Вся жизнь переменилась для Давида. Сама печаль получила для него новое значение и открыла ему блаженство в будущем, о котором он не подозревал. «Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне». В этих словах слышится радостная надежда, твердое упование, заменившее горечь сожаления о прошлом. Принеси свою ношу и себя самого к Богу Давида, и Он спасет и поддержит тебя! Жив Господь, простивший кающегося Давида! Он может благословить и нашу скорбь. Он есть «Бог всякого утешения», положись на Него! Молись, чтобы Он освятил твою печаль, молись со смирением, с любовью и упованием, и Он скажет тебе: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5, 4). 6 ноября Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна… и возвел их на гору высокую одних, и преобразился перед ними. (Мф. 17, 1) Человеку необходимо возносить свои мысли ко всему божественному и святому, вникать в глубокую истину слова Божия и иметь перед собою как бы небо отверсто. Тогда, охваченный сознанием величия Божия, он будет гореть любовью к своему Спасителю. Но когда нам не дано чувствовать в себе горящее пламя этой любви, тогда мы должны разогревать его делами милосердия, поспешив принести нашу помощь ближним даже тогда, когда нам кажется, что мы совершаем наш труд лишь поверхностно, с холодным сердцем. Господь посмотрит на наши намерения, снизойдет к нашим стараниям и вслед за делом пошлет нам и теплоту чувства. Апостолы должны были покинуть гору Фавор, чтобы заняться своим трудом. Так и мы. Каждый подвиг любви и самоотвержения, стакан воды, поданный во имя Христа, отречение от своей воли, победа над собою стоят всех восторгов всего воодушевления созерцательной жизни. Добрые плоды, по которым узнается доброе дерево, суть дела, истекающие из нашей веры. 7 ноября Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною. (Ин. 17, 24) У Господа никто и ничто не пропадает. Наши близкие, перешедшие к Нему, у Него в полной безопасности, сохраняются невредимыми. Черты любимого лица, неизгладимо запечатленные в глубине нашего сердца, годами восстают перед нами, как живой образ того, кого похитила смерть. Когда же мы сделаемся подобными им и перед нами откроются все тайны вечной жизни, Господь примет нас к Себе и соединит нас навеки с теми, кого мы оплакивали на земле. Тогда в блаженстве бесконечном мы забудем обо всех скорбях земных.

http://pravmir.ru/vam-dano-budet-ispolni...

« Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть » ( 2 Кор. 7:10 ). «Духовное время года» Наше осуждение является неотъемлемым компонентом и нашего оправдания, поскольку апостол Павел пишет, что мы спасены в надежде, иначе чего нам и надеяться. Царствие Небесное, пришедшее в силе, может и должно прийти и быть внутри нас уже сейчас, при нашей жизни. Но наше упование состоит до самого последнего нашего дня из нашего осуждения, нашей веры, нашей надежды и любви. И без нашего осуждения спастись нам невозможно. Современное состояние наших церковных людей с этой точки зрения мне кажется наиболее перспективным, готовым, пригодным и хорошим. Именно в такое же «духовное время года» и пришел на землю Христос. « Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою » ( Мф. 9:36-38 ). Душа жива, но перспектива затерялась как-то. Это от того, что мы утеряли из виду тот факт, что «труждающиеся и обремененные» мы должны быть от греха, который обличен законом. Христос приходит к тем, кто имеет нужду. Если бы попытки исправиться в законе могли увенчаться чем-то другим, кроме разрухи, то человечеству хватило бы и закона, а если закон привел нас в тупик, то здесь и именно здесь нужно возрадоваться. Потому что теперь самое время раздать свое имение, не барахло телесное, как все мы любим воображать, а свою самодельную душу, «больную, на костылях и без глазу». И следовать за Христом. Хочется сказать словами апостола: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» ( 2 Кор 6:1-2 ). Ошибочно богатиться мнимым богатством, думая, что имеешь. Нужно дать Господу замазать себе глаза «грязью» или «плюнуть» в них. Именно так Господь исцеляет слепоту в человеке. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/stanovyatsya-li-lyudi-...

Когда все пришли в Пабау, Феодор собрал их на то место, где предлагал им беседы, и сказал им так: «Вы знаете, братия, что жизнь монахов и дев, посвятивших себя на служение Богу, превышая обыкновенную жизнь людей, есть жизнь Ангельская. Люди, вступающие в монашеское звание, умирают для обыкновенной жизни человеческой, живут для Того, Кто умер за них и воскрес; отрекаются жить для самих себя и распинают себя со Христом. Поскольку каждый из вас избрал таковую жизнь, оставил родителей своих и пришел сюда, то и должен уже жить, как жил Христос, и иметь Его образцом и руководителем на пути жизни, которой мы посвятили себя. Бог, чтобы ввести нас в Царство Свое, открыл нам два пути к тому – Святое Писание и пример жизни рабов своих, которою обыкновенно утверждается вера во Христа. Но некоторые из них, хорошо проходившие доселе поприще жизни своей, поколебались, если не пали совершенно на пути своем. Четыре брата, посланные вместе с другими на гору, будучи там в отдалении от них, начали разговаривать между собою о непристойных предметах, смеяться и хохотать так, что нужно, чтобы они очистили себя слезами и покаянием. Имели ли для всей братии какую-нибудь силу слова Пророка Иеремии: Господи Боже сил не седох в сонмище их играющих, но бояхся от лица руки Твоея: на едине седях, яко горести исполнихся ( Иер.15:17 ). Почему вы не вспомнили слов Иова: Аще ходих с посмеятели, печаль ко мне приходит? ( Иов.31:5 ). Неужели не знаете, что Бог для спасения рабов своих наказывает не только великие, но и малые грехи их? Разве вы не слышали, что сказал Соломон: яко же глас терния под котлом, тако смех безумных? ( Еккл.7:7 ) и еще: смеху рекох: погрешение ( Еккл.2:2 ), блага ярость паче смеха ( Еккл.7:4 )? Обратите внимание на себя и послушайте, что говорит Апостол: смех ваш да обратится в плач и радость в печаль ( Иак.4:9 ). Опасайтесь, чтобы и к вам не относились строгие слова Спасителя: горе вам смеющиеся ныне, яко восплачите и возрыдаете ( Лк.6:25 ). Плачьте и рыдайте лучше теперь в кратковременной жизни сей, чтобы против воли не плакать и не рыдать вам во всю вечность. Каждый из нас должен говорить Богу: яко аз на раны готов ( Пс.37:18 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Мк.2:19 . И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься; Мк.2:20 . но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. Это первое сравнение. Сыны чертога брачного ( Тов.6:16 ), т. е друзья жениха, которым доверена от него забота об устройстве брачного чертога и пира, и первые гости на пиру. В этом первом сравнении Христовом выражается следующее: уместна ли печаль для друзей, устраивающих брачный пир, и современен ли для них пост, как выражение печали? В отношении к Иисусу Христу и Его апостолам это значит, что пока Он находится со Своими учениками, им не время печалиться и выражать свою печаль постом. Можно думать, что в это время Предтеча Иоанн был заключен Иродом в темницу ( Мф.4:12 ), а потому ученики его имели в этом повод усилить обыкновенный свой пост. „Вот Иоанн, ваш друг и учитель, в темнице, это для вас время скорби и поста“ (Злат. и Феоф.), как бы так говорил Христос ученикам Иоанна. Будет такое время и у Моих учеников: отнимется у них Жених. Отнимется жених, это указание Господа на время после Его смерти. Тогда будут поститься, т. е. после смерти Христовой будут учреждены и у христиан посты; тогда и они будут выражать свою скорбь постами. Мк.2:21 . Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небелёной ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Это – второе сравнение. Новая суровая заплата здесь означает пост, а старая одежда – еще слабость или несовершенство учеников Христовых. Таким образом, в указанных словах выражается та мысль, что так как ученики Христовы еще не утвердились и не обновились Духом Святым, то и требуют снисхождения, и потому нельзя обременять их строгостью жизни и тягостью заповедей (Злат.). Та же мысль выражается и в дальнейших ответных словах Христовых в третьем уподоблении. Из этих слов Господа епископ Феофан выводит урок, что к строгости внешнего подвижничества должна быть большая внутренняя подготовка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мф.13:20-21. Слышай слово и абие с радостию приемлет е: не имать же корене в себе, но привременен есть.кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;    Выше (ст. 6) мы сказали, что корень — это твердость. «Привременен», т.е. легкоизменяющийся, который и в учении скоро принимает слово, и в искушении скоро оставляет его. Мф.13:21. Бывши же печали или гонению словесе ради, абие соблажняется.но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.    Слово здесь значит — слово веры. Лука (8, 13) печаль и гонение обозначил одним словом «напасть», и вместо «соблажняются» сказал «отпадают». Мф.13:22. А сеянное в тернии, се есть.А посеянное в тернии означает того,    Посеянное в терниях — это тот, о ком скажем. Мф.13:22. Слышай слово, и печаль века сего и лесть богатства подавляет слово, и без плода бывает.кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.    Марк (4, 19) к лести присоединил и другие пожелания, разумея всякое вредное пожелание; а Лука (8, 14) подобным же образом с заботою соединил сласти житейские. «Века сего», т.е. этой жизни, так как есть и другой век — будущая жизнь, в собственном смысле век, как вечно пребывающий и никогда не скончаемый. Мф.13:23. А сеянное на добрей земли, се есть…Посеянное же на доброй земле означает    А посеянное на хорошем поле — это тот, кого сейчас обозначит. Мф.13:23. Слышай слово и разумевая.слышащего слово и разумеющего,    Разумеющий, т.е. скрывающий в глубине сердца, где оно свободно от злоумышлений. Поэтому Марк (4, 20) сказал: «иже слышат слово и приемлют», — а Лука (8, 15): «иже добрым сердцем и благим слышавше слово, держат».услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце…    Сердцем весьма часто Священное Писание называет душу. Мф.13:23. Иже убо плод приносит и творит ово сто, ово же шестьдесят, ово тридесять.который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.    Это объяснено уже немного выше.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

На необходимость сокрушения о грехах при покаянии указывает ап. Павел, который пишет: Печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает ( 2Кор.7:10 ). Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению 128 . Намерение исправить свою жизнь есть необходимое следствие истинного сокрушения о грехах; ведь совершенно невозможно истинно сокрушаться о своих грехах и в то же время не чувствовать в себе искреннего желания и решимости исправить свой образ жизни. Поэтому-то слово Божие учит, что только тогда грешник начинает жить истинной жизнью, когда он оставляет свои прежние грехи: И егда грешник возвратится от беззакония своего, и сотворит суд и правду, той жив будет в них ( Иез.33:19 ). Когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив. Вера во Христа Спасителя и надежда на Его милосердие необходимы для кающегося потому, что получить прощение своих грехов грешник и может только ради крестных заслуг Иисуса Христа. Вера во Христа и уверенность в Его милосердии могут даровать мир самой возмущенной, самой растерзанной совести грешника. Пример этого представляет нам собою св. ап. Петр, трижды отрекшийся от своего Господа. Этот апостол говорит об Иисусе Христе: О Сем вси пророцы свидетельствуют, оставление грехов прияти именем Его всякому верующему в Онь. ( Деян.10:43 ). О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его. Подготовительными и вспомогательными средствами к покаянию служат также пост и молитва. Иногда св. Церковь употребляет еще особенное средство, служащее к очищению и успокоению совести кающегося грешника. Такое средство – эпитимия. Греческое слово «эпитимия» значит запрещение ( 2Кор.2:6 ). Так называются некоторые особенные благочестивые упражнения и некоторого рода лишения, которые, смотря по надобности, предписываются кающемуся его духовником 129 . К числу таких упражнений и лишений принадлежат: коленопреклонения, пост сверх положенного для всех, усиленная молитва , а за тяжкие грехи отлучение христианина от св. причащения на определенное время. Эпитимия налагается не с той целью, чтобы исполнением ее кающийся грешник удовлетворил Божьему правосудию, – такое удовлетворение на все времена для всех людей и за все грехи принесено Спасителем нашим Иисусом Христом, – но для того, чтобы помочь кающемуся загладить неправду греха и победить свои греховные привычки. Таким образом, эпитимии имеют исправительное, воспитательное значение; например, человеку невоздержному назначается пост; скупому и корыстолюбивому – раздача милостыни; привязанному к светским удовольствиям – частое посещение храма и т. п. О таинстве священства

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Не должно ли (здесь) сказать о тех безумцах и отчаян­ных, которые, хотя суть люди, лишены смысла более, чем ка­мень? Хотя они одарены умом, однако не пользуются им, так что постоянно стремглав падают в бездну зол, и хотя по­гружены в нечистоте пороков, думают оставаться здесь. Об них пророк говорит: нечестивым же нет мира . Действительно, – нет : они проводят жизнь в скорби и сомнении, оди­ноко ли, или, видя вместе с собою других, находящихся в наказаниях, предусматривая из их наказаний свои бедствия, подобно тому, как почитающие добродетель, если услышат что-либо нравственно прекрасное, охватываются радостью. (Нечестивые) не могут слышать писаний, потому что не желают слышать о своих наказаниях. Писания, хотя не мучат злых прямо, од­нако всем им угрожают. Слыша таковые угрозы, нечестивые постоянно изнывают. Писания никому не угрожают отдельно, но всем нечестивым вместе. Подобно этому и Павел гово­рил: старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа (Евр.12:14). Злой человек, слыша их, воспри­нимает как бы рану в жилы, и отходит. Выслушивая опре­деление, он уязвляется в сердце. И это происходит прежде, чем он увидит Судию и придет время суда, когда еще нет на лицо ни мучений, ни наказаний. Совесть, показывающая то, что следовало делать, мстит за беззаконие, тем более, когда он слышит: или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют (1Кор.6:9-10); а также: страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников (Евр.10:27). Если он получает это от Писаний, то откуда больше он может получить какое-либо утешение и облегчение? Если от них является скорбь и печаль, то каким образом нечестивый может быть объят радостью; куда может убежать, или в чем найти утешение, если от них (Писаний) он получает печаль и уязвление? Хотя бы он пришел в гавань всех благ, он не получит никакой радости, но найдет там скорбь и удары. Если писания не доставляют ему утешения, то что иное может принести облегчение?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Не должно ли (здесь) сказать о тех безумцах и отчаянных, которые, хотя суть люди, лишены смысла более, чем камень? Хотя они одарены умом, однако не пользуются им, так что постоянно стремглав падают в бездну зол, и хотя погружены в нечистоте пороков, думают оставаться здесь. Об них пророк говорит: нечестивым же нет мира . Действительно, – нет : они проводят жизнь в скорби и сомнении, одиноко ли, или, видя вместе с собою других, находящихся в наказаниях, предусматривая из их наказаний свои бедствия, подобно тому, как почитающие добродетель, если услышат что-либо нравственно прекрасное, охватываются радостью. (Нечестивые) не могут слышать писаний, потому что не желают слышать о своих наказаниях. Писания, хотя не мучат злых прямо, однако всем им угрожают. Слыша таковые угрозы, нечестивые постоянно изнывают. Писания никому не угрожают отдельно, но всем нечестивым вместе. Подобно этому и Павел говорил: старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа (Евр.12:14). Злой человек, слыша их, воспринимает как бы рану в жилы, и отходит. Выслушивая определение, он уязвляется в сердце. И это происходит прежде, чем он увидит Судию и придет время суда, когда еще нет на лицо ни мучений, ни наказаний. Совесть, показывающая то, что следовало делать, мстит за беззаконие, тем более, когда он слышит: или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют (1Кор.6:9-10); а также: страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников (Евр.10:27). Если он получает это от Писаний, то откуда больше он может получить какое-либо утешение и облегчение? Если от них является скорбь и печаль, то каким образом нечестивый может быть объят радостью; куда может убежать, или в чем найти утешение, если от них (Писаний) он получает печаль и уязвление? Хотя бы он пришел в гавань всех благ, он не получит никакой радости, но найдет там скорбь и удары. Если писания не доставляют ему утешения, то что иное может принести облегчение?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Не так делает христианская и благочестивая душа, которая имеет светильник веры, в сердце своем горящий. Она со всяким стремлением спешит к вечной жизни, и ее лишиться весьма опасается; а потому от всякого греха и суеты мира, как от явных к тому препятствий, отвращается, и о временных благах по апостольскому слову рассуждает: Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем (1 Тим. 6:7–8). А когда лишается временных благ, не сокрушается так, как сыны века сего делают, но с праведным Иовом говорит: Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! (Иов. 1:21). Христианин! Великое безумие и явная пагуба – жалеть и плакать о том, что как тень проходит, что ныне имеем, а вскоре и не будем иметь, ибо кончина жизни нашей всему полагает конец, а не жалеть о том, что, единожды сысканное, вовеки пребывает. Верно слово Божие: что оно говорит, то непременно будет. Прекрасно и различно оно изображает и представляет нам вечную жизнь, и к получению ее путь показывает, то есть истинное покаяние и живую веру. Итак, поверь живо и действительно слову Божию, и, без сомнения, переменишься и обновишься, и будущую жизнь оком веры увидишь, и, еще на земли живя, малые крупицы сладости ее будешь внушать. Тогда и ты со псаломником будешь сердцем говорить: Как вожделенны селения Твои, Господи Сил! Всемерно желает душа моя во дворы Господни (Пс. 83: 2–3). Тогда, истину тебе говорю, весь мир со всею своею суетою, гордостью и красотою, омерзеет тебе. Братия! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни (1 Кор. 14:20). Желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло (Рим. 16:19). 140. Едящие и пиющие на трапезе, и прочие алчущие, не допускаемые к ней за свою вину   Бывает, что в доме некоем одни едят и пьют на трапезе и утешаются, но прочих господин дома не допускает к трапезе той за некую вину их, и так объемлет их скорбь и печаль, ибо хотят есть и до этого не допускаются. Видят прочих едящих, и пиющих, и утешающихся, но сами алчут и жаждут, и так печалью снедаются. То же будет и грешникам. Обымет и их скорбь, печаль и туга несносная, и пожалеют, но поздно и бесполезно, когда увидят праведных во утешении, чести, славе, блаженстве вечном, едущих и пиющих на трапезе Господней, себя же – всего того блаженства лишаемых и в великом мучении находящихся. И сие-то есть, что говорит Господь иудеям: Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в царствии Божием, а себя изгоняемыми вон (Лк. 13:28), и прочее. И через пророка говорит: Вот, рабы Мои будут есть, вы же будете алкать. Вот рабы Мои будут пить, вы же возжаждете. Вот рабы Мои возрадуются, вы же посрамитесь. Вот рабы Мои возвеселятся в веселии сердца, вы же возопиете в болезни сердца вашего и от сокрушения духа восплачете (Ис. 65:14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Но он не ощутил иного: само по себе земное мучение не даёт искупления греха. Ибо (вспомним) есть печаль мирская и печаль о Боге ( 2Кор. 7:10 ) — и первая ничего не значит для спасения. Гумилёв помыслил иначе: В мой самый лучший, светлый день, В тот день Христова Воскресенья, Мне вдруг примнилось искупленье, Какого я искал везде. Мне вдруг почудилось, что, нем, Изранен, наг, лежу я в чаще, И стал я плакать надо всем Слезами радости кипящей . Бедствия нельзя возводить в самоцель. Они не могут быть самоценны. В какой-то момент творчества поэт увидел, что в поэзии слову придано ограниченное, земное назначение, и этим поэзия умертвила его, лишила небесного смысла: Мы ему поставили пределом Скудные пределы естества, И, как пчёлы в улье опустелом, Дурно пахнут мёртвые слова . А ему хочется примирить земное с небесным: Есть Бог, есть мир, они живут вовек, А жизнь людей мгновенна и убога, Но всё в себе вмещает человек, Который любит мир и верит в Бога . Здесь всё же некоторая неясность: что значит любить мир? Всё зависит от тех смыслов, которые вкладываются в слова любовь и мир. Если понимать любовь к миру как служение мирскому началу — то любовь такая к миру несоединима с верою. Апостол предупреждает: «…дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» ( Иак. 4:4 ). И ещё: «Не любите мира, ни того, что в мире» ( 1Ин. 2:15 ). Но. Есть и иное понимание любви к миру. Возможна любовь, подобная любви Творца к твари: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» ( Ин. 3:16 ). Такая любовь к миру — жертвенна. (Ранее нам уже приходилось касаться этой проблемы.) Кажется, Гумилёв всё же имеет в виду любовь к миру как привязанность, «акмеистическую», к тому многообразию чувственного мира, в котором обретается источник наслаждения жизнью земной. Тогда он стремится к несоединимому: к служению Богу и маммоне ( Мф. 6:24 ). У самого Гумилёва его «любовь к миру» проявилась в возрастании тщеславия, в ненасытном стремлении к самоутверждению. Хорошо знавший Гумилёва Г. Иванов писал о том:

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010