После присоединении Тамбовской епархии и г. Борисоглебска к Синодальной области южные границы её отодвинулись до устья реки Вороны в Хопер, где стояла Новохоперская крепость, построенная в 1710 г. и принадлежавшая Воронежской епархии. 291 Восточнее – в бассейне р. Медведицы Синодальная область граничила с Астраханской епархией. В расширенном объеме, в 1724 г., в Синодальной области было всего – 4675 церквей. 292 В 1725 г. 19 церквей Ржевского уезда, Новоторжской приписи отошли со всеми доходами в Синодальную область, они издревле состояли в Новгородской епархии и только по указу патриарха Иоакима, «незнаемо каким случаем», были приписаны к Патриаршей области. В 1721 г. 28 апреля по просьбе новгородского архиепископа Феодосия погосты были возвращены ему, в уважение жалоб духовенства. Патриаршие ржевские и тверские приказные люди, дворяне и солдаты, «чинили отписанному духовенству многие убытки в денежных сборах». 293 Любопытно рассуждение самого Синода по поводу вторичного присоединения ржевских церквей к бывшей Патриаршей области. 24 мая 1725 г. Синод рассуждал так: 19 погостов Ижевского уезда 28 апреля 1721 г. приписаны были к Новгородской епархии «для лучшего токмо обретающихся тамо церковников охранения», ныне же «для многого в Синодальном штате недостатка» доходы ржевских погостов оказались «зело нужными», а потому и приговорил, «отреша их от Новгородской епархии» со всеми доходами приписать в ведомство Синодального дома. 294 Таким образом, материальный интерес по-прежнему брал перевес над охранением церковников даже у самого Св. Синода. Тот же материальный интерес, долго был одной из главных причин двойственности епархиальной подведомственности городов и уездов Синодальной области, пограничных с Нижегородской епархией и переполненных раскольниками. Как известно, города Балахна, Юрьевец-Повольский и часть Галицкого уезда по р. Унжу по денежным делам ведались в бывшем Патриаршем Приказе, а по другим отраслям епархиального управления давно подлежали ведению нижегородского епископа Питирима. При учреждении Св. Синода Питирим писал (26 февраля 1721 г.) Феодосию, архиепископу новгородскому: «про Арзамас и Вязники доложить Государю, чтобы им быть в Нижегородской епархии, понеже раскольников тут много» и архиерею (т. е. Питириму) за ними следить нельзя, потому они не его епархии, и из Нижегородской епархии (раскольники) тут укрываются». 295 Приговор Св. Синода состоялся через год. 15 февраля 1722 г. определено: «города Яропольч, Гороховец, Арзамас и Вязниковскую Слободу и уездных всякого звания людей духовными и раскольническими делами и поставлением во священство, кроме сборов, которые собирались и высылались в прежде бывший патриарший дом, а ныне присылаются в Свят. Правит. Синод, ведать преосвященному Питириму». Последний обязывался, доставлять в Синод двойные раскольничьи оклады. 296 То же самое, только раньше (25 сентября 1721 г.), подтверждено относительно Юрьевца-Повольского. 297

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

При участии Патриаршей комиссии по вопросам семьи в Общественной палате России прошли круглые столы, посвященные традиционным семейным ценностям 27 мая 2015 г. 19:48 26 мая 2015 года в Общественной палате Российской Федерации состоялись круглые столы «Роль системы образования в подготовке молодежи к созданию семьи и укреплении традиционных семейных ценностей» и «Семейные клубы и родительские сообщества — неформальное образование в области семейной культуры и семейных ценностей», организованные членом Общественной палаты РФ митрополитом Хабаровским и Приамурским Игнатием совместно с Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства  и общественными организациями. В работе круглых столов приняли участие специалисты в области образования, руководители и педагоги образовательных организаций, эксперты, представители религиозных и общественных организаций, журналисты. Первый круглый стол был посвящен рассмотрению существующих разработок специалистов, образовательных организаций разных уровней общего и профессионального образования, направленных на подготовку молодежи к созданию семьи и укреплению традиционных семейных ценностей в системе образования. Предметом рассмотрения стали перспективы внедрения в деятельность образовательных организаций подходов и элементов, направленных на повышение роли семьи, возрождение традиционных семейных и нравственных ценностей, повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, многодетности. В 2014 году Правительством РФ была утверждена Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. К числу приоритетов государственной семейной политики на современном этапе Концепция относит «утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании». Среди заявленных задач государственной семейной политики — разработка дополнительных образовательных программ, реализуемых с целью «подготовки молодежи к созданию семьи и семейным отношениям на основе традиционных семейных ценностей, конструктивному разрешению конфликтных и трудных жизненных ситуаций, формированию ответственного отношения молодежи к браку и семье, старшему поколению, репродуктивному здоровью и поведению».

http://patriarchia.ru/db/text/4099411.ht...

Проблемы молодой семьи 9 декабря 2010 г. в 16.00 в Синодальном Отделе по делам молодежи Русской Православной Церкви на Крутицком Патриаршем Подворье состоялся круглый стол «Проблемы молодой семьи». Участники – епископ Бронницкий Игнатий, Председатель Синодального Отдела по делам молодежи, руководители и активисты православных молодежных объединений, семейных клубов, ответственные за молодежную работу в храмах. 12 декабря, 2010 9 декабря 2010 г. в 16.00 в Синодальном Отделе по делам молодежи Русской Православной Церкви на Крутицком Патриаршем Подворье состоялся круглый стол «Проблемы молодой семьи». Участники – епископ Бронницкий Игнатий, Председатель Синодального Отдела по делам молодежи, руководители и активисты православных молодежных объединений, семейных клубов, ответственные за молодежную работу в храмах. 9 декабря 2010 г. в 16.00 в Синодальном Отделе по делам молодежи Русской Православной Церкви на Крутицком Патриаршем Подворье состоялся круглый стол «Проблемы молодой семьи». Участники – епископ Бронницкий Игнатий, Председатель Синодального Отдела по делам молодежи, руководители и активисты православных молодежных объединений, семейных клубов, ответственные за молодежную работу в храмах. Были рассмотрены и обсуждены вопросы, обозначенные в Послании Президента от 30 ноября 2010 года, намечены возможности участия православных организаций в их решении. В центре - протоиерей Максим Первозванский Главный редактор журнала «Наследник» протоиерей Максим Первозванский во вступительном слове отметил: «Важно, что Президент обозначил четкие вещи и в демографической области, и в области материнства, детства. Хотя, в общем, национальной идеи, объединяющий всех россиян, у нас нет, но есть вектор. Президент Дмитрий Медведев в Послании Федеральному Собранию в частности сказал, что модернизация – это, конечно, не самоцель. Это лишь инструмент, с помощью которого мы сможем решить давно назревшие проблемы в экономике и в социальной сфере, поддержать тех, кто в этом более всего нуждается, и создать условия для раскрытия способностей тех, на кого мы очень надеемся, то есть наших детей, нашей молодёжи».

http://pravmir.ru/na-krutickom-podvore-s...

Согласно резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Исх. МП 2464 от 24.03.2010 г.), Школа молодежного служения Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре объявляет набор слушателей на краткосрочные курсы подготовки ответственных за молодежное служение на приходах г. Москвы. Согласно резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Исх. МП  2464 от 24.03.2010 г.), Школа молодежного служения Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре объявляет набор слушателей на краткосрочные курсы подготовки ответственных за молодежное служение на приходах г. Москвы. Цель курсов — теоретическая и практическая подготовка священнослужителей, ответственных за молодежную работу, активистов молодежного служения на приходе, студентов православных и светских высших учебных заведений в области современной просветительской, катехизической и миссионерской деятельности. На обучение приглашаются молодые люди и девушки — прихожане московских храмов, участники православных молодежных объединений, студенты духовных и светских ВУЗов г. Москвы и Московской области — в возрасте от 20 до 35 лет, а также клирики московских приходов (чтецы, диаконы, священники), занимающиеся приходским молодежным служением. Обучение продлится с 25 мая по 30 июля текущего года. Занятия бесплатные. Прошения о зачислении будут приниматься в период с 11 по 20 мая с.г. с 10.00 до 22.00. Вступительные собеседования пройдут 19 и 20 мая с 18.00 до 22.00 в Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи по адресу: ул.Даниловский вал, дом 13-а (ст. метро «Тульская»). Информацию о работе курсов можно получить по телефону: (495) 958-56-91 или по электронной почте: info@cdrm.ru Школа молодежного служения (ШМС) — совместный проект Синодального отдела по делам молодежи и Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом мужском монастыре г. Москвы. Цель ШМС — подготовка активных православных юношей и девушек к просветительскому, миссионерскому и социальному служению. В настоящее время обучение осуществляется по следующим направлениям: «Православная миссия и катехизация», «Библейская миссия», «Организация молодежного служения на приходе».

http://pravmir.ru/shkola-molodezhnogo-sl...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства принял участие в парламентских слушаниях в Совете Федерации 3 марта 2017 г. 14:53 3 марта 2017 года председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов выступил в Совете Федерации Федерального Собрания РФ в ходе парламентских слушаний на тему «Обсуждение законопроекта о пересмотре положений Семейного кодекса Российской Федерации, связанных с отобранием ребенка». Организатор слушаний — Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству при участии Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей и Координационного совета при Президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. В дискуссии приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, Верховного суда, а также научного сообщества. В своем докладе «Неотложные меры по защите семьи в российском законодательстве» протоиерей Димитрий Смирнов отметил, что несмотря на то, что на государственном и общественном уровне сегодня часто говорят о необходимости защиты семьи, ситуация в этой области на практике не меняется. По-настоящему серьезных и системных законодательных изменений не происходит, несмотря на то, что они давно назрели и настоятельно необходимы. Вместо этого вносятся чисто косметические изменения в уже существующие нормы, далекие от подлинной защиты семьи, причем и эти изменения часто выглядят очень странно. В качестве примера он привел недавнюю отмену дискриминационной нормы ст. 116 УК РФ, по которой родители могли даже за простой шлепок ребенку быть подвергнуты уголовному наказанию. Отец Димитрий отметил, что несмотря на этот позитивный шаг, «ни к какой реальной защите семьи это не привело. Был сделан шаг назад и шаг вперед, и мы оказались на том же месте. По-прежнему любящий родитель, наказавший свое любимое чадо, рассматривается как якобы " правонарушитель " и может быть за это привлечен к ответственности — сперва административной, потом уголовной. Но это ведь ненормальная ситуация. И дело вовсе не в том, что нам, как говорят — или, лучше сказать, клевещут на нас — некоторые оппоненты, якобы очень нравятся физические наказания. Дело просто в том, что такие нормы говорят о полной утрате связи с реальностью у тех, кто их создает — и психологической, и социальной».

http://patriarchia.ru/db/text/4823713.ht...

Зачем нужна теология в вузах? + ФОТО 28 ноября в гостинице «Даниловская» состоялось пленарное заседание патриаршего совещания «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества». 29 ноября, 2012 28 ноября в гостинице «Даниловская» состоялось пленарное заседание патриаршего совещания «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества». 28 ноября в гостинице «Даниловская» состоялось пленарное заседание патриаршего совещания «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества». Главными вопросами заседания стали: -мешает ли теология в светском вузе светскому характеру образования? -зачем нужны кафедры теологии? -какие основные проблемы сегодня стоят перед теологией в светских учебных заведениях? Клерикализация образования? Надо отметить, что на волне антиклерикальных настроений обвинения в клерикализации образования раздаются регулярно. Святейший Патриарх Кирилл Заседание началось с доклада председателя заседания Святейшего Патриарха Кирилла. Он напомнил, что до начала процессов секуляризации в Европе теология считалась царицей наук и была основой университетского образования. Если принцип добровольности сохраняется, утверждает Святейший Патриарх, теология никоим образом не мешает светскому образованию. Обвинения в клерикализации в большой степени надуманные. Об этом прямо говорит заведующая кафедрой теологии Российского государственного социального университета Розалия Моисеевна Рупова: -К нам идут целенаправленно, и вопросов о клерикализации не возникает. Тех, кто учится вне нашей кафедры, мы не трогаем — ведем светский курс религиоведения. Так что это надуманный вопрос. Ирина Михайловна Шеина, ректор Рязанского государственного университета, утверждает, что в ее вузе ни кафедра, ни факультет теологии, ни храм протестов не вызвали: -Рязань традиционно православный регион. Даже те, кто сами в храм не ходят, относится терпимо к Церкви, понимая, что без веры сейчас сложно. Сотрудничество между Церковью и светским образованием в Рязани налажено не только в области теологии:

http://pravmir.ru/zachem-nuzhna-teologiy...

Скончался лауреат Патриаршей литературной премии писатель Виктор Лихоносов 9 августа 2021 г. 15:50 9 августа 2021 года, на 86-м году жизни, скончался известный писатель, лауреат Патриаршей литературной премии В.И. Лихоносов. Виктор Иванович Лихоносов родился 30 апреля 1936 года на станции Топки (ныне Кемеровской области). Детские и юношеские годы провел в Новосибирске. В 1943 году погиб на фронте его отец, и семилетний мальчик испытал на себе все невзгоды безотцовщины. Уроженца Сибири, судьба забрасывает его на юг, на Кубань, где с 1956 по 1961 будущий автор учился на историко-филологическом факультете Краснодарского педагогического института. По словам Виктор Ивановича, любимым его занятием в студенческие годы было чтение, «по вечерам просиживал в крохотном читальном зале общежития». Одним из любимых мест для чтения также стал для будущего писателя читальный зал краевой библиотеки им. А.С. Пушкина. Он увлеченно читает произведения русской и зарубежной классической литературы, литературные журналы «Новый мир», «Наш современник», «Москва», «Вопросы литературы» и другие, «Литературную газету». Сразу после окончания вуза работал учителем в спецшколах-интернатах в Краснодарском крае: ст. Варениковской Крымского района и пос. Виноградный Анапского района. С этого времени начались его «первые литературные пробы». Его первый рассказ «Брянские», отправленный в «Новый мир» А.Т. Твардовскому, был опубликован в 1963 году в одиннадцатом номере этого журнала, сразу сделав молодого писателя известным на всю страну. В 2003 году рассказ «Брянские» вошел в сборник «Шедевры русской литературы ХХ века». Вхождение в большую литературу Виктора Лихоносова было стремительным. Одна за другой в Москве, Новосибирске, Краснодаре выходят его книги повестей, рассказов, очерков: «Вечера», «Что-то будет», «Голоса в тишине», «Счастливые мгновения», «Осень в Тамани», «Чистые глаза», «Родные», «Элегия». В 1966 году принят в союз писателей СССР. Очень рано о Викторе Лихоносове заговорили известные критики, которые отмечали его умение мастерски слить воедино слово и музыку, грусть и восторг, гордость и скорбь, жгучую современность и не актуальный исторический материал. Высшую оценку его творчеству дали Ю. Селезнев, О. Михайлов, В. Чалмаев, А. Нуйкин, О. Кучкина, Н. Машовец. Твардовский писал, что «проза Лихоносова светится, как у Бунина».

http://patriarchia.ru/db/text/5834614.ht...

Объявлены конкурсы на получение премий имени Героя Беларуси митрополита Филарета (Вахромеева), первого Патриаршего экзарха всея Беларуси 20 ноября 2021 г. 10:16 Впервые в Гродненской области Белоруссии учреждены две премии имени Героя Беларуси митрополита Филарета (Вахромеева ), первого Патриаршего экзарха всея Беларуси. Учредители — Гродненская , Лидская , Новогрудская епархии Белорусской Православной Церкви и ГУО «Гродненский областной институт развития образования» при поддержке главного управления образования Гродненского областного исполнительного комитета. Об этом сообщает сайт Гродненской епархии . Председателем конкурсной комиссии по отбору претендентов на вручение премий является архиепископ Гродненский и Волковысский, сопредседателем — ректор ГУО «Гродненский областной институт развития образования». В состав комиссии входят представители главного управления образования Гродненского облисполкома, ГУО «Гродненский областной институт развития образования», Гродненской, Лидской, Новогрудской епархий, иных органов государственной власти и организаций, научной и педагогической общественности. Торжественное вручение премий состоится 20 декабря 2021 года на базе Гродненского областного института развития образования. Премия «За высокий уровень организации духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи» приурочена к 14 декабря, дню тезоименитства митрополита Филарета. Для конкурсного отбора победителей документы и материалы претендентов в текущем году подаются до 1 декабря в центр идеологической, воспитательной и социальной работы института. Положение о премии «За высокий уровень организации духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи»можно  скачать здесь . Образец заявки на участие в конкурсе —  скачать здесь . Образец анкеты участника —  скачать здесь . Премия «За заслуги, гражданскую ответственность и самоотверженность, проявленные при исполнении профессионального долга в эпидемиологических условиях, вызванных пандемией коронавируса» — вторая инициатива епархий Белорусской Православной Церкви, цель которой — признание заслуг работников системы образования, выражение глубокой благодарности и искреннего уважения за проявленную высокую гражданскую ответственность за судьбы детей, за судьбу страны в сложившихся условиях. Премия приурочена к 12 января 2022 года, дню упокоения митрополита Филарета. Для конкурсного отбора победителей документы и материалы претендентов подаются до 6 декабря в центр идеологической, воспитательной и социальной работы института. Положение о премии «За заслуги, гражданскую ответственность и самоотверженность, проявленные при исполнении профессионального долга в эпидемиологических условиях, вызванных пандемией коронавируса», можно  скачать здесь . Образец заявки на участие в конкурсе —  скачать здесь . Образец анкеты участника —  скачать здесь . Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

267 Опис. Докум. и Дел Арх. Св. Син. I, 170, 230. Весьма возможно, что он, не понимал несколько неопределенного положения Св. Синода, объявившего себя, больше на словах, сильным Правительством, и по неведению не точно адресовал свои доношения Духовной Коллегии, а не с целью умаления чести Св. Синода: равными образом он удержал в Москве половину дьяков и подьячих в интересах управления патриаршей областью, а не предвосхищая права Московского вице-губернатора Воейкова, которому был дан указ о высылке дьяков и подьячих. 2-го июня 1721 г. м. Игнатий писал в Синод о недостатке дьяков и подьячих в Патриаршем Духовном Приказе, почему в управлении Патриаршей областью происходила остановка. «По одному только синодальному указу, говорил митрополит, надлежит послать указов полтараста и больше, а писать и крепить некому». Но было уже поздно. Св. Синод, приговаривая (8 марта), чтобы важнейшие дела по Патриаршей области управлялись с ведома м. Игнатия, с 23 февраля знал о его подследственности в Тайной Канцелярии. Его обвиняли в том, что в бытность Суздальским епископом ходил на поклон к инокине Елене, бывшей царице Евдокии (Лопухиной), видал её в мирском одеянии, и вместо того, чтобы донести об этом целовал ей руку, в 1717 г. он приказал попу Казанской церкви в Суздале пустить царицу-монахиню «петь всенощную», в том же году прислал ей пару немецких серых возников, на которых бывшая царица разъезжала. 268 Там же, I, 297, ср. 118. Проф. И. А. Чистович в своем сочинении « Феофан Прокопович и его время...» (стр. 190) пишет, что Крутицкие митрополиты, обыкновенно, заступали место патриарха в случае болезни или смерти и были ближайшими кандидатами на патриаршество. Учреждение Св. Синода разом подорвало все мечты и надежды Игнатия – этого противника новоучрежденного Синода и его распоряжений... Такая характеристика м. Игнатия на наш взгляд слишком несправедлива. Игнатий, как постриженник из московских купцов и приверженец старины, мог только досадовать что Москва при Синоде осталась без своего архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010