Святой равноапостольный князь Владимир, крестив – назад тому девятьсот лет – наших предков, тогда же озаботился устройством для них христианского богослужения. Из Корсуни привез он с собою священников, сосуды церковные, кресты, иконы, мощи 1 , построил в Киеве и в других городах много церквей 2 . Для отправления богослужения необходимы были книги и прежде всего книги Св. Писания. Летописи наши не говорят прямо о заимствовании нами славянских богослужебных книг у Болгар 3 , но что это было действительно так, доказывается древнейшими русскими списками этих книг, сделанными с болгарских изводов. Есть вся вероятность думать, что князь Владимир позаботился приобрести необходимые для богослужения книги от Болгар еще прежде крещения народа, чтобы к сему последнему иметь уже их в лицо, – ибо иначе должно было бы вводить у новокрещенных богослужение греческое или же оставить их без богослужения 4 . Для успеха христианской проповеди необходимо было найти священников, которые могли бы говорить с народом его собственным языком. А таких священников Владимир мог найти у Болгар, с которыми он был хорошо знаком еще до крещения: в 985 г. он имел с ними войну 5 , затем прежде или после этой войны женился на болгарке 6 . Да и сами болгарские священники, услышав о крещении Владимира и о его намерении крестить всех подданных, вероятно, поспешили в Киев на дело учительства и проповеди . А между тогдашними болгарами были люди, для этого способные, потому что в Болгарии тогда значительно процветали и христианская вера, и христианское просвещение. По словам летописи Иоакимовой, все первые пастыри, прибывшие для просвещения нашего отечества, были из славян болгарских 7 . Это конечно преувеличено. Были взяты священники греческие, могли действовать имевшиеся на лицо священники киевских Варягов-христиан, могли быть взяты Владимиром священники у Венгерских или Угорских русских, которые жили (и до настоящего времени живут) по ту сторону Карпат в северо-восточной Венгрии, будучи непосредственными соседями нашей Червонной или Галицкой Руси, и которые были обращены в православное христианство за целое столетие до нас 8 . Во всяком случае однако должно принять за несомненное, что по крайней мере некоторые из тогдашних пастырей наших были славяне болгарские, которые, конечно, отправляли богослужение по своим болгарским книгам. На первых порах нашим предкам оставалось – да и было единственно возможным – только списывать по мере надобности те или другие книги с болгарских подлинников. Это, однакож, только на самых первых порах. Очень скоро являются уже попытки исправления готового южнославянского перевода библейских и богослужебных книг и попытки новых самостоятельных переводов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

священноинок Симеон Каноны празднику Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Скачать epub pdf с переводом и комментарием Предлагаемая брошюра представляет собою третий по счету выпуск комментированных изданий богослужебных канонов на важнейшие праздники церковного календаря. Первые два, вышедшие в 2004 и 2006 гг., были посвящены канонам Пятидесятницы и Успения Пресвятой Богородицы. Теперь мы снова имеем дело с творениями двух выдающихся песнописцев-богословов – прп. Иоанна Дамаскина и прп. Козмы Маюмского. Жизнь обоих замечательных церковных поэтов представляет из себя удивительный пример духовного братства и, одновременно, многолетнего песенного сотворчества. Выросшие под одним кровом (Козма был приемным воспитанником в доме родителей Иоанна), среди мусульманского окружения имевшие счастье получить разностороннее образование в строго православном духе, оба они в зрелые годы вступили в иноческое братство обители прп. Саввы Освященного (близ Иерусалима) и здесь положили немалые труды, украшая богослужение Иерусалимской Церкви замечательными поэтическими гимнами. Песнопения Иоанна и Козмы звучат и до сего дня, и не только в церквах Палестины, но во всех без исключения храмах византийской традиции, на всех континентах. Тринадцать веков – огромный исторический срок. Навряд ли можно найти такое произведение светской литературы, которое в течение столь многих лет имело бы число читателей, сравнимое с тем, сколько людей поет и слушает на молитве каноны святых песнописцев. Однако, правда и то, что молящиеся лишь в малой степени понимают их глубокий богословский смысл и прихотливую поэтику. Дело здесь не только в трудности понимания славянского, древнегреческого, древнегрузинского или какого-то другого древнего языка, на котором совершается православное богослужение. Песнописцы не стремились сделать свои творения легкими и прозрачными для каждого. Оба автора сознательно ставили в качестве одной из своих задач – пробуждать тягу к исследованию Священного Писания и догматических творений отцов; они давали слушателям настоящие уроки кафолического Церковного Предания во всей его разносторонности – и уроки весьма напряженные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Северское. Церковь Никиты мученика. Карта и ближайшие объекты Первые свидетельства «о селе на реке Северце» относятся к XIV столетию. В окладной книге этого села значится деревянный храм, воздвигнутый в 1634 г в честь великомученика Никиты. Стараниями владельца села П.Измайлова к 1787 году вместо деревянного храма было завершено строительство каменного (но холодного) храма в стиле барокко. В 1880-е гг. владельцем села становиться помещик А.А. Найденов (1839 - 1916). В 1885 году было получено долгожданное для прихожан разрешение на строительство теплых (зимних) приделов. На средства прихожан и купца Петра Терентьевича Терентьева и его родных были устроены два боковых теплых придела в честь святителя Петра (Митрополита Московского) и Великомученицы Агафьи. Приделы были освящены 1 февраля 1887 года. В этот же период была построена колокольня. В 1939 году храм был закрыт. Спустя некоторое время стали разбирать ограду, колокольню, приделы и верхнюю часть храма. Позже руины храма были перестроены и нижняя часть храма была приспособлена под магазин. О храме напоминали только стены с фрагментами наличников на окнах, лотковый кирпичный свод трапезной и часть колокольни. Богослужения начали проводится с 1995 году в здании бывшей церковной сторожки, которая в советское время использовалась под клуб и находилась напротив храма. В 1996 году зарегистрирована приходская община. В 2005 году общине передано здание храма и на Пасху 2007 года была отслужена первая Божественная Литургия. С этого момента Богослужения совершаются в храме. Осуществлен ремонт полов в алтарной части, стен, электропроводки, убраны перегородки и установлены новые двери. «5 февраля 1888 года, в день памяти святой мученицы Агафии, причт и крестьяне с. Северского Коломенского уезда торжественно праздновали престольный праздник в левом приделе своего храма. Придел этот (теплый) – как равно и другой во имя св. Петра, Митрополита Московского, – освящен год назад. Расположенное при впадении реки Северки в реку-Москву, с. Северское издавна имело большой однопрестольный каменный храм во имя св. великомученика Никиты. Храм этот был холодный, холодный настолько, что в сильные морозы иней покрывал головы молящихся, в алтаре Святые Дары замерзали на престоле!

http://sobory.ru/article/?object=19928

Точка призыва Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 1–8 декабря. - Введение во храм Богородицы. – Взрыв в Ессентуках. – Истерическая любовь к олигархам. – Выборы головой. – Призыв митрополита Лавра. – Раскольники и медиапсихоз. – Ситуация в Прибалтике. – Свобода от «проклятых вопросов». – Культура как творение духа. – Православность вместо православия. На прошлой неделе Православная Церковь отметила один из великих двунадесятых праздников - Введение во храм Пресвятой Богородицы. Накануне праздника Святейший Патриарх совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя, сообщает сайт «Русская линия» . По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил паству с праздником. Как сообщает сайт «Вестей» , «утренние торжественные богослужения пройдут во всех православных храмах, в том числе и в Успенском соборе московского Кремля». А сайт «Newsru.com» в своей информации рассказывает о том, историческом событии, которое легло в основу праздника: «В основе праздника лежит церковное предание о введении Девы Марии в Иерусалимский храм. Согласно этому преданию, родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, до старости были бездетны, но, получив свыше обетование о рождении ребенка, они решили посвятить его Богу. … Посвящение Богу состояло во введении посвящаемого в храм, где совершался обряд, предписанный Законом. Введение Девы Марии во храм было совершено в торжественной обстановке, когда ей исполнилось три года. Встречать Деву Марию вышли священники храма и сам первосвященник, которым, по преданию, был Захария, отец Иоанна Предтечи. Поставив дочь на первую ступень храма, Анна сказала: «Иди к Тому, кто даровал мне тебя». Без всякой посторонней помощи девочка поднялась по высоким ступеням храма и была принята первосвященником, который ввел ее даже во «Святая Святых». Как отмечает сайт «НТВ» , «упоминания о праздновании Введения во храм Пресвятой Богородицы встречаются уже в первые века христианства в преданиях палестинских христиан. В них говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь этого великого события. Упоминания о празднике есть и в трудах святителя IV века Григория Нисского».

http://pravoslavie.ru/4866.html

Успенская церковь в с. Лютенька была построена в 1686 г. на средства гадячского полковника Михаила Бороховича как семейная усыпальница. Каменная, пятикупольная Успенская церковь относится к числу этапных произведений архитектуры украинского Возрождения. Церковь была трёхпрестольный, с приделами во имя Архангела Михаила и Святой Троицы, имела резной пятиярусный иконостас (уничтожен в первой половине ХХ в.). В нач. XIX в. с запада была возведена четырехъярусная колокольня. В 1887-1890 гг. ёе разобрали и построили каменную двухъярусную колокольню в архитектурных формах историзма. С обеих сторон колокольни построен двое ворот, 1-й ярус - прямоугольный трёхдельный, 2-й ярус - двухэтажный восьмерик с верхним арочным ярусом звона, увенчанным восьмигранным куполом с переломом и фонариком. В 1933 г. Успенская церковь была закрыта, с колокольни сняли колокола и в величественном храме воцарилась мерзость запустения. Мало того, в 1937 г. был сделаны первые попытки разрушить церковь. После войны Богослужения в храме возобновились. В 1954 г. Успенская церковь была поставлена под охрану государства как памятник архитектуры. В 1955 г. под руководством арх. П. Захарченко был разработан проект реставрации, который предусматривал восстановление гипотетических первобытных форм пятиглавия, искаженных перестройкой 1890 г. По словам старожилов, Богослужения в храме продолжались до 1961 г. Из за неквалифицированного выполнения реставрационных работ в 1974 г. Успенская церковь начала разваливаться. В 1983 г. была разобрана колокольня. Остатки храма взорвали в апреле 1985 г. Источники: http://history-poltava.org.ua/?p=5345 ; http://incognita.day.kiev.ua/shedevr-uk ... aroko.html Кирпичная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы в селе Лютенька Гадячского района Полтавской области (бывший сотенный городок Лютенька Гадячского полка), ныне разрушенная, построена в 1686 г. на средства гадячского полковника Михаила Бороховича как семейная усыпальница. Кроме собственно Михаила Бороховича, в Успенской церкви был перезахоронен прах гетмана Ивана Брюховецкого.

http://sobory.ru/article/?object=43337

Храм Святой Троицы (Шарлеруа) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий приход в Шарлеруа был основан в 1924 году. Особую роль в создании прихода сыграли офицеры Корниловского полка, которые эмигрировали в Бельгию и проживали в Шарлеруа в начале прошлого столетия. Постепенно община росла и крепла, было приобретено здание храма в котором до сих пор совершаются богослужения. Содержание История [ править править код ] До 1923 года в Шарлеруа проживали только отдельные семьи русских эмигрантов, приехавшие в Бельгию после революции в России. Переломным был 1923 год, когда бельгийские власти стали принимать на работу на шахтах эмигрантов. В Шарлеруа стали прибывать в основном из Болгарии бывшие солдаты и офицеры Корниловского полка, группами по 10-15 человек. Всего прибывших было более ста человек. Этому переселению много способствовала дочь генерала Корнилова, Н. Л. Шапрон, которая вошла в соглашение с дирекцией одного из рудников, и получила согласие на принятие новой рабочей силы. Её же стараниями русские эмигранты получали от бельгийского правительства визы и некоторый кредит на переезд в Бельгию. Все эти корниловцы были почти без исключения холостяки и одинокие люди, уйдя воевать, они либо не успели завести семью, либо оставили её в России. Тогда же, в 1923 году среди них была высказана мысль о необходимости нанять помещение и устроить свою церковь, так как ездить в Брюссель в церковь Святителя Николая, при Российской Миссии для бедных эмигрантов было далеко и дорого. В середине 1924 года собралась группа в 50-60 человек, работавших на одной шахте в Монтини ле Тиелль (Montigny-de-Tilleul), которая на Пасху, Рождество и в день своего полкового праздника пригласила священника Владимира Фёдорова из Брюсселя. Первые богослужения проходили при шахте в рабочей столовой или в протестантском храме в Марсинелли. Постепенно среди рабочих организовалась община. В 1925 году создалась инициативная группа, в которую помимо корниловцев А. Г. Трилевского, Дисскаго, Жукова, Чернявского вошли представители гражданской эмиграции, - директор стекольного треста А.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Святой_Тр...

Христианское образование через литургический опыт Предисловие Лекции, собранные в этой книге, были прочитаны в течение последних двадцати лет для разных групп православных преподавателей. Они представляют собой своего рода введение в изучение православного богослужения и его места в религиозном образовании. По моему мнению, православная вера лучше всего выражена в богослужении, и истинно христианская жизнь это – исполнение благодати, видения, учения, вдохновения и силы, которые мы получаем в богослужении. Поэтому именно в этой органической связи литургической жизни Церкви и ее учительной функции мы находим принцип религиозного обучения, свойственный лишь Православию. Мы все еще далеки от полного применения и выполнения этого принципа. Но если эта книга напомнит людям, ответственным за религиозное образование наших детей, в чем состоит их самая важная и насущная задача, то свою задачу она выполнила. Прот. Александр Шмеман Июнь 1974 года Литургия и образование 1 В первые дни Церкви, когда «христианами не рождались, а становились» ( Тертуллиан ), оглашаемый до присоединения к Церкви должен был пройти длительный период катехизации, то есть приготовления к таинству Крещения. В начале II века в Риме, например, такой подготовительный период длился два года. В то время казалось очевидным, что человек может стать членом Церкви только тогда, когда узнает и усвоит ее учение, вполне поймет ее законы и жизнь. Во времена миссионерской экспансии христианства крещение взрослых было общим правилом, но по окончании этой эпохи в норму вошло крещение младенцев, и тогда катехизация естественно стала формой послекрещальной подготовки членов Церкви. В западных церквах катехизация остается необходимым условием для «конфирмации», то есть для таинства Миропомазания, совершаемого в раннем отрочестве. Православная Церковь сохранила традиционную связь между Крещением и Миропомазанием, рассматривая их как двуединое таинство, в котором верующий становится членом Церкви. Хотя Православные Церкви не выработали обязательной формы катехизации после Крещения, везде принято, что дети должны получить христианское воспитание и образование. Это всеобщее убеждение показывает, что преподавание правил христианской веры и жизни членам Церкви органическая – и существенная часть церковной традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Часть 2 Церковь на Западе Особенности богослужения в западной церкви Западная Церковь , допустившая уже в первые века некоторые отступления в богослужении, и в дальнейшем продолжала идти тем же путем отступлений от общецерковных богослужебных обычаев и порядков. Так, с 7 в. во всех западных церквах стала входить в употребление римская литургия, окончательно отредактированная папой Григорием Двоесловом , а вместе с ней во всех церквах богослужебным языком стал латинский язык. Несмотря на то, что латинский язык для западных христиан не римского происхождения был непонятен, папы, особенно в 9 веке, настоятельно требовали, чтобы везде богослужение совершалось на латинском языке. Только после усиленных стараний и в виде исключения папа Иоанн VIII позволил св. Мефодию совершать в Моравии богослужение на славянском языке, с чтением, впрочем, Евангелия по-латыни или по-гречески. В своем богослужении западная церковь допустила излишнюю искусственность, приняв в церковное употребление инструментальную музыку, а именно, органы. В середине 8 века византийский император Константин Копроним прислал в подарок франкскому королю Пипину орган, инструмент, неизвестный до того времени на западе, и с этого времени органы стали входить в богослужебное употребление. Введение опресноков также составляет отступление западной церкви от древнего общецерковного обычая. Еще в 5 веке в некоторых испанских церквах стал распространяться обычай совершать Евхаристию не на квасном хлебе, а на пресном. В 9 и в 10 веках этот обычай распространился во всех западных церквах, а в середине 11 века стал всеобщим, так что римская церковь, в спорах с восточной церковью, горячо отстаивала его законность. Совершение таинства миропомазания исключительно епископами в 9 веке также стало всеобщим, так что западная церковь священнического миропомазания не хотела признавать действительным. Так как епископу невозможно было везде совершать миропомазание вслед за крещением, то эти два таинства на западе были совершенно отделены друг от друга, и миропомазание (confirmatio), обыкновенно, совершалось над детьми в возрасте от 7 до 14 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Часть 4 1. Праздники Часть Литургики, которая занимается церковными праздниками называется эортология , от греческого – εορτη что значит – праздник. Этот отдел праздниковедение, и в нем представлены отделы богослужения по периодам нашего церковного года. Христианское богослужение ведет свое начало от Основателя нашей веры Господа нашего Иисуса Христа и Его апостолов. Первоначально апостолы и верующие соблюдали иудейские праздники и посещали ветхозаветный храм. Даже св. ап. Павел, проповедник полной свободы от иудейского закона, находясь в своих миссионерских путешествиях, стремился на праздники в Палестину. Однако, постепенно христиане начали праздновать воскресный день и потом отмечали сами и другие праздники, собираясь для совместной молитвы и богослужения. Первые христиане из ветхозаветной Церкви придерживались обычая освящать молитвою три важнейшие части дня – утро, полдень и вечер. Таким образом вырабатывался свой порядок богослужения и свой чин. Это подтверждается многими свидетельствами церковных писателей того времени. Эти вопросы освещены выше, в 1 части Литургики, начиная со страниц: 28-ой по 42-ю, в 2 отделе – О Богослужении. В связи с вышеуказанным, Эортология интересуется также вопросом возникновении христианских праздников и влиянием на них ветхозаветного богослужения, и о постепенном развитии каждого праздника. В этом плане небезынтересен для нее и вопрос о церковно-богослужебном Уставе – Типиконе. В конце сей книги, в «Приложение 1», приводим очерк проф. И. А. Карабинова в котором он кратко излагает историю возникновения нашего богослужебного Устава-Типикона (см. стр. 485). В нижеследующих отделах изложены и объясняются богослужения по неподвижным дням церковно-богослужебного года, а также и за периоды Постной и Цветной Триоди. Кроме того, приводятся исторические данные касательно великих Двунадесятых праздников и уставные указания и другие сведения, связанные с богослужением. Желающим подробно познакомиться с историей возникновения и развития христианского богослужения, а также и с устройством его чина-устава, рекомендуем обратиться к подробным исследованиям по этому предмету, таким как «Толковый Типикон» проф. Киевской Духовной Академии Михаила Скабаллановича , в трех томах, где подробно и всесторонне изложены вопросы связанные с богослужением, календарем и с праздниками. Имеются и другие ценные монографии в этой области. 2. Богослужение неподвижных дней года

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Часть первая. Век Александра Благословенного 4 Глава I. Начало века Ошибка в исчислении начала XIX столетия. – Встреча нового столетия церковным богослужением в Петербурге. – Царствование императора Павла I ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ век в русской истории, по воле императора Павла I, начался на год ранее своего математического срока и продолжался, поэтому, 101 год. Император Павел I в конце декабря 1799 года выразил желание, «чтобы в первое число наступающего января, для нового столетия, отправлено было в Петербурге по всем церквам приличное молебствие». Император Павел в счете столетий шел за ошибкою Петра Великого, который указами 19 и 20 декабря 7208 года, переменяя принятый в России порядок летосчисления от Сотворения Мира и с месяца сентября на установившийся в западной Европе от Рождества Христова и с января, повелел начать с наступившего первого числа января новый год и «новый столетний век 5 . И теперь, как при Петре, решено было начать новый век торжественным богослужением во всех церквах столицы и обычное новогоднее молебствие совершить в первые же минуты нового года. В полночь на 1 января 1800 года, когда при проходе часовой стрелки через цифру XII на часовом циферблате неуловимо и таинственно кончался один год и начинался другой, загудели в Петербурге колокола во всех церквах, все церкви были освещены, и петербургское духовенство, во главе со своим архиереем, служившим в морском соборе, испрашивало у всемогущего и всевышнего Владыки времен благословения не на новое только «лето», но на все «новое столетие» 6 . Время для Церкви, как и для общественной жизни, было тяжелое. Добрая душа больного императора, разочарованная в своих лучших мечтах, замкнулась в угрюмости и суровости. Имевший непреодолимое желание водворить на земле добро и счастье, император Павел I сгорал в приступах «раздражительной мелочности» и достиг только водворения «всеобщего страха» 7 . Под гневными взорами государя, в которых почти никогда не искрилось столь необходимых для жизни веселья и радости, гибло много людских благополучий, счастий и жизни. Никто не знал, что сулит ему завтрашний день. Для Церкви положение становилось особенно тяжелым, потому что император Павел I, подпав влиянию иезуитов и других иноверных интриганов, проявлял стремления неподобающим образом вступать в дела Церкви. Это были особенно томительные последние минуты ночи пред близившимся рассветом. Ночью 11 марта 1801 года императора Павла не стало и 12 марта на императорский престол вступил двадцатитрехлетний Александр I. Глава II. Император Александр Благословенный: его воспитание

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010