По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве при Покровском храме в Рубцове 3 июля 2009 года был учрежден Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции, призванный стать основной базой для деятельности  Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством . Созданный центр призван способствовать развитию и координации научных исследований в области церковной медиевистики, чтобы прикосновение православных людей к древнему богослужению имело не случайный, а научно выверенный характер, основанный на подлинной святоотеческой духовности. Перед Патриаршим центром ставятся и другие важные задачи: содействие подлинной всесторонней интеграции старообрядных приходов Русской Православной Церкви в общецерковную жизнь; осуществление издательской и информационной деятельности для нужд старообрядных приходов; содействие совершенствованию навыков священнослужителей Русской Православной Церкви в проведении богослужений по древнерусским церковным уставам; практическое обучение древнему церковному уставу и знаменному пению церковных причтов для служения в старообрядных приходах Русской Православной Церкви; обеспечение старообрядных приходов богослужебными книгами, церковной утварью и облачениями; содействие развитию навыков реставрации старопечатных книг и икон. Конечно, Патриарший центр в настоящее время переживает всего лишь период становления. Тем не менее, имеются и первые результаты. Так, на базе центра прошло богослужебную стажировку несколько священнослужителей, в том числе и присутствующие сегодня в нашей аудитории. Популярностью пользуются действующие при центре кружки по изучению знаменного пения. Из выпускников и старшекурсников музыкальных вузов создан профессиональный хор певцов, владеющих знаменной нотацией. Этот хор имеет уже опыт публичных выступлений, сегодня мы его слышали за богослужением. При Патриаршем центре постоянно действует историко-литургический семинар, осуществляющий свою деятельность в тесном контакте с Общецерковной аспирантурой и докторантурой.

http://patriarchia.ru/db/text/5090770.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Патриарший экзарх всея Белоруссии призвал запретить в стране деятельность международных организаций, занимающихся «половым образованием» 29.05.2007 Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) призвал запретить в Белоруссии реализацию международных проектов по планированию семьи . " Белорусское государство должно отказаться от сомнительных международных проектов по планированию семьи " , - заявил Митрополит Филарет во вторник в Минске на заседании круглого стола " Нравственные аспекты демографической безопасности в Белоруссии " . По его словам, " тяжелая демографическая ситуация в Белоруссии - это результат деятельности специальных институтов и многочисленных представителей, которые незаметно изменили ценностные ориентиры молодежи " . " Среди таких организаций следует назвать Международную федерацию планирования семьи. Эта одиозная структура, возникшая в начале XX века, получила особое развитие и распространение в тридцатые годы минувшего века благодаря поддержке руководства " Третьего рейха " , - сказал Митрополит Филарет. " Тем не менее в нашей стране, как и в других постсоветских государствах, эта структура глубоко пустила свои корни. Деятельность подобных организаций в Белоруссии должна быть прекращена " , - подчеркнул Первоиерарх Белорусской Православной Церкви. Митрополит Филарет также считает, что " общество должно отвергнуть направленное против деторождения так называемое «половое образование», которое рассматривает ребенка как угрозу " . По его словам, " это искаженное образование распространяется теми же международными структурами, которые стремятся навязать ложный образ жизни, вызывая у молодых людей и детей страх перед угрозой перенаселения " . ИНТЕРФАКС-Религия/Седмица.Ru Редакция текста от: 29.05.2007 00:00:00 Новости 28.04.2024 В кировоградском селе Коробчино в Украине подожгли домовой храм прихода УПЦ

http://drevo-info.ru/news/3053.html

Такой характер отношений представителя светской власти к церковным вопросам в XVII веке объясняется, конечно, далеко не одними личными свойствами таких набожных русских царей, как царя Алексее – природного «уставщика церковного чина», с любовью исполнявшего обязанности церковного старосты и с неподражаемым усердием тушившего и снимавшего нагар со свечей во время богослужения, или слабоумного царя Феодора, чуть ли не всю свою жизнь проведшего за колокольным звоном. Опека царской власти над церковью вытекала, как мы указывали, из всей совокупности условий окружающей действительности, являлась результатом длительного векового процесса. Отсюда понятно, почему все крупнейшие церковные реформы XVII в. производятся или по инициативе светской власти или с ее непременного одобрения – «повелением благочестивого государя». Как раз при Никоне, при этом авторитетном и самовластном патриархе, проводится реформа, которая в корне изменяет московскую старину, изменяет прежде свободную жизнь приходов. До Никона желающий получить сан священника или дьякона должен был заручиться согласием со стороны прихода принять его, при Никоне выборное начало постепенно заменяется бюрократическим, для низшего духовенства не требуется уже одобрения прихода, – этот приход, по меткому замечанию историка, становится правительственным участком во главе с священником, не избранным общиной прихожан, а назначенным епархиальным начальством, т.е. до известной степени уже чиновником. Естественно, что при таких условиях никогда в Московской Руси патриарх не был действительным главою свободной церкви, независимой от государства. Имея огромную власть в силу своего авторитета, как главы церкви, над духовенством и мирянами, сам патриарх являлся простой креатурой царской власти. Патриархами становятся любимцы царей или лица так или иначе им угодные в данный момент; возведенные на патриарший престол повелением светского владыки, они устраняются той же властью, раз только сделались почему-либо неугодными. История русской церкви дает нам не один такой пример, – только «потаковники» царской власти держались крепко на своих местах; «первосвятители – по выражению Карамзина – стали угодниками царей».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

В свято-Никольском соборе Нью-Йорка - Вместе с другими архипастырями вы были участником последнего Архиерейского Собора. В чем, на ваш взгляд, его главное отличие от предыдущих? - Первое, что бы я отметил, - широкий спектр вопросов, включенных в его повестку. Это зримое свидетельство того, что все стороны церковной жизни находятся «в фокусе» внимания священноначалия, возникающие проблемы своевременно замечаются и осмысливаются. Принципиально важным является увеличение количества новых епархий, появление мощного отряда нового молодого епископата, влившегося в состав архиерейского корпуса нашей Церкви. Я высоко оцениваю деятельность Межсоборного присутствия и Высшего Церковного Совета - они реально и плодотворно работают, а проекты документов, предложенные ими на обсуждение Собора, очень интересны по своему содержанию, продуманны, глубоки и актуальны. Признаюсь, в очередной раз поразила работоспособность Святейшего Патриарха, его умение быстро реагировать на предложения и замечания, мгновенно их анализируя, никак внешне не проявляя усталости и раздражительности. Это высокопрофессиональный кормчий Церкви, мыслитель, богослов, человек поразительных качеств. Еще и еще раз утверждаюсь в мысли, что избрание именно его на Патриаршество не было случайным, напротив - единственно верным. После Собора, конечно, у меня было ощущение понятной человеческой усталости, тем более что я служу в другом часовом поясе, но присутствовало внутреннее удовлетворение от того, что участвовал в этом очень значимом церковном событии. - На этом Соборе Святейший Патриарх Кирилл призвал архиереев быть не только администраторами, но и пастырями. В чем вы видите ваше пастырское служение на Патриарших приходах в США? - Говорить о пастырском служении архиерея на Патриарших приходах США очень сложно. Стоит отметить, что есть приходы, которые вошли в состав сообщества под названием Патриаршие приходы в Америке, сохранив свой прежний состав, то есть, условно говоря, они включают преимущественно природных американцев. Понятно, что их предки приплыли в Америку относительно недавно, в конце XIX - начале XX века, но, в сравнении с вновь прибывающими, этих людей можно назвать коренными жителями. Наверное, около половины этих приходских общин живут законсервировавшись, той же жизнью, которой жили десятилетиями до начала новой волны эмиграции, так же, как живут сейчас приходы других православных юрисдикций. В этих общинах приняты частые причащения и редкая исповедь, суточный богослужебный круг сводится чаще всего к одной только Литургии, а священники совмещают свою служебную деятельность с работой в миру - в качестве хозяев небольших фирм, врачей, преподавателей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Оставалось понять, кто воплотит ее в жизнь, и со временем такой человек нашелся. При горячей поддержке тогдашнего Патриаршего экзарха митрополита Филарета (Вахромеева) минчанка Лариса Густова организовала в столице Беларуси фактически в одиночку Международный фестиваль православных песнопений. Энтузиазм ее был столь велик, что позволял достигать поистине фантастических результатов при весьма скромном финансировании. Лариса рассказывала, что выходила из дома и планомерно обходила магазины с вопросом: «Какой приз вы хотели бы предоставить лучшему православному хору?» И ни один минский фестиваль без ценных подарков не обходился! Помимо конкурсных прослушиваний, хоры участвовали в богослужениях, выступали с концертами в больницах и домах престарелых; параллельно проводили выставки, научную конференцию и демонстрации кинофильмов о Православии. Постепенно вырабатывались критерии включения обязательных произведений в конкурсную программу: каждый коллектив-участник обязан был исполнить произведение знаменного распева и духовное сочинение современного композитора, а с шестого по счету фестиваля еще и обиходное песнопение. И знаете, члены жюри подметили интересную особенность: светским коллективам, даже опытным и прославленным, тяжелее всего давалось исполнение именно тропарей и стихир! Затем эстафету принял гродненский фестиваль «Коложский благовест». Оргкомитет поначалу ставил иные, более приземленные задачи: повысить уровень пения на приходах епархии. Первое время ограничивавшийся исключительно Гродненской областью, фестиваль проходил в два этапа: сначала настоятели и регенты готовили свои хоры к приезду епархиальной комиссии, а затем лучшие коллективы приглашали в областной центр. Уровень «Коложского благовеста» поступательно рос, и довольно быстро фестиваль стал международным. Перед жюри в Гродно демонстрировали свое мастерство православные хоры из Румынии, Греции, Болгарии, Франции, Сербии, Грузии, Армении, Молдавии и, конечно, России. Но не забылась и первоначальная задача повышения исполнительского уровня пения на приходах.

http://patriarchia.ru/db/text/5983370.ht...

За храм нужно платить страховку, коммуналку. Никаких спонсоров. Все расходы покрываются тем, что прихожане достают из собственных карманов Есть приходы, в которых служба проходит раз в месяц. Мы в такие храмы возвращаемся каждые 4–5 недель. А есть приходы, на которых служба бывает раз в год! Скорее всего, это престольный праздник или воскресенья, близкие к Пасхе. В общем, не все приходы одинаковы. Во многом это зависит от количества зарегистрированных прихожан (которые числятся официально как прихожане храма), и, естественно, от материальной возможности организовывать службы. За храм нужно платить страховку, коммуналку. Никаких спонсоров, как в России или на Украине. Все расходы покрываются тем, что сами прихожане достают из собственных карманов. Именно поэтому установилась система ежегодных взносов, которые позволяют приходу как-то существовать. За годы существования Патриарших приходов в Канаде в этих общинах часто менялись священники. И люди, вместо того, чтобы пытаться каждый раз привыкать к очередному настоятелю и его собственной системе, выработали свою. И не люди привыкают к священнику, а священник к людям. В основном это касается организационных вопросов, финансовых… Все лежит на плечах приходского совета, старосты (или президента прихода, как его здесь называют), секретаря, вице-президента и казначея. И эта система – потрясающа. Она избавляет священника от очень и очень многих головных болей: бумажной волокиты, бюрократии и прочего. Все это люди тянут сами, устраивают ежегодные приходские собрания, на которых отчитываются перед прихожанами. Естественно, священник тоже в этом участвует. Но он участвует как приглашенный гость. Он может комментировать происходящее, высказывать пожелания и замечания, но внутрицерковная жизнь общины – полностью на плечах людей. Это хорошо, потрясающе и реально упрощает мою роль как настоятеля прихода. Естественно, ряд важных моментов мы обсуждаем вместе, и общины прислушиваются к тому, что я говорю. Это не игра в одни ворота. Люди умеют слышать и с благодарностью относятся к конструктивным предложениям со стороны священника.

http://pravoslavie.ru/137111.html

– Но ведь многие из вопросов, о которых вы говорили, рассматривались на том самом единоверческом съезде, чье столетие отмечается в этом году. Так какие из них не решены и остаются актуальны сегодня? – В том и дело, что они отчасти выполнены. Например, на первом съезде стоял вопрос о снятии клятв со старых обрядов. Клятвы сняты на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 года. Актуальный сегодня для самих единоверцев вопрос о единоверческом архиерее был решен на Поместном соборе 1917-1918 гг. Другое дело, что эта проблема вернулась. В 1930-е гг. единоверческих архиереев просто физически не стало: кого-то убили, кого-то посадили. Это и вызвало распоряжение Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Старогородского) о том, что в связи с отсутствием единоверческих епископов, управление приходами впредь осуществлять епархиальным преосвященным. Сегодня может быть уже такое число единоверческих приходов, что можно было бы иметь архиерея. – Что в положении единоверческих приходов смогло бы улучшить появление окормляющего их архиерея? Каким вы видите его статус? – Мы подошли к той точке, когда дальнейшее качественное движение вперед в русском единоверчестве произойдет при условии, что появится архиерей. Он мог бы иметь статус патриаршего викария, который бы вникал в проблемы приходов и мог бы сообща с правящими архиереями способствовать решению некоторых задач. Некоторые видят в этом потенциальную опасность появления некоей параллельной иерархии. Но едва ли викарный архиерей, находящийся в прямом подчинении Святейшему Патриарху, мог бы стать ее основой. Самое большее, что можно себе представить, это то, что часть приходов стала бы ставропигиальными. Ими бы непосредственно управлял патриарший викарий. И это имело бы смысл только для тех епархий, где объективно такие приходы востребованы, но инициаторы их создания не находят понимания у правящего архиерея. А большинство приходов по–прежнему вполне спокойно себя бы чувствовали в епархиях. Примерно таким образом мыслят сейчас многие прихожане старообрядных приходов Русской Православной Церкви. Так или иначе, вопрос управления приходами требует приемлемого решения.

http://religare.ru/2_99010.html

Кроме того, в период с 6 октября 2008 года по 31 марта 2009 года викарием Московской епархии с поручением управления приходами Патриаршего благочиния в Республике Туркменистан являлся епископ Бронницкий Феофилакт, назначенный последствии правящим архиереем Смоленской и Вяземской епархии с сохранением обязанностей по управлению патриаршими приходами в Туркмении. Викарные епископы в Православной Церкви не могут принимать самостоятельных решений о рукоположениях: совершать посвящения во диакона или пресвитера они могут только по благословению правящего архиерея, обладающего полнотой канонической епископской власти. В этом отношении викарные архиереи находятся в положении, аналогичном положению епископов, ушедших на покой. В Русской Церкви сохраняется обычай, по которому викарные епископы в отличие от правящих в своем титуле имеют наименование одного города. Только часть викариев в настоящее время исполняет обязанности, связанные с помощью правящему архиерею в управлении епархией. Ряд викариев Святейшего Патриарха, нося титулы городов Московской епархии, имеют различные должности по высшему церковному управлению. Викарии в Русской Церкви, как и правящие архиереи, могут иметь сан епископов, архиепископов и митрополитов. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 24 декабря, 2020 21 декабря, 2018 20 апреля, 2016 30 января, 2015 26 ноября, 2014 25 ноября, 2014 23 ноября, 2014 22 октября, 2014 26 августа, 2014 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/moskovskie-prikhody/

– Как я уже упомянул, я часто ездил по приходам: сначала с секретарем, а потом и сам за рулем автомобиля. В то время у нас был 31 приход; посещал также Патриаршие приходы в Канаде и в Мексике. Митрополит Павел В рабочие будние дни в те годы здесь тоже не было так много работы, как у архиереев в России. В России у нас перегружены и будни, и праздники: работа с духовенством, общественностью, богослужения, канцелярские «бумажные» дела… Так что сегодня я могу по собственному опыту сравнивать распорядок дня управляющего Патриаршими приходами и управляющего епархией в России. Я иногда в шутку говорю, что если сложить вместе все церковные учреждения, где мне довелось служить: в Иерусалиме, США, Канаде, Мексике, Австрии и Венгрии, то все вместе – это максимум 15 процентов той работы, которая ведется сейчас в Рязанской митрополии. График правящего епископа так перегружен, что я начинаю заниматься бумагами только после 8 часов вечера, когда в канцелярии уже никого нет. Здесь было меньше загруженности, но много поездок по приходам. Я никогда не делал различия между русскоязычными и англоязычными приходами, ко всем относился со вниманием, и у нас выстраивались добрые отношения. – Английский язык вы изучали в США? – В школе и семинарии учил, а правильнее будет сказать – проходил – немецкий язык. Английский решил начать изучать в академии, а для этого надо было посещать группу интенсивного изучения английского языка. И до сих пор я пользуюсь тем запасом знаний, которые там получил. А в США занимался английским самостоятельно: каждый день учил новые слова, старался читать и общаться по-английски. У меня даже собралась подборка школьных пособий. Первое время я общался через переводчика, а в последующие годы уже старался разговаривать сам, чтобы людям было более комфортно со мной говорить, ведь кто-то хочет поговорить с архиереем без присутствия секретаря или переводчика, открыть свою душу. Даже если я что-то недопонимал, то переспрашивал, и собеседник чувствовал, что разговор идет от сердца к сердцу.

http://pravoslavie.ru/57768.html

Циркуляр о коронавирусной инфекции марта 2020 Циркуляр 208 от 18 марта 2020 г. ПРЕОСВЯЩЕННЫМ АРХИЕРЕЯМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ МИТРОПОЛИИ ПРЕОСВЯЩЕННЫМ ВИКАРИЯМ, БЛАГОЧИННЫМ, ИГУМЕНАМ, ИГУМЕНИЯМ, НАСТОЯТЕЛЯМ ХРАМОВ И МОНАСТЫРЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ Настоящим сообщаю, что Священный Синод Русской Православной Церкви ради пастырской заботы о людях и в ответ на запрос санитарных властей, при сохранении твердой веры в действие благого промысла Божия и в Божественное всемогущество 17 марта 2020 года утвердил инструкцию настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей, касающуюся коронавирусной инфекции. Инструкция составлена с учетом канонической и богослужебной традиции Русской Православной Церкви и рекомендуется к применению по благословению правящих архиереев в тех епархиях, где появляются случаи заражения коронавирусной инфекцией и возникает угроза ее распространения. В этой связи препровождаю вам указанный документ и благословляю руководствоваться им в приходах и монастырях Санкт-Петербургской митрополии до особого распоряжения. Контроль за исполнением синодальной инструкции возлагается на благочинных Санкт-Петербургской митрополии, которым необходимо провести собрания духовенства и довести до сведения положения инструкции. С Божиим благословением, ВАРСОНОФИЙ митрополит Санкт-Петербургсий и Ладожский Приложение: Инструкция в связи c угрозой распространения коронавирусной инфекции. НАСТОЯТЕЛЯМ ПРИХОДОВ И ПОДВОРИЙ, ИГУМЕНАМ И ИГУМЕНИЯМ МОНАСТЫРЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ Инструкция в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, утвержденная Священным Синодом 17 марта 2020 года (журнал 30) Ради пастырской заботы о людях, а также в ответ на запрос санитарных властей, при сохранении твердой веры в действие благого промысла Божия и в Божественное всемогущество принимаются перечисленные ниже правила, составленные с учетом канонической и богослужебной Традиции Русской Православной Церкви. До изменения эпидемиологической ситуации в лучшую сторону и получения соответствующих указаний от епархиального управления о полном или частичном прекращении действия настоящей инструкции на приходах, Патриарших, архиерейских и монастырских подворьях, а также в ставропигиальных и епархиальных монастырях Русской Православной необходимо выполнять следующее.

http://mitropolia.spb.ru/docs/tsirkulyar...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010