В политической жизни он идеализировал монархию. Его замечательная речь «Vivat rex!» («Да здравствует король!»), произнесенная от имени университета в присутствии короля, дает яркую картину всех язв политической жизни Франции и зовет нацию к объединению вокруг короля. Имя Жерсона тесно связано с прекращением церковного раскола. Борясь с мнением короля и видных светских и духовных лиц, он долго противился насильственному смещению авиньонского папы и предлагал достигнуть добровольного отречения всех существующих пап (via cessionis), а затем соглашения (via compromissionis). Он не участвовал лично в Пизанском соборе , но на Констанцском соборе 1415 ему принадлежит инициатива знаменитой формулы: «Будучи вселенским собором, законно собранным во имя Духа Святого, мы представляем воинствующую церковь, которой каждый, какого бы звания и состояния он ни был, даже сам папа, обязан повиноваться во всех вопросах веры, искоренения схизмы и реформы церкви в главе и членах». Эта теория верховенства собора над папой и признание, что «папа есть викарий Христа лишь в том случае, если он его достоин», определили важнейшие шаги собора и на известный срок – учение католической церкви. Она развита Жерсоном в сочинениях «De imitate ecclesiae» («О единстве Церкви»), «De auferibilitate papae ab ecclesia», «De potestate ecclesiatica et origine juris etc.» («О власти церковной и происхождении права»). Торжество бургундской партии, надолго закрыло Жерсону возврат во Францию . Прожив несколько лет в Австрии (он отклонил кафедру богословия, предложенную ему в Вене ), он по смерти Иоанна Бесстрашного пробирается на родину. Последние 10 лет его жизни прошли в тиши монастыря в Лионе . Здесь истратил он на школы последние остатки своего состояния и написал большинство мистических своих трактатов. Здесь, где чтили его как святого, он и скончался в 1429 . Лучшее издание его сочинений вышло в Антверпене в 1706 : Johannis Gersoni opera omnia. Источники Редакция текста от: 26.11.2005 09:22:12 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/2604.html

Oriens р. 220–221. 79 Oriens р. 221, см. еще ibid. р. 223 об Анфиме, для хронологии которого принимается во внимание только свидетельство опять Марцеллина, противоречащее единогласным. свидетельствам Виктора, Феофана и Малалы, – и это без всяких оговорок и объяснений. 82 Такая цифра во всех каталогах. Правда, в том издании хронографии Никифора, которым пользовался Ле-Кень, могло быть иначе, могло стоять, например, δ " (4) ετ. μην как это есть у Бандурия (Imperium orientale t. 1. p. 189), но такую описку легко было ему исправить на осно­вании Феофана и Зонары, у которых круглым числом: 2 года. 85 см. Oriens. р. 525 относительно Uoahha III Схоластика, время правле­ния которого обозначает цифрой 12 лет и 5-ть месяцев неполных, хотя все каталоги единогласно, в том числе и каталог хронографии Ники­фора, имеют 12лет 6 месяцев и др. см. еще о Георгие 1 р. 232 и др. 88 так он поступает относительно патриархов Иоанна V, Констан­тина I и Феодора I Oriens р. 231–232. 90 см. Theoplianis Chron. p. 348, где последний год Петра относится к 656 г. Алекс. эры+9=665–нашей. 92 Хотя сомневаться в данном случае возможно и законно: Тарасий вспоминает факт, отдаленный от него более, чем на сто лет, притом мимоходом в устном объяснении и сверх сего приблизительно: «не более»... т. е. нет ни одного из условий, благоприятных для точ­ности замечания Тарасия. 93 А что Ле-Кеню отмеченный большой промежуток, должен был быть известен, ясно из того, что о нем сказано в каталоге Никифора Каллиста, который Ле-Кень цитирует немного спустя для Георгия Oriens р. 232. 95 Oriens p. 231 для Иоанна V и Фомы; р. 232 для Феодора 1; р. 233 для Каллиника 1; р. 235 для Иоанна VI и др. 97 Бандурий (1670–1743) – Бенедиктинский монах, профессор церковной истории в Пизанском университете, член знаменитого ученого кружка Сен.-Жерменского аббатства во главе с Монфоконом. Устройство и управление, быть, церковные и гражданские порядки и древности Византии за весь ее христианский период – вот предметы, изучению которых Бан­дурий посвятил лучшие годы своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

2005. P. 601-637; ср. также: Mansi. T. 32. Col. 719-727 [с пропуском]; Minnich. 1969. P. 239-241 [фрагмент, пропущенный в изд. Mansi]). Для иллюстрации своих идей К. использовал в качестве символа христ. Церкви образ «святого города Иерусалима... сходящего от Бога с неба» (Откр 21. 2), стремясь с его помощью показать, что законы устройства Церкви являются не человеческим измышлением, но не подлежащим изменению божественным установлением ( Morerod. 2005. P. 603-604). Проводя сравнение между небесным и земным градами, К. отмечал, что земная Церковь призвана быть отображением небесной, вслед. чего все ее члены сообща должны стремиться к святости, миру и покорности Богу. Говоря о месте папы Римского в Церкви, К. отмечал: «Как в небесном Иерусалиме... есть лишь один Господь - Иисус Христос, так и в нашем Иерусалиме... есть лишь один правитель (princeps) - викарий Христа и верховный понтифик» (Ibid. P. 621). Упоминая о «пизанской лжецеркви», отказавшейся от повиновения папе Римскому, К. замечал, что она «не с неба сошла, но скорее из ада поднялась» (Ibid. P. 623), поскольку в ней извращен небесный порядок управления и нет никакого мира и согласия, вслед. чего она должна считаться не «градом Божиим», но «градом и башней Вавилонской» (Ibid. P. 625). Напротив, присутствующая на Латеранском Соборе в лице представляющих ее иерархов католич. Церковь, по словам К., «сошла с неба во главе с единым высшим викарием единого Христа» (Ibid. P. 628). Говоря о задачах Собора, исполнение к-рых позволило бы ему стать в один ряд с наиболее славными Соборами христианской Церкви, К. отмечал, что все христиане ждут от Собора «реформирования Церкви, исправления нравственного упадка, подавления всякого раскола, обращения неверных, исправления еретиков, установления надлежащих законов и порядков, которые служили бы ко благу вселенской христианской веры» (Ibid. P. 630). Признавая, что многое в церковной жизни нуждается в исправлении, К. призывал папу, «владеющего двумя мечами» (см. ст. Двух мечей теория ), возглавить общее дело освобождения Церкви от недугов и, очистив ее, царствовать над ней с милосердием ради всеобщего мира.

http://pravenc.ru/text/1683993.html

Обвинения против И., среди которых - симония, расточительство, попустительство схизме, впервые были озвучены на 7-й сессии Собора (2 мая 1415). После переговоров с И. в нач. мая 1415 г. Собор инициировал расследование по фактам приписываемых ему преступлений. 17 мая И. был схвачен в Брайзахе солдатами своего прежнего союзника Фридриха Австрийского и препровожден в г. Радольфцелль в окрестностях Констанца. 25 мая, в день открытия 11-й сессии Собора, было оглашено обвинительное заключение против И., состоявшее из 54 статей (И. обвиняли в пиратстве, симонии, тираническом управлении Болоньей, отравлении папы Александра V, попустительстве схизме в католич. Церкви, растрате церковного имущества и проч.). 29 мая он был низложен и заключен под стражу. Уже после обнародования основных пунктов обвинения и осуждения И. было заявлено о существовании и др. статей обвинения, касавшихся преступлений папы, они не были оглашены якобы только из уважения к Папскому престолу ( Mansi. T. 28. Col. 40-46). В апр. 1419 г. Косса был освобожден. Он прибыл во Флоренцию и, выразив покорность находившемуся там новому папе Римскому Мартину V , 23 июня того же года был возведен в достоинство кардинала-епископа Фраскати. Последние месяцы жизни он провел во Флоренции, в одном из домов банкирского семейства Медичи, ранее оказывавшего «пизанскому» папе финансовые услуги. По инициативе Медичи на месте погребения Б. Коссы в баптистерии Сан-Джованни во Флоренции в 1425-1427 гг. было возведено надгробие работы Донателло и Б. Микелоццо. До сер. XX в. вопрос о том, следует ли называть И. законным папой или антипапой, окончательно решен не был. В регулярно публикуемых в Annuario Pontificio списках пап в XIX в. И. наряду с Григорием XII и Александром V считался законным папой, однако в исследовательской лит-ре и в энциклопедиях отмечались неканоничность избрания И., временное совпадение его понтификата с понтификатом законного папы Григория XII и низложение И. Констанцским Собором в связи с обвинением в уголовных преступлениях. С кон. 40-х гг. ХХ в. в списках «Annuario Pontificio» И. фигурирует как антипапа.

http://pravenc.ru/text/469714.html

Собор (1064 — ок. 1180), баптистерий (1152–1365), колокольня (1173–1372) и Кампосанто (1277–1464) в Пизе 2. Основными и конкурирующими творческими центрами Тосканы были Пиза и Флоренция. Шедевром пизанской архитектуры является соборный ансамбль - собор Санта-Мария-Ассунта (1064-1120, ок. 1150 - ок. 1180), кампанила (1173 - ок. 1185) и баптистерий (1152-1284). Ансамбль был начат закладкой в 1064 г. грандиозного собора. Имея план в виде лат. креста, эта огромная 5-нефная базилика с трансептом и куполом над средокрестием представляла величие Пизы, одной из могущественных морских республик Средиземноморья. Интерьер расчленен высокими аркадами на круглых колоннах. Центральный неф имеет плоский плафон на основе стропильного перекрытия, боковые нефы перекрыты вереницами каменных крестовых сводов, созданных на единой высоте и служащих основой для галерей 2-го яруса. Наряду с применением крестовых сводов др. преобразованием традиц. интерьера 5-нефной базилики, известной с эпохи имп. Константина Великого, является огромный купол с системой перехода на тромпах - древнейший образец эпохи романики, перекликающийся с куполом ц. Санта-Джустина в Падуе (500-507). В отличие от флорентийских, где мрамор выступает в роли облицовки, пизанские церковные сооружения целиком сложены из мрамора. Полихромия активно применяется, но сочетание тонов более сдержанно. В соборе наряду с основным, белым мрамором использован светло-серый и в небольшом количестве красно-охристый. Внутри и снаружи стены сложены полосатой кладкой: широкие беломраморные ряды перемежаются лентами серого мрамора. Фасады структурированы аркатурой, а западный, выше основной аркатуры, содержит еще 4 ряда легких аркад. Аналогичными аркатурами и аркадами украшены кампанила и баптистерий, что придает ансамблю органичное единство. Аркатура апсид и стен основной части собора (1064-1120; с зап. стороны во 2-й пол. XII в. он был удлинен и приобрел новый, богато украшенный фасад) - 1-й известный пример аркатуры в Европе, проявляющий безусловную связь с тектоническими особенностями древнерим. ордера, а также позволяющий выдвигать версии о связи этого мотива с аркатурой арм. храмов VII-XI вв. ( Strzygowski J. Die Baukunst der Armenier und Europa. W., 1918. Bd. 1-2. Р. 442-449).

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Со всею осязательностью внешней формы в нем отразилась твердая самостоятельность и своеобразность русской народности, во всем ее несокрушимом могуществе, воспитанном многими веками коснения и застоя, в ее непоколебимой верности однажды принятым принципам, в ее первобытной простоте и суровости нравов. Строгие личности иконописных типов, мужественные подвижники и самоотверженные старики-аскеты, отсутствие всякой нежности и соблазнов женской красоты, невозмутимое однообразие иконописных сюжетов, соответствующее однообразию молитвы – все это вполне соответствовало суровому, сельскому народу, медленно слагавшемуся в великое политическое целое, народу трудолюбивому, прозаическому и незатейливому на изобретения ума и воображения, который, при малосложности своих умственных интересов, был так мало способен к развитию, что многие века довольствовался однообразными преданиями старины, бережно их сохраняя в первобытной чистоте. 1 Основываясь на предании о сосудах Антония Римлянина, будто бы прибывших из Рима, вероятнее, немецкой работы. 2 Чему доказательством служат так называемые Корсунские врата Новгородского Софийского собора, сделанными в Магдебурге, при епископе Вихманне († 1192 г.), или не позднее начала XIII в. Adelung, Die Korsunsch, Thüren. стр. 101. 4 См. в моих Очерках, II, 284. Архим. Макария «Археол. описание церк. древн. в Новгороде» II, 36, 120. 6 Архим. Варлаама «Описание древних и редких вещей в Кирилло-Белоз. монаст.» в Чтениях ист. и древн. 1859. III, стр. 18. 10 Замечание, сделанное г. Ровинским в «Истории русск. школ » на стр. 15, о том, что в иконе Единородный Сыне встречается рисунок Чимабуэ – требует фактического доказательства. В Италии ни в XIII в. ни после, такие сюжеты не писались. Сродство могло быть только в изображении Спасителя, стоящего во гробе, о чем и замечено нами. 17 Скульптурное изображение Мадонны с цветком (Madonna del Fiore) Пизанской школы, в церкви Madonna della Spina в Пизе и на вратах флорентийского собора. 21 Напр., на иконе, изображающей Св. Бегу и Св. Анну, между женами, в Большом Женском монастыре (Grande Beguinage) в Генте. 22 Которого новейшие живописцы, по незнанию иконописных преданий, обыкновенно пишут в княжеском одеянии. Читать далее Источник: Общие понятия о русской иконописи./Ф.И. Буслаев. М. Тип. Грачева и К°, 1866. — 106 с., 15 л. ил. : ил. — Отд. отт. из Сборника на 1866 г., изд. О-вом древнерус. искусства. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

короля областей Франции (подробнее см.: Powers. 1927; Loomis. 1932; Idem. 1939; Finke. 1937). На Пизанском Соборе 1409 г. англ. нация входила в состав герм. нации, однако на К. С. действовала как самостоятельная; она была наименее представительной по числу участников, однако в силу политического союза между кор. Сигизмундом I и англ. кор. Генрихом V оказывала серьезное влияние на ход соборных дискуссий. Число участников К. С., находившихся в Констанце к назначенной в булле Иоанна XXIII офиц. дате открытия Собора, было невелико; основные европ. делегации прибыли в Констанц в период между 1-й и 2-й соборными сессиями, т. е. с кон. нояб. 1414 по нач. марта 1415 г. Раньше всех в Констанце оказались представители итал. духовенства во главе с Иоанном XXIII, к-рый в сопровождении коллегии кардиналов и членов папской курии 1 окт. 1414 г. покинул Болонью и 28 окт. торжественно въехал в Констанц. Ко времени открытия К. С. в городе присутствовали 15 куриальных кардиналов (список см.: ACConstanc. Bd. 2. S. 184-185): Дж. Орсини, Ф. Забарелла, А. де Шаллан, Г. Филластр, Жан Алларме де Броньи (ок. 1342-1426), Анджело де Анна де Суммарипа ( 1428), Жуан Алфонсу Эштевиш ди Азамбужа (ок. 1340-1415), Томмазо Бранкаччо ( 1427), Антонио Панчьера (ок. 1350-1431), Бранда да Кастильоне (1350-1443), Ринальдо Бранкаччо ( 1427), Лучидо Конти (1388-1437), Франческо Ландо (ок. 1350-1427), Пьетро Стефанески ( 1417), Оддоне Колонна (впосл. папа Римский Мартин V). Почти все они первоначально поддерживали Иоанна XXIII; при этом кардиналы Дж. Орсини, Ф. Забарелла и др. итал. кардиналы фактически возглавляли итал. нацию и контролировали голоса итал. делегации. В политическом отношении мн. члены коллегии кардиналов и папской курии представляли интересы Флорентийской республики; сохранились документы городского совета и банкирских домов Флоренции, свидетельствующие о выделении значительных финансовых средств на содержание Иоанна XXIII и кардиналов в Констанце (подробнее см.: Esch. 1966). Мн. княжества и города Италии отправили в Констанц для наблюдения за ходом Собора и защиты своих политических интересов делегации или дали особые поручения зависевшим от них церковным прелатам. Так, в Констанце присутствовали представители Миланского герц-ства во главе с Манфредо делла Кроче ( 1425), аббатом монастыря св. Амвросия в Милане. Интересы Венецианской республики отстаивали кард. Ф. Ландо, еп. Джакомо да Тревизо ( 1416) и д-р права, преподаватель Падуанского ун-та Рафаэле Фульгозио (1367-1427). Правительница Неаполитанского королевства кор. Джованна II, не признавшая Иоанна XXIII законным папой и находившаяся с ним в состоянии войны, несмотря на это отправила в Констанц делегацию, уполномоченную не только участвовать в Соборе, но и вести с Иоанном XXIII переговоры о заключении мирного договора. Присутствовал в Констанце и представитель герц. Людовика II Анжуйского, оспаривавшего у кор. Джованны II права на Неаполитанское королевство ( Brandm ü ller. 1999. Bd. 1. S. 134-138).

http://pravenc.ru/text/2057144.html

Но и этот собор не сделал ничего по части церковных преобразований, несмотря на то, что горячо принялся за дело. Подобно собору Пизанскому, он прежде всего утвердил то положение, что собор имеет право судить пап; действительно, судил и торжественно низложил папу Uoahha XIII , когда на него были представлены обвинения в безнравственной жизни, убийствах, симонии и тому подобное, равно объявил низложенным одного антипапу, переселившегося в Испанию. Но, когда коснулось дело церковных преобразований, кардиналы опять остановили всякие попытки в этом направлении, предложив избрать нового папу. Избран был Мартин V (1417–1431 гг.), который и убедил собор отложить реформы до другого, имеющего быть в скором времени, собора. Представителям государств, участвовавших в соборе, удалось только заставить папу заключить с каждым государством отдельные конкордаты относительно исправления некоторых церковных недостатков. В 1419 году собор был закрыт. В правление Мартина все антипапы перемерли и раскол прекратился. Но о преобразованиях церковных и этот папа мало заботился. Правда, в 1431 году он назначил было согласно своему обещанию всеобщий собор в Базеле, но в том же году умер. Преемник Мартина Евгений IV (1431–1447 гг.) должен был открыть Базельский собор, так как приглашенные Мартином на собор лица собрались уже в 1431 году в Базель. Новый папа отправил туда своего кардинала, под председательством которого и открылся собор. Евгений рассчитывал, что собор будет действовать вполне по его указаниям. Но оказалось не то; Базельский собор на первых же порах, именно по делу гуситов, заявил намерение действовать самостоятельно. Вследствие этого папа объявил собор закрытым. Но базельские отцы не хотели этого знать. Подтвердив положение прежних соборов, что всеобщий собор выше папы, они потребовали Евгения на суд и в случае отказа угрожали ему низложением. После некоторого сопротивления папа, вынужденный обстоятельствами, должен был в 1433 году отменить свое распоряжение о закрытии собора. Но мир был непродолжителен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Живопись светская – одна для всего образованного мира; живопись церковная согласуется с преданиями, верованиями и убеждениями народных масс: она по приемуществу живопись национальная. Отказываться от мысли о необходимости поддерживать и усовершенствовать нашу иконопись – значило бы посягать на самые существенные элементы русской народности; не способствовать в нашем отечестве успехам живописи светской – значило бы отказать искусству в возможности идти в уровень с идеями цивилизации. Не по самому существу своему та и другая область искусства не должны быть между собой смешиваемы. Русский художник может с успехом подражать Деларошу или Каульбаху в живописи исторической; но с этими же руководителями – в живописи церковной рискует он впасть в расслабленность и бессмыслие, как результат охлаждения религиозного вдохновения на Западе, и стать в смешное противоречие с преданиями и религиозными убеждениями своего отечества. Единственное средство спасти русскую церковную живопись от всего пошлого, бессмысленного, расслабленного и смешного – это основательное изучение русской иконописи в ее лучших источниках. 1 Основываясь на предании о сосудах Антония Римлянина, будто бы прибывших из Рима, вероятнее, немецкой работы. 2 Чему доказательством служат так называемые Корсунские врата Новгородского Софийского собора, деланные в Магдебурге, при епископе Вихманне († 1192 г.), или не позднее начала XIII в. Adelung, Die Korssunsch. Thüren. стр. 101. 5 Архим. Варлаама «Описание древн. и редких вещей в Кирилло-Белоз. монастыре» в Чтениях ист. и древн 1859. III, стр. 18. 7 Замечание, сделанное г. Ровинским в «Истории русск. школ иконописания» на стр. 15, о том, что в иконе Единородный Сын встречается рисунок Чимабуэ – требует фактического доказательства. В Италии ни в XIIIb., ни после, такие сюжеты не писались. Сродство могло быть только в изображении Спасителя, стоящего во гробе, о чем и замечено нами. 12 Скульптурное изображение Мадонны с цветком (Madonna del Flore) Пизанской школы, в церкви Madonna della Spina в Пизе и на вратах Флорентийского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Избрание на Папский престол кард. Дж. Медичи, как утверждали, состоялось без подкупа кардиналов (согласно декрету «Si summus rerum opifex», утвержденному незадолго до кончины папы Юлия II Латеранским V Собором (открылся в мае 1512), папские выборы, если они сопровождались подкупом, объявлялись недействительными, а виновные должны были подвергнуться церковному отлучению). Как и в ходе прежних выборов, кардиналы под присягой утвердили «капитуляции», определявшие задачи и ограничивавшие возможность произвола буд. понтифика: он должен был с согласия христ. держав организовать поход против турок, продолжить заседания V Латеранского Собора, реорганизовать папскую курию, провести реформы в католич. Церкви. Все важные решения, напр. о возбуждении исков против кардиналов, папа мог принимать только с согласия 2/3 членов коллегии кардиналов. Перед папской коронацией Дж. Медичи был рукоположен в сан священника (15 марта), а затем епископа (17 марта). Вступление нового папы Римского в должность (ингресс) состоялось 11 апр. 1513 г.; на торжественное богослужение в Латеранской базилике было истрачено более 100 тыс. дукатов. Статуи и триумфальные арки, расставленные на пути папской процессии к базилике, символизировали преемственность между имперским и папским Римом, а избранное новым понтификом имя Лев X говорило о том, что он, как и папа Лев IX (1049-1054), видел целью своего понтификата возвеличение Папского престола. Внешняя политика Пытаясь отстаивать «итальянскую свободу», Л. должен был лавировать между Францией и Испанией. 6 июня 1513 г. французская армия потерпела тяжелое поражение при Новаре от швейцарцев, выступавших от имени Священной лиги и получивших благодаря своей победе контроль над Миланским герц-ством. Французы потеряли также Геную, а выступавшие в союзе с Францией венецианцы были разгромлены под Виченцей. Все это способствовало большей сговорчивости кор. Людовика XII в отношениях с Папским престолом. Пизанский Собор, переехавший к тому времени в Лион, был распущен, часть франц. прелатов по требованию папы явилась в Рим, кардиналы, участвовавшие в работе Пизанского Собора, покаялись и после унизительной для них церемонии получили прощение.

http://pravenc.ru/text/2463269.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010