здравом уме. И вот нести это до конца. Скоро Господь их наделяет удивительными дарами пророчества, прозрения, целительства. И вот они, как закваска, действительно, в нашем обществе были предметом . Сколько терпела от мальчишек та же, вот, блаженная Ксения? И это всё нужно было переносить с любовью, с терпением, без озлобления, и, конечно, они сыграли свою роль. И вот когда-то уполномоченный говорит: «Ну что вы там ходите к этой часовне? что вы там находите?» И будущий епископ ему очень хорошо ответил: – К сухому, к высохшему колодцу не приходят. К колодцу, в котором нет воды, не приходит народ. А если он приходит, значит, он получает пользу и чувствует. И вот, если бы собрать все анналы, какие только есть, сколько помощи оказывает и сейчас блаженная Ксения, то это были бы, может быть, многотомные труды. Но, к сожалению, мы летописи этой не ведём. А вот при таких местах должны быть хронографы, летописцы, которые бы фиксировали чудеса и заявления. Вот выходит серия книг «Чудеса в ХХ столетии» за всеми подписями, с адресами, с телефонами, что я-де свидетельствую, можете по этому проверить и перепроверить.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

В " Бесах " персонаж Достоевского повторяет, обращаясь к пришедшим: " Миловзоры, миловзоры " . В черновиках это словечко " миловзоры " стоит в ряду других, " пробных " , таких, как " кололацы " , " голохвосты " , " гоговахи " , " новодумы " (Т. 11. С. 235). Слово " кололацы " с легкой руки все того же Прыжова вошло в журнально-литературный обиход 1860-х гг. Так, М.Н.Катков , полемизируя с " Современником " , восклицает: " Кололацы! Кололацы! А разве многое из того, что преподается и печатается, не кололацы? ... новые культы, новые жрецы, новые поклонники, новые кололацы, новые суеверия не так благодушны и кротки... С неслыханною в образованных обществах наглостью они будут называть всех и каждого узколобыми, жалкими бедняжками, всех, кроме своих Иванов Яковлевичей и поклонников их " (Катков М.НН. Старые и новые боги//Русский вестник. 1861. 2. С. 893, 898). Ясно, что " кололацы " у Достоевского, как и у Каткова, обозначают откровенное одурачивание доверчивых людей. В черновиках есть фраза: " Ив Яковлевич: " Кололацы " . " У него откровенные кололацы (курсив наш – В.М.), а у вас те же кололацы, но вы думаете, что величайшая мудрость " . Из этого следует заключить, что Достоевский не верил в праведность Ивана Яковлевича и в то, что его пророческий дар дан ему от Бога. Образ, изображаемый в " Бесах " , по сути, карикатурен. Персонажи и " Маленькой ошибки " и " Бесов " , ожидающие " юродивого слова " , выставлены авторами в смешном виде. Как мы помним, А. Долгорукий тоже отмечал, что порою Иван Яковлевич говорил бессвязно. И здесь возникает более общий вопрос: о том, всегда ли правильно понимается окружающими подвиг юродства. До сих пор не было не только обобщения, но и постановки важного методологического вопроса о своеобразии, о специфике изображения юродивого в светской художественной литературе. Вопрос возникает в связи с тем, что подвиг юродства Христа ради чрезвычайно трудно, чаще всего совершенно неадекватно усваивается мирским сознанием. Дело осложняется тем, что если остальные типы святых (преподобные, мученики и др.) так или иначе, но вписываются своим жизненным поведением в определенный канон, то юродивые ( " блаженные " ) проявляют в своем поведении чрезвычайное многообразие, отражающее их внутренние духовные и душевно-психологические черты.

http://pravoslavie.ru/91.html

Что касается святых жен, юродивых Христа ради, то мы не обнаруживаем в их жизнеописаниях фактов хождения в общественных местах в обнаженном виде. Св. блж. Паша Саровская во время 30-летнего обитания в саровских лесах ходила с обнаженными руками и в полурасстегнутой на груди монашеской рубашке-свитке. Полунагой, как свидетельствует тропарь блаженной, в любое время года ходила и св. блж. Евфросиния Колюпановская. Св. блж. Пелагея Дивеевская до старости в любое время года ходила без чулок и босиком. Довольно распространенным в подвиге святых юродивых жен является босоножие в любое время года. Таким образом, несклонность святых Христа ради юродивых жен к хождению в обнаженном виде в общественных местах может рассматриваться как одно из внешних отличий в протекании подвига юродства у святых жен по сравнению со св. мужами, юродивыми Христа ради. Второе отличие касается асоциальных поступков, собственно буйства. Такого рода поведение является типичным для святых юродивых мужей, по крайней мере об этом мы можем судить по их жизнеописаниям. Что же касается святых юродивых жен, то в целом жития об этом, как правило, умалчивают. Исключением являются великие дивеевские святые – блж. Пелагея и блж. Параскева. В остальном, как представляется, внешние проявления юродства у святых мужей и святых жен совпадают: и те и другие пребывают в непрестанной молитве (особенно по ночам), носят на теле вериги, одеваются в рубище, в грязную и рваную одежду, постятся, питаются скудно самой простой пищей, изнуряют своё тело физической работой (иногда со стороны кажущейся бессмысленной), спят мало, на полу в неудобной позе, на улице; терпят стужу и жару; речь святых юродивых иносказательна; они тайно творят милостыню; обладают пророческим даром и даром чудотворения. Что касается внутренней стороны подвига, то здесь мы не обнаруживаем никаких различий: святые юродивые (и мужи, и жены) совершали свой подвиг, во-первых, с целью личного спасения, а во-вторых, исполняя две главнейшие заповеди – «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 22.37–39 ). Святые юродивые были призваны своим буйством, своими странными поступками привлекать к себе внимание и будить в людях совесть, призывать и приводить их к покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Что касается до служения юродивых делу спасения ближних, то на это посвящена была вся их жизнь. Что такое подвиг юродства по существу, как не воплощенный протест против чрезмерного тяготения людей к земле, ее интересам и помышлениям?! Совершенно свободные от рабства внешнему, чувственному, всему земному, нисколько не сообразовавшиеся с веком сим( Puм. XII:2 ), – юродивые имели ближайшею целью и самым неотразимым, жизненным примером своим назидали, чтобы и все другие не увлекались ничем земным, заботились о высших целях жизни: своею жизнью напоминали всем, имеющим уши, чтобы слышать, и очи, чтобы видеть, о том едином, что есть на потребу, напоминали постоянно, что они большею частью живут среди страшной и безмерной лжи, лицемерия, обмана и т.п. Не поучительно ли видеть человека на земле, некоторым образом уже не принадлежащего земле, своим постоянным пребыванием в себе, внутреннею и внешнею тишиной и всегдашним самообладанием разительно изобличающего рассеянность и шумную суету мира сего?! Сам Бог избирал этих дивных подвижников непосредственным орудием Своей божественной воли, чтобы в самом их бесславии и уничижении открывалась могущественная сила правды Божией к обличению порока, унижению сильных и мудрых века сего и к облегчению участи страждущих. Сии подвижники, утверждаемые в вере, водимые духом Божиим, чувствуя себя свободными от уз мирских, независимыми от земного порядка вещей, имели святое дерзновение говорить открыто истину таким лицам, пред которыми другие не осмеливались возвышать голос правды. По истине, они были великими благодетелями для своих собратий, являясь, смотря по требованию духовных нужд современников, то кроткими наставниками, то грозными обличителями и крепкими ратоборцами против зла. В жизнеописаниях юродивых находим прямые указания, что желание служить спасению ближних было главною причиною их обета на юродство. В житии Симеона юродивого говорится, что когда он разлучался с возлюбленною им пустынею и с единственным своим другом, подвижником Иоанном, пред вступлением в подвиг юродства, то обратился к Иоанну: «Несть уже нам, брате, нужды в пустыни сей пребывати, но послушай мя, и пойдем послужити спасению иных; зде убо точию себе пользуем, а мзды от пользования иных не имамы; не Апостол ли глаголет: никтоже своего си да ищет, но еже ближнего кийждо ( 1Кор. Х:24 ); и паки: всем угождаю, не некий своея пользы, но многих, да спасутся» ( 1Кор. Х:33 ) 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава 3 Третья по нашему счету форма бескровного мученичества, возвышающаяся над монашеством исключительным самопреданием Богу, есть Христа ради юродство . Носители подвига юродства «мученически проводили всю свою жизнь», «во все дни земной жизни терпя злые муки». Чтобы скорее очиститься от страстей, они, живя в мире, вовсе отвергались его утех, славы и достоинства, шествовали тесным и узким путем. Некоторые из них добровольно предавали свое тело «на раны, воздержания, биения» и беспокойства, ограничивая себя при этом во всяком плотском желании. Ради углубления в себе духа смирения юродивые притворно надевали на себя личину безумия и терпели из-за того массу смиряющих «скорбей, бед, поруганий, укоризн и досаждений». Страдание увеличивало их самопознание и внутренне размягчало до того, что они любили своих обидчиков и молились о них. «Христоподобное милование» было их отличительным и постоянным свойством. В силу его они духовно помогали ближним и извлекали многих «из тины страстей». Болезнями же самоотречения все они привели себя к «любви Христовой», «пламенному желанию Бога» и озарению Божественным светом. Глава 4 Необычайностью богоустремления подвиг Христа ради юродства тесно соприкасается со следующим за ним путем спасения чрез подвизание на столпах. Святые столпники восходили на каменные или деревянные столпы с тем, чтобы освободиться при стоянии на них ото всех помех к единению с Богом. Так как все силы их души переживали Бога как Первоисточника любви, то они были созерцателями в самом высоком смысле этого слова. Сердце каждого из них «способно было обнять любовию всю вселенную... и изливать на всех добро». К данной высоте любви столпники поднимались общехристианским путем самопожертвования и бескровного мученичества. Столпы были для них крестами, на которых они распинались, уподобляясь своему Владыке и делаясь сообщниками мучеников. «Деннонощные молитвы и бодрствование» вместе с постничеством очищали их от страстей. «Страданием от дождя, зноя», зимнего томления, гниения плоти и «множества искушений и скорбей» они мученически смирялись. Сострадая людям, они были молитвенниками за весь мир, а всех притекающих к ним назидали со своих столпов, как с кафедр, и вразумляли по их личным потребностям.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Изнуряя, таким образом, всячески свое тело, бл. Василий в тоже время еще более старался смирить свой дух, не дать развиться в себе самомнению, горделивому сознаний важности своих подвигов, которые он считал маловажными и не имеющими никакой ценности, и посему всячески избегал людской похвалы, находя ее, по-своему смиренно, не заслуженною. Но блаженный не хотел бежать от неё в пустыню: для своей деятельности во славу Божию и на пользу ближних святый подвижник шумную столицу предпочитал пустыне: живя здесь, «в мире», он скорее и убедительнее, чем в пустыне, мог поучать христианской жизни любителей суеты мирской. К тому же никто не мог ему поручиться, что людская слава и в пустыне не будет преследовать его. По сему блаженный, не имея возможности скрыть своих подвигов от людей, избрал другое средство для избежания людской похвалы и для смирения своего духа: вместе с подвигом ноготы принял подвиг юродства (безумия) Христа ради и под внешним неприличием этого подвига скрывал от людей, не прозревших далее внешнего, свое добродетельное житие, представляясь как бы лишенным разума, ни чего несмысляищим. Ходя по улицам, он всегда молчал, сам почти никогда не начинал говорить и на вопросы обыкновенно безразсудные, а иногда при начале юродства даже обидные, ничего не отвечал, показывая вид, что он ничего не понимает; если же когда и говорил, говорил темно и безсвязно, загадками; в поступках своих был непонятен: допускал странные действия, входил в близкое соприкосновение с людьми порочными и низко павшими в общественном мнении и т. п. Но во всех этих особенностях своего поведения, в своих странных и иногда, повидимому, безумных речах и поступках блаженный никогда не позволял себе чего-либо греховного, какой либо несправедливости или оскорбления по отношению к другим. Напротив, в своем юродстве блаженный проявлял много мудрой заботливости о спасении людей, любил их и ради этой любви не жалел себя. Сколько, напр., требовалось с его стороны решимости, чтобы отказаться от обычного употребления разума? Но блаженный не усомнился это сделать, зная, что своим юродством он не унижает данного ему от Бога разума, но только необычно употребляет его для высших целей и действий, где обычное употреблеше разума было бы бесполезно и даже вредно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его» ( 1Пет.2:21 ). Терпение Христово есть необходимый путь нашей нравственной жизни, осуществления нами нашей нравственной задачи. Иного пути не может быть, как только приобщение страстям Христовым ( Флп.3:10 ). «Блаженны» – говорит Спаситель – «плачущие» ( Мф.5:4 ), – блаженны те, которые сознают, что уподобление Христу, достижение царствия Божия, созидание внутреннего человека, невозможно без труда и подвига, путь узкий, врата тесные и немного входящих ( Лк.13:24 ; Мф.7:13–14 ). «Многими скорбями подобает нам внити в царствие Божие» ( Деян.14:22 ). «Терпением да течем на предлежащий нам подвиг» ( Евр.12:1 ). Если обыкновенные человеческие дела выполняются только путем настойчивого и упорного труда, то тем более – дело нравственной жизни, бесконечно более важное и ценное. Мы, как будто, мало это сознаем. Терпим и многотерпим ради достижения земных целей,– приобретения богатства, славы, почестей, – терпим и смиряемся, и уничижаемся, и не жалуемся. А когда требуется терпение ради Христа, ради добродетели, ради царствия Божия, ради небесного, – о, тогда воздыхаем, изнемогаем, падаем духом и не можем терпеть. Почему так? Потому что не верим, ибо нельзя терпеть ради того, в действительности чего не признаешь. Кто никогда не помышляет о небесном, может ли он страдать ради небесного? «Идеже бо сокровище ваше, ту будет и сердце ваше» ( Мф.6:21 ), – и если сокровище наше, а, следовательно, и сердце наше всецело в земном и чувственном, то страдания ради небесного представляются нам каким-то юродством. Укрепите так ныне упавшую веру, и вы умножите христианское терпение: пробудите в душе так поблекшие ныне высокие христианские заветы, и вы вдохновите людей, вложите в них живительную, бодрящую силу на нравственный труд и подвиг. Ослабели в нас христианские помыслы, христианские чаяния, а потому нет и христианского терпения, и нам понятно только терпение житейское и мирское, извлекающее для себя прямую выгоду и пользу. К великому прискорбию, при современном направлении жизни, уже слышатся такие голоса: «прежде накорми, а затем требуй добродетели». Возможно ли при таком унизительнейшем взгляде на добродетель какое-нибудь христианское терпение? Очевидно, невозможно, а мы не вправе ожидать только послушания раба, терпеливо ожидающего, пока его накормят.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Глава 3   Третья по нашему счету форма бескровного мученичества, возвышающаяся над монашеством исключительным самопреданием Богу, есть Христа ради юродство. Носители подвига юродства «мученически проводили всю свою жизнь», «во все дни земной жизни терпя злые муки».    Чтобы скорее очиститься от страстей, они, живя в мире, вовсе отвергались его утех, славы и достоинства, шествовали тесным и узким путем. Некоторые из них добровольно предавали свое тело «на раны, воздержания, биения» и беспокойства, ограничивая себя при этом во всяком плотском желании.    Ради углубления в себе духа смирения юродивые притворно надевали на себя личину безумия и терпели из-за того массу смиряющих «скорбей, бед, поруганий, укоризн и досаждений». Страдание увеличивало их самопознание и внутренне размягчало до того, что они любили своих обидчиков и молились о них.    «Христоподобное милование» было их отличительным и постоянным свойством. В силу его они духовно помогали ближним и извлекали многих «из тины страстей». Болезнями же самоотречения все они привели себя к «любви Христовой», «пламенному желанию Бога» и озарению Божественным светом. Глава 4   Необычайностью богоустремления подвиг Христа ради юродства тесно соприкасается со следующим за ним путем спасения чрез подвизание на столпах.    Святые столпники восходили на каменные или деревянные столпы с тем, чтобы освободиться при стоянии на них ото всех помех к единению с Богом. Так как все силы их души переживали Бога как Первоисточника любви, то они были созерцателями в самом высоком смысле этого слова. Сердце каждого из них «способно было обнять любовию всю вселенную... и изливать на всех добро».    К данной высоте любви столпники поднимались общехристианским путем самопожертвования и бескровного мученичества. Столпы были для них крестами, на которых они распинались, уподобляясь своему Владыке и делаясь сообщниками мучеников. «Деннонощные молитвы и бодрствование» вместе с постничеством очищали их от страстей. «Страданием от дождя, зноя», зимнего томления, гниения плоти и «множества искушений и скорбей» они мученически смирялись. Сострадая людям, они были молитвенниками за весь мир, а всех притекающих к ним назидали со своих столпов, как с кафедр, и вразумляли по их личным потребностям.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

И умение рисовать теперь ни к чему. Кому ты нужен со своими пейзажами, натюрмортами, портретами, не говоря уж о батальных сценах? А вот художник Кулик, посадивший себя голого на цепь и изобразивший собаку, пошел другим путем. Ему рукоплескал цивилизованный мир, он опять же заработал хорошие деньги... Каков мудрец! Очень мудро прославил себя и писатель Сорокин, описав в своих романах копрофагию (поедание экскрементов) и антропофагию (поедание человеков). Его мудрость оценили по достоинству и на родине, и за ее пределами. На родине в некоторых школах даже включили его последний роман, нагруженный грязными ругательствами, в список рекомендованной литературы для внеклассного чтения. Мудрым слывет и политик, на которого иногда нелишне было бы надеть смирительную рубашку. И идеологи проекта " Русский ислам " - абсолютно безумной идеи исламизации России и русских. Их мудрость признана и поощрена властями, на реализацию проекта выделены значительные средства. Как маячит за всей этой вакханалией " мудрого безумия " глумливая усмешка ее вдохновителя! Наверное, и он считает себя большим умником, поскольку так ловко извратил смысл апостольского изречения. Ведь апостол Павел, обращаясь к христианам города Коринфа, призывал их, естественно, не к беснованию, а к исповеданию Христа и к жизни по христианским заповедям. Жизни, которая " веку сему " может казаться безумием, но которая и есть настоящая мудрость. Безумными считались среди соплеменников те, кто отказывался бросить горстку благовоний на языческий жертвенник и с радостью претерпевал за это зверские муки. Но в конечном итоге они оказались мудрыми даже в " веке сем " , ведь их слава пережила многие столетия, им молятся, их именами называют детей. Имена же их гонителей если и помнят, то только в связи с этими святыми мучениками. А были среди христиан и такие, которые нарочито вели себя как безумные. На первый взгляд, подобно сегодняшним ловкачам, избравшим сумасшествие в качестве выгодной бизнес-маски. О юродстве тоже можно сказать, что это была маска. Но прикрывала она не хитрый расчет снискать популярность и огрести кучу денег. Нет, под маской юродства таились мудрость, просветленность, часто дар прозорливости. А главное, делалось все это Христа ради, а не ради удовлетворения своих страстей и низменных желаний. Не для того чтобы тешить беса, а чтобы при жизни не получить никакого воздаяния. Даже в виде похвалы. " Эти славные подвижники, воодушевляемые горячей ревностью и пламенной любовью к Богу, добровольно отказывались не только от всех удобств и благ жизни земной, от всех выгод общественной жизни, от самого близкого и кровного родства, но даже отрекались при полном внутреннем самосознании от самого главного отличия человека в ряду живых существ - от разума, добровольно принимая на себя вид безумного, а иногда и нравственно падшего человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда, дозволяющего себе иногда соблазнительные действия " , - читаем в книге " Подвиг юродства " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/1...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010