Автор нескольких книг о святителе Николае, он подчеркнул, что нередко мы сталкиваемся с проблемой наложения жития Николая Мирликийского на житие святого более позднего времени – Николая Пенарского. Из-за этого даже в клеймах на иконах почитаемого на Руси святого угодника появляются факты из жизни менее известного у нас свт. Николая Пенарского. Далее состоялся телемост с коллегой Бугаевского по изучению наследия свт. Николая — Джерардо Чоффари, священником, профессором и директором Свято-Николаевского исследовательского центра в Бари. Доклад отца Джерардо на тему «Архидиакон Иоанн «История перенесения святителя Николая в средневековой Европе» поднял вопрос о том, чтобы признать свт. Николая покровителем Европы, и рассказал, что их центр даже проводил для этого конференцию. «Признать святителя Николая в числе покровителей Европы нелегко по причине господства светского духа, который охватывает ее», — заключил отец Джерардо. В свою очередь, клирик Патриаршего подворья храма Всех Святых на Соколе во Всехсвятском о.Дионисий (Куприченков) поделился своими изысканиями в сфере истории перенесения мощей свт. Николая в докладе под названием «История мощей святителя Николая». После выступления отца Дионисия открылись секционные заседания конференции. Первой на них выступила Мария Ненарокова, к.ф.н., старший научный сотрудник ИМЛИ им.Горького РАН с докладом на тему «Святитель Николай в литургической поэзии X-XIV веков». «Обзор гимнографического наследия, посвященного святителю Николаю, показывает, что его почитали по всей средневековой Западной Европе: от Испании и Англии на западе до Германии и Силезии на востоке, на севере Европы, в Бельгии и на юге, в Италии. На протяжении всего периода Средних веков в честь святителя слагают многочисленные гимны, секвенции, тропы», — отметила Ненарокова. В соответствии с ее исследованием, секвенции и гимны восхваляли святого, тогда как тропы анализировали его характер. Чудотворец из Мир Ликийских стоит в центре секвенций и гимнов, тропы же ставили его личность в контекст Церковной истории. «Песнопения, посвященные святому, с одной стороны, ориентировали слушателей на то, с какими просьбами можно к нему обращаться. С другой стороны, они запоминались гораздо легче прозы, и выражение «его имя было на слуху у всех» в случае святителя Николая обретало реальность», — заключила старший научный сотрудник ИМЛИ им.Горького.

http://pravmir.ru/nikolskie-xramy-moskvy...

В Москве пройдет международная конференция, посвященная 925-летию перенесения мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари 24 апреля 2012 г. 15:54 20 мая 2012 года в Российском православном университете  в Москве (Новая площадь, 12) в рамках празднования 925-летия перенесения мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари состоится международная научно-образовательная конференция «Сорок сороков: Никольские храмы Москвы». Организаторы мероприятия — Российский православный университет и приход храма Всех святых на Соколе при участии Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, Синодального отдела по делам молодежи  и Института мировой литературы РАН. Цель конференции — привлечение образовательного сообщества к поисковой, научно-исследовательской, творческой деятельности в области агиографии и иконографии, связанных с почитанием свт. Николая в России. На конференции планируется обсуждение следующих тем: Начало в 13.00. Конференция проводится в форме пленарных и секционных заседаний. Перед началом мероприятием будет организована выставка икон святителя Николая из ризницы храма Всех святых на Соколе и частных собраний. В рамках празднования юбилея также пройдут конкурс детского рисунка и сбор пожертвований для малоимущих (в ходе благотворительной акции «Подарок в память святителя Николая»), состоится обсуждение проектов катехизаторского, социального и молодежного служения храмов столицы. Для участия в конференции приглашаются духовенство и миряне, студенты, аспиранты, представители администраций образовательных учреждений, ответственные за организацию воспитательной деятельности, реализацию молодежной политики, специалисты органов по делам молодежи, министерств и департаментов образования регионов России. Планируется издание сборника материалов конференции. Формы участия в конференции: очная (с выступлением на секционном заседании или в качестве слушателя) и заочная (публикация материалов). Регистрация участников проводится до 10 мая. Материалы для публикации и заявку на участие необходимо направлять по адресу: hramsokol@mail.ru . Адрес оргкомитета: 125057, г. Москва, Ленинградский проспект, 73А. Тел./факс: (499) 157-62-32. Дополнительную информацию об участии в торжествах, посвященных 925-летию перенесения мощей святителя Николая Чудотворца, можно получить у представителей оргкомитета: диакона Дионисия Куприченкова, тел.: (499) 157-62-32, 8916-557-04-67, и Екатерины Ткаченко, тел.: 8916-617-94-55. Пресс-служба РПУ /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2181113.ht...

Н. пользовался колоссальным авторитетом при жизни, его именовали «Дедушка Владыко», и сразу после смерти он стал почитаться святым. Прп. Иустин (Попович) называл Н. величайшим сербом после св. Саввы, евангелистом и апостолом. Было зафиксировано неск. чудес по молитвам к нему. В 1971 г., по свидетельству иером. Амфилохия (Радовича ; впосл. митрополит Черногорский и Приморский) и свящ. Драголюба Милича, когда иером. Афанасий (Евтич ; впосл. епископ) служил парастас на могиле Н. в монастыре свт. Саввы, в закрытой на ключ церкви слышалось пение. Сообщалось также о неск. исцелениях от платка, над к-рым Н. прочитал молитву. Обретение мощей Н., согласно решению Синода СПЦ, состоялось 14 марта 1991 г. Тогда по просьбам верующих от кости его руки была отделена частица и оставлена в мон-ре свт. Саввы Сербского в Либертивилле. 3 мая 1991 г. мощи Н. прибыли в Белград и положены в соборе свт. Саввы Сербского на Врачаре. С 5 по 12 мая мощи находились в мон-ре Жича, где им поклонилось неск. тысяч человек. В эти дни в г. Валево в память о святителе прошли мероприятия под названием «В честь Николая». 12 мая мощи торжественно внесли в построенную Н. и его отцом ц. свт. Николая Чудотворца в с. Лелич и положили в раку в юж. части наоса. В 1996 г. община при этом храме была преобразована в муж. мон-рь. В том же году на службу в честь 5-летия перенесения мощей Н. из США и 40-летия со дня его упокоения, к-рую совершил патриарх Сербский Павел (Стойчевич) , пришли 6 тыс. чел. ( Лома и др. 1999). При обители создан музей памяти святителя. 19 мая 2003 г. Архиерейский Собор СПЦ единогласно принял решение о внесении имени Н. в список святых как святителя. Днями его памяти были определены день упокоения и день перенесения мощей из США в Сербию (20 апр. ст. ст.). Торжественную Архиерейскую литургию в честь канонизации святителя отслужили 24 мая в соборе свт. Саввы Сербского на Врачаре в Белграде. Первым изображением Н. (1945) считается фреска в с. Горне-Ратай близ г. Александровац (Сербия), а первую его икону написали монахини мон-ря Челие в 1986 г. Также он изображен с др. святыми во фресковых сценах «Собор святых Северной Америки» в Свято-Троицкой ц. в г. Парма (шт. Огайо, США), «Святые новомученики Ясеновацкие и Глинские и свт. Николай в Дахау» и «Свт. Николай Жичский» в ц. Нова-Грачаница близ г. Чикаго (США), «Встреча св. Силуана Афонского и св. владыки Николая» в соборном зале и «Собор новых святителей» в трапезной мон-ря св. Иоанна Крестителя в г. Молдон (графство Эссекс, Великобритания); «Св. Николай и св. Иустин Новый» в ц. Воскресения Христова (г. Чикаго) и в г. Любляна (Словения) в мон-ре Каона , в храме с. Люляци (Сербия) и др. Во имя Н. освящено неск. храмов, в т. ч. церковь, построенная на месте дома его родителей в с. Лелич (2006). Сочинения

http://pravenc.ru/text/Николая ...

Но вернемся к древнерусской паломнической литературе. Она не прошла мимо и истории возможного перенесения мощей свт. Николая в Венецию. Вот как описывает паломничество к этим мощам Неизвестный Суздалец, сопровождавший митрополита Исидора на известный Ферраро-Флорентийский униатский собор (пребывание русской делегации в Италии продолжалось около трех лет - с 1437 по 1440 г.). «И приста корабль к острову. И ту монастырь святаго Николы, и ту сам святыи Никола лежит. И видехом гроб его в церкви на четырех столпех, учинено по лествице 6 степени, и знаменахомся у гроба святаго, самого не видехом, замурован бе лежит; с ним дядя его, да Федор в едином гробе. И въпрошахом игумена монастыря того, откуды мощи святаго Николы взяты; они же поведаша: от Бара града слали венетяне 100 катарг, да 3 корабли с житом, и взяли мощи» (21). Это сообщение в целом не вызывает сомнений. Корабль с возвращающейся на родину русской церковной делегацией остановился 22 декабря 1440 г. у острова Лидо (по некоторым сведениям он прежде так и назывался San Niccolo), где располагался бенедиктинский монастырь с церковью Сан Никколо (chiesa San Niccolo a Lido). Здесь русским путешественникам показали раку, где хранились мощи трех святых, в том числе, святителя Николая Чудотворца. Вероятно, на недоуменный вопрос членов делегации, безусловно, знавших, что мощи святителя должны находиться в Бари, «игумен» ответил маловероятной, не подтверждаемой ни одним из известных нам источников, историей со ста галерами и тремя кораблями с зерном, за которые венецианцы и получили святыню. Известные источники излагают совершенно другую версию перенесения мощей в Венецию из Мир Ликийских. Это, прежде всего, повествование францисканского монаха Иордана, жившего в первой половине XIV в. в Венеции и сообщившего, что данное событие произошло в 1097 г. Архим. Антонин (Капустин), опубликовавший русский перевод рассказа Иордана, категорически отвергал его достоверность (22). Столь же категоричен о. Дж. Чоффари, говорящий о «мнимом перенесении» мощей свт. Николая Мирликийского в Венецию (23). А. Красовский полагал, что можно говорить о двух перенесениях мощей: мощи святителя Николая Мирликийского перенесли в 1087 г. в апулийский город Бари, мощи Николая Пинарского - в 1097 г. в Венецию (24). И. Шляпкин считал, что здесь речь может идти только о мощах св. Николая Пинарского, которые были вначале погребены в Сионе, затем перенесены в кафедральный собор св. Ирины в г. Миры, а в 1096 г. увезены в Венецию (25). К сожалению, ничего не сказано о мощах свт. Николая и в статье «Венеция» (С. П. Карпова, С. И. Никитина и М. А. Маханько) в современной Православной энциклопедии (26).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

А. В. Бугаевский, А. Ю. Виноградов Перенесение мощей в Бари Источники Свт. Николай Чудотворец. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Греции. 30-е гг. XI в. Свт. Николай Чудотворец. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Греции. 30-е гг. XI в. Важнейшие источники сведений о перенесении мощей Н.- лат. сказания мон. Никифора и архидиак. Иоанна, слав. сказание (Киевская легенда) и сообщения в современных событию лат. хрониках. Сказание мон. Никифора (BHL, N 6179-6182) известно в 2 основных редакциях, к-рые обычно обозначаются по важнейшим рукописям XII в., использованным при публикации текстов: ватиканской редакции (Vat. lat. 6074. Fol. 5v - 10v; изд.: Falconius. 1751. P. 131-139) и беневентской редакции (Benevento. Bibl. Capit. Cod. I. Fol. 251-266v; изд.: Putignani. 1771. P. 551-568; обе версии изд.: Nitti di Vito. 1937. P. 336-356). Беневентская редакция отличается от ватиканской наличием ряда подробностей, в т. ч. имен действующих лиц и списка участников перенесения; к ней добавлено описание чудес, к-рые совершились в Бари во время строительства базилики во имя Н. По мнению Ф. Нитти ди Вито, авторской версии Никифора в наибольшей степени соответствует ватиканская редакция, однако Чоффари полагал, что первоначальный текст сказания сохранился в беневентской редакции. Согласно прологу, сказание было составлено по инициативе видного горожанина Куркория и «других барийских преторов, а также управителей святых церквей» (возможно, Куркорий - то же лицо, что протоспафарий Григорий, к-рый упом. в документе 1078 г.- Codice diplomatico barese. 1897-1971. Vol. 5. P. 8). Автор сказания обычно отождествляется с протонотарием Никифором, работавшим в Бари между 1094 и 1108 гг. По мнению Чоффари, сказание было написано вскоре после перенесения мощей (не позднее 1088), описание чудес было добавлено после завершения строительства базилики в 1103 г. Сохранился перевод сказания Никифора на греч. язык (BHG, N 1361b; изд.: Anrich. 1913. Bd. 1. S. 435-449; 1917. Bd. 2. S. 170-173). Обретение мощей свт. Николая Чудотворца в Бари. Миниатюра из Лицевого Жития свт. Николая Чудотворца. 3-я четв. XVI в. (РГБ. Больш. 15. Л. 161)

http://pravenc.ru/text/2565634.html

У пройде «Сорок храми Москви», присвячена святкуванню перенесення мощей святителя Миколая Чудотворця з Мир до 24 2012 р. 15:54 20 мая 2012 года в Российском православном университете в Москве (Новая площадь, 12) в рамках празднования 925-летия перенесения мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари состоится международная научно-образовательная конференция «Сорок сороков: Никольские храмы Москвы». Организаторы мероприятия — Российский православный университет и приход храма Всех святых на Соколе при участии Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, Синодального отдела по делам молодежи и Института мировой литературы РАН. Цель конференции — привлечение образовательного сообщества к поисковой, научно-исследовательской, творческой деятельности в области агиографии и иконографии, связанных с почитанием свт. Николая в России. На конференции планируется обсуждение следующих тем: Начало в 13.00. Конференция проводится в форме пленарных и секционных заседаний. Перед началом мероприятием будет организована выставка икон святителя Николая из ризницы храма Всех святых на Соколе и частных собраний. В рамках празднования юбилея также пройдут конкурс детского рисунка и сбор пожертвований для малоимущих (в ходе благотворительной акции «Подарок в память святителя Николая»), состоится обсуждение проектов катехизаторского, социального и молодежного служения храмов столицы. Для участия в конференции приглашаются духовенство и миряне, студенты, аспиранты, представители администраций образовательных учреждений, ответственные за организацию воспитательной деятельности, реализацию молодежной политики, специалисты органов по делам молодежи, министерств и департаментов образования регионов России. Планируется издание сборника материалов конференции. Формы участия в конференции: очная (с выступлением на секционном заседании или в качестве слушателя) и заочная (публикация материалов). Регистрация участников проводится до 10 мая. Материалы для публикации и заявку на участие необходимо направлять по адресу: hramsokol@mail.ru . Адрес оргкомитета: 125057, г. Москва, Ленинградский проспект, 73А. Тел./факс: (499) 157-62-32. Дополнительную информацию об участии в торжествах, посвященных 925-летию перенесения мощей святителя Николая Чудотворца, можно получить у представителей оргкомитета: диакона Дионисия Куприченкова, тел.: (499) 157-62-32, 8916-557-04-67, и Екатерины Ткаченко, тел.: 8916-617-94-55. Пресс-служба РПУ/ Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2181135...

Bd 10/1.Regensburg, 1967. 14. Крутова М. С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. С.126-127. 15. «Хожение» игумена Даниила... С.18. 16. В. А. Мошин придерживался даты 1090-1091 гг. См.: Мошин В. А. О периодизации русско-южнославянских литературных связей//Русь и южные славяне. СПб., 1998. С. 77. 17. Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей... С. 21. 18. См.: Легких В. И. Некоторые особенности становления службы на перенесение мощей святителя Николая//Правило веры и образ кротости... Образ свт. Николая, архиепископа Мирликийского в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004. С. 370. Ср.: Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. Сост. А. Вознесенский и Ф. Гусев. СПб., 1899. С.18-20. См. также: Хрусталев Д. Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. СПб., 2002. С.214-215, 229. 19. Первые упоминания праздника 9 мая в древнерусских месяцесловах и богослужебных книгах относятся ко второй половине XIII в. См. : Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XIV вв.М., 2001. С. 102-103. См. также: Хрусталев Д. Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. С. 236. 20. Там же. С. 228-255. 21. Хожение на Флорентийский собор Неизвестного Суздальца//Книга хожений. Записки русских путешественников XI-XV вв. М., 1984. С. 148. 22. См.: Антонин (Капустин), архим. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Ликии в Италию//Труды Киевской духовной академии, 1870. II, 5. 23. Чоффари Джерардо. Перенесение мощей святителя Николая в латинских источниках XI в. и в русских рукописях//Правило веры и образ кротости... С.161-162 (здесь дается ссылка на публикацию Н. А. Казаковой «Первоначальная редакция «Хождения на Флорентийский собор» и приводится цитата из этого хождения). См. makжe:Cioffari G. S.Nicola nella critica storica, ed.C.S.N.,Bari, 1988. Однако в своем путеводителе он уже не столь категоричен и, рассказывая о мощах свт. Николая в Бари, уточняет, что здесь находится «около 75 процентов скелета» и добавляет: «Недостающая часть Св.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

В 1680-1681 гг. в К. м. был построен и 6 авг. 1681 г. пребывавшим на покое бывш. митр. Унгро-Влахийским Варлаамом († 1702) освящен каменный 5-главый собор во имя свт. Николая Чудотворца с правым приделом Благовещения Пресв. Богородицы и левым - ап. Иоанна Богослова. Собор построили на средства генерального судьи Войска Запорожского И. М. Домонтовича († 1683), к-рый впосл. был там погребен. В храме был установлен резной позолоченный 5-ярусный иконостас; с зап., сев. и юж. сторон устроены обширные хоры. Свод храма поддерживали 2 столба, «окруженные иконостасами с образами, из которых некоторые украшены серебряными ризами». В 1744 г. имп. Елизавета Петровна внесла пожертвование (1000 р.) на ремонт храма, который осуществлялся в 1808 и 1813 гг. В результате удара молнии в 1846 г. был поврежден средний купол. 28 июня 1849 г. после ремонта Черниговский архиеп. Павел (Подлипский) освятил отремонтированный собор. В 1803-1804 гг. в К. м. вместо ветхой деревянной ц. в честь Преображения Господня была возведена одноименная теплая каменная церковь с трапезной (в 1853 перестроена). При входе в храм, слева и справа, располагались 2 кладовые. В 1823-1825 г., при игум. Гервасии († 1831), вместо дубовой была поставлена каменная 2-ярусная колокольня (в 1853-1870 перестроена и надстроена 3-м ярусом). В обители имелись каменные одноэтажный настоятельский корпус (1834), ограда (XIX в.), хозяйственные службы. В 1746-1749 гг. в «Ветхом монастыре» (Скитке) был возведен новый деревянный на каменном фундаменте храм свт. Николая Чудотворца (в 1800 отремонтирован). К 1859 г. единственной постройкой оставался скит. Трехкомнатную келью свт. Димитрия приобрел известный конотопский пчеловод П. И. Прокопович († 1850) и перевез в свое имение в с. Пальчики Конотопского у., в К. м. сохранились только фундаменты. Святыней К. м. была икона свт. Николая Чудотворца, по преданию явившаяся «в древности». Она находилась в скитской Никольской ц. 6 сент. 1812 г. по благословению архиеп. Черниговского Михаила (Десницкого) этот образ был перенесен в «Новый монастырь». К кон. XIX в. в Никольском соборе хранились икона свт. Николая, украшенная серебряной чеканной ризой, а также частица мощей вмц. Варвары. На особой деревянной дощечке было «изображено 9 чудес, совершившихся по перенесении мощей в обитель». Каждый вторник в К. м. читали акафист вмц. Варваре, а 4 дек. совершали крестный ход с мощами вокруг обители, ежегодно 9 мая - крестный ход из К. м. в Скиток ( Филарет (Гумилевский). 1873. С. 274).

http://pravenc.ru/text/2462069.html

Николая Нового (мон-рь свт. Николая Чудотворца на о-ве Андрос, Греция) Ковчег с честной главой прмч. Николая Нового (мон-рь свт. Николая Чудотворца на о-ве Андрос, Греция) В визант. синаксарях память Н. Н. не обозначена, однако в заглавии энкомия и в синаксарном сказании по рукописи 81 из Метеорского мон-ря указано, что святой поминался 9 мая (дата совпадает с днем перенесения мощей свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в Бари; см.: Σοφιανς. 1972. Σ. 72-73, 98). Под этим же числом память Н. Н. и сказание о нем вошли в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца и в «Новый синаксарист» иером. Макария Симонопетрского. Служба Н. Н. была впервые издана в Венеции в 1657 г., затем неск. раз переиздавалась, последнее издание было предпринято в Афинах в 1930 г. Н. Н. почитается во мн. областях Греции и на ее островах: напр., близ дер. Вунена, в месте, где, согласно Мученичеству, пострадал Н. Н., находится посвященная ему церковь, в к-рой имеется пустая могила святого и хранится частица его мощей. Ежегодно в день памяти преподобномученика сюда приезжают многочисленные паломники со всей Греции. Церковь построена в 1962 г. на месте прежней (1883), разрушенной в том же году при пожаре. Рядом с храмом расположены небольшая часовня и колодец, виден пень дерева, возле к-рого преподобномученик был убит. Согласно местному преданию, ежегодно 9 мая из стволов небольших вязов и из пня вытекает красная жидкость, похожая на кровь. Мощи Н. Н. хранятся в посвященном ему храме в Фивах; начало строительства относится к 1963 г., освящение - к 1973 г. Храм воздвигнут на месте прежней церкви, сооруженной в период османского владычества. Честная глава преподобномученика была перенесена в XVI в. из Лариссы на Андрос в монастырь свт. Николая, 2-м покровителем которого является Н. Н., где находится и в настоящее время. Также частица мощей святого имеется в Беотии в посвященном ему монастыре, который расположен на восточном склоне Эликона, недалеко от сел. Ипсиландис. Согласно преданию, монастырь был построен в X в.

http://pravenc.ru/text/2566128.html

Краткое Житие (нач.: «                ») представляет собой сокращение «иного Жития» и сохраняет не только сюжетное сходство со своим источником, но и нек-рые особенности его формы, в частности повествование от 1-го л. мн. ч. в описании плавания от Аскалона в Иерусалим и затем в Миры Ликийские (изд.: Пак. 2000. 378-379; Макеева. 2001. С. 166-171). Прямого греч. соответствия этому памятнику не найдено. В этом Житии очень кратко рассказывается о рождении ребенка у праведного мужа Феофана и его жены Нонны, о Чуде в купели, о Чуде младенца, о Чудесном наименовании учителя, об исцелении жены, «уяденной змиею», по дороге на учение, о начале строительства ц. Св. Сион прп. Савватием, о поставлении в чтецы, о принятии иночества, о поставлении во диакона, о чудесном явлении ангела с повелением идти в Ликию, о путешествии в Иерусалим, о поклонении св. местам, о прибытии в Ликию и строительстве церкви и мон-ря Св. Сион во образ Св. Сиона Иерусалима, о поставлении во иерея и во епископа и о Чуде о древе в Плакомидийской веси. Слово на перенесение мощей свт. Николая Чудотворца 9 мая. Разворот из Троицкого списка Жития свт. Николая Чудотворца. Кон. XIV — нач. XV в. (РГБ. Троиц. 9. Л. 209 об.) Слово на перенесение мощей свт. Николая Чудотворца 9 мая. Разворот из Троицкого списка Жития свт. Николая Чудотворца. Кон. XIV — нач. XV в. (РГБ. Троиц. 9. Л. 209 об.) Краткое Житие известно только в восточнослав. рукописной традиции, оно сохранилось в 25 списках XV-XVII вв. Вопрос о времени, месте и авторе перевода не решен. В восточнослав. рукописной традиции с тем же началом встречается др. Житие, представляющее контаминацию Краткого Жития и «иного Жития», где имя отца и болезнь исцеленной «жены» (сухорукой) читаются по «иному Житию», при этом текст заканчивается на упокоении Савватия и поручении мон-ря Николаю (РНБ. Вяз. F. 84, XVI в. Л. 368-372 об. и др.). Единственный список слав. перевода Жития, написанного архим. Михаилом (Vita per Michaëlem; BHG, N 1348) (нач.: «        »), сохранился в сербской рукописи РНБ. Гильф. 53, XVI в. Л. 144-153 об. Перевод не издан.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010