Евфимий и при Никоне был одним из выдающихся и любимых им справщиков; вскоре по назначении его на печатный двор ему даются патриархом разные поручения, относящиеся к справе; два раза ему предлагали епископскую кафедру; но Евфимий по своей скромности отказывался от почетных предложений и до конца своей жизни († 28 апреля 1705 г.) оставался простым иноком даже без поставления в священный сан 189 . Назначение инока Евфимия в справщики печатного двора и внимание к нему патриарха прямо указывало на новые требования, заявленные теперь к никоновским справщикам. От них требовалось знание греческого языка для справы русских книг по греческим источникам и для перевода греческих книг на славянский; далее от них требовались полная готовность следовать указаниям патриарха в деле книжной справы и не наружное, только холодное официальное отношение к своему делу, но внутреннее искреннее убеждение в необходимости и пользе этого дела. Все лица, которые не сочувствовали делу патриарха и не могли удовлетворять его требованиям, естественно не могли оставаться в составе справщиков и должны были рано или поздно удалиться с печатного двора. Такое испытание благонадежности прежних иосифовских справщиков, остававшихся на службе печатного двора при п. Никоне, и годности их к задуманному новым патрмархом делу не замедлило явиться и сряду же обнаружило замечательные факты из истории никоновских справщиков. 9 октября 1652 года на печатном дворе объявлен указ о приготовлении к печати «налойной» или следованной псалтири, с издания которой положено было п. Никоном начать самые исправления богослужебных книг; в новом издании этой псалтири решено выпустить внесенную в нее при п. Иосифе статью о 12 великих поклонах (вместо прежних четырех) при чтении молитвы св. Ефрема Сирина и статью о двоеперстии для крестного знамения (вместо троеперстия), как несогласные с древлепечатными и рукописными книгами. С такими исправлениями следованная псалтирь вышла из печати 11 февраля следующего года и своим изданием вместе с особо изданной тогда памятью патриарха о поклонах возбудила большое смущение в народе, особенно среди московского духовенства; она послужила причиною первого открытого отделения многих лиц от патриарха и церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

введено было выдавать им жалование серебром, то и размер платы справщикам по счету на серебро значительно уменьшился – Афанасьеву до 50, а Шестакову до 20 рублей 64. л. 1–4. 95 и об). При описании самих книг, изданных на печатном дворе при Суханове, автор приводит список этих книг в тройном перечне, сначала по особому отдельному списку «новоправленных с греческих книг», находящемуся в приказных делах печатного двора, потом составляет свой дополнительный к ним список по приходо-расходным записям о выходе и продаже каждой книги и наконец, приводит печатные указания библиографов о таких московских изданиях за это время, записей о которых он не нашел в архиве синодальной типографии. Опись этих книг по каждому отделу вызывает свои замечания и разъяснения. Если признавать, что Арсений Суханов заведовал печатным двором с первых месяцев 1661 года до начала мая 1664 года, то из первого отдела книг, указываемых автором, придется исключить три книги, две первых – Часословцы и Псалтыри учебная в 2400 экземплярах, и одну последнюю – книгу о священстве, так как эти книги не были напечатаны при Суханове. По записям печатного двора Часословцы начали печататься 14 декабря 1660 г. «по заводу 1200 книг, да 5 книг на большой александрийской бумаге; да к тем часословцам приделаны книги тестаменты 1200 книг; а из дела и печати часословцы и тестаменты вышли в генваре 169 г.» (книга 59 л. 504–510). Псалтыри учебная в 2400 экземплярах печатаны еще раньше часословцев; печатание их началось 17 августа и окончено к 11 октября 1660 г., когда они поступили в продажу 59 л. 533–597), приводимое же автором в 24 примечании издание учебных псалтырей, начатое 15 августа и вышедшее 22 сентября, есть новое издание этой книги, которое в записях печатного двора по тогдашнему исчислению относится не к 169, а к 170 году и разнится от издания 169 года тем, что прежнее издание было в двойном заводе (2400 книг), а это в одном заводе в 1200 книг 61 л. 93–99). Книга же о священстве начала печататься с 1 мая 1664 г., когда о том был только объявлен царский указ на печатном дворе, печаталась в 2400 экземплярах 58 л.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

31 (22). – 10 Марта. О взимании пошлин по исковым делам, производящимся в Святейшем Синоде. Святейший Правительствующий Синод приговорили: со всяких челобитен и доношений, которые о исковых делах и о сатисфакциях в Правительствующем Духовном Синоде подаваны и по Генеральному Регламенту в регистратуре записываны будут, имать с челобитчиков и с доношений по содержанию Коллегии и Канцелярии и по обычаю приказному пошлин по четыре деньги как с челобитной, так и с доношения, и те пошлинные деньги записывать в собственную книгу и употреблять в покупку на такие записные книги, бумаги и в прочие синодские расходы. 32 (330). – 12 Марта. О присылке в Святейший Синод из патриаршей ризницы и с Печатного Двора древних письменных патриарших служебников. Святейший Правительствующий Синод приговорили: взять в Синод из Москвы из патриаршей ризницы и с Печатного Двора древние письменные патриарши служебники, по которым служили Никон патриарх и до него прочие до печатного архиерейского служебника. И о присылке оных послать к Крутицкому Игнатию митрополиту Его Царского Величества указ. 33 (331). – 15 Марта. Об истребовании из Коллегий Военной и Адмиралтейской именного списка посланных для прокормления в монастыри офицеров и солдат, дабы годных из них определить на службу в Святейший Синод в число недосланных из Военной Коллегии. В доклад: по Генеральному Регламенту надлежит в каждой Коллегии быть вахместеру и караульным солдатам определённому числу, которые при всех Коллегиях и содержатся, а при Правительствующем Сенате обретается для караулов и всяких в указные места посылок офицер и при нём рота драгун. А Правительствующий Духовный Синод таких ради караулов и посылок требовал от Военной Коллегии вахместера с двемя капральствы солдат, о чём и указ Великого Государя прошедшего Февраля 24 числа из Синода в оную Коллегию послан. Но по тому указу требуемого не исполнено и ответствования письменного никакого в Синод и доныне не прислано; и за неприсылкою оных вахместера и караульных солдат в Правительствующем Духовном Синоде немалое есть в определённой оным должности неисправление.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вполне вероятно, что действия справщиков и администраторов Печатного двора и их провинциальных друзей, проводивших проповедь духовного возрождения, была согласована и организационно. С 1640 года отец Иван Наседка становится постоянным справщиком, в то время как Арсений, видимо, ввиду его очень преклонного возраста, уходит от работы Печатного двора. Сотрудниками и помощниками Наседки в 1640–х годах были протопоп Михаил Рогов, Шестак Мартемьянов, Захарий Афанасьев и инок По крайней мере о двух из них — отце Михаиле Рогове и Ш. Мартемьянове, а также и о самом Наседке определенно известно что они твердо стояли за введение единогласия и поддерживали реформационные планы Таким образом, сторонникам реформ и возрождения церкви уже с 1630–х и особенно с 1640–х годов удалось проникнуть в самое стратегически ответственное место, из которого они смогли поддерживать дело Неронова если не проповедью, то распространением печатного церковного слова, так необходимого для борьбы за нравственное и литургическое возрождение.   Деятельность этой преданной церковному делу и настойчивой группы совершенно опровергает распространенное в исторической литературе мнение об обскурантизме и пассивности той части русского духовенства, которая направляла русское православие в десятилетие, предшествовавшее патриаршеству Никона. Печатание книг, уже достигнувшее значительных успехов в 1630–х годах, теперь превосходит результат не только первой, но и второй noлobuhы XVII века. Следующие цифры лучше всего иллюстрируют развитие русского книгопечатания за все столетие:   1601—1620… 23 издания книг 1621—1630… 45 1631—1640… 71 1641—1650… 74 1651—1660… 62 1661—1670… 45 1671—1680… 33 1681—1690… 63 1691—1700… 69   Эта небольшая таблица показывает, что русское книгопечатание достигло максимума своего развития по числу изданий в 1631—1650 годах, то есть как раз в годы движения реформаторов, собравшихся вокруг Неронова. Затем оно резко сокращается во время патриаршества Никона и во время руководства церковью сторонниками его богослужебных и обрядовых новшеств.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=980...

г. немецкой школы ученика Якова Васильева сына Тимачева осматривал оной дохтур, а по осмотру и по признанию ево доктурскому болезнь у него Якова головная, от нездравой руды приключившаяся, от которой у него Якова в голове и в руках, и в ногах лом превеликой, и того ради в Санкт-Питербурхе у дел государевых ныне и впредь быть ему не мочно. А впредь буде излечитца, и ево к делам государевым и в службу, куды будет годен, взять невозбранно; а в школное иноязычной учение не годитца впредь за урослыми леты. (Кн. лл. 105–118). 716-го июля в 9 день в приказе Книг печатного дела перед тайным советником графом И. А. Мусиным-Пушкиным с товарыщи Печатного двора гражданского набору ученик Борис Алтуфьев сказал: того ж де гражданского набору ученик Митрофан Дроводелов на Печатной двор к государевому книжному гражданскому набору не ходит тому ныне з неделю; а пришел де он Митрофан к нему Борису на двор сего июля в 8 день и сказал ему Борису, что он записался в Бутырской полк в салдаты. К сей скаске гражданского набору ученик Борис Алтуфьев руку приложил. Помета: послать память о приеме ево в полк. (Кн. 25, л. 173). Лета 1716-го июля в день. По имянному великого государя (п.) указу повелено из Москвы немецкой школы, которая была на Новогородцком подворье, учеников прислать в Санкт-Питербурх, в том числе определен был Митрофан Дроводелов на Печатной двор к набору гражданских книг, и ныне оной Митрофан на Печатной двор к набору гражданских книг не ходит. И великий государь (п.) указал из полковой полаты в приказ Книг печатного дела к тайному советнику графу Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину с товарыщи отписать подлинно: оный школьник в салдацкой или в иной какой чин записан или нет? И по указу великого государя (п.) о присылке ведения вышеозначенного школьника ево в. г. указ учинить тебе. (Ibid., л. 174). 1716 – го июля в 22 день. По указу великого государя в приказе Книг печатного дела перед тайным советником графом Иваном Алексеевичем Мусиным-Пушкиным с товарыщи немецкой школы, которая была на Новогороцком подворье, ученик Григорей Васильев сын Стремоухов сказал: по имянному де великого государя указу велено ему Григорью быть в Санкт-Питербурхе с протчими ево товарыщи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕВЕЖИН (Тимофеев) Иван Андроников, рус. мастер печатного дела кон. XVI - нач. XVII в., сын известного московского типографа 2-й пол. XVI в. Андроника Тимофеева Невежи . Н. начал принимать участие в типографской деятельности на Московском Печатном дворе еще при жизни отца и занял его место, когда тот отошел от дел. Впервые имя Н. упоминается в колофоне Часовника 1598 г., в к-ром наряду с привычным указанием на «мастерство Андроника Тимофеева сына Невежи и прочих о Господе сработников» специально отмечаются «труды Иванца Невежина с товарыщи». Это упоминание по времени почти совпадает с созданием в типографии нового шрифта (его употребление отмечено А. С. Родосским уже в следующем издании - Минее общей 1600 г. меньшего формата). В последние годы работы мастера Невежи были обновлены трафареты для орнаментального убранства изделий, эти нововведения также связывают с началом работы Н. в типографии. В очередной раз имя Н. появляется в московских изданиях только тогда, когда из них исчезает упоминание его отца. В качестве мастера, трудившегося над книгой «с прочими сработниками», он назван в колофоне Триоди Цветной 1604 г., работа над к-рой была начата в конце апр. 1603 г., и впосл. еще в 5 изданиях. Последней книгой Н. стала Минея служебная на нояб., ее печатание завершено 17 сент. 1610 г. Еще одно издание - Минея служебная на дек.- осталось незаконченным: события Смутного времени привели к временному закрытию Печатного двора. Н. начал самостоятельно работать в типографии, когда московские власти приняли решение о расширении печатного производства: было увеличено количество станов и соответственно мастеров. К Н. присоединились Анисим Михайлов Радишевский, а затем и Никита Фёдоров Фофанов, к-рые заново обустраивали свои станы, резали шрифты и необходимое для изданий орнаментальное убранство. Унаследовавший типографские материалы от отца, Н. был во многом избавлен от этих хлопот, хотя, используя прежний шрифт, он занимался созданием новых досок орнаментики (А. С. Зёрнова считала, что они исполнены в традиц. манере). Даже применяя старые доски, Н. стремился к тому, чтобы они воспринимались как часть именно его типографских материалов; не случайно, напр., с изображения на гравюре ап. Луки при печатании Апостола в 1606 г. было срезано указание на «мастера печатного» Невежу.

http://pravenc.ru/text/2564810.html

Митрополиту Игнатию ставят, например, в вину, что он вы­дал Неронова, Аввакума и прочих расколоучителей за справщи­ков книгопечатного двора, тогда как в списках справщиков Иосифовского времени, получавших жалованье, они совсем не зна­чатся. Ссылаясь на Игнатия, некоторые наши историки (например, м. Макарий в истории раскола) действительно называют Неронова, Аввакума и прочих справщиками; но м. Игнатий тут ни при чем; его неправильно поняли, – он совсем не называет расколоучителей справщиками книгопечатного двора, занимавшими эту долж­ность и получавшими за то жалованье; он говорит только, и вполне справедливо, что патриарх Иосиф предоставил им главный надзор за печатанием книг, что они распоряжались на печатном дворе, – распоряжались и самими справщиками. «Святейший патриарх московский Иосиф (читаем у него), муж престарелый, все оно исправление книг возложи на совет вышеупомянутых протопопов и попов и ничтоже о семь печашеся, вверишася убо ему», (стр. 92 по казан, изд.). И далее, говоря о печатании Книги о вере, замечает: «И паки протопопы и попы вышеномянутии присоветоваша, да и в той книзе положатся оная исказительная толкования под именем блаженного Феодорита ». Итак, напрасно говорят, будто м. Игнатий называет Неронова, Аввакума и прочих «справ­щиками» и видят в этом образчик неверности его исторических сообщений. Он выставляет будущих расколоучителей не справщиками в собственном смысле, а только распоряжающимися на книгопечатном дворе. И в этом нельзя сомневаться. Неронов с Аввакумом и прочими действительно при патриархе Иосифе имели большую силу и в Крестовой палате, и на Печатном Дворе, и очень дорожили своим здесь влиянием. Патриарх Никон тем прежде всего и обидел их, тем и вызвал на оппозицию себе, что, по откровенному сознанию Аввакума, «перестал пускать их в Крестовую». А как дорожили они влиянием на Печатном Дворе, видно из того, что, когда до Аввакума дошел слух, будто его хотят посадить на Книгопечатном Дворе, то он заметил: «это мне лучше и духовничества», которое будто бы тоже хотели предложить ему, т. е. лучше, чем быть царским духовником.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

(материалы для истории книжной справы в XVII столетии по бумагам архива типографской библиотеки в Москве) Ставя во главе нашей статьи это заглавие, мы не думаем решать принципиально вопрос о нашем книгоисправлении и излагать историю ведения этого дела в последовательном изложении, хотя по существу своему и особенно по отношению к расколу, он уже давно заслужил право на всестороннюю обработку по первоисточникам. Для этого потребовалось бы последовательное сличение наших богослужебных книг, выходивших из печати в XVI-XVII веке, между собой и с греческим текстом, а еще далее – определение отношения этих источников к обряду древне-церковному. Задача, само собой понятно, очень широкая, для выполнения которой необходима предварительная кропотливая работа над массой литургического материала, не только не обработанного, но и далеко не приведенного в известность. В настоящем случае мы осветим небольшой уголок этого дела по документам архива московский типографской библиотеки и познакомимся с приемами наших справщиков по печатному экземпляру устава с собственноручными замечаниями исправителя, находящемуся в той же библиотеке. В типографском архиве сохранились приходно-расходные книги печатного двора, начиная с 1620 г. До сих пор, сколько нам известно, ими никто не пользовался кроме г. Румянцева, в его статье: «Древние здания печатного двора». (Труды М. Арх. Общ., т. II, вып. 1, 1869 г.). Он первый разобрал и обратил внимание на эти любопытные документы и в примечаниях к названной статье, привел из них много выписок, преимущественно хозяйственного содержания. К сожалению, для внутренней стороны печатного дела, для характеристики деятельности справщиков, эти бумаги дают очень немного и только случайно в массе сухого хозяйственного материала попадаются иногда сведения, указывающие на ведение книжной справы, на отношение к этому делу церковных властей и на сам порядок издания наших церковно-служебных книг. Эти сведения начинают попадаться в последней половине XVII века; особенно же богата ими «записная книга указов», числящаяся под 67.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

— удобнейшее практическое пособие, не очень похожее на рукописные Типиконы XVI b., но сочетавшее в себе Типикон, к которому было добавлено нечто вроде современных «Богослужебных указаний» и еще множество других материалов. Согласно Дмитриевскому, тип «больших Типиконов» много позаимствовал из монастырских и соборных Обиходников ( Дмитриевский, 554 ).  В Приходно-расходных книгах Печатного Двора сохранились имена справщиков, правивших Типикон. Они составляли некую корпорацию, обособленную от остальных справщиков: «Кроме того упоминаются как справщики Устава 1641 г. Черниговский (собора Черниговских чудотворцев в Москве) протопоп Михаил Рогов, ключарь Успенского собора Иван Наседка, князе-Александровский протопоп Иоаким, и Захар Афанасьев…» ( Мансветов II, 536–538 ). Отметим, что правили Устав самые опытные и уважаемые справщики. Корректурного экземпляра от этого печатного издания не сохранилось. Скажем немного об Оке церковном 1651 г. Это библиографический фантом, появившийся в каталогах Сопикова и Ундольского. Его описывает (!) Мансветов, ссылаясь на несуществующие Приходно-расходные книги Печатного Двора (одна не сохранилась, в другой вырван лист — согласно Е.В. Лукьяновой). Эту ошибку повторяют вслед за Мансветовым многие литургисты (А.А. Дмитриевский, Н.Д. Успенский , из современных исследователей Т.В. Суздальцева). См. по этому поводу: Рубан II . Типикон 1682 г. Далее мы переходим к никоновской справе Типикона. Это условное название — справу точнее можно назвать послениконовской, поскольку осуществлялась она при Патр. Иоакиме, который по своем поставлении (1674) дал указ править Типикон. Однако принципы справы оставались прежними и определялись новым нетрадиционным отношением к символу и символике. Характер справы стал принципиально иным, впрочем, об этом подробно сказано в моей недавно вышедшей книге о справе Миней 7 . Патриархом Иоакимом был издан ряд указов в целях усиления контроля над справщиками. Вводилась вторая (патриаршья) цензура: новоправленую книгу прочитывали в Крестовой палате в присутствии патриарха.

http://azbyka.ru/knizhnaya-sprava-tipiko...

Доски выступают за книжный блок, размер которого: 38.5 X 24 см. На защитном листе, пронумерованном римской цифрой I . – печать с двуглавым орлом: «Рукописное отделение имп. Академии наук». Такая же печать – на нижнем поле л. 2. На л. 621 об. – круглый штемпель « Рук. Отд. БАН. СССР». Нумерация листов и тетрадей. В отличие от рукописей А и В . список С имеет только полистную нумерацию: одна, выполненная карандашом, арабскими цифрами, и относящаяся, по-видимому, к XIX в., отправляется от титульного листа (1–621); другая, современная рукописи, нанесенная чернилами и буквенной цифирью, начинается с раздела стихов на букву Аз и не учитывает листы с текстом «Предисловия» и «Оглавления» (1–605). В настоящем издании отсылки даны к фолиации XIX в.; при этом наряду с последней, приведенной в публикации текста «Вертограда» в квадратных скобках, учтена также современная рукописи фолиация. Первоначально список С был пронумерован буквами кирилловской азбуки по тетрадям (в каждой по 8 листов, кроме первой и третьей, где по 4 листа); сигнатура идет (начиная со второй тетради на л. 5) по нижнему полю. Всего в рукописи 79 тетрадей. Листы II , 16, 587, 589, 618, V (второго счета) – без текста. Бумага рукописи. Во всей рукописи использована бумага одного сорта с филигранью: лилия в щите под короной, под щитом на стержне лигатура « WR », контрамарка « IHS » под крестом – идент. Диан., Кост. 961 – 1670-е гг. Из документа от 5 мая 1679 г. известно о выдаче Симеону бумаги из запасов Московского Печатного двора: «Велено дать с Печатного двора Симеону Полоцкому стопу бумаги александрийской, меньшей руки, доброй 83 . И. Татарский высказал предположение, «что эта экстренная выдача бумаги назначалась в новооткрытую Симеоном типографию для приготовления к печати ее первых изданий» 84 . Данное мнение представляется ошибочным: ученый не обратил внимание на указанный в документе объем выданной бумаги – «стопа». По счету, принятому на Печатном дворе, стопа составлялась из 20 «дестей» бумаги. Каждая «десть» в свою очередь состояла из 25 листов размером в 1°, следовательно, в стопе находилось 500 листов 85 . Такой объем бумаги был явно недостаточен для издания тиража, к тому же александрийская бумага не встречается в книгах, напечатанных Верхней типографией. При формате рукописи в 2° (бумага сфальцована пополам) количество листов увеличивалось соответственно вдвое (то есть до 1000 листов). С большой долей уверенности можно полагать, что выделенная Симеону александрийская бумага, отличавшаяся особо высоким качеством, предназначалась для изготовления парадной рукописи «Вертограда» 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010