Некоторые из дарских христиан, взяв св. мощи, удалились к берегам Черного моря, но были застигнуты врагами, которые и бросили мощи св. апостола Варфоломея с мощами других четырех мучеников в Черное море. Отсюда св. мощи, проплыв Геллеспонт, а также Эгейское и Ионийское моря, пристали к берегу острова Липары. О прибытии св. мощей было открыто в сонном видении епископу липарскому Агафону, который, в сопровождении клира и народа, перенес св. мощи в церковь , где от них истекло целебное миро и стали совершаться чудеса. Мощи св. ап. Варфоломея находились на о. Липаре до 839 года, когда на этот остров напали мусульмане. Правитель Беневента, питая глубокое уважение к мощам св. апостола, не желая оставлять на поругание врагам этого драгоценного сокровища, перенес мощи св. ап. Варфоломея в Беневент. В середине VIII века часть мощей ап. Варфоломея перенесена из Липары в Константинополь. В настоящее время идет спор о мощах этого апостола: находятся ли они в Беневенте, или перенесены в Рим в X веке императором Оттоном. (Пролог. Месяц. Вост. А. Сергия, т. 2, замет. стр. 256). Св. ап. Тита от 70, еп. Критского Св. апостол Тит был родом из Крита (нынешней Кандии); родители его принадлежали к царскому роду и были язычники. Получив, как язычник, языческое образование, он с молодости полюбил чтение греческих философов и поэтов, стараясь найти у них истину, которой жаждала его душа. Еще будучи язычником, Тит проводил жизнь добродетельную, незлобивую и целомудренную, даже девственную, как свидетельствует об этом св. Игнатий Богоносец (в посл. к Филадельфийцам). Когда Титу исполнилось 20 лет, он однажды во сне услышал слова: «Тит! тебе надобно идти отсюда и спасти свою душу, а греческое образование и языческая мудрость не приведут тебя ко спасению». Пораженный этим голосом, Тит и еще раз желал услышать его; и вот в другой раз он услышал тот же голос, повелевавший ему читать еврейские книги. Тит внял этому голосу и, выучившись еврейскому языку, стал читать пророческие книги. Особенно подействовала на него книга пророка Исайи, именно те места, где говорится о суетности и ложности языческих идолов и об истинности Бога еврейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

От мощей апостола Варфоломея истекло миро, подававшее исцеление от различных болезней 7 сентября. ПРАВМИР. Перенесение мощей апостола Варфоломея было в конце VI века. Его апостольская деятельность и мученическая кончина воспоминаются Церковью 11 июня. Апостол Варфоломей пострадал за Христа в Албане Армянской (ныне Баку) в 71 году, где и находились его святые мощи. От мощей святого апостола происходили многочисленные чудеса, и много неверных обращалось ко Христу. При императоре Анастасии (491–518) мощи апостола Варфоломея были принесены во вновь построенный город Анастасиуполь (или Дару) и находились там до конца VI века. Когда город Анастасиуполь был захвачен персидским царем Хозроем, христиане, взяв ковчег с мощами апостола Варфоломея, бежали с ним к берегам Черного моря. Настигшие их жрецы бросили ковчег с мощами апостола Варфоломея в море. Вместе с ним были брошены в море еще 4 ковчега с мощами святых мучеников Папиана, Лукиана, Григория и Акакия. Силою Божией ковчеги не потонули в морской пучине, но совершили чудесное плавание по морям и достигли Италии. Ковчег с мощами апостола Варфоломея пристал к берегу у острова Липары, а остальные ковчеги продолжали свой путь и пристали к берегу в разных местах Италии. Ковчег с мощами мученика Папиана остановился в Сицилии, мученика Лукиана – в Мессине, мученика Григория – в Калабрии и мученика Акакия – в Аскулусе. О прибытии святых мощей апостола Варфоломея было откровение епископу острова Липары Агафону, который вышел с клиром к берегу моря, взял ковчег из воды и торжественно перенес в церковь. От мощей апостола Варфоломея истекло миро, подававшее исцеление от различных болезней. В церкви острова Липары святые мощи оставались до середины IX века. Когда остров был захвачен язычниками, христианские купцы взяли святые мощи апостола Варфоломея и перевезли в город Беневент, где их приняли с великой честью и положили в главной церкви города. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-per...

Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая. Равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Преподобного Ефрема Перекомского. Преподобного Корнилия Комельского Обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского. Равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены. Святителя Леонтия, епископа Ростовского. Преподобного Симеона столпника, преподобного Никиты, столпника Переяславского. 3-е Обретение честной главы Иоанна Предтечи. Великомученика Федора Стратилата. Преподобного Кирилла Белоезерского. Апостолов Варфоломея и Варнавы. Святителя Ионы, митрополита Московского. Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Собор Двенадцати Апостолов. Бессребреников Козмы и Дамиана. Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского. Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Положение ризы Господней в Москве. Равноапостольного великого князя Владимира. Великомученицы Марины (Маргариты). Пророка Илии. Мироносицы Марии Магдалины. Благоверных князей Бориса и Глеба. Успение святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Преподобномученицы Параскевы. Великомученика Пантелеймона. Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. АВГУСТ 1 Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. Блаженного Василия Московского, Христа ради юродивого. Преподобного Антония Римлянина Новгородского. Перенесение Нерукотворенного Образа Спасителя. Преподобного Аврамия Смоленского. Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского. Положение честного пояса Пресвятой Богородицы. СЕНТЯБРЬ 1 Начало индикта (церковное новолетие), преподобного Симеона Столпника. Святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Хонех. Святителя Иоанна, архиепископа Новгородского. Праведных богоотец Иоакима и Анны.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Перенесение мощей св. Апостола Варфоломея 09.09.2012 669 Время на чтение 3 минуты 7 сентября нового стиля Русская Церковь праздновала память апостола Варфоломея - а именно день перенесения его мощей. Однако куда переносили его святые мощи и где они теперь? С этим вопросом мы обратились к знатоку православных святынь на территории Италии, историку Михаилу Талалаю. Сентябрьский, он же старостильный августовский, праздник св. Варфоломея и его содержание, неплохо описаны: большинство наших церковных книг, да и просто сам православный календарь, наши Святцы указывают, что речь идет о начале VI века, и о перенесении мощей апостола Варфоломея в византийский город Анастасиуполь, по повелению основателя города, императора Анастасия. Мощи там пребывали недолго, да и города этого более нет, но праздник в нашем календаре остался - таких вроде бы странных дат немало, но почему бы лишний не раз не восславить апостола Христова? Да и вообще, варфоломеев день, в Европе это 24 августа нового стиля, сам по себе уже историческая дата. Мне известны три важных европейских события на этот день - это извержение Везувия, спустя всего лишь несколько лет после гибели апостола; затем - печально известная резня гугенотов «Варфоломеевская ночь», а также день независимости Украины . По древнему преданию Варфоломей был замучен страшной смертью - язычники с него живого содрали кожу. В сдержанном византийском искусстве этот сюжет не нашел своего воплощения, однако в католической Италии, да и вообще на Западе, мастера развернулись вовсю. Самый известный образ - это, вероятно, кисти Микеланджело из Страшного Суда Сикстинской капеллы, где содранный лик Апостола корифей Возрождения сделал своим страдальческим автопортретом. В миланском кафедральном соборе Дуомо нельзя не обратить внимание на изощренную беломраморную статую без кожи - хотя кажется, что ваятеля тут более интересовала анатомия, нежели подвиг веры. И, конечно, - масса живописи на тему мученичества.... Апостол Варфоломей пострадал за Христа, по преданию, в 71 году в Албанаполе на территории Кавказа (существуют самые серьезные основания думать, что это город Баку, православные там его очень почитают). Тут и находились первоначально его святые мощи. От мощей святого апостола происходили многочисленные чудеса, и много неверных обращалось ко Христу. При императоре Анастасии, как уже говорилось, в начале VI в. мощи апостола были принесены в основанный им город Анастасиуполь в Месапотомии и находились там примерно одно столетие. Вот это событие и празднует Православная Церковь 7 сентября нового стиля.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

24 июня Память апостолов Варфоломеея и Варнаавы (I) 25 июня Память преподобного Онуфрия Великого (IV), преподобного Петра Афонского (734). Перенесение мощей (1650) и второе прославление (1909) благоверной великой княгини Анны Кашинской . 26 июня Память преподобной Александры Дивеевской (Мельгуновой) (1789). 27 июня Память пророка Елисея, обретение мощей священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского (1992). 28 июня Память святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца . А также святого пророка Амоса. 29 июня В этот день Церковь вспоминает перенесение мощей святителя Феофана Затворника. А также чтит память святителя Тихона, епископа Амафутинского, преподобного Тихона Медынского, преподобного Тихона Луховского, преподобного Моисея Оптинского. 30 июня Память святых мучеников Халкидонских — Мануила, Савела и Исмаила. 1 июля Мучеников Триполийских — Леонтия, Ипатия и Феодула, а также чествует образ Боголюбской иконы Божией Матери. 2 июля Память апостола Иуды, брата Господня, святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси, святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского . 3 июля Церковь вспоминает священномученика Мефодия, епископа Патарского, благоверного князя Глеба Владимирского. 4 июля В этот день Церковь вспоминает обретение мощей преподобного Максима Грека, а также чтит память святого мученика Иулиана Тарсийского. 5 июля В этот день Церковь вспоминает священномученика Евсевия, епископа Самосатского. 6 июля В этот день Церковь чествует образ Владимирской иконы Божией Матери . А также вспоминает Собор Владимирских святых и чтит память мученицы Агриппины Римляныни. 7 июля Церковь празднует Рождество честного славного Пророка и Крестителя Господня Иоанна . 8 июля В этот день церковь особым образом чтит память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии , Муромских чудотворцев. 9 июля В этот день Церковь чествует образ Тихвинской иконы Божией Матери. А также вспоминает преподобного Давида Солунского. 10 июля В этот день Церковь вспоминает обретение мощей святого преподобного Амвросия Оптинского .

http://foma.ru/petrov-post-po-dnyam.html

Сей епископ пришел с клиром и народом на берег морской и, найдя здесь ковчег с мощами Апостола, преисполнился радости вместе с прочими и сказал: — Откуда пришло к тебе, о Липара, такое бесценное богатство; поистине ты ныне возвеличился и прославился; ликуй и радуйся, принимая руками своими посетившего тебя сего великого твоего заступника и ходатая к Богу и воскликни к нему: благо пришел ты к нам, Апостол Господень! Все удивлялись тому, каким образом оловянный ковчег с мощами святого Апостола, не только не потонул в воде, но оказался легче ладьи и переплыл столь далекий путь морской, руководимый, очевидно, не силою человеческою, но силою Божиею. И прославляли все величие Божие. Посем, взяв святой ковчег с мощами Апостола, понесли его с пением псалмов тожественно в церковь; и истекло миро от святых мощей Апостола; сим миром подавалось врачевание болезням неисцельным [ 3 ]. Сии честные мощи Апостола Христова находились на том острове долгое время, даже до времен царствования Феофила иконоборца [ 4 ]. В царствование же сего Феофила, по попущению Божию за грехи людские, агаряне взяли в плен остров Липару. Правитель города Беневента, князь Сикард, давно уже слышавший о чудесах Апостола Христова, воспламенился теплою верою к святому; посему, позвав из города Амалфии моряков и обещав вознаградить их в достаточной степени, он уговорил их отплыть на корабле на остров Липару и оттуда привезти к нему мощи святого Апостола Варфоломея, как некое драгоценное сокровище. Сии мужи отплыли на корабле, приплыли к острову Липаре, взяли оттуда столь желанное сокровище духовное и возвратились к своим. И лишь только князь Сикард услышал о приближающихся к нему мощах святого, вышел с епископом и многими людьми на кораблях в море для встречи; честные мощи Апостола Христова были приняты с радостью; потом их внесли с честью в город Беневент и положили в Великой церкви, торжественно отпраздновав сие событие. С того времени было установлено празднество в честь перенесения честных мощей святого Апостола Варфоломея, в двадцать пятый день месяца августа. От сих честных мощей подавались одержимым различными болезнями исцеления, по молитвам Апостола Варфоломея и по благодати Господа нашего Иисуса Христа [ 5 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Сей епископ пришел с клиром и народом на берег морской и, найдя здесь ковчег с мощами Апостола, преисполнился радости вместе с прочими и сказал: — Откуда пришло к тебе, о Липара, такое бесценное богатство; поистине ты ныне возвеличился и прославился; ликуй и радуйся, принимая руками своими посетившего тебя сего великого твоего заступника и ходатая к Богу и воскликни к нему: благо пришел ты к нам, Апостол Господень! Все удивлялись тому, каким образом оловянный ковчег с мощами святого Апостола, не только не потонул в воде, но оказался легче ладьи и переплыл столь далекий путь морской, руководимый, очевидно, не силою человеческою, но силою Божиею. И прославляли все величие Божие. Посем, взяв святой ковчег с мощами Апостола, понесли его с пением псалмов тожественно в церковь; и истекло миро от святых мощей Апостола; сим миром подавалось врачевание болезням неисцельным Сии честные мощи Апостола Христова находились на том острове долгое время, даже до времен царствования Феофила иконоборца В царствование же сего Феофила, по попущению Божию за грехи людские, агаряне взяли в плен остров Липару. Правитель города Беневента, князь Сикард, давно уже слышавший о чудесах Апостола Христова, воспламенился теплою верою к святому; посему, позвав из города Амалфии моряков и обещав вознаградить их в достаточной степени, он уговорил их отплыть на корабле на остров Липару и оттуда привезти к нему мощи святого Апостола Варфоломея, как некое драгоценное сокровище. Сии мужи отплыли на корабле, приплыли к острову Липаре, взяли оттуда столь желанное сокровище духовное и возвратились к своим. И лишь только князь Сикард услышал о приближающихся к нему мощах святого, вышел с епископом и многими людьми на кораблях в море для встречи; честные мощи Апостола Христова были приняты с радостью; потом их внесли с честью в город Беневент и положили в Великой церкви, торжественно отпраздновав сие событие. С того времени было установлено празднество в честь перенесения честных мощей святого Апостола Варфоломея, в двадцать пятый день месяца августа. От сих честных мощей подавались одержимым различными болезнями исцеления, по молитвам Апостола Варфоломея и по благодати Господа нашего Иисуса Христа

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

По сошествии Св. Духа Варфоломей для проповеди Евангелия путешествовал из Иудеи в разные страны Востока, часто вместе с ап. Филиппом. По сказанию св. Иоанна Златоуста , был он в Сирии, Фригии, Ликаонии 944 , Писидии, в Иераполе, куда послан был Промыслом на помощь ап. Филиппу, которого после мученической его смерти он предал там погребению 945 . По сказанию Евсевия, Варфоломей простер проповедь слова даже до Индии 946 , которую называют счастливой Аравией 947 , и для Церкви Индийской оставил Евангелие от Матфея, писанное по-еврейски и найденное там во II веке Пантеном, знаменитым наставником Александрийского христианского училища 948 . Из Индии ап. Варфоломей возвратился в Армению и здесь скончался в городе Альбанополе (Альбане) мученическою смертью за Евангелие, повешен быв на кресте и потом усечен мечом. Тело св. Варфоломея положено было сначала в Альбанополе 949 ; потом врагами веры Христовой ввержено было в море и Божиим Промыслом перенесено на сицилийский остров Липари и там погребено 950 . Феодор Чтец пишет: «Царь Анастасий (491–518) построил город Дары и видел во сне св. ап. Варфоломея, который говорил ему, что он будет сам хранить сей город. По этой причине Анастасий перенес туда и положил там останки ero» 951 , – вероятно, часть мощей. Во дни Феофила, греческого царя, в 833 году, когда Липара покорена была агарянами, тело св. Варфоломея перенесено в Беневенто – город неапольский 952 , а отсюда императором Оттоном II (973–989) в Рим 953 . Преставление ап. Варфоломея Церковь воспоминает 11 июня, а перенесение мощей его в Беневенто – 25 августа. В эти дни она прославляет чудесное явление апостола учений сиянием и чудесы страшными. Преподобный Иосиф, творец канонов, украсил в IX веке празднество св. ап. Варфоломею церковными гимнами и канонными песнями, ныне возносимыми в честь сего апостола 954 . Паримии во дни, посвященные св. ап. Варфоломею, читаются общие апостолам: первая говорит о дерзновении пред Богом, какое имели апостолы, потому что соблюдали заповеди Божии, и о различении Духа Божия. обитавшего в апостолах, и Духа лестча, коим исполнены были лжепророки ( 1Ин.3:21 – 4:6 ); вторая возвещает от лица апостолов: Мы видехом и свидетельствуем, яко Отец посла Сына Спасителя миру. Иже аще исповесть, яко Иисус есть Сын Божий, Бог в нем пребывает, и той в Бозе ( 1Ин.4:11–16 ); третья глаголет о победе, которая чрез апостолов совершилась в мире: И сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто есть побеждаяй мир, токмо веруяй, яко Иисус есть Сын Божий? ( 1Ин.4:20 – 5:5 ). Евангелие на утрене то же, что и на утрене в день ап. Петра и Павла. На литургии чтением Апостола Церковь проповедует о гонении первых учеников Христовых, которое обращено было Промыслом к распространению слова Божия, и о деяниях св. апостолов к умножению Церкви Христовой ( Деян.11:19–26:29–30 ); а в чтении Евангелия Спаситель благовествует, что слушаяй вас (апостолов) Мене слушает ( Лк.10:16–21 ). День святого апостола Фомы

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Кондак, глас 8 Звезду церковную, от Киево-Печерския лавры возсиявшую,/и чрез Новград в Сибирскую страну достигшую,/идеже ревностно служением своим сияющую,/святителя почтим,/Тобольския митрополии столетие венчавшаго:/радуйся, отче Павле, всея Сибири чудотворче. Величание Величаем тя,/святителю отче Павле,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. 11/24 Апостолов Варфоломея и Варнавы (I). Преподобного Варнавы Ветлужского (1445). Перенесение мощей преподобного Ефрема Новоторжского (1572). Икон Божией Матери, именуемой «Достойно есть» («Милующая») (X) и Абульской (692). Тропарь апостолам Варфоломею и Варнаве, глас 3 Апостоли святии,/Варфоломее и Варнаво,/молите Милостивого Бога,/да прегрешений оставление/подаст душам нашим. Ин тропарь, глас тойже Язык огнедохновен в силе Духа приемше,/во плоти пришедшее Слово проповедаете всюду,/Егоже ради во главу усечен,/ов же камением побиен,/и есте апостольскому лику украшение,/Варфоломее и Варнаво,/темже память вашу почитаем и просим:/молите Христа Бога подати нам грехов оставление. Кондак апостолу Варфоломею, глас 4 Явился еси великое солнце вселенней,/учений сияньми и чудес страшных, световодя почитающия тя,/Варфоломее, Господень апостоле. Кондак апостолу Варнаве , глас 3 Господень был еси всеистинный служитель,/апостолов же явился седмидесятих первый,/озарил еси и с Павлом проповедь твою,/всем возвещаяй Христа Спаса:/сего ради песнопении Божественную память твою, Варнаво, совершаем. Величание Величаем вас,/святии апостоли Варфоломее и Варнаво,/весь мир ученьми своими просветившия/и вся концы/ко Христу приведшия. Тропарь преподобному Варнаве Ветлужскому, глас 1 Желанием духовным распалився/и мятежи мирския отринув,/к Богу любовию прилежно присовокупися./И Того вседушне взыскуя,/во внутреннюю пустыню отшел еси,/при водах вселися,/идеже во слезах и трудех пребывая многолетное время,/в терпениих мнозех житие ангельское проходил еси/в наставлении Божественнаго Разума/и множество монахов собрал еси, мудре,/ихже посещая не остави,/Варнаво преподобне, отче наш,/Пресвятей Троице моляся/от зол всяческих избавити и спасти души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 24 июня 2023 года 11. Суббота. Апп. Варфоломея и Варнавы. Иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть». Перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского. Прп. Варнавы Ветлужского. Совершается полиелейная служба апп. Варфоломея и Варнавы (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» (Б) . Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный…» и обычного начала). А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: ап. Варфоломея, глас 4-й – 5 (первые две стихиры – дважды) , и ап. Варнавы, глас тот же – 3. «Слава» – ап. Варнавы, глас 6-й: «Варнаво прехвальне…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу…». Вход. Прокимен дня. Паримии апостолов – 3 . На стиховне стихиры апостолов, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – ап. Варнавы, глас 8-й: «Апостоле Спасов, Варнаво…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево…». По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 1-й: «Гавриилу вещавшу…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостолов, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 1-й: «Гавриилу вещавшу…». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны апостолов (по дважды). Полиелей. Величание апостолов и избранный псалом. Седален ап. Варфоломея по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же (см., напр., в Минее общей, гл. 8, л. 48 об.: «Небесную дверь и кивот…»; или в Минее 11 июня, по 3-й песни канона: «Яко Всенепорочная Невеста…»). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостолов, глас 4-й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Евангелие апостолов. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира апостолов, глас 1-й: «Во всю землю…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010