Печальный случай смерти паря Феодора Алексеевича подал повод к тому, чтобы сшить некоторым певчим траурное платье, при чем 4 певчим были сделаны вновь особые одежды, а именно: «рясы тафтяные смирные», а 8 певчим – кафтаны тафтяные смирные, которые, равно как и рясы, были подложены крашениною, подпушены дорогами и снабжены пуговицами шелковыми. В кроенье 4 ряс и 8 кафтанов пошло 48,75 аршина тафты смирной – двоеличной, на подпушку ряс и кафтанов – 44,75 аршина тафты такой же – по 20 алтын аршин, 44,25 арш. дорог ясских-двоеличных-смирных – по 16 алт. по 4 деньги аршин, на подкладку – 118 аршин лазоревой крашенины по 5 денег аршин, на точку ряс – 4 золотника шелку вишневого цвета по деньге аршин, на обшивку кругом ряс и рукавов – 48 аршин шелковой бахромы; к кафтанам было пришито 8 портищ пуговиц шелковых на снурках – по 6 денег портище, да одному певчему дьяку – Максиму Кулину была скроена ряса, на которую пошло в кроенье 3 арш. без 3 вершков тафты смирной-двоеличной, цена та же, которая, впрочем, была «отставлена и отдана в казну стаченою, без подкладки». Тот случай, что двум певчим были лишь переделаны старые рясы, сосланные «с верху», при чем длина их была убавлена, а бахрома снизу – перешита, а певчему Прохору Устинову старая ряса была переделана вновь, дает полное основание предполагать, что и другого рода платье певчим дьякам не всегда шилось новое, а нередко только чинилось, расставлялось и подставлялось. 77 Проезжее или походное платье шилось певчим дьякам для довольно частых поездок как для богомолья, так и для развлечения, с царем и членами царской семьи. Царские походы были близкие и дальние. Близкие походы совершались в село Коломенское, Преображенское и Воробьевы горы, а к дальним, совершавшимся всего чаще с молитвенною целью относились походы – в Звенигород, Переяславль, Калязин, Кашин и всего чаще в Троице-Сергиев монастырь, при чем во всех этих походах с членами царской семьи участвовали и певчие дьяки в количестве 12–25 человек. Некоторые троицкие походы начинались торжественным всеобщим выездом из Кремля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

«Петь не умеют, но хотят послужить Богу». Почему певчему стало стыдно быть профессионалом А труд регента стоит дешевле, чем маникюр 20 января, 2019 А труд регента стоит дешевле, чем маникюр Открылось множество храмов, появилось много литературы, но божественная красота, пронизывающая церковное искусство и музыку, оказалась никому не нужна – регент Ульяна Меньшикова рассказывает о современной ситуации с церковным пением. Петь простенькую музыку простенькими голосами – мол, Богу более угодно – Ульяна, в последние годы храмов становится больше, стали ли регенты и певчие больше востребованы и профессиональны? Какие тенденции есть в современном церковном пении? – Уже много лет наблюдается очень печальная тенденция. Раньше гордостью храма, настоятеля был хороший хор. Хор не воспринимался как нечто сиюминутное и очень накладное для храмового бюджета, как сейчас. Возьмем вот такой пример: висит на стене в храме дорогая икона – она будет здесь всегда и в любой момент к ней можно подойти и приложиться. А что за искусство такое хоровое – спели, ушли из храма и забыли? Зачем оно нужно? Зачем к нему серьезно относиться? К тому, что неосязаемо и что нельзя потрогать. Поэтому покупаем дорогие иконы, а на хоре экономим. Сейчас, спустя буквально двадцать лет после начала «церковного возрождения», уже мало кто понимает, что хоровая духовная музыка, при всем моем уважении к другим видам церковного искусства, наиболее сильно воздействует на человека. Что заставляет сердце христианина плакать на службе в Великий Четверг? Молитвенно спетые хором «Вечери Твоея тайныя» композитора Львова или напева Троице-Сергиевой лавры. А торжественное пение «С нами Бог» Зиновьева или напева Соловецкого монастыря на великом повечерии Рождества Христова и Богоявления наполняет сердца торжеством и радостью. Открылось множество храмов, появилось много литературы, и при этом произошла подмена понятий. Божественная красота, пронизывающая все церковное искусство, церковную жизнь, оказалась никому не нужна. Началось все, как водится, с одежды.

http://pravmir.ru/pet-ne-umeyut-no-hotya...

Но, кроме получения подарков товарами из казны, певчие дьяки имели и денежные доходы по разным случаям. Сюда должно отнести прежде всего славленые деньги. Обыкновенно в праздники Рождества Христова и на Пасху государевы певчие дьяки, вслед за причтами соборов и церквей, вместе с патриаршими певчими славили у государя. Так, в 1667 г. в навечерие Рождества Христова, в 3 часу ночи, славили в «средней» Успенский, Архангельский и всех соборов протопопы, попы и дьяконы, и потом государевы пять станиц, да патриарховы 7 станиц, переменяючись, и государь жаловал их питьем ковшами. 105 На Пасху, всего чаще на другой день, певчие, после славления жаловались государем к руке и яйцами, 106 при чем как на праздник рождества Христова, так и на Пасху, в первые два царствования государей из дома Романовых, каждому певчему давались славленые деньги особой в таком размере, который, надо полагать, соответствовал большему или меньшему искусству каждого певчего в пении. Давалось им и по 5 р. человеку, а иному полтина, и сверх того, жаловал царь иногда из собственных рук рубль или 2 р. особенно отличившемуся певчему. 107 Так, в 1667 г 26 дек. государевы певчие дьяки первой и другой станицы получили из приказа тайных дел по два рубля с полтиною за славление. 108 Со времени же царя Феодора Алексеевича дача славленых денег стала входить в ежегодный общий оклад денежного жалования каждого певчего дьяка, применительно к положению, занимаемому им в хоре. После царя, певчие ходили славить Христа к царице и другим членам царской семьи, к патриарху, некоторым служилым в приказах людям, где также получали славленые деньги. Так, например, в 1697 г. 26 дек., после литургии, певчие явились для сдавления к вдовствующей царице Прасковье Феодоровне, которая дала за то своему уставщику Феодоту Ухтомскому – 1 р. и на всех остальных певчих – 2 р. 16 алт. 109 Не допущение к себе для сдавления в 1677 г. некоторыми из государевых служащих в приказах государевых певчих дьяков вызвало даже гнев царя Феодора Алексеевича, от имени которого велено было сказать сим лицам, что они «учинили то дуростью своею не гораздо и такого бесстрашие никогда не бывало, что его государевых певчих дьяков, которые от него великого государя славить ездят, на двор к себе не пущать и за такую их дерзость и бесстрашие быть им в приказах бескорыстно и никаких почестей и поминков ни у кого, ничего ни от каких дел не имать. А буде кто чрез сей великого государя указ объявится в самом малом взятке или корысти и им за то быти в наказании». 110

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

По мнению моему, приобретение сие будет для казны выгодно даже и тогда, если бы она два флигеля, состоящие при анатомическом театре, уступила инженерному ведомству, взамен зданий Тринопольского упразднённого монастыря. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 8 июня за 776, о переведении воспитанников Литовской семинарии и училищ из уроженцев Минской и Волынской губернии в учебные заведении тамошних епархий Правление Литовской семинарии представило мне ведомости о 18 казённокоштных воспитанниках среднего и низшего отделения той семинарии, которые есть уроженцы Волынской губернии, а также о 15 казённокоштных учениках, уроженцах Минской губернии, обучающихся в уездных училищах, подведомых семинарии Литовской. Для окончательного отделения духовенства Минской и Литовской епархий, я распорядился ныне же, чтобы с окончанием настоящего учебного года все сии 15 учеников переведены были на казённое же содержание в Минскую семинарию и подведомые ей Березвецкое и Ляденское училища. Что же касается учеников из Волынской губернии, то отнесся я к преосвященному Никанору, не найдёт ли он возможным поместить их на казённое содержание в семинарии Волынской, и если он на сие согласится, то они отправлены будут в ту семинарию по принадлежности. Уведомляя о сём ваше сиятельство, имею честь быть. Правлению Минской семинарии, от 10 июня за 791, о переведении регента Минского архиерейского певчего хора Успенского в Литовскую епархию Минского духовного приходского училища второго класса учитель и регент Минского архиерейского певчего хора Митрофан Успенский, по изъявленному им желанию, переводится к сим же должностям в Литовскую епархию к Виленскому архиерейскому певчему хору. До образования в Вильно духовных училищ и учреждения архиерейского и кафедрального штата, учителю и регенту Успенскому назначается мною жалованья в год по 200 руб. сер. из доходов Виленского кафедрального собора, да из сего же источника единовременно 50 руб. сер. на проезд и обзаведение. Сверх того, Успенский будет пользоваться столом и квартирою от Виленского Святотроицкого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Степановым советовался насчет певческой истории. Последний велел предложить часы второму по регенте певчему, а если мужики произведут завтра скандал, то в тот же день их и духу не будет в Иерусалиме... Последнее решение я не замедлил передать пану Козубскему, встретив его на дворе. На что его ясневельможность отвечала, что найдет место себе на небе. Красная рожа в свою очередь отказалась от несчастных часов, считая это недозволенным себе после того, как его набольший отказался от них. В 5 ч. мы делали последнюю милую экскурсию с Вел Князьями к «Царским Гробницам» 837 пешком. Грустью повеяло на меня при сем от мысли, что празднику нашему наступает конец. Дома чай, укладывание в крестики малейших частиц св. мощей великомуч Георгия, длившееся чуть не до полуночи. Затем еще следовали чтение вечерни и утрени и причастного правила. Лечь спать пришлось уже в 3 часа ночи. Суббота, 30 мая В 5 ч. отправился в храм. Певчие все были налицо. Служба прошла благополучно. Милость мира пето «сельское». Вместо Причастна – Егда отдрева тя мертва. Добрые Князья были в умилении. Я поднес им просфоры, и в день всеобщего поминовения усопших 838 пожелал, чтобы память сего дня утешила их в неотвратимые минуты смерти. Немедля возвратились все домой. Наем коляски до Яффы за 60 fr. Скорое приготовление в путь-дорогу. Якуб хочет как-нибудь доехать хотя до Колонии. Оттуда поеду далее с Османом. Стакан чаю. Чьи-то слезы. Никола запыхавшийся со словами: «Уже в церкви!» Бегу туда с платками в руках. О. Вениамин уже начал молебную литию. Церковь Крестовая полна народа 839 . Молитва с коленопреклонением. Царское многолетие. Поднесение Их Высочествам крестиков со святыми мощами. «А Государю есть?» – спрашивают. Киваю головой в знак согласия. Шумно выходим все из дома Миссии. Вел Князья садятся в экипаж. Их осыпают цветами. Раздается звонок, и 9 колясок уносятся одна за другой за церковные ворота заведений. Остается моя последняя, по милости Николы накрытая тентом. Уносимся и мы, раскланиваясь с публикой направо и налево.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

ΣΑΡΑΝΤΑ ΜΕΡΟΝ 1283 . Какую-то важную роль играл мой брат московский в некиих похоронах, или сам представлял роль умершего. Будильник. 5° на заоконном термометре. Молитвы. Служение. Чай со чады. Еще хоругвенное дело. Некая Татьяна Ант Коренева, обижаемая м. Леонидой и даже гонимая из кельи, а между тем в России обещавшая ей турусы на колесах. Визит неудачный в Дворянский приют. Доктрисса, прохаживающаяся вдоль своей квартиры и упражняющаяся в patience 1284 . Якубовы закупки. Обед и Венианин дошептывающий... Злато. Точение ножичка. Возжжение ламп. Сие. Скоро 8 ч. Чай у консула с Брюсом. Дома денежные и поминальные вписывания. Свет до сей минуты не преставился... Понедельник, 16 н Угораздило вчера меня пустить в больной глаз ляписа. Встал сегодня оттого еще с большим страданием, временным, конечно. Все тот же степняк дует. Молитва. Расстроенный вчерашним рахат-лукумом желудок. Наставления Иосифу Младшему (певчему. – Н. Л., Р. Б.) насчет иерихонских дел с вызовом тамошней Анастасии на пост смотрительницы Елеонской. Чай с мастером Захарией. Ризничные дела. Часов в 11 отправились с Як по горам к юго-востоку по новой якобы дороге. Гора Злого Совещания. Берггеймово новое место. или монастырь Модестов. Затем спуски и подъемы по косогору одной уади, усаженной маслинами вдоль древнейшего водопровода со множеством ямин, и, наконец, выезд на хребтовину горы к деревне: Тур-Бáгер. Вид оттуда на Вифлеем, гору Франков 1285 и в пустыню Рува (?) 1286 . Приветствие от собак. Ветер западный. Поворот назад. Накрапывавший было перед тем дождик исчез бесследно. Небо прояснилось, и мы весело возвратились домой к 3-м часам. Обед. Ничегонеделие. При огне клеение Св. Софии и Петалийской церкви приснопамятной, и решительно ничего более. Вторник, 17 н Грозю Иерофею немилостию, если Черных-шеф приедет опять сюда. На, он уже и налицо! Старается сойтись со мною. Я открещиваюсь. Присылает письмо, состоящее из рисунков банального содержания, в доказательство, что вина не в нем собственно, а в его банальном воспитании. Аргумент этот не действует... Человек берет нахальством. Чувствую, что рожа его стоит над самой головой моей, и молюся вслух: Господи! избавь меня от дьявола сего, и пр. и пр. 8 часов. 8°. Лекарство. Моцион. Ризничая. Расписки ей номерные. Σ с палицей. Почта с одними Zeimung’aмu. Доктор, признавший необходимость приставить 2 пиявки к глазу. S-gr Damiani, производящий сию операцию. Обед. Аркадия. Сумерки с великолепным освещением запада. Пребывание наверху. Дремота в светлице. Тут Порфирий с историей о буйстве пьяного эфиопа. Якуб с надгробным камнем, вынутым из могилы на спуске горы Елеонской и имеющим надпись грубейшей фабрикации + ΘΗΚΗ ΜΑΝΗΣ ΕΚ ΒΙΟY ΡΟ. Принимаю и другое лекарство, имеющее отношение к глазной немочи. 8 ч. Чай. Хождение из комнаты в комнату, взамен всего другого. Жорж с своими парадоксами. Получше ли глазу, неизвестно. Среда, 18 ноября

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Я читала в Ваших статьях, дорогой владыка Савва, описания многих случаев чудесного исцеления и прозорливости покойного владыки Иоанна, поэтому и написала Вам об этом факте. Как почувствовал и услыхал Владыка мысли и потребность тяжелобольного человека и глубокой ночью, под сильным дождем с ужасным ветром, пешком пришел на этот зов?! Без сомнения, это событие есть еще новый факт, свидетельствующий о прозорливости владыки Иоанна». Елена М. Бриннер, 1971 год, Великий пост, апрель. 85. Помощь после операции легких По возвращении домой из Ванкувера я получил письмо от моего друга, инженера, который живет в Сан-Франциско, датированное 5 апреля сего года. Среди прочего он писал и следующее. «Еше об одном случае, совершившемся по молитвам архиепископа Иоанна, следует здесь рассказать. Одному певчему из Берлингеймской церкви (Калифорния) хирурги удалили в четверг легкое. В субботу его жена (и наш друг), которую мы знали еще с Китая, позвонила нам и, плача, рассказала, что шов не заживает, а кровотечение не прекращается уже два дня. Я посоветовал ей незамедлительно ехать к усыпальнице блаженного Иоанна, чтобы мы все вместе отслужили там панихиду по Архиепископу. Панихиду служили в 3.30 дня. Когда она вернулась с панихиды в больницу, ей сказали, что кровотечение остановилось и опасность для жизни ее мужа миновала. Он теперь уже дома. Хотя поправляется очень медленно, но все же не умер, как того ожидали врачи. Отец Митрофан, который служит панихиды у гроба архиепископа Иоанна, может рассказать Вам о нескольких подобных случаях...» Теперь усыпальница нашими трудами расширилась, и иконописец Пимен Софронов уже написал три фрески: в рост икону Спасителя, Голгофу и Покров Пресвятой Богородицы. К Пасхе все будет почти закончено. Множество людей приходят сюда помолиться. Продают свечи, которые люди ставят пред иконами – более чем на 100 долларов каждую неделю. Неоспоримо, что множество случаев чудотворной помощи произошло во время жизни блаженного Иоанна. Но тот факт, что эти исцеления начались и у места его упокоения, поистине весьма утешителен. Господь сказал: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» ( Ис. 66:2 ). Не был ли блаженный Иоанн поистине из тех?

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Диакон Кутузов в помянутом выше письме от 15-го января выражая горькую жалобу на тяжкие угнетения его со стороны преосвящ. архиепископа. Василия, излагает, между прочим следующие факты, относящиеся до состояния архиерейского хора в Витебске: 1) помощник регента хора Заборовский человек набожный и благочестивый, был сослан в монастырь единственно за то, что сеял на архиерейском фольварке горох. 2) В архиерейском доме нет ни малейшего надзора за малолетними певчими; они отданы на произвол склонностей и привычек. Посему певчие оказываются самыми худшими учениками из всего училища; многие из них поисключены за безуспешность и дурное поведение, а один попал даже в тюремный замок. 3) Не лучше нравственного и материальное состояние певчих. Каждому певчему выдавалось на неделю не более, как по 12 фунтов черного хлеба, и о прибавке никто не смел говорить. Голодные певчие с одним из басов решились было однажды просить у эконома прибавки необходимой пищи, но, по доведении о сем до сведения преосвященного, малых певчих велено было пересечь розгами, а баса тот час же удалить из хора. По одежде и обуви малые певчие совершенно походят на нищих, так что городское общество дало однажды концерт в пользу голых архиерейских певчих. 4) В последнее время, по распоряжению преосвященного, певческая сумма отделена от прочих сумм архиерейского дома и отдана в заведывание кафедрального протоиерея Никоновича с тем, чтобы он заботился как о содержании певчих, так и о нравственности их, но и до сих пор певчие все-такие же оборванные и худые. А нравственное наблюдение ограничивается только тем, что по временам о. протоиерей приходит из своей отдаленной квартиры в певческую комнату и здесь собственноручно исправляет провинившихся польским ременным безуном (т. е. плетью), который и приносит в своем кармане. Такие расправы протоиерей нередко чинит и в праздничные дни пред литургиею и пр. В заключение письма диакон Кутузов просит о принятии его в С.-Петербургскую или Новгородскую епархию, с пострижением его, как вдового в монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

А формы… Их бессмысленно просто копировать. Чтобы вернуть им прежнее содержание, для начала надо постараться стать святым. К сожалению, люди смертны. И сегодня Успенский собор Лондона живет обычной приходской жизнью. По сравнению с тем, что творилось здесь еще 3-4 года назад, это уже очень много. — В Церкви очень важна традиция, передача опыта верующим людям, тем более молодому духовенству, со стороны духовных наставников. Для Вас таким наставником, наверное, был Ваш отец, священник Димитрий Дудко ? Священник Димитрий Дудко с духовными детьми — Да, для меня, конечно, была очень важна личность отца, то, что происходило вокруг меня в семье, на нашем приходе. Я с детства в храме, но и у ребенка, с детства верующего, бывает период взросления, осмысления себя в Церкви. В этот период особенно важно найти себе кого-нибудь, с кого можно «делать жизнь». Я счастлив, что мне не пришлось слишком долго искать, жизненный пример мне дали отец, люди, его окружавшие. К сожалению, не у всех проблемы решаются так просто. За последние десятилетия в Церковь пришло множество людей, некоторые из них стали священниками, не имея духовного жизненного опыта. Знаете, я однажды прочитал в книге нашего выдающегося церковного регента Виноградова о том, что хор тогда может состояться, когда каждому неопытному новому певчему, даже обладающему слухом и вокальными данными, есть кому «петь на ухо». То есть за спиной всегда должен стоять опытный певчий, которого можно постоянно слышать, копировать его манеру, тембр, подачу голоса и так учиться, вливаться в хор. Если число новых членов хора превышает число старых, музыкальный коллектив может развалиться. Это замечание верно и в отношении духовной жизни. Проблемы наши в том, что за последние два десятилетия в Церковь пришло огромное количество людей, которым некому было изо дня в день, из года в год «петь на ухо». В лучшем случае они более или менее регулярно бывали на исповеди у своих духовников (многие из которых ныне уже почили), но навыка «daily life», повседневной правильной церковной жизни у них нет.

http://pravoslavie.ru/37312.html

Иосиф в начале 1849 года сообщал о весьма важной новости, – о созыве папой совета из богословов и кардиналов для издания догмата о нетленном (sic) зачатии Богородицы. Французы отнеслись к этому начинанию папы скептически, протестантские журналы – с насмешками, а другие, в том числе и духовные, весьма холодно. Неодобрение действий папы не отняло, однако, у католиков искреннего желания укрепить папский престол, – в доказательство чего о. Васильев приводит, в этом письме к К.Сербиновичу, некоторые данные о тех огромных пожертвованиях, которые были сделаны для сего католиками Западной Европы. «14/26 прошедшего февраля выбыл из Парижа один из певчих нашей посольской церкви Павел Петров Торожковский. Причиной оставления им службы было расстройство здоровья, по которому он еще до моего приезда в Париж подавал прошение об увольнении его в Россию; но посольство дало ему совет подождать в надежде восстановления здоровья. Но на сей раз Г. поверенный по делам нашей миссии в Париже Николай Дмитриевич Киселев дал приказание певчему Торожковскому немедленно оставить Париж; потому что у певчего произошли неприятности с его тестем, и дело доходило до суда. Посольство, уваренное в невинности певчего, тем не менее решило немедленно удалить его в Россию для избегания судебной огласки служащего при посольстве. Между тем прошение певчего Торожковского благосклонно принято при его отправлении и обещано ходатайство об определении ему вспоможения. Певчий, уволенный в бытность мою в Париже, в своей должности был исправен и вел себя тихо и благочинно. Впрочем, церковь наша немного печалится об его потере; потому что его голос (бас) очень устарел, ослабел и потерял правильность. Посему усердно прошу Ваше П-во назначить, в нашу при Парижской миссии церковь , певчего с хорошим голосом –басом; очень желательно было бы получить певчего с некоторым образованием, и уже сочетавшегося браком. Посольство выставило все эти условия, имеющего прибыть певчего, в своем представлении Министерству. С двумя оставшимися певчими тенорами наша служба весьма много потеряла; бедно пение одного тенора, когда другой для прислуживания входит в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010