Город Анастасиуполь был захвачен персидским царем Хозроем гонителем христиан, которые спасли мощи, увезя их в Италию. Здесь в рассказ о мощах включается элемент чуда, как пишут в Святцах - «Силою Божией ковчег не потонул в морской пучине, но совершил чудесное плавание по морям и достиг Сицилии, о прибытии святых мощей апостола Варфоломея было откровение епископу острова Л и пари Агафону, который вышел с клиром к берегу моря, взял ковчег из воды и торжественно перенес в церковь. От мощей апостола Варфоломея истекало миро, подававшее исцеление от различных болезней». Хранили мощи византийские монахи, которых в Италии называют базилианами. Но и на Липари мощи не остались. В тот момент, в раннем Средневековье на Юге Италии сложилось могучее царство бывших варваров - лангобардов, которые приняли христианство и обитальянились, точнее олатынились. Один из лангобардских князей Сикард решил, что его столице, городу Беневенто не хватает святынь и в октябре 839 года силой отнял у греческих монахов на Липари мощи и отвез их на материк. Я специально сплавал на Липари, где поныне чтут память св. Варфоломея в осиротевшей церкви его имени. Сохранился и ковчег, пустой теперь. Далее начинается детективная история, которая - забегая вперед - пока не получила своего разрешения. В 997 году от Рождества Христова, когда европейцы усердно молились, ожидая конца света в тысячный год, молодой германский император Оттон III возвел в Риме на Тибрском острове храм в честь Войцеха (Адальберта), епископа Праги, незадолго до того умученного язычниками. Для нового храма император потребовал у города Беневенто мощи апостола Варфоломея. Тамошние жители опасались ослушаться императора, и послали богатый мощевик - однако не с мощами Варфоломея, а мощами святителя Павлина Ноланского, местного епископа, кстати, великого святого. Император, прознав о подлоге, пригрозил беневентанцам войной, и тем пришлось отослать в Рим свою святыню. Так новая церковь в Риме в итоге получила посвящение во имя трех святых - Войцеха, Павлина и Варфоломея.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Будущий архиепископ Варфоломей родился в Москве в 1888 г. В возрасте 20 лет Николай Ремов стал студентом Московской Духовной академии, на 3-м курсе он был пострижен в монашество в Зосимовой пустыни настоятелем обители и его духовником преподобным Германом Зосимовским (Гомзиным) с именем апостола Варфоломея. Вскоре он был рукоположен во иеродиакона, а через год – во иеромонаха к Покровскому академическому храму при Троице-Сергиевой лавре. В 25 лет отец Варфоломей становится доцентом МДА, через три года – экстраординарным профессором, позже – инспектором и проректором Академии. Вся его последующая жизнь неразрывно связана с Академией, в том числе с трудами по ее деятельности в нелегальных условиях после ее закрытия в Лавре. Впервые архимандрит Варфоломей был арестован 6 сентября 1920 г. Поводом для ареста стала его проповедь , сказанная еще в 1919 г. накануне вскрытия мощей преподобного Сергия. На заключение по его «делу» наложена резолюция: «Заключить в концентрац. лагерь на десять лет» 1 . Отец Варфоломей показал на следствии: «...Христова истина, как я ее понимаю и воспринимаю, для меня дороже жизни» 2 . Говорит он и о перенесении в Москву. Академии: «Епархиальной властью... мне была поручена организация – перенос в Москву пастырско-богословских курсов» 3 ; «В Сергиевом Посаде я прекратил свою работу частично уже в декабре из-за поездок в Москву в Академию, а затем и совсем оставил посад из-за Академии переехав в Москву» 4 . В этом же «деле» есть документ 5 – удостоверение, выданное архимандриту Варфоломею и подписанное ректором Академии протоиереем Анатолием Орловым, штамп которого свидетельствует, что в 1920 году Московская Духовная академия работала в Москве. Состояние здоровья отца Варфоломея после нескольких месяцев тюрьмы было критическим. Сильное истощение, малокровие, болезни сердца и другие стали основанием для его освобождения из-под стражи через шесть месяцев заключения и замены срока на условное наказание. Однако, вследствие того, что будущий владыка считался «опасным врагом трудящихся», поскольку его деятельность «обратила на себя внимание патриарха Тихона и последним Варфоломей назначается директором Высшего Богословского Института и предназначается к “рукоположению” во епископа» 6 , в постановлении Президиума ВЧК обозначено требование: «Отобрать от РЕМОВА подписку о прекращении им в дальнейшем разлагающей к[онтр]-р[еволюционной] агитации под религиозным флагом» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Петроград, август 1914. Указатель житий святых † означает, что современного жития святого пока не найдено. означает, что житие святого не издано и им мы не могли пользоваться. Аморийское мученичество: гл. I. Андрей в «Суде» гл. I. Антоний, патриарх гл. II. Антоний Новый гл. X. Афанасий Мефонский гл. XIV. Афанасия Егинская гл. XIV. Вакх Младый гл. XIII. Варфоломей, апостол (перенесение мощей) гл. XVII. Власий Болгарский гл. XVI. Георгий Амастридский гл. IX. Герман Косиницкий гл. XV. † Григорий Декаполит гл. II. Димитриан гл. XII. Димитрий Солунский (чудеса) гл. XV. Евдоким Младый гл. II. Евстратий гл. X. Евфимия (перенесение мощей) гл. IX. Евфимий, патриарх: Арефино гл. II, анонимное гл. IV. Евфимий Солунский гл. XV. Игнатий, патриарх гл. IX. Иларион, грузин гл. I. Илия гл. XIII. Илия Калабрийский гл. XVIII. Иоанникий Вифинский: Петрово гл. X, Саввино гл. X. † Иоанн Гетфский гл. IX. † Иоанн Дамаскин гл. XIII. Иоанн Предтеча (перенесение главы) гл. I. Иоанн Психаит гл. VIII. Иосиф Песнописец гл. VII. Иулиан и дружина гл. I. Климент Болгарский гл. XV. † Лазарь, иконописец гл. I. Лев Катанский гл. XVII. Лука, столпник гл. XI. Лука Елладский гл. XIV. Макарий Пелекитский гл. XI, † гл. XI. Мария Младая гл. XVI † Мефодий, патриарх гл. VII. † Мефодий и Кирилл гл. XV. Михаил, синкелл гл. VI. Никита Мидикийский гл. X. Никифор, патриарх: Феофаново гл. I, Игнатиево гл. II. Никифор Мидикийский гл. X. Николай Студит гл. III. † Петр Атройский гл. X. Петр Аргосский гл. XIV. Платон Саккудийский гл. III. Саввинские мученики гл. XIII. Стефан Новый гл. II. Стефан, Савваит гл. XIII. Тарасий, патриарх гл. II. Филарет Милостивый гл. XIV. 60 мучеников гл. XIII. Феодора Солунская гл. XV. Феодор Едесский гл. XIII. Феодор Начертанный гл. VI, перенесение мощей гл. VI. Феодор Студит : πγραμμα гл. III, Навкратиево гл. III, Михайлово гл. III. Феофания, царица гл. I, † гл. V. Феофан Сигрианский: Мефодиево † гл. I, анонимное гл. I, Феодорово гл. III, Никифорово гл. V, Саввино гл. X. Ферапонтий Кипрский (перенесение мощей) гл. I.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Собор московских святых: Знает ли Москва своих святых? Московская Русь: рожденная святыми     Православные праздники 3 сентября Прп. Аврамия Смоленского (XIII). Авраамий Смоленский прославился иноческими подвигами, написанием известных икон и неутомимой пастырской деятельностью. На проповедях Авраамий призывал паству помнить о смерти и молиться день и ночь, что бы не быть осужденным на Страшном Суде. Был игуменом Ризположенского монастыря, получившем впоследствии его имя – Авраамиев монастыря. Канонизирован на Макарьевском соборе в 1549 году.     Православные праздники 4 сентября  Грузинской иконы Божией Матери (1650). Икона была написана в Грузии, но затем захвачена иранским шахом и увезена в Иран. В 1625 г. ее купил русский купец Лыткин и подарил Черниговскому монастырю под Архангельском, где ей стали проявляться чудеса. В 1654 г. икона была привезена в Москву во время эпидемии чумы и помогла исцелением множеству страждущих. По указу царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, в день появления иконы в монастыре, было установлено празднование.   Православные праздники 5 сентября  Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы.   Отданием называется последний день празднования двунадесятых праздников, которые длятся много дней. В этот день верующие завершают праздник Успения Пресвятой Богородицы.   Успение   Православные праздники 6 сентября  Перенесение мощей свт. Петра, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1479). Святитель Петр, митрополит Московский, создал Московскую митрополичью кафедру в 1325 году, пророчески предсказал освобождение Руси от татарского ига и возвышение Москвы как центра Русского Государства.  Празднование было установлено в 1479 году, в честь второго перенесения мощей, после освящения вновь построенного Успенского Собора.     Посох святителя Петра, митрополита Московского. Инфографика Как Москва стала церковной столицей России: История  в картинках   Православные праздники 7 сентября  Перенесение мощей ап. Варфоломея (VI). Апостол Варфоломей умер мученической смертью в армянском городе Альбан. На месте погребения Варфоломея происходили многочисленные чудеса и многие люди обращались в христианство. В 507 году мощи были перенесены в город Анастастиуполь. Во время штурма города шахом Хозроем, ковчег с мощами был брошен в Черное море, силою Божией ковчег совершил чудесное плавание к берегам Италии к церкви на острове Липары, где с мощами стало связываться множество исцелений от болезней.  В IX веке мощи были перенесены в город Беневент и положены в главной церкви города.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

По смерти иконоборца Феофила (в 842 г.) церковь оделась в свою иконную красоту, чему Иосиф в темнице радовался, но скорбел о разлуке с Григорием Декаполитом и его учеником Иоанном (§ 8). После многих лет отсутствия (μετ χρνους συχνος) Иосиф вернулся из плена в Константинополь и поселился в монастыре Иоанна Златоустог о, «соседнем с нашим монастырем», 353 где по смерти Григориева ученика Иоанна жил пять лет. К Иосифу сошлось очень много иноков, и тогда он воздвиг свой монастырь ν χρ ρμ ττε ντι, в который перенес мощи Григория Декаполита и его спостника Иоанна. Живя в фессалийских пределах, он вместе с Григорием воздвиг храм во имя апостола Варфоломея, куда и положил мощи апостола, которые он получил от одного преподобнейшего и высокопоставленного мужа. – В виду того, что Варфоломеевский храм был поставлен Иосифом в Фессалии, 354 становится очевидной неуместность этого известия жития в данном месте: его следовало бы поместить в § 3. Когда и где Иосиф получил мощи апостола? В виду того, что до 839 г. они лежали на о. Липаре (около Сицилии), откуда были перенесены в Беневент, 355 можно догадываться, что Иосиф, как уроженец Сицилии, мог получить частичку мощей еще на родине, с нею покинуть остров, жить в Пелопоннисе и затем в Солуни. – Варфоломея и Григория с Иоанном Иосиф почтил песнопениями. Перед памятью Григория (20 ноября) он ночью как бы наяву увидеть страшного мужа в апостольском облачении, который взял с престола евангелие и передал его Иосифу; после этого святой получил дар песнотворения (§ 9). – Судя по контексту, можно думать, что здесь идет речь о том же ап. Варфоломее, который стало быть был первым, кого Иосиф почтил песнопением. О Варфоломее говорит Феофан быть может со слов самого Иосифа, и это – важное обстоятельство. Столетием позже для объяснения особенного поэтического дара песнотворцев выработалась уже особенная, на библейской основе, схема – о ядении святыми свитков. 356 Иосиф составил гимны другам Божиим, апостолам, пророкам, мученикам, подвижникам и подвижницам и бесчисленным святым. «Во всех языках, говорит Феофан, Иосиф ублажается, во всех церквах признается божественным (ποθειζεται), во всех славится и возвеличивается» (§ 10). Ему и я, замечает агиограф, составляю благодарственные песнопения за то, что он пострижением волос вырвал меня из объятий отца и матери (πατρικν γκαλν), из многомятежной жизни, и приобщил к творцу всех и Владыке (§ 11). – Если Иосиф и Феофан были сицилийцами, то последний пошел за первым вероятно в юношеском возрасте.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Преставление Ап. Варфоломея Церковь воспоминает 11 июня, а перенесение мощей его в Беневенто – 25 августа. В эти дни она прославляет чудесное явление Апостола учений сиянием и чудесы страшными. Преподобный Иосиф, творец канонов, украсил в IX веке празднество св. Ап. Варфоломею церковными гимнами и канонными песнями, ныне возносимыми в честь сего Апостола. Паремии во дни, посвящённые св. Ап. Варфоломею, читаются общие Апостолам, – первая говорит о дерзновении перед Богом, какое имели Апостолы, потому что соблюдали заповеди Божии, и о различении Духа Божия, обитавшего в Апостолах, и духа лестча, коим исполнены были лжепророки ( 1Ин.3:21,4:1–6 ); вторая возвещает от лица Апостолов: мы видехом и свидетельствуем, яко Отец посла Сына Спасителя миру. Иже аще исповесть, яко Иисус есть Сын Божий, Бог в нем пребывает, и той в Бозе ( 1Ин.4:11–16 ); третья глаголет о победе, которая через Апостолов совершилась в мире: и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто есть побеждаяй мир, токмо веруяй, яко Иисус есть Сын Божий ( 1Ин.4:20,5:5 ). Евангелие на утрени то же, что и на утрени в день Ап. Петра и Павла. На литургии чтением Апостола Церковь проповедует о гонении на первых учеников Христовых, которое обращено было Промыслом к распространению слова Божия, и о деяниях св. Апостолов к умножению Церкви Христовой ( Деян.11:19–30 ); а в чтении Евангелия Спаситель благовествует, что слушаяй вас – Апостолов, Мене слушает ( Лк.10:16–21 ). Святого Апостола Варнавы Апостол Варнава произошёл из колена Левиина, родился на острове Кипре, куда переселились его родители. До Апостольства своего он назывался Иосия или Иосиф, а от Апостолов прозван Варнавой – сыном утешения, в знак того, что он, по словам Иоанна Златоустог о, имел особенный дар утешать скорбящих. Близ Иерусалима он имел свою землю ( Деян.4:36–37 ). Древние писатели христианские – Климент Александрийский , Евсевий, святой Епифаний, повествуют, что Иосия ещё в юных летах отправлен своими родителями из Кипра в Иерусалим к знаменитому Гамалиилу, и у него воспитывался и вместе с святым Павлом, тогда ещё Савлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

19 Святых Гервасия и Протасия, и Марины 22 Преставление блаженного Паулина (Павлина) епископа 23 Святого Николая, епископа и исповедника 24 Рождество святого Иоанна Крестителя; летнее солнцестояние, которое называют сиянием 1241 26  Святого Пелагия, Кордуба 27  Святого Зоила мученика, Кордуба 28  Святой Юлианы мученицы и прочих 29  Святых Петра и Павла, Рим 30  Святого Марциала, епископа и исповедника, и святой Луцидии (Л.2 об.) Июль месяц, дней 31 1      Святых Симона и Иуды, апостолов и мучеников 3 Святого Бонифация (Вонифатия) и прочих 4 Перенесение мощей святого Мартина 10 Святого Христофора и прочих, [Антиохия] 11 Святого Бенедикта аббата, перенесение [мощей] 16 Святого Маманта, Кесария 17  Святых Иусты и Руфины, Гиспалис 18 Святого Сперата и Марины, Карфаген 21  Святого Виктора Массильского 22  Святого Емилиана, пресвитера и исповедника 24  Святых Варфоломея и Иакова апостола, и кончина святой Секулины (Сеголены) 25  Святого Кукуфата, Барцинона 26  Святой Кристины (Христины) девы 27  Святого Феликса епископа Ноланского и прочих 28  Святой Мавры, девы и мученицы 29  Святого Симона исповедника, Антиохия 30  Блаженного Лупа епископа 31  Святых Германа и Фабия Август месяц, дней 31 1  Святого Феликса, Герунда , и Маккавеев 6        Святых Иуста и Пастора, Комплутума 7       Святого Маманта, Кесария, и кончина святого Феликса епископа, Толедо 10 Святых Сикста епископа и Лаврентия архидиакона, Рим 11 Освящение [базилики] святого Мартина 12 Святых Хрисанфа и Дарии 13 Святого Ипполита военачальника, Рим 15 Вознесение 1242 святой Девы Марии 21      Святого Привата, епископа и мученика 23 Святого Абундия; начало [осени] 24 Святой Теклы (Феклы), девы и мученицы, и святого Цензурия и прочих с ним 26        Святого Геронтия исповедника и святого Виктора и Короны 28 Святого Августина, епископа и исповедника 29 Святого Елисея пророка; святых трех дев Веры, Надежды и Любови 1243 , и матери их Софии (Л.3) сентябрь месяц, дней 30 1 Святого Винцентия (Викентия) и Лета 2 Святого Антонина мученика

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однажды ночью в темнице И. П. явился свт. Николай Чудотворец и велел ему съесть свиток, на к-ром было написано: «Ускори, Щедрый, и потщися, яко милостив, на помощь нашу, яко можеши хотяй». После этого он получил дар слова, т. к. ему было суждено утверждать в вере православных. Согласно Житию, составленному Феофаном, свт. Николай Чудотворец возвестил И. П. скорое освобождение, через нек-рое время тот действительно был выкуплен из плена ( Пападопуло-Керамевс. 1901. С. 6). По Житию авторства Иоанна Диакона, святитель сам освободил И. П.- чудесным образом перенес его в окрестности К-поля (PG. 105. Col. 960). И. П. уже не застал в живых прп. Григория Декаполита. Он поселился вместе с его учеником прп. Иоанном (пам. 11, 18 апр.) при ц. сщмч. Антипы. Возможно, мон. Иосиф, участвовавший в перенесении мощей прав. Евдокима в К-поль (после 842), является одним лицом с И. П. После того как скончался прп. Иоанн (в 845, по мнению Томадакиса, ок. 850, согласно Стьернону), И. П. прожил 5 лет при ц. свт. Иоанна Златоуста, к нему присоединилось множество учеников, и там возник монастырь со скрипторием. Затем он переселился в уединенное место за городом, где построил ц. во имя ап. Варфоломея и прп. Григория Декаполита, перенес в нее мощи преподобных Григория и Иоанна и основал монастырь. Посвящение мон-ря ап. Варфоломею связано с тем, что, по словам Жития, еще будучи в Фессалонике, И. П. получил от одного добродетельного мужа часть мощей этого святого. Однако нек-рые исследователи предполагают, что И. П., будучи уроженцем Сицилии, привез эту реликвию оттуда (до 839 мощи находились на о-ве Липари близ Сицилии) ( Лопарев. 1914. С. 226-227; Janin. Églises et monastères. P. 57). И. П. особо почитал ап. Варфоломея и неск. раз видел его во сне. Желая почтить апостола хвалебными песнопениями, И. П. усердно молился и постился в течение 40 дней, прося даровать ему премудрость для создания достойных хвалебных стихов. Накануне дня памяти прп. Григория Декаполита в алтаре И. П. явился ап. Варфоломей, облаченный в белые ризы. Взяв с престола св. Евангелие, апостол приложил его к груди преподобного со словами: «Да благословит тебя десница Божия, да изольются на язык твой воды небесной премудрости, да будет сердце твое храмом Св. Духа, и песнопения твои да усладят вселенную». С этого времени И. П. начал писать гимны и каноны. По мнению Томадакиса, И. П. начал писать церковные песнопения после критского плена (к числу его ранних произведений относятся каноны Критским епископам Евмению и Кириллу ), а в 850-858 гг. он уже получил широкую известность как гимнограф ( Τωμαδκης. 1971. Σ. 58-59).

http://pravenc.ru/text/673697.html

От бедствий страдали и давно почившие святые. В «Сказании о перенесении мощей священномученика Ферапонтия Кипрского» упоминается о нашествии на Кипр в начале IX века арабов под предводительством адмирала Харуна, который «разрушил церкви и рассеял островитян» . Священномученик Ферапонт, пострадавший при Диоклетиане, чудесным образом явившись, изъявил свою волю о том, чтобы его мощи были перенесены в Константинополь, что и было совершено. Похожая история связана с перенесением мощей апостола Варфоломея с острова Липара в Италию. В IX веке мусульмане опустошили и разграбили остров и, набросившись на могилу апостола, разбросали кости его. Явившись во сне одному греческому монаху, апостол попросил его собрать кости и сохранить их. Осмысление духовных причин этих бедствий, предлагаемое агиографами, совпадало с тем, что писали византийские историки. Поэтому, например, в «Житии Николая Студита», написанном около 924 года сказано, что «Николай происходил из славнейшего острова Крита, пользовавшегося тогда Христовою свободой, хотя теперь в нем обитает жалкий народ – потомки Агари, поработившие нас за грехи наши» . При этом многие святые защищали христиан от мусульманских атак и притеснений, причем как «естественным», так и сверхъестественным образом. Несколько примеров защиты «естественным образом»: святитель Георгий Амастрийский в конце VIII века возглавлял и руководил обороной Амастрия против атаки арабов . Святитель Иоанн Атталийский предупреждает свою паству, говоря: «Через 40 дней придет на Атталию гнев Господень», и призывает к покаянию. В указанный срок прибывает арабский флот. Святой командует приготовлением города к осаде и выходит на переговоры с арабским флотоводцем: «Я говорю тебе, если ты пожелаешь обидеть этот бедный город и нам, гостящим в нем, повредить в чем-нибудь, то Бог наш не позволит тебе больше увидеть Сирию». Испугавшись, арабский флотоводец отступил от города . Святитель Димитриан Хитрийский в 913 году ходил в Багдад на прием к халифу, чтобы ходатайствовать об освобождении плененных киприотов – своей паствы, и был успешен и вернулся на родину с освобожденными пленниками .

http://pravoslavie.ru/4484.html

На торжественном открытии конференции 8 июня выступили представители Римско-Католической и Православных Церквей. Приветствие кардинала Вальтера Каспера , председателя Папского совета по содействию христианскому единству, зачитал бывший архиепископ Мюнхена и Фрайзинга кардинал Фридрих Веттер. С приветствием от проекта «Живые истоки» выступили его сопредседатели: митрополит Галльский Эммануил ( Константинопольский Патриархат ) и католический епископ французского Нантерра Жерар Докур, возглавляющий также Папский совет по культурному сотрудничеству. Митрополит Эммануил напомнил, что «Живые истоки» были созданы по инициативе видного православного иерарха митрополита Швейцарского Дамаскина (Папандреу) и ныне покойного католического епископа Пьера Дюпре. Цель проекта — поиск общего для обеих Церквей языка, формирование связей, недопущение того, чтобы память о взаимных обидах, нанесенных в прошлом, не стала бы оправданием насилия в настоящем. Митрополит Эммануил также приветствовал участников конференции от имени Патриарха Константинопольского Варфоломея I . Митрополит Аксумский Петр огласил приветствие Предстоятеля Александрийской Церкви Патриарха Феодора II . Послание митрополита Киевского и всея Украины Владимира зачитал архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп . «Православная Церковь в Украине, пережив многие гонения как в древности, так и в наши дни, выстояла, и это верное свидетельство силы проповеди апостола Андрея, … которая сегодня не может оставаться только историей, но должна вдохновлять нас подражать его примеру», — говорится в послании. В приветствии митрополита Минского и Слуцкого Филарета , Патриаршего экзарха всея Беларуси, которое зачитал доктор А. Данилов, отмечается, что Православная Церковь, следуя примеру святых братьев-апостолов Петра и Андрея, образ которых «символически скрепляет Запад и Восток христианского мира,… видит необходимость развития добрососедских отношений со своими братьями по вере в новых культурно-исторических условиях». О значении проповеди апостола Андрея для всех славян говорилось в посланиях Митрополита Варшавского и всея Польши Саввы и Митрополита Чешских земель и Словакии Христофора .

http://patriarchia.ru/db/text/422592.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010