Резюмируя сказанное, можно утверждать: состояние науки на сегодняшний день таково, что побуждает склониться к признанию и оссуария, и надписи на нем подлинными – т. е. относящихся к I в по Р.Х. Но связан ли этот оссуарий непосредственно со св. ап. Иаковом, братом Господним по плоти? Профессор Камиль Фанч (Camil Fuchs), декан факультета статистики Тель-Авивского университета, провел статистическое исследование, основанное на анализе частотности употребления имен Иисуса, Иакова и Иосифа в тексте Священного Писания Нового Завета, чтобы выяснить, сколько людей по имени Иаков могло проживать в Иерусалиме в I в. по Р.Х. и иметь отца по имени Иосиф и брата по имени Иисус. Статистические расчеты дали число 1,71, что означает, что таких людей с именем Иаков могло быть не больше двух, а, строго говоря, – только один. 75 Первое упоминание об Иакове как брате Иисуса Христа по плоти имеется в Евангелиях ( Мф. 13:55 ; Мк. 6:3 ). Св. ап. Павел называет главу Иерусалимской христианской общины – св. ап. Иакова«братом Господа» (Ia,kwbon to.n avdelfo.n tou/kuri,ou, Гал. 1:19 ). Также называет ап. Иакова и Иосиф Флавий в «Иудейских древностях», описывая его мученическую кончину. 76 Этой титулатурой как раз можно было бы объяснить загадочный момент: почему на оссуарии указано имя брата усопшего – ведь это большая редкость и встречается на известных ныне оссуариях только еще один раз 77 . Поэтому исключить возможность того, что в этом оссуарии был захоронен св. ап. Иаков, брат Господень по плоти, нельзя. С другой стороны, опрометчиво было бы утверждать это с несомненной уверенностью. Имя брата погребаемого могло быть указано потому, что брат был организатором похорон, или просто с целью точнее обозначить усопшего, выделить его из состава большой семьи. 78 Поэтому, несмотря на вероятную подлинность как оссуария, так и надписи на нем, его значение для новозаветной библейской археологии весьма относительно. Мы в состоянии лишь утверждать, что св. ап. Иаков вполне мог быть похоронен членами раннехристианской Иерусалимской общины в таком же оссуарии, как известный ныне под его именем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Не будем входить в подробное рассмотрение и решение трудного вопроса: кто были братья Господа по плоти? 1 . Скажем лишь, что наиболее обоснованным и более опирающимся на древнее церковное предание является взгляд, по которому братья Господа – дети Иосифа Обручника от первого его брака. Из четырех, упоминаемых в Евангелии ( Mф XIII:55 ; Mk VI:3 ), братьев Господа, Иаков был, несомненно, старшим и выделялся из них особенною праведностью. Он сопутствовал Иосифу и Марии Деве с Богомладенцем Иисусом в бегстве их в Египет от преследования Ирода. Воспитываясь с братьями в благочестивой семье Иосифа в духе истинного благочестия, Иаков выделялся из числа братьев именно праведностью, давшею ему и имя «Праведного». По свидетельству Егезиппа (у Евсевия, Ц. Ист II:23), Св. Иаков был назорей от чрева матери своей: «не пил вина и сикера, не употреблял в пищу никакого животного, не стриг волос, не умащался елеем и не мылся в бане». Но именно в силу особенной преданности Иакова и братьев его закону, они во все время земной жизни Господа Иисуса Христа оставались неверующими, и лишь в начале книги Деяний апостолов мы находим ( Дeяh I:14 ) первое упоминание о братьях Господа в числе верующих, вместе с 11 апостолами и Материю Господа. Такой переход Иакова от неверия к вере совершился благодаря воскресению Господа Иисуса Христа и явлению Его Иакову ( 1Kop IX:5, XV:5 ). Обращение Иакова, старшего из братьев, ко Христу повлекло за собою и обращение других братьев. Всем сердцем уверовав в Господа Иисуса, Иаков, брат Господень, как в жизни и деятельности своей, так и в своих воззрениях, представляет собою пример истинного иудео-христианина в самом лучшем смысле этого понятия; в его личности мы имеем лучший пример объединения Ветхого и Нового Заветов на жизненно-практической почве. Относясь с великим уважением к закону Моисееву в его целом и соблюдая его обрядовые предписания, даже советуя Апостолу Павлу исполнить обряд очищения ( Дeяh XXI:18–26 ) ради умиротворения членов Иерусалимской церкви, Иаков, однако, на апостольском соборе первый возвышает голос свой об освобождении уверовавших из язычников от ига Моисеева закона ( Дeяh XV:13–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

преп. Иринарха празднуется января в 13 день. Житие и страдание святого Апостола Иакова, брата Господня по плоти св. праведного Иосифа, обрученника Пресвятой Девы Марии совершается 26-го декабря. Согласно с ясными свидетельствами Писания (Мф. 13:55; Мрк.6:3; Гал.1:17), Церковь, вопреки мнению некоторых толкователей явно отличает святого апостола Иакова, брата Господня по плоти, от принадлежащих к лику 12 апостолов Иакова Зеведеева, память которого празднуется 30-го апреля, и Иакова Алфеева, память которого совершается 9-го октября. Иаков, брат Господень по плоти, именуется так, как сын Иосифа от первой жены. Он был родным братом апостола Иуды из лика 12-ти, отчего сей, по его имени, получил наименование Иаковлева, и Иосии из лика 70 апостолов, и известен также под именем Иакова «малого» или «меньшого» (Мрк.15:40). апостол Иаков от самого рождения был назореем, т. е. лицом, посвященным Богу, давшим Ему добровольно обеты строгого воздержания от всякого вина и вообще крепких напитков, от стрижения волос и пр. Обеты назорейства служили выражением чистоты и святости жизни, какая должна принадлежать всему народу Израильскому, как народу богоизбранному и потому священному. к сему прибавляет, что в продолжение страстей Христовых св. апостол Иаков скрывался в одной пещере, в долине Иосафатовой, дав обет не вкушать пищи, до тех пор пока Господь не воскреснет из мертвых, и что Господь, по воскресении Своем, удостоил его Своего особенного явления в сей самой пещере. Посему, впоследствии, в первые века христианства, пещера эта была обращена в храм, и теперь еще ее показывают благочестивым поклонникам. словам древних писателей, ближайших ко времени апостольскому (Климента Александрийского, Евсевия Кесарийского и др.), по вознесении Спасителя, апостолы Петр, Иаков Зеведеев и Иоанн, хотя и предпочтенные от Господа, не стали спорить о чести, но избрали св. Иакова епископом и предстоятелем Иерусалимской Церкви — матери христианских церквей, когда ему было 34 года от рождения, согласно предъизбранию его и назначению к сему служению Самим Христом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Тоже показывают о Иакове свидетельства Деян. 9:27 . 1Кор. 9:7 . При том в числе знаменитых апостолов поставляется Иаков и ниже 2, 8. 9. Он же решал спор о законе Моисеевом, Деян. 15:3 . Он же пользовался особенным уважением у обратившихся иудеев Гал. 3:19 . Деян. 21:8 . Итак, Иаков брат Господень был родным сыном Клеопы – Алфея и Марии сестры матери Господней и след, двоюродным но не родным, братом Господа и он же был один из 12 апостолов. Против сего выставляют два сомнения: а) братия Господни являются в евангельской истории постоянными сожителями Богоматери. Мф. 12:46 . Мк. 3:31 . Лк. 8:19 . Ин. 2:12 . б) и они же неразумели иногда назначения Спасителя, чего не надлежало бы ожидать от апостолов. Но первое обстоятельство не только не ослабляет, а подтверждает, нашу уверенность, и особенно в связи с судьбою Богоматери по смерти Сына ее и Господа. После того, как умер обручник Богоматери, а его уже не видно в живых со времени вступления Спасителя в свое служение, – естественно было Богоматери являться в семействе сестры своей. И напротив если Спаситель ( Ин. 19:26, 27 ) поручает со креста матерь свою Иоанну; то это показывает, что братья Господа не были детьми родными Матери Его. Второе сомнение, если бы было уместно, могло бы быть обращено и против апостольского звания других апостолов, так как и они не всегда понимали учение Господа до сошествия на них Духа святого. Памятники времен, следовавших за временем апостолов, говорят тоже самое о Иакове брате Господнем. Егезипп, писавший свою историю в 150 г. и след, спустя после смерти Иоанна и сродников Господних не более 50 лет, когда еще и живо было предание о родстве Богоматери и даже можно было видеть близких родственников Клеопы, в одном месте пишет: «после того, как мученически скончался по той же причине, как и Господь, Иаков праведный, опять поставляется епископом двоюродный брат Его (Господа) по отцу, Симеон, сын Клеопы». (Ар. Euseb. И. Е. 4, 22). Далее вместе с тем, как называет он, сего Иакова братом Господним (Ар. Euseb. И. Е. 2, 23), он же говорит, что родственники Господа, внуки Иуды, называемого братом Его по плоти, живы остались в гонение Домицианово, и что при Траяне Симеон двоюродный по отцу брат Господень, сын Клеопы, претерпел жестокое мучение (Ар. Euseb. Н. Е. 3, 20. 32). Итак Иаков, Иуда, Симеон – братья Господни были сыновьями Клеопы, и хотя были родственниками Господа, но не были родными братьями Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Высоким действующим лицом в первенствующей церкви является апостол Иаков, брат Господень по плоти. Ему Господь особенно являлся по воскресении Своем ( 1Кор. 15:7 ), к нему первому послал апостол Петр известие о своем чудесном освобождении из темницы. Он занимал председательское место на первом соборе церкви апостольской и первый утвердил голос Петра и дал свое предложение, которое было принято всем собором. К нему в дом, как знаменитейшему из апостолов, незадолго до своих уз приходил апостол Павел, и собрались все пресвитеры, дабы слышать повествование об обращении язычников. Апостол Иаков не предпринимал трудных путешествий для проповеди евангельской; однако ж ему достался жребий едва ли не самого трудного служения апостольского. Из всех народов, современных апостолам, самый упорный и злой народ был иудеи, из всех городов самый неприязненный возникшему христианству был Иерусалим. Чернь, книжники и фарисеи, архиереи и старцы, – все дышало ненавистью и враждою против апостолов и евангелия. И здесь-то, в этом городе и народе, оставлен был святой Иаков, брат Господень, блюстителем веры и юной церкви Христовой, всеми гонимой. Можно себе представить, какой великий и тяжкий подвиг предлежал ему. Необходимы были не только высокие дарования духовные, но и видимые знаки власти и важности иерархической. Посему он был возведен в сан епископа или Самим Господом Иисусом, как думает святой Златоуст, или собором и избранием апостолов. Христианская древность единогласно прозвала брата Господня «праведником и справедливейшим из людей». Он был во всю жизнь девственником, почему имел особенное общение и дружбу с Иоанном Богословом. Ходил босыми ногами; вина и сикера не пил; не умащался елеем и не мыл тела своего в бане; бритва не восходила на голову его; носил одежду льняную. Пища его была один хлеб, питие – простая вода. Молитвы и коленопреклонения его были так часты и продолжительны, что от них кожа на коленах его сделалась тверда, как верблюжья. За высоту жизни и благочестия, он так был уважаем и любим народом, что не только верующие, но и неверные за великое благо почитали хоть прикоснуться к одежде его. Только эта любовь народная и высшая степень праведности, дающей мудрецу способность примирять самые враждебные партии, в состоянии объяснить, как святой Иаков в мятежном городе–Христоубийце мог удерживаться на епископском престоле, около 24 лет управлять церковью почти спокойно.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Гл. 13. Но посмотрим на дело и с иной стороны. Дева следовала за Иисусом, всегда пребывая вместе с Ним. Зван бысть Иисус на брак ( Ин.2:2 ) и бе мати Его ту (ст. 1). и братия (ст. 12), но не упомянуто об Иосифе. Что Мне и тебе, жено? не у прииде час Мой, сказал ей Иисус (ст. 4). Не сказал Он: что Мне и вам, люди? При кресте Спасителя стояли: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Мария мать Руфова и другая Мария и Саломия и прочие (сн. Ин:19:25; Мф.27:55  и дал.; 28:1; Мк.15: 40;16:1  и др). Однако не сказано: был там Иосиф, или Иаков брат Господень. Этот последний скончался девяноста шести лет, пребывши девственником; на главу его не всходило постризало; он не употреблял бани, не употреблял в пищу животных, не облекался во вторую одежду, носил единственный льняной поношенный плащ, как сказано в Евангелии: бежа юноша, и остави плащаницу, в которую был одеян ( Мк.14:52. 51 ). Вот кто трое проводили такую жизнь: Иоанн и Иаков, два сына Зеведеевы, и Иаков, сын Иосифов, брат Господа, по причине совместной с ним жизни и воспитания, по причине того, что он имел его на положении брата, ради того только, что Иосиф имел близкое отношение к Марии, как обрученной ему. Только этому Иакову можно было однажды в год входить во Святая святых, потому что он был назорей и причастен священству. Отсюда Мария двояким образом была сродницей Елисаветы; и Иаков отличался достоинством священства, поскольку только два племени сопрягались одно с другим: царское с священническим и священническое с царским; так и в древности, во время исхода Евреев из Египта, Наассон родоначальник из колена Иудина, берет старшую дочь Аарона ( Исх.6:23 ). 356 Многие из еретиков не знают родословия Спасителя по плоти и по причине этого своего незнания не веруют, и думают, что это противоречит истине, говоря: каким образом произшедшая от племени Давидова и Иудина может быть сродницею Елисаветы происходившей от колена Левиина? Гл. 14. Этот Иаков носил на голове и золотую дщицу 357 и, когда было бездождие, воздевал руки к небу и молился, и тотчас небо давало дождь.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Мирликийским, и Игнатием Богоносцем (на иконе кон. XV в. из Муромского мон-ря на Онеге, ныне в ГРМ). Возможно, такое объединение связано с памятью о первых святителях Церквей христ. Востока: Иерусалима, Антиохии и М. Азии. И. (с подписью: «по плоти брат божий») стоит слева, в синей фелони и розовом подризнике. И. в полиставрии, со свитком в руках (с подписью: «бр(ат) божи(й)») был изображен в составе святительского чина на фресках апсиды ц. свт. Николая Чудотворца Гостинопольского мон-ря (ок. 1475?, кон. XV в., не сохр.). В Иаковлевском соборе Новгорода храмовым образом была житийная икона И. (по выражению архим. Макария (Миролюбова), «с деяниями» - Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 105). Образ И. известен в рус. росписях. На фресках Рождественского собора Ферапонтова мон-ря работы Дионисия (1502) И. помещен на юж. грани сев.-вост. столпа, т. е. обращен лицом в центральный неф. Напротив него располагается свт. Петр, митр. Московский, оба с широко разведенными в стороны руками. И. облачен в белые одежды: полиставрий, подризник и омофор, с шитыми золотом епитрахилью и палицей и с Евангелием на покровенной левой руке. Святые Флор, Иаков, брат Господень, и Лавр. Икона. 2-я пол. XV в. (ГРМ) Святые Флор, Иаков, брат Господень, и Лавр. Икона. 2-я пол. XV в. (ГРМ) В искусстве позднего времени изображения И., как и др. святителей, приобрели черты особой торжественности и монументальности: трон, роскошные одежды с детально выписанными частями облачения. Обращение к его образу часто связано с прославлением небесного покровителя донатора. На иконе письма свящ. Еммануила Цанеса (1683, мон-рь Сан-Джорджо деи Гречи, Венеция) И. изображен как седовласый благообразный святитель в крещатых ризах, сидящий на престоле, его правая рука поднята в жесте благословения, левой он придерживает открытый кодекс, поставленный на колени (текст: «ου(σ)τς εστιν ο προ Εωςφορον...»). И. облачен в полиставрий, с лицевыми изображениями на палице (Христос во гробе) и епитрахили (фигуры апостолов).

http://pravenc.ru/text/200153.html

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Найдено погребение св. Иакова Иерусалимского? 24.10.2002 Находка французского археолога, утверждающего, что он обнаружил гробницу св. апостола Иакова, брата Христа, должна быть подвергнута более тщательной экспертизе, считают представители Православной Церкви и научных кругов. Как отметил, управляющий патриаршими приходами в Северной Америке епископ Зарайский Меркурий, сложно составить представление о характере сделанного открытия по сообщениям прессы. Владыка Меркурий считает, что к экспертизе находки должны быть допущены представители Церкви. " Было бы уместно привлечь к этому церковных археологов, историков и богословов Русской Православной Церкви или братских Церквей в Святой Земле " , - заметил епископ Меркурий. По его мнению, если сообщения прессы соответствуют действительности, речь идет об обнаружении гроба апостола Иакова, брата Божия. Иаков был единственным из детей Иосифа, близким Христу, учеником Которого он являлся. После Воскресения и Вознесения Христова Иаков стал первым епископом Иерусалима, а позднее был низвергнут иудеями с крыла Иерусалимского храма. Обнаружение гроба св. Иакова Иерусалимского (если подтвердится, что найдена именно его погребальная урна) может считаться важнейшим свидетельством земной жизни Спасителя и его учеников. Житие святого апостола Иакова, брата Господня по плоти Одним из важнейших лиц древней Церкви являлся св. Иаков, брат Господень по плоти, сын св. Иосифа Обручника от первого брака. Ему Господь являлся по воскресении Своем, по свидетельству св. ап. Павла (I Кор. 15, 7). К нему первому послал св. ап. Петр известить о своем чудесном освобождении из темницы (Деян. 12, 17). Иаков, как сообщается в книге Деяний, присутствовал и занимал важное место среди апостолов на первом Соборе Церкви Христовой (около 50 г.). К нему в дом, как знаменитейшему из апостолов, незадолго до своих уз, приходил св. апостол Павел, собрались пресвитеры, дабы слышать повествование об обращении язычников. Апостол Павел называл Иакова Братом Господним, Столпом Церкви.

http://zavet.ru/news/0210/n24-2.htm

е. он виделся с двумя лицами, из которых одни был во главе апостолов, а другой во главе местной церкви в Иерусалиме. Во время своего последнего посещения Иерусалима перед узами Павел отправился на следующий день по прибытии к Иакову, у которого собрались все пресвитеры. Все они вместе предложили ему очиститься по Закону ( Деян. 21,18–26 ). В том же послании к Галатам ап. Павел рассказывает о прибытии посланцев от Иакова (2,12). Везде Иаков выступает, как первенствующее лицо Иерусалимской церкви, но нигде не выступает самостоятельно, а совместно или с пресвитерами, или со всею церковью. Его роль вполне совпадает с ролью ап. Петра, когда он в первое время существования Иерусалимской церкви, являлся ее возглавителем. Если Иаков не мог иметь в Иерусалиме больше того, что имел ап. Петр, то пресвитеры, которые его окружали постоянно, не могли иметь меньше того, чем обладали остальные апостолы, т. к. они заняли их места в Евхаристическом собрании. Как апостолы совместно с Петром возглавляли церковь , так и Иаков совместно с пресвитерами возглавлял после них Иерусалимскую церковь . Он среди них был, как ап. Петр среди апостолов, первым или старейшим пресвитером. Он отличался от них не служением, а тем, что он занимал центральное место в Евхаристическом собрании. К его авторитету, как «приносящего благодарение», присоединился его личный авторитет, как брата Господня. Не следует преувеличивать династических тенденций внутри Иерусалимской церкви, но несомненно родство по плоти с Господом поставило Иакова в особое положение 360 . Его значение в Иерусалимской церкви могло быть одновременно больше и меньше значения остальных старейших пресвитеров в их церквах. Оно было больше, т. к. он был брат Господень, а поэтому, конечно, он не мог быть сравниваем ни с одним старейшим пресвитером. Оно было меньше, когда в Иерусалиме находились апостолы, а особенно ап. Петр. Иаков уступал по авторитету апостолам, но апостолы признавали первенствующее значение Иакова в Иерусалимской церкви: он был старейшим ее предстоятелем, но не единственным, а первым среди прочих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

В начальных главах Деяний Петр – безусловный лидер апостольской общины. Судя по всему, это лидерство Петр сохраняет в первые несколько месяцев или лет после распятия и воскресения Иисуса. Петр инициирует избрание двенадцатого апостола; говорит от лица всех апостолов на Пятидесятницу; он же занимает центральное место в ряде других эпизодов, где повествуется о жизни первохристианской общины. Однако по мере разрастания Церкви ситуация постепенно меняется: усиливается роль других лиц. В частности, определенное первенство в Иерусалимской общине оказывается у Иакова – во всяком случае, после того как Петр перестает жить в Иерусалиме на постоянной основе. Это тем более интересно, что Иаков не был одним из двенадцати апостолов. Зато он был родственником Иисуса по плоти, о чем свидетельствует его прозвище «брат Господень». В Первом послании к Коринфянам упоминаются, наряду с самим Павлом, «прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа» ( 1Кор. 9:5 ). Здесь Петр (Кифа) поставлен на последнее место; ему предшествуют две группы: апостолы и братья Господни. Можно предположить, что родственники Иисуса по плоти 313 , неоднократно упоминаемые на страницах Евангелий ( Мф. 12:46; 13:55 ; Мк. 3:31 ; Лк. 8:19 ; Ин. 2:12; 7:3, 5 ), после Его смерти и воскресения заняли существенное место в Иерусалимской христианской общине 314 . Предание об Иакове как первом епископе Иерусалимском отражено у Евсевия Кесарийского , который ссылается на утраченное сочинение Климента «Очерки». В этом сочинении, согласно Евсевию, говорилось о том, как Петр, Иаков и Иоанн поделили между собой церковную власть: Тогда же Иаков, называемый братом Господним... которому в древности дано было прозвище «Праведный» за его исключительную добродетель, первый, как рассказывают, получил епископский престол в Иерусалимской Церкви. Климент в 6-й книге своих «Очерков» утверждает это и пишет так: «Петр, Иаков и Иоанн, хотя и были особо Спасителем почтены, однако после Вознесения Спасителя не оспаривали друг у друга эту честь, но избрали епископом Иерусалима Иакова Праведного». В 7-й книге того же произведения он говорит о нем следующее: «Иакову Праведному, Иоанну и Петру Господь после Воскресения передал знание, они же передали его остальным апостолам, остальные же апостолы семидесяти, одним из которых был Варнава» 315 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010