Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Григориат; греч. Ιερ Μον Γρηϒορου], во имя свт. Николая Чудотворца общежительный муж. мон-рь. Расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос), в устье потока Хрендели, на невысокой (до 20 м) прибрежной скале, между мон-рями Симонопетра и прп. Дионисия. Занимает 17-е место в иерархии 20 афонских мон-рей (c 1574). Игумен - архим. Георгий (Капсанис). Общее число братии - 86 чел.: 80 - в мон-ре и 6 - в зависимых от него келлиях. Главные праздники: дни преставления и перенесения мощей свт. Николая Чудотворца (6 дек. и 20 мая), память прмц. Анастасии Римляныни (29 окт.), память основателя мон-ря прп. Григория Нового (7 дек.), память прп. Григория Синаита и его учеников (3-я Неделя по Пасхе). Мон-рь управляется пожизненно избираемым на общем собрании братии игуменом, к-рый имеет духовную власть над братией. Исполнительную власть он разделяет с эпитропией из 2 членов, законодательную власть осуществляет герондия (духовный собор или совет старцев). Г. м. принадлежат 9 кафизм в окрестностях мон-ря: прор. Илии, преподобных отцов, во Св. Горе Афонской просиявших, Пресв. Богородицы, св. Апостолов, ап. Иоанна Богослова, прор. Илии на Горе, вмч. Артемия, вмч. Георгия и первомч. Стефана; 5 келлий в Карее: мч. Трифона, основанная в X в. и служащая представительством мон-ря в Протате; свт. Филофея, патриарха К-польского, на месте келлии Всех святых, купленная мон-рем в 1661 г. и отстроенная заново в 1996-1997 гг.; Сретения Господня, где размещается братство Иосафеев, занимающихся иконописанием; св. Бессребреников, предоставленная др. братству иконописцев - Пахомеям; свт. Николая Чудотворца, недавно восстановленная из развалин мон. Александром, а также келлия святителей Афанасия и Кирилла Александрийских на Капсале, в к-рой нек-рое время подвизался прп. Никодим Святогорец. В наст. время мон-рь имеет ряд подворий (метохов): ц. св. Бессребреников в Арте, церкви вмч. Георгия и Успения Пресв. Богородицы в Фессалонике, подворье Авлида в номе Беотия, Вулциста близ Веррии, владения в дер. Куварас (Аттика), ц. Пресв. Богородицы Миртидиотиссы и свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского (в Халкиде), Партенонос (или Григориатико) близ Неос-Мармарас на п-ове Ситония. Исторический очерк

http://pravenc.ru/text/168091.html

Важным замечанием Титова является то, что мн. храмы внутри «расписаны стенным писанием», некоторые - «хорошим мастером», однако он не упоминает, кем и когда были выполнены эти работы ( Титов. 1900. С. 9, 10). В. Н. Добрынкин, ссылаясь на «рассказы местных старожилов», писал, что в муромском соборе Рождества Богородицы «на западной стене храма, при входе в придел св. Апостолов, была изображена композиция «Княжение св. Петра»: с сев. стороны от входа - «Пострижение кн. Петра в монашество, с южной - «Пострижение кнг. Февронии»». Росписи были уничтожены при реставрации в 1873-1878 гг., когда стены были закрашены масляной краской «под мрамор» ( Добрынкин. 1915. С. 11). Можно предположить, что росписи появились к 1899 г., 2 года спустя после торжественного перенесения мощей святых Петра и Февронии (переложены в новую раку в 1897) из придела в главный храм ( Сухова, Смирнов. 2008. С. 111). Краткие указания на имеющиеся в муромских храмах росписи известны из «Описи древних церквей города Мурома» кон. XIX - нач. XX в. Самая ранняя стенопись упоминается при описании ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Набережного): «Алтарь Никольского храма в XVIII веке украшен живописью масляной краской, произведенной прямо по кирпичу». Вероятно, к тому же времени относилась внешняя стенопись Казанского (свт. Николая Чудотворца (Можайского)) храма, на к-ром «между окнами, по наружной стене с западной стороны, в углублениях виднелись из-под извести какие-то священные изображения». «Акварельная стенопись» (?) внутри Вознесенской ц., датированная сер. XIX в., по замечанию составителя описи, «не представляла ничего замечательного». Лишь при описании Георгиевской ц. указываются конкретные изображения: «…в куполе масляными красками Бог-Отец изображен, а на своде притвора - Спаситель Иисус Христос в самое последнее время, около 1865-1867 гг.». Стенная живопись, исполненная «масляными красками, позднейшего происхождения», без точной атрибуции указана при описании храмов Спасского монастыря, Воскресенской, Пятницкой и Крестовоздвиженской церквей. В документе приводятся датировки внутренней «стенописи на масле» в Успенском (1897), свт. Николая Чудотворца (Николы Набережного) (1898) храмах (см.: Опись древних церквей г. Мурома//Науч. арх. МИХМ. 29. Л. 36/41 об., 19/23, 15/19, 44/49, 1, 24/30, 48/53, 28/33). О росписи ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Набережного) имеются некоторые сведения у Скворцова (ко времени этого описания роспись была уже утрачена), к-рый при анализе настенной живописи в стиле академизма приводит ее в пример; по данным автора, в программу росписи входила сцена «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных», повторяющая одноименное полотно И. Е. Репина (1888, ГРМ) ( Скворцов. 2004. С. 207).

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Свт. Николай Чудотворец. Роспись ц. мон-ря Эски-Гюмюш в Каппадокии, Турция. Сер. XI в. Древнейшим из многочисленных слав. сказаний о перенесении мощей Н. из Мир Ликийских в Бари является Похвальное слово (нач.: «Присно убо должни есмы, братие, праздникы Божия въ честь творяще держати...»), написанное рус. автором, современником событий (изд.: Макарий (Булгаков) , митр., ред. Мат-лы для истории Рус. Церкви//ДВ. 1862. Янв. Прил. С. 1-9; он же. История РЦ. 1995. Кн. 2. С. 555-557; ПСРЛ. Т. 15. Стб. 176-181; Шляпкин И. А. Рус. поучение XI в. о перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношение к зап. источникам. СПб., 1881. С. 3-10; Толстой Н. А. Историческая ошибка: (Новооткрытая слав. рукопись в Ватиканской б-ке)//ИОРЯС. 1907. Т. 12. Кн. 2. С. 470-474). Среди исследователей нет единого мнения в том, является ли Похвальное слово переводом с греческого ( Шляпкин И. А. Рус. поучение XI в. СПб., 1881. С. 15-23; Poppe A. Opowieš o mczestwie i cudach Borysa i Gleba. Okolicznoci i czas powstania utworu//Slavia Orientalis. Warsz., 1969. Т. 18. N 3. S. 289) или лат. оригинала ( Красовский. 1874) или представляет собой оригинальное сочинение ( Thomson F. J. «Made in Russia»: A Survey of the Translations Allegedly Made in Kievan Russia// Thomson F. J. The Reception of Byzantine Culture in Mediaeval Russia. Aldershot; Brookfield, 1999. P. 331). При общем сюжетном сходстве в неск. деталях рус. Похвальное слово расходится со всеми сохранившимися зап. версиями: указан иной год перенесения мощей Н.; в качестве временного места положения мощей в Бари названа ц. Иоанна Предтечи «при мори» (сначала св. Бенедикта, а затем св. Евстратия - в лат. и в греч. версиях); рассказывается об освящении новой церкви в Бари, к-рое отнесено рус. версией к 1089 г., и об установлении ежегодного праздника 9 мая; называется дата освящения новой церкви 29 сент., не засвидетельствованная зап. источниками. Относительно времени создания Похвального слова мнения исследователей разделились, тем не менее оно единогласно считается домонгольским произведением: кон. XI в. (И. А. Шляпкин и др.), по одной версии, или 1-й четв. XII в., по другой (А. В. Поппе и др.).

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Ф. 184. Оп. 1. Д. 14. Л. 3 об.). Среди др. даров Шуваловых - Казанская икона Божией Матери в позолоченном серебряном окладе с алмазами и самоцветами, серебряный вызолоченный ковчег со створками, в к-ром под слюдой помещены частицы мощей 77 святых; Иверская икона Божией Матери с частицами мощей 18 святых; под прозрачной слюдой в серебряном ковчеге имелись частицы Креста Господня, камня от Гроба Господня, мощей святых Иоанна Предтечи, апостолов Матфея, Луки, Андрея Первозванного, Иакова, брата Господня, святителей Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста, Арсения Тверского и др. Шувалов передал в М. м. и мозаичный Нерукотворный образ Спасителя, созданный М. В. Ломоносовым (ГИМ). В ризнице имелось большое Евангелие с серебряными застежками, изготовленное гр. Шуваловым для вечного поминовения супруги. Особой святыней являлся золотой крест с изображением на финифти распятого Спасителя, Пресв. Богородицы, ап. Иоанна Богослова. В кресте имелась часть ризы Господней. С 10 июля 1759 г. в мон-ре особо торжественно отмечали праздник Положение ризы Господней, с водосвятием и крестным ходом. В 1727 г. царевны Прасковья Иоанновна и Анна Иоанновна подарили обители икону прп. Кирилла Белозерского (29×27 см), украшенную золотыми узорчатыми листами. 25 дек. 1828 г. дворянка Н. А. Бородина пожертвовала чеканный серебряный вызолоченный крест (15,6×13,3 см) с 72 частицами мощей святых. Их имена были написаны на задней стороне креста, а лики «иконным писанием» изображены на деревянной доске, в к-рую был встроен крест. В обители также хранились «древняя» икона Божией Матери «Троеручица» в басменном окладе (утрачена), устав обители 1547 г., «писанный не одною рукою» (утрачен), рукописное Евангелие 1566 г. (утрачено). С сер. XVIII в. в Москве 10 июля, в день празднования Положения ризы Господней, совершали водосвятный молебен и крестный ход вокруг обители. С 1829 г., после строительства Никольской часовни на шоссейной дороге и перенесения в нее резного образа свт. Николая Чудотворца, ежегодно 9 мая из обители крестный ход направлялся в часовню.

http://pravenc.ru/text/2561730.html

Впервые иконография свт. Николая Можайского описана в писцовых книгах Можайска 1596-1598 гг.: «Образ чудотворный Николы чудотворца стоячий на рези в киоте с деяньем, киот обложен серебром, венцы и поля позолочены; у Николы чудотворца венец золот чеканной, а в венце пять репьев золотых, в верхнем репье камень изумруд зелен, по сторонам в репьях два лала червчаты, да в нижнем репье камень изумруд зелен, а с другой стороны камень зелен же плохой, да в репьях же по четыре жемчуги, да у Николы ж чудотворца в правой руке меч, а в левой руке град Можаеск обложен серебром басмян позолочен» ( Виноградов. 1900. С. 6). Мнения исследователей об истоках иконографии различны: древнерус. изображение свт. Николая Зарайского; византийско-балканские традиции почитания мощей святых и изготовления деревянной скульптуры; проникновение на Русь из западнорусских земель - из Белоруссии через Великое княжество Литовское; заимствование из католич. Европы - образ близок к романской культуре, прежде всего Германии. Сложение новой иконографии, когда вместо Евангелия, как показано на Зарайской иконе, святитель изображен с мечом и градом-крепостью в руках, видимо, было связано с тем, что в период вражеских нападений общество нуждалось в защите и конкретном образе, каким явилось рельефное изображение (скульптура в отличие от иконы, написанной на доске, обладала зримой телесностью). Свт. Николай как бы вводился в архитектуру крепости и в жизненное пространство человека, приближался к нему - для защиты жителей города и устрашения врагов. Так в народном сознании свт. Николай превратился из чудотворца, покровителя моряков, плотников и земледельцев в защитника городов, в меченосца-ратника ( Вагнер. 1980. С. 194). С 1403 г. Можайский образ стоял на Никольских воротах Московского Кремля. В 1464-1466 гг. Василий Ермолин выполнил для Фроловских ворот Кремля горельефы св. воинов Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Возможно, тогда же для Никольских ворот скульптор изготовил новую статую свт. Николая. В нач. XVI в. в разных населенных пунктах появились множественные повторения можайской статуи - резные деревянные расписные фигуры, помещенные в киоты. Как правило, они имели строго фронтальную постановку, обобщенную и схематичную трактовку объема, статичность позы, сдержанный жест, ярко выраженное декоративное начало, т. е. в полной мере сохраняли иконный характер. Распространение серии скульптур в городах Московского княжества связывают с перенесением в Москву местных святынь, а в конечном итоге - с политической программой объединения земель под властью вел. князя Московского.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

По мнению А. С. Мандзяка, в сер. XVIII в. обитель именовалась «Высокий скит» (в румынских источниках - «Schitului Nalt», «Schitul Nalt») ( Мандзяк. 2016. С. 300). 4 авг. 1758 г. митр. Проилавский, Томаровский, Хотинский, всего побережья Дунайского и Днестровского и всея Ханской Украины Даниил вручил грамоту и благословил на служение там иеродиак. Александра (Уреке) (Там же). В кон. XVIII в. обитель была разорена турками и опустела ( Щеглов. 1898. С. 509). XIX -XXI вв. В 1801 г. попытку возродить мон-рь под названием скит Галица предпринял иером. Анатолий (Здоичевский), однако он не сумел наладить монастырскую жизнь. Нестроения в обители (самовольные отлучки монахов, пьянство и т. д.) привели к тому, что в 1809 г. решением экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии митр. Гавриила (Банулеску-Бодони) Н. Ч. м. был закрыт. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в с. Непоротове. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в с. Непоротове. Фотография. 10-е гг. XXI в. В 1809-1816 гг. в связи с тем что пожаром была уничтожена Димитриевская ц. в с. Непоротове местный причт вплоть до постройки нового здания храма проводил богослужения в пещерном храме. В кон. 10-х гг. XIX в. попытку возродить скит предпринял некий игум. Серафим, однако в результате конфликта с причтом Димитриевской ц. он покинул обитель ранее 1820 г. ( Мандзяк. 2016. С. 303). В 20-х гг. XIX в. сложилась традиция ежегодного крестного хода от храма с. Непоротова до пещерной церкви, связанная с тем, что 9 мая 1820 г., в день перенесения в Бари мощей свт. Николая Чудотворца, трое рыбаков на Днестре увидели над бывш. мон-рем огненный крест ( Piдyш. 2000. С. 112). Они рассказали о знамении священнику с. Непоротова Тимофею Ивановичу Марецкому, который и организовал 1-й крестный ход до пещерной церкви. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. пещерная церковь, освященная уже во имя арх. Михаила, числилась приписной к Димитриевской (с 1892 Свято-Анастасиевской) ц. с. Непоротова и открывалась в определенные дни, в частности 9 мая, во время ежегодного крестного хода. В 1889 г. пещерный комплекс посетил еп. Балтский Димитрий (Самбикин) . В 1903 г. по распоряжению еп. Кишинёвского и Хотинского (впосл. митр.) Иакова (Пятницкого) были выделены средства на реставрацию пещерного храма, в 1904-1905 гг. провели реставрацию, устроили новый иконостас и престол, освященный во имя свт. Николая Чудотворца. В 1906-1915 гг. пещерный комплекс неоднократно посещал известный бессарабский церковный историк и археолог В. Г. Курдиновский.

http://pravenc.ru/text/2566194.html

Ильмень; принесение иконы крестным ходом в Новгород; больной кн. Мстислав отсылает слуг за иконой; явление свт. Николая лежащему на одре князю. Обратный по хронологии порядок следования клейм может свидетельствовать о букв. воспроизведении некоего графического образца (прориси?). Свидетельством почитания в Новгороде круглой иконы с поясным образом свт. Николая служит происходящая из Никитской ц. наперсная круглая 2-сторонняя каменная иконка (из сланца) с фигурой Божией Матери «Оранта» и полуфигурой свт. Николая (1-я пол. XIV в., ГРМ): святитель представлен в поясном изводе, характерном для древнейших рус. (домонгольских) изображений,- фигура старца с благословляющей десницей, поднятой перед грудью, и большим кодексом Евангелия на левой руке, по сторонам головы вырезаны крупные литеры, составляющие надпись из греч. слова «святой» и славянского - «заступник». Наряду с другими святынями древнего Новгорода, прежде всего иконой Божией Матери «Знамение», круглый образ свт. Николая из собора со старинного княжеского двора стал святыней новой столицы России - С.-Петербурга. Сохранилась икона XVIII в. в соборе во имя равноап. кн. Владимира - круглая икона-список была врезана в живописную раму с образами Св. Троицы (Сопрестолие), архангелов, изображением Никейского чуда в верхней части и с житийными сценами вокруг круглой доски. В 1736 г. мастером Т. Семёновым была написана икона для Трехсвятительской ц. на Васильевском о-ве (ныне в ГЭ), повторявшая новгородский список нач. XVII в. (диаметр 58 см), о чем сообщает надпись на ее нижнем поле. Возможно, икону-список нач. XVII в. брали в крестные ходы и носили в дома к больным. Икона из собора в честь Преображения Господня всей гвардии является врезком круглой формы в раму, на которой воспроизведены Никейское чудо и 2 сцены из Жития свт. Николая - «Перенесение мощей в Бари» и «Избавление юноши Василия от сарацин». Лик святителя наделен особой суровостью, взгляд направлен влево, а не вправо, как на новгородских иконах-списках. О почитании иконы в гвардейском соборе свидетельствует чеканный оклад, покрывающий поля рамы и орнаментированную кайму круглого врезка, повторенную в очертаниях нимба святого.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

паломников XIV-XV вв. эти святыни не упоминаются. Видимо, правдиво сообщение о том, что после захвата в 1204 г. К-поля крестоносцами глава М. была увезена в Шартр ( Riant P. E. D. Exuviae sacrae Constantinopolitanae. Ginevae, 1877. T. 2. Р. 184; Janin. Églises et monastères. P. 46). На связь мощей М. с к-польским храмом св. Апостолов указывает и такой поздний лат. источник, как «История перенесения мощей апостолов Луки и Матфея из Константинополя в Падую» (между 1260 и 1280). Согласно этому тексту, во время гонений имп. Юлиана Отступника (361-363) Урий, священник и хранитель ц. св. Апостолов, спас мощи апостолов Луки и М., увезя их из К-поля в Падую. В течение столетий они хранятся в падуанском мон-ре Санта-Джустина. Согласно Синаксарю К-польской ц. (архетип кон. Х в.), синаксис М. совершался 16 нояб. в ц. ап. Петра при Св. Софии (SynCP. Col. 230), память М. также включена в Собор 70 (72) апостолов под 30 июня (Ibid. Col. 781). В поствизант. период появляются упоминания о частицах мощей М. на Афоне: в мон-рях Зограф и Пантелеимоновом (Покровская ц.), в Ильинском скиту и в Ксилургу ( Лопарев Х. Предисловие//Книга Паломник. С. CII; Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. Τ Αγιον Ορος. Καρυς, 19882. Σ. 561, 669, 679). В наст. время часть главы М. хранится в правосл. соборе свт. Николая Чудотворца в Хамзави в Каире, др. часть главы (дар 500-летней давности Иерусалимского Патриархата Александрийскому) - в правосл. ц. равноап. Константина в Каире. Кроме того, частицы мощей М. находятся в Киккском монастыре на Кипре, в Зографе, Пантелеимоновом мон-ре, Ксилургу на Афоне, в ц. свт. Николая в с. Хрисо близ Дельф, в Иоанна Богослова апостола монастыре на Патмосе ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 214). Маловероятная версия местонахождения мощей М. связывает их с оз. Иссык-Куль. На каталонской карте, составленной в 1375 г. картографом А. Крескесом, есть упоминание, что на севере Иссык-Куля расположен арм. мон-рь, в к-ром были захоронены мощи М.

http://pravenc.ru/text/2562632.html

Е. встречаются с кон. X в.: на фресках Дирекли-килисе в Каппадокии (976-1025) и на миниатюрах из имп. минологиев, напр. в сцене успения прп. Алексия, человека Божия (ГИМ. Син. греч. 183. Л. 211r). В памятниках кон. X - нач. XI в. известны изображения святителей без Е.: К-польского патриарха Никифора с круглой иконой Христа на левой руке на миниатюре «Собор иконоборцев 815 г.» из Хлудовской Псалтири (ГИМ. Хлуд. 129д. Л. 23v); Василия Великого на створке иконы с изображениями ап. Фаддея и царя Авгаря, принимающего Мандилион, и святых (сер. X в., монастырь вмц. Екатерины на Синае); Николая Чудотворца на иконе «Святые Зосима и Никола» (X в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); Иоанна Златоуста, Климента Александрийского, Василия Великого и Григория Богослова на внешних створках т. н. Арбавильского триптиха (сер. X в., Лувр). Изображение Е. с простейшим орнаментом появилось в портретных образах святителей в XI в.: на фигуре свт. Ермолая, вычеканенной на визант. медной вотивной пластине (нач. XI в., Дамбартон-Окс, Вашингтон), св. Иоанна Милостивого в облачении патриарха Александрийского на левом поле иконы «Деисус, со святыми на полях» и свт. Николая, архиеп. Мирликийского, на иконе «Деисус, со свт. Николаем Чудотворцем» (обе XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), на святителях в алтаре храма на миниатюре из Изборника Святослава (ГИМ. Син. 1043 [Син. 31д]. Л. 3, 1073 г.), на священниках, изображенных на миниатюре из Феодоровской Псалтири 1066 г. со сценой перенесения мощей 40 Севастийских мучеников (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 81v), на свт. Василии Великом на фресках алтаря Св. Софии в Охриде, Македония (сер. XI в.). С XI в. Е. присутствует в сценах рукоположения во иерея в житийном цикле свт. Николая Чудотворца ( Walter. 1982. P. 20; напр., на псковской иконе «Свт. Николай в житии» (2-я пол. XIV в., ГТГ)). В рукописях сер.- 3-й четв. XII в. Е. на иереях и святителях может отсутствовать: напр., на миниатюре из Хроники Иоанна Скилицы (Юж. Италия (Палермо), 1150-1175, Matrit. gr. 2) c композицией «Патриарх Николай крестит сына имп. Льва VI» (Fol. 112r (b)).

http://pravenc.ru/text/190057.html

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 218-220; Красовский А. Установление в Рус. Церкви праздника 9-го мая в память перенесения мощей свт. Николая из Мир Ликийских в г. Бар//ТКДА. 1874. 12. С. 521-585; Никольский Н. К. Мат-лы для повременного списка рус. писателей и их сочинений (X-XI вв.). СПб.,1906. С. 302-395; Творогов О. В. Житие Николая Мирликийского//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 168-172; 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 812-813; он же. Переводные жития в рус. книжности XI-XV вв.: Кат. М.; СПб., 2008. С. 87-90; Чернова С. О. Описание языка «Слова о перенесении мощей св. Николая Мирликийского в Барград» как варьирующейся динамической системы//Язык памятников церковнослав. письменности. Новосиб., 1995. С. 87-130; Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 19962. С. 215-225; Крутова М. С. Свт. Николай Чудотворец в древнерус. письменности, М., 1997; она же. Свт. Николай Мирликийский в рус. исследовательской традиции//БСб. 1999. Вып. 3. С. 197-221; Кенанов Д. Метафрастовото житие на св. Николай Мирликийски//Трудове на Великотърновския ун-т «Св. Кирил и Методий». Правосл. Богосл. фак-т: Годишник. 1991/1992. Вел. Търново, 1994. Кн. 1. С. 76-110 (переизд.: Он же. Метафрастика: Симеон Метафраст и православната слав. агиография. Вел. Търново. 1997. С. 135-171); он же. Старобългарският превод на Метафрастовото житие за св. Николай Мирликийски//Проглас: Филол. списание на Великотърновския ун-т. Вел. Търново, 2004. Кн. 14: 2000-2004. С. 28-34 (переизд.: Он же. Българистични простори. Пловдив; Вел. Търново, 2007. С. 83-89); он же. Житието на св. Николай Мирликийски от Дамаскин Студит и преводът на Григорий Прилепски//Българистични простори. 2007. С. 90-99; Турилов А. А. К изучению «Сказания о явлении и чудесах Николы Чудотворца в Лукомле»//Наш Радавод. Гродна, 1992. Кн. 4. Ч. 1. С. 147-149 ; он же. Визант. и слав. пласты в «Сказании инока Христодула»//Славяне и их соседи. М., 1996. Вып. 6: Греч. и слав. мир в средние века и раннее новое время. С. 81-99; Пак Н.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010