д)      в Васильевской литургии: «Помяни, Господи, всех, иже во власти суть, возглаголи в сердца их благая о Церкви Твоей святей и о всех людях Твоих, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте; благая во благости соблюди, лукавы благи сотвори благостию Твоею. Помяни, Господи, предстоящие люди» и т. д. По этой формуле творю я поминовение предержащих властей, и доныне она вполне соответствует помяннику, помещенному в Псалтири и Учебном Часослове и отражает искреннее церковное отношение и к Божиему, и к кесареву. Искренность же и совершенное устранение всякого лукавства и недоговоренности в деле церковном обусловливают самое бытие истинной Церкви. Поэтому честно и открыто исповедовать свое понимание современного положения церковного – долг каждого ищущего поставления в священную степень. Но едва ли можно надеяться, чтобы подчиняющийся так называемому Временному Патриаршему Синоду архиерей согласился назначить на священническое место человека, отрицательно относящегося к совместной деятельности митрополита Сергия с так называемым Временным Патриаршим Синодом. При данных обстоятельствах для Казанского викария, не объявлявшего о разрыве общения с митрополитом Кириллом, хотя, по-видимому, подчиняющегося уже митрополиту Сергию и его Синоду (быть может, по искреннему неведению образа мыслей своего митрополита), было бы проявлением достаточной степени церковной терпимости, если бы он, в случае обращения к нему церковно-приходской общины, соблазняющейся церковными мероприятиями митрополита Сергия, признал законность желания этой общины быть в каноническом общении только со своим епархиальным архипастырем, митрополитом Кириллом, и согласился бы посвятить для нее во священники избранного и представленного самим приходом кандидата. Если бы со стороны прихожан такая просьба действительно поступила к одному из викариев казанских, то я готов был бы подкрепить ее в случае надобности своим обращением к участвующему в деле викарию, с письменным советом исполнить желание прихода, по надлежащем удостоверении в правоспособности представляемого кандидата к прохождению пастырского служения, не принимая во внимание его отношения к митрополиту Сергию и так называемому Временному Патриаршему Синоду.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К ним тут же с нарочитой демонстративностью примкнули известные своим радикальным протестантством и русофобским БЧБ-национализмом клирики Н.Гайдук (настоятель домового храма архиепископа Артемия), Ю.Глинский , Г.Мартышевский ( почти открытый католик ), всё те же Г.Рой, А.Яворец и В.Шафаренко со следующим ответом митрополиту Вениамину на его на увещевание: «Если мы хотим быть церковью для тех, кто еще “совок” застал [то есть, для “архаичного совкового быдла”], то да, нужно запрещать и не позволять, но если захочется быть церковью для всех, то нужно понимать, что люди разные будут и с “Магутны божа” в том числе». А также, добавим от себя, – с ЛГБТ-убеждениями и вожделениями, со свастиками и тевтонскими крестами, с прямыми и перевернутыми пентаграммами, с идеями «научного атеизма» и «показывания по ТВ последнего попа» и многими другими «творческими» произведениями «свободного» человеческого духа, которому – также, как и указанным священникам из единой либерально-революционной когорты, – очень претят всякие «запрещения и непозволения». Очевидно, что такие антихристианские взгляды, транслирующиеся пастве (и далее по цепочке – всему народу) не только в сети, но и с амвона, с кафедр и священнических седалищ, возникли отнюдь не в условиях «фальсификаций и насилия» – они лишь нашли себе почву в событиях многомятежного демократического политического строя. Впрочем, разумеется, клирик С.Лепин не мог удовлетвориться одним рядовым фрондированием и занялся традиционной вольной герменевтикой увещевательных слов Экзарха с гродненского амвона, тут же с радостью распространенной на миллионную аудиторию антихристианским ТИТ-баем : якобы это касалось только «текущих дел конкретного прихода», а «патриарший Экзарх не ставил своей целью озвучить программное заявление на всю страну», и «замечание владыки касалось исполнения этого гимна лишь в богослужебном контексте», а рекомендация не исполнять «Магутны божа» якобы тождественно «тому же принципу, по которому некогда апостол Павел отказался от употребления мяса, чтобы не соблазнять своего брата (см.: 1Кор.8:13)». Что не помешало ему тут же под текстом признаться, что для него «ох, нелегкая эта работа…» – очевидно, угадаем многоточие, – «…толковать слова…ота». И далее вместе со своими единомышленниками из революционного клира наброситься на исполняемый в монастыре и якобы «разделяющий христиан» антагонистический гимн «Боже, Царя храни» ( тому самому – из второй части ), наконец, поддержать известную клевету на выдающихся православных творцов А.С. Пушкина (в бабничестве, которое закончилось после обращения писателя к вере и покаянию) и композитора-литругиста П.И. Чайковского (аж в гомосексуализме , разумеется, мнимом), призванную «оправдать» православную рецепцию продукта нацистки Арсеньевой.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/17/magutn...

- Как вы относитесь к идее перевода богослужения на русский язык? - На мой взгляд, позиция приходов, пребывающих на чужбине, при обсуждении этого вопроса должна приниматься с пониманием, что мы находимся не в привычной с детства среде, а в необходимости выживания православного меньшинства среди инославного большинства. Наших прихожан языковые проблемы в меньшей степени беспокоят, чем это имеет место быть в России. Нужно понимать, что миграция - это всегда шок. Все усилия направлены на выживание, и поэтому не до рассуждения о языковых вопросах в богослужении. Здесь наши прихожане и на русском-то языке перестают говорить... В кафедральном Николаевском соборе Нью-Йорка практически вся служба совершается по-церковнославянски, таких еще три прихода. В других приходах для богослужения используется только английский или с некоторыми вкраплениями церковнославянского. - Дети в воскресных школах Патриарших приходов церковнославянский язык изучают? - Вы понимаете, это же дополнительный объем часов занятий, и времени родители и дети для этого не могут найти. Люди приезжают к службе издалека, едут полтора-два часа, а то и больше только в одну сторону. Поэтому в воскресных школах мы в состоянии дать нашим детям лишь очень поверхностное знакомство с церковнославянским языком. Я бы хотел подчеркнуть: не думайте, что на чужбине, в том числе в США, кто-то ждет вас с распростертыми объятиями. Я вижу, с каким напряжением работают люди, приехавшие в эмиграцию, и понимаю, что если бы они так же усердно работали у себя на родине, то не нужно было бы ехать никуда за границу. - Владыка, но это же не всегда зависит только от самих людей. Существуют объективные причины, например локальные конфликты, безработица... - Да. Есть ситуации, в которых иначе выжить трудно. Многие люди, например, приезжают в Соединенные Штаты из стран Средней Азии, из Прибалтики. Однако я вижу людскую волну, которая катится и из России. Ими движет желание более успешной самореализации, есть стремление приобщиться к жизни страны, создавшей себе имидж локомотива мировой политики и экономики. Порой видишь, что уровень жизни в Америке наших бывших соотечественников бывает крайне низок. Перебиваются с хлеба на квас, но не решаются покинуть США. Как же так: поехал в Штаты и не сумел там прижиться, не реализовал мечту о красивой благополучной жизни!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Arhiva A fost efectuat paaportizarea azilurilor pentru copii 2 februarie 2013 17:43 Говоря о поручениях Собора 2011 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл остановился на теме церковных приютов: «В соответствии с соборным постановлением при Патриархе была образована Комиссия по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях. Комиссией проведена паспортизация 60 расположенных в 34 епархиях России церковных детских приютов различных организационно-правовых форм. Считаю, что аналогичная работа должна быть проделана и в других странах, а в самоуправляемых Церквах — аналогичными структурами». «Промежуточные итоги паспортизации свидетельствуют о необходимости организовать обучение руководителей и сотрудников церковных приютов, обеспечив повышение их квалификации в административно-правовой, социально-педагогической и психолого-педагогической областях. Комиссией были разработаны Основные принципы деятельности церковных приютов Русской Православной Церкви. В настоящее время документ находится на рассмотрении Высшего Церковного Совета», — сообщил Предстоятель Русской Церкви участникам Архиерейского Собора 2013 года. Также Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что осенью 2011 года был образован Патриарший совет по вопросам семьи и защиты материнства, позднее переименованный в Патриаршую комиссию. К началу 2013 года разработаны предложения по организации церковной работы по поддержке семьи, предусматривающие создание структуры взаимопомощи многодетных семей на приходах, центров поддержки семьи в муниципальных районах и городских округах, регионального, то есть на уровне митрополии, или, там, где это возможно, епархиального центра поддержки семьи и сети, включающей пункт вещевой помощи, службу юридического консультирования, детский сад, структуры дополнительного образования детей, а также приют для беременных женщин и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, курсы подготовки к родам, детский сад для детей-инвалидов, школу приемных родителей. «Эти предложения нуждаются в более детальной проработке с учетом возможностей разных епархий», — подчеркнул Святейший Владыка. Информационная служба Архиерейского Собора  Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/2775040...

3) По тому ж генеральному 710 года расположению во архиерейская дома и в монастыри и ружныя церкви какая сумма положена из губерний повсегодных на церковные и архиерейские и монастырские потребы, расходов, и все ль по нынешней год исполнены, и что после того генерального расположения партикулярными из Правительствующего Сената и из Коллегии, и от генералов губернаторов, и от губернаторов, и от вице-губернаторов и от воевод указы возобновилось, расписав же о всем порознь с явностью ж. 4) За определением в губернии вышепомянутых же вотчин, коликое число дворов осталось в ведении Монастырского Приказа, и что с них повсегодных всяких сборов сбирается, и те сборы куда употреблены бывают, расписав же о всем с явностью. 5) С тех вотчин, которые остались в ведомстве в Монастырском Приказе, денежный и другие всякие повсегодные, и по особливым указам запросные сборы, сбирать в те ж места, где по ныне были оные ведомы. А именно, в Монастырской, в Дворцовый, в Казенной приказы, и без указу из Святейшего Правительствующего Синода, той казны ни на какие расходы не употреблять, а о приходах в Правительствующий Духовный Синод присылать месячные и третные и годовые обстоятельные ведомости. 6) В вышепомянутых трех приказах, коликое число надлежит быть обыкновенных приказных повсегодных расходов, а именно тех, о которых в Штатс-Контор-коллегию в ведомостях показано. 7) После 710 года, в которых губерниях архиереям и монастырям позволено владеть по-прежнему вотчинами, и с каким определением, и с которого где году, и именными ль указы, или партикулярными от главных командиров, расписав же о всем порознь. 8) В Патриарших же и в архиерейских, и в Монастырских, и в Церковных вотчинах, что где сеется десятинного хлеба, порознь четвертей, и по ужину, коликое число в умолоте в котором году было, также коликое ж число где сенных покосов в укосе бывает, и куда тот хлеб и сено употребляется, и с 710 году, что того хлеба было в умолоте, а сена в укосе, и куда тот хлеб и сено употреблены, и что ныне за расходы налицо, расписав о всем порознь повотчинно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Город разделяется по числу судебных участков на 40 сороков, во главе каждого стоит декан, или протоиерей. Над каждыми двенадцатью-пятнадцатью деканатами (сороками, кроме кремлевских, непосредственно подчиненных великому эксарху), по архидекану в сане епископа, из титулярные подмосковных. Городскими же заведует лично вице-герент. Город разделяется на 7 благотворительных участков, вверенных патриаршим диаконам и протонотариям, ведущим отчетность благотворительности и приходских книг, которые деканы и протодиаконы обязаны им представлять. Протонотарии имеют для этой цели при приходах особых нотариев из числа местного духовенства. Вот схема: Крутицкий (на правах викария патриаршего), Дмитровский и (на правах хорепископа) 4 епископа (из них один для старообрядцев) – 3; 7 протонотарий и 7 диаконий (из них первая кремлевская в счет не идет) – 6. Сорок сороков (из них кремлевский в счет не идет) – 39. Итого у каждого епископа по 2 диаконии, по 2 протонотария и по 12 сороков, кроме его собственного сорока, а на каждую диаконию по шести сороков. В каждом сороке приблизительно по десяти приходов. Московские монастыри имеют особое управление под начальством архиепископа радонежского. Ему же докладывают все генералы орденов, как префекту департамента монастырских деле. Его вице-герент епископ павловский. Два архимандрита из числа самих настоятелей назначаются благочинными монастырей. Один для городских, другой для уездных. (Губернские монастыри подчинены подобным же образом Радонежскому, причем для лавры и ставропигий имеется особый благочинный). Московский уезд управляется архиепископом Воскресенским на правах великого протосинкела. Его вице-герент епископ Серпуховской. У него совет: хорепископы, экзархи. Приблизительно в каждой волости по три, по четыре или более в стан, протоиереи деканы и протодиаконы благотворительных учреждений. Над несколькими деканами с правами протосинкела, или, вернее, с правами, присущими их сану, учреждаются по всем станам столичного уезда Москвы хорепископы в числе шести, по одному на стан. В некоторых селах неподчиненные хорепископу, а прямо великому протосинкелу, экзархи (которые в то же время и деканы).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

307–310) и распродан так быстро, что к декабрю 1619 г. не осталось ни одной книги. 124 Такое мнение высказано в «Истории русского раскола» м. Макария и до сих пор повторяется противораскольническими миссионерами (см. статью: «К глаголемым старообрядцам. Об исправлении книг при п. Никоне » вятского миссионера протоиерея В. Мышкина в Вятск. епарх. вед. 1889 г. 11 стр. 288) 125 Первый указал на значение записей в отношении к истории справщиков В. Г. Румянцев в своем сочинении «О зданиях печатного двора» стр. 32, пр. 67; тоже подтвердил и покойный профессор И. Мансветов в своей статье: «Как у вас правились церковные книги» (Твор. Св. Отец М. 1883 г. кн. 4, стр, 543). Благодаря этим указаниям, м. Макарий в «истории русской церкви» (т. ΧΙ, стр. 126) отказался от мнения, которое он проводил прежде «в истории раскола; но, не признавая Аввакума и Неронова справщиками, он не отказался от мысли о возможности влияния их на дела печатного двора. 127 Мысль эта раскрыта в сочинении Н. Ф. Каптерева «Никон и его противники» M. 1887 г. стр. 51–57. В подтверждение ее можем дополнить сведения об Аввакуме. Протопоп этот служил в городе Юрьеве-Повольском при входоиерусалимской церкви; как высшее лице среди приходского духовенства юрьевоповольской десятины, он заведовал выдачей венечных памятей и сбором венечных пошлин в патриаршую казну. В приходной книге патриаршего казенного приказа на 161 год, сохранившейся в московском главном архиве министерства юстиции (кн. 33 л. 602 об.–603), имеется интересная запись, разъясняющая и характер Аввакума и время прибытия его в Москву. Здесь в записях неокладных пошлин с юрьевоповольской десятины отмечено, что протопоп входоиерусалимской церкви Аввакум в 160 году представил в патриарший приказ собранные им деньги и «собрал с тех венечных знамен сверх указных пошлин 9 рублев 22 алтына 3 денги», тогда как число браков было меньше и пошлин должно быть собрано меньше. Для нас здесь важны годовые даты книги: книга на 161 год составлена уже при п. Никоне для записей прихода денежных сумм с 1 сентября 1652 года; но в нее вошли записи сумм, полученных в патриаршем приказе раньше этого времени, еще в 160 г., со времени избрания и поставления Никона на патриаршество; в числе этих сумм значатся и деньги, лично внесенные Аввакумом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

На 1 декабря этого года количество храмов и часовен города Москвы составило то есть на 6 больше, чем годом ранее. Число храмов, в которых не реже одного раза в неделю совершается богослужение, увеличилось на 11. Их стало 537. В условиях, когда многие из наших клириков скончались, а возможности совершения хиротоний сократились, впервые за многие годы численность московского духовенства уменьшилась и составила 1 817 человек, то есть на 9 меньше, чем год назад. Московское духовенство включает 32 архиерея, 1 378 священников и 407 диаконов. В 2020 году мною совершены 13 пресвитерских хиротоний и одна Число ставропигиальных обителей остается неизменным: 15 мужских монастырей и 18 женских, с 1 045 насельниками и 1 002 насельницами (включая послушников и послушниц). Напомню, что в 2010 году был создан Фонд поддержки строительства храмов Москвы. Таким образом можно сказать, что в этом году исполнилось 10 лет реализации программы строительства новых храмов в Москве, и поэтому можно подвести уже некий промежуточный итог. Итак, за это время возведены и уже действуют 63 храма. Это на 6 больше, чем в прошлом году. В 10 храмах завершены общестроительные работы. Строятся 35 храмов. На стадии разработки проектной документации находятся более 50 Другими словами, более 100 храмов из 200 запланированных у нас либо построены, либо строятся, либо заканчивается разработка соответствующих проектов. Благодарю за активное содействие в осуществлении данной программы московского градоначальника Сергея Семеновича Собянина, с которым я как правящий архиерей Москвы имел возможность неоднократно встречаться и созваниваться на протяжении всего этого года. Обзор деятельности Патриарха в 2020 году Значительная часть Патриарших трудов в уходящем году была связана с обстоятельствами, порожденными распространением вредоносного поветрия. 23 марта моим распоряжением была образована Рабочая группа по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции. На протяжении истекших месяцев я постоянно принимал участие в ее работе. Среди задач, стоявших перед Рабочей группой, были следующие: организация практических сторон жизни Церкви в условиях противоэпидемических ограничений, диалог со светскими властями относительно условий выхода из этих ограничений, оказание материальной помощи обителям и приходам, обеспечение пастырского окормления заболевших.

http://patriarchia.ru/db/text/5739902.ht...

Архив Пн Председатель Совета Федерации РФ В.И. Матвиенко поздравила Святейшего Патриарха Кирилла с юбилеем 20 ноября 2021 г. 13:15 В Патриарших покоях кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентиной Ивановной Матвиенко.  Спикер Совета Федерации сердечно поздравила Предстоятеля Русской Православной Церкви с 75-летием со дня рождения.  «Мы знакомы с Вами с ленинградских времен, и я всегда восхищалась и восхищаюсь Вашей мудростью, Вашей образованностью, Вашим умением говорить таким языком, который понятен всем, — сказала, в частности, В.И. Матвиенко. — Вы так много сделали за годы своего Патриаршего служения. Я уже не говорю о сотнях храмов, новых епархиях, новых приходах — двести храмов Вы лично освятили; но главное, благодаря Вам Россия стала по-настоящему православной страной, страной, хранящей свои традиционные ценности, и Вы очень много сделали для сохранения Православия в остальном мире».  «За годы Вашего служения удалось достичь гармонии Церкви, общества и государства, что очень важно. На всех этапах Вы как бы по-новому развивали институт Церкви, и, конечно, огромную роль Вы сыграли в тяжелый период для нашей страны, время распада Советского Союза, сохранив единое каноническое православное пространство. И я знаю, каким авторитетом Вы пользуетесь не только у нас в стране, но и за рубежом», — продолжила глава Совета Федерации.  По словам В.И. Матвиенко, социальное служение Русской Православной Церкви, ее благотворительная деятельность сегодня «заслуживают самой высокой похвалы». «Когда Вы вступали на Патриарший престол, Вы сказали, что дело не только в количестве храмов, но и во влиянии Церкви на жизнь каждого человека и на общество в целом. И, конечно, Вам удалось добиться больших успехов», — отметила глава верхней палаты Федерального Собрания РФ.  «Нижайшее спасибо Вам за сотрудничество с Советом Федерации. Мы очень ценим формат Рождественских парламентских слушаний, который уже стал хорошей традицией и обрел свой вес, свое звучание. Мы уже готовимся к следующим парламентским слушаниям в январе и будем очень рады, если Вы примете участие», — заверила спикер Совета Федерации. 

http://patriarchia.ru/db/text/5863585.ht...

«Всеобщее и национальное российских церквей пение, принятое в отечестве нашем вместе с внутренним вероисповеданием, древность мелодии своей и достоинство ее заимствовано в источниках древнейшей греческой мелопеи. Пространство и движение пения сего везде открывает нам натуральное расположение чистого древнего диатонического рода, а од мелодии оного возвещает нам тоже начало древнегреческих тоноположений, отличающихся прямым или относительным соединением тетрахорд. Существование пения сего не уничтожено еще ходом несчастных времен, но изменено уже очень много, и красоты мелодии обезображены кажутся вкусом только тех певцов, которые продолжали пение сие несколько веков, соединяли с тем неудовлетворительные предания. ...Вообще российских церквей пение до половины XVII столетия повсюду в обществе нашем было одинаковое. Ныне отличается оно одним только видом нот. В великороссийских церквах изображается оное нотами на степенях или регистре, в церквах же старообрядческих оное крюками, или лучше сказать некоторыми иероглифическими фигурами. Мелодия новонотного пения движется по мере того, какое ей пространство назначают степени регистра. Та же самая мелодия, но крюкового пения, движение свое заимствует от качества фигуры. В новонотном пении принято не более 5 нотных фигур; в древнем же пении, кроме соображений и условного соединения фигур, считается более 1000 524 . ...Впрочем, должно сознаться, что предки наши превозмогали труднейшее. Ибо чрезвычайно для изучения крюкового оного пения требуется память; если ученик при изучении оного хотя на минуту развлечен будет, то лучше он должен оставить труд и не заниматься тем, что он никогда не выучит. ...Но я выше сего сказал, что до половины XVII столетия во всех славяно-российских церквах пение было одинаковое, и оно было крюковое везде. При патриарших домахи архиерейских, так, как и в кафедральных соборах, кроме столпового пения, употребляемо было пение троестрочное, т.е. трехголосное, и знаки пения сего были средние между знаками чистого домственного (sic!) пения и знаками пения столпового. Пение строестрочное по большей части слоговое. В больших селениях и приходах употребляемо было домественное (sic!) и столповое; в малых приходских церквах было употребляемо пение путевое и столповое или просто ликословное 525 . При домах княжеских, по обстоятельствам, употребляемы были все роды оригинального отеческого пения. Кроме вышесказанных родов пения, было еще известно некоторое хамовое (sic!) 526 пение. Но сие пение, так как и крюки оного, по-видимому, есть следствие одной наслышки, что самое доказывают сего рода рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010