Собор от имени двух коллегий был собран в 1409 г. в Пизе. В то же время и папы собрали свои соборы, на которых отрицалась законность Пизанского собора. На соборе в Пизе, кроме кардиналов, епископов и аббатов, присутствовало много магистров богословия и канонического права. Франция и Англия прислали своих уполномоченных. Но собор, стремившийся прекратить двоевластие, не достиг цели из-за совершенных ошибок. Собор постановил, что папы могут быть судимы собором, и потребовал вызвать обоих пап на суд. Когда оба папы не явились, собор объявил их низложенными. Потом был поднят вопрос о преобразовании церкви во главе и членах. Но кардиналы постарались убедить собор выбрать нового папу до этих реформ, а потом, под руководством нового папы, произвести реформы. Папой же был избран Александр V. В этом и заключалась главная ошибка собора. Александр, ссылаясь на то, что для реформ необходимы подготовительные работы, распустил собор, с обещанием созвать его через три года. В итоге — Римская церковь, в добавление к двум папам, получила еще и третьего. Каждый из них считал себя законным и был также признан в том или ином государстве. Александр V умер в 1410 г. Говорили, что его отравил кардинал Валтасар Косса, занявший после него папский престол под именем Иоанна XXIII. Этот папа, после настойчивых требований со всех сторон, в особенности германского императора Сигизмунда, согласился созвать всеобщий собор, который продолжался с ноября 1414 г. по май 1418 в г. Констанце. Фактически одновременно правили при папы: В Риме Григорий XII (с 1406 г.), признаваемый в средней и южной Италии, в Авиньоне с 1394 г. Венедикт XIII, признаваемый во Франции и Испании; в Болонье — Иоанн XXIII, признаваемый в северной Италии, Швейцарии и Германии. Не нашли лучшего средства, как объявить низложенными всех трех и избрать (11 ноября 1417 г). Мартина V, который и закрыл собор с обещанием созвать новый через пять лет. Представителям государств удалось на соборе заставить папу только заключить отдельные конкордаты с каждым государством относительно устранения некоторых церковных недостатков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2168...

не решили прибегнуть к репрессиям. Французская Церковь отказала папе в повиновении, и большинство кардиналов покинули его. Так как эта мера не помогла, обратились ко второму способу: обоюдному соглашению пап. Этот путь оказался, однако, еще более затруднительным и тоже не привел к желанному результату. Тогда со всех сторон стали раздаваться голоса о необходимости созвать Собор и на нем уладить распад Церкви; особенно народные массы с тоской ждали окончания схизмы. Итальянские и авиньонские кардиналы покинули своих пап и на общем съезде в Ливорно (1408) решили собраться в следующем году в Пизе, где назначен был Вселенский Собор. Пизанский Собор начал свои деяния 25 марта 1409 г. Папы Григорий и Венедикт осыпали проклятиями кардиналов и прелатов, собравшихся в Пизе, и открыли свои Соборы. Таким образом, одновременно заседали три Собора, и все три называли себя «вселенскими». На Пизанском Соборе, которому предстояло восстановить единство Церкви, проведены были два тезиса: 1) что Церковь самостоятельна и 2) что она властна низложить папу. На основании этих тезисов папы, отказавшиеся от повиновения Собору, были объявлены еретиками и низложенными. Конклав кардиналов собрался для выборов нового папы, и на папский престол избран был Миланский архиепископ Петр Филарга, принявший имя Александра V (1409—1410). Однако Пизанский Собор оказался совершенно бесплодным, так как он не только не привел к единству Церкви, но и папский престол из «двуглавого» сделался «трехглавым», ибо папы оставались на своих престолах, и, несмотря на то что общественное мнение было на стороне Александра V, ему не суждено было увидеть Рим: он через год после своего избрания скончался. Вместо него был избран с именем Иоанна XXIII кардинал Балтазар Косса (1410— 1415), человек в высшей степени развращенный, наживший преступными путями огромные деньги. Благодаря хитрости и богатству ему удалось образовать вокруг себя сильную партию и вступить в Рим. Однако Церковь этим не умиротворилась, и громкий голос всего христианства взывал о необходимости созыва Вселенского Собора, как единственного целительного средства против язв Церкви и общества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Пизанский собор оказался вполне бесплодным: важнейшая его задача и заветная мечта всех благомыслящих – реформа – не была проведена. Не только не было восстановлено единство церкви, но еще увеличен разлад: раскол из «двуглавого» стал «трехглавым»; готовилась борьба между членами «папской троицы». За Бенедикта XIII авиньонского продолжали стоять испанские монархии и Шотландия ; Григорий XII опирался на Владислава, короля Рупрехта и часть Германии. Александр V проклял обоих антипап и их союзников, и признал права Людовика II Анжуйского на неаполитанский престол. Кардинал-легат Бальтазар Косса вместе с Людовиком II двинулся на Рим. Общественное мнение было на стороне ставленника Пизанского собора, и Григорию XII приходилось плохо; союзник его, Владислав, был выгнан из Рима, где подняли знамя Александра V. Впрочем, новому папе не суждено было увидеть Рима; он скончался в Болонье 3 мая 1410 г.. Тиару получил теперь кардинал-легат Бальтазар Косса, в высшей степени развращенный, наживший огромные деньги преступными путями. Богатая казна и ловкая дипломатия нового папы, принявшего имя Иоанна XXIII ( 1410 - 1415 ; ум. 1419 ), склонили на его сторону огромную партию. 19 мая 1410 г. он вступил в Рим с армией, рассчитывая одолеть Владислава, посадить на неаполитанский престол Людовика Анжуйского и восстановить главенство папы над Неаполем . Раскол в империи обострился после смерти Рупрехта (18 мая 1410 ): низложенный Венцеслав не оставлял своих притязаний на корону, а часть курфюрстов высказалась за Сигизмунда, между тем как другая выбрала Йоста Моравского . Таким образом, в церкви были три папы, а в империи три претендента на императорскую корону. Принцип единства (principium unitatis), этот краеугольный камень средневекового мировоззрения, был нарушен окончательно. Только внезапная смерть Йоста и уступчивость Венцеслава дали победу Сигизмунду, который покинул своего союзника Григория XII и признал папой Иоанна XXIII ( 1411 ). Сигизмунд горячо принялся за улаживание церковного раскола. Громкий голос всего христианства взывал о необходимости собора как единственного целительного средства против язв церкви и общества.

http://drevo-info.ru/articles/2699.html

К 1407-1408 гг. положение в католич. Церкви, с 1378 г. находившейся в состоянии раскола, осложнилось. Когда франц. кор. Карл VI объявил авиньонского антипапу Бенедикта XIII низложенным, а папа Григорий XII нарушил обещание не назначать новых кардиналов, данное им при избрании, Косса в числе др. кардиналов оставил папский двор в Риме и в марте-авг. 1409 г. стал одним из инициаторов созыва Пизанского Собора , сыграв решающую роль в его работе. Собор был созван 25 марта 1409 г., 5 июня Бенедикт XIII и Григорий XII были низложены. 26 июня на конклаве, в к-ром участвовали 23 кардинала, поддержавшие Пизанский Собор, папой был избран францисканец кард. Петр Филагат, принявший имя Александр V. Новый папа, по свидетельству источников, находился под сильным влиянием Коссы и фактически передал ему руководство всеми делами. Александр V умер 3 мая 1410 г. в Болонье. Там же 14 мая 1410 г. состоялся конклав, в котором приняли участие 17 кардиналов. При поддержке прибывшего в Италию для борьбы за неаполитанский престол герц. Людовика II Анжуйского 17 мая Косса был единогласно избран папой. 24 мая в Апостольском дворце в Болонье он был рукоположен во пресвитера, а на следующий день в кафедральном соборе Сан-Петронио - во епископа кард. Жаном Алларме де Броньи, еп. Остии и Веллетри; церемонию папской интронизации в тот же день провел кард. Ринальдо Бранкаччо. Избрание И. было признано кор. Франции Карлом VI и герм. кор. Сигизмундом I Люксембургом. Основными задачами нового папы стали восстановление в прежних границах Папской области, находившейся под властью кор. Владислава Неаполитанского, и проведение нового Собора, созвать к-рый для устранения раскола в католич. Церкви обещал еще Александр V. При военной поддержке герц. Людовика Анжуйского и рим. полководца Паоло Орсини от войск короля Неаполя были освобождены основные города Папской области (Рим - в мае 1410), так что в апр. 1411 г. И. смог перенести резиденцию из Болоньи в Рим. Поход Людовика Анжуйского на юг Италии, впрочем, завершился неудачей, и герцог был вынужден вернуться во Францию. Вскоре кор. Владислав смог добиться разрыва союза И. с поддерживавшей его Флоренцией. В нач. 1412 г. И. пришлось вести переговоры с королем Неаполя. Признав за Владиславом права на Неаполитанское королевство и пообещав не поддерживать впредь претензии Людовика Анжуйского, И. получил помощь от короля, а тот объявил И. законным папой (май 1412). Римский папа Григорий XII, узнав об измене своего союзника кор. Владислава, бежал в Римини под защиту правителя города Карла Малатесты. Тем самым вопрос о безопасности границ Папской области на время был решен.

http://pravenc.ru/text/469714.html

Встреча антипапы Иоанна XXIII и герм. кор. Сигизмунда в Лоди. Миниатюра из «Хроники Констанцского Собора» Уль-риха Рихентальского (Konstanz, Rosgartenmuseum. HS 1. Fol. 5v — 6). Ок. 1464 г. (ок. 1370, о-в Искья, близ Неаполя - 27.12.1419, Флоренция; до избрания папой - Бальтазар (Бальдасаре) Косса), антипапа т. н. пизанской линии (17 мая 1410 - 29 мая 1415) в период схизмы в католической Церкви кон. XIV - нач. XV в. Происходил из знатной, но обедневшей неаполитанской семьи (отец - Джованни Косса, сеньор о-ва Прочида; мать - Чиччола Бариле). В юности служил на флоте, участвовал (вместе с братьями) в сражениях между флотами герц. Людовика II Анжуйского и неаполитанского кор. Владислава Дураццо, из-за чего впоследствии его не раз обвиняли в грабежах и в пиратстве. С поражением франц. войск и изгнанием герцога Анжуйского из Неаполитанского королевства Косса оставил военную службу. Изучал богословие в Риме и право в Болонском ун-те, по окончании к-рого получил незадолго до 1389 г. степень д-ра канонического и гражданского (рим.) права (лат. in utroque iure). Во время учебы Косса стал каноником кафедрального собора в Болонье (1386); в 1392 г. папа Римский Бонифаций IX назначил его папским камергером, а в 1396 г. он был поставлен архидиаконом Болоньи. Переехав в Рим, Косса получил назначение на должность апостольского протонотария. 27 февр. 1402 г. был возведен в достоинство кардинала-диакона рим. ц. св. Евстахия, а в нач. 1403 г. назначен папским легатом a latere в Романье и Болонье (деятельность легата имела целью восстановить папскую власть на этих землях). В этой должности он, по словам биографа Дитриха Нимского , проявил себя как жесткий администратор, стремившийся поставить под контроль все ресурсы подвластной ему территории и сурово подавлявший любую оппозицию. Однако в анонимном жизнеописании Коссы из Liber Pontificalis отмечается, что при нем Болонья расцвела и «наслаждалась долгим миром». В 1408 г. папа Римский Григорий XII лишил Коссу должности легата; он был восстановлен в должности антипапой Александром V .

http://pravenc.ru/text/469714.html

74 Практическая реализация требований соборного движения была предпринята на церковных соборах XV в.: Пизанском (1409), Констанцском (14141418), на соборе в Павии-Сиене (1423) и Базельско-Флорентийском (14311449; заседания этого собора проходили в Ферраре (1438), во Флоренции (14391433), Риме (14431445). Констанцский и Базельско-Флорентийский соборы считаются соответственно XVI и XVII Вселенскими соборами католической церкви. 75 Первая волна, реализовавшаяся в клюнийском движении, была реакцией на обмирщение папства в период с 882 по 1046 гг; Целью клюнийского движения стало стремление вернуть монашество старого (традиционного) типа к первоначальной форме жизни и аскетического идеала. Кроме того, оно стало инструментом папской политики, опорой Рима в борьбе с центробежными устремлениями местного духовенства и со светской властью. 76 Первоначально члены ордена, основанного в 1098 г. бенедиктинцем Робертом Молезмским, назывались цистерцианцами (по названию французского местечка Сито близ Дижона). После реорганизации, проведенной Бернаром Клервоским, возглавившим орден в 1115 г., за цистерцианцами закрепилось второе название – бернардинцы. Архитектура бернардинских аббатств была единообразна и аскетична. В их церквах были запрещены живопись, орнамент, цветное стекло, скульптура, драгоценные камни все то, что, согласно установкам Бернара, могло услаждать взор и отвлекать умы от Божественного промысла. Украшать допускалось городские соборы, в которых искусство художника выполняло декоративную и воспитательную функции, вызывая чувство благоговения и просвещая мирян. 77 Франциск Ассизский (1181/821226) уже при жизни почитался святым, был канонизирован папой Григорием IX в 1228 г. Среди католических святых наиболее почитаем, с 1939 г. считается покровителем Италии. Фактически Франциском Ассизским были основаны 3 ордена: миноритов, женский орден св. Клары и полумирской орден терциариев («кающиеся братья и сестры»). 79 С 20-х гг. в. доминиканцы начали занимать епископские кафедры и богословские кафедры в западноевропейских университетах.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

Было бы любопытным изучить тему Рождества и в стенных росписях как Балканского полуострова, так и Греции в XIV и XV столетиях и по их сходствам и отличиям установить отношения мастерства греческого и греко-славянского. В самое последнее время появившийся замечательный атлас византийских памятников г. Мистры 15 дает два любопытных перевода, сложные и между тем иконные, Рождества со всеми обычными деталями, которые в то же время могут пояснить ближе, в каком именно порядке шла у нас переработка различных заимствований. К сожалению, эти сложные иконы и трудны и крайне неясны для их воспроизведения. В этих иконах создана горная местность с ущельями, скалами и пещерами; по одному ущелью едут волхвы, по другому Б. М. в сопровождении Иосифа; по уступам расположены преклоненные ангелы, пастухи, пастух, играющий на свирели, внизу дремлющий Иосиф, приготовление к омовению и пр. В русских иконах внизу «Избиение младенцев» и «Бегство в Египет». Рис. 9. Икона «Рождества Христова» греко-итальянской школы («Материалы Н. П. Лихачева», LXIII, 103) Рис. 10. Икона «Рождества Христова» в приделе Московского Благовещенского собора. В произведениях сиенской школы XIV века никто не отрицает ни византийской основы, ни новой художественной ее переработки. Сам основатель сиенской школы, Дуччио, выработал своеобразно изящный, мягкий и благостный образ Б. М., которого многочисленные варианты, созданные сиенскими мастерами XIV столетия, перешли в той или другой переделке в греческую иконопись. Таким образом, в эпоху двух великих мастеров Возрождения, иконопись решительно ничем не выделялась от живописи 16 , и напр., мозаический образ Спасителя, исполненный мастерскою Чимабуе, в Пизанском соборе, является прямым наследием византийского искусства. Но уже, как известно, знаменитый Джиотто перешел, во, первых, к совершенно новым сюжетам в религиозной живописи, начав разрабатывать жизнь св. Франциска, и отыскивая в своем воображении художественные формы, а в реальности типические способы их исполнения. Отчасти по пути, им проложенному, но, главным образом, повторяя данные им образцы, работала в течение целого века его школа, все развивая и осложняя созданную им драматическую композицию и эксплоатируя выработанные им типы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

По каноническому праву Римской церкви папы не подлежали никакому человеческому суду. Как заявил в одной из своих проповедей Иннокентий III, «наследник св. Петра, поставленный между Богом и человеком, ниже Бога, но выше любого человека; он судит всех, но не может быть судимым никем». Слов этих никто не отменял. Соответственно, в глазах современников никакой собор не мог судить папу. Тем не менее в конце концов принцип консилиаризма приобретал все больше сторонников. К 1400 г. многие европейцы стали понимать, что если доктрины о папском верховенстве и свободе от всякого суждения не будут модифицированы, единство никогда не будет достигнуто. Значит, необходимо созвать собор даже без формальной инициации этого процесса со стороны папства. В 1409 г. обе стороны согласились съехаться на собор в Пизе , который признал, что общее собрание Церкви выше по авторитету самого папы. Однако оба папы - римской линии Григорий XII и авиньонской линии Бенедикт XIII - отказались туда прибыть. 5 июня собор заочно низложил их обоих, а 26 июня избрал нового папу - Александра V (1409-1410; после его смерти его сменил Иоанн XXIII). В результате в западной Церкви стало три папы, ни один из которых не признавал остальных и не желал идти на компромисс. Скандал разрастался. Нужно было решать, что делать дальше. Даже европейские монархи стали понимать, что ситуация выходит из-под контроля и не служит никому на пользу. Решено было проводить новый собор, который встретился в Констанце в Швейцарии (1414-1418) . По римо-католическому счислению он считается XVI Вселенским . Формально Констанцский собор был созван германским императором Сигизмундом. Приглашение на него направили и византийскому императору Мануилу II, который послал в Констанцу своих представителей. На него прибыл также Григорий Цамблак, митрополит Киевский, из параллельной православной иерархии, в то время существовавшей на территории Великого княжества Литовского. Папа пизанской линии Иоанн XXIII дал согласие на проведение собора. Иоанн XXIII, по всей видимости, надеялся всех перехитрить и избавиться от своих соперников. Однако собор низложил всех трех пап и 11 ноября 1417 г. избрал четвертого - Мартина V (1417-1431). В конце концов Мартин был признан повсеместно, всеми враждующими сторонами, а его соперники, лишившись политической поддержки, постепенно сошли на нет. Через сорок лет после своего начала Великий Западный раскол завершился.

http://sedmitza.ru/lib/text/434826/

Ещё недавно колокольню за хорошо заметный крен называли местной «пизанской башней». Но, видимо, поняв, что никто со стороны не приедет её выпрямлять, а если крен будет увеличиваться, то она просто рухнет, мошьюгинцы решили сами её выпрямить. Для начала жители села провели «раскопки» в фундаменте строения и укрепили его. Затем сделали громоотвод в виде креста, так как за 123 года в это строение трижды ударяла молния. К счастью, все пожары были потушены. После этого приступили к выпрямлению крена сооружения – было решено поднимать колокольню весом в 160 тонн домкратами. Медленный подъём строения продолжался около месяца. http://www.artlad.ru/magazine/all/598/599/612/613 Колокольня села Мошъюга (1884) Мошъюга иллюстрирует нам не только историю ижемского гражданского зодчества. Есть здесь и любопытный памятник культового зодчества. Глухая деревушка в XVIII веке, Мошъюга росла и в XIX веке стала селом. Как всякое село, она должна была иметь свою церковь. Церковь здесь была построена во второй половине прошлого века. Большого интереса она не представляет. Гораздо интереснее ее колокольня. Построена она в 1884 году из лиственницы взамен сгоревшей. Мошъюга не была таким богатым селом, как Ижма, Мохча, Сизябск, и каменную церковь с колокольней построить не могла. Но и отставать от других мошьюгские жители не хотели. И местные плотники срубили деревянную колокольню — точную копию каменной мохчинской колокольни. И надо признать, что копия получилась удачной и, пожалуй, интереснее своего образца. Колокольня трехъярусная. Рубка тщательная, «в лапу», без выпускных концов. Каждый ярус выделен приставным декоративным портиком с колоннами. С большим искусством вырезаны коринфские капители колонн. Отделка карнизов сухариками тоже должна была создавать иллюзию каменного сооружения. Выпуклая четырехскатная кровля завершалась шпилем с крестом. Даже люкарны воспроизвели мастера на кровле. Нельзя не поразиться мастерству плотников, поставивших такую громаду и так сложивших друг на друге три сруба, что почти за сто лет колокольня не погнулась и не покривилась. Известен мастер, руководивший ее возведением, — Канев из Краснобора, села в низовье реки Ижмы. Это — памятник ижемским умельцам.

http://sobory.ru/article/?object=12546

История ранней канонистики изучена достаточно хорошо благодаря усилиям Ш. Куттнера и основанного им в 50-х гг. XX в. Ин-та по изучению средневек. канонического права (в наст. время в Мюнхене), а также историков канонического права из Германии, Великобритании, Франции. К нач. XXI в. известно о более 100 Д. 2-й пол. XII - 1-й трети XIII в. Наиболее значительные комментарии и суммы на Декрет во 2-й пол. XII в. были созданы преподавателями и выпускниками Болонского ун-та, среди к-рых были не только итальянцы, но и англичане, французы, немцы, испанцы, венгры и др. К наиболее значительным Д. 2-й пол. XII - нач. XIII в. принадлежат полулегендарный ученик Грациана Паукапалеа, автор первой суммы на Декрет (Ratio (Разум); между 1140 и 1148); итал. канонист магистр Роланд, автор «Stroma ex Decretorum corpore carptum» (Покрывало, сотканное из декретов; 1153-1160), к-рого ранее ошибочно идентифицировали с папой Александром III , франц. канонист магистр Руфин (с 1179 епископ Ассизи) и архиеп. Сорренто (с 1181), автор «Summa decretorum» (Сумма декретов; ок. 1164); орлеанский каноник Стефан (1128-1203), выпускник Болонского ун-та (впосл. епископ Турне), автор «Summa decretorum» (1166-1169); канонист и глоссатор Иоанн Фавентин, автор «Summa» (после 1171); Сикардо Кремонский, преподаватель канонического права в школе кафедрального капитула в Майнце, создатель др. «Summa» (между 1179 и 1181). Вершиной достижений декретистики считается «Summa» (ок. 1188) итал. канониста Гугуччо Пизанского (1140-1210) и признанный в качестве ординарной глоссы к Декрету аппарат магистра Болонского ун-та Иоанна Тевтона (ок. 1170-1245; ряд историков идентифицируют его с пробстом Хальберштадтского капитула Иоанном Цемекой, или Земекой). В XII в. были созданы «Rosarium decretorum» (Розарий декретов) Бененказы Сиенского и «Rosarium» (ок. 1300) архидиак. кафедрального собора в Болонье Гвидо де Баизио. Значительное число сочинений Д. анонимное. Важнейшим и наиболее объемным жанром декретистской лит-ры были аппараты глосс. Наиболее древний, «Ordinaturus magister Gratianus» (Магистр Грациан, собираясь излагать; 1180-1190), приписывается школе Гугуччо (Р. Вайганд). Др. ранний аппарат глосс, «Jus naturale» (Естественное право), приписываемый Алану Английскому, был также создан в Болонье (2 ред.- ок. 1192 и ок. 1205/06). В нач. XIII в. во Франции был создан аппарат глосс «Ecce vicit Leo de tribu Iuda» (Се победил лев из колена Иудина - Paris. BNF. Nouv. acquis. Lat. 1576; Санкт-Флориан. XI 605). Д. Лаврентий Испанский, опираясь на аппарат «Jus naturale», между 1203-1214 гг. создал аппарат глосс на Декрет Грациана и на трактат о покаянии в составе декрета (Decretum Gratiani. C. 33. Q. 3); его поздней редакцией ученые считают т. н. Glossa Palatina (Палатинская глосса; 1210-1214 - BAV. Vat. Palat. 658).

http://pravenc.ru/text/171632.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010