Архиерей в своей епархии заботится о хранении веры, христианской нравственности и благочестия; наблюдает за правильным отправлением богослужения; созывает Епархиальное собрание и Епархиальный совет и председательствует на них; «применяет право «вето» на решения Епархиального собрания с последующей передачей соответствующего вопроса на рассмотрение Священного Синода» (10, 18); утверждает гражданские уставы приходов, монастырей, подворий и иных канонических подразделений своей епархии; посещает приходы своей епархии и осуществляет контроль за их деятельностью непосредственно или через своих представителей; имеет начальственное наблюдение за епархиальными учреждениями и монастырями; за деятельностью епархиального клира; назначает настоятелей, приходских священников и всех вообще клириков; представляет на утверждение Синода кандидатуры ректоров духовных учебных заведений, настоятелей или настоятельниц и наместников епархиальных монастырей, утверждает состав Приходских собраний, внося в него при необходимости изменения, принимает решение о созыве Приходских собраний; утверждает кандидатуры председателей Приходских советов и Ревизионных комиссий; выводит из состава Приходских советов членов Приходских советов, нарушающих канонические нормы и уставы приходов; утверждает отчеты Приходских советов и доклады Ревизионных комиссий приходов; утверждает председателей Приходских советов и отстраняет их от должности «в случае нарушения ими канонических норм и устава прихода» (10, 18); утверждает протоколы Приходских собраний; предоставляет отпуска клирикам; заботится о духовном и нравственном состоянии духовенства и о повышении его образовательного уровня; имеет попечение о подготовке клириков, для чего направляет достойных кандидатов в духовные школы; наблюдает за состоянием церковной проповеди ; ходатайствует перед патриархом о награждении достойных клириков и мирян патриаршими наградами и в установленном порядке сам награждает таковых; благословляет учреждение новых приходов, дает благословение на постройку и ремонт храмов, молитвенных домов и часовен и заботится о соответствии их внешнего вида и внутреннего убранства православной традиции; освящает храмы; несет попечение о состоянии церковного пения, иконописи и прикладных церковных искусств; ходатайствует перед органами государственной власти о возврате епархии храмов и иных сооружений, предназначенных для церковных целей; решает вопросы, связанные с имуществом епархии; распоряжается ее финансовыми средствами; осуществляет контроль за деятельностью приходов, монастырей, учебных заведений и других учреждений епархии; издает исполнительно-распорядительные акты по всем вопросам епархиальной жизни и деятельности, заботится о делах милосердия и благотворительности; об обеспечении приходов всем необходимым для совершения богослужения и об удовлетворении прочих церковных нужд.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Быв поставлен в митрополиты, Роман, подобно Феодориту, изъявил свои притязания на Киев, как на столицу своей отдельной митрополии: по этой причине между двумя митрополитами русскими, находившимися в Константинополе, завязалась продолжительная борьба 312 . Определением собора патриаршего, постановленным по поводу притязаний Феодорита, по-видимому, уже решено было дело. Т. е. решено было, чтобы Киев оставался за митрополитом владимирским или всея России, как его старший стол. Но борьба двух русских митрополитов представляла такую привлекательную перспективу наживы для императорских и патриарших чиновников, что они не могли не дать ей полного хода, а с другой стороны, может быть, и то, что великий князь литовский требовал нового пересмотра дела. Борьба, действительно, так дорого обошлась обоим тяжущимся, что у них не хватило денег, и они прислали послов на Русь, – оба к одному и тому же епископу тверскому Феодору, чтобы произведён был сбор с духовенства, и притом, нужно думать, сбор усиленный, потому что, как говорит наша летопись, следствием этого прихода послов «бысть священническому чину тяжесть велия везде» 313 . Алексий обращался к тверскому епископу, как епископу своей митрополии, хотя и не совсем понятно, что обращался именно к нему, а не к какому-либо другому 314 . Что касается до Романа, то он, как должно думать, обращался к епископу тверскому вследствие своих особых отношений к тверским князьям. Эти князья, заклятые враги Москвы, были союзниками и родственниками Ольгерда литовского 315 , кандидатом которого был Роман; кроме того есть указания, что он сам был родственником князей тверских 316 , и, следовательно, нужно думать, что он был рекомендован Ольгерду как кандидат в митрополиты именно этими князьями. Так, он – Роман мог рассчитывать, что князья тверские заставят своего епископа, отторгнувшись от власти митрополита владимирского и всея России, признать власть его – митрополита литовского, а во всяком случай мог рассчитывать, что князья заставят епископа послать деньги к нему, а не к Алексию.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Проектом Аркуш заинтересовался и подробно обсуждал его с Парийским, отстаивая самостоятельность. Особенно обратил внимание на мои патриаршие полномочия и находил, что при таких условиях ни в каком случае нельзя не отвечать… Он сам писал (по-видимому, об этом) Феофилу вчера. Сейчас снова звонил и интересовался моим письмом к Феофилу от 30 июля. Находит (как и все другие), что я держу себя выдержанно, не отвечая на инсинуации Леонтия, что я «скромный, умный и ясный» и «совсем не то, что арх[иепископ] Алексий» (его слова в письме к Феофилу). В результате, сегодня вечером посылаю Патриарху телеграмму: «Феофил сказывается больным. Он поручил Митрополичьему Совету вести переговоры. Заменил председателя совета Леонтия Антонием. Сегодня, 5 августа, мы имели частные переговоры Аркушем. Есть надежда успешного завершения, но Вениамин и Адам неприемлемы, надо дать им места. М.Г.». Послали и другую телеграмму «2 августа Леонтий выступил против нас в печати». А для разъяснения Л.Н-ч написал Д.А.Астапову: «Ваш сундук показался Леонтию таинственным и попал в печать. Парийский». 6 августа. Среда. 10 ч. утра Я просил сегодня Л.Н-ча, пересылая Аркушу копию моего письма М[итрополиту] Феофилу от 30 июля, приписать от себя ему доверительно, что я не считаю удобным для достоинства Патриархии надолго оставаться в неопределенном положении и потому намерен, если в недельный срок положение не выяснится, обратиться с посланием непосредственно к тем приходам и духовенству (186 голосов), которые на Кливлендском соборе высказали желание единения с Матерью-Церковью, и приглашу их в определенный пункт на собрание для сообщения им автономии, какую согласен дать Св. Патриарх американской части Русской Православной Церкви для единения с нею. 8 августа. Пятница Вчера утром был баптист В.А.Малов с предложением отпечатать и прислать нам Библии с тем, чтобы½ миллиона штук мы взяли себе, а ½ миллиона передали протестантам. От последнего уклонились, первое предоставили его доброй воле прислать на адрес Патриарха […].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Очень хорошо помню – митрополит Никодим стоит с правой стороны, как обычно старший правящий архиерей, а гость стоит с левой стороны, благословляет. И владыка Никодим наблюдает, как кого благословляет митрополит Иосиф. Все это проходит быстро, потому что ребят много, все подходят, выстроилась очередь, я тоже стою за благословением, впереди меня еще человек десять… Но замечаю, что владыка Иосиф студентов благословляет, а сам на меня почему-то пристально смотрит. Я растерялся, думаю: «Что такое?» Очередь моя приближается, вот я уже четвертый, вот уже третий… «Ну почему он на меня так смотрит?» Вот уже я подошел, Владыка меня благословил, и вдруг за руку схватил: «Ах, вот ты како-о-о-й!» – воскликнул. Я ничего понять не могу. Митрополит Никодим справа стоит, смеется – он уже многое слышал всяких притчей и всяких сказаний от митрополита Иосифа. Подержал меня за руку, посмотрел, погладил по голове и всё. Больше не сказал ничего, и я отошел в недоумении, потому что сзади студенты напирают. Это была моя единственная встреча с митрополитом Иосифом лицом к лицу, которая очень ярко запомнилась мне. Я не мог забыть слов Владыки и все думал: «Почему он так сказал? И почему брату моему сказал: «Оставайся! Здесь тебе будет очень интересно»«? После окончания в 1971 году Духовной Академии четыре года я прослужил в Японии на Патриаршем подворье в сане архимандрита. В 1975 году меня хиротонисали во епископа Уфимского и Стерлитамакского. Я прослужил на кафедре всего один год и в 1976 году меня назначили управляющим Патриаршими приходами в Канаде и США. Из Америки вернулся, и в 1983 году меня совершенно неожиданно назначили в Алма-Ату, епископом Алма-Атинским и Казахстанским. Тогда слова митрополита Иосифа сразу стали понятны и мне, и моему брату: я – Архипастырь Казахстанский, он, если бы остался, стал бы моим первым помощником. Я приехал в Алма-Ату, меня встретили, все прекрасно. Но оказалось, что и здесь все мое служение митрополитом Иосифом было предсказано. Узнал я об этом случайно.

http://pravoslavie.ru/38977.html

Дмитрий Анохин 12 ноября 2019 г. 16:59 7 ноября в Яффе (Тель-Авив) состоялись торжества, посвященные 150-летию Подворья Русской Духовной Миссии, на которые собрались сотни православных христиан из Тель-Авива, окрестных городов, многочисленные паломники. Божественную литургию возглавил Патриарший экзарх в Западной Европе, митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний.  Алексей Реутский 7 ноября 2019 г. 18:20 Вчера, 6 ноября, в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) открылись одноименные научная конференция и историко-документальная конференция «Казачество в годы Гражданской войны. Исход», посвященные 100-летию с начала политики расказачивания и первой эвакуации отступавших белых частей из Новороссийска. Аудитория услышала приветствия представителей федеральных органов власти, потомков казаков-эмигрантов, казаков реестровых формирований и общественных объединений различных российских регионов. На пленарном заседании прозвучали доклады отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся на теме истории казачества, в том числе из РГАСПИ, Донского государственного технического университета, Кубанского государственного университета, МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первого казачьего университета), Дома Русского зарубежья им. А.И. Солженицына, Московской духовной академии. Дмитрий Анохин 7 ноября 2019 г. 17:59 В бразильском городе Кампина-дас-Миссоес в штате Риу-Гранди-ду-Сул торжественно отметили 110 лет со времени прибытия первых русских переселенцев на Южноамериканский континент и 107-летия со дня создания русского прихода. 29 октября 2019 г. 15:09 8 октября 2019 года архимандриту Кириллу (Павлову), одному из самых почитаемых пастырей наших дней, исполнилось бы 100 лет. К этой памятной дате в октябрьском номере «Журнала Московской Патриархии» 2019) выйдет статья, где о старце вспоминает один из его духовных чад и насельников Троице-Сергиевой Лавры иеромонах Пафнутий (Фокин).   8 октября 2019 г. 10:00 Вчера, 1 октября, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя общественности представили книжную новинку Издательства Московской Патриархии «Казачество: Отечество, вера, служение» из серии «Слово Святейшего Патриарха». Она представляет собой богато иллюстрированные и талантливо скомпонованные воедино отрывки из первосвятительских обращений к казакам во время различных мероприятий в Донском ставропигиальном монастыре, на Съезде казачьих духовников в 2013 году, на встрече с атаманами казачьих войск в Донском Старочеркасской мужском монастыре и на V Всемирном конгрессе казаков в 2015 году, а также некоторых других праздников и официальных общецерковных событий.

http://e-vestnik.ru/news/page/7/

В таком виде казенный приказ существовал до 1738 года, когда, вместе с дворцовым приказом, перешел он в ведение светского правительства 310 . Дворцовый приказ. В первом докладе государю св. синод от 14-го февраля 1721 года, между прочим, писал: „Патриарши, архиерейския и монастырския вотчины, сборами и правлением которыя ведомы были в монастырском приказе, в одной духовной коллегии ведать ли, того ради, что оныя от гражданских управителей пришли в скудость и пустоту, а духовная коллегия присягою обязалася, как в верности, так и во искании интереса царскаго величества против прочих коллегий не меньше, а в регламенте духовном доложено, что такое правление надлежать будет до духовной коллегии“ 311 . На основании высочайшего указа бывшие патриаршие вотчины, а также и дворцовый приказ, заведовавший ими, перешли в непосредственное ведение св. синода. Управление дворцовым приказом было поручено сначала полковнику Плещееву, потом Ершову, а в 1723 году он снова был подчищен монастырскому приказу. В определении синодальном, между прочим, говорилось: „синодальному дворцовому приказу в ведомстве быть онаго монастырскаго приказа по прежнему; а что тот приказ от ведомства монастырского приказа синодальным приговором был отрешен, и то учинено было того ради, понеже бывший судья Ершов приличился во взятье из ведомства того дворцоваго приказа некоторых припасов; а в синодальном же казенном приказе о сбираемых доходах и о платеже в Рентереи во оной монастырской приказ репортовать того казеннаго приказа управителем“ 312 . С этого времени дворцовый приказ остается в ведении монастырского приказа 313 . С преобразованием этого последнего в камер-контору дворцовый приказ находился в ведении этого нового установления 314 . Что касается состава дворцового приказа, то во-первых, находился в нем дворецкий. Эту должность, когда он перешел в ведение св. синода, занимал Владыкин 315 . В 1724 году св. синод предписал счесть дворцовый приказ 1720–1724 г. Илье Никифорову, асессору монастырского приказа, а Владыкина от должности отрешить для того, что „счету ему в приходах и расходах не было, а доношениями того приказу цодъячего Могужова, по которым во учрежденной от вышняго суда канторе следуется, показано на него не малое подозрение“. Далее: „отныне ведать оной дворцовый приказ особливому управителю, кого монастырскому приказу судья господин Чичерин достовернаго и к такому правлению удобнаго человека усмотрит, которому принять у него Владыкина оной приказ с надлежащею описью порядочно“ 316 . Заведывать монастырским приказом был назначен Илья Никифоров 317 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Митрополит Волоколамский Иларион: Надеюсь, что позитивная тенденция, которая наметилась в отношениях с Римско-Католической Церковью при прежнем понтифике, получит продолжение и при Папе Франциске 19 марта 2013 г. 13:37 Председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы Сергея Брилева, ведущего информационно-аналитической программы «Вести в субботу», которая вышла в эфир телеканала «Россия 1» 16 марта 2013 года. — В новостях сейчас периодически упоминаются вместе родной для нового понтифика Буэнос-Айрес и подмосковный Наро-Фоминск. Почему? — Это связано с тем, что архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан , который несет свое служение в Америке, встречался с Папой, когда тот еще был аргентинским кардиналом. Управляющий Патриаршими приходами в США архиепископ Юстиниан в настоящее время также временно управляет Аргентинской и Южноамериканской епархией Русской Православной Церкви. В ходе поездок в Южную Америку у него были встречи с кардиналом Бергольо, который теперь избран главой Римско-Католической Церкви. — Следует ли из этого, что были минимальные личные контакты между иерархами Русской Православной Церкви и новоизбранным Папой? — Еще одним иерархом, который часто встречался с нынешним Папой, был митрополит Феодосийский и Керченский Платон , ранее возглавлявший Аргентинскую и Южно-Американскую епархию. В те времена Папа, будучи аргентинским кардиналом, два или три раза в год посещал наш приход в Буэнос-Айресе, присутствовал на Рождественской, Пасхальной службах и на праздничных трапезах; он проявлял большой интерес к Православию. — На каком языке Вы собираетесь общаться с новым Папой? Он же типичный латиноамериканский священник, который говорит на родном испанском языке, но знает и итальянский. — Сейчас этот вопрос выясняется: либо мы будем говорить с помощью русско-испанского переводчика, либо будет предложен еще какой-то вариант. Но я не сомневаюсь в том, что мы сумеем найти общий язык. У председателей Отдела внешних церковных связей традиционно был тесный контакт с предыдущими понтификами. Мы доносили до них напрямую наши озабоченности, говорили о том, что нас беспокоит в православно-католических взаимоотношениях. С Бенедиктом XVI я встречался и имел продолжительную беседу, во время которой имел возможность озвучить все, что нас беспокоит, и получить ясные и убедительные ответы. Мой предшественник на посту председателя ОВЦС, а ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси, встречался с Бенедиктом XVI после его интронизации, а до того — с Иоанном Павлом II. Они обсуждали очень существенные и болезненные для наших взаимоотношений темы. Например, ситуацию на Западной Украине.

http://patriarchia.ru/db/text/2857096.ht...

В Сан-Франциско начались праздничные мероприятия, посвященные 200-летию Форта-Росс 27 июля 2012 г. 14:25 25 июля 2012 года в Русском культурном центре в Сан-Франциско состоялось торжественное открытие праздничных мероприятий в честь 200-летия Форта-Росс. Перед началом официальной части гости имели возможность ознакомиться с выставкой художественных работ учащихся Вологодской и Иркутской художественных школ, представленных президентом детско-молодежного краеведческого клуба «Иркутск — Форт-Росс», доцентом кафедры истории России Иркутского государственного университета В.П. Шахеровым. Иркутской делегацией в дар архиепископу Наро-Фоминскому Юстиниану , управляющему Патриаршими приходами в США , были переданы две картины. Участникам торжеств была представлена экспозиция фоторабот красноярской делегации, которую возглавляет заместитель мэра г. Красноярска В.В. Шевченко. Официальную часть праздничной программы открыл владыка Юстиниан, который передал присутствующим благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В своем приветствии владыка, в частности, сказал: «200-летие со дня основания первого русского поселения в Калифорнии всколыхнет в нас массу самых разных чувств и воспоминаний. Но, уверен, прежде всего мы будем испытывать гордость за нашу Родину и ее людей, которые оставили добрую память о своем присутствии на Американском континенте. Это даст нам благой повод напомнить самим себе и нашим соотечественникам о славной истории освоения этих земель. Мы должны понимать, что после трагических событий 1917 года наша история была оболгана и ущербна — как не хотелось тогда признавать успехи Российской империи в деле просвещения народов Америки и мирной колонизации этих земель! Пришло время рассказать об этом, а еще — что, наверное, самое главное — напомнить ныне живущим в Америке русским людям, что они здесь не чужаки. Вы все, прибывшие сюда в разное время и по различным обстоятельствам, наследники Форта-Росс, потомки тех, кто осваивал эту землю, просвещал ее коренное население, кто первым проповедовал здесь Православие. Вот отчего мы, с благодарностью Господу вспоминая славные страницы нашей истории, ныне должны объединиться в любви к Богу, Русской Православной Церкви и Отечеству для мирного труда и продолжения славных дел наших предков в Америке». Собравшихся также приветствовали Генеральный консул России в Сан-Франциско Владимир Винокуров, представитель Россотрудничества в США Юрий Зайцев, заместитель мэра Красноярска Виктор Шевченко, президент детско-молодежной организации «Краеведческий клуб «Иркутск — Форт-Росс»» Вадим Шахеров, президент Конгресса русских в США Наталья Сабельник и член организационного комитета по подготовке 200-летия Форта-Росс Зоя Градова.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

В письме к восточным иерархам он говорить, что апостольский престол ни как не может признать Фотия патриархом и призывает возвратиться к Игнатию, при чем, самоуверенно поставляет на вид, что право суда над всеми церквами принадлежит римскому иерарху, который сам не судится ни кем, кроме верховного судьи, Христа. Это послание свое папа велит обнародовать по всем восточным церквами и приходам. В письме к императору осторожный папа не смеет высказывать своего суда над двумя совместниками – патриархами в таком решительном тоне, с каким обращался в предшедшем письме предержащим духовным чинам, а только говорит, что до нового расследования и уяснения дела он не согласится на признание Фотия и отвержение Игнатия, причем уверяет, что послы его самовольно преступили данные им полномочия, по которыми они должны были только собрать сведения, а не участвовать, вместе с прочими членами собрания, в решении дела, которое окончательно предоставляет суду римской церкви, как первенствующей и главенствующей над всеми церквами. Резче отвечает папа на разумное послание Фотия, не удостоив его в заглавии ответа наименования патриархом, а титулуя его просто ученейшим человеком Nicolaus servus servorum Dei prudentissimo viro Pliotio 11 ‘). Такими титулом папа явно дает знать, что за Фотием не признает он никакого церковного достоинства, а сознает в нем только преимущество умственного развита. Основанием же к такому отрицанию выставляет то, что возведение его на патриарший престол противно принимаемым римскою церковью, главой и повелительницей всех церквей, постановлениям, которые, как уставы властвующей церкви, непременно должны быть свято соблюдаемы всеми, хотя бы они и не согласны были с местными обычаями и порядками. Если кто знает их, но не соблюдает, таковый за подобную дерзость должен быть подвергнуть строгому законному взысканию. Если же кто отзывается незнанием, то такой выказывает тем только предосудительную и не терпимую нерадивость в церковном деле. Этой дилеммой папа воображал оправдать осуждение prudentissimi Photii.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Владыка Ювеналий сообщил, что за богослужениями намерен использовать сохранившийся у него предностной крест покойного митрополита Ленинградского Никодима. Владыка Никодим (Ротов) стал митрополитом Ленинградским и Ладожским 9 октября 1963 года, а в 1969-м был назначен представителем от Московского Патриархата в Межправославную Подготовительную комиссию Святого Всеправославного Собора и утвержден председателем Комиссии Св. Синода по вопросам христианского единства. С 1970-го года митрополит Никодим временно управлял Патриаршими приходами Северной и Южной Америки, а 17 июня 1971 года указом Патриарха Пимена награжден правом служения с предносным крестом. Читайте также: Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени Лучше гореть, чем тлеть. Памяти владыки Никодима (Ротова) Правда о «советских» митрополитах. Часть вторая. Митрополит Никодим Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/v-ushedshem-godu-mitro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010