После поздравлений учеников и в промежутках приходили катихизаторы, христиане, доктор Танесима, Моисей и прочие. Позавтракал в час в холодной комнате о. Анатолия, ибо не дали бы поесть.    Купил на праздник вина: хересу 1 бутылку и портвейну 2 бутылки (за неимением хересу негорлидера) и 2 коробки бисквитов.    Пока — вот скоро два часа — вином не нужно было угощать никого, а чаем с бисквитами угостил учителя математики с сыном и его помощника.    Не лучше ли на будущий год служить в Новый год в семь часов утра и завтракать ученикам уже после обедни? Никанор находит лучшим, потому что ему приходится с трех часов ночи вставать и готовить моци, если завтракать, как теперь, до обедни. С будущего года, кажется, лучше будет — в семь обедня, тем более, что в это время, как и сегодня, например, всегда бывает довольно много причастников. Так, кстати, и по [?] бы все до после обедни.    Никуда не пошел в город (пишу это в пятом часу), а обошел своих: о. Павла Сато, Оогоя, о. Павла Савабе, Авано, Алексея Савабе, Павла Накаи, Овате, Айайся, то есть переводчиков, заканчивая Хорие, у которого встретил его племянника-католика, что учился в Католической школе в Китае, мальца двадцати пяти лет, еще учащегося, которого уже не боятся отпускать в город, потому что очки, как видно, втерли, сердце вынули, зубы вставили.      Истратил еще — Мурата Петру 1 ену.    Больному ученику, певчему 30 сен.   всего сегодня вышло: 67 ен 50 сен.      Вернувшись домой в три часа, напился чаю с хересом, хотел идти в город прогуляться — ветрено, хотя погода ясная, хотел идти сделать визиты докторам Сасаки и Танесима, также в Женскую школу — учебному штату, да ну их! Не стоит!    Потом гулял на дворе на открытом воздухе, да и успокоился на сегодня, вечером едва ли кто будет.    На дворе так и гудят змеи, пускаемые ребятами. Сергий Номура — настоящий профессор змеелогии.      Когда гулял, подошли поздравить, значит — за подачкой, еще пять учениц; дал 1 ену 60 сен.    Итого, за первый день японского Нового года растранжирено (а как без этого!): 69 ен 10 сен.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

53 и 54, у Старчев. стр. 375). 125 Сол. рук. л, 90–95; здесь приведена и молитва , читанная Иовом при объезде города. В синод. рукописи о царском столе записано кратко, но приведена подробная запись патриаршего казённого дьяка Юрия Мухина о царских дарах после обеда: «Иеремии дары – кубок двойчат гривенок в 7, чарка большая в 8 гривенокъ, бархат рытый багровъ, бархат гладкий вишневъ, две объяри, цве камки, два атласа все разных цветовъ, 40 соболей в 50 рублей и 300 рублей денегъ. Иову – кубок двойчат в 7 гривенокъ, два бархата рытый и гладкий, две объяри камки и два атласа разноцветных и 40 соболей в 50 рублей. Иерофею – братина в 3 гривенки, объяри, камки, атласъ, 40 соболей в 20 рублей и деньгами 30 рублей. Арсению елассонскому такая же братина, объяри, камка, атлас, 40 соболей в 15 руб. и деньгами 20 р. Греческому архимандриту серебряный ковш в 3 гривенки, объярь, камка, атлас, соболей и денег одинаково с Арсением. Священникам Макарию и Акакию, архидиакону Леонтию, патриаршему племяннику Димитрию по камке доброй, по 40 куниц и по 10 рублей деньгами. Греческому певчему Пасхалию, старцу Феолипту, келарю Стефану по камке, по 40 куниц и по 7 рублей деньгами. Священнику митрополичьему Григорию, старцам Нектарию и Даниилу по камке и 5 рублей. От царицы Ирины обоим патриархам дары одинаковые – серебряный вызолоченный кубок в 6 гривенокъ, бархатъ, по две камки, объяри и атласа, 40 соболей на 60 рублей и по 100 рублей денегъ» (Син. рук. л. 120 – 121). Явка во дворце царских подарков и принос их на подворье описаны у Елассонского (Сафы стр. 54 – 57; Старчевск. стр. 375–376). 127 Син. рук. л. 121 об. и 122 об.; Солов. рук. 101. Приём у царицы подробно и искусно описан Елассонским (Сафа 59–70; Старч. 376–380); отсюда речи царицы Ирины и патриархов отпечатаны в Ж М. Н. Пр. (47–52), в «Снош. с Вост.» (214–220) и в сочинении Забелина «Быт р. царицъ» (358 – 363). Ответные дары патриарха Иова государю: образ Богоматери, обложенный чеканным золотом с яхонтами и жемчюгом; пелена из червчатого атласа с жемчугом; двойной золочённый кубок; бурский бархат из таусинного шёлка с серебряными и золотыми кругами; атлас венецианский из багрового и белого шёлка с золотом; три бурских камки из разных шелков червчатого, зелёного, лазоревого, таусинного и багрового с золотом; три камки адамашки червчатая, светлозелёная и жёлтая; 3 сорока соболей и 200 угорских золотых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Новости Митрополит Иларион рассказал о дружбе с худруком ансамбля Александрова Иерарх выразил соболезнования родным и близким всех погибших в авиакатастрофе над Черным морем 25.12.2016 14:31 Валерий Халилов. Фото: " Википедия " - ВООПК Москва, 25 декабря. Соболезнования родным и близким всех погибших в авиакатастрофе в Сочи выразил глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион, рассказавший также о своем личном знакомстве с художественным руководителем ансамбля Валерием Халиловым и главным хормейстером Константином Майоровым, сообщает РИА Новости . В воскресенье утром Минобороны РФ сообщило, что с радаров пропала отметка самолета Ту-154, который выполнял плановый перелет с аэродрома Адлера. По последним данным военного ведомства, на борту воздушного судна находились 92 человека — восемь членов экипажа и 84 пассажира. По уточненным данным военного ведомства, на борту воздушного судна находились в том числе 64 артиста ансамбля песни и пляски имени Александрова. " Глубоко потрясен и опечален известием о гибели самолета над Черным морем, унесшего жизни 92 человек. Выражаю искреннее и сердечное соболезнование " , — сказал митрополит. Он особо отметил, что среди погибших был генерал-лейтенант Валерий Халилов, с которым его " связывала долгая и теплая дружба " . Именно Халилов 9 лет назад дирижировал в Вашингтоне премьерой " Рождественской оратории " митрополита Илариона. " Трудно поверить, что этого высокоталантливого, доброго и жизнерадостного человека больше нет с нами. Вечная ему память! "  — сказал митрополит. Он вспомнил также одного из руководителей ансамбля Константина Майорова, который тоже был на этом борту. " На протяжении многих лет он пел в храме на Большой Ордынке, где я несу служение: пел и в будни, и в праздники, часто причащался " , — вспомнил глава ОВЦС. Митрополит Иларион выразил соболезнования его супруге и сыну — Александру Майорову, певчему и одному из регентов Московского синодального хора. Он также отметил, что на борту самолета была Елизавета Глинка, которую вся страна знала как " доктора Лизу " . " Да воздаст ей Господь за все то добро, которое она сделала столь многим людям " , — сказал митрополит.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Андрей - Андрею 27 мая 2021, 11:36 Андрей первый - Андрею второму26 мая 2021, 20:15 " Пусть свет миру несут те, кому такое служение посильно и каноническим образом благословлено. " Тезка, для того чтобы быть светом миру ни какого специального " канонического благословения " не нужно. Евангельские слова Христа " вы - свет мира " обращены ко всем Его последователям. Катерина 27 мая 2021, 11:16 Андрею первому - это сравнение с армией совершенно неуместно. Я помню как сейчас свой самый первый приход в храм на вторую в моей жизни Литургию. Опоздала ко второй в главном храме. Покупаю свечи , неловко спрашиваю свечницу, что я вот опоздала и ничего будет, если я пойду на службу? С каким же непередаваемым восхитительным выражением на лице она мне ответила " Ну что Вы! Ведь это такай БЛАГОДАТЬ! КОНЕЧНО, идите! " Пошла и все богослужение у меня непрерывно текли слезы, текли и текли, до сих пор удивляюсь, наверное как у блудного сына, который был " был мертв и ожил, пропадал и нашелся " . А теперь представим себе гипотетически, что на ее месте оказались бы Вы с Вашим формальным отношением к делу Виктор 26 мая 2021, 23:12 НН25 мая " Как известно, " Невольник -не богомольник " , поэтому даже с вашей нефиолетовостью не сможете ничего сделать " . НН, разве кто-то кого-то неволить предлагал? Речь шла лишь о том, чтобы тем, кто считает себя бывалыми " воцерковленными " , не оказаться соблазном для новоначальных. Вы и это считаете излишним миндальничанием? Дескать, если кого-то что-то в церковной жизни смущает, то это его проблемы. " Ушел из Церкви? Его проблемы. Значит так Богу угодно " . Страшно подумать что было бы, если бы так апостолы рассуждали Андрей первый - Андрею второму 26 мая 2021, 20:15 Между несогласием и враждой действительно имеется некоторое отличие. Однако, на самом деле речь более идёт о том, что во всём следует соблюдать разумную меру. Пусть свет миру несут те, кому такое служение посильно и каноническим образом благословлено. Просто из-за того, что вычислить по взгляду доминирующую в голове собеседника партию тараканов и сообщить действительно необходимую на данном этапе информацию причём в правильной тональности, тут как минимум специальная подготовка нужна да опыт. Так что обыкновенному прихожанину, уборщице, певчему и даже служителю за церковным ящиком довольно заботы о собственном спасении. Как говорят в армии: на службу не напрашивайся, но и от службы не бегай.

http://pravoslavie.ru/139376.html

Ульяна Меньшикова. Фото: Ефим Эрихман Для меня странно, что труд хорошего певчего стоит дешевле труда маникюрши, при всем моем уважении к любой профессии. Но временные затраты на обучение одного хорошего музыканта от 10 лет, а хорошего мастера маникюра – несколько месяцев. Согласитесь, разница существенная. В общем, благодаря этому мы имеем, что имеем. В том числе непонятное для меня массовое стремление «а давайте как в Византии». Во-первых, никто не слышал, что там было в Византии на самом деле: музыкальный материал той эпохи, по которой так страдают православные сердца – не сохранился. Более того, находящаяся долгое время под османами Византия вся пропиталась и вплела в свою культуру, в том числе и музыкальную, много того, что ей было несвойственно изначально, а для нас это сейчас – эталон. Ну смешно же. Почему мы «возрождаем» без конца какие-то чужие традиции, когда у нас на Руси школа придворных певчих дьяков была создана чуть ли не с первого года принятия христианства на Руси, и всегда были серьезнейшие музыкальные заведения, готовящие с детства церковных певцов? Это была профессия. Самых талантливых, кстати, отправляли на обучение в Италию, постигать секреты музыкального мастерства, откуда они возвращались уже известными композиторами и уже сами преподавали, руководили хорами. Сейчас, если иконописец – еще пока профессия, то церковный певчий – это уже не профессия, к сожалению. Потому людей талантливых, образованных все меньше и меньше. А те профессионалы, что остаются – настоящие патриоты, посвятившие себя церковной музыке. Ведь люди, работая годами, почти никогда не оформлены официально в храмах, они не получают отпускных, больничных, декретных. Странное положение, конечно. – Но разве плохо, что у нас в храмах можно услышать в том числе и византийское пение? – Не плохо, мы будем петь и греческий распев, и болгарский, и сербский. Потому что это все уже вплетено в ткань музыкальной культуры. Но нам надо все-таки любить свою музыку, тот колоссальный багаж, который не хочется терять.

http://pravmir.ru/pet-ne-umeyut-no-hotya...

И по его государеву, мудрому и благочестивому, рассмотрению бысть тишина и радость, и благочиние велие, яко и всем ту бывши дивитися и воссылать славу превеликому, в Троице славивому Богу и хвалити, и удивлятися о премудром его царского величества разуме и благочинии» 113 . Те же самые большие стихи и драгие вещи, нередко исполняли при дворе государевы певчие дьяки и после славленья. В 1661 г. дек. 30 дня у Царя Алексея Михайловна в передней Каменной, т. е. Теремной, в 2 часа ночи, славили Христа вспеваки и после славленья пели ирмосы и псальмы с партеса 114 . Певчие дьяки очень хорошо понимали всю силу и значение домашнего духовного пения, и своими музыкальными познаниями много содействовали к распространению его в современном обществе. Около 1680 г., как писали современники, «мнози во всех странах Малой, Белой, Черной и Червонной России, паче же в Велицей России, в самом царствующем и богоспасаемом граде Москве, возлюбльше сладкое и согласное пение польской псалтири, стиховно преложенные, обыкоша тыя псалмы пети, речей убо или мало, или ничто же знающе, и точию о сладости пения увеселяющеся духовно». Симеон Полоцкий , в благоразумной ревности об исправлении такого важного недостатка, решился перевести и перевел «псалмы славянские на различные стихов роды, не дабы тако (псалтыри) в церкви чтение быти по еже в домах часто ю читать или сладкими гласы воспевати». Различие в стихах переведенной псалтири оказалось такого свойства, что только некоторые псалмы могли быть петь тем же напевом, какой находился над ними в польской стихотворной псалтири. «Не всякого убо псалма польского пению, того же числа славянский подложением знамений (нот) может соответствовать, писал Полоцкий 115 , яко не вся тем же преведох родом стиховным, ово за трудность провождения, ово яко не всех ми псалмов польских гласы суть известны. Обаче во иных псалмах по тому роду приведенных, мощно есть желаемое подложити пение». Таким образом, к стихотворной псалтири Полоцкого надлежало приладить напевы или прежние польские, или свои, новые. Этот труд совершен был государевым певчим дьяком Василем Титовым, чрез композицию, сиречь чрез творение 116 . Нотная стихотворная псалтирь Полоцкого находилась в свое время в большем употреблении между государевыми певчими дьяками. Без преувеличивая можно сказать, что не было тогда почти ни одного певчего, который бы не имел своего собственного экземпляра стихотворной псалтири. Нотная стихотворная псалтирь, принадлежавшая государеву певчему дьяку Андрею Васильевичу Нижегородцу сохраняется и доселе между памятниками нотного искусства XVII века 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Как среди монахов далеко не все достигают вершин созерцания, но все доподлинно знают о существовании этих вершин, так и среди людей мира далеко не каждый призван принять постриг, но каждый должен сознавать, что истинное созерцание достигается только путем монашеской жизни. Пока подобное сознание живо в обществе, богослужебному пению гарантировано полноценное существование. Богослужебное пение перестает быть аскетической дисциплиной и превращается в музыку не потому, что монашеская жизнь полностью пресекается, но потому, что монашество перестает быть ориентиром и идеалом для мира. Отдельные монахи могут достигать высочайших вершин созерцания и совершать небывалые аскетические подвиги, но ни эти созерцания, ни эти подвиги уже не найдут отклика в мире, не превратятся в благодатный творческий импульс, одухотворяющий мир. То, что идеал монашества перестает быть живым идеалом общества, означает, в конечном счете, что общество или мир теряют реальную связь с аскетическим опытом и что для людей данного общества евангельское откровение теряет аскетическое опытное подтверждение, превращаясь в художественное переживание. Общество, утратившее связь с живым аскетическим опытом, уже более не может воспринимать и воспроизводить богослужебное пение как аскетическую дисциплину, в результате чего богослужебное пение, превращаясь в художественную деятельность, перестает быть богослужебным пением и становится музыкой. В социальном плане это превращение выражается в том, что монах теряет ведущее положение в богослужебном пении, уступая свое место певчему мирянину, не имеющему реальной связи с аскетическим подвигом и подменяющему этот опыт художественным переживанием. Таким образом, когда выше говорилось о третьем типе сознания «человека, облеченного во Христа», то допускалась некоторая условная обобщенность. Теперь следует разделить этот тип сознания на два самостоятельных типа – на монашеский тип сознания и на мирской тип сознания, или тип сознания мирянина. Именно при переходе от монашеского типа сознания к мирскому типу сознания происходит демонтаж богослужебной певческой системы и превращение богослужебного пения в музыку.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kultura-...

Расшифровка крюкового знамени, предпринимаемая современными исследователями, есть не что иное, как попытка насильственного вторжения в область иконосферы, опираясь на одно лишь писание в обход предания. Сама идея расшифровки есть, по сути дела, ложная идея, ибо она заставляет полагать, что вся необходимая для процесса пения информация заключается в нотации, тогда как на самом деле основная часть этой информации должна быть известна певчему до соприкосновения его с нотацией, и, стало быть, эта основная информационная часть находится вне нотации. То, чем должен обладать певчий до соприкосновения с нотацией, можно определить как причастность его к мелодическим архетипам, которые постоянно содержатся в сознании певчего и которые реализуются в виде физически звучащих мелодий в процессе пения. Певчий не вычитывает мелодическую информацию извне, но износит ее из себя, внутреннее же обладание этой информацией обеспечивается пребыванием певчего в силовом поле иконосферы, частью которой и являются мелодические архетипы. Схожая ситуация имеет место в фольклоре, ибо фольклорное исполнение представляет собой воспроизведение известных мелодических архетипов носителями этих арахетипов. Однако между фольклором и богослужебным пением есть существенная разница. Фольклор представляет собой статическую систему мелодических архетипов, в то время как в богослужебном пении мелодические архетипы образуют динамическую систему. Статической системой мы будем называть такую систему, элементы которой расположены в определенной неизменной последовательности. В динамической же системе элементы не связаны обязательной неизменной последовательностью и могут образовывать различные комбинации. Статичность фольклорной системы мелодических архетипов можно обнаружить в неукоснительности последования куплетов в песне, в неукоснительности последования песен в свадебном обряде или же в неукоснительности последования самих обрядов, связанных с пахотой, сеянием, косьбой, жатвой и т.д. Динамичность системы мелодических архетипов богослужебного пения проявляется в постоянной смене комбинаций песнопений в богослужении, возникающей в результате взаимодействия различных богослужебных кругов.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kultura-...

Платон снова подумал о переселении в православную Молдавию. Его удерживали только с одной стороны страх перед польскими разъездами, с другой отсутствие опытного проводника. В это время тот монах, который давал советы Платону (имя ему было Мартирий), вместе с другим монахом, бывшим певчим Киевского митрополита, согласились идти в Киев и поступить в Киево-Печерскую лавру. Платон решил примкнуть к ним. Помолившись Богу, странники отправились в путь. Был уже декабрь. Выпал очень глубокий снег, стояли сильные морозы, от которых особенно страдал Платон, не имевший теплой одежды. Кое-как добрались они до города Василькова и здесь были задержаны польскими властями, отпустившими их только через шесть недель, когда было получено разрешение пропустить их через границу. В скором времени они благополучно достигли Киева. Глава 3. Пребывание в Киево-Печерской Лавре. Повесть о том, что было с матерью Платона по уходе сына из Полтавы. Замечательные Лаврские подвижники. Предсказание одного из них об уходе Платона из Лавры. Неожиданное исполнение этого предсказания По прибытии в Лавру наши странники подали прошение архимандриту Лавры Тимофею Щербацкому о принятии их в число братии. Спустя немного времени, их позвали в правление и, обстоятельно расспросив, приняли в братство. Мартирия определили помощником эконома, его товарищу певчему велели петь на правом клиросе, Платону же назначили особое послушание. Оказалось, что архимандрит Лавры Тимофей Щербацкий и покойный отец Платона были товарищами по Киевской братской школе. Между ними была такая тесная дружба, что они дали друг другу клятву сохранить взаимную любовь и верность до последнего вздоха. Узнав в Платоне сына своего покойного друга, архимандрит Тимофей почел долгом перенести на него свою любовь к его покойному отцу. Чтобы навсегда удержать Платона в Лавре, затруднить ему переход в другую обитель, архимандрит назначил ему такое послушание, которое можно встретить только в очень немногих монастырях: он определил его к иеромонаху Макарию учиться гравировать на меди иконы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Другим источником денежных доходов для патриарших певчих дьяков и поддьяков служило пение в храмах, куда по особому случаю приглашали самого Патриарха на служение. Певчие дьяки и поддьяки получали при этом за свое пение особые деньги. Это – деньги, так называемые, служебные. За отправление каждой панихиды по представившихся государях царях, царицах и всей высочайшей их фамилии из дворцовой канцелярии постоянно выдавалось патриаршим певчим по 1 руб. 80 коп. 13 Плата от других мест и лиц за пение патриархи дьяков и поддяьков была условна и зависела более всего от щедрости производившего ее. Впрочем, при совершении погребения производилась певцам определенная плата. Эта плата имела три статьи и различия. Она была или большая, когда деньги за пение выдавались по большей статье, или средняя, когда деньги за пение платились по средней статье, или малая, когда деньги за пение выдавались по меньшей статье. При плате по большей статье следовало давать каждому певчему дьяку большей станицы, два рубля, а другой станицы – полтора рубля; поддьякам большей станицы один рубль, второй станицы девяносто копеек, третьей – восемьдесят копеек, четвертой – семьдесят копеек, пятой – шестьдесят копеек, шестой – пятьдесят копеек, и двум станицам новоприбыльным малым поддьякам десяти человекам по сорок копеек человеку. 14 Таким образом за пение патриарших певцов плата по большей статье, в общей сложности, простиралась до 44 р. Не приводим далее платы за пение по средней и малой статьям. Эти платы – несколько менее платы по большей статье. Следует однако же заметить, что вся совокупность служебных денег, получавшихся патриаршими певчими, должна представлять довольно значительную годовую цифру. Пошлинные деньги собирались патриаршими певчими дьяками и поддьяками из двух источников: с Московских приходских церквей и с ставленников. Сбор денег с приходских Московских церквей был, сравнительно, очень незначителен. На содержание патриарших певчих дьяков и поддяьков отделено было только для сорока Московских церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010