" Любить Его, как любила Божия Матерь " января 2018 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Рождества Христова в Веселом Поселке В праздник Собора Пресвятой Богородицы , 8 января,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Рождества Христова в Веселом Поселке . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Невского округа протоиерей Алексий Скляров, настоятель протоиерей Олег Жаворонков с клиром и другие священнослужители. По запричастном стихе было оглашено рождественское поздравление правящего архиерея. Было совершено славление перед иконой Рождества Христова. Митрополит обратился к верующим с архипастырским словом. " По милости Божией мы дожили до праздника Рождества Христова и всей полнотой Церкви торжественно отметили величайшее событие в истории рода человеческого - пришествие в мир Сына Божия, - сказал владыка. - Господь изволил родиться в убогой вифлеемской пещере, чтобы люди потом не говорили: " Хорошо Тебе, Господи! Ты родился в царском дворце, как Бог, а мы в бедных хижинах " . Такое невозможно сказать Господу, потому что Он явился людям в таком неприспособленном для этого месте, в каком вряд ли кто-то еще рождался. Что было дальше, мы знаем из Евангелия: не успел Господь появиться на свет, как тут же нашлись гонители, и Он был вынужден стать беженцем. Святой Иосиф Обручник с Пречистой Девой Марией и Младенцем вынуждены были бежать в Египет, потому что если бы они остались, Младенец был бы убит воинами царя Ирода, который опасался нового царя, видя в нем угрозу своей власти. Господь первые годы жил в чужой стране, где их никто не знал и не ждал. И только по смерти царя Ирода Господь Духом Святым был направлен к себе на родину, в Назарет, где готовился к величайшей миссии - спасению рода человеческого " . " Второй день праздника всегда посвящается участникам этого события, - продолжил архипастырь. - Мы сейчас пропели тропарь и кондак Рождества Христова, еще раз поклонились Богомладенцу и прославили Его Пречистую Матерь. Сегодняшний день именуется Собором Пресвятой Богородицы. В Собор входят Иосиф Обручник, царь Давид и Иаков, брат Господень. Иосиф Обручник был хранителем девства Богоматери и защитником Богомладенца. Царь Давид был предком Господа по плоти и задолго до рождения Христа в псалмах рассказал о евангельских событиях, как будто сам стоял на Голгофе. Большинство прокимнов - это стихи из псалмов Давидовых. Иаков, брат Господень, - сын Иосифа от первой жены его, стал первым епископом Иерусалимским. Он также был в Египте вместе с Иосифом и Девой Марией, охраняя Младенца в этом странствии " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Что они означают? Они значат, что Господь прежде всего ждет от нас милосердного сердца! И тот из нас, кто думает, что Богу можно угодить без милосердия, без доброты, без любви — тот ошибается. Можно собрать деньги и построить храм, но если ты не имеешь добра, это будет неугодно Богу можно поститься со всей строгостью, но если ты не будешь относиться по–доброму к людям, это будет не нужно Богу можно ходить в храм и в воскресные и в будние дни, каждый день, но если у тебя нет любви, нет доброго отношения к людям — все это пустое. Апостол Павел нам говорит больше: даже если есть такая вера, которая может передвигать горы, но нет любви — все это как погремушка, как медь бряцающая. Прочтите в Первом послании к Коринфянам в тринадцатой главе — там об этом хорошо сказано. Вот вам и урок Священного Писания. Оно как море — мы из него черпаем ладошкой, ложечкой черпаем и никогда не вычерпаем. Всегда оно будет нас питать. И поэтому сегодня мы благодарим Бога: Господи! Сколько в нас безумия, глупости и ограниченности, а мудрость и любовь у Тебя! Дай нам хоть искру Твоей мудрости и любви, в Слове Твоем запечатленных. Аминь. Иакова, брата Господня 5 ноября Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Брат Господень, апостол Иаков, не так легко пришел к осознанию своего служения. Он был близким родственником Матери Божией, ее племянником, следовательно, приходился двоюродным братом Христа–Спасителя по плоти. Как говорит Предание, он даже был похож на Него лицом. Человек с юных лет праведный, строгий во всем, в отличие от многих окружающих людей вел почти монашеский образ жизни; не вступал в брак. Он дал клятву назорея, как давали в старину люди, которые обязывались перед Богом воздерживаться от всякого излишества. Они не пили вина, не одевались в дорогие одежды, вели простой образ жизни. Назореи — это как бы предшественники наших монахов. Вот таким был и Иаков, брат Господень. Но сердце его, открытое к Богу, сердце, полное любви к Закону Господнему, не сразу открылось его брату, его Божественному брату Иисусу. Потому что, живя с Ним в маленьком городке Назарете бок о бок, встречаясь с Ним ежедневно, он не угадал в Нем Его великой небесной тайны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Водружается же престол во святой Божией Церкви во веки, имея достоинство по двоякому праву: и царскому и первосвященническому; по праву царскому от Господа нашего Иисуса Христа — двояко: и потому, что Он по плоти от семени Давида царя и потому, что... от века больший есть Царь по Божеству; по праву же священническому, — потому, что Он Архиерей и первостоятель архиереев, после того, как вскоре поставлен Иаков, именуемый брат Господень и апостол, первый епископ... Господь наш Иисус Христос — священник во век по чину Мелхиседекову, а вместе и царь по чину свыше... и царство Его не есть земное, как сказал Он в Евангелии Понтию Пилату... Не для того пришел Он, чтобы преуспеть на Царстве всегда царствующему, но даровал Он Царство поставленным от Него... Ибо пребывает престол его, царствию Его не будет конца, воссядет на престоле Давида, преставив Царство Давидово и вместе с первосвященством даровав его слугам Своим, то есть архиереям вселенской Церкви». Трудно яснее и выразительнее представить учение об едином источнике христианского священства, как сделано это св. Епифанием. Единственно, что не вполне ясно выступает в приведенных местах, это то, что передача архиерейства Церкви указывается в Иакове брате Господнем, так что как будто исчезает неразрывная связь служения апостольского и епископского, и Апостолы как бы исключаются из числа епископов. Но и этот пробел восполняет св. Епифаний в другом месте, из которого несомненно следует единство архиерейства в Церкви в лице Апостолов и в лице последующих архиереев. «Петр и Андрей — говорит св. отец в обличении ереси Коллиридиан, — Иаков и Иоанн, Филипп и Варфоломей, Фома, Фаддей и Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Кананит и Матвей, избранный в положение двенадцати, — все эти избраны были в Апостолы, священнодействуя благовествование по всей земле, вместе с Павпом и Варнавою и прочими, и являясь началовождями таинств вместе с Иаковом, братом Господним и первым епископом Иерусалимским. От этого епископа и от вышепоименованных Апостолов установлены преемства епископов и пресвитеров в доме Божием».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4062...

Первосвященники иудейские входили туда только раз в год, а Иаков мог во все часы дня и ночи молиться там. В храм входил он один; и его находили там стоящим на коленях и молящимся об отпущении грехов народу. Тридцать лет был ап. Иаков епископом Иерусалимской церкви. Многие не только из народа, но и из старейшин и начальников иудейских уверовали в проповедуемое св. Иаковом евангельское учение. К нему постоянно собиралось множество народа, одни, желая послушать его учения, другие – хотя бы прикоснуться к краю одежды его. Слово Божие чрез проповедь св. Иакова быстро растилось и множилось. Церковь Христова с каждым днем приобретала множество уверовавших. Наконец распространение Евангелия св. Иаковом возбудило против него ожесточенную злобу фарисеев. Вместе с новым первосвященником Ананием, упорным врагом христиан, они задумали погубить праведного старца и надеялись гонением остановить ревность исповедников Христовых. Недовольные умножением христиан, они начали кричать и говорить, что скоро, пожалуй, и весь народ признает распятого Иисуса за Христа. Св. Иакова предупреждали, чтобы он перестал благовествовать Иисуса Христа и постарался бы отклонить иерусалимлян от этого учения, иначе его убьют. Настал праздник Пасхи и в Иерусалиме собралось множество народа. Римский правитель Иудеи Фест, при котором фарисеи боялись приступить к убийствам и жестоким гонениям христиан, в это время умер, а новый правитель еще не был назначен; фарисеи могли безнаказанно совершать свои злодейства. Собравшись к Иакову, они обратились к нему с такой просьбой: «Умоляем тебя, праведный, удержи народ, отврати его от Иисуса, Которым многие прельстились, и в заблуждении признают Его Христом, Сыном Божиим. Вот теперь сошлись все на праздник Пасхи. Просим тебя, вразуми их касательно Иисуса. Мы доверяем тебе, – льстиво добавляли фарисеи, – потому что сами вместе с народом признаем, что ты праведен и беспристрастен. Так убеди же народ не заблуждаться касательно Иисуса. Тебя все послушают, а мы со всеми. Встань на кровлю храма, чтобы сверху ты виден был, и слова твои слышны были бы всему народу».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Замечательно, что в последние годы к старым материальным свидетельствам библейских историй прибавляются новые артефакты земной жизни Спасителя. Так, в 2002 году в Иерусалиме была найдена каменная погребальная урна с надписью на арамейском языке " Иаков, сын Иосифа, брат Иешуа " . Напомним, что брат Господень по плоти Иаков, был одним из первых двенадцати апостолов и христианским епископом города Иерусалима, первым среди апостолов отдавшим свою жизнь за утверждение веры Христовой. Участники конференции Американской академии религии и Общества библейской литературы, прошедшей недавно в Атланте (США), пришли к выводу, что урна, найденная осенью 2002 года в Иерусалиме и объявленная в июне 2003 года Управлением по делам древностей Израиля подделкой - может быть подлинной Отметим, что честные исследователи, среди которых есть и ортодоксальные евреи, признают высокую вероятность того, что эта урна действительно содержала прах сводного брата Иисуса из Назарета (см. оригинальную статью Клонера Райха и приложенные к ней письма специалистов IV группа крови . В ноябре 2005 года средства массовой информации поместили сообщение о том, что кровь на трех величайших христианских святынях - Туринской плащанице, Тунике Аржантоя и Судариуме Овьедо - принадлежит к одной и той же редчайшей группе крови. Как считается, в хранящуюся в Турине Плащаницу тело Христа было завернуто сразу же после снятия с креста. Туника, находящаяся в церкви святого Дениса в пригороде Парижа - Аржантой, была на Христе во время Его крестного пути на Голгофу. Судариум из собора Спасителя в испанском городе Овьедо накрывал голову Христа во время положения во гроб. Все эти святыни несомненно многовекового возраста содержат многочисленные следы крови. Анализ этих следов стал возможен, благодаря настойчивости известного французского кинорежиссера Ива Буассе, снимавшего научно-документальный фильм " Можно ли клонировать Христа? " . Буассе получил разрешение высших католических властей на анализ пятен крови. Анализ показал, что на всех этих христианских святынях кровь принадлежит к редчайшей IV группе (АВ по западной терминологии), носители которой чаще всего проживают на территории Палестины, Сирии, Иордании и в некоторых районах Турции.

http://ruskline.ru/analitika/2007/10/08/...

«Поскольку в послании, говорит блаженный Иероним , взято свидетельство из апокрифической книги Еноха, то многие отвергают это послание. Однако, – замечает далее Иероним, – по древности и употреблению оно достойно того,– чтобы исчислять его между св. писаниями» (Catal. vir. illutr.). Истина подлинности сего послания, с 4-го в. была действительно всеми признана. Указания в самом послании В самом послании достойно замечания, как говорит о себе св. писатель: Иуда, Иисуса Христа раб, брат же Иакова ( Иуд.1:1 ). Самому ап. Иуде, брату Господню по плоти, свойственно было довольствоваться, по смирению и благоговенью, названием себя только рабом Иисуса Христа и братом Иакова; подобно как ап. Павел (в посл. Флп.1:1 .) и брат Господень Иаков ( Иак. 1:1 ) называют себя также только рабами Иисуса Христа. Но едва ли бы удовлетворился одним этим названием тот, кто делал бы подлог под имя апостола Иуды. Притом, св. писатель говорит о себе, что он – брат Иакова. Какого Иакова? Уже столь древние, как Климент Алекс. 67 , разумели здесь Иакова брата Господня; почему и Иуду признавали также братом Господним. Итак, первые читатели послания, видно, знали или еще живо помнили ап. Иакова, когда достаточно было указать на одно его имя, чтобы понятно было, и потом пошло в предание, о ком идет речь. Следов. послание писано еще во времена апостольские, когда подлог трудно было бы и сделать, а еще труднее скрыть. Притом, и вольномысленные из новейших критиков (как Credner и de-Wette) не находят в послании причины и побуждения к тому, чтобы такое послание писать и издавать подложно. Исследование о местах в послании Иуды, приведенных из апокрифов Остается теперь исследовать, почему ап. Иуда приводит в своем послании известные места из апокрифических книг. Нужно это исследовать; потому что места из апокрифов, в послании Иуды, и для древних были камнем преткновения (как именно Иероним свидетельствует о многих, отвергавших послание по сей причине), и для некоторых новейших критиков служат опорой пререкания против подлинности послания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Кондак, глас 8: Самозванен не ищущым тебе святителю обрелся еси, люди от идольския лести свободив, ко Христове вере привел еси, и волхва пансотника посрамил еси: темже и первый епископ и учитель Перми был еси. Сего ради духовная твоя чада, яко тобою избавльшеся от идол, благодарная тебе возопием: радуйся Стефане, учителю премудрый. Память святой праведной Глафиры Целомудренная и исполненная страха Божия девица Глафира находилась в услужении у супруги императора Ликиния Констанции. Узнав о нечистых намерениях развратного Ликиния, она удалилась из Никомидии в Амасию и здесь проживала под защитою и охранением епископа Василия Вытребованная Ликинием к себе для наказания, она отправилась к нему вместе с епископом Василием, но по дороге скончалась и отошла в обители небесные. Память 27 апреля Память святого Апостола и священномученика Симеона, сродника Господня Святой Симеон, называемый сродником Господа нашего Иисуса Христа по плоти, был сын Клеопы, брата святого Иосифа Обручника, как о том свидетельствуют единогласно греческие церковные историки Евсевий епископ Кесарии Палестинской, Георгий Кедрин и Никифор, сын Каллиста, Ксанфопул. Иосиф, обрученный с Пресвятой Богородицей, и Клеопа происходили от одного отца и матери, первый был старший брат, второй — младший. Когда Иосиф возвратился из Египта, то на его дочери Марии женился Клеопа. От этого брака родился святой Симеон, который уже в зрелом возрасте, увидев чудеса Господа нашего Иисуса Христа, уверовал в Него. После вольных страданий, воскресения и вознесения на небо Иисуса Христа, Симеон был сопричислен к сонму семидесяти святых Апостолов, и наравне с другими, проповедовал учение Христово, переходя из города в город, наставляя и творя чудеса, просвещая народы в истинах святой веры и изобличая идолослужение. В то время первым епископом иерусалимским был святой Иаков, брат Господень, сын Иосифа Обручника. Нечестивые иудеи за прославление Христа сбросили его с паперти храма и убили ударом дубины по голове. Вскоре после этого убийства, Тит, сын Веспасиана, разорил Иерусалим, как было предсказано Самим Господом. Собравшись после разгрома, оставшиеся еще в живых ученики Христа и Его сродники по плоти, избрали на место Иакова, брата Божия, вторым епископом иерусалимским Симеона, сына Клеопы, также сродника Христа, внука и в то же время племянника Иосифа Обручника. Иерусалим снова стал заселяться. Святой Симеон с честью занимал кафедру иерусалимскую, приводя заблуждающихся ко Христу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Ко времени Успения Своего Пресвятая Дева Мария жила во Иерусалиме. Здесь, за три дня до кончины, явился Ей Архангел Гавриил, и, как предвозвещено Ей было о воплощении от Нее Сына Божия, когда приблизилась Она к Своему отшествию от земной юдоли, Господь открыл Ей тайну Ее блаженного Успения. «Снова был послан от Бога Гавриил благовествовать изшествие Чистой Девы». Преставление Ее было ознаменовано чудесами, которые воспевает Церковь в своих песнопениях. В день Ее кончины апостолы по велению Божию были восхищены на облака и из разных стран земли перенесены и поставлены в Иерусалиме. Апостолам надлежало увидеть, что Успение Богоматери было не обычной смертью, а таинственным преставлением, так же, как чудесно было и Ее рождение, и многие обстоятельства жизни. «Надлежало очевидцам Слова и слугам увидеть Успение по плоти Матери Его, поскольку оно было окончательным таинством над Нею, так, чтобы они не только узрели восхождение Спасителя от земли, но и были свидетелями преставления Родившей Его. Поэтому, собранные отовсюду Божественной силой, они прибыли в Сион и провожали идущую на небо Высшую Херувим».    При Успении Богоматери присутствовал Иаков, брат Господень по плоти, апостол Иоанн Богослов, апостол Петр — «почетный глава, начальник Богословов» и другие апостолы, за исключением апостола Фомы.    Сам Господь с Ангелами и святыми явился в необычайном свете в сретение души Своей Матери. Пресвятая Богородица, увидев Господа, прославила Его, ибо Он исполнил обещание явиться при Ее Успении, и с улыбкой радости на лице предала Свою блаженную душу в руки Господа.    «Отходя как бы с воздетыми руками, которыми Она носила Бога во плоти, Всенепорочная с дерзновением Матери так сказала Рожденному: «сохраняй во всем тех, которых Ты дал Мне», тех, «кто будет призывать имя Мое и Тебя, родившегося от Меня, Сына и Бога Моего, и все их прошения к пользе исполняй».    Приняв святую душу Пресвятой Девы, Господь передал Ее Архангелу Михаилу и Силам бесплотных Ангелов, «облек Ее, — говорится в древнем синаксаре, — как бы в оболочку, славу которой невозможно изречь; и виднелась честная душа Ее белой, как свет». «Небесные Божественные селения достойно приняли Тебя (Богородица), как одушевленное небо и Ты, светло украшенная как Всенепорочная Невеста, предстала Царю и Богу».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

Кондак, глас 8: Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу,/скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы,/ускорим на молитву и потщимся на покаяние,/источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица,/предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол/благонравныя и богобоящияся рабы Своя. Кондак, глас 8 Прибегнем, люди, к тихому сему и доброму пристанищу,/скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы;/поспешим на молитву и подвигнемся на покаяние:/ибо источает нам неоскудевающие милости Пречистая Богородица,/спешит на помощь и избавляет от великих бед и зол/благочестивых и богобоязненных рабов Своих. 23 ОКТЯБРЯ. АПОСТОЛА ИАКОВА, ПО ПЛОТИ БРАТА ГОСПОДНЯ (ОК. 63) Тропарь, глас 2: Яко Господень ученик восприял еси, праведне, Евангелие,/яко мученик имаши еже неописанное,/дерзновение яко брат Божий,/еже молитися яко иерарх:/моли Христа Бога спастися душам нашим. Тропарь, глас 2 Как Господень ученик, принял ты, праведный, Евангелие,/как мученик имеешь волю непреклонную,/дерзновение – как брат Божий,/дар ходатайствовать – как иерарх./Моли Христа Бога о спасении душ наших. Кондак, глас 4: Отчее Единородное Бог Слово,/пришедшее к нам в последния дни,/Иакове Божественне,/перваго тя показа/иерусалимлян пастыря и учителя,/и вернаго строителя таинств духовных:/темже тя вси чтим, апостоле. Кондак, глас 4 Бог – Слово, единородный от Отца,/пришедший к нам в последние дни,/назначил Тебя, Иаков боговдохновенный,/первым пастырем и учителем Иерусалимлян/и верным управителем таинств духовных./Потому мы все почитаем тебя, Апостол. 24 ОКТЯБРЯ. ПРАЗДНОВАНИЕ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ “ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ” (1688) Тропарь, глас 2: Всех скорбящих Радосте,/и обидимых Заступнице,/и алчущих Питательнице,/странных утешение,/обуреваемых пристанище,/больных посещение,/немощных покрове и Заступнице,/жезле старости,/Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая:/потщися, молимся, спастися рабом Твоим. Тропарь, глас 2 Всех скорбящих Радость,/и обижаемых Заступница,/и алчущих Питательница,/странников утешение,/обуреваемых пристанище,/больных посещение,/немощных покров и Заступница,/жезл старости,/Матерь Бога Всевышнего – Ты, Пречистая;/поспеши, молимся, для спасения рабов Твоих.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/tropari-i...

Сыновья прав. Иосифа (кроме сцены на Fol. 220v) изображены с нимбами. Они показаны разновозрастными: старший - с темной короткой бородой, 2 средних - с бородой, едва показавшейся, и безбородый (И.?), младший - отрок (идентифицируется как Иаков, брат Господень). В памятниках монументальной живописи, включающих подробный Богородичный цикл, также встречаются изображения сыновей прав. Иосифа (напр., в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321). Ап. Фаддей. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 118) Ап. Фаддей. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 118) Сюжет из апокрифических «Деяний апостола Фаддея», связанный с принесением царю Эдессы Авгарю плата с Нерукотворным образом Спасителя, проиллюстрирован на створках триптиха «Ап. Фаддей и царь Авгарь, с избранными святыми» (Х в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае; створки объединены рамой) - молодой, с едва показавшейся бородой апостол (по сторонам нимба сохр. фрагменты надписи с именем Фаддей) сидит в легком развороте влево на троне с красной подушкой, прямоугольной спинкой и широким подножием, персты правой руки сложены в жест благословения, левой указывает на средник (утрачен, очевидно, был изображен Мандилион). Один из примеров включения И. в состав т. н. апостольского Деисуса - икона с Деисусом и 12 праздниками (кон. XI - нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - в среднике представлена 5-фигурная композиция с архангелами, по сторонам - попарно 12 апостолов в рост. В росписи мон-ря Матейче (ок. 1355) использован сюжет на тему преемственности первыми Иерусалимскими епископами священства от Иисуса Христа и родства с Ним по плоти. С развернутыми свитками в руках, в полиставриях, с надписью на греческом: «Ο συγγενς το κ(υρο)υ» (Сродники Господни) - представлены 1-й еп. Иерусалима Иаков и его преемники Симеон и И. В ц. Санта-Мария-ди-Англона в Базиликате, Юж. Италия (кон. XII - нач. XIII в.), в росписи к-рой отмечают близость иконографии к раннехрист. и сицилийским памятникам, а стиля - к монументальной живописи в храмах на территории от греч.

http://pravenc.ru/text/1237747.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010