Скачать epub pdf «Радуйтесь» – это было первое слово, которое услышали из уст воскресшего Иисуса Христа жены-мироносицы, эти первые вестницы Воскресения Христова. «Радуйтесь», – сказал им Христос, и этим положил конец их страху и трепету, невольно охватившим их и от видения небесного вестника, и от созерцания пустого гроба ( Мк.16:5–8 ). Робкая радость, зародившаяся в сердцах их от необыкновенного известия, услышанного ими от Ангела, возвестившего, что Иисуса распятого нет во гробе, потому что Он воскрес ( Мф.28:5–10 ), радость эта получила теперь такую крепость и силу, которых не в состоянии побороть никакие бедствия и страдания. И теперь они понесут эту радость Воскресения Христова не только апостолам и ученикам Христовым, но и далеко за пределы Иерусалима и Палестины. Исполнилось слово Божественного Учителя, сказанное Им ученикам накануне страданий: «печальни будете, но печаль ваша в радость будет» ( Ин.16:20 )... Теперь (вы) имеете печаль, но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин.16:22 ). Прошло время скорби, плача, рыданий. Обрадовались жены-мироносицы, увидевши воскресшего Учителя и услышав Его сладостное «радуйтесь». Обрадовались путники Еммаусские, узнав в Возлежавшем с ними за вечерней трапезой Христа; обрадовались до такой степени, что не в силах были сдержать эту радость, и, влекомые ею, без промедления возвратились в Иерусалим, чтобы поделиться охватившей их радостью с прочими апостолами и учениками Господа Иисуса. «Обрадовались ученики, увидев Господа» ( Ин.20:20 ), когда в тот же первый день недели вечером явился им воскресший Господь. И отныне никто уже не отнимет у них этой радости. Они понесут ее вместе с истиной воскресения Христова во весь мир и сделают ее основным настроением христианина. Эта радость звучит в письменных приветствиях апостолов верующим ( Иак.1:1–2 ). Она проникает их наставления ( 1Петр.1:6, 4:13 ). Она становится основным мотивом их собственного настроения, не оставляя их даже в самых страданиях: «нас огорчают, а мы всегда радуемся» ( 2Кор.6:10 ), «Преизобилую радостию при всей скорби нашей» ( 2Кор.7:4 ). «Радуюсь в страданиях моих» ( Колос.1:24 ), «радуюсь и буду радоваться» ( Филип.1:18 ), – решительно заявляет апостол, имея в виду расширение благовестия о Христе. Это настроение радости о Господе апостолы настойчиво внедряют и новообращенным христианам, призывая их радоваться возрастанию в христианских добродетелях ( 2Кор.13:11 ). «Радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю радуйтесь» ( Филип.4:4 ; ср. 1Сол.5:16 ), указывая живой пример христианской радости в некоторых Церквах (Македонских), которые «среди великого испытания скорбями преизобилуют радостию» ( 2Кор.8:2 ). Эта непобеждаемая скорбями, а утишающая и смягчающая всякие скорби и печали христианская радость своим первичным истоком имеет «радуйтесь» Воскресшего женам-мироносицам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

А. Г. Дунаев Преподобный Иоанн Карпафийский Блаженного Иоанна Карпафийского сто семнадцать глав 4 [Вторая сотница] Всё доброе произошло от благого [источника], и в сущем нет никакого зла, ибо ничто лукавое не может произойти от благого по сущности. Благое по сущности есть собственно сущее, и присно сущее, и тождественно сущее, а именно – безначальное Начало всего, неизреченная Монада, триипостасная Единица: неисточный Отец, вечный Родитель Сына и сущностно Источник Святого Духа. Все созданное создано из несущего 5 , то есть получив бытие по воле Сущего. Ибо если несозданное – Сущее, то созданное – не сущее, но называется сущим, потому что приобрело бытие от Сущего. Если же оно владеет приобретённым бытием, то не извечно сосуществует с Богом, поскольку началом и концом имеет Самого Бога, а Он не имеет ни начала, ни конца, Сам будучи конечной причиной 6 всего. Несозданное бесконечно, а созданное конечно. Как же конечное будет извечно сосуществующим с бесконечным? Ведь ум, созерцая созданное как получившее начало бытия, поскольку оно создано, проходит мимо него и достигает несозданного безначального Начала, конца Коего не находя, созерцает Его не сосуществующим с Им созданным, но, скорее, не уразумеваемо предсуществующим Ему и предоставляющим бытие не имеющему бытия. Посему, смирившись ( συσταλε ς) 7 , охваченный созерцанием не постижимого и не охватываемого умом, он заставляет умолкнуть мысль, что извечно сосуществует с Богом созданное Им, оставляя Ему ведать, каким образом произошло первоначально созданное Им. Хранящий законы Сущего познает логосы [сотворённого] из несущего, а уразумевший логосы [созданного] из несущего, продвигаясь, приходит к знанию Сущего. Как чувственное солнце показывает здравым очам красоты видимых [вещей], так умопостигаемое солнце восходит, [дабы] явить чистому уму их логосы 8 . Одержимые одними и теми же страстями лишены единства, а подвизающиеся в одной и той же добродетели достигают мира. Ведь гневливый, общаясь с гневливым, сребролюбец – с причастным той же страсти, чревоугодник – с упражняющимся в подобном зле, возымеет смятение и печаль, посредствующую между ним самим и сообщником, потому что самолюбие всегда убеждает превзойти другого в стяжании возделываемого, вследствие чего другой лишается этих удовольствий, откуда рождается печаль и возникает гнев, отчего разрывается красота единства. Стремящиеся же к одним и тем же добродетелям вместе направляются одинаково возделываемыми ими благами к превосходящему всякую мысль миру. Ибо воздержный – с воздержным, и целомудренный – с целомудренным, и не сребролюбивый, и кроткий, и, короче говоря, всякий, украшенный этими и остальными видами добродетели, имеет безмятежное жительство с подобным [ему] по нравам, потому что только добро дружественно себе, зло же себе враждебно.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Богородичные праздники Рождество пресвятой Богородицы (8 сентября) История праздника Событие, воспоминаемое в этот праздник, сохранилось только в древнем церковном предании (например, в творениях блаж. Иеронима, Епифания Кипрского и др.). Св. Андрей Критский в своем слове на день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу». По словам св. Иоанна Дамаскина , «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновится и печаль праматери Евы пременилась в радость» 6 . «Раждается убо (Дева), и мир с Нею обновляется» 7 . Праздник и воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью с глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке. Св. равноапостольная Елена в начале этого века, по свидетельству древнего предания, построила в Палестине храм в честь и память Рождества Богородицы. Другие сведения можно найти в писаниях св. Иоанна Златоуста , св. Прокла, св. Епифания и блаж. Августина. В честь праздника составлены многие песнопения святыми песнотворцами: в V в. – Анатолием, архиеп. Константинопольским, в VI в. – Стефаном Святоградским, в VII в. – св. Андреем Критским , в VIII в. – св. Иоанном Дамаскиным и Германом, патриархом Константинопольским, в IX в. – Иосифом Студитом; их песнопения и теперь поются за богослужением в этот праздник. Так с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии, Богоневесты». Особенности всенощного бдения праздника Возглас: «Слава Святей...», предначинательный псалом, «Блажен муж...». На «Господи, воззвах...» 8 стихир, гл. 6-й. «Слава, и ныне» стихира праздника вместо догматика. Вход. Прокимен дня. На великой вечерни после входа читаются три паремии, которые часто (но не всегда) читаются в Богородичные праздники. Первая паремия из кн. Бытия (28, 10–17) – о лестнице, виденной патриархом Иаковом и прообразовавшей Пресвятую Деву, через Которую снисшел на землю и воплотился Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Плач ...Без плача не бывает очищения, а плача нет во всегдашнем развлечении. И без очищения души не бывает извещения (в спасении); без извещения же – разлучение души от тела бедственно... (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 208). ...Оплакивание грехов своих доставляет мир и спокойствие (прп. авва Исаия , 59, 47–48). Плач изгоняет все худости без тревог (прп. авва Исаия , 89, 350). ...Плачущие о злых делах и о злых своих помышлениях не снизойдут и не внидут в преисподняя земли, но будут восходить, как бы руководством к возвышению в горняя, употребляя печаль по Бозе (свт. Василий Великий , 6, 353). Источник. ...Кто производит в других скорбь о проступках, допущенных в жизни, или в познании, так что иные начинают блаженно плакать, тот творит покров плача (свт. Василий Великий , 6, 359). ...Человеку мудрому плач усладительнее смеха (прп. Ефрем Сирин , 30, 175). Источник. ...Будем плакать со страхом и трепетом, чтобы за нерадение здешней жизни не оказаться там под гневом Царя Славы и не быть отосланными во тьму кромешную (прп. Ефрем Сирин , 32, 235). Источник. Всегда, во всякое время преисполнен Он щедрот, посему плачь, как она плакала, и так же, как она, будешь исцелен (прп. Ефрем Сирин , 33, 181). Как скорбен день грешника, любезные и дорогие мои братья! Никакие уста, никакой язык не в состоянии выразить, какой суд ожидает его. Но если пробудится он, обратит взор на самого себя и с воздыханиями, скорбя и болезнуя, станет плакать, то насладится блаженством в чертоге радости и не подвергнется осуждению (прп. Ефрем Сирин , 33, 258). Источник. С сокрушением и слезно всякий должен плакать и рыдать о прегрешениях своих; но безмерно более всех нужно плакать и рыдать мне (прп. Ефрем Сирин , 33, 300). Источник. ...Очи наши да проливают слезы, прежде нежели отойдем туда, где наши слезы будут жечь тела наши (прп. Макарий Египетский , 67, 21). ...Плач есть скорбное некое ощущение утраты того, что увеселяет. Если же понят нами плач человеческий, то пусть очевидное послужит некоторым путеуказанием к незнаемому, и сделается явным, что такое плач ублажаемый, за которым следует утешение. Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Празднование Пресвятей Богородице в честь чудотворныя Ея иконы, нарицаемыя «Державная» НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры, глас 6: Необоримую стену стяжавше,/не яко миролюбцы, но яко вернии,/припадаем к Владычице Деве/и воспоем, братие, предстательство Тоя. Яко раби, Тебе, Пречистая, взываем:/не отвержи ны, молящихся Ти,/но огради нас покровом Твоим. Потщися, Царице Благодатная,/услыши молитву мою,/и песнь хваления моего да приидет пред Тя. Кто возглаголет силы Твоя, Пречистая?/Имамы Тя, Владычицу нашу,/и николиже устрашимся непокоривых сынов. Слава, и ныне, глас 5: Святейшая Херувим и высшая Серафим/воистинну, Богородице, Ты еси./Вемы Тя, Заступницу нашу,/Ты же не престай о нас молящи,/Державо и Прибежище душам нашим. Прокимен дне. На стиховне стихиры, глас 8: Дивное иконы Твоея явление,/Богородице Пренепорочная, славословим днесь/и Твое заступление нам празднуем./Мати бо сущи Живота,/молиши о нас Христа, Бога нашего,/на Тя единую надежду возложивших,/Путеводительнице неложная нашего спасения. Стих: Помяну имя Твое/во всяком роде и роде. Отложим, вернии, печаль:/се бо вторая неопалимая купина,/икона Богоматере,/людьми православными зримая,/на спасение грешных является. Стих: Слыши, Дщи, и виждь,/и приклони ухо Твое. Светися, светися, Новый Иерусалиме,/и радуйтеся, убозии,/яко нерушим есть Сион/и Мати Бога нашего посреде людий Своих. Слава, и ныне, глас 6: Светлое днесь Заступницы нашея наста торжество:/да взыграется тварь,/да ликовствуют человечестии собори,/созывает бо нас Святая Богородица видети икону Свою,/лучами милости вся православныя освещающую./Темже, радующеся, вопием:/спаси и нас, Пренепорочная,/верных чад земли Твоея. Тропарь писан на велицей вечерни НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры, глас 4: И рыдах, и взывах к Тебе, Владычице,/но не возмогл есть глас мой,/и заглушися вопль мой от потока грех моих,/и како умолю Тя?/Сама убо даждь ми молитву и сохрани раба Твоего./Изсше сердце мое и струпием 4 испещрися глава моя,/изнемогосте от мрака очи мои,/и уязвен есмь в глежню 5 мою,/но Ты, яко Державная,/спаси мя и подаждь ми велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Развлечения Человек! Твои развлечения, твои увеселения – обличители живущей внутри тебя муки. Ты ищешь заглушить ее чашей шумных забав и непрерывного развлечения. Несчастный! Едва выпадет для тебя минута трезвения, как ты снова убеждаешься, что мука, которую ты старался уничтожить развлечением, живет в тебе. Развлечение служит для нее пищей, средством укрепления: отдохнув под сенью развлечения, мука просыпается с новыми силами. Она – свидетельство, живущее в самом человеке, свидетельствующее ему о его падении. 2. 132–133 (См. Печаль , Нечувствие ). Разгорячение Не ошибитесь! Человеческого разгорячения не сочтите действием Божественного огня. Многие ошиблись и впали в пагубное самообольщение. Из состояния разгоряченного возникли бесчисленные заблуждения и наполнили лжеучениями землю. За этими мрачными облаками скрывается от мира солнце правды. От плод их познаете их, – сказал Спаситель о лжеучении и лжеучителях. Где разгорячение, там нет истины, оттуда не может произойти ничего доброго, ничего полезного: тут кипит кровь, тут дымится и строит воздушные замки лжеименный разум. Кротость и смирение, которых действие сопровождается каким-то тонким хладом, но потом является в бесчисленных благих плодах – свидетеля неподдельного, истинного, Божественного добра . 6. 420–420 Не торопись в жительстве и не разгорячайся временными порывами, а живи умеренно и постоянно, делая плачем, «который, – как сказал Великий Пимен, – делает и хранит, – можно прибавить – и врачует случающиеся на пути жизни преткновения. 6. 822 (См. Ревность , Дела , Молитва Иисусова Разгорячение ). Разум духовный Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совете праведных ( Пс. 1, 5 ). Нет участия для нечестивых в воскресении первом ( Откр. 20 ), которое описал святой Иоанн в Апокалипсисе, в воскресении духовном , совершающемся во время земной жизни, когда прикоснется к душе Вседетельный Дух и обновит ее в пакибытие. Воскресает душа, оживает в жизнь Божественную! Ее ум и сердце просвещаются, соделываются причастниками духовного разума. Духовный разум – ощущение живота бессмертного, по определению духоносцев. Самый этот разум – признак воскресения. Так, напротив, плотское мудрование – невидимая смерть души. Духовный разум – действие Святого Духа. Он видит грех, видит страсти в себе и других, видит свою душу и души других, видит сети миродержителя, низлагает всякое помышление, взимающееся на разум Христов, отражает от себя грех, в каком бы видоизменении он ни приблизился: потому что духовный разум – царство, свет Святого Духа в уме и сердце. Не воскреснут нечестивии для духовного рассуждения ! Это рассуждение – совет одних праведных, их достояние. 2. 11

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. Святых отцов Афонских: Утр.: Мф.11:27-30 Лит.: Ап.- Гал.5:22-6:2 Ев.- Лк.6:17-23 Богородицы: Утр.: Лк.1:39-49,56 Лит.: Ап.- Флп.2:5-11 Ев.- Лк.10:38-42,11:27-28 рядовое: Лит.: Ап.- Рим.3:19-26 Ев.- Мф.7:1-8 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь всем святым, глас 2 Апостоли, мученицы и пророцы,/святителие, преподобнии и праведнии,/добре подвиг совершившии и веру соблюдшии,/дерзновение имущии ко Спасу,/о нас Того, яко Блага, молите//спастися, молимся, душам нашим. Кондак всем святым, глас 8 Яко начатки естества, Насадителю твари,/вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики;/тех молитвами в мире глубоце//Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве. Тропарь за умерших, глас 2 Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя,/и елика в житии согрешиша, прости:/никтоже бо безгрешен,//токмо Ты, могий и преставленным дати покой. Кондак за умерших, глас 8 Со святыми упокой,/Христе,/души раб Твоих,/идеже несть болезнь, ни печаль,/ни воздыхание,//но жизнь безконечная. всем преподобным отцам, во Святой Горе Афонской просиявшим Тропарь всем преподобным отцам, во Святой Горе Афонской просиявшим, глас 1 Пустыни Афонския отцы,/Ангелы во плоти,/исповедники вкупе и преподобныя,/святители же и мученики в пениих почтим,/подражающе добродетелем их,/зовуще согласно и глаголюще:/слава Прославльшему вы,/слава Венчавшему вы,//слава в бедах предстатели нам вы Показавшему. Кондак всем преподобным отцам, во Святой Горе Афонской просиявшим, глас 4 Онебесившия Гору сию,/и показавшия в ней житие ангельское,/и множество монахов собравшия отцы,/приидите, благохвалим вси, к ним взывающе:/всякия беды и искушения нас избавите,/множество преподобных,//Афонская похвало. Молитва всем преподобным отцам, во Святой Горе Афонской просиявшим О, блаженнии и святии отцы, преподобнии, святителие, священномученицы и преподобномученицы, мироточивии и чудотворцы, земнии Ангели и Небеснии человецы, сея Святыя Горы насельницы и украсителие, по Богородице наши предстателие пред Господем, благодетелие и назирателие, царское победоносное ополчение, в телесех победившее безтелесныя демоны, Царицы Небесныя Пречистыя Богородицы мироуханнии цвети, светлоплодовитая древеса мысленнаго сего рая Приснодевы, реки приснотекущия дарований духовных! Приимите похвальная словеса сия, яже вам приносим, якоже Господь прият вдовицы две лепте, и общее празднество, совершаемое нами в честь и память вашу, объимите, яко воню благоухания и жертву благоприятну: не имамы бо ино что принести по долгу благодетелем нашим за великая благодеяния, яже прияхом и имамы приити от вас.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-07-...

Скачать epub pdf 14.01 Служба священномученику Александру (Трапицыну), архиепископу Самарскому Великая вечерня Б лажен муж: На Г осподи воззвах: стихиры на 8, глас 4. Подобен: Д ал еси знамение: Гонения претерпел еси и беды подъял еси, Богоглаголивый святителю Александре, дóндеже лесть обличал еси безбожную, и стадо твое от нечестия спасл еси, яко пастырь истинный Церкви Христовой. Сего ради светло сошедшеся тя почитаем. Дважды. Добродетельми светло процвел еси, яко маслина плодовита, в дому Божиим, тучами твоих пречистых молитв. Нашествие раскола, страстотерпче Александре, разрушил еси, нечестивых верою посрамил еси, православных победою укрепил еси и венец от Бога приял еси, Его же моли от тмы и бед избавити нас. Дважды. Глас 2. Подобен: П риидите вернии: Приидите, видите печаль, сердце растерзающую! Се бо разлучает враг Александра святителя и паству его. И вси обливаются слезами и горько к нему вопиют: кому ны оставляеши сиротствующих, святый владыко? Не оставлю никогоже, глаголет, николиже. Вездесущей Троице, Богу нашему, слава и ныне и во веки. Дважды. Приидите, видите любовь велию паствы к пастырю. Се бо провождают Александра в невозвратное заточение. И вси плачут и рыдают, руце же его и нозе целуют, и землю, стопы его священными попранную, в благословение себе востерзают. О, Новая Голгофа страстей людских и претерпевшим спасительное в Бозе упокоение. Дважды. Слава, глас 6: Веселися днесь, граде Самаро, се бо честная наста память архипастыря твоего, пострадавшаго верою, радуйся и земле волжская, таковаго святителя имущая, ко всем благосострадательна, преподобна, незлобива, предстоящаго пред Престолом Пресвятей Троицы, и молящагося за град Божий и всех живущих в нем православных христиан. И ныне, догматик, глас 6: К то Тебе не ублажит: Вход, прокимен дне, и паримии 3. На литии стихиры, глас 1: Веселися о Господе, граде Самаро! Радуйся, вся волжская земле, и похвалами воспойте новаго страдальца Александра, в последняя дни пострадавшаго и равное древним терпение показавшаго. Прославим Христа, его укрепившаго и победы на безбожныя даровавшаго и венцем светлым венчавшаго, нам же молитвами его подающаго велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf 29.01 Служба священномученику Иоанну, во граде Валга убиенному Составитель: игумен Нестор (Кумыш) Г осподи, воззвах, глас 8-й: Радуйся, пастырю Христов Иоанне,/ты бо горния силы мучением своим возвеселил еси,/нам же на земли праздник добропобеднаго твоего преставления даровал еси,/в немже страдания твоя прославляюще,/яже за Церковь Божию претерпел еси,/славословим Христа, Бога нашего,/даровавшаго нам ходатая и молитвенника о душах наших. Радуйся, страстотерпче Христов Иоанне!/Ты бо кровию твоею честною землю нашу освятил еси,/и венец нетленный от руки Господней приял еси,/не от камений честных украшен,/но твоею кровию прозябен./Темже молися Христу Богу/даровати душам нашим мир и велию милость. Радуйся, священномучениче Иоанне,/иже во времена гонений лютых/от безбожников неповинно убиенный,/за распятаго и воскресшаго Христа,/и ныне росы небесныя наслаждающийся,/и благоухания рая исполняющийся,/и лицезрения божественныя доброты насыщающийся;/темже моли Спаса нашего умирити мир и спасти души наша. Слава, глас 6-й: Страстотерпче новый,/священномучениче Иоанне,/во граде Валга смерть за Христа претерпевый,/тя бо яви Господь предстателя о пастве земли Эстонския,/поминай нас, чтущих святую память твою,/да избавимся бед и скорбей молитвами твоими. И ныне, богородичен. Тропарь сщмч. Иоанну, пресвитеру, в Валге пострадавшему. Глас 4-й: Благодать иерейства от руки священномученика восприял еси/и по триех месяцех служения кровь свою за Христа пролиял еси,/страстотерпче отче Иоанне,/во граде Валга неповинно убиенный,/якоже и архипастырь твой жертвою непорочною оказался еси,/молися Христу Богу нашему,/да спасет души наша, яко милосерд. Слава и ныне, богородичен. Канон, глас 6-й. Песнь 1 На степень священства в годину лютую возшел еси, священномучениче Иоанне, отложивши боязливость и маловерие, и прият сердцеведец Господь дерзновение твое, вселив тя во обители радости нескончаемыя. Скончал еси житие твое мученически, пастырю Иоанне, жребия высокаго от Господа удостоившись, и пребываеши ныне тамо, отонудуже отбеже всякая болезнь, печаль и воздыхание.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

285–286. Опасность немецкого метода мышления Еще ветхозаветный мудрец сказал: егоже любит Господь, наказует; бьет же всякого сына, егоже приемлет ( Притч. 3:12 ). А святой Апостол Павел повторяет это слово с особенною силою: Аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог . Аще же без наказания есте, ему же причастницы быта еси: убо прелюбодейчищи есте, а не сынове. Всякое бо наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль: последи же плод мирен наученным тем воздает правды. Темже ослабленныя руки и ослабленныя колена исправите, ободряет великий Апостол всемирного Крестоносца Господа Иисуса ( Евр. 12:6–8, 11–12 ). Этот великий урок терпения скорбей и благоговейного внимания к Промыслу Божию, в самом наказании милующему нас, в наши многоскорбные дни особенно благопотребен нам, верным чадам Церкви Православной. Нашествие немцев, в сущности, и есть такое милующее, вразумляющее наказание десницы Божией. Наш долг понять, усвоить и применить к жизни тот урок, какой дает нам эта война. Мы должны поглубже всмотреться в самих себя, в ту область духа, куда те же немцы ворвались уже давно, на протяжении целых двух столетий, и, большею частью, незаметно для нас, с нашего, впрочем, соизволения, хозяйничают у нас, а мы воображаем, будто мы живем своим умом, вовсе независимо от немецкой головы. Много было и говорено, и писано, и печатано о немецком засилье во областях русской жизни; мне хотелось бы отметить немецкое влияние, а пожалуй, и засилье там, где уже никак не ожидают его те, кого это касается. Я говорю о засилье рационализма в нашей интеллигенции, рационализма и немецкого метода мышления в лучших представителях мыслящей части нашего общества. Да и не в интеллигенции только, но и в среде средних классов, в среде простого народа. Я уже не говорю о распространении рационалистических сект под влиянием немецкой пропаганды штундо-баптизма: это само собою понятно. Тут – зараза немецкая говорит сама за себя, обличает сама себя, действует открыто и дерзко. К великому изумлению, может быть, и негодованию некоторых наших патриотов-антисемитов, я скажу прямо, что и они, сами того не замечая, нередко мыслят немецким методом. Как ни прискорбно мне говорить это, но в вопросе о ветхозаветном Священном Писании для меня это очень видно. Вот тому доказательство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010