Клир отвечает: Да помилует Тебя всемогущий Бог и, отпустив грехи твои, да приведет тебя к вечной жизни. Священник говорит: Аминь – и поднимается. Потом клир повторяет исповедание, и там, где священник говорил: и вам, братия, и: вас, братия, говорится: тебе, отче, и: тебя, отче. После того священник, соединив руки, совершает разрешение (absolutionem), говоря: Да помилует вас всемогущий Бог и, отпустив грехи ваши, да приведет вас к вечной жизни. Отвечают: Аминь. Священник знаменует себя знамением креста, говоря: Прощение, разрешение и отпущение грехов наших да подаст нам всемогущий и милосердый Господь. Отвечают: Аминь. И, наклонившись, продолжает священник: Боже, Ты, обратившись, оживишь нас (см. Пс. 84, 7 ). Отвечают: И народ Твой возрадуется о Тебе. Священник Яви нам, Господи, милость Твою ( Пс. 84, 8 ). Отвечают: И спасение Твое даруй нам. Священник Господи, услышь молитву мою ( Пс. 101, 2 ). Отвечают: И вопль мой да приидет к Тебе. Священник Господь с вами. Отвечают: И с духом твоим. Священник, распростирая и соединяя руки, говорит громким голосом: Помолимся. И, подходя к алтарю, говорит тайно: Отними от нас, молимся, Господи, неправды наши, чтобы нам сподобиться с чистыми душами приступить к Святому Святых, через Христа, Господа нашего. Аминь. Подойдя к алтарю с соединенными руками и наклонившись над алтарем, говорит тайно: Молим Тебя, Господи, заслугами святых Твоих (целует алтарь, не делая знамения креста на том месте, которое целует), мощи которых находятся здесь, и всех святых; сподоби простить все грехи мои. Аминь. 1560 Потом священнодействующий, поцеловав алтарь, идет к левой стороне, которая есть сторона Апостола, становится там, лицом обратившись к алтарю, делает знамение креста и внятным голосом говорит Входное (Introitus): (например, в первую неделю Adventus) К Тебе возношу душу мою. Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь, да не восторжествуют надо мною враги мои, (да) не постыдятся и все надеющиеся на Тебя. Псалом. Укажи мне, Господи, пути Твои, и научи меня стезям Твоим (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Когда мы оглядываемся на историю своей страны, видим множество славных побед, — сказал архипастырь. — Наши благочестивые предки оценивали их причины с христианских позиций, через призму Евангелия, понимая, что спасает Россию Покров Царицы Небесной. В XX веке люди попытались отказаться от веры Христовой, стали в своей гордыне приписывать воинские успехи собственному уму, усердию, мужеству. Однако можно обладать необыкновенными умом и храбростью, но, если Господь не благословит твой ратный подвиг, не будет победы. Ее дарует только Он по молитвам Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих. Русские люди знали об этом и возводили множество храмов в честь воинских побед. К примеру, Храм Христа Спасителя в Москве и Воскресения Словущего в Арзамасе воздвигнуты в честь победы над Наполеоном. Символично, что другой Воскресенский собор — главный храм Вооруженных сил России — построенный уже в наше время, освящен в день памяти Всех святых». Праздник Собора всех святых известен с конца IV – начала V веков. Существует проповедь святителя Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования, аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений преподобного Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых. Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую Неделю (воскресенье) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы. На вечерне праздника читаются три паремии, содержащие ветхозаветные указания на славу святых. Читающийся на Литургии отрывок из Послания к Евреям прославляет ветхозаветных праведников и называет их «облаком свидетелей», а составное евангельское чтение указывает на необходимые признаки святости («Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32); Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38); Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:29).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Литургия Прокимен Песнь Богородицы, глас 3 Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе спасе моем. Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем. Стих Яко призре на смирение рабы своея; се бо отныне ублажат мя вси роди. Что призрел Он на смирение рабы своей; ибо отныне будут ублажать меня все роды. См. Р.Б. 101. Апостол В качестве апостольского чтения выбрано наиболее подробное в Н.З. описание скинии и особенно того святого святых, куда по преданию, Пресв. Дева была допускаема, наряду с первосвященником, почему чтение и заканчивается замечанием о таком допущении. Евр 9. 1–7 , зачало 320 Братие, имеяше первая скиния оправдания службы, святое же людское. Скиния бо сооружена бысть первая, в ней же светильник и трапеза и предложение хлебов, яже глаголется святая. По вторей же завесе скиния глаголемая святая святых, злату имущи кадильницу, и ковчег завета окован всюду златом, в немже стамна злата имущая манну, и жезл Ааронов прозябший, и скрижали завета. Превыше же его херувими славы, осеняющии олтарь, о них же несть ныне глаголати подробну. Сим же тако устроенным, в первую убо скинию выну вхождаху священницы, службы совершающе; во вторую же скинию единою в лето един архиерей, не без крове, юже приносит за себе, и о людских невежествиих. Аллилуиарий Аллилуиа. Глас 8 Слыши дщи и виждь и приклони ухо твое. Слыши, Дщерь, и смотри и приложи ухо твое. Стих Лицу твоему помолятся богатии людстии. Богатейшие из народа будут умолять лице Твое. См. Р.Б. 104–105. Евангелие Лук. 10, 38–42; 11, 27–28 . (Зачало 54) Во время оно вниде Иисус в весь некую, жена же некая именем Марфа прият его в дом свой; и сестра ей бе, нарицаемая Мариа, яже и седши при ногу Иисусову, слышаше слово его. Марфа же молвяше о мнозе службе: ставши же рече: Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити; рцы убо ей, да ми поможет. Отвещав же Иисус, рече ей: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе; едино же есть на потребу. Мариа же благую часть избра, яже не отъимется от нея. Бысть же егда глаголаше сия, воздвигши некая жена глас от народа, рече ему: блаженно чрево носившее тя, и сосца, яже еси ссал. Он же рече: тем же убо блажени слышащии слово Божие, и хранящии е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Литургия состоит из трех частей. На первой (проскомидия) приготавливается хлеб (из пяти просфор) и вино (кагор) с водой для совершения Таинства На второй (Литургия оглашенных) верующие через слышание псалмов, Слова Божиего и проповеди готовятся к Таинству, На третьей (Литургией верных) совершается само Таинство. Хлеб для Таинства должен быть квасной (т. е. дрожжевой), без примесей, пшеничный. То, что для Причащения употребляется один хлеб, означает единство причащающихся: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10, 17 ). Кубическая часть Хлеба, приготовленная для Причащения, называется Агнцем 10 . Красное виноградное вино (кагор) для Таинства Причащения, соединяясь с водой, символизирует страдания Христова, когда из раны, нанесенной в ребро Его, текла кровь и вода ( Ин. 19, 34 ). Каким образом хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господню нельзя постичь человеку: но мы верим, что хлеб становится самым истинным Телом Господним, а вино – Кровью Господней. Для христианина важно то, что происходит с человеком в результате причащения, нежели что происходит с хлебом и вином. Каждый желающий приступить к Таинству Причащения должен очистить перед Богом свою совесть покаянием во грехах, чему способствуют пост и молитва. «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор. 11, 28–30 ). Причастник теснейшим образом соединяется с Самим Иисусом Христом: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем» ( Ин. 6, 56 ). Древние христиане причащались каждый воскресный день. Церковь призывает исповедоваться и причащаться хотя бы несколько раз в месяц и, обязательно, раз в год. Церковь это в первую очередь собрание вокруг Евхаристической трапезы, а не учреждение или здания. Тема 37. О других таинствах О таинстве покаяния Покаяние это Таинство, в котором искренне исповедующий свои грехи, при видимом прощении от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом и воссоединяется с Церковью после греховного падения.

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

Мир все еще разделен. Как много раздоров и разделения даже среди тех, которые называют себя христианами! Мир между народами и, в первую очередь, единство среди христиан — вот наша непреложная и общая обязанность, самая насущная задача сегодняшнего дня. Судьба человека решается не на полях сражений и не в прениях политиков. Судьба человека решается в его сердце. Будет ли оно закрыто даже тогда, когда Отец Небесный стучит в его двери, или человек с готовностью ответит на призыв Божественной любви и отворит? Даже в наши мрачные дни остаются признаки надежды. Сейчас не только бывает “тьма в шестом часу” ; сейчас время, когда солнце ярко светит и глубокой ночью . Стремление к единству возрастает. Но истинное единство можно обрести только в самой Истине, в полноте Истины: “Утоли раздоры церквей, угаси шатания языческая, еретическая восстания скоро разори силою Святого Твоего Духа” (Молитва священника на литургии свт. Василия Великого ).  Жизнь даруется нам в изобилии. Мы должны бодрствовать, чтобы не пропустить дня нашего спасения, — ведь древний Израиль прошел мимо своего дня. “Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели ” ( Мф 23:37 ; курсив автора — Пер .). Давайте выберем жизнь в познании Отца и Его Единородного Сына, Господа нашего, и в силе Св. Духа. И тогда Слава Креста и Воскресения будет явлена в нашей собственной жизни. И славное древнее пророчество сбудется вновь. “…Вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву и узнаете, что Я, Господь, сказал это — и сделал, говорит Господь” ( Иез 37:12,14 ).   Перевод Д. Лобова Примечания То есть в полдень; ср. Мф 27:45 ; Мк 15:33 ; Лк 23:44 . — Ред . Ср. Ин 1:5 . — Ред. Другие проповеди Самое популярное Сейчас в разделе 32  чел. Всего просмотров 5.8 млн. Всего записей 375 Подписка на рассылку ©2024 Православные проповеди к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона:

http://azbyka.ru/propovedi/dolina-smertn...

Могут спросить: а как же мы крестим маленьких детей? Ведь они еще не могут иметь своей собственной веры. Разумеется, это так. Но душа ребенка крепко связана с душами его близких и в первую очередь – с душой матери. Они за него делают этот выбор. Вера матери и крестных есть тот фундамент, на котором может и должна строиться духовная жизнь детей. Из книги Деяний святых апостолов известно, что веру Христову люди принимали целыми семьями. Конечно же, в семью входят люди разных поколений, в том числе – и дети. Сам Господь наш Иисус Христос говорит: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им (Мк. 10, 14). У детей, принявших таинство крещения по вере родителей и крестных, период возрастания должен включать частое общение с Богом в причащении за литургией в храме и катехизацию, то есть обучение основам веры. Но для этого крестные и родители должны быть достаточно хорошо духовно подготовлены и помнить слова Господа: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16, 15). 1998 год 39. с вятое Богоявление Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Ин. 3, 5–6 Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Богоявлений не одно, а два... Одно – которое уже произошло, а другое – будущее, которое произойдет со славою при кончине мира. О том и другом говорит апостол Павел: Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам (Тит. 2, 11–14). Почему Богоявлением называется не тот день, в который Христос родился, а тот, в который Он крестился и освятил естество вод? Вот слова святого пророка и Крестителя Господня Иоанна к народу: Стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете (Ин. 1, 26). Неудивительно, что люди не знали еще Иисуса Христа, когда и сам Иоанн Креститель не знал Его до самого дня Крещения Господня. Я, – говорит Иоанн Предтеча, – не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым (Ин. 1, 33).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Могут спросить: а как же мы крестим маленьких детей? Ведь они еще не могут иметь своей собственной веры. Разумеется, это так. Но душа ребенка крепко связана с душами его близких и в первую очередь – с душой матери. Они за него делают этот выбор. Вера матери и крестных есть тот фундамент, на котором может и должна строиться духовная жизнь детей. Из книги Деяний святых апостолов известно, что веру Христову люди принимали целыми семьями. Конечно же, в семью входят люди разных поколений, в том числе – и дети. Сам Господь наш Иисус Христос говорит: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им ( Мк.10:14 ). У детей, принявших таинство крещения по вере родителей и крестных, период возрастания должен включать частое общение с Богом в причащении за литургией в храме и катехизацию, то есть обучение основам веры. Но для этого крестные и родители должны быть достаточно хорошо духовно подготовлены и помнить слова Господа: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари ( Мк.16:15 ). 1998 год 39. Святое Богоявление Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Ин.3:5-6 Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Богоявлений не одно, а два… Одно – которое уже произошло, а другое – будущее, которое произойдет со славою при кончине мира. О том и другом говорит апостол Павел: Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам ( Тит.2:11-14 ). Почему Богоявлением называется не тот день, в который Христос родился, а тот, в который Он крестился и освятил естество вод? Вот слова святого пророка и Крестителя Господня Иоанна к народу: Стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете ( Ин.1:26 ). Неудивительно, что люди не знали еще Иисуса Христа, когда и сам Иоанн Креститель не знал Его до самого дня Крещения Господня. Я, – говорит Иоанн Предтеча, – не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым ( Ин.1:33 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

" Молитва и пост " марта 2020 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Троице-Измайловском соборе " Мы совершили канон в честь великомученика Феодора Тирона, - сказал владыка в проповеди. - Этого святого всегда вспоминают в первую седмицу Великого поста, поскольку он участвовал в одном известном событии. После смерти святого императора Константина Великого на константинопольском престоле оказался отступник Юлиан. Он насаждал язычество в Византийской империи, смеялся над христианами, снимал их с должностей, отнимал у них имущество, не разрешал их детям поступать в высшие учебные заведения. Стараясь ослабить Христову веру, он изгонял епископов и поддерживал еретиков. Зная, как христиане относятся к Великому посту, он решил посмеяться над ними и велел на рынках Константинополя окропить продукты языческой кровью, чтобы их осквернить. Но Господь послал великомученика Феодора Тирона, который должен был предупредить христиан, чтобы они ничего не покупали на рынке в те дни, а питались пшеницей. Тогда в домах у всех была пшеница, люди могли спокойно варить коливо, как мы сейчас варим кашу. Христиане так и поступили. Видя, что ничего не получилось, на базарах волнуются продавцы продуктов, ведь христиане не покупали ничего, император разрешил снова торговать без языческой крови " . " Небо внимательно наблюдает за нашим постом, - продолжил архипастырь. - Если нам трудно - Бог помогает. Мы помним, как иудеи упрекали Христа: " Почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни " (Мк. 2:18-20). Господь говорил ученикам, что бесовские силы изгоняются только постом и молитвой. Ученики знали, что пост - великая сила. Поэтому враг рода человеческого всячески старается отрывать людей от поста. У нас постятся максимум десять процентов населения. Потому что бесы разоружили людей, отняли у них оружие, которым является пост.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

(Мф 6:9-13) Медленно перечитайте обращение к Богу:  Отче наш, Сущий на небесах и подумайте над этими словами в течение двух-трех минут: После этого ответьте на вопросы (лучше письменно) Вопросы для размышления Возникли ли у вас какие-то вопросы по этим словам? Что в этих словах привлекло ваше внимание? Почему? После ответа на вопросы прочитайте: Культурно-историческая справка Ветхий Завет прославляет Бога в первую очередь как Творца неба и Земли, Царя и Праведного Судью. Он подчеркивает Его силу и инаковость по отношению к людям. «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис 55:8,9). И если упоминание о Боге, как о Творце, Судье, Который судит праведным судом и Царе, Который царствует над Израилем и будет царствовать над всем миром, встречается чуть ли не на каждой странице Ветхого Завета, то в тридцати девяти книгах Ветхого Завета можно найти всего пять обращений к Богу, как к Отцу. На этом фоне бросаются в глаза те места Нового Завета, где Христос, обращаясь к ученикам, называет Бога « Отец ваш» Это звучит постоянно, например: « знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. » (Матф.6:8) «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:48), « и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах » (Мф 23:9), « Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство ». (Лк 12:32), « Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими ». (1 Ин3:1), « иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему ». (Ин 20:17) Все эти слова обращены к ученикам Христовым, к тем, кто следует за Христом и внимает Ему — потом этих людей начали называть христианами. Именно их Христос учит в молитве обращаться к Богу как к Отцу — так же, как и Он Сам обращается к Нему. Та близость с Богом, которая заложена в этих словах, необычна и дерзновенна, и мы можем обращаться так к Богу только потому, что Он сам дает нам эту возможность. Именно поэтому перед пением молитвы Господней на Литургии мы просим: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, небеснаго Бога Отца, и глаголати…»

http://bible.predanie.ru/otche-nash-sush...

На Пасху мы читаем: «Сначала было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1: 1). Очень часто и в Священном Писании, и в творениях святых отцов Иисус Христос, Сын Божий, называется Словом Божиим, Божественным Логосом (от греч. λγος — «слово»). Открывая первую книгу Библии, Книгу Бытия, мы видим, что ее начало очень похоже на первые строки Евангелия от Иоанна: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1: 1). Затем описывается, как происходит творение: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1: 3). Бог изрекает свое Слово, и весь мир творится через него. Об этом псалмопевец говорит : «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» (Пс. 32: 6). Мир, если можно так сказать, «словесен» — он действительно принимает свое бытие через Слово. Слово Божие настолько всесильно и всемогуще, что через вторую ипостась Святой Троицы весь мир из небытия приходит в бытие. Апостол Павел так определяет слово Божие : «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4: 12). И вот Слово стало плотью: Господь явился в мир и принес в него Свое слово, запечатленное в Евангелии. Это слово живо и действенно. Евангелие — не просто фразы, выстроенные в строки, разделенные на главы и несущие некую информацию. Обычный текст не может быть полностью отождествлен с его автором, даже если речь идет об автобиографии. Сотворенное человеком — книга, художественное полотно или музыка не может быть самим автором, самим творцом. А вот Евангелие оставлено нам Господом как чудо пребывания Бога в Слове. На это указывают и некоторые моменты богослужения. Например, во время архиерейской службы владыка снимает с себя омофор и митру — знаки своего первосвященства, знаки того, что он возглавляет Литургию, как Христос возглавлял Тайную Вечерю. Он уходит в сторону, потому что сейчас Господь Сам присутствует и Сам говорит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2345...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010