Констанцский собор (1414-1418) Е. Гергей. История папства Германо-римский император и венгерский король Сигизмунд (1387-1437) взялся сам за ликвидацию раскола, ибо его имперская власть нуждалась в консолидированной церковной поддержке. Германии и Венгрии, погружавшимся в феодальную сословную анархию, грозила опасность с двух сторон: внешняя опасность в лице все более глубоко проникающих на Балканы турок и внутренняя - гуситское движение. Сигизмунд более точно, чем церковь, понял сущность гусизма, в котором он видел не только опасную ересь, но и национальное движение наоода, угрожавшее всему феодальному общественному строю. Чтобы сдержать это движение, Сигизмунд, для центральноевропейской монархии которого эта проблема стала весьма актуальной, поставил задачу ликвидировать церковный раскол. С другой стороны, и крестовый поход против турок, требовавший европейского сплочения, без ликвидации раскола тоже невозможно было себе представить. Сигизмунд хотел восстановить единство церкви в духе конциляризма. Вспомнив опыт византийских, а затем франкских императоров, он сам выступил инициатором созыва вселенского собора. В то же время и избранный на Пизанском соборе папа Иоанн XXIII, теснимый неаполитанцами, надеялся на церковное признание со стороны германского короля и собора. В соответствии с договоренностью, достигнутой между Иоанном XXIII и императором в Комо, Сигизмунд осенью 1413 года направил обращение ко вселенскому христианству, в котором сообщил о созыве вселенского собора в городке Констанц в Швейцарии. В декабре 1413 года Иоанн XXIII опубликовал церковный документ о созыве собора. Повестка дня собора, открытие которого было назначение на 1 ноября 1414 года, включала следующие вопросы: 1. Преодоление «Великого раскола». 2. Реформа церкви «in capite et membris» (т. е. в голове и членах). 3. Преодоление ересей. Констанцский собор из всех западных соборов может быть действительно назван вселенским, ибо в нем приняли участие также руководители восточной церкви. (Первоначальное значение слова «вселенский»: всеобщий, универсальный, охватывающий весь мир. Экуменическими, вселенскими называли те соборы, на которых была представлена вселенская церковь во всей своей совокупности. После раскола церкви на западную и восточную католическая церковь продолжала претендовать на универсальность; вот почему и соборы католической церкви назывались вселенскими. Католическая трактовка экуменизма вплоть до II Ватиканского собора означала, что отколовшиеся христианские церкви вновь должны воссоединяться в католической церкви.) Одновременно это был также первый европейский конгресс, ибо наряду с духовенством на нем присутствовали и светские власти, которые не только представительствовали на соборе, но и оказывали свое влияние на него.

http://sedmitza.ru/lib/text/441641/

Местом собора император назначал Константинополь, времени же определить не мог по причине опасности от турок, к войне против которых просил папу обязать всех христианских государей. Этот ответ папа предложил на обсуждение собора, собравшегося тогда в Павии, а потом заседавшего в Сиенне (1423). Так как собор этот, по примеру Пизанского и Констанцского, действовал независимо и вопреки папе, то он скоро был закрыт папой, и дело унии осталось пока без движения. Между тем император Иоанн (после путешествия к немецкому императору Сигизмунду) вновь отправил послов к папе. Но теперь папа стал уже требовать, чтобы собор был созван в Италии, а не в Константинополе. Так как посланные отказались принять это условие без согласия императора, то для подкрепления своего требования папа отправил в Константинополь своего апокрисиария Андрея, архиеп. Колосского, родом грека, но перешедшего в латинство. Император сначала было согласился на предложения папы, но после совещания с патриархом 1186 , по-видимому переменил свои мысли и, отпустив Андрея без ответа, послал к папе военачальника Ягариса и протосинкелла Макария с каким-то тайным наказом. Послов принял уже новый папа Евгений IV, человек ловкий и хитрый. Он соглашался созвать собор в Италии, но по причине случившейся растраты приготовленной для собора суммы, не показывал особенного усердия к делу и даже предъявил грекам некоторые новые затруднительные требования. Однако собор Базельский (открытый 23 июля 1431 г.) скоро заставил папу внимательнее отнестись к вопросу о соединении церквей. Собор этот, как и все так-называемые «вольные соборы» (Пизанский, Констанцский, Сиеннский), тотчас же провозгласил принцип, что вселенский собор, каковым он себя считал, выше папы и что власти этого собора должен подчиняться и папа, как всякий другой епископ и христианин, и в случае неповиновения должен быть судим по соборным правилам. Заметив это направление, Евгений IV пытался было закрыть этот собор, но собор, поддерживаемый императором Сигизмундом, всеми германскими государями и Францией, не согласился разойтись и потребовал к себе самого папу, угрожая в случае сопротивления судить его по церковным правилам, так что папа вынужден был прислать на собор своих уполномоченных (15 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Папы Григорий и Бенедикт заранее прокляли тех, кто явится в Пизу, но их авторитет был уже слишком слаб. Всего в Пизу съехалось 25 кардиналов и около 100 епископов. На 15-м заседании 5 июня 1409 г. Пизанский собор низлагает обоих пап и избирает на престол нового, уже одновременно третьего папу, Александра V. При своем избрании Александр поклялся, что не распустит собор, но не сдержал своего слова и под предлогом подготовки к Вселенскому собору через три года распускает Пизанское совещание. Григорий XII, как и Бенедикт, отказывается признавать постановления Пизанского собора и в ответ проводит свой собор в  Чивидале-дель-Фриули, на котором объявляет Бенедикта и Александра схизматиками, но при этом  заявляет о готовности отречься в случае, если и другие двое пап пойдут на такой шаг. Через несколько месяцев скончался папа Александр V и на его место возводится Иоанн XXIII. Существует мнение, что папа Иоанн был «моральным монстром», но такой образ создали ему его противники. Скорее он был яркой светской личностью, которая не хотела расставаться с достигнутым положением. Когда становится понятно, что от Иоанна XXIII нельзя дождаться серьезных действий для обретения единства, взоры сторонников объединения направляются в сторону короля Сигизмунда. Сигизмунд берется за ликвидацию раскола. Подвигло его к этому, с одной стороны, желание стать императором Священной Римской империи, о чем нельзя было мечтать, пока не восстановлено церковное единство; с другой стороны, король Германии одним из первых понял всю опасность нарастающего в Европе национально-религиозного движения, угрожавшего всему феодальному строю. Удача была на стороне Сигизмунда. Папы Григорий и Бенедикт постепенно теряют свое влияние в Европе, и даже неаполитанский король Владислав в 1412 г. признает Иоанна XXIII законным понтификом. Но в июне 1413 г. Владислав вынуждает Иоанна XXIII покинуть Пизу и искать убежища во Флоренции, где его приняли далеко не радушно. Иоанну срочно нужен был влиятельный покровитель, которым и становится Сигизмунд. 9 декабря 1413 г. папе Иоанну III ничего не оставалось делать, как только издать буллу, подтверждающую произнесенный еще в конце октября призыв Сигизмунда к созыву Вселенского собора в Констанце. Согласно булле папы первым пунктом на повестке собора стояло преодоление «Великого раскола». 5 ноября 1414 г. Папа Иоанн XXIII торжественно открыл собор, объявив его продолжением совещания в Пизе. Судя по всему, Иоанн еще надеялся быть признанным единственным законным папой, но эти надежды не оправдались. Подавляющее большинство членов собора решило, что единства удастся достигнуть только в результате отречения всех трех пап. Одновременно Сигизмунд и собор признали правомочными папскими легатами представителей Григория и Бенедикта, прибывших на собор.

http://bogoslov.ru/article/3200588

Офиц. открытие К. С. состоялось 5 нояб. 1414 г. Торжественную процессию открытия возглавил Иоанн XXIII; затем в присутствии всех прибывших к этому времени участников К. С. он отслужил в городском соборе мессу Св. Духу (см.: Hardt. 1699. T. 4. P. 13). Во время мессы прокуратор клюнийской конгрегации Жан де Венсель ( 1436) произнес проповедь, в к-рой нашло отражение представление Иоанна XXIII о статусе и целях К. С. (текст см.: ACConstanc. Bd. 2. S. 190-196; в лит-ре проповедь нередко ошибочно датируют 16 нояб. 1414; см., напр.: Nighman, Stump. 2007. Pt. 3. P. 255). Венсель подчеркнул, что папа Римский является «единственным и высшим земным начальством» и обладает полнотой данной ему от Бога власти; он призвал участников К. С. действовать в согласии с папой и продолжать церковные реформы, начатые их предшественниками, указывая тем самым на необходимость следовать решениям Пизанского Собора 1409 г. (ср.: Frenken. 2015. S. 68). Антипапа Иоанн XXIII въезжает в Констанц. Миниатюра из «Хроники...» У. фон Рихенталя (Karlsruhe. BLB. Ettenheimmünster. 11. Fol. 14v). Нач. XVI в. Антипапа Иоанн XXIII въезжает в Констанц. Миниатюра из «Хроники...» У. фон Рихенталя (Karlsruhe. BLB. Ettenheimmünster. 11. Fol. 14v). Нач. XVI в. 16 нояб. 1414 г. прошла 1-я торжественная сессия К. С. В начале сессии Иоанн XXIII обратился к собравшимся с проповедью, в к-рой призвал их при обсуждении и решении всех вопросов заботиться «о мире и благосостоянии Церкви» (текст не сохр.; см.: Hardt. T. 4. P. 16). Далее был оглашен текст буллы о созыве К. С., после чего кард. Ф. Забарелла зачитал от имени Иоанна XXIII записку, в которой устанавливался регламент работы Собора (текст см.: CCCOGD. Vol. 2. Pt. 1. P. 541-544; Hardt. T. 4. P. 17-19). Изложив порядок совершения церемониальной мессы перед каждой торжественной сессией Собора, Иоанн XXIII объявил, что первоочередным делом вселенского Собора является рассмотрение вопросов веры. Кроме того, папа предложил участникам К. С. представить ему и Собору мнения о том, каким образом в католической Церкви может быть проведено «необходимое реформирование» и достигнуто «желаемое примирение и умиротворение», обещая, что всем будет предоставлена полная свобода высказывания. В заключительной части записки Иоанн XXIII сообщил о составе аппарата К. С.: нотариях, писцах, ответственных за подсчет голосов и т. д. После соборного одобрения записки 1-я сессия К. С. завершилась; было объявлено о назначении 2-й сессии на 17 дек. 1414 г. Однако первоначально из-за требования кор. Сигизмунда I не проводить общих сессий до его прибытия в Констанц, а затем вслед. начавшихся в дек. 1414 г. споров о первоочередных задачах и повестке работы К. С. проведение общей сессии в дек. оказалось невозможным; 2-я сессия К. С. состоялась лишь в марте 1415 г. и проходила в радикально изменившихся церковно-политических обстоятельствах. Определение задач К. С.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

Церковный раскол в сочетании с непотизмом и продажей церковных должностей вызывал недовольство в католической Церкви, где зародилось Соборное движение, сторонники которого стремились подчинить папу власти Соборов и преодолеть схизму. На Пизанском Соборе 1409 г. был избран новый понтифик - Александр V (1409-1410), но папа Григорий XII (1406-1415) и антипапа Бенедикт XIII (1394-1423) отказались сложить полномочия. В 1415 г. на Констанцском Соборе удалось добиться отречения папы Григория XII и антипапы Иоанна XXIII (1410-1415), но авиньонский антипапа Бенедикт XIII настаивал на своих правах вплоть до самой смерти. Избранный папа Римский Мартин V (1417-1431) приступил к возрождению пришедшего в запустение Рима: в городе была восстановлена коммуна, в обмен на отчисление папской курии значительных денежных средств патрициат получил некоторые права, были усмирены враждовавшие знатные семейства, началось масштабное церковное строительство. Однако противостояние Собора и понтификов продолжалось до 1449 г., т. е. до самороспуска Базельского Собора , участники которого конфликтовали с Римским папой Евгением IV (1431-1447). В этот период государи Франции и Германии добились от пап нек-рых уступок, расширявших права национальных Церквей в вопросах назначения прелатов и распределения доходов. Специфика И. заключалась в том, что ее национальной Церковью была Римско-католическая Церковь, утверждавшая свой «вселенский» характер, впосл. это стало одной из косвенных причин Реформации в Европе. Кружок Кристофоро Ландино. Фронтиспис кн.: Landino C. Formulario di lettere et di orationi volgari. Firenze, 1492 Кружок Кристофоро Ландино. Фронтиспис кн.: Landino C. Formulario di lettere et di orationi volgari. Firenze, 1492 В нач. XV в. в связи с наступлением турок на Византию предпринимались попытки объединить правосл. и католич. Церкви. 6 июля 1439 г. во Флоренции при участии правосл. иерархов был подписан декрет об унии Римско-католической и правосл. Церквей под властью папы Римского (см. ст.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

28 октября 1414 года папа Иоанн XXIII прибыл в Констанц. Однако осторожный папа не доверял ни Сигизмунду, ни еретику Гусу. Поэтому еще 15 октября папа Иоанн заключил тайное соглашение с австрийским герцогом Фридрихом, согласно которому папа назначал Фридриха верховным командующим римской церкви с жалованьем 6000 гульденов в год. В обмен на это Фридрих обеспечивал вооруженную защиту папы в Констанце, находившемся на землях Габсбургов. 5 ноября 1414 года Иоанн XXIII торжественно открыл вселенский собор, объявив его продолжением Пизанского совещания. Представители высшего духовенства собирались на собор весьма неторопливо. Сам Сигизмунд явился в Констанц к рождеству 1414 года. Однако вскоре собор стал самым многочисленным форумом средневековья. На соборе присутствовали лично или прислали своих представителей 3 папы, 3 патриарха, 29 кардиналов, 33 архиепископа, 150 епископов, посланцы монашеских орденов и университетов. Из светских князей лично присутствовали король германский и венгерский Сигизмунд, герцоги Баварский, Австрийский, Саксонский, Мекленбургский, Лотарингский; короли же Франции, Англии, Шотландии, Польши, Швеции, Дании, Норвегии, Неаполя и Сицилии прислали в качестве своих представителей послов. Были периоды, когда в небольшом швейцарском городке скапливалось до 20 000 человек. (Для обслуживания достопочтенных соборных отцов и светских государей во время проведения собора в Констанце находилось также до 700 женщин легкого поведения, искавших там счастье.) На Констанцском соборе с самого начала господствовал дух конциляризма. На нем во время совещаний основную роль играли не представители церковной олигархии, кардиналы, а епископы, среднее церковное сословие. Тем самым была реализована идея сословности. До марта 1415 года на соборе председательствовал Иоанн XXIII, но на ход собора оказывал влияние и Сигизмунд. Относительно регламента была достигнута договоренность о том, что на соборе каждой нации будет предоставлен отдельный голос, независимо от числа участников.

http://sedmitza.ru/lib/text/441641/

К этому времени франц. кор. Людовик XII, чья армия потерпела тяжелое поражение от швейцар. пехоты в битве при Новаре (6 июня 1513), был вынужден осудить церковную схизму, причиной к-рой послужил созыв Собора в Пизе, и признать решения Л. С. На 8-й сессии, открывшейся 19 дек. 1513 г., было прочитано письмо французского монарха, в к-ром говорилось, что он отрекается от Пизанского Собора, переместившегося к тому времени в Лион, и обещает распустить его в течение месяца. На этой же сессии был принят вероучительный декрет «Apostolici regiminis sollicitudo», направленный против утверждений о том, что все люди обладают общей душой, и о смертности разумной души, присущей индивиду, а также о возможности сосуществования 2 различных истин, к-рые познаются с помощью философии и веры. Подобное учение, считавшееся проявлением аверроизма, проповедовал профессор Падуанского ун-та Пьеро Помпонацци, который, впрочем, издал свое соч. «Tractatus de immortalitate animae» (Трактат о бессмертии души) только в 1516 г.; его труды подвергались критике со стороны католич. Церкви, но преследований ему удалось избежать. Декрет запрещал священнослужителям после университетского курса грамматики и диалектики более 5 лет заниматься изучением философии и поэзии, не посвящая себя одновременно богословию или каноническому праву, чтобы «излечить и очистить себя от вредного влияния поэзии и философии» (infectas philosophiae et poesiae radices). На этой же сессии были утверждены документы об установлении мира между христ. государями, о приглашении на Собор представителей секты чешских братьев , а также об искоренении злоупотреблений со стороны чиновников Римской курии. Рассматривались жалобы на вмешательство парламента Прованса в распределение церковных бенефициев; представителям парламента надлежало явиться на Собор. На 9-й сессии (5 мая 1514) был поднят вопрос о неявке французских епископов для обсуждения отмены Буржской Прагматической санкции. Представитель короля Франции гуманист Клод де Сейсель, еп.

http://pravenc.ru/text/2463167.html

Между тем вымогательства Бенедикта XIII и протесты университета вновь вызвали бурю против авиньонского папы. Король и парламент объявили в 1408 г. нейтралитет и автономность французской церкви; за Францией последовали Германия , Богемия , Венгрия и Наварра . Грозная булла папы не привела ни к чему; он принужден был бежать в Перпиньян . Со всех сторон стали раздаваться голоса о необходимости созвать собор и на нем уладить распадение церкви; особенно народные массы с тоской ждали окончания схизмы. Итальянские и авиньонские кардиналы покинули своих пап и на общем съезде в Ливорно ( 1408 ) решили собраться в следующем году в Пизе , куда созван был " вселенский собор " . Первое заседание Пизанского собора состоялось 25 марта 1409 г. Авторитет его был довольно сомнителен, так как он был созван без папского разрешения. Григорий и Бенедикт осыпали проклятиями кардиналов и прелатов , заседавших в Пизе, и созвали свои соборы: Григорий в Чивидале-дель-Фриули ( 1409 ), Бенедикт – в Перпиньяне ( 1408 - 1409 ); таким образом одновременно заседали три собора и все три называли себя вселенскими. Арагонский король стоял за Бенедикта; Владислав Неаполитанский соединился с Григорием XII в общей вражде к Пизанскому собору, на котором преобладало французское влияние; Рупрехт Пфальцский также не сочувствовал собору. Пизанскому собору предстояло восстановить единство церкви и провести ее реформу. Жерсон в двух трактатах защищал два тезиса; 1) что церковь самостоятельна; 2) что она властна низложить папу. Оба папы, отказавшие в повиновении собору, торжественно были объявлены еретиками и низложенными. Конклав кардиналов собрался для выбора нового главы церкви, причем члены его поклялись, в случае избрания кого-либо из них, не распускать собора ранее коренной реформы церкви. Выбор пал на престарелого миланского архиепископа Петра Филаргу, принявшего имя Александра V ( 1409 - 1410 ). Это был человек добродушный, но крайне нерешительный, слабый и вполне поддавшийся влиянию кардинала Коссы. Несмотря на свое обещание, он отложил вопрос о реформе церкви до другого собора, который должен был собраться через три года, и ограничился отменой самых воняющих злоупотреблений курии.

http://drevo-info.ru/articles/2699.html

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЙИ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 341-342 опубликовано: 9 апреля 2008г. АЙИ [Альи; лат. de Alliaco, франц. d " Ailly] Пьер д " (1350, Компьень - 9.08.1420, Авиньон), франц. кардинал, проповедник. А. учился в Парижском ун-те (Наваррский коллеж), в 1368 г. магистр искусств, в 1381 г. д-р теологии, с 1384 г. ректор Наваррского коллежа, с 1389 г. канцлер Парижского ун-та и исповедник франц. кор. Карла VI. С 1397 г. епископ Камбре. Сторонник соборного движения, участник Пизанского Собора 1409 г., где способствовал избранию на папский престол Александра V , на к-рого возлагались надежды по прекращению схизмы в католической Церкви . Для Иоанна XXIII составил программу реформ Церкви (Capita Agendorum) в духе идей соборного движения и ограничения власти Римского понтифика. С 1412 г. кардинал, легат Иоанна XXIII к римско-герм. имп. Сигизмунду I Люксембургу . С 1414 г. участвовал в Констанцском Соборе . После Собора назначен папским легатом в Авиньоне, где и умер. Поддерживал идею примата Собора над папой, отрицал непогрешимость папы и доказывал, что епископы и священники получают власть не от Римского престола, но непосредственно от Христа. Сторонник католич. реформы, проект к-рой изложил в «Трактате о реформации Церкви» (1416), отстаивая идеи соборного движения и необходимости объединения всей Церкви вокруг Христа, а не папы. Этот трактат использовался позднее в работе Тридентского Собора . Автор многочисленных теологических и естественнонаучных сочинений, впрочем содержавших мало оригинальных взглядов. А. как мыслитель испытал влияние номинализма . Интересовался астрономией и астрологией. В соч. «Imago mundi» (Образ мира) отстаивал идею шарообразности Земли, повлиявшую на взгляды Христофора Колумба .

http://pravenc.ru/text/63730.html

Зап. фасад собора в Модене. 1099 — после 1167 г. Зап. фасад собора в Модене. 1099 — после 1167 г. Активным церковным строительством выделялась и Лукка, где также складывалась своя традиция, во многом схожая с пизанской. Сравнение зап. фасадов собора в Пизе и собора в Лукке (зап. фасад - 90-е гг. XII в.- 10-е гг. XIII в.) демонстрирует изменения в романской архитектуре, происшедшие за короткий период. Количеством архитектурных деталей, насыщенностью декора луккский собор превосходит своего предшественника. Вместо характерных для античной классики дверей с профилированным обрамлением в Лукке присутствует перспективный портал, вплотную вписанный под центральный архивольт аркатуры. Фасад отличают обилие рельефных композиций, отдельных скульптур, основанных на выступающих из стен кронштейнах, применение полихромии на инкрустированных фустах колонн и даже на цоколе. В некоторых храмах Лукки - Сан-Фредиано (1112-1147), Сан-Микеле-ин-Форо (ок. 1143, фасад - ок. 1220), Санта-Мария-форис-Портам (1174 - после 1190) - присутствует характерный для Пизы мотив арок с клиньями разных оттенков. Баптистерий Сан-Джованни во Флоренции. Ок. 1113 — ок. 1128 г. Баптистерий Сан-Джованни во Флоренции. Ок. 1113 — ок. 1128 г. Под непосредственным воздействием Лукки и Пизы развивалась архитектура всей западной части Тосканы, растянувшейся вдоль побережья Тирренского м.: монументальностью и изысканностью форм выделяются соборы Сант-Андреа в Карраре (1137 - ок. 1235, ок. 1325), Санти-Мария-э-Чербоне в Масса-Мариттима (30-70-е гг. XII в.), Санта-Мария-Ассунта в Вольтерре (до 1109 - после 1120). В рамки этой же традиции вписываются церкви Пистои - Сан-Джованни-Фуорчивитас (ок. 1162), Сант-Андреа (ок. 1166) и Сан-Бартоломео-ин-Пантано (ок. 1167) - и собор Санто-Стефано в Прато (ок. 1163, после 1211). Исключительны на фоне тосканского зодчества композиция и оформление монастырской базилики Сант-Антимо (1117 - до 1163), что, очевидно, явилось следствием влияния французской романики. Боковые нефы храма соединены проходом за апсидой. Проход имеет 3 полукруглые капеллы-апсиды, выраженные и во внешней композиции. Полукруглые колонны поддерживают карниз с дентикулами. Кладка и разработка декора апсид монастырской ц. Сан-Леонардо в Артимино (2-я четв. XI в.) аналогична ломбардским образцам.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010