Юродство как вид аскетического подвижничества возникло в среде восточного монашества около V в. К VI–VII вв. оно оформилось как особый вид подвига, особый путь к святости. Первые упоминания о юродстве находим у прп. Ефрема Сирина , посещавшего пустыни Египта в 371 г. 851 , и в «Лавсаике» епископа Елеонопольского Палладия (420 г., главы «О юродивой девственнице» и «О Питириме»). Епископ Палладий рассказывает о монахине одного из египетских монастырей Исидоре , которая делала вид, что она безумна и одержима бесами. Она жила обособленно, выполняла всю грязную работу, монахини всячески оскорбляли ее, и лишь позднее обнаружилась ее святость. Евагрий (†600 г.) рассказывает в своей «Церковной истории» об аскетах, которые питались травами и растениями. Эти подвижники вернулись из пустыни в мир и там продолжали аскетический подвиг – ходили в одних набедренных повязках, постились и притворялись безумными. Их поведение было исполнено соблазна. Это демонстрировало то совершенное бесстрастие, ту неподверженность соблазнам, которых они достигли своим аскетическим подвигом. Из этой среды, согласно упоминавшемуся выше житию, написанному Леонтием Неаполитанским (середина VII в.), выходит Симеон , юродивый из Эмесы в Сирии, который, прикрываясь безумием, обличал грешников, творил чудеса. После его кончины жители Эмесы убедились в его святости 852 . В подвиге юродства видят высшее осуществление того противопоставления мудрости века сего и веры во Христа, о котором говорил апостол Павел: «Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным (слав.: буй да бывает), чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие (слав.: буйство) пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» ( 1Кор.3:18–19 ). «Мы безумны Христа ради»( 1Кор.4:10 ). Святитель Феофан Затворник так объясняет эти слова: «Мудрец, имея свое мировоззрение, ставит себя в этом мире на высоту и в устроении своей участи, своего бьгга, в ведении своих дел руководствуется только своими собственными соображениями, не сознавая нисколько нужды в высшей помощи... Несмотря на то, что житейская его мудрость и сумма познаний очень ограничены, он всегда высоко ставит себя по мудрости и находится потому в прелести, так как считает себя имеющим то, чего нет. Разсеявая эту прелесть, Апостол и говорит: всякий такой «буй да бывает», т.е. прежде всего пусть познает сам себя, что не имеет никакой мудрости, потом и самую мнимую мудрость пусть признает не мудростию, а пустым призраком мудрости, затем пусть примет учение и образ жизни такие, которые и сам он прежде считал буйством» 853 . Этим буйством, безумием для мира является, по толкованию блж. Феодорита, тайна Креста. Мудрости человеческой казалось, что Крест – свидетельство немощи, и веровать в него – неразумие, а на самом деле было совсем по-другому: верующие в него исполнялись силою и премудростию 854 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Да, Бог справедлив. Он не учит нас грешить. Он говорит: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф. 5, 48 ). Больные дети как бы принимают на себя подвиг мученичества и юродства ради того, чтобы Господь не до конца прогневался на этот мир, и мы, может быть благодаря им, еще имеем время на покаяние. Но мы, по нашей нераскаянности, по нашей привычке не думать о своих грехах, а винить в них кого-то другого, не чувствуем этого. Для нас не был бы труден вопрос, за что страдают дети, если бы в этом, как и во всем, мы взирали на Христа Спасителя, соизмеряли с Ним всю нашу жизнь. За что страдают дети? За что страдал Сам Спаситель? Ведь он безгрешен. Каждый рождающийся в мир младенец несет на себе печать первородного греха. А 10 Господь и того не имел. Он — чище любого ребенка — страдал, и как!.. Вот и ответ на вопрос: за что страдают дети. За наши грехи. За наше нерадение о спасении их души, также о своем спасении. Задача родителей состоит в том, чтобы воспитать детей духовно, открыть им дорогу к Богу и не замкнуться только на обеспечении физического существования и удовлетворении все возрастающих материальных потребностей. Постоянная забота о земном, а не духовном может стать для ребенка препятствием на пути ко Христу, на пути спасения души. Потому-то Господь и назидает нас: Не препятствуйте им приходить ко Мне ( Мф. 19, 14 ). Если мы не приводим младенца в храм, не учим его молиться, если у нас дома нет иконы, Евангелия, если мы не стараемся жить благочестиво, то, значит, мы препятствуем ребенку идти ко Христу. И в этом — наш самый главный грех, который ложится и на наших детей. Вот почему за наши грехи страдают дети, даже если они в них не виноваты. Семья — это единый организм, единое тело. Духовный груз, который на ней лежит, часто распределяется между ее членами неравномерно. Дети, часто бывает, расплачиваются своим здоровьем за грехи и ошибки родителей. Грех потому и есть величайшее зло, что от него страдают невиновные. Но искупаются грехи других. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились ( Ис. 53, 5 ), — говорил величайший пророк Ветхого Завета о Господе нашем Иисусе Христе, открывшем нам двери спасения.

http://azbyka.ru/zdorovie/esli-v-pravosl...

Как же смотрел на подобную клевету сам блаженный? Видя, что на него клевещут напрасно, он нисколько не скорбел духом, а наоборот – веселился и вспоминал апостольские слова:  «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас: теми  (то есть нашими врагами)  он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, а прославляй Бога за  такую  участь.  » ( 1Петр. 4, 14–16 ).  «Ибо блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.»  ( Матф. 5, 10–11 ). Когда же подошел к нему келейник Иван и, сочувствуя старцу в беде, пожелал узнать о причине такого его равнодушия к скорбям, старец отвечал: – Эх, Иване, Иване... Лучше потерпеть несправедливость, нежели совершить ее самому. Слушай, что говорит о том слово Божие: « Горе богатым, насыщенным, хвалимым; но благо тем, которые терпят всякую напраслину, побои, ограбления, насильственные утруждения, ибо мзда их многа на небеси». – А если терпят напрасно, за ничто, батюшка? – Так что же из того? Нельзя противиться злому. Грешно предаваться грусти. Мы изгнанники на земле. А изгнанникам не дивны оскорбления и обиды... Мы у Бога под епитимиею, а епитимия заключается в лишениях и трудах. Мы больны душой и телом, а больным полезны горькие лекарства... И вот, чтобы угасить в сердце своем всякую неприязнь к обидчикам и дабы выполнить на деле Евангельский совет, выраженный словами:  Солнце да не зайдет в гневи вашем,–  блаженный старец тотчас после начальнических угроз, притеснений и вспышек, составлял Иову письменные ответы и, выставляя себя в них единственным виновником происходящего  «зла»  и тем самым как бы сознаваясь в своих  «бесчиниях» , давал ему обязательство изменить образ своей жизни, но еще более после того увеличивал подвиг юродства, объясняясь с ним при встрече, что «Бог так велит».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Подвиг блаженных калек бывает достаточно трудно отделить от подвига юродства Христа ради. В то же время существует мнение, что блаженные калеки не могут быть признаны юродивыми. В полной мере мы с этим суждением не согласны. Слово «юродивый» сохраняет в своей семантике значение ущербности (в том числе и физической). Ср., например, в словаре Д.Н. Ушакова: ЮРОДИВЫЙ – «1. Глуповатый, чудаковатый, безумный»; «2. в знач. сущ. юродивый, ого, м. Христианский аскет-безумец или принявший вид безумца и обладающий, по мнению верующих, даром прорицания (церк., религ.)» 64 . В современном обществе мы наблюдаем такие тенденции в моде, которые в прежние времена могли позволить себе только юродивые (прически с всклокоченными волосами, рваная одежда, металлические предметы, вставленные в разные части лица и тела). Поскольку подвиг юродства, как правило, связан в том числе и с нарушением общепринятых норм, то традиционный внешний вид юродивых Христа ради сегодня может и не иметь соответствующего воздействия. Еще один аргумент в пользу тесной связи подвига блаженных калек с подвигом юродства Христа ради заключается в том, что блаженные калеки поддерживали духовную связь с живыми и умершими юродивыми Христа ради (подробнее о чем см. далее, в разделе 2.6). Кроме того, если говорить непосредственно о подвиге св. блж. Матроны Анемнясевской, то в её житии мы находим поступки, которые никак нельзя объяснить с точки зрения здравого смысла; например, она «сама себя знобила»: “мочила голову холодной водой, открывала плечи и шею, и так лежала, «пока вся не посинеет от холода " ” 65 . Объясняла свои действия св. Матрона таким образом: «Ведь другие страдают.., зябнут и мёрзнут на холоду, и мне тоже нужно мёрзнуть» 66 . В житии блаженной Матроны описывается и тот факт, что она держала на кровати мешок с камнями весом около пуда (16 кг), которые постоянно перебирала и перекладывала, объясняя при этом посетительнице: «Да надо ведь трудиться» 67 . Заметим, что это чуть ли не буквально повторяет поступки другой великой святой, прославленной в чине юродства Христа ради, – блж. Пелагеи Дивеевской, которая долгие годы во время церковной службы бросала кирпичи в холодную воду, находящуюся в яме, затем залезала в эту яму чуть ли не по пояс, доставала кирпичи и начинала всё сначала. На упреки своей келейницы Анны Герасимовны, однажды увидевшей это, святая Пелагия ответила: «Я.., батюшка, на работу тоже хожу; нельзя, надо работать, тоже работаю» 68 . (Более подробно аспект, связанный с аскетической стороной подвига юродства Христа ради, рассмотрен нами во второй главе в разделе 2.5.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В результате проведенного исследования выявлены следующие характерные черты женского юродства: • Святые подвижницы, как правило, особым образом были призваны Господом к труднейшему подвигу юродства Христа ради. Это призвание нередко проявлялось уже в детстве будущей подвижницы и бросалось в глаза окружающим. В зрелом возрасте подвижница, как правило, получала благословение на подвиг юродства от своего духовника или старца. Поводом к всецелому покаянию и принятию креста юродства иногда служили тяжелые жизненные обстоятельства. • Святые Христа ради юродивые жены отличались своим внешним видом, что, как правило, находит отражение в иконописном изображении святой. Отличались они и своим речевым поведением. Речь святых подвижниц, обращенная к внешнему адресату, как правило, носила иносказательный характер. Целью такого якобы «бессмысленного» говорения всегда являлось либо прикрытое пророчество-предупреждение, либо вразумление и обличение, либо утешение. «Дурили» святые юродивые в дневное время суток, по ночам же пребывали в беспрерывной молитве. • Святые жёны, юродивые Христа ради, вели аскетический образ жизни: творили Иисусову молитву, соблюдали строгий пост, спали мало и в неудобной позе, терпели поношения, побои от людей с целью борьбы со своей гордостью и самомнением, которые не перестают преследовать подвижника даже до смерти. • Все святые юродивые Христа ради подвижницы были наделены богатыми дарами от Господа – даром пророчества, даром исцеления, даром чудотворения. При любой возможности святые юродивые жёны творили милостыню, стараясь делать это тайно. Наше исследование показало, что основные черты протекания подвига юродства Христа ради у святых жён и мужей совпадают. Имеющиеся различия касаются внешней стороны протекания подвига. В жизнеописаниях святых юродивых жён практически не встречается случаев хождения в голом виде в общественных местах, тогда как в жизнеописаниях святых юродивых мужей хождение в нагом виде в общественных местах – обычное явление. Вторая отличительная особенность связана с проявлениями буйства: в жизнеописаниях святых юродивых жён факты буйства являются исключительными случаями и свойственны лишь отдельным подвижницам. В мужском юродстве буйство является едва ли не важнейшей чертой подвига. Однако в жизнеописаниях отдельных подвижниц можно наблюдать настоящее буйство, «ругание миру».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» Юродство Христа ради – духовно-аскетический подвиг, который заключается в отказе от общепринятых норм жизни, принятии особого образа поведения, отчасти (внешне) напоминающего поведение человека , лишенного рассудка , в смиренном терпеливом перенесении унижений, презрения, поругания, телесных лишений. К.В. Лебедев. “Христа ради юродивый” . 1902. Духовный смысл юродства Христа ради Ключом к пониманию этого подвига является фраза из Священного Писания: «…мудрость мира сего есть безумие пред Богом… » ( 1Кор.3:19 ). Юродивый (слав. глупый, безумный) – человек, взявший на себя подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия с целью достижения внутреннего смирения . Христа ради юродивые ставили себе задачей побороть в себе корень всех грехов – гордость . Для этого они вели необычный образ жизни, иногда представлялись как бы лишенными рассудка, вызывая тем над собою насмешки людей. Вместе с тем, они в иносказательной символической форме обличали зло в мире, как словами, так и действиями. Такой подвиг брали на себя юродивые для того, чтобы смирить себя и вместе с тем сильнее воздействовать на людей, так как к обычной простой проповеди люди относятся равнодушно. Подвиг юродства ради Христа был особенно распространен у нас на Русской земле. Всякое ли ненормальное поведение православного человека является юродством? Священник Владимир Новицкий: – Юродство предполагает очень высокую степень духовной жизни и принимается совершенно сознательно. Для соблюдения этих двух условий по меньшей мере надо обладать здравым умом и трезвой памятью. Согласно святоотеческой аскетике, принять такой подвиг мог человек не просто здоровый психически и духовно, но и достигший бесстрастия, то есть состояния, когда, как говорили отцы, «умолкнут чувства» и человек перестает поступать в зависимости от них, а руководствуется в своем поведении духовным разумом. И вот эту высоту жизни подвижник скрывает за юродством, как за ширмой, чтобы послужить Богу втайне. Чтобы избежать почитания, он надевает на себя маску душевнобольного, принимая оскорбления, которые помогают бороться с гордостью и достигать совершенного смирения. Поведение юродивого по форме часто нарочитое, иной раз провокационное, неадекватное. Но такая нарочитость у него – маска, под которой – целостная личность в максимальной собранности ума, воли и чувств, с очень четкой логикой, в полном духовном сознании. Юродивый всегда знает, что юродствует. Его контролирующее самосознание, или трезвение по святоотечески, помогает ему максимально адекватно оценивать себя и все окружающее. Это благодатное состояние, в котором присутствуют не только усилия или способности человека, но и преображающая и содействующая сила Божия. Поэтому юродство – не болезнь, а духовный подвиг, принятый в результате собственного выбора.

http://azbyka.ru/yurodstvo

В богослужебных книгах, наконец, мы нашли много материала для того, чтобы нарисовать себе яркую картину нравственного восхождения св. юродивых и св. столпников на высоту добродетелей и объяснить себе смысл всех тех аскетических лишений, каким подвергались св. юродивые и св. столпники. Из этого перечня пособий и источников, какими мы пользовались при изучении данного вопроса, можно видеть всю ту трудность работы, с какою сопровождалось выяснение нравственного смысла подвигов «юродства» и «столпничества». Пришлось, с одной стороны, проверить весь исторический материал, необходимый для фактического» освещения известных нравственных выводов и положений и с другой – совсем почти не воспользоваться теми мелкими журнальными статьями, которые выше указаны; все они трактуют об одном и том же и новых освещений в выяснении нравственного смысла «юродства» и «столпничества» не вносят. Далее, раскрытие смысла самих подвигов: «юродства» и «столпничества» представляет затруднение и само по себе, особенно защита бессоблазненности подвигов, так что справедливо и теперь замечание преосв. Филарета, митроп. Московского о том, что много нужно еще работать для того, чтобы удовлетворительно выяснить оригинальные виды подвижничества, писанное 30-го Мая 1838 г. по поводу просмотра преосв. Филаретом сочинения студента Московской Духовной Академии М. С.: «О высоком достоинстве жизни юродивых Христа ради» (Чтен. в имп. ист. и древн. росс. 1880 г. кн. 2. Москва. 1882 г., стр. 3-я). Из стремления восполнить пробелы, допущенные о. Ковалевским в изучении им подвига «юродства», с одной стороны, и из желания обследовать самостоятельно подвиг «столпничества» – с другой, и определить их нравственное достоинство, мы решились идти следующим путем: 1 «Современный материализм в Германии», перев. с французского. СПБ. 1868 г. и «материалы для разоблачения материалистического нигилизма; собраны из немецких источников. СПБ. 1864 г. 2 Апология христианства. Геттингера ч. I, отд. I, перев. с немецк. языка свящ. Г. Чельцова. СПБ. 1873 г. стр. 195.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Такое отступление от главной темы, быстрый скачек от одного предмета к другому, ярко бросается в глаза читателю, когда он, познакомившись с подражательным характером проложных сказаний и патериков, с половины 100-й страницы вдруг начинает читать характеристику первой, по времени, юродивой Исидоры, – монахини Тавенской, после чего с 102 стр. получает, в виде заключения к 1-й половине сочинения о. Ковалевского, самой главной, содержащей в себе выяснение нравственного смысла подвига «юродства», определение «юродства», данное древним церковным историком Евагрием (стр. 102–104). С 105–131 страницы автор дает краткие жизнеописания юродивых Востока, заимствованные им без перемен у Филарета, архиепископа Черниговского («Жития святых» изд. Тузова. СПБ. 1892 г.). Во II-oй части I-oй главы излагаются история и условия, способствовавшие особенному процветанию подвига «юродства» на Руси. Вместе с другими видами подвижничества из Греции было заимствовано русскими и «юродство» Христа ради. Исторические судьбы и склад древне-русской жизни особенно способствовали процветанию этого подвига в древней Руси. «Юродство» – народный на Руси подвиг или особенно любимый народом, как об этом свидетельствовали иностранцы в своих описаниях путешествий по России. Описывается, затем, жизнь юродивой Пелагии и других; особую главу (II-ю) посвящает автор вопросу о мнимо-юродивых и о мерах гражданской и духовной власти против них-и о рациональном способе борьбы с этим злом путем религиозно-нравственного просвещения русского народа, а в заключении дает ряд жизнеописаний русских юродивых (стр. 132–272). Сочинение это, как видно из представленного обзора его содержания, страдает отсутствием определенной основной идеи, которая красною нитью должна бы проходить чрез все исследование. Быстрые скачки от одного предмета к другому (стр. 99–100, 102), мало относящиеся к теме сочинения рассуждения (напр., об уме и его отношению к откровению 38–42 стр.), отсутствие строго определенного плана, напр., «заповедуется ли «юродство» словом Божиим?» Решив этот вопрос, автор рассуждает о времени и условиях, благоприятствовавших появлению в христианстве вообще подвижничества, а после этого говорит об иноческих уставах и, наконец, опять трактует о том, что в слове Божием указываются существенные черты «юродства» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Блаженная Ксения Петербургская почиталась чудотворицей еще при жизни. Само слово «блаженная» означает, что святая прославилась подвигом юродства Христа ради — самым необычным из всех видов святости. Подвиг юродства Христа ради заключается не просто в добровольном отказе от удобств, комфорта, любых благ цивилизации, это еще и отречение от своего дома, от любой собственности, вплоть до одежды, и даже от постоянных человеческих отношений, то есть от всего того, что привязывает человека к миру земному. Но и это не все. Трудно даже представить, что человек может добровольно отречься от разума — той его части, которая отвечает за житейское благополучие. Юродство Христа ради предполагает полное пренебрежение им. Не личное счастье, не здоровье, не материальное благополучие — Царствие Небесное становится центром устремления человека, а значит, все, что мешает этому, пусть даже и твой разум, уже не имеет цены. Кстати, средоточие всей личности на Боге и есть главное отличие юродивого от всех тех, кто пренебрегает правилами общественной жизни по каким-то иным соображениям. Подвиг юродства требует особенного мужества, ведь человек противопоставляет себя миру и этим вызывает на себя и осуждение, и насмешки, и прямое издевательство. Но терпеливо перенося все, он преодолевает в себе самый главный грех, корень всех грехов — гордыню, победить которую труднее всего. Прочь из мира История не сохранила подробности той части жизни Ксении, когда все шло обычно, как у всех: нам неизвестна даже точная дата ее рождения, предположительно это первая треть XVIII века. Мы знаем, что отца ее звали Григорий и что она была замужем за певчим придворного хора Андреем Феодоровичем, полковником. И это все, что известно о жизни святой до того момента, когда у двадцатишестилетней Ксении Григорьевны Петровой внезапно умер муж. Внезапность смерти означала не просто неожиданность потери, для верующей Ксении удар усиливался еще и тем, что муж отошел в мир иной, не успев исповедоваться и причаститься. Можно только предполагать, что в сердце и сознании овдовевшей Ксении произошел переворот: она почувствовала призрачность земного счастья, недолговечность всего земного вообще. И, осознав это, молодая женщина поступает не просто разумно, но и последовательно — она отвергает весь этот такой непрочный мир и оставшуюся часть своей земной жизни посвящает служению миру иному.

http://pravmir.ru/bez-efira-mozhno-li-zh...

У душевнобольного человека как раз нарушено самосознание, целостность личности, он не способен – полностью или частично – руководить своими желаниями, мыслями, волей. У него дисгармония всего психического строя на разных уровнях: на поверхностном, поведенческом, проявляющемся в психопатии, более глубоком эмоциональном, и еще более глубоком, когда расстраивается мышление, воля и человек начинает заражаться разными бредовым идеями, галлюцинировать, становясь открытым и для бесовских сил. Такой человек не критичен по отношению к себе и другим людям, неадекватно устанавливает связи между событиями и людьми. В отличие от юродивого, который стремится умалить свое «я» (ведь это подвиг борьбы с гордыней), поставить вместо «я» Бога в акте смирения, больному человеку надо еще исцелить свое «я», осознать себя как личность. В силу разобщенности сил души такой человек часто лишен очень важного акта – сознательного волеизъявления, которым руководствуется подвижник, принимая на себя подвиг. И потому совершенно невозможно быть одновременно юродивым и душевнобольным. Это, конечно, никак не умаляет душевнобольного в глазах Божиих, просто важно помнить, что юродство – исключительный вид подвижничества и очень немногие к нему призваны и на него способны. Другой случай – лжеюродство, кликушество. Здесь критерием может быть разница в мотивации и целях: если юродивый борется с гордыней, тщеславием – лжеюродивый, чаще всего бессознательно, стремится подпитать свою гордыню. То есть здесь сам подвиг берется уже ради гордыни – с целью материальных выгод, или манипуляции кем-то, или удовлетворения собственной властности. Это способ привлечь к себе внимание человека с истерическим складом психики. Отдельной категорией в этом вопросе идут так называемые странненькие, или, как их часто называют в народе, блаженные, что не имеет никакого отношения к блаженным в каноническом смысле. Эти люди также отличаются странностью поведения, необычными высказываниями, привлекающими внимание. Но это ни в коем случае не юродство в святоотеческом понимании. Потому что, в отличие от юродивых, «странненькие» – это люди часто органически поврежденные. За счет снижения интеллекта у них может быть компенсаторно развита интуиция. Будучи верующими, живущие смиренно, они могут высказывать какие-то интересные соображения. Но такие «блаженные» ничего сознательно не берут на себя, они такие и есть, это проявление особенностей их психики, часто – болезни. К ним лучше всего относиться спокойно, сострадательно, но и с осторожностью. Не искать необычного человека. Потому что, когда стремятся к духовной жизни, не человека другого ищут, а Христа.

http://azbyka.ru/yurodstvo

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010