кн. Константин предстает перед муромцами в рост с чудотворным образом в руках (клейма 37, 38). Следующие сцены, где присутствует образ, связаны с обретением мощей блгв. кн. Константина и его сыновей и с принесением иконы с их изображениями из Пскова. М. и. помещена в Благовещенской ц. в сцене молебна по случаю обретения мощей чудотворцев (клеймо 63). Если следовать логике исторических событий, то эта икона может быть только иконой-заместительницей самого чудотворного образа, к тому времени уже унесенной свт. Василием в Рязань. Однако в клеймах иконы последовательность событий изменена и сюжеты с перенесением образа помещены в самом конце. Икона также фигурирует в качестве образа над гробами чудотворцев в Благовещенской ц. (клеймо 65). К ней обращен в молении Петр, псковитянин, отправляющийся во Псков за др. иконой - с изображением 3 муромских князей. Наконец, образ Божией Матери показан в сцене торжественного переложения мощей чудотворцев в единую раку в Благовещенском соборе в присутствии Рязанского еп. Гурия (клеймо 71). Из 14 клейм, посвященных истории свт. Василия, М. и. присутствует в 10. В 1-м показан молебен свт. Василия при обновлении Благовещенского храма св. кн. Георгием (Юрием) Ярославичем Муромским (клеймо 74). Три сцены подряд отражают непрестанное моление св. епископа перед чудотворным образом (в келье; во время литургии в ц. святых Бориса и Глеба; в Благовещенской ц.- клейма 78-80). На 5 клеймах из 6, иллюстрирующих путь свт. Василия и по суше и по водам, от Благовещенского храма в Муроме до соборной церкви в Ст. Рязани, иконописец показал, что епископ не расставался с чудотворным образом (клейма 81-85, 86). Само же чудесное плавание (Второе чудо от образа Божией Матери) на мантии с иконой в руках по р. Оке представлено всего в 2 сценах: отплытия еп. Василия из Мурома и его прибытия в Рязань (клейма 84-85). Создатель аналойной иконы «Муромская икона Божией Матери, с предстоящими святыми Борисом и Глебом и Муромскими чудотворцами» (26,5×20,5 см; средник - 1-я четв.

http://pravenc.ru/text/2564376.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ УЛЕЙМИНСКИЙ Варлаам Улéйминский (XV в.), прп. (пам. 19 нояб., 11 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), основатель Улейминского во имя свт. Николая Чудотворца монастыря под Угличем. Основным источником сведений о В. У. является «Угличский летописец» (2-я пол. XVIII в.), сохранивший фрагменты сказания о преподобном. Его родиной был Ростов. В 1457 г. В. У. отправился в паломничество, ради поклонения мощам свт. Николая Чудотворца побывал в Бари . Здесь В. У. явился свт. Николай и повелел купить на рынке свой образ, вернуться с иконой на Русь и поселиться там, где будет указано. В. У. исполнил повеление, приобрел образ за 3 серебреника и тотчас отправился в дорогу. 9 мая 1460 г., в праздник перенесения мощей свт. Николая Чудотворца, В. У. был в Угличе, спустя неск. дней направился в Ростов. Пройдя 12 км, В. У. оказался в лесу вблизи рек Улейма и Воржехоть, здесь он почувствовал усталость и сделал остановку; поставив икону между ветвей одной из сосен, преподобный уснул. Проснувшись, В. У. решил продолжить путь и неск. раз безуспешно пытался снять образ с дерева. Смущенный странник снова уснул, во сне ему явился свт. Николай и повелел поселиться на этом месте. В. У. исполнил волю святителя. Крестьяне соседнего с. Дубровского и окрестных деревень вскоре узнали о подвижнике и чудотворной иконе и стали приводить к образу больных, получавших исцеление. Для В. У. местные жители поставили келью, а для чудотворного образа - часовню у дороги в Ростов. Через нек-рое время для поклонения чудотворной иконе прибыл правитель Углича, Бежецкого Верха и Звенигорода (с 1462) кн. Андрей Большой († 1493), 4-й сын вел. кн. Василия II Васильевича . По его приказу и по благословению свт. Трифона , архиеп. Ростовского, место, где находилась икона, было расчищено и ок. 1464 г. начато строительство деревянного Никольского храма. Вскоре вокруг храма возник мон-рь, Ростовский архиеп. Иоасаф (Оболенский ; 1481-1488/89) назначил В.

http://pravenc.ru/text/154253.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 29 июня 2023 года 16. Четверг. Свт. Тихона, еп. Амафунтского. Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского (службу зри 10 января) . Прп. Тихона Калужского. Прп. Тихона Луховского, Костромского чудотворца. Аллилуия. Прп. Моисея Оптинского . По Уставу, совершается аллилуйная служба (свт. Тихона, еп. Амафунтского) (Б) . По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба свт. Тихона, еп. Амафунтского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Феофана, Затворника Вышенского (В) , славословной службы прп. Тихона Калужского в соединении со службой Октоиха (Г) и славословной службы прп. Тихона Луховского в соединении со службой Октоиха (Д) . Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный…» и обычного начала). А. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 2-й – 3, и святителя, глас 8-й – 3 . «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Огнь рождши…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Яко плодовита маслина…». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Заченшая неопально…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Заченшая неопально…». Кафизмы 13-я и 14-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и святителя на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Примечание. Типикон умалчивает о кондаке свт. Тихона Амафунтского, глас 8-й: «Иже Божественнаго Духа…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Июнь. Киев, 1893. Л. 108) этот кондак также отсутствует.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Феодора, который был, согласно Никоновской летописи, «Грекъ митрополичь отъ папы из Рима и принесе много мощей святыхъ», а в их числе и мощи свт. Николая. Инициатором же учреждения праздника 9 мая 1092 г. выступил митрополит Ефрем Переяславский, замещавший в это время Киевскую кафедру (20). Но вернемся к древнерусской паломнической литературе. Она не прошла мимо и истории возможного перенесения мощей свт. Николая в Венецию. Вот как описывает паломничество к этим мощам Неизвестный Суздалец, сопровождавший митрополита Исидора на известный Ферраро-Флорентийский униатский собор (пребывание русской делегации в Италии продолжалось около трех лет - с 1437 по 1440 г.). «И приста корабль к острову. И ту монастырь святаго Николы, и ту сам святыи Никола лежит. И видехом гроб его в церкви на четырех столпех, учинено по лествице 6 степени, и знаменахомся у гроба святаго, самого не видехом, замурован бе лежит; с ним дядя его, да Федор в едином гробе. И въпрошахом игумена монастыря того, откуды мощи святаго Николы взяты; они же поведаша: от Бара града слали венетяне 100 катарг, да 3 корабли с житом, и взяли мощи» (21). Это сообщение в целом не вызывает сомнений. Корабль с возвращающейся на родину русской церковной делегацией остановился 22 декабря 1440 г. у острова Лидо (по некоторым сведениям он прежде так и назывался San Niccolo), где располагался бенедиктинский монастырь с церковью Сан Никколо (chiesa San Niccolo a Lido). Здесь русским путешественникам показали раку, где хранились мощи трех святых, в том числе, святителя Николая Чудотворца. Вероятно, на недоуменный вопрос членов делегации, безусловно, знавших, что мощи святителя должны находиться в Бари, «игумен» ответил маловероятной, не подтверждаемой ни одним из известных нам источников, историей со ста галерами и тремя кораблями с зерном, за которые венецианцы и получили святыню. Известные источники излагают совершенно другую версию перенесения мощей в Венецию из Мир Ликийских. Это, прежде всего, повествование францисканского монаха Иордана, жившего в первой половине XIV в.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Важным замечанием Титова является то, что мн. храмы внутри «расписаны стенным писанием», некоторые - «хорошим мастером», однако он не упоминает, кем и когда были выполнены эти работы ( Титов. 1900. С. 9, 10). В. Н. Добрынкин, ссылаясь на «рассказы местных старожилов», писал, что в муромском соборе Рождества Богородицы «на западной стене храма, при входе в придел св. Апостолов, была изображена композиция «Княжение св. Петра»: с сев. стороны от входа - «Пострижение кн. Петра в монашество, с южной - «Пострижение кнг. Февронии»». Росписи были уничтожены при реставрации в 1873-1878 гг., когда стены были закрашены масляной краской «под мрамор» ( Добрынкин. 1915. С. 11). Можно предположить, что росписи появились к 1899 г., 2 года спустя после торжественного перенесения мощей святых Петра и Февронии (переложены в новую раку в 1897) из придела в главный храм ( Сухова, Смирнов. 2008. С. 111). Краткие указания на имеющиеся в муромских храмах росписи известны из «Описи древних церквей города Мурома» кон. XIX - нач. XX в. Самая ранняя стенопись упоминается при описании ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Набережного): «Алтарь Никольского храма в XVIII веке украшен живописью масляной краской, произведенной прямо по кирпичу». Вероятно, к тому же времени относилась внешняя стенопись Казанского (свт. Николая Чудотворца (Можайского)) храма, на к-ром «между окнами, по наружной стене с западной стороны, в углублениях виднелись из-под извести какие-то священные изображения». «Акварельная стенопись» (?) внутри Вознесенской ц., датированная сер. XIX в., по замечанию составителя описи, «не представляла ничего замечательного». Лишь при описании Георгиевской ц. указываются конкретные изображения: «…в куполе масляными красками Бог-Отец изображен, а на своде притвора - Спаситель Иисус Христос в самое последнее время, около 1865-1867 гг.». Стенная живопись, исполненная «масляными красками, позднейшего происхождения», без точной атрибуции указана при описании храмов Спасского монастыря, Воскресенской, Пятницкой и Крестовоздвиженской церквей. В документе приводятся датировки внутренней «стенописи на масле» в Успенском (1897), свт. Николая Чудотворца (Николы Набережного) (1898) храмах (см.: Опись древних церквей г. Мурома//Науч. арх. МИХМ. 29. Л. 36/41 об., 19/23, 15/19, 44/49, 1, 24/30, 48/53, 28/33). О росписи ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Набережного) имеются некоторые сведения у Скворцова (ко времени этого описания роспись была уже утрачена), к-рый при анализе настенной живописи в стиле академизма приводит ее в пример; по данным автора, в программу росписи входила сцена «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных», повторяющая одноименное полотно И. Е. Репина (1888, ГРМ) ( Скворцов. 2004. С. 207).

http://pravenc.ru/text/2564374.html

В 1764 г. совершилось обретение мощей свт. Иннокентия (Кульчицкого): при ремонте Тихвинской ц. в иркутском Вознесенском монастыре было вскрыто его захоронение и обнаружилось, что тело, одежда и бархат на гробе были нетленными; в монастыре началась запись чудотворений, совершавшихся у гробницы еп. Иннокентия. При свт. Софронии сложились традиции совершения в Иркутске крестного хода на Рождество Христово, перенесения чудотворной Казанской иконы Божией Матери из кафедрального города в сельские приходы. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Тельме. 1814–1816 гг. Фотография. 2000 г. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Тельме. 1814–1816 гг. Фотография. 2000 г. Преемником свт. Софрония на Иркутской кафедре стал еп. Михаил (Миткевич; 1772-1789), при котором в епархии было построено 29 храмов. Благодаря усилиям еп. Михаила 23 марта 1780 г. открылась Иркутская ДС. В течение 6 лет архиерей посылал просьбы в Синод о создании в Иркутске семинарии, и 3 окт. 1779 г. был издан указ о ее учреждении и назначении 2 тыс. р. на ее содержание. Вскоре для семинарии было построено каменное здание недалеко от архиерейского дома. Первоначально ректором семинарии был Иркутский епископ. Помимо традиц. предметов в Иркутской ДС одно время преподавались япон., кит. и монг. языки. В семинарии обучались дети духовенства со всей Вост. Сибири, наиболее способные ученики направлялись в столичные духовные учебные заведения. Выпускником Иркутской ДС был Московский митр. св. Иннокентий (Вениаминов) . В 1799 г. в Иркутской епархии действовали 182 храма и 9 мон-рей (7 самостоятельных и 2 приписных). Во время управления епархией еп. Вениамином (Багрянским ; 1789-1814) был канонизирован свт. Иннокентий (Кульчицкий): 1 дек. 1804 г. Синод издал соответствующий указ, 9 февр. 1805 г. в Иркутске прошли торжества перенесения мощей святителя в собор Вознесенского мон-ря. При еп. Михаиле (Бурдукове ; 1814-1830) территория Иркутской епархии достигла своих максимальных размеров. В 1826 г. епархия из третьеклассной стала второклассной, архиереи получили сан архиепископа. В 1828 г. в епархии насчитывалось 310 церквей (96 в Иркутской губ., 98 в Енисейской губ., 101 в Забайкалье, 15 в Якутии). Клир епархии состоял из 1225 священно- и церковнослужителей: на территории Иркутской губ.- 489 чел., в Забайкалье - 360, в Енисейской губ.- 341, в Якутии - более 30 чел. (сведения по Якутии неполные).

http://pravenc.ru/text/674055.html

XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР). Перенесение мощей свт. Петра, митр. Московского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 44 об.) Перенесение мощей свт. Петра, митр. Московского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 44 об.) В иконописном подлиннике XVIII в., принадлежавшем Г. Д. Филимонову, в списке, где перечислены имена святых, к-рые не упоминаются в Четьих-Минеях, под 6 мая о внешнем облике Г. сказано: «Преставление иже во святых отца нашего Геронтия митрополита Московскаго чудотворца; подобием сед, брада шире Власиевы, на конец тупая, и повилася; ризы святительския, саккос лазоревой, и в клобуке, омофор и Евангелие, исподняя риза баканная» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 54, 21). Подобные описания имеются в подлиннике XVIII в. С. Т. Большакова ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 95), в рукописи 30-х гг. XIX в.: «Сед, брада шире Власьевой, на конец повилась, в саку и клобуке» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 155 об.), в другой добавлено: «…сакос лазорь, риза испод бакан, амфор и Евангелие» (РНБ. Погод. 1931. Л. 150 об.; 20-е гг. XIX в.). В миниатюрах Голицынского и преимущественно Шумиловского томов Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ) имеется ряд сюжетов, связанных с Г.: в бытность епископом Коломенским он присутствовал на поставлении на Московскую митрополию Суздальского еп. Филиппа; участвовал в хиротонии архим. Феодосия во епископа Рязанского, свт. Феофила во архиепископа Новгородского (РНБ. F. IV. 225. Л. 898-898 об., 1130 об., 1031). Как и др. иерархи, Г. представлен в архиерейской мантии и черном клобуке или в богослужебном облачении - в фелони, омофоре и митре, без особых индивидуальных отличий. Первый подробный цикл миниатюр Шумиловского тома с участием Г. посвящен решению вопроса о мощах свт. Петра, митр. Московского, их перенесении, чудесах и т. д. (РНБ. F.IV.232. Л. 41-45 об.). Др. группа включает неск. изображений, повествующих о поставлении Г. на Московскую кафедру: после смерти митр. Филиппа по повелению вел. кн. Иоанна III Васильевича церковные иерархи, в клобуках и мантиях, верхом на лошадях съезжаются в Москву; во главе др. архиереев Г. беседует с вел. князем; освященный Собор поставляет Г. на митрополию «во вторник на Петров день» - в парадном облачении (саккос, омофор и митра), с раскрытой книгой в руке он стоит среди иерархов пред вел. князем (Л. 90, 91, 91 об.).

http://pravenc.ru/text/164853.html

Иконография образа П., созданного на иконе из кремлевского Успенского собора, воспроизведена в росписи юго-вост. столпа ц. Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502, Дионисий и его сыновья). Этот извод послужил прототипом М. И. Милютину при создании им в 1691 г. иконы для местного ряда ц. во имя свт. Петра в Высокопетровском мон-ре (МГОМЗ). В отличие от икон свт. Алексия, где этот извод был наиболее востребованным, в иконографии П. он менее распространен и чаще встречается в шитье, напр. на епитрахили «Святители» посл. четв. XVI в. (мастерская царицы И. Ф. Годуновой) и пелене 50-60-х гг. XVII в. (мастерская А. И. Строгановой, вклад Г. Д. Строганова в Успенский собор, поступила из кремлевского Чудова мон-ря) (обе - в ГММК); на левом поле пелены «Св. царевич Димитрий Угличский, со сценой его убиения и святыми» 1654 г. (мастерская А. И. Строгановой, СИХМ). К этому типу относятся и образ в верхнем ряду семейных икон царя Алексея Михайловича (ок. 1650, ЦМиАР) и икона XVIII в. (ГМЗРК). Создатели житийных икон П. обычно ориентировались на икону из кремлевского Успенского собора, однако количество клейм и их последовательность варьировались. Напр., на костяной иконе П. с 14 клеймами жития 1-й трети XVI в. (ГММК) ряд эпизодов не был включен в состав иконы. Композиции клейм в целом повторяют икону круга Дионисия, однако некоторые из них более лаконичны (очевидно, это обусловлено материалом изготовления иконы). На житийной иконе 3-й четв. XVI в. (ВГИАХМЗ) нарушена последовательность повествования: 9-е и 10-е клейма расположены на ряд выше и т. о. П. оказался поставленным во митрополита еще до того, как П. отправился в Царьград. В 8-м клейме, согласно надписи, П. встречается не с кн. Юрием Галицким, а с вел. кн. Иоанном Даниловичем Калитой. В дополнительном, 20-м клейме изображены прав. Евдоким и архидиак. Стефан, скорее всего тезоименитые святые заказчиков иконы. На рубеже XVI и XVII вв. увеличивается численный состав клейм. К нач. XVII в. относится икона с 24 клеймами жития П. письма Истомы Савина (на доске от гроба П., из усыпальницы вел. кн. Сергея Александровича в Чудовом мон-ре, ГТГ). В среднике иконы П., изображенный в рост, молитвенно обращается к Богоматери с Младенцем, у его ног - коленопреклоненные молящиеся. Здесь добавлены 5 дополнительных эпизодов: поставление во диакона (клеймо 4); патриарх Афанасий наставляет П. (клеймо 13); отплытие П. из К-поля (клеймо 14); свт. Феогност посылает в К-поль сообщение о чудесах у гроба П. (клеймо 23); перенесение мощей П. (клеймо 24; лит. основой могло послужить «Слово о перенесении честных и священных мощей… великого Петра митрополита всея России нового чудотворца», где есть описание перенесения мощей в 1472 и 1479).

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Андрей; † до 1575), митр. Московский и всея Руси. Род. в Переславле-Залесском, был женат, служил священником; его духовным отцом был прп. Даниил Переяславский († 1540), предсказавший, что Андрей будет духовником московского государя. В 1550 г. Андрей стал протопопом Благовещенского собора Московского Кремля и духовником царя Иоанна IV Васильевича Грозного . В 1552 г. во время казанского похода сопровождал Иоанна Грозного и совершал богослужения о даровании победы рус. оружию. На пути в Казань, во Владимире, получил исцеление у мощей св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского . После взятия Казани участвовал в закладке ц. в честь Благовещения. В 1553 г. к протопопу Андрею обращался дьяк И. М. Висковатый со своими недоумениями об иконах. В 1554 г. протопоп Андрей крестил в Чудовом мон-ре царевича Иоанна Иоанновича (восприемником был митр. Московский свт. Макарий ), в 1555 г. присутствовал при хиротонии первого архиеп. Казанского свт. Гурия (Руготина) . В том же году в Москву был перенесен с Вятки чудотворный образ свт. Николая Великорецкого, к-рый «поновляли» митр. Макарий и протопоп Андрей. В 1561 г. протопоп Андрей сделал вклад в Троице-Сергиев мон-рь (его род записан в монастырском пергаменном синодике). В 1562 г. принял монашество в Чудовом мон-ре с именем А. После кончины митр. Макария, 9 февр. 1564 г., был созван Собор, на к-ром митрополит Московский и всея Руси получил право носить белый клобук, подобно архиепископу Новгородскому, и скреплять грамоты печатями красного воска, подобно архиепископу Казанскому. 24 февр. 1564 г. А. был избран и 5 марта поставлен митрополитом Московским. При избрании А. получил от царя грамоту (подтвержденную царем Борисом Феодоровичем Годуновым Патриарху св. Иову в 1589), в к-рой сказано, что все люди, служащие митрополиту (Патриарху) и живущие на его землях и землях его мон-рей, подлежат только суду митрополита (Патриарха), кроме дел о душегубстве; кроме того, митрополичьи (Патриаршие) крестьяне освобождались от ряда повинностей. При А. прекратилось участие Главы Рус. Церкви в решении вопросов гос. управления. В 1564 г. вместе с царской семьей А. посетил Переславль и освятил соборный храм в переславль-залесском во имя вмч. Никиты мон-ре , построенный на пожертвования Иоанна Грозного. Затем царь и митрополит отправились в Троице-Сергиев мон-рь, где молились у мощей прп. Сергия Радонежского . Среди поставленных А. архиереев можно назвать архиеп. Казанского свт. Германа (Садырева-Полева) , хиротонисанного 12 марта 1564 г.

http://pravenc.ru/text/76870.html

Будучи соловецким пострижеником, И. в 1591 г., возможно, присутствовал при принесении на Соловки из Твери мощей свт. Филиппа (Колычева) . В вышедшей при И. декабрьской богослужебной Минее помещена служба свт. Филиппу, что позволяет говорить о его общерусском почитании ( Рамазанова Н. В. «Русского светильника Филиппа премудраго восхвалим»: Служба святому в источниках XVII-XVIII вв.//Рукописные памятники: Публ. и исслед. СПб., 1997. Вып. 4. С. 7-18). И. прислал икону святителя старцу Паисию (Дворянинову), бывшему в 1639-1640 гг. соловецким настоятелем (см.: Сапожникова О. С. Записка об обретении и перенесении мощей митр. Филиппа (Колычева)//КЦДР. СПб., 2001. [Вып.]: Соловецкий мон-рь. С. 443). Иоасаф I. Фрагмент рисованного лубка «Патриархи Русской Церкви свт. Иов, сщмч. Ермоген, Филарет, Иоасаф I, Иосиф». 2-я пол. XIX в. (ГИМ) Иоасаф I. Фрагмент рисованного лубка «Патриархи Русской Церкви свт. Иов, сщмч. Ермоген, Филарет, Иоасаф I, Иосиф». 2-я пол. XIX в. (ГИМ) И. делал вклады в Успенский собор в Кремле: подсвечники, облачение, покровы на гробницы митрополитов Феогноста, Филиппа, Геронтия, Макария. При И. была возобновлена роспись в соборе кремлевского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря , был написан храмовый образ «Чудо арх. Михаила» ( Меняйло В. А. Храмовой образ собора во имя Чуда арх. Михаила в Хонех в Московском Кремле//Филимоновские чт. М., 2004. Вып. 1. С. 133). Во вкладной книге Троице-Сергиева мон-ря указаны 100 р., данных И. мон-рю в 1635 г. Патриарх послал шубу прп. Никодиму Кожеезерскому († 1640), узнав о его строгой жизни, сделал вклад в Кожеезерский в честь Богоявления монастырь , передал ризу, Требник и 5 р. ( Таушев Н. История Кожеозерского мужского монастыря. СПб., 1858. С. 65). И. благословил игумена Макариева Желтоводского во имя Святой Троицы монастыря Пафнутия (1640-1642) освидетельствовать чудеса, совершавшиеся при гробе прп. Варнавы Ветлужского , после чего началось общерус. почитание святого. Ок. 1634 г. в Нерехте по благословению первосвятителя был освящен храм и при нем устроен Сретенский мон-рь. В 1636 г. по благословению И. в Нерехту принесли чудотворную икону Божией Матери из ростовского Успенского собора. Позднее была сделана копия этой иконы, на одном из 14 добавленных клейм изображены просители из Нерехты у И. Согласно «Повести о начале Оранского монастыря», боярский сын В. Потапов, собиравший архиерейскую дань в Нижегородской земле, сообщил главе Церкви о новоявленной чудотворной Оранской иконе Богоматери. По грамоте И. была создана комиссия по проверке чудотворений, в которую вошли архимандрит нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мужского монастыря Рафаил и протопоп кремлевского Архангельского собора Иосиф. После подтверждения комиссией чудес, совершенных от иконы, в 1635 г. последовало патриаршее благословение на открытие Оранского в честь Владимирской Божией Матери мужского монастыря В «Повести...» И. назван «тихосмиренным».

http://pravenc.ru/text/578112.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010