Помета: 1713 году сентября в 11 день. По указу великого государя вышеименованным двум человекам учителям выдать кормовые деньги за август да на сентябрь но окладам их с росписками из школьных росходов от росходчика Егора Анкудинова. (Следуют росписки). (Кн. 110, л. 119). 1713 году октября в 18 день выдано жалованье октября сь 1-го декабря по 1-е сего 713 года учителям цесарской школы Ягану Густаву Вурму 16 р. 22 ал. 1 д., и францужской школы Иосифу Гагину 20 руб. 27 алт. 5 ден. (Ibid., л. 130). В приказе Книг печатного дела выппсано: В нынешнем 713 году июля в 10 день по указу великого государя за пометою типографии справщика Федора Поликарповича Поликарпова великого государя жалованья учителю швецкого языка шведу Ягану Нордгрену на июнь, на июль месяцы нынешнего 713 году ио окладу ево по россчету по 8 рублев на месяц, итого 16 рублев выдано. А на август месяц сего 713 года великого государя жалованья ему Ягану по окладу ево не выдано. И сентября 2 дня нынешнего 713 году по указу великого государя и по приказу типографии справщика Федора Поликарповича Поликарпова вышеозначенному швецкого языка учителю Ягану Нордгрену от того швецкого учения от школы отказано для того: которые у него Ягана были в учении ученики отстали своевольно два человека и записались в гошпиталну для лекарской науки в июле в последних числех; а достальные ученики взяты от него Ягана из школы в сентябре месяце и отданы для науки ж в школу францужского языка к учителю Иосифу Гагину. И буде великий государь укажет швецкого языка учителю Ягану Нордгрену свое великого государя жалованье на август месяц по россчету выдать, и иметца ему Ягану на оной месяц в даче быть 8 рублев. Помета: книги принять, а деньги за август выдать по окладу. (Ibid., л. 139). Жалованье учителям за декабрь выдано Ягану Густаву Вурму 8 руб. 11 ал. 1/2 деньги и Гагину 10 руб. 13 алт. пол 6 денег. (Ibid., л. 148). г) в 1714 г. Лета 1714-го марта в 5 день. По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича в. в. и м. и б. Р. с. тайному советнику графу Ивану Алексеевичу Мусину Пушкину. Февраля 28 дня в письме его царского величества собственной руки в Москву к каменданту Ивану Петровичу Измайлову написано: которые умеют с шведского языка перевесть на словенский язык, и таких везде проведать и собрать, сколько возможно, прислать в Санкт-Питербурх. А школьной учитель, которой учит на новгородском подворье швецкому языку, ко оному делу годен; а в ведении он Печатного двора. И по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича в. в. и м. и б. Р. с. тайному советнику графу Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину оного школьника для посылки в Санкт-Питербурх о присылке в Московской гварнизон к каменданту Ивану Петровичу Измайлову учинить по указу великого государя. Диак Андреян Торопов. Справил Гаврило Адолимов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В непосредственное управление этим двором вступает боярин князь Алексей Михайлович Львов, через которого теперь идут все доклады государю по нуждам и деятельности печатного двора 107 ; по указаниям его, в большом количестве закупаются заграницей материалы, нужные для печати, бумага и киноварь 108 ; видимо торопятся окончить начатые прежде печатные издания в виду задуманных больших каменных построек на дворе печатном. Чувствовалась нужда в усилении и лучшей организации состава справщиков. Для последней цели с февраля того же 1640 г. к прежнему составу справщиков присоединяются еще три лица из представителей тогдашнего столичного духовенства, два протопопа – александроневского собора Иоаким, собора черниговских чудотворцев Михаил Рогов и ключарь большого успенского собора, известный нам, священник Иван Васильевич Наседка 109 . Высказано мнение, что для той же цели усиления справщиков в феврале 1641 г. по особой царской грамоте из приказа большого дворца вызывались в Москву из всех епархий и монастырей «добрые старцы, черные попы и дьяконы, которые житием воздержательны и грамоте горазди»; из них должен был произойти выбор новых, более способных справщиков 110 . Но такая необычайная мера, как собрание со всех монастырей всех добрых и в грамоте гораздых старцев, едва ли могла быть принята для цели книжной справы и принести существенную пользу 111 ; по крайней мере она не оставила по себе никаких следов в истории печатного двора; состав справщиков остался прежним без всякой перемены; только осенью того же 1641 г. выбыли из справщиков протопоп Иоаким и вдовый дьякон Иван Селезнев; первый не был заменен никем, а на выбылое место последнего назначен, 29 декабря, не старец, а мирянин, вологжанин Захарий Афанасьев 112 . Назначение протопопов и соборного ключаря могло бы также говорить о новом направлении в книжной печатной справе за последний год патриаршества Иоасафа и о возвращении ее ко временам троицких справщиков и справы филаретовской. Но на деле было другое. И при новых справщиках из лиц высшего столичного белого духовенства книжная справа велась в том же самом духе, как она велась и в предшествующие годы патриаршества Иоасафа; даже по смерти Иоасафа († 28 ноября 1640 г.) в довольно продолжительный период междупатриаршества до самого поставления нового патриарха Иосифа (27 марта 1642 г.) она не изменилась, но только восполняла и усилавала все те свои слабые и добрые стороны, какие описаны выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

XVII . После открытия, Синоду предстояло покончить с патриаршеством в России. В первое же заседание святейшего Синода 14 февраля 1721 года, Синод поднес государю на утверждение семь пунктов, из которых два касались патриаршества. Первый пункт гласил: «в церковных служениях, где было патриаршее имя возносимо, вместо него, правительствующего духовного собрания именование возносить ли по нижеположенной форме?» Форма: «о святейшем правительствующем собрании, честнем пресвитерстве» и прочее. Примечание: «этот титул – святейший – никому не присвояется в отдельности, но только всецелому собранию». Государь положил на этот пункт резолюцию: «о святейшем Синоде, или о святейшем правительствующем Синоде». Пятый по порядку пункт говорил о передаче в ведение святейшего Синода, вместе со всеми церковными, и патриарших вотчин. Пункт этот был государем утвержден 614 . Указы о возношении именования святейшего Синода за богослужением, вместо патриаршего имени, были тотчас же разосланы и разносили по епархиям вести о новом церковном управлении. Любопытно, что 14 марта 1721 года Ростовский преосвященный Георгий рапортовал уже Синоду о рассылке этих указов по своей епархии 615 , а между тем распоряжение Синода об этом в Петербурге и его окрестностях разослано было только в августе 1721 года 616 . 8 марта 1721 года Синод положил определить для управления делами патриаршего духовного приказа особое лицо под ведением управлявшего патриаршею областью Митрополита Сарского Игнатия, но самый приказ все еще не был уничтожен, хотя по сенатскому указу еще до открытия Синода велено было из патриаршего духовного приказа Всякие указные книги и дела, что касается к духовной коллегии, выслать в Петербург с дьяками и подьячими, и при них служителей 617 . Между тем в Костроме прибывший туда в августе 1721 года Синодальный советник, Архимандрит Ипатский Гавриил счел нужным переименовать существовавший там патриарший приказ духовных дел в приказ Синодского правления 618 . 12 марта затребованы были из патриаршей ризницы и печатного двора в Синод древние рукописные патриаршие служебники, по которым служил Патриарх Никон и его предшественники, до издания печатного Архиерейского служебника. На печатном дворе рукописных служебников не оказалось, а в патриаршей ризнице нашлось четыре: один харатейный 1313 года, другой Патриарха Иова 1604 года, остальные два без означения годов. Все они были доставлены с дьяком в Петербург, в Синод 619 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

и 25 чел., а в наличности есть 18 дв. и 22 человека; итог книги правилен, но издателями сделан следующий пропуск в д. Череповичи: «дв. Микитка Сенкин, ДЕТИ ЕГО СТЕПАНКО ДА КИРИЛКО, ДВ. ДАНИЛКО КИРИЛКОВ, дв. Петрушка Сенкин». С указанной вставкой получится нужная цифра дворов и человек (ср. ркп. стр. 735). 736 столб. Недостаток одного человека (не 31, а 30) объясняется пропуском, сделанным издателями. В ркп. на стр. 159 об., у Спаса на погосте читается: «дв. Ивашко Казимир, СЫН ЕГО Смешко». 752–753 столб. В наличности находим 1 двором и 1 человеком меньше, чем в итоге, так как издателями из рукописи в с. Скробовичах пропущено следующее: «дв. Трофимко Ондросов, ДВ. ИВАШКО ОНДРОСОВ (ркп. стр. 173 об.). 766 столб. В итоге должно быть 172 двора и 230 человек, а есть 167 дворов и 226 человек. Объясняется это пропусками, сделанными при издании книги. В ркп., на стр. 743, в с. Лоп читаем: «дв. Микитка Онтонов, ДВ. МАРТЫНКО TUMOXIH, ДВ. НЕСТЕРОК TUMOXIH, ДВ. ВАСКО TUMOXIH, дв. Онкифко Тимохин»; ркп., стр. 747 об., в сц. Теребушке в Беседе читается: «дв. Тимошко Сменков, ДВ. ЕНЯ СМЕНКОВ». С указанными вставками совпадает итог людей, дворов же все-таки меньше на 1, и не объясняется ли это тем, что где н. пропущено пред именем крестьянина слово «ДВ.». Этот последний пропуск могли сделать и писцы. 776 столб. В итоге, вместо показанных у писцов 100 дворов и 146 человек есть 94 двора и 139 человек. По проверке печатного издания рукописью оказывается, что при издании книги допущено весьма много пропусков. Так, – в д. Слипино, ркп. 750 стр., читаем: «дв. Грихно Микулин, ДЕТИ ЕГО ПАХОМКО ДА ЯКУШ, ДВ. ОНИСИМКО МИКУЛИН, СЫН ЕГО МИХАЛКА»; ркп. 751 об. в д. Спасску: «дв. Марко Сменов, сын его ГАВРИЛКО, ДВ. ГРИШКО ИВАШКОВ, ДВ. ПАХОМКО ИВАШКОВ, СЫН ЕГО Тараско»; ркп. 354 в д. Лемовже: «дв. Ондрюшка да ОФОНАСКО СЕЛИВОНОВ. ДВ. Огафонко Ивашков». Итог людей с указанными вставками совпадает, но дворов не 100, а лишь 98. И опять, – не пропущено ли где н. у писцов «ДВ», или не написано ли где н. вместо дв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

2) И по оному именному указу отец его производил и печатал с нынешним арифметической, геометрической и тригонометрической наук профессором Леонтьем Магницким и сперва на печатном дворе книги: арифметику и логарифмы, а потом и у себя в доме многие картины и глобусы, и ландкарты, и календари неисходимые, такожде и другие разные листы и книги медными досками и набором, полагая в том усердные труды своей охотой и производя то в действо своим коштом без жалованья. NB. Прочие пункты не относятся к нашей цели. 23. Выписка, учиненная Мон. Приказом в 1723 г , о денежных и хлебных доходах, собиравшихся в нем с вотчин его ведомства, кроме государственных сборов. Из д. 1723 г. 6. «В Монастырском Приказе выписано: В архиерейских и в монастырских и в церковных вотчинах по переписным книгам 186 года, кроме домовых, синодальных и епархий Новгородской, Псковской, Сибирской и Астраханской, о которых в Монастырском Приказе известия не имеется, 107,777 дворов. С тех вотчин надлежит быть в сборе денежных доходов, опричь государственных, уравнительных с дворцовыми и шляхетскими крестьяны, положенных по табелю 710 году сборов: Драгунам на жалованье (которые набираны по именному Его Императорского Величества указу в Монастырском Приказе в прошлом 706 году из монастырских служителей и разночинцев и определены в Каргопольской полк) по 11 алтын по 4 деньги, – 37916 рублей 26 алтын 3 д. На корм драгунским лошадям по гривне – 10738 р. 18 алт. 4 д. Итого табельных по 15 алтын с двора – 48655 р. 11 алт. 5 д. Сверх табеля, повсегодных на платеж за пустоту, что сбиралось в Александрову слободу по 5 денег, да в госпитальной дом на покупку цветов и на наем работным людям по 2 д , итого по 7 д. с двора, которые сбираются с городов Московской губернии – 1904 р. 11 алт. 4 д. Да с тех же архиерейских домов и монастырей, кроме маловотчинных монастырей, сбирается, сверх дворового числа, доходов по крестьянским тяглым жеребьям за столовые запасы и за казенные и конюшенные поборы и за дрова и за отдаточные пустоши и за другие вотчинные угодья, по окладу оброчных по 78493 р. по 25 алт. по 4 д.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

И это в 1700-х годах, когда петровские преобразования в культуре уже начаты! Впрочем, друг митр. Димитрия, иеромонах Феолог даже в 1726 г., будучи справщиком Московского Печатного двора, отказался править текст «Библиотеки» Апполиодора (воспринимавшейся как пересмотр традиционного религиозного представления об античных богах), за что подвергся суровым карам 617 . Не был ли сам Феолог тем таинственным оппонентом? Вряд ли. Ведь отношение самого Димитрия Савича к античной образности было отнюдь не однозначным. Судя по всему, он умел легко перестраиваться между обеими традициями – что позволяло ему, с одно стороны создавать стихотворения по правилам литературной игры, с упоминание «духа богов» 618 , с другой − в серьёзном разговоре отбросить все условности. В условиях петровской «культурной революции», прочно связавшей деятельность царя-преобразователя с античной символикой, это давало ироничному Димитрию Савичу особые художественные возможности. Так, в яркой проповеди в 14-ю неделю по Пятидесятнице, произнесённой в 1708 г., темой послужили сопоставляемые пир Христов и Иродов пир (а поводом для произнесения – отмена поста в войсках). На пиру Ирода в качестве гостей «три токмо лица зрю, а имена им по гречески, Афродита, Дионис и Арей: по римски Венус, Бахус и Марс, и славенски, прелюбодейство, пиянство и безчеловечие или человекоубийство» 619 . Далее по ходу проповеди эти образы подробно раскрываются. Собственно, здесь мы видим блестящее сопряжение, с одной стороны – аллегорий порока в духе поэтики барокко, с другой – репрезентации античных божеств как демонов в духе одной из древних христианских традиций. Вдобавок всё это сочетается с намёком на символику (и нравы – описанные в проповеди с достаточным натурализмом) петровского двора. Такому восприятию помогает даже двойной перевод имён божеств, т.к. в русской традиции «эллинские» божества-демоны были известны только под греческими именами, а в петровском обиходе они, в том числе и для отсутствия ассоциаций с церковными текстами, стали именоваться по-латински 620 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

8 -го. О присылке в Святейший Синод С.-Петербургскими и завоёванных городов протопопами и священниками и острова Котлин обер-иеромонахами подлинных записных книг сбора за венечные памяти. 8 -го. Об управлении делами бывшего Патриаршего Приказа и патриаршей области чрез избранное Синодом духовное лицо и о разъяснении Игнатию, митрополиту Сарскому, значения и власти Святейшего Синода. 8 -го. О присылке в Святейший Синод из всех Коллегий копий с данных им инструкций. 8 -го. Резолюции Святейшего Синода на пункты, представленные Иннокентием Кульчицким по случаю назначения его епископом в Иркутск. 10 -го. Высочайшие резолюции: об отдаче Святейшему Синоду двора князя Гагарина; об именовании патриарших певчих певчими соборной церкви и об употреблении их в Синоде для письма вместо подьячих. 10 -го. О взимании пошлин по исковым делам, производящимся в Святейшем Синоде. 12 -го. О присылке в Святейший Синод из патриаршей ризницы и с Печатного Двора древних письменных патриарших служебников. 15 -го. Об истребовании из Коллегий Военной и Адмиралтейской именного списка посланных для прокормления в монастыри офицеров и солдат, дабы годных из них определить на службу в Святейший Синод в число недосланных из Военной Коллегии. 15 -го. Об определении протоинквизиторами в С.-Петербург Макария Хворостина, а в Москве иеродиакона Пафнутия. -го. О правах и обязанностях иеромонахов и обер-иеромонахов, состоящих при флоте. 15 -го. Об отводе Военною Коллегиею в С.-Петербургском гарнизоне места для помещения колодников, присылаемых в Святейший Синод из Канцелярии Тайных Розыскных Дел, и о назначении к таковым колодникам караула, долженствующего быть под ведением Святейшего Синода. 15 -го. О непосвящении в архимандриты и игумены в монастыри бывшей патриаршей области и о непереводе их с места на место без указа Святейшего Синода. -го. О сложении долгов с Денежных Дворов; о присылке в оные отовсюду золота, серебра, ефимков и червонных для передела; о воспрещении как чеканить медную монету, кроме самой мелкой, так и переплавлять старую монету под опасением строжайшего наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свои взгляды на эти нужды п. Никон заявлял печатно, во всеобщее сведение, для ознакомления с ними общества, особенно с тех пор, как в обществе обнаружились недовольство и протест против исправления книг. Предисловия и приложения к разным печатным книгам, начатым и изданным при Никоне даже в первые месяцы его патриаршества, особенно же предисловие к новоисправленному служебнику и «Слово отвещательное», произнесенное на соборе 1656 г. и приложенное к «Скрижали», служат первым и лучшим источником, из которого мы узнаем собственные заявления Никона о побуждениях, склонивших его взяться за исправление книг, о мерах, принятых им в этом деле, о главнейших выдающихся фактах и событиях, так или иначе отражавшихся в деятельности московского печатного двора, влиявших на самый порядок начатой книжной справы. Сопоставление этих исторических данных в печатных никоновских богослужебных книгах с черновыми и официальными записями в сохранившихся приходо-расходных книгах московского печатного двора, также с другими историческими документами печатными и рукописными, надеемся, будет содействовать беспристрастному и точному разъяснению дела исправления книг при п. Никоне , во многих отношениях еще не раскрытого. В предисловии к новоисправленному служебнику п. Никон оставил интересные указания на то, когда и с чего он начал исправление богослужебных чинов и книг по греческим образцам. Труды в этом направлении он начал сряду по возведении своем на патриаршество; им отдал главное свое внимание пред всеми другими святительскими делами; и начал их с рассмотрения и изучения драгоценных сокровищ патриаршей библиотеки, собранных прежними московскими первосвятителями и великими князьями, еще в XVI веке приводивших ученого инока Максима грека в удивлене богатством своих греческих и славянских рукописей. Вместе с лицами, знатоками греческого языка, в числе которых первое место справедливо занимал ученый инок Епифаний Славинецкий патриарх «входя в книгохранильницу, со многим трудом, многи дни в разсмотрении положи» и сделал здесь важные и неожиданные для себя открытия, побудившие его еще настойчивее отнестись к занимавшему его делу исправления книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Диоген (404–323 гг. до н. э.) – древнегреческий философ-киник. Подлинные и приписываемые ему изречения вошли в состав многих средневековых сборников, в том числе в «Пчелу», «Апофегмат» и др. Воспроизводится по списку ГИМ (л. 144 об.). Добро за зло (с. ...) Текст (по списку ГИМ, л. 145–145 об.) печатается впервые. Долгорук (с. …) Текст (по списку ГИМ, л. 146 об.) печатается впервые. 1 Артаксеркс, царь Персидский – под именем Артаксеркс известны три персидских царя. Здесь, очевидно, имеется в виду Артаксеркс Долгорукий (греч.– Макрохеир), сын Ксеркса I (465–424 гг. до н. э.). Сведения о нем скорее всего заимствованы поэтом у Цицерона. Душа (с. ...) Текст (по списку ГИМ, л. 153– 154) печатается впервые. 1 Сумантяныни – имеется в виду героиня Соломоновой Песни песней – Суламита. Взятая в царский гарем, она неизменно хранила любовь к возлюбленному, с которым была разлучена. Епитафион (Епифанию Славинецкому) (с. ...) Текст состоит из 5 стихов-вариантов, публикуемых без сокращений. Епифаний Славинецкий – воспитанник Киевской братской школы, сторонник так называемого «греческого учения». Прибыв в Москву в 1649 г. по приглашению Ф. М. Ртищева (влиятельного вельможи, царского сподвижника), развернул активную литературную деятельность. При его непосредственном участии готовится перевод с греческого Библии, с латинского языка переведены «География» Блеу, «Гражданство обычаев детских» Эразма Роттердамского, «Анатомия» Андрея Везалия, «Панегирик Трояну» Плиния Младшего и другие сочинения. Умер 19 ноября 1675 г. Несмотря на отсутствие дружеских отношений, Епифаний завещал Симеону крупную сумму денег. Надпись, высеченная над могилой Епифания, представляет собой свод 4-й и 5-й эпитафий. Текст (по списку ГИМ, л. 160 об.– 161) печатается впервые. Епитафион (Павлу, митрополиту Сарскому и Подонскому) (с. ...) Текст состоит из 5 стихов-вариантов, публикуемых без сокращений. Павел митрополит Сарский и Подонский был возведен в сан митрополита из архимандритов чудовских в 1664 г. До самой смерти жил в Москве, дружил с Симеоном. Будучи образованнейшим человеком своего времени, славился как ревностный поборник просвещения. Знал латинский и польский языки, имел обширную библотеку, был сторонником латинского образования. В 1667 г. митрополит Павел был назначен начальником Печатного двора и 10 мая 1667 г. преподнес царю и патриархам первые печатные экземпляры богословского трактата Симеона Полоцкого «Жезл правления». Когда Павел умер, Симеон произнес над его гробом блестящую речь, в которой среди добродетелей почившего назвал покровительское отношение его к московским ученым того времени: «Книжным сущим он был отец, дом его пристанище, трапеза его пропитание, не точию же телесное, но и духовное...»

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Щука колодка из живых. Окунь росолной из живых. Присол щучей из живых. Уха зборная из живых. Уха язевая на сковороде. Огнива белужьи в ухе. Звено лососи свежия в ухе. Потрох щучей свежей. Капуста шатковая. Шти с тешею. Пол-головы белужьи просолной. Звено ставное. Схаб белужей паровой. Стерлядь паровая свежая. Лещ паровой свежей. Лещ паровой из живых. Кружек телной. Казначею с началною братьею: икра, вязига, щуки колодки, шти с сметаной, варанчюг, ухи стерляжьи, стерляди паровыя, пироги, папошники, звена белужьи астраханские. Священникам и братье: икра, вязига, шти с сметаной, варанчюг, ухи плотичьи, пироги, звена белужьи. Певчим дьяком и подьяком: икра, вязига, щуки колодки, ухи плотичьи, шти с сметаной, варанчюг, стерляди коренныя, пироги круглыя, калачи хомутинныя, звена белужьи астраханские. Дворяном и всяких чинов дворовым людям: шти, варанчюг, пироги, звена белужьи. Кормлено книг печатного двора печатников, и батышиков, и наборшиков, и всяких чинов мастеровых людей 136 человек; есть было: икра, вязига, щуки колодки, ухи плотичьи, шти со сметаной, варанчюг, лещи паровыя, пироги круглыя, пироги пряженыя, звена белужьи астраханские. Кормлено 12 человек нищих. Выдано на двор на расход: 6 белуг, 2 косы певчим на звенье; в варанчюг 2 языка з башками, да просолной рыбы белуга, осетр, да свежей рыбы в тело, в кружек и в збитень 8 щук. Выдано на подачи: белуга мерная, косяк хрящевой, косяк мякотной виноградныя. Изготовлено на подачи: пол-головы белужьи, пол-головы осетрии, схаб белужей, щука колодка, стерлядь паровая, 2 блюда пирогов на троицкое дело, 4 блюда пирогов карасей, 5 блюд пряжья. Января в 16 день, в понедельник Папошник. 3 пирога долгих с кашей да с тешей. Блюдо пирогов карасей. Блюдо пряжья. Оладьи в патоке. Селди свежия в тесте. Пирошки маленкия с телом. Кисель холодной с патокой. Кисель гарячей с патокой. Кашка с отваром. Схаб белужей паровой. Лещ паровой свежей. Щука колодка из живых. Присол щучей из живых. Окунь росолной из живых. Уха зборная из живых. Уха плотичья из живых. Шти с тешей. Звено лососи свежия в росоле. Звено ставное. Пол-головы белужьи просолной. Пол-головы осетрии. Стерлядь паровая свежая. Кружек телной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010