«Петь не умеют, но хотят послужить Богу». Почему певчему стало стыдно быть профессионалом А труд регента стоит дешевле, чем маникюр 20 января, 2019 А труд регента стоит дешевле, чем маникюр Открылось множество храмов, появилось много литературы, но божественная красота, пронизывающая церковное искусство и музыку, оказалась никому не нужна – регент Ульяна Меньшикова рассказывает о современной ситуации с церковным пением. Петь простенькую музыку простенькими голосами – мол, Богу более угодно – Ульяна, в последние годы храмов становится больше, стали ли регенты и певчие больше востребованы и профессиональны? Какие тенденции есть в современном церковном пении? – Уже много лет наблюдается очень печальная тенденция. Раньше гордостью храма, настоятеля был хороший хор. Хор не воспринимался как нечто сиюминутное и очень накладное для храмового бюджета, как сейчас. Возьмем вот такой пример: висит на стене в храме дорогая икона – она будет здесь всегда и в любой момент к ней можно подойти и приложиться. А что за искусство такое хоровое – спели, ушли из храма и забыли? Зачем оно нужно? Зачем к нему серьезно относиться? К тому, что неосязаемо и что нельзя потрогать. Поэтому покупаем дорогие иконы, а на хоре экономим. Сейчас, спустя буквально двадцать лет после начала «церковного возрождения», уже мало кто понимает, что хоровая духовная музыка, при всем моем уважении к другим видам церковного искусства, наиболее сильно воздействует на человека. Что заставляет сердце христианина плакать на службе в Великий Четверг? Молитвенно спетые хором «Вечери Твоея тайныя» композитора Львова или напева Троице-Сергиевой лавры. А торжественное пение «С нами Бог» Зиновьева или напева Соловецкого монастыря на великом повечерии Рождества Христова и Богоявления наполняет сердца торжеством и радостью. Открылось множество храмов, появилось много литературы, и при этом произошла подмена понятий. Божественная красота, пронизывающая все церковное искусство, церковную жизнь, оказалась никому не нужна. Началось все, как водится, с одежды.

http://pravmir.ru/pet-ne-umeyut-no-hotya...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Иаков, кз скита святой Анны, «Иаковаккс»   Иаков, кз скита святой Анны, «Иаковаккс» Старец Иаков, насельник скита святой Анны, которого все звали Иаковакис, был родом из малоазийского города Врйула. Он пришёл на Афон , чтобы стать монахом, в каливу иеромонаха Саввы-духовника к старцу Онуфрию. Говорят, что отец Иаков спорил со своим старцем, намереваясь совершать по 2 000 поклонов в день, а старец ему не разрешал.   Когда пришло время, старец Онуфрий решил постричь своего послушника в монахи. Приготовились к постригу, пришли отцы из соседних келий, и старец решил обсудить с послушником его будущее монашеское имя. Послушник хотел, чтобы его назвали Анастасием, а старец собирался дать ему другое имя. Они не пришли к согласию, постриг так и не состоялся, послушник ушёл от старца и пошёл в скит святой Анны, в каливу Рождества Христова, к старцу Иосифу, певчему с острова Митилйни. Там он был пострижен в рясофор и получил имя Иаков.   Отцы этого братства были иконописцами, и отец Иаков тоже научился писать иконы. Однажды он начал ругаться с одним из своих духовных братьев, и тот сильно ударил отца Иакова по голове доской, предназначенной для иконы. Доска раскололась, и, говорят, после этого отец Иаков стал немного не в себе. Два этих события стали своего рода «печатями» его жизни, и он часто повторял: «Из-за какого-то имени я потерял монашескую жизнь» и «Икона раскололась, а вот голова не  раскололась». Он повторял эти слова очень часто. Кто знает боль его души и его плач от того, что он осознал своё прельщение в двух вышеупомянутых случаях?..  Как бы то ни было, правда то, что отец Иаков проводил  очень жёсткую, лишённую утешений жизнь. Он терпел холод, голод и совершенно не заботился о себе. Он бродил по афонским тропинкам босоногий, неся обувь под мышкой, и на вопрос, почему он босиком, отвечал: «Если обувь надевать, она испортится». Однажды отцы чуть ли не силой заставили его помыться и надели на него новую одежду. Отец Иаков сбросил с себя эту одежду и упросил, чтобы ему вернули его рваные тряпки.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=45&iid=2...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Мой путь на Святую Гору (Сочинение иером. Филиппа из кельи Фомадос)       Мой путь на Святую Гору (Исповедь иером. Филиппа из кельи Фомадос)     Этой осенью келья Фомадос в центре внимания. Впервые публикуем исповедь иером. Филиппа, старца из кельи Фомадос. Этот живой непосредственный и искренний текст никого не оставит равнодушным. Мы  публикуем исповедь с небольшими сокращениями. - Афон   У меня есть чувство, что я родился в церкви, в храме... Каждое воскресенье на столе моей приснопамятной матери лежала просфора, приготовленная на закваске. Мы называли ее «литургией», потому что относили ее в церковь. Тогда в нашей деревне не было своего храма. Я самостоятельно относил «литургию» в церковь соседнего села: сестре одной ходить туда было нельзя, а старший брат был уже взрослым и помогал отцу в лавке. Сейчас я затрудняюсь сказать, специально ли моя мать так поступала или ее просветил Бог и Живоносный источник, чтобы я научился ходить в церковь с младых ногтей? В 7-8 летя стал алтарником у скромного и благочестивого священника. Потом помогал певчему, простому человеку, который пел с радостью и болью. Он потерял семилетнюю дочь, Яницу.   В его деревне вместо сахара в коливо по ошибке положили парафин, и от этого умерло много людей. Его боль чувствовалась в пении, это была та боль, которая обуздывает страсти, и люди умягчаются. Каждое воскресенье я страстно стремился в храм. Я уходил оттуда радостным   Спорт, а особенно футбол, очень волновал меня, когда я был в миру. В первом классе гимназии я впервые сыграл за городскую команду. Прежде чем войти в игру, я сказал тем, кто уходил на замену: «На этом месте ты больше не будешь играть». Место центрального защитника всегда было моим, а мой любезный друг больше не играл. Вот таким я был молодым мирянином... Как-то раз школьный тренер сказал мне: «Дитя мое, здесь мы! играем для развлечения», ая сказал ему: «Здесь мы играем, чтобы выиграть». В гимназические годы в наш прекрасный город приехал один священник, которого звали так же как отца. И здесь мне нужно, как Александру Македонскому, признать что мой отец по плоти дал мне жизнь, а этот священник благодатную.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2378

Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове. (08.06.1971 - 21.04.2020) Клирос осиротел ПАМЯТИ ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСАНДРА АГЕЙКИНА 21 апреля в Москве в возрасте 48 лет скончался настоятель кафедрального Богоявленского собора в Елохове протоиерей Александр Агейкин. Будучи многогранной и богато одаренной личностью, он себя ярко проявил в том числе и на посту председателя Церковно-общественного совета по развитию русского церковного пения при Патриархе Московском и всея Руси. Автор этих строк познакомился с протоиереем Алксандром Агейкиным, когда тот служил в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в сане протодиакона. Неизменно предельно корректный и полностью лишенный привычки разговаривать надменно, он всегда ухитрялся находить время для журналистов в своем плотном графике. Немногие при этом догадывались, что за плечами у этого прекрасного баса, в совершенстве знавшего устав и безупречно несшего послушание в главном соборе Церкви, осталась карьера солиста одного из ведущих музыкальных коллективов страны. «Через звание» - из протодиаконов в протоиереи – он шагнул весьма скоро, став настоятелем Богоявленского собора. Исполняя это послушание неленостно и ревностно, он удивительно быстро нашел общий язык и с почетным настоятелем протопресвитером Матфеем Стаднюком (+2020), и с многолетним старостой и председателем приходского совета Николаем Капчуком (+2018). И все же мне как журналисту и как певчему гораздо больше оказалась известна еще одна, третья сторона общественного служения отца Александра – на посту председателя Церковно-общественного совета по развитию русского церковного пения при Патриархе Московском и всея Руси. Подготовленный и проведенный им осенью 2016 года Первый (спустя более чем вековую паузу в аналогичных мероприятиях) международный съезд регентов и певчих при участии Предстоятеля задал столь высокую планку экспертной дискуссии на темы клиросного служения, что казалось вряд ли возможным поднять ее еще выше. Тем не менее, второй съезд, состоявшийся, как и было обещано, ровно через три года, оказался гораздо представительнее – и числу представленных епархий, и по количеству зарегистрировавшихся делегатов, и по охвату тем на секционных заседаниях, и по остроте обсуждения, заданной Святейший Патриархом, возглавившим пленарное заседание. Участники съезда так и не узнали, что сам Агейкин накануне открытия в тяжелом состояни попал в больницу.

http://e-vestnik.ru/analytics/kliros_osi...

Разделы портала «Азбука веры» Про систему осмогласия (пения на 8 различных церковных напевов — гласов) знает каждый, даже самый начинающий певчий. Также известно, что каждый из 8ми гласов может иметь различные варианты напевов для исполнения стихир, тропарей и ирмосов. А если певчий пришёл на клирос, не зная гласовых напевов, ему обязательно придётся с ними познакомиться — регент, наверняка, даст такому певчему соответствующие пособия для изучения, либо отправит на певческие курсы. И последнее будет даже лучше, потому что на курсах новоиспеченный церковный певчий обязательно узнает не только про гласовые напевы, но и про подобны, которым и посвящается данная статья. На реальном же клиросе редкой будет ситуация, когда регент поставит условие певчему помимо гласов, выучить ещё и подобны. Может быть, некоторые читающие сейчас тоже задают себе вопрос: «а что такое подобны?». Я хорошо помню, когда я только начинала петь на клиросе и гласы уже знала, то как-то я спросила про один из напевов, на который мы часто на литургии пели «Достойно есть». Мне ответили, что «это на подобен 2го гласа». Я тогда не поняла, что за подобен, какой подобен, а мне лишь показали на ноты того самого подобна, на мелодию которого пели «Достойно есть». А что такое подобен и с чем его едят мне было совершенно не понятно. Лишь позже удалось в полной мере познакомиться с таинственными подобнами, и случилось это именно на певческих курсах. Так что же такое подобен? Подобен (греч. προσμοια — очень сходное, весьма похожее) — богослужебное песнопение, мелодия и метрика которой подобны другой богослужебной песни. Хочется в это определение ещё добавить, что распевается подобен также на определенный глас. То есть у каждого из 8ми гласов помимо самих гласовых мелодий существуют ещё дополнительные мелодии (самоподобны). Другая богослужебная песня, на которую похож подобен, носит название «самоподобен», потому что она была написана изначально, а все остальные тексты, которые поются на её напев, должны быть подобны ей.

http://azbyka.ru/penie-na-podobny

Год 1863 Певчему солдату из Успенской церкви отданы книги для чтения: 1) Поликарп 1 переводные и оригинальные слова; 2) книга Иисуса Сираха и 3) Ефрема Сирина . Не должно ни у кого испрашивать о том, нужно ли распространять славу Божию пишущею рукою, или словесно, или добрыми делами. Это мы обязаны делать по мере сил своих и возможности. Талант надо употреблять в дело. Коли будешь задумываться об этом простом деле, то диавол, пожалуй, внушит тебе нелепость, что тебе надо иметь только внутреннее делание. Едино тело есмы мнози [ 1Кор. 10, 17 ]. Яичницы не есть. Если Бог благословит дожить до скоромного времени, блинов не есть. Не надо забывать добродетель мужества. Надо читать уроки или священные книги с величием, спокойно и с сознанием важности читаемого. Терпеть благодушно находящие лютые скорби. Согреших тебе, Богу моему, во время молитвы нетерпеливостию, малодушием, унынием от постигшей скорби и дерзновенным 2 ударением себя по чреву! Терпения нет у меня! А представь Иисуса Христа, висящего на кресте за нас, грешных! Мягонько, мягонько со всеми обходись. Все считай за сор и гной – всякую сладость; ничего земного не люби и ничего земного не жалей для человека, ни из-за чего не питай к нему вражды. Смотри, как враг ежедневно смеется над тобою за столом. О имени Господни ты посмевайся над ним, презирая всё дольнее и усердно любя и угощая ближнего. Любовь стремится услаждать любимого и ничем для него не дорожит. Аминь. Всё мечта 3 , кроме любви. Холодно обошелся брат, невежливо, дерзко, злобно – говори: это мечта диавола; чувство вражды тревожит тебя из-за холодности и дерзости брата – говори: это мечта моя, а вот истина: я люблю брата, несмотря ни на что, я не хочу видеть в нем зла, которое есть мечта бесовская в нем и которое есть и во мне; я снисхожу его недостаткам, ибо они есть и во мне, – в нас одна греховная природа. Грехи, говоришь, есть в брате, большие недостатки? – В тебе есть то же. Не люблю его, говоришь, за такие и такие недостатки? – Не люби и себя, ибо те же недостатки, те же самые, какие в нем, есть и в тебе. Но помни, что есть Агнец Божий, Который приял на Себя грехи всего мира. Кто же ты, осуждающий ближнего за грехи, за недостатки, за пороки? Своему Господеви стоит или падает [ Рим. 14, 4 ]. Но тебе по любви христианской надо всячески снисходить к недостаткам ближнего, надо врачевать его зло, его немощь сердечную (всякая холодность, всякая страсть есть немощь) любовию и ласкою, кротостию, смирением, как этого желаешь себе от других сам, когда бываешь в подобной ему немощи. Ибо с кем всяческие немощи не бывают? Кого пощадит всезлобный враг? Господи! Любы наша, разруши в нас все козни вражии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕВМЫ [Лат. ед. ч. neuma от древнегреч. νεμα - знак головой (кивок) или глазами], муз. термин. I. Основной тип графем в системах нотации для записи богослужебного пения, к-рые распространились в средние века в Византийской империи и в ареале ее влияния (см. Византийская нотация ), в Др. Руси (см. Кондакарная нотация , Знаменная нотация , Демественная нотация , Казанская нотация , Путевая нотация ), в Армении (см. Хазы ), на лат. Западе. В древнейших сохранившихся рукописях с Н. последние не указывают определенно высоту и ритмические длительности муз. звуков; основное их предназначение - напомнить певчему ранее разученную им мелодию. В ходе эволюции богослужения муз. репертуар сильно расширился, вслед. чего нотация была существенно развита и модернизирована т. о., что опытные певчие могли больше не запоминать распевы, а воспроизводить их «с листа»; кроме того, более точная запись была удобнее в процессе обучения пению и для фиксации всех вариантов распева. Первые образцы Н. в Зап. Европе датируются IX в., время расцвета Н.- X-XII вв., поздние образцы относятся к XIII-XIV вв. Самое раннее упоминание об использовании Н. в теоретических текстах - у Аврелиана из Реоме (сер. IX в.) в «Musica disciplina» (изд.: CSM. 1975. Vol. 21. Chap. 19); в кон. IX в. Хукбальд писал уже о нескольких видах Н. (изд.: Gerbert. Scriptores. T. 1. P. 117). Невменная нотация использовалась преимущественно для письменной фиксации литургической монодии ( псалмодия , все жанры/формы григорианского пения , тропы , секвенции и др. жанры гимнографии ). Исследователи гипотетически связывали происхождение зап. Н. с жестами хирономии (А. Мокеро, М. Югло), с шартрской разновидностью византийской нотации (К. Флорос) или с визант. экфонетическими знаками , со знаками античной просодии, заимствованными из сочинений лат. или визант. грамматиков (Э. де Кусмакер, Ж. Потье, Мокеро, Ч. М. Аткинсон, Г. Суньоль, Э. Кардин), со знаками пунктуации (Л. Трейтлер). Однако однозначных данных о зависимости Н. от перечисленных систем нет. На связь с визант. традицией могут указывать греч. или псевдогреч. названия нек-рых Н.

http://pravenc.ru/text/2564814.html

Митрополит Иларион: «Господь да упокоит души погибших и подаст мужество и силы их близким» Глубоко потрясён и опечален известием о гибели самолёта над Чёрным морем 25 декабря, 2016 Глубоко потрясён и опечален известием о гибели самолёта над Чёрным морем Председатель Отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Иларион (Алфеев) выразил соболезнование родным и близким всех погибших в авиакатастрофе ТУ-154 над Черным морем 25 декабря. Глубоко потрясён и опечален известием о гибели самолёта над Чёрным морем, унёсшего жизни 92 человек: восьми членов экипажа и 84 пассажиров, в числе которых 68 артистов ансамбля песни и пляски имени Александрова и девять российских журналистов. Выражаю искреннее и сердечное соболезнование родным и близким всех погибших. Среди тех, кто был на борту, генерал-лейтенант Валерий Михайлович Халилов , с которым меня связывала долгая и тёплая дружба. Именно он 9 лет назад дирижировал в Вашингтоне премьерой моей «Рождественской оратории», мы вместе с ним и оркестром Министерства обороны, который он тогда возглавлял, проехали по нескольким городам Америки. Будучи главным военным дирижёром России на протяжении многих лет, Валерий Михайлович на каждом параде на Красной площади руководил сводным оркестром Московского военного гарнизона. В эти дни его видела и слушала вся страна. Трудно поверить, что этого высокоталантливого, доброго и жизнерадостного человека больше нет с нами. Вечная ему память! Не могу не вспомнить одного из руководителей ансамбля имени Александрова Константина Майорова, который тоже был на этом борту. На протяжении многих лет он пел в храме на Большой Ордынке, где я несу служение: пел и в будни, и в праздники, часто причащался. Выражаю искреннее и сердечное соболезнование его супруге, его сыну — Александру Майорову, певчему и одному из регентов Московского синодального хора. Господь да упокоит раба Своего Константина в селениях праведных.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-gos...

Борису Буряченко было 24 года 26 декабря. ПРАВМИР. В числе погибших 25 декабря при крушении российского самолета Ту-154 над Черным морем был и певчий Высоко-Петровского монастыря 24-летний Борис Буряченко. Как сообщается на сайте обители, Борис Буряченко был в числе участников Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова. Наместник, братия и прихожане Высоко-Петровского монастыря выражают соболезнования родным и близким Бориса. «Господь да упокоит всех погибших и да подаст утешение скорбящим!», — говорят в монастыре. Сегодня в 15.00 в Петровском соборе Высоко-Петровского монастыря наместник и братия обители совершат Панихиду по новопреставленному Борису, певчему монастырского хора, и по всем погибшим в авиакатастрофе над Чёрным морем. Фото: vpmon.ru О своих планах улететь на сирийскую базу Хмеймим, где артисты должны были поздравить военных с наступающим Новым годом, он распространяться не стал. Просто предупредил коллег о новой командировке. «Мы часто приглашаем на наши службы профессионалов из хоров, чтобы пение звучало красиво. С Борисом сотрудничали порядка двух лет. Когда он еще учился, то мог ходить к нам чаще. А в ансамбле график был напряженный. Борис приходил и пел с нами по выходным, чему мы всегда были очень рады. В прошлые выходные он пел у нас на подворье монастыря и говорил, что в следующие выходные будет занят. Про Сирию не упоминал», — рассказал «Комсомольской правде» регент богослужебного хора Высоко-Петровского монастыря Алексей Любимов. «Интеллигентный, скромный, обаятельный молодой человек. Неконфликтный, прекрасно вписывался в коллектив, был на своем месте. А еще он — универсальный певчий. Может спеть и баритоном, и вторым тенором, если нужно. ..Для Бориса работа в нашем хоре была скорее не работой, а занятием, которое ему очень нравилось», — добавляет Алексей Любимов. Авиакатастрофа с самолетом Минобороны произошла утром 25 декабря. Ту-154, на борту которого были 9 журналистов, 64 музыканта ансамбля песни и пляски им. Александрова, а также военнослужащие, потерпел крушение в Черном море близ Сочи. Среди прочих пассажиров была глава фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, более известная как Доктор Лиза. Выживших в этой авиакатастрофе нет.

http://pravmir.ru/v-chisle-passazhirov-t...

Новости Митрополит Иларион рассказал о дружбе с худруком ансамбля Александрова Иерарх выразил соболезнования родным и близким всех погибших в авиакатастрофе над Черным морем 25.12.2016 14:31 Валерий Халилов. Фото: " Википедия " - ВООПК Москва, 25 декабря. Соболезнования родным и близким всех погибших в авиакатастрофе в Сочи выразил глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион, рассказавший также о своем личном знакомстве с художественным руководителем ансамбля Валерием Халиловым и главным хормейстером Константином Майоровым, сообщает РИА Новости . В воскресенье утром Минобороны РФ сообщило, что с радаров пропала отметка самолета Ту-154, который выполнял плановый перелет с аэродрома Адлера. По последним данным военного ведомства, на борту воздушного судна находились 92 человека — восемь членов экипажа и 84 пассажира. По уточненным данным военного ведомства, на борту воздушного судна находились в том числе 64 артиста ансамбля песни и пляски имени Александрова. " Глубоко потрясен и опечален известием о гибели самолета над Черным морем, унесшего жизни 92 человек. Выражаю искреннее и сердечное соболезнование " , — сказал митрополит. Он особо отметил, что среди погибших был генерал-лейтенант Валерий Халилов, с которым его " связывала долгая и теплая дружба " . Именно Халилов 9 лет назад дирижировал в Вашингтоне премьерой " Рождественской оратории " митрополита Илариона. " Трудно поверить, что этого высокоталантливого, доброго и жизнерадостного человека больше нет с нами. Вечная ему память! "  — сказал митрополит. Он вспомнил также одного из руководителей ансамбля Константина Майорова, который тоже был на этом борту. " На протяжении многих лет он пел в храме на Большой Ордынке, где я несу служение: пел и в будни, и в праздники, часто причащался " , — вспомнил глава ОВЦС. Митрополит Иларион выразил соболезнования его супруге и сыну — Александру Майорову, певчему и одному из регентов Московского синодального хора. Он также отметил, что на борту самолета была Елизавета Глинка, которую вся страна знала как " доктора Лизу " . " Да воздаст ей Господь за все то добро, которое она сделала столь многим людям " , — сказал митрополит.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010