Если, как сказано выше, правда то, что в этом падшем мире над человеческим существованием господствует смертность (а тем самым борьба за выживание создает и зависимость от средств выживания и конфликты за обладание этими средствами), то Воскресение и возможность приобщения к славе и бессмертию Христа коренным образом изменяют положение. Именно осознание этого объясняет, почему для ранних христиан Воскресение было самим содержанием «благовестия». «А если Христос не воскрес, – пишет апостол Павел, – то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» ( 1Кор. 15:17 ), потому что смертное существо не может отказаться от борьбы за выживание и поэтому неизбежно является грешником. Но через бессмертие оно может быть истинно свободным. Именно здесь, по-видимому, находится правильный подход к этике Нового Завета. От него легко отойти, видя здесь лишь нереалистичные парафразы, если не принимать всерьез, что учение Христа обращено к тем, кто свободен от смерти и от борьбы за выживание. «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить... Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы... Посмотрите на полевые лилии...» ( Мф. 6:25–30 ). Это выглядит сентиментальными или эмоциональными призывами, если не отражает подлинного и реального опыта победы над смертью , освобождения христиан от всеобщей зависимости от пищи (или от денег) и их способности больше «давать», нежели заботиться о том, чтобы «получать» (ср. Деян. 20:35 ). Искупление понимается не только в смысле отрицания, как отпущение грехов, но также, и в первую очередь, как новая свобода чад Божиих в общении с новым Адамом . Христианское благовестие социальная ответственность 330 Христианский Восток имеет устоявшуюся репутацию своей якобы отчужденности от исторической реальности, своей приверженности к «мистицизму», односторонней углубленности в литургическое созерцание вечных истин, своего забвения конкретных нужд человеческого общества как такового. Это мнение утвердилось настолько, что западные христиане, погруженные в свои собственные социальные заботы, столь убеждены в истинности этой репутации восточного христианства, что осмысленное взаимообогащение становится здесь невозможным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Если я с Богом, если я действительно в программе выздоровления, то нет места тоске, беспокойству и плохому настроению. Никто ведь меня не обидел, никто не умер, у меня просто нет причин расстраиваться. Это пахнуло моим прошлым. Мне нечего бояться — это всего лишь пугало. Я стараюсь духовно сосредоточиться, сесть за стол и, попросив у Бога помощи, вспомнить, что послужило причиной очередного всплеска тоски. Возможно, какое-то незавершенное дело, невыполненное обещание, ложь, которую я допустил, или беспорядок в квартире. Если подумаю, то обязательно найду причину. Причина, как правило, безыскусная, простая, а моя реакция — это шквал, буря, чуть ли не девятый вал. Часто мне помогает книга «Жить трезвыми» (так называемая «желтая книга»), в ней много простых и мудрых советов, таких как: составить распорядок дня, прогуляться, разобрать один ящик стола, попеть под гитару, выпить хорошего чаю. Может быть, про чай и про гитару там и нет ничего. Но могу из своего опыта сказать, что это помогает. А вот компьютер и телевизор вряд ли помогут. Мне важно понять: если ситуация критическая, я бегу из дома, но на каком-то этапе выздоровления можно и не убегать, а встретить свой страх, свою тоску лицом к лицу, и оно, это темное и вязкое чувство, отступит. Ведь никто не решит моих проблем за меня: ни группа, ни священник, ни наставник по АА. И я прошу Господа дать мне решимость действовать, активизировать собственный ресурс. Тогда, возможно, не будет места вспышкам тоски, агрессии или тревожности. Ведь я сам ответственен за свою жизнь и трезвость. 12 августа. Литургическое чтение: Мф.18:18-22 «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что, если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:18-20 ). Традиционно первую фразу из евангельского отрывка применяют к власти и служению церковного пресвитера, епископа.

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

" Жертва Христу " августа 2023 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме святого Пантелеимона на улице Пестеля " Евангельское чтение сегодняшнего дня начиналось словами Господа: " Сие заповедаю вам, да любите друг друга " (Ин. 15:17), - сказал владыка в проповеди. - Кто же исполнил эту заповедь? Святые, и один из них - покровитель нашего храма великомученик и целитель Пантелеимон. Мы берем с него пример, как исполнять заповеди Божии, и в первую очередь - заповедь любви. Господь не дал нам непосильные и даже трудные для исполнения заповеди. Любить друг друга - что может быть легче? Это ненавидеть тяжело, а любить легко, ведь Христос недаром говорит: " Иго Мое благо, и бремя Мое легко " (Мф. 11:30). Но хоть заповеди и легки, надо их исполнять, это дар Божий: Господь нам указывает, как правильно жить, чтобы наследовать Царствие Небесное. Бог есть любовь, и любя Бога, мы словно возвращаемся в рай, которые прародители наши некогда потеряли. Вернуться туда можно, только имея любовь. Если любви нет, даже подвиг мученичества не поможет. Апостол Павел недаром говорил: " Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы " (1 Кор. 13:3). Как узнать, есть у нас любовь или нет? По нескольким признакам. Если исполняем заповеди Божии - значит, любовь у нас есть. Второй признак - радость. Испытываем ли мы радость, какую имел преподобный Серафим Саровский? Он каждого человека приветствовал словами: " Радость моя, Христос воскресе! " Это свидетельство присутствия благодати, любви к Богу. Если мы любим друг друга - это тоже показатель любви к Нему: невозможно Его любить, а к людям при этом быть равнодушными или испытывать ненависть " . " Есть и другие признаки, их много, - продолжил архипастырь. - Например, к чему наше сердце привязано - к Богу или к земным сокровищам. Если хочется в храм ходить, значит, любим Бога, а если нас туда заставляют идти - значит, не любим. Через эти признаки можно увидеть, как в зеркале, кто мы есть на самом деле.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

ЖМП 1 январь 2023 /  10 января 2023 г. 13:00 К чему призывает Господь ЧТО В СЛУЖЕНИИ ПАСТЫРЯ ГЛАВНОЕ, А ЧТО  — ВТОРОСТЕПЕННОЕ Одни священники отдают все силы окормлению больных и бездомных; другие стараются прежде всего быть духовниками; кто-то глубоко вовлечен в науку или преподавательскую деятельность... Но есть нечто главное, на чем пастырь должен сосредоточиться в первую очередь.  PDF-bepcuя . В теории спектр занятий священника отличается большим разнообразием. Как правило, он широк и на практике, и все, чем пастыря благословило заниматься священноначалие, необходимо исполнять старательно и добросовестно. Но есть то, что должно быть в фокусе священнической жизни, — совершение Божест­венной литургии. Все остальные служения восходят к этому главному и только в таком порядке и в такой перспективе обретают церковное значение и смысл. Эта максима священнического служения, зафиксированная на уровне догматики и пастырского богословия, дополняется в живом пастырском опыте очень важным наблюдением: клирики имеют разные таланты и склонности, которые необходимо использовать на благо Церкви Христовой, — но это благо достигается, только если строго соблюдать вертикаль служения.  Божественная литургия — приоритет номер один Литургическую сторону выделял в священнической деятельности еще апостол Павел: Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 1–4). Совершать Литургию и привлекать к участию в ней других людей — главное, на чем должен акцентировать свои усилия священник, убежден епископ Верейский Пантелеимон , председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Очень важна, по его словам, и пастырская работа с людьми, но силы для этого служения — трудного, требующего полной самоотдачи — священнику дает именно Литургия.

http://e-vestnik.ru/analytics/pastyr_gla...

Заповеди блаженств поются на каждой Литургии, и в это время священник совершает вход с Евангелием. Евангелие – это как бы Сам Христос, снова и снова идущий на проповедь, вернее, это нескончаемое продолжение той единственной проповеди. А «соль земли» – это снова никто иной, как вы, которые собрались здесь, вокруг Него, невидимо присутствующего; вы, которые слушаете Его слова и участвуете в Его Таинствах. Другого места образования Божией соли нет и не может быть, и, став здесь, вы взяли на себя страшную обязанность быть солью земли, предохранять землю от порчи и разложения. В этом теперь ваша главная задача, ваша главная ценность… Как веяние «хлада тонка», звучат Господни Слова, и говорят они как бы о ком-то третьем; но если не расслышишь их, если, постояв у этой горы, снова отступишь от нее, то не вернешься на прежнее место, откуда пришел: теперь, по слову Апостола, вернешься уже как пес на свою нечистоту ( 2Пет.2:22 ) и при всех прочих достоинствах будешь лишь солью, потерявшей силу, которая уж «ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям». О дубе и желудях Среда Мф. 5:20–26 Рим. 1:18–27 Господь сказал:«Без Меня не может делать ничего» ( Ин. 15:5 ). И это первую очередь относится к деланию того, что называется «добром». А «без Меня» означает не только «Без Моей помощи», но и «без Моего повеления»; а прежде всего, конечно, – «без познания Меня». Мы же видим, как появился закон: сначала Бог вывел Свой народ из рабства со многими знамениями и чудесами и только потом уже сказал: «Не убивай; кто же убьет, подлежит суду». И в последствии, когда Он еще более приблизился к людям, неразлучно и неизменно соединился с человеческим естеством, жил рядом с людьми, творил еще более великие чудеса, – только тут Он и законы нравственные дал более глубокие, сказав: «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Чем ближе Бог, тем, разумеется, ближе к Нему должен быть и человек. Поэтому и говорит Господь Своим новозаветным слушателям: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев» (то есть ветхозаветных праведников, воспитанных на прежнем, менее полном знании Бога), «то вы не войдете в Царствие Небесное».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

И воздав поклонение Престолу и поцеловав его, а также св. Евангелие и Крест, облачаются в священнические одежды, делая знамение креста, целуя их, произносят над каждою: «Господи Иисусе Христе Боже наш, молитвами святых отцев наших, помилуй нас». Диакон, выйдя на амвон и поклонившись трижды, говорит: «Благослови, владыка». Священник: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков». Народ: «Аминь». «Приидите поклонимся»..... И предначинательный 103 пс. Диакон произносит великую ектению. Все здесь упоминаемые ектении смотри в Литургии св. Иоанна Златоустог о. Молитва I -го Антифона Священник: «Господи Щедрый и Милостивый, долготерпеливый и многомилостивый, услышь молитву нашу и внемли голосу моления нашего; сотвори с нами знамение ко благу, приведи нас на путь Твой, чтобы ходить в истине Твоей; возвесели сердца наши, чтобы бояться Святого Имени Твоего; Ибо Ты велик и творишь чудеса; Ты – Единый Бог и нет подобного Тебе между богами, Господи, сильный в милости и благий в крепости, чтобы помогать и утешать и спасать всех, надеющихся на Святое Имя Твое». Ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков». Народ: «Аминь». Чтец читает первую статью из 18 кафизмы (пс. 114–123.). Малая ектения Молитва второго Антифона Священник: «Господи, не в ярости Твоей обличай нас и не во гневе Твоем наказывай нас, но сотвори с нами по милости Твоей, Врач и Целитель душ наших, руководя нас к пристанищу воли Твоей; Просвети очи сердец наших к познанию Твоей истины, и даруй нам остальное время настоящего дня и все время жизни нашей мирное и безгрешное, по молитвам Святой Богородицы и всех святых Твоих». «Ибо Твоя Держава и Твое Царство, и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков». Народ: »Аминь». Чтец: читает вторую статью кафизмы (пс. 124–128.). Малая ектения Молитва третьего Антифона Священник: «Господи Боже наш, помяни нас грешных и недостойных рабов Твоих, когда мы призываем святое и поклоняемое Имя Твое, и не посрами нас в ожидании милости Твоей, но даруй нам, Боже, все просимое ко спасению, и сподоби нас любить и бояться Тебя от всего сердца нашего, и исполнять во всем волю Твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

«И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. Вострепетал дух мой во мне, Данииле, в теле моем, и видения головы моей смутили меня. Я подошел к одному из предстоящих и спросил у него об истинном значении всего этого, и он стал говорить со мною, и объяснил мне смысл сказанного: «эти большие звери, которых четыре, [означают], что четыре царя восстанут от земли. Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и вовеки веков» ( Дан. 7:14–18 ). Каким образом проявляется власть? Она проявляется в том, что из всех народов собирается новый народ Бога, который служит Отцу через Христа, который поклоняется Святой Троице. Вот этот новый народ Бога, из всех народов, племен и языков собираемый, и будет царствовать. Этому народу святые будут приближать царства, и власть его навсегда – вечная власть. Царство Сына человеческого никогда не закончится, как мы и говорим в Символе Веры : «Его же Царствию не будет конца». Это откровение в Символ Веры мы взяли из слов пророка Даниила. Здесь как раз и говорится о возвышении Сына человеческого. Он Ветхий днями, Он же и Сын человеческий, прославленный, идущий на облаках Небесных со славою многою – на облаках сияния, на облаках явления Духа Божьего. На суде у первосвященников, когда они Его судили, Он сказал: «Я Сын Божий» ( Ин.10:36 ). И далее говорит, что Он и есть Сын человеческий, приведенный в славу Бога Отца и Ему поклонятся все народы, племена и языки. Поклонятся Христу абсолютно все люди: и мусульмане, и иудеи, и даже дьявол поклонится Ему. Об этом говорил апостол Павел: «Пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Фил.2:10–11 ). И мы эти слова повторяем на каждой Литургии, когда поем: «Един Свят, един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца». Таким образом, мы участвуем в прославлении. Почему же они поклонятся? Одни поклонятся, выражая свою радость от его прихода, а другие поклонятся, потому что будут брошены к Его ногам. Вот и сказано, что все враги будут брошены к ногам Его и Царство Его наступит. Оно наступит не в безмолвии, а с полыхающим огнем, совершающим отмщение, когда каждый получит по делам своим – праведники по праведным делам, а злые по злым делам своим. И вот тогда наступит последнее, окончательное Царство – Бога, Новое Царство, которое никогда не разрушится больше, и это будет власть народа святых, народа праведников. Именно в этом главная надежда христиан, и для этого Господь приходил на Землю – для того чтобы нас ввести в свое Царство, чтобы власть перешла к народу святых, собираемых из всех народов Земли. Поэтому все христиане в первую очередь должны быть членами народа святых. И души нужно класть за Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И, как говорит святой Григорий Палама , если мы сами себя осудим на ад, то уже не сможем противиться и негодовать, когда кто-нибудь осуждает нас, потому что это осуждение самое легкое, временное и имеет конец. Напротив, говорит он, «кто готов пойти на истинное самоосуждение за свое отчуждение от Бога, те не только не принимают во внимание оскорбления и упреки, возводимые на них, но и обретают исцеление от болезней телесных и духовное совершенство». Итак, мы видим, что с момента грехопадения праотцов наших эта позиция является правильной не только по отношению к Богу, но и по отношению к нашим собратьям, потому что две великие евангельские заповеди не могут быть отделены одна от другой. Мы любим Бога всем сердцем и братий наших, как свою жизнь. Единственная позиция, благоугодная Богу, – считать самих себя недостойными и Его, и собратий наших. Это начало любви к Богу и ближнему. Тогда из наших уст уже не выйдет ни слова суда или осуждения против собратий наших, потому что энергия, которую мы получаем от Бога в воздаяние за сокрушение сердца и пролитые слезы, не позволит ни одному негативному слову выйти из нашей гортани. Дай нам Бог всегда иметь это сокрушение сердца, чтобы стать безгрешными, ведь единственное мгновение, когда человек бывает без греха, это когда он осуждает себя. Евангелист Иоанн говорит то же самое: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1: 8–9). Мне жаль тех, кто не почитает святых: они не становятся причастниками богатства даров всех святых Святые отцы говорят то же, что и Писание. Мне жаль тех, кто не почитает святых и читает только Священное Писание, как протестанты. Они пребывают в великой духовной бедности, потому что не проникают в богатство Царствия, не становятся причастниками богатства даров всех святых. В Церкви мы пользуемся двояким причащением. В первую очередь причащаемся Тела и Крови Христовых, через которые нам даруется Его жизнь, пока и мы приносим Ему в жертву нашу жизнь. Мы причащаемся также и даров всех святых, потому что все они присутствуют во Христе. Там, где Христос, там находятся и все святые и ангелы Его. Если мы почитаем литургическое собрание, принося сюда все благие чувства, родившиеся в нас из пронзения сердца и из слез соответственно нашему приготовлению к Святой Литургии, тогда мы удостаиваемся чести стать причастниками даров мощных членов – всех святых, особенно Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

http://pravoslavie.ru/77524.html

…И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он победоносный, и чтобы победить… Умудренному годами старцу было открыто, что с книги судеб человеческих, лежащей на престоле Господнем, снята первая печать. И первый всадник вошел в мир. Филарет страшился за судьбу Церкви, надежду и опору которой он видел в семинариях и академиях. Сознавал, что невозможно оградить будущих пастырей от всех опасных искушений, а все же из осторожности подчас бывал излишне строг и подозрителен. Ему по сердцу была осмотрительность протоиерея Петра Делицына, публиковавшего в академическом издании труды отцов церкви в максимально приближенном к первоисточнику виде. Жертвуя чистотою языка и плавностью речи, переводчик не посягал на смысл дорогого православного наследия. Вот, кстати, почему профессор Никита Гиляров-Платонов до своего ухода из академии не показывал подлинного текста своих лекций по патрологии митрополиту (он там не только излагал жития отцов церкви, но и критически рассматривал их писания). Нельзя покушаться на цельность православного богословия, хотя бы и называли его иные «казенным» или «школярским», был убежден святитель. Сие не мертвая буква предания, но постоянный живой опыт Церкви, в одном литургическом служении сохраняющей все богатство и глубину веры и знания. В то же время Филарет не был рабом буквы. Еще мудрый митрополит Платон призывал его с Андреем Казанцевым остерегаться впадения в пустую схоластику, когда боговдохновенное учение превращается в ученый комментарий к текстам. При всех ошибках двух врагов — князя Александра Николаевича и отца Фотия — одно их объединяло: стремление лично стяжать благодать Святого Духа. Сие, в свою очередь, есть другая линия богословского умозрения, когда содержание веры раскрывается в самом опыте жизни, когда человек в одиночку восходит к Богу. А между тем начатая четверть века назад отцом Фотием борьба против мистицизма обернулась (при явной поддержке протасовского Синода) обмелением духовного направления в церковной жизни. Допускалось, а равно и одобрялось аккуратное исполнение обрядов, и лишь сердце и духовный разум побуждали священников выходить за узкие рамки выполнения треб.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/7

Как же мы можем быть благодарны Богу? В первую очередь участием в Евхаристии. «Евхаристия» переводится как «Благодарение», и во время литургии мы, внимательно слушая слова молитв, и сами молимся: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим». Мы пришли благодарить Бога. С одной стороны мы соединяемся с Ним, получаем великие блага, дары, и в этом есть наше благодарение настоящее. Господь и исцеляет нас, и учит Его благодарить и пребывать с Ним в любви и единении. Сейчас для этого особое время, благодатное, Рождественский пост. В то же время мы сейчас входим в полосу очень сильных искушений. Приближается безумное предновогоднее торжество, которое сопряжено с обильным возлиянием, объедением и потоком совершенно тупой развлекательной информации, который десятилетиями обрушивается на сознание наших сограждан: одни и те же лица, одни и те же идиотские шутки, пошлые песни — бессмысленная попытка создать какую-то деланную радость. Люди уже сами изнывают от этого, устали, не могут уже это все воспринимать, но все это продолжается и продолжается. Нередко это настоящая мука для христиан. Объединение в деланной радости — это своеобразная псевдолитургия. Все это всеобщее феерическое шоу, это беснование, мнимая радость, тоже представляют собой попытку совместного служения, но для многих непонятно чему. Конечно, во всем этом немало искренних людей, которые просто желают ближним добра, мира, счастья в наступающем новом календарном году. Мы не должны надевать на себя маски какой-то такой злобной ревности, а должны отвечать им с любовью, но в то же время мы можем противопоставить потоку безумия свою любовь и благодарение Богу. Пусть кто-то радуется телесно, пьет, ест, пляшет, а мы в это время будем благодарить Бога за его благодеяния и объединяться в молитве, в причастии, в Евхаристии. Сегодня апостол замечательные слова сказал: облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно… как Христос простил вас, так и вы (Кол. 3, 12–13).

http://pravoslavie.ru/58324.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010