Вспомним евангельский пример. Мытарь был синонимом окаянного грешника, но он пришел в храм, с сокрушением сердца молился и вышел более оправданным, чем фарисей, который всегда постился, старался изо всех сил жить праведно, благочестиво, выполнял все предписания закона. И он никогда не забывал благодарить Бога – но за что? «…Что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» ( Лк.18:11–12 ). Таким образом, все доброе в себе фарисей перечеркнул гордынею, превозношением себя. Вот насколько тщеславие и честолюбие опасные страсти: окаянный грешник оказался духовно выше внешнего «праведника». Так что, как видим, посещение храма может быть и во спасение, ив осуждение. Господь оценивает наши дела и поступки по плодам. К сожалению, бывает и такое: некоторые женщины, придя в храм, спешат поскорее занять место на скамеечке, чтобы поболтать о житейских проблемах или повздыхать о том, как у них ноги, руки болят. Ведь зачем мы идем в церковь? На встречу с Богом. И стоим там пред лицем Его. Ходить в храм необходимо и очень важно участвовать в таинствах церковных. Но нужно все делать не как на ум взбредет, а правильно, с благоговением, памятуя, что это Дом Божий. Ваше Высокопреосвященство, если христианин искренне старается стать лучше, чего в первую очередь он должен стараться достичь и от чего избавиться? «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ), – говорит Господь в Евангелии. Но что такое смирение? Это божественное свойство души, сама суть и сияние той Славы, которой, как мы поем за Божественной Литургией, «исполнены Небо и земля». Мы должны заботиться о приобретении смирения, чтобы быть похожими на Христа хоть немножко. А для этого следует соизмерять каждое свое слово, сравнивать каждый свой поступок, мысль, всю свою жизнь со Христом, потому что без Него настоящее смирение невозможно. Иначе, как у того фарисея, даже вера может стать поводом для гордости.

http://azbyka.ru/propovedi/besedy-s-arhi...

Вспомним евангельский пример. Мытарь был синонимом окаянного грешника, но он пришел в храм, с сокрушением сердца молился и вышел более оправданным, чем фарисей, который всегда постился, старался изо всех сил жить праведно, благочестиво, выполнял все предписания закона. И он никогда не забывал благодарить Бога – но за что? «...Что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» ( Лк.18:11–12 ). Таким образом, все доброе в себе фарисей перечеркнул гордынею, превозношением себя. Вот насколько тщеславие и честолюбие опасные страсти: окаянный грешник оказался духовно выше внешнего «праведника». Так что, как видим, посещение храма может быть и во спасение, ив осуждение. Господь оценивает наши дела и поступки по плодам. К сожалению, бывает и такое: некоторые женщины, придя в храм, спешат поскорее занять место на скамеечке, чтобы поболтать о житейских проблемах или повздыхать о том, как у них ноги, руки болят. Ведь зачем мы идем в церковь ? На встречу с Богом. И стоим там пред лицем Его. Ходить в храм необходимо и очень важно участвовать в таинствах церковных. Но нужно все делать не как на ум взбредет, а правильно, с благоговением, памятуя, что это Дом Божий. Ваше Высокопреосвященство, если христианин искренне старается стать лучше, чего в первую очередь он должен стараться достичь и от чего избавиться? «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ), – говорит Господь в Евангелии. Но что такое смирение? Это божественное свойство души, сама суть и сияние той Славы, которой, как мы поем за Божественной Литургией, «исполнены Небо и земля». Мы должны заботиться о приобретении смирения, чтобы быть похожими на Христа хоть немножко. А для этого следует соизмерять каждое свое слово, сравнивать каждый свой поступок, мысль, всю свою жизнь со Христом, потому что без Него настоящее смирение невозможно. Иначе, как у того фарисея, даже вера может стать поводом для гордости.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вспомним определение Таинства Крещения… Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. То есть Крещение – это духовное рождение человека. Об этом говорит нам и Спаситель в беседе со святым праведным Никодимом: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5, 6). Человек некрещеный – это еще ветхий плотяной человек, не привитый к лозе Христовой, не ставший частью Его тела – Церкви Христовой. Она же есть началом Царствия Божия на земле. Потому, конечно же, молитва в храме о некрещеных невозможна ни в каком виде. Они не являются частью церковного организма. Кроме того, сердцевиной церковной жизни есть Евхаристия. Но вспомним служение древней апостольской Церкви первых веков. Даже оглашенные (т. е. некрещеные люди, желающие креститься) не могли присутствовать на Литургии верных, где происходит пресуществление хлеба, вина и воды в Тело и Кровь Христовы. А возле дверей ставили специальных церковных служителей – параномарей-привратников, чтобы никто, кроме верных (крещеных православных), не смог войти в храм во время Таинства Причастия. Запрещение церковного поминовения некрещеных, еретиков, раскольников, язычников во время храмового богослужения отображено в каноническом сознании Церкви. В первую очередь это несколько правил Лаодикийского Поместного Собора (ок. 360 года): «Не подобает молитися с еретиком или отщепенцем» (Правило 33), «Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев или еретиков, ниже праздновати с ними» (Правило 37), «На кладбища всяких еретиков, или в так именуемыя у них мученическия места, да не будет позволено церковным ходити для молитвы, или для врачевания. А ходящим, аще суть верные, быти лишенными общения церковного на некое время» (Правило 9).

http://pravoslavie.ru/97781.html

Готовится разрешение, прощение. Но это еще не все. Милосердый отец восстановляет блудного своего сына во всех правах наследства и сыновнего достоинства. Рече же отец к рабом своим: изнесите одежду первую, и облецыте его, и дадите перстень на руку его, и сапоги на нозе: и приведше телец упитанный заколите, и ядше веселимся: яко сын мой сей мертв бе, и оживе: и изгибл бе, и обретеся. «А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Когда это было исполнено, начаша веселитеся ( Лк.15:22–24 ). Приметь, как велика отеческая любовь. Ни единого упрека, ни укоризны не вышло из уст отца, как будто сын ничего преступного не сделал. Но и этого еще мало. Отец велел уготовить пир. Все близкие и домочадцы будут веселиться. А возвратившийся блудный сын в лучшей одежде, с перстнем на руке и в сапогах станет присутствовать среди гостей, как сын и наследник домовладыки отца. Радующийся отец сам удостоверяет, что возвратившийся из далекой страны в рубище есть его сын. Он как бы воскрес из мертвых, ибо погибал, но теперь нашелся. Посему и стали веселиться в доме. От приточной речи обратитесь к грешнику, исповедующему свои грехи пред Богом в присутствии священника свидетеля, поставленного вязать и разрешать. Слезы и сердечное умиление суть показатели искренности исповедания. Иерей разрешает. Веруйте, что и Господь со словом его разрешил. С Господом радуются сонмы ангелов. Слезы кающегося для них есть истинное вино веселия. Милосердый Господь не хочет и вспоминать беззаконий покаявшегося грешника. Он Своею благодатью предваряет его покаяние, показывая тем Свою любовь к падшему, подкрепляет его на покаянном пути и разрешает от грехов. Но это не все. Господь возвращает покаявшемуся новую одежду нетления. Таковая одежда уже дарована была христианину в крещении. Но грешник запятнал ее, измазал и в ветхость привел. Она стала рубищем души его. И вот милосердый Господь возвращает ее опять чистою, крепкою и новою. Вместе с одеждою возвращается и перстень, т.е. обручение Богу, союз, дар Духа Святого. Наконец, и ноги покаявшегося приобретают с Божией помощью силу и крепость на дела благие. Так Господь ущедряет бывшего грешного Своего сына по благодати, но в себя пришедшего и покаявшегося. Велика и неизреченна любовь Бога к человеку. Однако и здесь еще не конец милостей. Радуясь возвращению грешника на путь покаяния и исправления жизни, Господь делает его причастным вечери таинственной, Тела и Крови Спасителя в жизнь вечную и в оставление всех грехов. Ангелы, сослужившие божественную литургию, радуются, видя участником в вечери раскаявшегося и прощеного грешника.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Действительно… можно ходить в церковь, не грешить, молиться, просить у Бога помощи… Но как есть Плоть и Кровь Его? Это часто смущает неопытных христиан, только переступивших порог церкви. В этом нет ничего нового. Наша с вами задача любовью, верой, хранением благодати дать им пример, стать путеводителями, привести их к этому великому и страшному и непостижимому единству с Господом Нашим Иисусом Христом. Первые христиане почти за каждой литургией причащались Тела и Крови Христовых. Проходили века и в силу различных обстоятельств, нам сейчас трудно судить, почему это происходило, но все реже и реже христиане причащались Тела и Крови Христовых. В XIX веке в России считалось достаточным причащаться четыре раза в год. Конечно, не везде была такая практика. Но так или иначе, христиане не причащались так часто, как это происходило в ранней Церкви. А что мы видим сейчас? Сейчас происходит настоящее чудо, что-то необычное. Христиане причащаются намного чаще, мы уже не можем жить без таинства Евхаристии. Но существуют две крайности. Одна — когда христиане очень редко приступают к таинству, говорят, что это не нужно, другая — когда христиане приступают с какой-то недозволительной легкостью, даже с некоторым самопревозношением над другими людьми, относящимися с бóльшим благоговением к таинству. Надо быть очень осторожными: возможность причащаться Тела и Крови Христовых не должна для нас стать поводом для превозношения над другими людьми. Над христианами или не христианами. Давайте будем помнить о том, как важно готовиться к таинству Причастия, в первую очередь, покаянием. Как важно быть достойным этого великого таинства. Вот что говорит об этом апостол Павел: кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11, 27–30).

http://pravoslavie.ru/34741.html

Для того, чтобы нам к этой глубине прикоснуться, обратимся к тому евангельскому чтению, которое мы слышали за воскресной Божественной литургией. Это Евангелие от Марка. Господь говорит: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мф.16—24 ). И дальше слова, которые тоже, если их воспринимать непосредственно, могут показаться странными, или, как говорится в другом месте Евангелия, жестоко слово сие ( Ин.6:60 ): Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее ( Мф.16—25 ). Завершается это евангельское чтение такими словами Господа: Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе ( Мк.9:1 ). Эти слова можно понимать по-разному; возможно, что некоторые их поняли ошибочно, т. е. таким образом, что они доживут до конца земного бытия. Действительно, это была обстановка ожидания скорого Второго пришествия Господа. Возможно также, что апостолы Петр, Иаков и Иоанн, которые сразу после этих слов были взяты Господом на гору Преображения и узрели преобразившегося Господа, вспомнили эти слова, когда увидели явление Божественного бытия Богочеловека Иисуса Христа. Это все так. Но есть правда в том, что если исполнить первую часть того, что Господь сказал, «взять крест свой, отречься от себя» и, далее, «погубить душу свою ради Господа и Евангелия», – плодом этого будет Царствие Божие, пришедшее в силе до физической смерти. Что значит отречься от себя? Ведь не сказал же Господь: «Отрекись от своих грехов» или «Отрекись от своих страстей», а сказал: «Отрекись от себя». Когда совершается священнодействие пострижения в великую схиму, в этом чине тот, кто постригается, произносит обет отречения от злого и доброго. Что это значит, отречение от доброго? Это означает выход человека за пределы не только тех сторон себя, которые ему самому кажутся отрицательными, а за пределы всего того, что составляет естественное имение его души, того, что ему присуще по воспитанию, по наследственности. Иначе человек не может войти в Божественную жизнь во Христе. Например, фарисеи не просто прилежали к естественному доброму, они стремились во всей точности исполнить Божий закон. При этом само слово «фарисей» означает «отделившийся». Как свидетельствует молитва фарисея из Притчи о мытаре и фарисее, они не только не отрекались от этого добра в себе, от этой праведности своей, но держались за нее и выставляли перед Богом и людьми как их благое отличие, т. е. отделение ото всех. И путь крестный, путь Христов радикально отличается от пути фарисейского именно тем, что Сам Господь по Своему человечеству ни за что не держался и не был ни к чему привязан, и к подобию Себе в этом отношении призывает и человека.

http://azbyka.ru/besedy-na-velikij-post

Евфимий Зигабен пишет: «Смотри, как из естественных они (то есть хлеб и вино. – О.С.) становятся сверхъестественными. Естественны вкушение предлагаемого хлеба и питие вина, а сверхъестственны их действенность и сила. Сначала умыл ученикам ноги, а потом сделал их участниками этого Таинства, чтобы мы знали, что прежде нужно очиститься, а потом причащаться. Исаия (6, 6) видел уголь; а это не просто дерево, а дерево сожженное. Подобно этому уголь и этого Таинства достойных освящает, а недостойных сожигает, так как огонь имеет двоякое действие; сожигает посредством наказания и истребления» 510 . Смысл жизни христианина – тоже пресуществиться и преложиться из состояние чада гнева в состояние чада Божия, так что мы «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» ( Еф.2:19 ). Зададимся вопросом, в каком отношении находится первая Евхаристия ко всем последующим? Святые Отцы настаивают на том, что есть только одна Божественная Литургия, совершенная Христом на Тайной вечери, и все последующие литургисания, кто бы и где бы их ни совершал, есть выхождение и вхождение в первую Литургию, совершенною Самим Сыном Божиим. Сказано: «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею… и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» ( Евр.9:11–12 ). – То есть однажды совершенное Христом Искупление предрешило судьбу всех последующих обращений к Богу Отцу через Его Сына. Теперь доступ в Небеса открыт, а Бог смотрит на род человеческий через раны Своего возлюбленного Сына и видит нас прощенными, помилованными и оправданными. Сказано: «Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» ( Рим.8:34 ). Но возникает еще один вопрос: почему первая Литургия, Таинство Тела и Крови, совершается прежде самих Голгофских страданий? Отвечая на этот вопрос, надо вспомнить, что жертва, по Закону Божию, избиралась за некоторое время до самого жертвоприношения (см. Исх.12:5–6 ). Причем Сын Божий обретает статус будущей Жертвы, облекаясь в человеческое тело. Сказано: «Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне» ( Евр.10:5 ); и еще: «зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира» ( 1Пет.1:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Евхаристическая жизнь не только и не столько как способ личного освящения, индивидуального акта благочестия, к чему так давно все привыкли, — но как соединение со Христом во единое тело Христово, то есть в Церковь, как об этом молятся в молитве на анафоре в Литургии Василия Великого. «Всех же нас от единого Хлеба и Чаши сия причащающихся соедини друг ко другу во единого Духа Святаго причастие». – «Господи, сделай нас живыми людьми!» Итак, призыв «Вы, как живые камни, устрояйте из себя духовный дом Божий» звучит как призвание евхаристическое. Участие верных в евхаристии как в первую очередь устроение духовного дома Божия, созидание Церкви Христовой и самих себя как Церковь Божию. По слову апостола Павла: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» Раскрытие христианского призвания возможно в евхаристической общине, там, где священство и миряне осуществляют единое евхаристическое служение, каждый на своем месте, где литургия как общее дело соединяет священство и мирян в сослужении, как об этом писали протопресвитер Александр Шмеман, отец Николай Афанасьев и другие. Это призвание, призыв — слова самого Господа нашего Иисуса Христа на Тайной Вечери: «Примите, ешьте — сие есть Тело Мое». «Пейте (от чаши) все — сия есть Кровь моя нового Завета, за вас и за многих изливаемая». Сделать евхаристию центром жизни христианина — значит открыть для него призвание. Причащение Святых Тайн воспринимается многими христианами только лишь как способ получить освящение, благодать, свет, радость, силы, очищение, все то, что в бытовом языке значится как «все хорошее», но никак не приобщение к Голгофскому Кресту, Смерти и Воскресению Спасителя. То есть в Причащении христианин не слышит призвания следовать за Христом. По слову Евангелия, «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:34-38). В первосвященнической молитве на Тайной Вечере Христос говорит Отцу: «Все Мое — Твое, и Твое — Мое».

http://pravmir.ru/miryane-svjaschenstvo-...

Если в первые три века после Христа еженедельное, а то и ежедневное причащение было нормой христианской жизни, то это, очевидно, было следствием той напряженности духовного горения, которое наблюдалось в Церкви эпохи гонений. Ослабление евхаристического сознания непосредственным образом связано с общим понижением уровня духовной жизни в последующие века. Вполне естественно, что там, где возобновлялись гонения, где христиане оказывались в условиях, когда принадлежность к Церкви означала готовность на мученичество, и жили под угрозой смерти, Евхаристия вновь становилась средоточием христианской жизни. Так было в советской России после революции, так было среди тысяч христиан русского рассеяния, оказавшихся лишенными родины. И сейчас во многих русских приходах причащаются каждое воскресение. Кое-где, однако, еще сохраняется обычай редкого причащения. Подготовка к Причащению Подчеркивая, что никто не может быть  достоин  причащения, Святые Отцы, однако, постоянно напоминали о том, что всякий приступающий к таинству должен быть готов к встрече со Христом. Подготовка к причащению не должна ограничиваться чтением какого-то количества молитв и воздержанием от тех или иных видов пищи; в первую очередь готовность к причащению обусловлена чистотой совести, отсутствием вражды против ближних или обиды на кого-либо, миром в отношении всех людей: «…Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5:23-24 ). Препятствиями для причащения являются совершенные человеком тяжкие грехи, в которых необходимо покаяться на исповеди. В Русской Церкви принято причащаться натощак, так как тело человека должно быть предочищено постом. Причащение натощак является древней традицией, восходящей к той эпохе, когда Литургия перестала быть продолжением агапы (вечери любви) и превратилась в торжественное богослужение, совершаемое в утренние часы.

http://azbyka.ru/katehizacija/vo-chto-ve...

Если говорить о причинах революции, то вспомним, что в XIX-м веке центр духовной жизни переводится из храмов в салоны, где разговоры о Боге, о вере, о духовности, о патриотизме заменяют самого Бога. Человек не идет на всенощную, на литургию, он идет на лекции, на диспуты и вечера. Вместо Евангелия и Святых Отцов он начинает читать философскую и художественную литературу, вместо Причастия стремится на премьеру в театр. В этом плане я хотел спросить очень многих режиссеров и актеров: читают ли они утренние и вечерние правила? Мне многие, в том числе называющие себя православными, говорят, а зачем это? Как зачем?! Вы ведь даже за подаренную Вам конфету благодарите, и как при этом не поблагодарить Бога за дарованные 24 часа жизни, за возможность жить, любить и созидать. Иначе как духовным хамством это сложно назвать. Как утром не взять у Творца мира благословение на день? Нет, обойдемся без Его помощи, сами проживем. Это говорит о том, что духовная составляющая таких людей искажена гордыней, самостью, тщеславием. Поэтому и плодов нет, даже от талантливых произведений искусств. Может быть, вместо репетиций какого-то спектакля на духовную тему, взять и всем актерским составом помолиться неделю, например, первую неделю Великого Поста. И посмотреть, от чего пользы больше будет. Но если мы не умеем молиться, то и спектакль не принесет нужного плода. Потому и живем плохо, раз ежедневно хамим Творцу. Повторяем ошибку интеллигенции 100-летней давности: заменяем Бога на высокоумные разговоры о Нем. Но никакие разговоры не заменят Таинства. «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом». (Лк.16:10) Это касается не только тружеников сцены, но и многих православных политологов, журналистов и общественных деятелей, которые, как часто выясняется, и правил не читают, и в таинствах церковных не участвуют. Но тогда, какие бы ты высокие и умные слова не говорил, какие прекрасные статьи не писал – все останется втуне. «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин.15:5-6).

http://pravoslavie.ru/38097.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010