У Рашида Ад-Дина в «сокровенном сказании» об Александре Невском в этом источнике ничего нет. О нем и его отце Ярославе пишет папский Посол Джованни дель Плано Карпини. Он был в Орде видел их своими глазами. Ярослава в Каракоруме отравили, чему посол был свидетелем. Отношения между Бату и Каракорумом были, мягко говоря, натянутые. Бату не поехал на интронизацию своего двоюродного брата Гуюка, потому что подозревал, что его убьют, а Ярослав поехал, и его отравили. Александр Невский тоже поехал в Каракорум, но, в отличие от отца, сумел вернуться живым, что было большой неожиданностью. Он ездил туда с младшим братом. Поехали вдвоем, и оба вернулись. Почему так произошло, для нас остаётся загадкой. – Некоторые историки, например, этот факт интерпретируют как результат договоренности Александра Невского с Ордой и вменяют это ему в вину. – Давайте не будем давать никаких оценок, а посмотрим на карту. Во времена Александра Невского на востоке татары покорили все земли до Пекина, вышли на побережье Тихого океана. Единственная причина, по которой они не взяли Японию, – это ураган, разметавший флот. Север: Новгород они не взяли, обстоятельства не позволили им этого сделать. Северо-западная точка: в битве при Легнице весной 1241 года татары разбили поляков и взяли Краков. Хан Ногай, владевший юго-западной Русью, поставил в зависимость от себя Сербию и Болгарию. Целый континент.      Не нашлось в то время в мире силы, которая бы сумела противостоять великим в военном отношении монголам. Впрочем, был бесстрашный эмир Бейбарс, впоследствии султан Египта. В тот период в Египет стеклись все народы из покоренных монголам земель, не попавшие в рабство. Египет оставался последним рубежом, позади ничего не было – только пустыня. В битве под Айн-Джалутом (на территории современной Сирии) эмир Бейбарс разбил татаро-монголов. Тогда это воспринималось как чудо, и до сих пор на Западе и у арабских коллег выходят работы, посвященные этому событию. Но неизвестно, как бы дальше разворачивались события, если бы золотоордынский хан Берке, который сидел на Волге, не сцепился с ханом Ирана Хулагу, (хотя ханами, строго говоря, не были ни тот, ни другой, ханский титул носил лишь тот, кто сидел в Монголии). Татары были заняты междоусобными распрями: если бы не этот факт, может быть, и Египет тоже был бы ими покорен. Хотя вряд ли… Там везде песок, а для конницы это неудобно.

http://pravoslavie.ru/141891.html

Чтобы вполне понять, что означает такая апология Тамерлана в устах Рерихов, надо, во-первых, вспомнить – как воевали монголы той поры. Джиованни дель Плано Карпини, совершивший в середине XIII века путешествие в Монголию, в своей книге «История монголов», так описал способы ведения осады монголами крепостей: «Если они не могут овладеть укреплением, то бросают на него греческий огонь; мало того, они обычно берут иногда жир людей, которых убивают, и выливают его в растопленном виде на дома; и везде, где огонь попадает на этот жир, он горит неугасимо» . Что же касается жестокостей Тамерлана, то в них, «кроме холодного рассчета (как у Чингиз-хана), проявляется болезненное, утонченное зверство, что, может быть, следует объяснять физическими страданиями, которые он переносил всю жизнь (после раны, полученной в Сеистане). Той же психической ненормальностью страдали сыновья и внуки Тамерлана» . Утверждение нового мира, Нового Времени связано с разрушением всего старого мира. «Конечно, не надо думать, что весь мир может стать немедленно общиною, но Майтрейя есть завоеватель, и противники будут поражены» . “Могу оправдать любое разрушение” (Община. 66). “Так на развалинах старого мира пусть подымается Великая Держава Света!” (Иерархия, 417). А если кто-то будет сопротивляться (например, невежественные христиане)? — “Когда колесница направлена ко благу, то возница не отвечает за раздавленных червей” . Впрочем, Елена Ивановна сразу же уточняет: “Конечно, изречение о колеснице оставьте для себя, иначе много соблазна может произойти”. Я же уточню, что эту фразу Е. Рерих услышала от «махатмы Мории», когда речь шла о России . «Приведем пар. 102 во второй части " Мира Огненного " : " Если, входя в дом, на столе хозяина заметите ехидну, что сделаете? Будете ли размышлять, пока змея уничтожит вашего друга, или немедленно решитесь уничтожить ее? Мы говорим: спасите близкого от зла. Не затуманивайте голову вашу смущением, но действуйте во благо. Нельзя положить на весы ехидну и человека.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

(II Calloan- dro), неоднократно встречается тема Трапезундской империи и в литературе XIX и XX вв. Voegelin, Е. The Mongol Orders of submission to european Powers, 1245–1255, pp. 378–413. Монгольское завоевание восточной части Европы создало угрозу проникновения монголов и на запад; это вызвало ряд посольств от папы и французского короля к великому хану в Каракорум. Посольства эти (Плано Карпини, Асцелино) должны были выяснить международное положение и защитить западное христианство от нависшей опасности. Послы доставили ответы как самого хана, так и некоторых его наместников. С другой стороны, Людовик IX французский предпринял крестовый поход в Египет и вошёл в сношения с ханом Куюком, который, по-видимому, принял христианство и собирался напасть на Багдад. Эти сношения выразились в нескольких посольствах (Лонжюмо, Рубрука), доставивших ряд грамот великого хана. Все эти документы сохранились, но не в подлинниках, а в латинских и старофранцузских переводах. Исключение составляют: персидское письмо Куюк-хана, сохранившееся в Ватиканской библиотеке в подлиннике, и второе письмо этого хана, латинский перевод которого был сделан с монгольского оригинала придворной канцелярией самого хана. Эти монгольские документы содержат развитую политическую теорию и представляют собой юридически чёткие государственно-правовые акты. С этой точки зрения они до сих пор оставались весьма малоисследованными. Автор подвергает анализу содержание документов, прибегая к филологическим приёмам, и приходит к выводу, что монгольские оригиналы представляли собой не письма, а государственные акты нескольких определённых типов; именно: провозглашение всемирной власти монгольских ханов, сообщение западным государям о том, что они включены во всемирное монгольское государство, приказы этим государям о безусловном подчинении воле монгольского хана, как представителя воли единого бога на земле. Таким образом, в этих актах содержится чёткая государственно-правовая теория, согласно которой весь мир по воле единого бога провиденциально должен представлять собой единую державу; власть над этой державой вручена великому хану монголов; но ещё не все народы мира включены в эту державу, которая, таким образом, находится в периоде становления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неск. описаний К-поля были составлены путешественниками 1-й пол. XV в. В 1403 г. столицу Византии посетил Руй Гонсалес де Клавихо, посол кор. Кастилии Энрике III ко двору эмира Тимура. Флорентиец Кристофоро Буондельмонти между 1414 и 1430 гг. путешествовал по островам Эгейского м. и по крайней мере дважды был в К-поле. В «Книге островов архипелага» ( Buondelmonti. Liber insularum archipelagi. 2007) он приводит не только подробное описание города, но и один из первых его графических планов. Заслуживает упоминания описание К-поля в «Путешествии за моря» бургундца Бертрандона де ла Брокьера, к-рый, однако, больше внимания уделял не описанию архитектурных и религ. памятников, а заметкам этнографического характера. Термин «итинерарий» иногда используется применительно к средневек. сочинениям, в к-рых описываются путешествия, не связанные с паломничеством. Так, Гиральд Камбрийский назвал «Итинерарием по Уэльсу» рассказ о поездке по Уэльсу в 1188 г. в свите архиеп. Кентерберийского Балдуина, проповедовавшего в поддержку 3-го крестового похода ( Giraldi Cambrensis Itinerarium Cambriae//Opera. L., 1868. Vol. 6. P. 3-152). По форме близки И. произведения Джованни дель Плано Карпини , Гильома де Рубрука (он назвал свою книгу «Итинерарий»), Марко Поло, Одорика из Порденоне и др. Практика паломничеств евреев в Иерусалим возникла, вероятно, еще во времена вавилонского пленения и сохранялась после разрушения Второго храма, хотя первые описания подобных поездок датируются лишь XII в. Средневек. поэт и философ Иегуда Галеви рассказал в стихах о своем плавании из Испании в Египет (1140). Обширный фактический материал содержится в «Книге странствий» испан. раввина Вениамина Тудельского, к-рый более 10 лет (ок. 1160-1173) путешествовал по торговым делам по Испании, Юж. Франции, Италии, Балканам, М. Азии, Сирии, Палестине, Египту, Аравии и Месопотамии (рус. пер.: Вениамин Тудельский. Книга странствий//Три еврейских путешественника/Пер., примеч.: П. В. Марголин. М.; Иерусалим, 2004. С. 65-196). В сер. 70-х - сер. 80-х гг. XII в. Палестину посетил Петахия Регенсбургский, побывавший также на Руси, в Крыму, Закавказье, Сирии и Месопотамии (рус. пер.: Кругосветное странствие рабби Петахии Регенсбургского//Там же. С. 263-318). Практика поездок в Палестину сохранялась вплоть до Нового времени (см.: Путешествия в Эрец-Исраэль//Краткая евр. энциклопедия. М., 1996р. Т. 6. Стб. 895-900). С XIII в. складывается традиция деперсонализированных путеводителей по почитаемым иудеям местам, гл. обр. по местам погребения ветхозаветных героев и почитаемых мудрецов талмудической эпохи ( Roth C. Itineraries of Erez Israel//EncJud. Vol. 10. P. 817-818).

http://pravenc.ru/text/1237723.html

Kardinal-Bischofs v. S. Sabina/Hrsg. H. Hoogeweg. Tüb., 1894. S. 258-259, 264, 273-274; Jordanus Catalani. Mirabilia Descripta: Les merveilles de l " Asie/Ed. H. Cordier, P., 1925; Simon de Saint-Quentin. Histoire des Tartares/Ed. J. Richard. P., 1965; Alvares Fr. Verdadeira informação das terras do Preste João das Indias. Lisboa, 1943; idem. The Prester John of the Indies/Ed. C. F. Beckingham, G. W. B. Huntingford. Camb., 1961. 2 vol.; «Книга» Марко Поло. М., 1955; Плано Карпини Дж., дель. История Монгалов. Рубрук Г., де. Путешествие в Восточные страны. М., 1957; Тафур П. Странствия и путешествия/Пер. и предисл.: Л. К. Масиель Санчес. М., 2006. С. 94, 96, 99, 100, 102, 103, 107, 109, 110. Лит.: Zarncke F. R. Th. Der Priester Johannes//ASGW. 1879. Bd. 7. S. 827-1030; 1883. Bd. 8. S. 1-186; Thorndike L. A History of Magic and Experimental Science. N. Y., 19292. Vol. 2. P. 236-245; Sanceau E. The Land of Prester John. N. Y., 1944; Brown L. A. The Story of Maps. Boston, 1949. P. 98-99; Pelliot P. Mélanges sur l " histoire des Croisades. P., 1951; Nowell Ch. E. The Historical Prester John//Speculum. Camb. (Mass.), 1953. Vol. 28. P. 435-445; Richard J. L " Extrême Orient légendaire au moyen âge//Annales d " Ethiopie. P., 1957. Vol. 2. P. 225-244; Beckingham C. F. Notes on an Unpublished Manuscript of Francisco Alvares//Annales d " Ethiopie. 1961. Vol. 4. P. 139-154; idem. The Achievements of Prester John. L., 1966; idem. An Ethiopian Embassy to Europe: c. 1310//JSS. 1989. Vol. 34. P. 337-346; Wright J. K. The Geographical Lore of the Time of the Crusades. N. Y., 1965; Wion F. Le Royaume inconnu: Étude historique: Du royaume du Prêtre Jean à l " empire de l " Agartha. P., 1966; Carreira J. N. Do Preste João às ruínas da Babilónia: Viajantes Portugueses na rota das civilizações orientais. Lisboã, 1980; Ullendorff E., Beckingham C. F. The Hebrew Letters of Prester John. Oxf., 1982; Brincken A.-D., von den. Presbyter Iohannes, Dominus dominantium: Ein Wunsch-Weltbild des 12. Jh.//Ornamenta Ecclesiae: Kunst u.

http://pravenc.ru/text/471457.html

Возможно и ещё одно объяснение (не отрицающее, впрочем, первого и второго – действовать могли несколько факторов). Ярослав и его сторонники могли воспользоваться древним родовым принципом старейшинства русских князей. По этому принципу Ярослав действительно был самым «старшим» из русских князей. Только он и его оставшиеся к этому времени в живых братья Святослав и Иван принадлежали к Х колену, считая от легендарного основателя династии Рюрика – все другие русские князья были из более поздних поколений. Родовой принцип старейшинства (на Руси в это время уже не действовавший из-за сильного дробления княжеского рода – «старейшинство» существовало теперь только в рамках его ветвей) должен был импонировать Батыю, который в это время (1243) уже считался «акой» – старшем в роде Чингизидов. Косвенным аргументом в пользу такого предположения о причинах признания «старейшинства» Ярослава может служить описанный Плано Карпини прием русского князя при дворе в Каракоруме в 1246 году, окончившийся отравлением Ярослава ханшей Туракиной, матерью великого хана Гуюка. Гуюк – сын Угедея, третьего сына Чингизхана, по родовому принципу был младше Батыя (сына старшего сына Чингизхана Джучи), и родовое старейшинство Ярослава, поддержанного Батыем, вряд ли могло произвести на него положительное впечатление». В 1245 году князь Ярослав Всеволодович вынужден был поехать сначала к хану Бату, как и Даниил Галицкий и Михаил Черниговский, а потом в Монголию, в столицу империи город Карокорум, распологавшийся на реке Орхон – на утверждение великим владимирским князем. Русский иследователь В.Л. Егоров в книге «Историческая география Золотой Орды в XIII–XIV веках», вышедшей в Москве в 1985 году, дал интересное объяснение названия новой империи: «Рассмотрение русских летописей показывает, что первоначально на Руси новое монгольское государство не имело какого-либо специального названия, его заменяло этническое определение «татары». В 80–90 годы XIII века на смену ему приходит наименование «Орда», прочно утвердившееся во всех русских официальных документах и летописях в XIV веке. Что же касается привычного теперь названия «Золотая Орда», то оно стало употребляться в то время, когда от основанного Бату государства не осталось и следа. В русских письменных источниках это словосочетание фиксируется со второй половины XVI века.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1 См. у Смирнова, стр. 1—23. 2 Там же, стр. 25. 3 Георги, Описание народов I, 26. 4 Известия по Казанской епархии. Казань, 1874 г., стр. 220. 5 См. у Смирнова, стр. 26. 6 См. Религиозные обряды черемис. Казань, 1887 г. стр. 14. 7 Немало влияли на черемис и переселенцы, особенно так называемые припущенники — русские. 8 См. у Можаровского — Ход миссии у Казанских инородцев С 1552 по 1867 г. 9 Фирсов. Положение инородцев в русском государстве, стр. 107. 10 Можаровский, стр. 17. 11 Фирсов, стр. 109—180. 12 Там же, стр. 124—127. Благодаря этим мерам в Царевококшайском уезде черемисы почти доселе занимают свои прежние места, хотя процесс просачивания русских в среду инородцев был и здесь и продолжается доселе (см. у Смирнова, стр. 54). 13 См. у Смирнова, стр. 43. 14 Можаровский, стр. 77. 15 Там же, стр. 63. Были и другие печальные явления. Например, свияжский протоиерей Козмин отдавал новокрещенных в крепостные. 16 См. у Смирнова, стр. 45. 17 Из числа черемисских школ особенно достойны упоминания двуклассная Унженская школа, а также Аринская, Ардинская, Пертнурская и др. Еще выше них Бирская учит. семинария, Казанская учит. семинария, имеющая многих черемис в старших классах и начальной школе. Всего же учащихся черемис 31,040, в одной Казанской губернии. 18 Замечательно, что еще средневековый путешественник. Плано-Карпини сказал: получая ответы от чертей, татары думают, что бог говорил с ними, а сего Бога называют Итогою» По-якутски Итык — чтимый, посвященный. Кн. II, гл. 37, стр. 92. Собр. пут. по Татарии, 1825 г. 19 Из лекций в Казанском миссионерском приюте. Казань, 1877 г. стр. 1—27. 20 См. О почитании татарами керемети прекрасную статью Г. Софийского, в Известия по Казанской Епархии 1877 г. 24, стр. 674-G89. 21 См. статью Знаменского в Вестнике Европы, 1868 г. IY. 22 Вестник Европы, 1868 г. стр. 48—49. 23 Черемисы. Историко-этнографический очерк. Казань, 1889 г. 24 Невидимый мир по шаманским воззрениям черемис. Казань, 1877 г. 25 Г. Яковлев насчитывает у горных черемис 40 богов, a у луговых 70. См. Религиозные обряды черемис. Казань, 1887 г. Изд. Мисс. Общества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3697...

Кроме того, что Максим замечательный артист, оказалось, что его индивидуальность ложится на характер нашего героя; по крайней мере таково мое мнение. – Кроме Максима Суханова, кто еще участвует в фильме? – Князя Ивана играет Виталий Хаев, слугу святителя Алексия Федьку – Александр Яценко, истопника Василия – один из моих любимых актеров Алексей Шевченков. В фильме представлены ордынские ханы Джанибек (играет Иннокентий Докояров), Бердибек, ханша Тайдула – это реальные личности. Тайдула, например, была женой могущественного ордынского хана Узбека, при котором Золотая Орда достигла наивысшего расцвета и который исламизировал ее, во многом огнем и мечом. Сама Тайдула была очень волевая женщина. Сохранилась даже монета с ее профилем, что свидетельствует о ее колоссальном политическом влиянии. Кончина ее, правда, была довольно трагической – ее разорвали лошадьми. Тайдулу играет, на мой взгляд, выдающаяся актриса Роза Хайруллина. Роза – легенда нестоличного русского театра, долгое время играла в Казани, Самаре, а теперь – в Театре-студии Олега Табакова. Знаю, что уже второй год она репетирует роль короля Лира, и уверен, у нее это отлично получится. Ордынских персонажей мы собирали практически по всем бывшим советским республикам. У нас снималась команда совершенно потрясающих якутских актеров. Актерская школа в Якутии была для меня открытием – там, оказалось, совершенно " шекспировские " ребята, такой степени органики, мощи! – В процессе подготовки картины что было вами прочитано, изучено, какие материалы, исторические свидетельства? – Это и русские летописи, и знаменитый двухтомник В.Г. Тизенгаузена – сборник письменных материалов о Золотой Орде того времени. Мы очень скрупулезно изучали историю монгольского общества после Чингисхана. Наиболее интересными для меня как режиссера были записки путешественников, попадавших в Орду, потому что сторонний глаз более выпукло обнаруживает какие-то вещи и доносит до нас. Это и " Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Гильома Рубрука " , и записки европейских послов, купцов, бывавших в Орде.

http://religare.ru/2_95372.html

Джиованни дель Плано Карпини, совершивший в середине XIII века путешествие в Монголию, в своей книге «История монголов», так описал способы ведения осады монголами крепостей: «Если они не могут овладеть укреплением, то бросают на него греческий огонь; мало того, они обычно берут иногда жир людей, которых убивают, и выливают его в растопленном виде на дома; и везде, где огонь попадает на этот жир, он горит неугасимо» 1080 . Что же касается жестокостей Тамерлана, то в них, «кроме холодного рассчета (как у Чингиз-хана), проявляется болезненное, утонченное зверство, что, может быть, следует объяснять физическими страданиями, которые он переносил всю жизнь (после раны, полученной в Сеистане). Той же психической ненормальностью страдали сыновья и внуки Тамерлана» 1081 . И это все… семейная карма Рерихов. По из собственному верованию. По их убеждению, их сын, Юрий Рерих, которого сами Рерихи считали жестоким человеком 1082 , был перевоплощением именно Тамерлана 1083 и сжигателя Москвы хана Гирея 1084 (кроме того, по их верованию, он еще был и основателем МГУ – М. В. Ломоносовым 1085 )… И еще надо знать – как мечтали Рерихи возглавить орды монголов, вторгающихся через Россию в западный мир: «Фуяма (Н. К. Рерих) может представить те орды монголов, которые пойдут под его рукою, Камень держащей. Тамерлан летит под знаменем Нового Духа» 1086 ; «Мои орды соберутся по знаку» 1087 . Утверждение нового мира, Нового Времени связано с разрушением всего старого мира. «Конечно, не надо думать, что весь мир может стать немедленно общиною, но Майтрейя есть завоеватель, и противники будут поражены» 1088 . «Могу оправдать любое разрушение» (Община. 66). «Так на развалинах старого мира пусть подымается Великая Держава Света!» (Иерархия, 417). А если кто-то будет сопротивляться (например, невежественные христиане)? – «Когда колесница направлена ко благу, то возница не отвечает за раздавленных червей» 1089 . Впрочем, Елена Ивановна сразу же уточняет: «Конечно, изречение о колеснице оставьте для себя, иначе много соблазна может произойти».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

Из иностранных известий видно, что в Киеве живали купцы из Регенсбурга, Эмса, Вены. Нельзя предполагать, чтоб в описываемое время пресеклись торговые сношения с Востоком: под 1184 годом в летописи встречаем известие, что князья наши, отправившись в поход на половцев, встретили на дороге купцов, ехавших из земли Половецкой. Мы не думаем, чтоб здесь непременно нужно было предполагать русских купцов, торговавших с половцами: купцы эти легко могли быть иностранные из восточных земель, шедшие в Киев, чрез Половецкие степи. Наконец путешественники XIII века указывают на берегу Черного и Азовского морей города, служившие средоточием торговли между Россиею и Востоком: монах Бенедикт, спутник Плано-Карпини, говорит, что в город Орнас в старину, до разорения его татарами, стекались купцы русские, аланские и козарские; Рубруквис говорит, что к Солдайе, городу, лежащему на южном берегу Тавриды, против Синопе, пристают все купцы, идущие из Турции в северные страны, и, наоборот, сюда же сходятся купцы, идущие из России и северных стран в Турцию. Кроме новгородцев и киевлян заграничную торговлю производили также жители Смоленска, Полоцка и Витебска; об их торговле мы узнаем из договора смоленского князя Мстислава Давыдовича с Ригою и Готским берегом в 1229 году. Из слов договора видно, что доброе согласие между смольнянами и немцами было нарушено по какому-то случаю и для избежания подобного разлюбья, чтоб русским купцам в Риге и на Готском береге, а немецким в Смоленской волости любо было и добросердье во веки стояло, написана была правда, договор. Условились: за убийство вольного человека платить 10 гривен серебра, а за холопа гривну, за побои холопу гривну кун; за повреждение частей тела 5 гривен серебра, за вышибенный зуб 3 гривны; за удар деревом до крови 1 1/2 гривны, кто ударит по лицу, схватит за волосы, ударит батогом - платить без четверти гривну серебра, за рану без повреждения тела платить 1 1/2 гривны серебра; священнику и послу платится вдвое за всякую обиду. Виноватого можно посадить в колодку, тюрьму или железы только в том случае, когда не будет по нем поруки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010