Дворик дома, где жила наша семья, прилегал к патриаршему саду. А когда заборы всех окрестных дворов поломали на топку «буржуек», сад наполнился ребятишками и юными футболистами, вторжение которых быстро привело в упадок все его великолепие: в оранжерее перебили стекла, беседку разрушили, плодовые деревья и кусты поломали, подснежники безжалостно вытоптали. Хотя в саду были аллеи и дорожки, новые посетители ими пренебрегали. В начале двадцатых годов, когда впервые в нашей жизни мы проводили лето в Москве, этот сад стал для нас единственным местом общения с природой. Правда, родители нам запрещали далеко отходить от дома, да и мы, не без основания, опасались окрестных мальчишек, стараясь держаться поближе к своему двору. Но, завидев вдали фигуру Святейшего, который обычно гулял по окаймляющей сад аллее, мы неслись, чтобы взять у него благословение. Появлению Святейшего часто предшествовал важно выступавший лохматый могучий Султан. Наш маленький брат с разрешения Святейшего не раз забирался на спину Султана, и этот добродушный сенбернар позволял ему проехать на себе несколько шагов. Жизнь Султана, верного сторожа своего хозяина, оборвалась незадолго до ареста Патриарха. Он был отравлен чьей-то злодейской рукой. Когда Святейший, гуляя по саду, встречал детей с подснежниками в руках, он говорил им ласково: — Рвите, дети, цветы, выкапывайте, пока их все не затоптали. Скоро тут ничего не останется. Холодным зимним вечером мама послала нас с Соней взять из починки папины валенки. Чинил их послушник Никита, работавший истопником в патриарших покоях. Миновав заснеженный сад, мы поднялись по боковой лесенке, которая вела в задние комнаты патриарших покоев. На светлой деревянной двери поблескивал металлический замок с выгравированным на нем латинским приветствием «Vale». На наш стук из глубины покоев послышались шаги. И мы были чрезвычайно смущены, когда вместо ожидаемого Никиты дверь нам открыл сам Святейший. Узнав о причине нашего прихода, Святейший не позволил нам тут же ретироваться и убежать домой. Убедившись в отсутствии Никиты, он стал по полкам искать папины валенки, приговаривая озабоченно:

http://azbyka.ru/fiction/deti-nebesnogo-...

В Слуцке состоялось заседание Координационного совета по разработке и реализации программ сотрудничества между органами государственного управления Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью 7 апреля 2022 г. 19:21 6 апреля 2022 года в Минском областном кадетском училище в городе Слуцке состоялось расширенное заседание Координационного совета по разработке и реализации программ сотрудничества между органами государственного управления Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью . Заседание было посвящено вопросам взаимодействия Министерства образования Республики Беларусь, органов управления образованием и учреждений образования с Белорусской Православной Церковью в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи. В мероприятии приняли участие Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин , министр образования Республики Беларусь Андрей Иванец, уполномоченный по делам религий и национальностей Александр Румак, председатель Синодального отдела Белорусской Православной Церкви по сотрудничеству со светскими учреждениями образования протоиерей Феодор Повный, руководители учреждений образования Минской области, кадетских училищ, региональных ресурсных центров по духовно-нравственному воспитанию учащихся и ответственные за военно-патриотическое воспитание. Андрей Иванец в приветственном слове подчеркнул важность духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, поскольку именно ему предстоит созидать будущее страны. «Именно поэтому мы налаживаем тесное сотрудничество с Белорусской Православной Церковью. Учреждения образования взаимодействуют с православными приходами, которые находятся рядом, чтобы наши учащиеся могли задать вопросы, провести совместные мероприятия и семинары, чтобы молодежь понимала, что такое духовность и какую роль она играет в нашей жизни», — отметил министр. В своем выступлении митрополит Вениамин обратил внимание на усугубление духовно-нравственного кризиса в обществе и рассказал о путях преодоления этого кризиса с помощью организации комплексной системы воспитательной работы. Патриарший экзарх также подчеркнул необходимость развития волевого начала личности молодого человека: «Волевое начало должно развиваться через приобщение к добрым делам, формирование активной жизненной позиции, деятельную любовь к Родине. Такой опыт можно приобрести, участвуя в волонтерском движении, благотворительных акциях, краеведческой работе, ухаживая за могилами павших воинов, за памятниками истории».

http://patriarchia.ru/db/text/5915302.ht...

«Под патриаршими покоями,— говорит Павел Алеппский,— находятся семь присутственных комнат, или зал, в которых заседают семь судей и при них многие чиновники. В каждой присутственной комнате рассматриваются известного разряда дела. В одной — разбираются дела, касающиеся монахов и монастырей, и все обвинения против них. В другой — дела белого духовенства: сюда являются все желающие получить свящ. сан и представляют свидетельства о себе от местных прихожан. Есть также присутственная комната и для разбора дел о наследствах... О каждом деле, которое происходит в этих присутственных местах, судьи ежедневно докладывают патриарху и спрашивают, какое ему угодно положить решение... При каждой присутственной зале имеется темница со множеством железных цепей и больших деревянных колодок. Если кто из монастырских властей или из старшего клира совершит какое преступление, то виновного приговаривают к кандалам и осуждают на известный срок сеять муку в монастырской пекарне — мы сами видели их в таком положении. Патриарха окружает множество сановников, состоящих на службе. Некоторым из них он вверяет управление целыми областями (вероятно, где находились его крестьяне и вотчины); другие суть депутаты, казначеи, секретари по разным делам. Иные состоят надзирателями над его казначейством, другие — над подвалами, третьи — над кладовыми, четвертые заведуют приходами, пятые — расходами» и пр. В других местах Павел Алеппский рассказывает о строгостях Никона к подведомому духовенству: «Патриаршие стрельцы постоянно обходят город и, как только встретят священника или монаха нетрезвого, немедленно берут его в тюрьму и подвергают всякому поношению — мы сами видели патриаршие тюрьмы, наполненные этими несчастными, которые находились в самом плачевном положении, обремененные тяжелыми цепями и колодами на шее и ногах... От того отступился Бог, на того изливается гнев Его, кто в чем-либо провинился пред патриархом, кто замечен им или в пьянстве, или в нерадивом исполнении пастырских обязанностей: такой немедленно присуждается к ссылке.

http://sedmitza.ru/lib/text/436176/

Архив Пн Компас для священника 26 апреля 2017 г. 14:21 Издательство Московской Пат­риархии выпускает в год около 150 новых книг. Более десяти из них — это календари , главный из которых — Пат­риарший. Календарь — это своеобразный компас, богослужебная карта для каждого пастыря. О его истории и сегодняшнем дне, мнимых ошибках и сложностях в составле­нии рассказал заведующий кален­дарным отделом издательства священник Александр Шишкин. Интервью опубликовано в апрельском номере «Журнала Московской Патриархии» . Новые издания  — Отец Александр, сколько и какие календари выходят ежегодно в Издательстве Московской Патриархии?  — Ежегодно мы выпускаем Богослужебные указания и более десяти видов календарных изданий. Вместе с Патриаршим календарем, это календари с чтениями из Священного Писания, с душеполезными чтениями «День смыслом наполняя», настенный листовой, численники (отрывные), а также ежедневники нескольких форматов и карманный календарь. Кроме того, издаем календарь с тропарями и кондаками, где есть полный месяцеслов, тропари и кондаки святым, служба которым расписана в Богослужебных указаниях. Но основное — это Патриарший календарь. Его особенность — фрагменты проповедей Святейшего Патриарха Кирилла на каждый день. Многие священнослужители признавались, что когда у них возникали затруднения, о чем сказать в проповеди, то выручал фрагмент из слов Святейшего Патриарха, задающий тему и направление мысли. А так как Патриарший календарь содержит справочную информацию о синодальных и общецерковных учреждениях, адресах епархий и епископате Русской Православной Церкви, Поместных Православных Церквах, зарубежных приходах, духовных учебных заведениях и православных гимназиях, то он может стать и подарком для тех, кто хочет больше узнать не только обо всей Русской Церкви и ее структурах, но и о вселенском Православии. — Известно, что издательство работает над новым типом издания на 2018 год. В чем его отличия? — Новое издание — это производная от Богослужебных указаний. Оно названо «Богослужебный месяцеслов» и может рассматриваться как своего рода приложение к Богослужебным указаниям. Необходимость в нем обусловлена тем, что перечень святых и праздников в Богослужебных указаниях выполняет совершенно определенную функцию — указать, каким святым и праздникам есть службы или отдельные гимнографические тексты в богослужебных книгах. Уже в силу этого месяцеслов Богослужебных указаний не может быть полон, так как не всем святым составлены службы. Кроме того, прославляются новые святые, которым также пока нет служб. Но существует традиция поминать на богослужениях (на проскомидии, на отпустах) всех святых конкретного дня, даже тех, кому мы сегодня не служили. И Богослужебный месяцеслов будет содержать все эти имена.

http://patriarchia.ru/db/text/4877747.ht...

Опубликованы новые статистические данные о современном состоянии Румынской Церкви Бухарест, 11 февраля 2010 г. Канцелярия Синода Румынской Православной Церкви опубликовала статистические данные о своем современном состоянии в ежедневнике Румынской Патриархии «Вестник Света». Синод Румынской Православной Церкви состоит из 53 иерархов: Патриарха, 8 митрополитов, 11 архиепископов, 19 епархиальных епископов, 2 Патриарших викарных епископов, 12 викарных епископов. В границах Румынии в составе Румынской Патриархии функционируют 15 203 церковных единицы, в том числе: 1 Патриарший центр, 6 митрополий, 10 архиепископий, 13 епископий, 182 архиерейских наместничества, 11 674 прихода и 2 658 филиала (дочерние церкви), 475 монастырей, 175 скитов, 10 подворий. В рамках церковных единиц существую 19 776 недвижимых церковных владений: 1 Патриарший центр, 29 епархиальных резиденций, 159 центров архиерейских наместничеств, 6 262 приходских дома, 13 327 церковных кладбищ. В составе Румынского Патриархата открыты для богослужений и функционируют 16 128 богослужебных помещения, из которых: 64 собора, 11 298 приходских церквей, 2 239 филиальных церквей, 550 монастырских церквей, 264 кладбищенских церкви, 530 церквей и часовен в государственных институциях (119 - в армии и министерстве внутренних дел, 42 - в тюрьмах, 217 - в больницах, 76 - в учебных заведениях, 76 - в учреждениях социальной защиты). В Румынской Православной Церкви служат 14 578 священников и дьяконов. 13 787 клириков получают прибавки к зарплате из государственного бюджета. Возрастной состав клира следующий: от 20 до 30 лет - 2710; от 31 до 40 лет - 4440; от 41 до 50 лет - 3049; от 51 до 60 лет - 2812; от 61 до 70 лет - 824; старше 70 лет - 112 священнослужителей. За 2009 г. в состав румынского клира вошли 2 архиерея, 467 священников и диаконов, 115 священников ушли на пенсию. Образовательный уровень священнослужителей: 270 докторов богословия, 226 закончивших докторантуру, 1 417 закончивших магистратуру, 9 547 закончивших бакалавриат, 2 012 закончивших семинарии, 472 параллельно обучаются на богословских факультетах; 231 имеет второе высшее образование, помимо богословского.

http://pravoslavie.ru/34018.html

В отношении к патриарху синод в лице своих непременных членов имеет значение не только помощника и контролера, но и судебную власть. За исключением политических преступлений синод судит патриарха по всякой вине и в двух случаях имеет право требовать пред Портою низложения патриарха, именно если будет доказано, что патриарх худо правит церковью или погрешает против догматов веры, и Порта лишь тогда решает вопрос о низложении патриарха, когда получит представление о том синода. После сего синод приступает к избранию нового патриарха, что составляет его исключительное право. Избрание происходит таким порядком: когда патриарший престол сделается праздным, члены синода и находящиеся в Константинополе архиереи собираются в синодикон (патриаршее здание, находящееся в греческом квартале – Фанаре) и в присутствии правительственного турецкого комиссара приступают к избранию кандидатов на патриарший престол. Трех избранных, одного за другим, объявляют затем собравшемуся в множестве на переднем дворе синодикона православному народу. Восклицание народа «аксиос» показывает, кто из представленных ему трех кандидатов достоин быть патриархом. После сего все присутствующие в синоде подписывают протокол, и синод официально извещает Порту об избрании патриарха. Порта выдает берат, утверждающий выбор синода и греческого народа. Берат должен быть куплен за определенную сумму – 40 000 пиастров (около 2000 руб.). Для осуществления важнейшей из задач своей реформы – улучшения финансового положения патриархии – Самуилом установлен был так называемый смешанный совет, состоявший из 12 членов: четырех митрополитов, четырех депутатов от дворянства и четырех – от купечества. Главным назначением этого смешанного совета или комитета и служило ведение финансовой части или церковного казначейства – его расходов и прихода. Важнейшими статьями расхода, который должно было покрывать это казначейство, были следующие: 1) взносы в султанскую казну за бераты, выдаваемые каждому вновь рукоположенному епископу (40 000 пиастров); 2) подарки, которые синод обязан подносить каждому вновь поставленному важному вельможе; 3) но самыми значительными издержками патриархия обыкновенно обременялась, когда Порта выражала синоду неудовольствие на греков, поднимавших против нее оружие и эмигрировавших в чужие края. В этих случаях гнев Дивана утишался только крупными суммами.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-vozr...

Председатель Отдела внешних церковных связей встретился с Предстоятелем Армянской Католической Церкви 10 января 2022 г. 15:50 10 января 2022 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась встреча председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона с Блаженнейшим Католикосом-Патриархом Киликийским Рафаэлем Nempocoм XXI, впервые прибывшим в Россию в качестве Предстоятеля Армянской Католической Церкви с момента избрания на Патриарший престол в сентябре 2021 года. Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Рафаэля Петроса XXI сопровождали настоятель армяно-католического прихода в Москве, викарий архиепископа Армянской Католической Церкви для России протоархимандрит Петрос (Есаян) и Патриарший секретарь игумен Нарек (Мноян). Со стороны Русской Православной Церкви во встрече участвовали секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов) и сотрудник ОВЦС С.Г. Алферов. Митрополит Иларион приветствовал высокого гостя от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Владыка отметил важность сотрудничества между Московским Патриархатом и Армянской Католической Церковью, в том числе в реализации гуманитарных проектов в Сирии и Ливане. Со своей стороны Его Блаженство поблагодарил митрополита Илариона за оказанное гостеприимство, выразив признательность Святейшему Патриарху Кириллу и всей Русской Православной Церкви, а также Российскому государству за последовательные усилия по оказанию поддержки преследуемым и находящимся в бедственном положении христианам в разных регионах мира. Предстоятель Армянской Католической Церкви высоко оценил участие Московского Патриархата в содействии урегулированию ситуации в Нагорном Карабахе и в оказании Россией поддержки традиционным христианским общинам Ближнего Востока. «История свидетельствует, что именно Российское государство всегда оказывало наиболее эффективную помощь своим преследуемым братьям по вере, тогда как все остальные зачастую ограничивались пустыми обещаниями, которые в лучшем случае оставались на бумаге. Мы помним это и искренне благодарны за все, что вы для нас делаете», — отметил, в частности, Блаженнейший Католикос-Патриарх Рафаэль Петрос XXI. Состоялось также обсуждение других вопросов, представляющих взаимный интерес, в том числе в общем контексте православно-католического взаимодействия. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5881085.ht...

К. уделяет большое внимание развитию правосл. приходов и монастырей в столице. Более половины всех патриарших богослужений в течение года совершаются в соборах Москвы, в московских обителях, на монастырских подворьях и в приходских храмах. В первый же год патриаршего служения К. поставил перед духовенством Москвы задачу усиления в приходах и благочиниях миссионерской, катехизической, религиозно-образовательной, молодежной и социальной работы, в т. ч. посредством введения должностей помощников настоятелей по различным областям служения. Ввиду существенного повышения ответственности клириков и благочинных и нагрузки на них в работе с паствой К. принял решение об окормлении приходов по благочинническим и адм. округам Москвы викариями Московской епархии. 22 дек. 2010 г. Патриарх объявил об этом на ежегодном Московском епархиальном собрании. В обязанности викариев входят: наблюдение за выполнением патриарших указов и распоряжений, постановлений епархиального собрания и епархиального совета, совершение богослужений в храмах в престольные или иные знаменательные для прихода праздники, взаимодействие с органами управления адм. округа и местного самоуправления в решении вопросов социального и просветительского порядка, в подборе участков для строительства храмов в новых жилых микрорайонах и непосредственное участие в их проектировании, строительстве и благоукрашении, забота об организации социальной, образовательной и молодежной работы в подведомственных приходах, координация деятельности с профильными епархиальными комиссиями, работа с клириками храмов соответствующего округа, а также с иными лицами из руководства приходов или из числа благотворителей. Патриарх Кирилл на епархиальном собрании в Москве. 28 дек. 2012 г. Патриарх Кирилл на епархиальном собрании в Москве. 28 дек. 2012 г. В дальнейшем предстоятель предложил использовать в отношении Москвы те же адм. принципы, что лежат в основе инициативы Свящ. Синода по разукрупнению епархий. Были разработаны предложения по созданию в столице территориальных вик-ств.

http://pravenc.ru/text/Патриархом ...

Колоссальный размер П. о. создавал сложности в управлении, о чем свидетельствуют челобитные духовенства. С 40-х г. XVII в. духовенство на территории П. о. обязали проходить процедуру поставления в Москве у патриарха (ранее на наиболее удаленных землях разрешалось обращаться за поставлением к архиерею соседней епархии), что приводило к необходимости каждому ставленнику ехать в столицу и подолгу ожидать поставления. Немало нареканий вызывала деятельность светских лиц в патриаршей администрации - десятильников, дозорщиков, патриарших дьяков и подьячих. Трудно было контролировать сокрытие новых церквей, неуплату венечных пошлин, запустение церквей. Доходы П. о. С церквей П. о. в патриаршую казну поступало 2 основных вида доходов: окладные и неокладные. К первому виду относились церковная дань, заезд, десятильничий доход и другие, более архаичные сборы (сохранившиеся при включении в П. о. земель из др. епархий - «на въезд», «в московский проезд» и проч.). Ко второму виду относились различные церковные пошлины (венечные, похоронные, почеревые и проч.). Запустевшие церковные земли кафедра сдавала в оброк. Система обложения данью в П. о. была наиболее стройной и наименее обременительной по сравнению с системой, применявшейся в др. епархиях. В 1632 г. патриарх Филарет указал унифицировать сбор дани в своей епархии. Нормы обложения остались на уровне нач. XVII в., но теперь дань взималась не только с дворов духовенства, причта и прихожан, но и с пахотных церковных земель, угодий и проч. Мн. устаревшие сборы были сведены в единую статью «десятильничьи деньги и заезд» (гривна с прихода), в 50-х гг. XVII в. этот сбор из патриаршей казны был переведен на нужды патриарших служилых людей (дьяков и подьячих). В XVII в. рус. патриархи неоднократно корректировали отдельные виды сборов, но общие нормы 1632 г. сохранялись. Правила сбора церковной дани в П. о. в XVII в. распространялись и на др. епархии. В 1667 г. патриарх Иоасаф II направил грамоту Псковскому архиеп. Арсению с предписанием привести обложение данью церквей в его епархии в соответствие с порядками, принятыми в П. о. (АИ. Т. 4. 195. С. 366-367). 27 февр. 1687 г. патриарх Иоаким указал разослать по всем епархиям грамоты с предписанием «во епархиях… дань налагать и… оброк и всякие окладные и неокладные денежные доходы в их архиерейские домы собирать против того ж, как дани, и оброки, и всякие окладные и неокладные денежные доходы собираются его, святейшаго патриарха, в Казенном приказе, чтоб от неравенств платежей впредь… смущения и ропоту не было» (ОДБМЮ. 1869. Кн. 1; РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 123. Л. 1-16).

http://pravenc.ru/text/2579756.html

Епископ Зарайский Меркурий вручил дипломы лауреатам конкурса «Хрустальное яблоко» 22 мая 2008 г. 13:35 Во вторник 20 мая в общеобразовательной школе при Постоянном Представительстве РФ при ООН состоялась ежегодная церемония награждения лауреатов конкурса «Хрустальное яблоко». «Хрустальное яблоко» — один из авторских проектов в организации общеобразовательного процесса. В рамках этого и др. проектов осуществляется систематическое сотрудничество школы с государственными общественными, коммерческими организациями и частными лицеями России, США, стран СНГ (Представительство РФ при ООН, Генеральное Консульство РФ в г. Нью-Йорке, Представительство Аэрофлота в г. Нью-Йорке, Представительство авиакомпании «UTair» (Россия), Представительство Московского Патриархата в США, Американо-российский культурный фонд, Издательство энциклопедической литературы (США), Театральная академия г. Нью-Йорка, Представительства стран СНГ при ООН, Международный Секретариат ООН). Все перечисленные организации систематически участвуют в подготовке и проведении культурных мероприятий в школе и являются учредителями премий лауреатов «Хрустальное яблоко». Учредителем главной премии в номинации «Ломоносов XXI века» является министр иностранных дел России С.В. Лавров . Представительство Московского Патриархата в США является учредителем номинации «Лидер XXI века». Лауреаты в номинации «Лидер XXI века» определяются путем прямого тайного голосования учителей и учащихся. Номинанты выдвигаются управлением школы, педколлективом и классами. Из числа лауреатов номинации избирается Президент школы на следующий учебный год. В этом учебном году лауреатами премии стали Снеговской Константин, Ярошевич Никита, Синицин Иван, который и был избран Президентом школы. Дипломы лауреатам вручил Управляющий Патриаршими приходами в США епископ Зарайский Меркурий , который, приветствуя награжденных отметил, что «подлинным лидером является не тот, кто стремится к первенству ради своей собственной славы, а тот кто отдает все свои жизненные силы ради своего Отечества и других людей». На церемонии присутствовали секретарь Представительства МП в США протоиерей Александр Абрамов и секретарь управляющего Патриаршими приходами в США игумен Иосиф (Крюков). Сайт Русской Православной Церкви в США /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/410041.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010