Переяславский в 1118-1123), работавшим по заказу Владимира Мономаха. К правлению В. Я. относится появление также и др. памятника древнерус. церковной письменности - Памяти перенесения мощей свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в Бари в 1087 г., к-рый сопровождал учреждение в Русской Церкви памяти свт. Николая 9 мая. Текст выдает в авторе (в к-ром иногда видят митр. Ефрема) или в его информаторе непосредственного свидетеля переложения мощей в специально для них построенный собор, что совершилось при участии папы Урбана II в сент. 1089 г., «в лета русьскых князии христолюбиваго князя Всеволода в Киеве и благороднаго сына его Володимера в Чернигове». Трудно допустить, чтобы Киевский митрополит-грек, будь то Иоанн III (1090-1091) или свт. Николай (не позднее 1097 - после 1101), выступил инициатором введения такой «латинской» памяти, поскольку византийцы рассматривали перемещение мощей свт. Николая в Бари как хищение и памяти 9 мая Греческая Церковь никогда не знала. Данному событию также был посвящен канон (старший список - в пергаменной Минее служебной на май - ЯМЗ. 15467), к-рый содержит слав. акростих («Принесение мощии твоих») и несомненно восходит к древнейшему периоду рус. лит-ры - рубежу XI-XII вв. (см. Акростих ). Поэтому приходится думать, что празднование 9 мая было установлено по настоянию В. Я., политика к-рого в это время выглядит синхронизированной с усилиями визант. имп. Алексея I в 1089 г. по активизации переговоров с Урбаном II о восстановлении церковного единства. Следствием этого стало охлаждение отношений В. Я. с герм. имп. Генрихом IV, вылившееся в скандальный разрыв между Генрихом и Евпраксией Всеволодовной в 1093/94 г. Ист.: ПСРЛ. Т. 1-2 (по указ.); Шляпкин И. [А. ] Рус. поучение XI в. о перенесении мощей Николая Чудотворца. СПб., 1881. С. 3-10. (ПДПИ; Вып. 19); Правда Русская/Под ред. Б. Д. Грекова. М., 1939. Т. 1; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси. М., 1970. Т. 1; М., 1998. Т. 3 (в соавт. с П. Г. Гайдуковым). 15-22а; Darrouzè s. Notitiae. N 11, 12.

http://pravenc.ru/text/155466.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сербская Православная Церковь ДАНИИЛ III Баньский, Младший (ок. 1350 - кон. 90-х гг. XIV в.), патриарх Сербский (1390/91 - не позднее 1400), агиограф, гимнограф ДЕВИЧ мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви ДЕЧАНЫ муж. мон-рь во имя Христа Пантократора Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия, в к-ром находится кафедра Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви ДИВША жен. мон-рь в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца Сремской епархии Сербской Православной Церкви ДИОНИСИЙ (Миливоевич), бывш. еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви - см. Миливоевич Драголюб ДИОНИСИЙ Дионисий (Петрович Дамян; 1858 - 1900), митр. Рашско-Призренский Карловацкой митрополии Сербской Православной Церкви ДОБРИЛОВИНА жен. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви ДОБРИЧЕВО муж. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Захумско-Герцеговинской епархии Сербской Православной Церкви ДОБРУН муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Дабро-Босанской епархии Сербской Православной Церкви ДОКМИР жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шабацко-Валевской епархии Сербской Православной Церкви ДРАГОВИЧ мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Далматинской епархии Сербской Православной Церкви (на территории Хорватии) ДРАЧА жен. мон-рь в честь перенесения мощей свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви ДУЖИ жен. мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы Захумско-Герцеговинской и Приморской епархии Сербской Православной Церкви ДУЛЕВО жен. мон-рь во имя св. первомч. Стефана Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви ЕВГЕНИЯ (в миру Елена; ок. 1310 - после 1375), жена серб. царя Стефана Уроша IV Душана, кор. (с 1346 царица), местночтимая прп. ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)) ЕВФИМИЯ (в миру Елена, в схиме Евпраксия; ок. 1348 - ок. 1405), мон., серб. гос. деятель, церковная писательница и вышивальщица ЕЖЕВИЦА муж. мон-рь с ц. во имя свт. Николая Чудотворца Жичской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ЕМИЛИАН (Пиперкович Неделько; 1886 - 1970), еп. Тимокский Сербской Православной Церкви (СПЦ) в 1922-1970 гг.

http://pravenc.ru/rubrics/121584_4.html

Из святынь Алексеево-Акатова монастыря особенно почиталась чудотворная икона Божией Матери, именуемая Троеручицей, впоследствии в годы гонений, утраченная. Главная святыня обители – икона Божией Матери «Живоносный Источник» афонского письма первой половины XIX в. Образ неоднократно мироточил: первый раз это чудесное явление было замечено 7 сентября 1992 г., накануне праздника Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Почитаются в монастыре иконы Пресвятой Богородицы «В скорбех и печалех Утешение» (также мироточившая), вмч. и целителя Пантелеимона (с частицей мощей), свт. Питирима Тамбовского (с частицей мощей), в 1997 г. эта икона чудесным образом обновилась. Среди святынь обители – иконы с частицами мощей: свт. Николая Чудотворца, прп. Серафима Саровского, свщм. Петра (Зверева), архиеп. Воронежского, вмц. Варвары, прп. Харитона Исповедника. В храмах монастыря находятся старинные иконы ап. Андрея Первозванного (XVII в.), Онуфрия Великого (XVII в.), праведного отрока Артемия Веркольского (XVIII в.), Иверская икона Божией Матери с клеймами (нач. XIX в.). Драгоценными святынями обители являются ковчег с частицами мощей свт. Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и преподобных Кирилла и Марии Радонежских, а также три других ковчега с частицами мощей более 70-ти угодников Божиих, старинная Плащаница Спасителя, пелена с гроба свт. Митрофана Воронежского, часть камня, на котором молился прп. Серафим Саровский. Особо следует сказать о некрополе монастыря, куда в 1993 г. с Коминтерновского кладбища были перенесены честные останки архиереев, управлявших Воронежской Епархией в XVIII - нач. XX в.в.: митрополита Пахомия (Шпаковского), архиепископа Арсения (Москвина), архиепископа Серафима (Аретинского), Архиепископа Вениамина (Смирнова), архиепископа Анастасия (Добрадина). Достоверно известно, что здесь же погребен священномученик архиепископ Тихон (Никаноров). Могилы архиереев находились первоначально на кладбище Митрофановского монастыря, закрытого в 20-е г.г. и разрушенного в годы Великой Отечественной войны, а в 1956 г.

http://sobory.ru/article/?object=00822

Подобных препятствий, вероятно, не было на пути черниговского паломника иеромонаха Ипполита Вишенского, который побывал в Мирах Ликийских еще в 1708 г. и оставил любопытное свидетельство о почитании опустевшей гробницы свт. Николая: «Есть и до днесь чуда от святаго гроба, не только нашимъ христианамъ исцеление есть, но и туркамъ невернымъ бываетъ помощь. Если кто потеряетъ верблюда, или осла, или коня, если принесетъ до гроба свечку и кланяется, тотчасъ найдетъ» (53). Иного рода препятствия ожидали православных паломников середины XIX в., стремившихся поклониться мощам свт. Николая в Бари. По свидетельству А. Н. Муравьева, предполагавшего совершить такую поездку в начале 1840-х гг., было «необходимо получить в Неаполе от нунция папского письменное дозволение, чтобы быть допущенным в нижнюю церковь к самым мощам святителя Николая, ибо она открывается только дважды в год, в дни его празднеств, и богомольцы западные обыкновенно довольствуются тем, что воздают поклонение верхнему алтарю. Но и в нижней церкви святые мощи под спудом, и когда отверзаются створчатые дверцы исподнего престола, видно только одно отверстие над ракой чудотворца, но никто не может приложиться к самим мощам великого чудотворца: так мало доступна на Западе святыня сия, столь близкая сердцу каждого православного, и особенно русского» (54). Это свидетельство подтверждает и неизвестный иркутянин, совершивший паломничество в Бари спустя два десятилетия: " Каждый из иностранцев, думающий посетить священный град, должен сначала испросить на то позволение от кардинала-архиепископа, папского нунция, а потом от нашей миссии, наконец, от полицейской префектуры» (55). Возможно, возникновение такого рода препятствий, затруднявших посещение Бари русскими паломниками, было одной из причин, вызвавших к жизни неожиданный проект О. А. Кипренского, касающийся судьбы мощей свт. Николая.25 февраля 1832 г. художник отправил из Неаполя бывшему обер-прокурору Святейшего Синода и министру духовных дел и народного просвещения кн. А. Н. Голицыну письмо, в начале которого, сославшись на необыкновенную популярность свт. Николая в России, «особенно же в народе и в воинстве», предложил не больше, не меньше как перенести его мощи с берегов Средиземного моря на берега Невы, ведь прецедент «подобного благочестия» уже имел место в1087 г. при перенесении мощей из Мир Ликийских в Бари. «Когда возможность была, - писал О. А. Кипренский в Санкт-Петербург, - единожды тронуть Святыню с места для перенесения из Азии в Европу, то равномерно есть возможность и ныне, да и весьма кстати, повторить подобное благочестие, ознаменуя оное перенесением мощей сего Святителя Николая Чудотворца из Бари в Петров-град в век царствования благочестивейшего Императора Нашего Николая Павловича».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Активное развитие житийной иконографии в XVI в. происходило не только в столице, но и в известных художественных центрах - Вел. Новгороде, Пскове, Ростове, Ярославле. Здесь были свои предпочтения в выборе сюжетов для Ж. и. таких чтимых святых, как свт. Николай или вмч. Георгий. Создавали Ж. и. и местных святых или святых, которым были посвящены престолы храмов, напр. в Вел. Новгороде прп. Варлаама Хутынского (икона ок. 1560, ГРМ). Для новгородских храмов в качестве местных образов в XVI в. были написаны иконы с подробными повествовательными циклами: «Апостолы Петр и Павел, с деяниями» из ц. Петра и Павла в Кожевниках (ок. 1558, НГОМЗ), «Рождество Богоматери, с житиями Иоакима, Анны и Богоматери» из собора Рождества Богоматери Антониева мон-ря (ок. 1560, НГОМЗ). Среди новгородских Ж. и. Николая Чудотворца необходимо отметить икону «Свт. Николай Чудотворец (Зарайский), с житием» из г. Боровичи (кон. XVI в., НГОМЗ), некоторые клейма к-рой, напр. «Явление свт. Николаю Св. Духа», неизвестны по др. памятникам, а распространенные сюжеты («Перенесение мощей в Бари») оригинальны по исполнению. Псковские мастера создали галереи житийных образов св. жен, среди к-рых - редкая икона «Мученицы Параскева, Варвара и Ульяна, с житиями Варвары, Ульяны Илиопольской и Ульяны Никомидийской» из Варваринской ц. (1-я пол. XVI в., НГОМЗ). Псковские Ж. и. свт. Николая своеобразны в отдельных мотивах, выборе сюжетов и в художественном решении. На 2 иконах (из ц. свт. Николая с Усохи, 40-е гг. XVI в., ГРМ, и 2-я пол. XVI в., ПИАМ) присутствует клеймо «Видение агнца Нонне, матери свт. Николая», лит. основа которого неизвестна по текстам Житий и чудес святителя. В искусстве Ярославля XVI в. помимо Ж. и. почитавшихся на Руси святых разрабатывалась иконография Ярославских чудотворцев: икона из ц. Ярославских чудотворцев Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле «Св. князья Феодор, Давид и Константин, с житием» в 36 клеймах (ЯМЗ, 60-е гг. XVI в.). В XVI-XVII вв. для мн. обителей создавались иконы их небесных покровителей и основателей, чьи мощи почивали в храмах. К числу крупных заказчиков принадлежал Соловецкий мон-рь, для к-рого Ж. и. преподобных Зосимы и Савватия писали в Москве, Вел. Новгороде: «Богоматерь, с предстоящими Зосимой, Савватием и братией монастыря и с житием Зосимы и Савватия», «Святые Зосима и Савватий, с житием» (обе 1545, ГММК). Если Ж. и. Соловецких чудотворцев получили широкое распространение по всей стране (напр., икона «Святые Зосима и Савватий, с житием» из ц. Св. Троицы в Нёноксе, 2-я пол. XVII в., АМИИ), то Ж. и. чтимых основателей др. монастырей были известны гл. обр. в стенах их обителей: «Св. Стефан Махрищский, с житием» из Стефанова Махрищского мон-ря (3-я четв. XVII в., Гос. музей «Александрова слобода»), рама с клеймами Жития прп. Иосифа Волоцкого из Иосифова Волоколамского мон-ря (ок. 1697, ЦМиАР).

http://pravenc.ru/text/182315.html

Лит.: Putignani N. Istoria della vita, de " miracoli e della traslazione del gran taumaturgo S. Nicola. Napoli, 1771; Антонин (Капустин), архим. Св. Николай, еп. Пинарский и архим. Сионский//ТКДА. 1869. 6. С. 445-497; он же. Перенесение мощей свт. и чудотв. Николая из Ликии в Италию//Там же. 1870. 2. С. 396-427; он же. Еще о свт. Николае Мирликийском//Там же. 1873. 12. С. 241-288; Schnell E. Sanct Nicolaus, der heilige Bischof und Kinderfreund, sein Fest und seine Gaben. Brünn, 1883-1886. 6 Bde; Birch de Gray W. The Legendary Life of St. Nicholas//JBAA. 1886. Vol. 42. N 2. P. 185-201; 1888. Vol. 44. N 3. P. 222-234; Burgdorffer N. De Legende van den hl. Nikolaas. Amst., 1942; Whitmore E. R. St. Nicholas, Bishop of Myra (St. Nicholas of Bari): The Genesis of Santa Claus. Wash., 1944; Tschizewskij D. Der hl. Nikolaus. Recklinghausen, 19572; Babudri F. San Nicola di Bari e il suo patronato sul mare nella storia e nel folklore internazionale. Bari, 1964; Rahmer A. Nikolauslegende: Leben und Legenden des hl. Bischofs von Myra. Münch., 1964; Groot A., de. St. Nicholas: A Psychoanalytic Study of His History and Myth. The Hague, 1965; Del Re N., Celletti M. C. Nicola, vescovo di Mira, santo//BiblSS. Vol. 9. Col. 923-948; Hotz W. St. Nikolaus von Myra. Darmstadt, 1974; Heiser L. Nikolaus von Myra: Heiliger der ungeteilten Christenheit. Trier, 1978; Jones C.W. St. Nicholas of Myra, Bari, and Manhattan: Biography of a Legend. Chicago; L., 1978; Sartory G., Sartory T. Der hl. Nikolaus: Die Wahrheit der Legende. Freiburg i. Br.; Basel; W., 1981; M ü ller R. St. Nikolaus: Der Heilige der Ost- und Westkirche. Freiburg i. Br.; Basel; W., 1982; The Life of St. Nicholas of Sion/Ed. I. Šev enko, N. P. Šev enko. Brookline (Mass.), 1984; Cioffari G. San Nicola nella critica storica. Bari, 1987; Martino L. Le reliquie di S. Nicola. Bari, 1987; Paludet L. G. Ricognizione delle reliquie di S. Nicolà. Vicenza, 1994; Blom A. Nikolaas van Myra en zijn tijd. Hilversum, 1998; Claude H., Kevers-Pascalis C., Thiriet M. St. Nicolas. Nancy, 1998; Бугаевский А. В., Владимир (Зорин), архим. Свт. Николай, архиеп. Мирликийский, Великий Чудотворец. М., 2001; Faszination Nikolaus: Kult, Brauch und Kommerz/Hrsg. A. Döring. Essen, 2001; «Правило веры и образ кротости…»: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в визант. и слав. агиографии, гимнографии и иконографии/Ред.: А. В. Бугаевский. М., 2004; Почитание свт. Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве. М., 2007; Добрый кормчий: Почитание свт. Николая в христианском мире/Ред.: А. В. Бугаевский. М., 2011; En Orient et en Occident, le culte de St. Nicolas en Europe, Xe-XXIe siècle: Actes du colloque de Lunèville et Saint-Nicolas-de-Port, 5-7 dèc. 2013/Ed. V. Gazeau e. a. P., 2015.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

По-видимому, такой случай был не единственным. В 1627 г., когда была составлена очередная опись вещей и предметов, хранившихся в московском Успенском соборе, обнаружилось отсутствие пяти книг. По этому поводу ключарь Успенского собора Иван Дорофеев показал, что все эти рукописи «отданы на Печатный двор для книжные справки» 1127 . Не ясно, во-первых, что представляла собой рукопись, положенная в основу издания 1640 г. Во-вторых, какова была её дальнейшая судьба: оставалась ли она на Печатном дворе, как это было обычно, передана ли в патриаршую казну или возвращена в Успенский собор. В ближайшей по времени описи Московского печатного двора 1649 г., «письменное» житие святителя Николая не упоминается. В наличии имелось только издание, причём неясно, какого именно года. В описи сказано: «Книга житие чюдотворца Николы, печатное, в полдесть, в тетратех; неполно, другие книги половина гнила» 1128 . Возможно, для издания справщики пользовались не одной рукописью, а несколькими – двумя или даже тремя. Такое предположение основано на том, что в цикл чудес Николая Мирликийского в изданиях включены чудеса о сербском царе Стефане, которые в рукописные источники входили редко. Содержащих их рукописей относительно немного: Тр. 676 (1430 г.), Великие Минеи Четьи митрополита Макария (XVI в.), Пог. 6586 (XVII в.), Овч. 346 (XVII в.), PK 246 (посл. четв. XVII в.). В этих источниках чудеса свт. Николая о царе Стефане соседствуют с другими сказаниями о чудесах Николая Угодника 1129 . Структурно издания «Служб и жития Николая Мирликийского» состоят из четырёх частей: службы, Метафрастово житие, чудеса и «Слова». Причём, во всех книгах служебная часть помещена первой, а житие следует вторым. Расположение чудес и «Слов» варьируется. В издании 1640 г. вслед за чудесами помещён цикл «Слов». Первым следует слово/похвално, на пам иже во сты оца/нашего николы, чюдотворца миръ блгв оче (л. рнг–рв; начало: С наста Оно приурочено ко дню памяти святителя, отмечаемому 6 декабря. Вторым помещено слово на слово на мощеи, иже во стыхъ/ца нашего николы миръ блгв че (л. рг–роа об.; начало: Прно убо длни Оно отнесено к 9 мая – дню перенесения мощей Николая Чудотворца из города Миры в Ликии в итальянский город Бари («Бар град»), и повествует об истории перенесения мощей святителя. Оба произведения были хорошо известны по рукописным источникам, в которых назывались соответственно «Слово похвальное» и «Память перенесения мощей». Часто оба произведения помещались под 9 мая, хотя есть случаи отнесения к 6 декабря. См., например, Ег. 930 (XVI в.), Ег. 1665 (посл. четв. XVI в.), Ник. 421 (кон. X V – нач. XVI в.), Тих. 183 (XVI в.), Унд. 1300 (XVI в.), Тр. 791 (XVI в.), Ег. 263 (XVI в.) и др., где «Слово похвальное» помещено под 6 декабря 1130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Москва. Кремль. Церковь Николая Чудотворца (Николы Гостунского). Церковь Николы Гостунского, Никола Льняной, Никола Мокрый /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1506. Год утраты:1817 (разобрана из-за ветхости) Адрес: Россия, г. Москва, Кремль, Ивановская площадь Координаты: 55.751354, 37.620566 Изменить описание объекта Вид в Кремле у Спасских ворот на Архиерейский дом и церковь Николы Гостунского, работа художника Ф.Я. Алексеева и его учеников, 1800-е годы. Источник: альбом " Допожарная Москва " . Елена Григорьева 1 июня 1800 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм во имя свт. Николая Чудотворца " Гостунского " в Кремле, Собор Николая Чудотворца Гостунского. Собор был построен супругой Ивана III, Софьей, на месте подворья ханских баскаков близ Спасских ворот с целью выжить татар из Кремля. Церковь сперва была деревянная и носила название Николы Ельняного, так как построена была из елового леса. В 1506 году великий князь Василий Иванович построил на ее месте церковь каменную, перенеся в нее из села Гостуни Лихвинского уезда икону Николая Чудотворца, и церковь стала известна под именем Николы Гостунского. В конце XVI века был здесь дьяконом Иван Федоров - первый Московский типографщик. В 1812 собор был опустошен неприятелем, но оставался в целости. В 1817 г. Николо-Гостунский собор " как обветшавший и по местоположению своему и по бедности архитектуры " был разобран до основания. Часть мощей, древняя резная деревянная икона свт. Николая Гостунского (ныне находится в церкви Ризоположения) и вся утварь были перенесены во второй ярус Успенской (Петроковской) звонницы колокольни Ивана Великого. Прежде там помещалася собор Рождества Христова. Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М. Издательство братства святителя Тихона. 2001 Расположена между Соборной и Ивановской (Царской) площадями Московского Кремля, почти вплотную примыкая с севера к Колокольне Ивана Великого. Входя в единый архитектурный ансамбль колокольни, составляют с ней композиционный центр Кремля. Храм Николы Гостунского в Успенской звоннице ныне числится приделом колоколенной церкви Иоанна Лествичника.

http://sobory.ru/article/?object=42595

Беседный во имя свт. Николая мон-рь. ГравюраА. Шелковникова. 1813 г. (ГМИИ) Беседный во имя свт. Николая мон-рь. ГравюраА. Шелковникова. 1813 г. (ГМИИ) В 1837 г. в трапезном притворе Владимирской ц. устроен и 29 авг. освящен придел в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. На месте разобранной в 1842 г. каменной Никольской ц. был построен и 27 июня 1845 г. освящен каменный храм с одним приделом во имя свт. Николая Чудотворца. В 1845 г. при мон-ре, близ Ярославской дороги, на месте обветшавшей древней часовни построена новая каменная. Среди святынь Б. м. почитались древняя икона свт. Николая, находившаяся в Никольском соборе на правой стороне иконостаса, и список с Беседной иконы Божией Матери на левой стороне иконостаса, икона Господа Саваофа, написанная на доске, сделанной из обрубка того дерева, на к-ром, по преданию, явилась Георгию Божия Матерь. В иконостасе Владимирской ц. находилась местночтимая икона Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. В построенной близ св. врат каменной часовне хранился чтимый крест из сосновой колоды от деревянной часовни XIV в. 9 мая, в день памяти перенесения мощей свт. Николая, проходил крестный ход из тихвинского Большого мон-ря в Б. м. с Тихвинской иконой Божией Матери. 14 авг., в день явления Божией Матери пономарю Георгию, с вечера совершалось всенощное бдение по службе предпразднства Успения Божией Матери (со службой свт. Николаю и с чтением акафиста Успению Божией Матери), утром, после Божественной литургии, совершался молебен Божией Матери и свт. Николаю с крестным ходом вокруг мон-ря. Крестный ход совершался также 29 авг. вокруг мон-ря, в Преполовение, 1 авг. и 14 сент.- в часовню Креста Господня. В нач. XX в. в Б. м. было 5 иеромонахов и 2 иеродиакона, мон-рь владел 263 дес. земли, к-рая обрабатывалась самими насельниками и наемными рабочими. Ок. 1925 г. Б. м. был закрыт, в 1931 г. закрыты, в нояб. 1941 г. разрушены Никольский и Владимирский храмы вместе с др. постройками. Впосл. на территории мон-ря находился свинарник совхоза «1 Мая», к 2002 г.- транспортное предприятие.

http://pravenc.ru/text/78230.html

Последние 3 года жизни Г. тяжело болел, на большие праздники его приносили для молитвы в храм. Незадолго до кончины (2 дек.) Г. принял постриг в великую схиму от настоятеля Спасо-Преображенского мон-ря св. Варсонофия. Архим. Варсонофий совершил чин отпевания скончавшегося святителя. Г. был похоронен у алтаря монастырского Преображенского собора. Вскоре над его могилой усердием служившего ему боярина И. Застолбского была поставлена гробница и каменная часовня. Канонизация 4 окт. 1595 г. при перестройке и расширении собора могилы Г. и похороненного рядом свт. Варсонофия были вскрыты, обретены нетленные останки святых. Гроб Г. был наполнен благоухающим миром. Вскоре по решению патриарха свт. Иова Г. был канонизирован. 20 июня 1630 г. по инициативе Казанского митр. Матфея мощи Г. и свт. Варсонофия были перенесены в казанский Благовещенский собор, в 1633 г. кн. Б. И. Черкасский дал вкладом в собор шитый покров на раку святителя. В 1647 г. в московском Казанском соборе был освящен придел во имя Г. и свт. Варсонофия Тверского. Рака с мощами Г. пострадала во время пожара, опустошившего Казань в 1815 г., после чего была устроена новая, серебряная гробница. В Благовещенском соборе при раке хранились фелонь, в к-рой был похоронен святитель, посох, по преданию ему принадлежавший, часть гроба Г., крест с частицами св. мощей, кусочки ваты, к-рой Казанский митр. Ермоген обкладывал мироточащую главу чудотворца. Ковчежцы со св. мощами Г. и др. святыни выносились в собор для поклонения в Великую пятницу. В сент. 1918 г., после закрытия собора, мощи Г. переместили в собор казанского в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря , а после его закрытия в 1929 г.- в ц. во имя блгв. князей Феодора Ярославского и чад его Давида и Константина на Арском кладбище Казани, где они в наст. время почивают в раке. В 2005 г. часть мощей перенесена в отреставрированный Благовещенский собор, частица мощей передана Иосифову волоколамскому мон-рю. До 1918 г. в казанском Благовещенском соборе хранились принадлежавшие Г. икона «Святцы» строгановского письма и седло для чина шествия на осляти во время праздника Входа Господня в Иерусалим, а также угловая часть гроба Г. Перед ракой находились облачение святителя, его посох (в наст. время в кладбищенском храме во имя Ярославских чудотворцев) и 3 иконы (икона Вседержителя, Смоленская икона Божией Матери и образ свт. Николая), принесенные Г. из Москвы в Казань. В Благовещенском соборе до 1918 г. также сохранялся оригинал Жития, написанного сщмч. Ермогеном. В Национальном музее Республики Татарстан хранится Ефремово Евангелие, переписанное в 1478 г. по заказу Тверского еп. Вассиана (Стригина-Оболенского) . Возможно, Г. привез рукопись из Селижаровского мон-ря и пожертвовал Благовещенскому собору.

http://pravenc.ru/text/168357.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010