Таким образом, история русского народа от монголо-татарского нашествия и до воссоединения Украины и Белоруссии с Россией (ибо то же, что говорится об Украине, значимо и для Белоруссии), и даже, можно сказать, до сих пор, есть торжество идеи русской православной цивилизации. Торжеству этой идеи были призваны служить братские народы, каждый исполняя свое послушание перед Богом и человечеством, со всем напряжением сил содействуя единству и православному просвещению . По всей видимости, выходит, что украинцы, белорусы и русские представляют собою один народ, разделенный некогда на два послушания: на содействие единению православных славян в мощное государство и созидание особенной, невиданной до сих пор и, к сожалению, до сих пор не явленной православной культуры. Подсознательно многие чувствуют необходимость единства, его историческую правду, но на словах все аргументы сводятся к некоему абстрактному славянскому единству, за идеей которого не чувствуется жизненной правды. Как только в сознании русских людей оба послушания займут подобающее им положение, единство православных славянских народов найдет естественное объяснение. Если из этих двух основополагающих послушаний одно – созидание  единого мощного государства – осознано вполне и исполняется великорусским племенем с предельным напряжением сил, то второе послушание, не менее важное, созидание особенной русской православной культуры, до сих пор даже не замечено в том же историческом контексте малороссийским племенем, и оттого не имеет такого же влияния на сознание русского народа… А, между тем, результатами этих послушаний следовало бы уже давно взаимно обогатиться и достичь в том гармоничного единения . Карамзин Николай Михайлович//Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890—1907. Там же. Карпини, Ibahh де Плано. Ucmopiя Монгаловъ. Вильгельмъ де Рубрукъ. Nymeшecmbie в Восточныя страны. Перевод А. I. Малеина. СПб. Uздahie А. С. Суворина. 1911. 232 с. – С. 45. Грушевський М. С. Icmopiя Ykpaihu-Pycu. Тт. 1-4. Льbib, 1904-1907. http://litopys.org.ua/hrushrus/iur.htm.

http://bogoslov.ru/article/4120317

В ней, в частности, содержался закон, предписывавший уважать и бояться всех богов, чьи бы они ни были и одинаково уважать все религии. Веротерпимость была одним из принципов политики Чингисхана, поскольку это являлось одним из условий, при котором Чингис мог надеяться создать мировую империю. Сам же Чингисхан, как повествеут Галицко-Волынская летопись: «...поелику не повиновался никакой вере и не следовал никакому вероисповеданию, то уклонялся он от изуверства и от пред­почтения одной религии другой, и от превозношения одних над другими. Наоборот, ученых и отшельников всех толков он почитал, любил и чтил, считая их посредниками перед Господом Богом, и как на мусульман взирал он с почтением, так христиан и идолопоклонников миловал. Дети и внуки его по нескольку человек, выбрали себе одну из вер по своему влечению: одни наложили ислам (на выи свои), другие пошли за хрис­тианской общиной, некоторые избрали почитание идолов, а еще некото­рые соблюли древнее правило дедов и отцов и ни на какую сторону не склонились, но таких мало осталось. Хоть и принимают они (разные) веры, но... не уклоняются от Чингисхановой ясы, что велит все толки за один считать и различия меж ними не делать». Преемники Чингисхана при своем вступлении на престол так же давали клятву – точно следовать Яссе и в противном случае могли лишиться престола. Поэтому в Орде они продолжали покровительствовать всем религиям, дозволяли каждому из своих подданных и покоренных народов придерживаться своей веры и свободно проводить свои богослужения. Сами ханы даже присутствовали при совершении христианских, мусульманских, буддистских и иных обрядов. В частности, Гаюк-хану, первому Каракорумскому императору монголов после покорения ими Руси, Плано Карпини дал такую характеристику: «А этот император... очень благоразумен и чересчур хитер, весьма серьезен и важен характером. Никогда не видит человек, чтобы он попусту смеялся и совершал какой-нибудь легкомысленный поступок, как нам говорили христиане, неотлучно с ним пребывающие.

http://pravoslavie.ru/38347.html

Исаак Ангел был поддержан крестоносцами, восстановившими его во власти после свержения. В активных контактах с ними находился во время заточения Исаака в темнице его сын и будущий соправитель Алексей III Ангел. Соответственно, и другие представители семьи Исаака, включая дочь Анну, были включены в круг европейских рыцарских связей. Сестра Анны была замужем за Филиппом Швабским – королем Германии и претендентом на императорскую корону в Священной Римской империи. Другая сестра являлась супругой герцога Австрии и Штирии Людовика VI Славного и матерью Фридриха II Воителя – последнего представителя династии Бабенбергов. Пресечение после смерти Фридриха династии позволило Даниилу, имея в виду соответствующие родственные связи, даже включиться в борьбу за австрийское наследство. Очевидно, что именно человек с такой генеалогией, как у Даниила, мог рассматриваться как креатура на позицию короля Руси. Любой другой из русских князей того времени, очевидно, на эту роль бы не подходил. По-видимому, первым идею воссоединения Католической и Православной Церквей высказал Даниилу Галицкому папский посланник Плано Карпини во время путешествия того к монголам в 1245 году. Запад и далее подталкивал князя в этом направлении. Брачные союзы тоже задавали западные политические ориентиры. В 1247 году сын Даниила Лев женился на дочери венгерского короля Белы IV Констанции. Другой его сын Роман в 1252 году женился на Гертруде Австрийской, наследнице Австрийского герцогства, и заявил о своих территориальных притязаниях. Римский папа Иннокентий IV дважды предлагал Даниилу королевский титул – в 1248 и 1253 годах. Коронация состоялась в 1253 году в польском городе Дорогичине. В тот же год Иннокентий IV развернул пропаганду крестового похода против монголов. Формировалась широкая коалиция, определенная роль в которой отводилась, по замыслу папы, Даниилу Галицкому, а также литовскому князю Миндовгу. Однако Даниил проявил к идее объединения Церквей сдержанность, а крестовый поход остался на уровне деклараций.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В архиве исследовательницы отложились и другие выписки и переводы из византийских авторов и различные материалы к ним: «Георгий Акрополит», «Пахимер», «Дука» и другие небольшие выписки и заметки (Оп. 1. Ед. хр. 128). Для семинара по сочинению Плано Карпини, который она вела в 1947/48 г., ею был подготовлен план, первые три раздела которого свидетельствуют об особом интересе: «I История движения татар на Запад; II Отражение в источниках татарского нашествия; III Реакция на татарское нашествие в Европе» (Оп. 1. Ед. хр. 177. Л. 1). Документы к биографии (Оп. 2. 42 ед. хр.; 1896–1981 гг.). Эта часть фонда содержит личные документы: о рождении 1); образовании 2); о защите докторской диссертации 9); служебные удостоверения 4); дипломы кандидата и доктора исторических наук 7); члена-корреспондента Лигурийского исторического общества 6); списки работ за разные годы 5); материалы по устройству на работу, о получении пенсии 13); документы периода Великой Отечественной войны 12). Интересны для биографии Е. Ч.: гимназические сочинения 18–22), дневник путешествия по Италии (1914 г., 15), конспекты различных лекций на Бестужевских курсах 23); дневниковые записи за разные годы, заметки о своей библиотеке 16–17); воспоминания о гимназии (1980 г., 24); фотографии Е. Ч. и ее коллег В конце описи помещены материалы о Е. Ч.: ксерокопии статей И. П. Медведева, В. И. Мажуги, П. В. Шувалова, Η. Ф. Котляра, машинописные экземпляры докладов и статей М. В. Скржинской 34–42). Документы о служебно-педагогической деятельности (Оп. 3. 20 ед. хр.; 1918–1978 гг.). В материалах наиболее подробно документирована работа в ГАИМК – ЛОИМК, несколько меньше – работа в ЛОИИ; совсем немного документов о работе в ЛГУ. Не отражена деятельность в учреждениях, в которых Е. Ч. служила после увольнения в 1930 г. из ИИМКа, в том числе, как это ни странно, работа в Институте истории науки и техники, хотя, как указывалось выше, в этот период Е. Ч. много и плодотворно работала. Почти нет материалов о московском периоде работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я думаю, профессор Данилевский не хуже профессора Ужанкова знает о том, что перед тем, как князь Александр послал передовой отряд Домаша Твердиславича во владенья Ливонского Ордена, рыцари-крестоносцы захватили вероломно, не объявляя войну, Изборск. Затем предатели из «немецкой партии» с боярином Твердилой открыли им ворота Пскова. Немецкие отряды грабили новгородские обозы уже у Луги и Тесова, разоряли новгородские владения, угоняя скот, убивая людей. Немецкий летописец хвастливо писал «вопль и плач стоял в русских пределах». Ливонцы построили на новгородской земле свой замок - Копорье, стремясь отрезать Новгород от выхода к Балтике. Так, что это был не пограничный конфликт между соседями, а методичный натиск на Русь. Данилевский не может не знать, что прежде чем разгромить врага на берегу пограничного Чудского озера, разделявшего владения Ордена и русские земли, святому князю Александру пришлось брать штурмом Копорье, затем освобождать русские города Изборск и Псков. Кстати, должен Данилевский помнить, что и Дерпт - это бывший русский Юрьев, основанный Ярославом Мудрым и захваченный крестоносцами. Заявляя, что Русь почти без борьбы склонилась под власть Золотой Орды, помнят ли млечинские эксперты о том, как и почему отец Невского, Ярослав Всеволодович, которому пришлось хоронить мертвых и отстраивать разоренные и сожженные города, вынужден был признать власть хана? Князю Ярославу было ясно, что у разоренных и обескровленных русских княжеств не было сил в то время сопротивляться многочисленным полчищам монголо-татар. Но, несмотря на то, что Ярослав Всеволодович признал власть хана Золотой Орды, он был отравлен в Каракоруме. Как писал папский легат Плано Карпини, также находившийся в то время в Каракоруме, князя Ярослава отравили «чтобы монголы могли окончательно овладеть землей русских». Неужели им неизвестно, что татаро-монголы, чтобы окончательно покорить Русь и подавить саму мысль о сопротивлении, совершали и после Батыя опустошительные нашествия на русские земли? Счет лет в то страшное время велся «от Неврюевой рати», «от Тудуновой рати»... Александр Ярославич побывав с отцом в Каракоруме, в далекой Монголии, на берегах Онона и Керулена, хорошо представлял силу империи, созданной Чингизханом. Огромной державы, которая простиралась от Желтого моря и Тихого океана на Востоке до Тигра и Ефрата на Западе и включала в себя десятки племен и народов.

http://radonezh.ru/text/viktor-saulkin-i...

Плано Карпини, сказав о терпимости татар, что они «не смотрят на людские обычаи, лишь-бы только повиновались им во всем» – прибавляет: «посему находящиеся в их войске сарацины ежедневно при всех отправляют пятивременные молитвы по закону магометанскому, а также и во всех городах, в коих живут сии сарацины, и кои покорены татарами. Сии сарацины в их войске и во всех их городах преклоняют и привлекают людей к своей нечестивой вере, и прельщают их к последованию их заблуждению» 28 . Марко Поло во время своего путешествия почти во всех подвластных монголам городах встречал мухаммедан во множестве 29 . В самой столице великих ханов и при дворе их мухаммеданство имело уже довольно значительную партию и вскоре до того усилилось, что получило в большей части монгольских государств решительный перевес пред всеми другими религиями и даже пред христианством, которое проникло к язычникам-монголам едвали не прежде всех других иноземных религий и несомненно предупредило мухаммеданство. Первыми проповедниками христианства у монголов были несториане, миссионерская деятельность которых на востоке до XIV в. была чрезвычайно обширна. Около 1000 г. обратились в несторианство кераиты – многочисленное монголо-татарское племя, жившее на границах Китая 30 . Цари этого племени, подручники китайских императоров и называвшиеся в Китае Ван-ханами, с XII в. были известны в Европе под именем пресвитеров Иоаннов и славились как могущественные государи отдаленного христианского народа, соединявшие в своем лице священническое достоинство с царским. Сказание об этих пресвитерах Иоаннах подвергалось неоднократно самым серьезным сомнениям; некоторые называли его чудовищною баснею 31 . Главная невероятность этого сказания заключается в названии кераитских царей священниками Иоаннами (Prest Joan), названии, указывающем на невероятное соединение в лице этих царей священнического и царского достоинства и противоречащем другим историческим известиям, по которым некоторые из этих священников Иоаннов называются иными именами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

– Это было покушение на государственную и национальную самостоятельность восточных народов, покушение или уничтожить их, или олатинить и слить с западными национальностями. Чувство самосохранения, сильное во всякой личности, равно как и нации, чувство национального достоинства, развивающееся в народе по мере успехов его образования, должно было объявить себя против христианства, а не за него. От такого способа миссионерства нельзя было ожидать успеха даже при благоприятных обстоятельствах, даже среди такого народа, который далеко не так враждебен был христианству, как турки и другие мухаммеданствующие народы, даже среди такого народа, каковы была татары. Религиозное состояние татар в XIII веке По описаниям современников-очевидцев, татары в большинстве были язычники и следовательно гораздо легче могли быть обращены в христианство, чем мухаммедане. Христианство же и мухаммеданство были среди них в таком положении, что могли бороться на совершенно нейтральной почве и успех мог быть на стороне первого. Плано Карпини описывает религиозное состояние татар следующим образом: «они веруют в единого Бога, которого считают творцем всего видимого и невидимого; также веруют, что Он есть как Творец блаженства в сем свете, так и каратель, однако же не воздают ему почтения, ни молитвами, ни хвалами и никаким обрядом. Не смотря на это, есть у них какие-то идолы, сделанные из войлока на подобие человека, коих ставят они по обеим сторонам дверей ставок, а под ними кладут что-то сделанное из войлока на подобие титьки, и считают их хранителями стад, доставляющими им обилие молока и плодящими скотину. Других идолов делают они из шелковых тканей и воздают им великую честь; иные ставят их пред дверьми ставок в прекрасной крытой повозке, и если кто украдет что-нибудь из этой повозки, того умерщвляют без милосердия. Воеводы, тысячники и сотники всегда имеют одного идола посредине ставки. Сим идолам приносят они в жертву первое молоко рогатого и вьючного скота, и прежде нежели начинают пить и есть, жертвуют им из пищи и пития.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

292 Алима, Алмалек, равно известный и магометанским, и китайским писателям; последние разноречат о положении его. Сюй сун полагает его близ нынешней Кульджи. Он помечен на карте 1331 г. под именем Алимали. 293 Пусумань, вероятно, Бессермен. Плано Карпини: название, как кажется, переделанное Монголами из Мусульман; здесь оно прилагается к туркестанскому владению. 294 Т. е. Дарагучи, учреждение монгольское; правитель, от Монголов, или правильнее блюститель в завоеванных странах и городах. 297 Чжун ян мао: поверье о возвращении овец, посредством посадки шерсти и костей овечьих давно существовало в Китае. 298 Здесь, вероятно, разумеется хлопчатая бумага, которая во времена Чан чуня была еще редкостью, особенно в северном Китае. 299 Тао хуа ши, вероятно, Тамгадж, переделанное из китайского Тан гожень, люди династии Тан – этим именем называли Китайцев потому, что при династии Тан они сделались особенно известны на Западе. 305 Гиньский посланец; краткое сказание о его путешествии сохранилось в одном китайском сборнике. 307 Сказание об этом есть в истории династии Гинь. По указанию Элюй чуцая (в стихах), Линья завоевал западные страны в течение 20 лет. 311 По этой же дороге заметил подобные следы укреплений русский путешественник Назаров, при проезде в Коканд, Magasin Asiatique 1825, том 1, 1, стр. 6. 324 Ила гогун, т. е. по фамилии Ила, Киданьской; гогун – почетное название. Ниже окажется, что имя его Ахай. 328 По стихам Элюй чуцая, этот дворец не был кончен постройкой. Он замечает, что Сюнь сы кянь (Самарканд) значит: тучный или жирный город. Самарканд помечен на карте 1331 года под именем Сань маргань. 338 Т. е. вроде стихотворения: приютился феникс на дереве п у т у н; этим обозначается размер стихов. 339 Т. е та, которая перешла из чистого бесформенного бытия в мировую, форменную жизнь; это, по учению Даосов, есть падение духовного начала. 340 Вань цзы лунь хой: идея заимствована из учения Буддистов о перерождениях; это вращение души или разумного начала, в разных формах, есть зло и страдание.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ ИЗ ЛОНЖЮМО [Андре Лонжюмо; франц. André de Longiumeau] ( после 1270), франц. монах-францисканец, дипломат и миссионер на Востоке, владел араб. и персид. (сирийским?) языками. По поручению франц. кор. Людовика IX Святого в 1238/39 г. привез из К-поля терновый венец Христа, помещенный в специально построенную ц. Сен-Шапель в Париже. В 1245-1247 гг. был послан папой Иннокентием IV к монголам в Сев. Персию (также вел там переговоры с несторианами и яковитами ) и вернулся с предложениями от монголов совместно отвоевать Сирию у мусульман. В 1249 г. был отправлен Людовиком IX для продолжения переговоров с монголами в Каракорум к великому хану Гуюку. Однако ко времени его прибытия (1251) хан уже умер, и А. был отослан обратно. Между 1254 и 1270 гг., возможно, был миссионером в Тунисе. Сообщение А. о путешествии в Центр. Азию не сохранилось; известно оно только по упоминаниям в сочинении Гильома де Рубрука . Ист.: Itinera et Relationes Fratrum Minorum saeculi XIII et XIV/Collegim P. A. van den Wyngaert. Quaracchi; Firenze, 1929. Vol. 1; Плано Карпини Дж. , дель. История монголов. Рубрук Г. , де. Путешествие в восточные страны. М., 1957; Французский посол Андре Лонжюмо в Каракоруме, 1249-1251// Хенниг Р. Неведомые земли: Пер. с нем. М., 1962. Т. 3. С. 50-57. Лит.: Altaner B. Dominikanermissionen des 13. Jh. Habelschwerdt, 1924. S. 52ff.; Pelliot P. Les Mongols et la papauté//ROC. 1922/1923. Vol. 23. Р. 3-30; 1924. Vol. 24. Р. 225-335; 1931/1932. Vol. 28. Р. 3-84; Soranzo G. Il papato, l " Europa cristiana e i Tartari. Mil., 1930; Свет Я. М. После Марко Поло: Путешествия зап. чужеземцев в страны Трех Индий. М., 1968. Е. В. Казбекова Рубрики: Ключевые слова: АНГИЛЬБЕРТ (ок. 750-814), капеллан, франк. имп. Карла Великого, деятель Каролингского возрождения, св. (пам. зап. 18 февр.) АНСГАР (Анскарий, Ансгарий; 801-865), архиеп. Гамбургский и Бременский, миссионер и церковный деятель, св. (пам. зап. 3 и 4 февр.)

http://pravenc.ru/text/115274.html

В Вост. Европе Папский престол пытался претворить в жизнь декрет «Christianae religionis». Иннокентий IV ежегодно обращался с призывом к крестовому походу против татар. Уже после ухода татар венг. кор. Бела IV (1235-1270) начал выдавать магнатам разрешения на строительство крепостей в их владениях, что ранее было категорически запрещено. Однако главные усилия Иннокентия IV были направлены не на организацию военного отпора, а на создание союзов как католич., так и правосл. гос-в для совместной обороны. Это направление политики католич. Церкви включало также миссионерский аспект и было тесно связано с вопросом о заключении унии с русскими князьями. Так, рассчитывая на помощь Запада, галицко-волынский кн. Даниил Романович (1205-1264, с перерывами) согласился с предложением главы папского посольства францисканца Джованни дель Плано Карпини заключить унию с Римско-католической Церковью (после переговоров, проведенных в 1246-1247), добившись также договоренности об оборонительном союзе. Даниил Галицкий обязался сообщать в Римскую курию о действиях татар, а папа Иннокентий IV обещал ему помощь крестоносцев и католич. государей Европы. После 1246 г. в Вост. Европе оформились военные союзы Венгрии, Тевтонского (Немецкого) ордена , Польши и Галицкой Руси. Однако они (за исключением союза кн. Даниила и кор. Белы IV) оказались непрочными из-за различий интересов сторон и неспособности организовать совместную борьбу с татарами. Церковная уния также оказалась недолговечной. Не получив реальной поддержки от папы, Даниил Галицкий в 1248 г. прервал с ним отношения. В 1252 г. (либо в 1248) при посредничестве Белы IV переговоры были возобновлены, а в 1253 г. папский легат Опицо из Медзано совершил коронацию Даниила. Тем не менее в 1257 г. произошел окончательный разрыв; в послании 1257 г. папа Римский Александр IV (1254-1261) упрекал Даниила за отступничество ( Potthast. RPR, N 16731). Т. о., постановление Л. С. о борьбе с татарами практически не было выполнено. Ист.: COD. P. 268-282; Battelli G. Transunti di Lione del 1245//MIÖG. 1954. Bd. 62. S. 336-364; MGH. Const. T. 2. N 401. P. 513-515; Documents Illustrative of English History/Ed. H. Cole. L., 1844. P. 351; MGH. SS. T. 28. P. 256-268.

http://pravenc.ru/text/2110518.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010