Таковы: I. M. А. Scholz, Biblischkritische Reise. Leipzig, 1827, стр. 140–149; Pertz, Archiv d. Gesellschaft fur altere deutsche Geschichtskunde, т. IX, стр. 645–656, где находится сообщение L. Bethmann " а о 95-ти рукописях Иерусалимской патриаршей библиотеки, хранившихся в Константинополе; – в журнале Philologus, т. V , стр . 758–762 статья R. Curzon, Besuche in den Kloster der Levante, –– по 3-му изданию на немецком языке R. R. Meissner " а, Leipzig, 1851, стр. 105, 116 и 117; –– Н. О. Сохе, Report to Her Majesty’s Government on the greek manuscripts yet remaining in libraries of the Levant. London, 1858, стр. 45–61 и 75–76. Это сообщение англичанина, по иному списку его, случайно найденному и приобретённому у одного араба в Иерусалиме в 1859 членом нашей тогдашней русской духовной миссии там иеромонахом (впоследствии архимандритом) Леонидом (Кавелиным) , было опубликовано и на Руси в 1870 году в Чтениях в обществе истории и древн. Росс. при Моск. Университете (кн. 4, стр. 1–32 отд. „Материалов иностранных»), под заглавием: Греческие книгохранилища востока и их рукописи, осмотренные одним английским путешественником в 1858 году, с предисловием О. М. Бодянского. Из наших русских учёных и писателей сравнительно более других потрудился над ознакомлением с рукописями Иерусалимской патриаршей библиотеки начальник нашей Иерусалимской духовной миссии архимандрит Антоний (Капустин), составивший каталоги рукописей библиотеки лавры Св. Саввы Освященного и Константинопольских рукописей Иерусалимской патриаршей библиотеки. Кроме того, профессор С.-Петербургского Университета А.А. Цагарелли, по поручению православного Палестинского Общества, описал грузинские 2 , а профессор Казанской Духовной Академии (ныне профессор Новороссийского Университета) Н.О. Красносельцев, – славянские 3 рукописи Иерусалимской патриаршей библиотеки. Наконец, сирские рукописи той же библиотеки описаны англичанином I Rendel – Harris " ом, описавшим и самую патриаршую библиотеку в статье: The library of the convent of the Holy Sepulchre at Jerusalem, помещённой в Haverford College.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Наш Εχολογιον, если он будет удостоен просвещённого внимания гг. членов Совета Академии и затем напечатан, уже сам по себе составит весьма важное научное приобретение. Обнимая памятники православного богослужения во всей его совокупности за столь длинный период, наш Εχολοιγον будет громадным подспорьем в деле начавшейся разработки вашей науки в пределах нашего отечества. Все собранные нами данные православного богослужения отличаются бесспорным интересом и новизной, но не все имеют одинаковую научную важность. Некоторые из этих данных, по своему научному интересу, заслуживают особенного внимания и достойны упоминания в данном случае. В области целого евхология нельзя пройти молчанием здесь, например, евхологий VIII–IX в. Синайской библиотеки 957, как имеющий самое близкое отношение к известному уже в науке Εχολογιον’у того же времени по списку Барбериновскому (Codex Barberinus S-Marci), изданному Гоаром вполне (Εχολ. Lut. 1647 ап.) и Сваинсоном лишь чины литургий (The greck Liturgies Lond. 1884 г.) и во многом дополняющий упомянутые издания; рукопись X века той же библиотеки 958 за полноту и интерес содержащихся в ней чинов древнейшей богослужебной практики, вышедших совершенно из употребления и потому в других рукописях несколько позднего происхождения, XIII, XIV и т. д. веков не встречающихся и бомбицинный евхологий того же монастыря 973 с определённой датой 1153 года. Последний евхологий, являясь весьма приятным исключением в ряду своих собратий всех известных библиотек 35 и имея неоспоримо важное значение своей датой для прочных научных выводов нашей науки, представляет в то же время научный интерес обилием молитв на различные случаи, между которыми много молитв апокрифического содержания и появлением в столь раннее время весьма сложных чинов и последований с молитвами нередко тоже апокрифического характера. Необходимо здесь указать ещё на бомбицинный евхологий каирской патриаршей библиотеки XIV в. 104 и на рукопись синайской библиотеки XV века 1006, как замечательнейшие сборники чинов и последований, практиковавшихся исключительно только в церкви александрийской, на пергаментную рукопись XIV века бывшей библиотеки монастыря Саввы Освященного (ныне патриаршей иерусалимской) 362 вместе с рукописью каирской патриаршей библиотеки 1407 года 371, как на источники практики великой константинопольской церкви и, наконец, на Архиерейский служебник 1660 года патриаршей иерусалимской библиотеки 151 вместе с упомянутым уже выше сборником 1665 г. свято-гробской константинопольской библиотеки, как на памятники бывшей практики церкви иерусалимской. Нельзя здесь не отметить пергаментный евхологий синайской библиотеки 1426 года 968, который, кроме своего материала и замечательно изящного письма, не лишён и литургического значения по полноте своих чинов, нередко потом повторяемых в других синайских рукописях позднейшего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Митрополит Минский Вениамин провел совещание, посвященное актуальным вопросам развития церковного пения в Белорусской Православной Церкви 11 марта 2021 г. 13:56 4 марта 2021 года в Минском духовном училище Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин провел совещание, посвященное актуальным вопросам развития церковного пения в Белорусской Православной Церкви . На встречу были приглашены специалисты в области хорового искусства из Минского духовного училища, Белорусской государственной филармонии, Белорусской государственной академии музыки, Белорусского университета культуры и искусств, Гродненского музыкального училища, а также руководители ведущих церковных и светских хоровых коллективов. Открывая заседание, Патриарший экзарх констатировал, что иногда приходится сталкиваться с тем, что в церковном пении присутствует много эмоциональности, а молитвенность отсутствует. Или другая крайность: очень молитвенно стараются петь, но не слаженно. «Нам надо сообща найти варианты, как и какие песнопения лучше исполнять, чтобы наши общие позиции, которые мы найдем, были зафиксированы, и в дальнейшем мы могли предложить их в пределах всего экзархата», — обратился к участникам совещания митрополит Вениамин. «Понятно, что это наша первая встреча, и далеко не все моменты мы сможем учесть, обсудить. Но думается, что важно положить начало. Потом у нас будет повод встречаться еще и обсуждать какие-то темы. Но важность этой встречи несомненна», — отметил Патриарший экзарх. «В Русской Православной Церкви действует соответствующая комиссия, которая дает свои рекомендации, но думаю, что мы в Белорусском экзархате должны учитывать и рекомендации комиссии Русской Православной Церкви, и наши сложившиеся традиции и нюансы», — сказал Патриарший экзарх. Участники совещания рассмотрели такие вопросы, как статус церковных хоровых коллективов (архиерейских, монастырских, приходских), проблема канонических, культурно-исторических и музыкальных принципов формирования богослужебного репертуара, участие церковных хоровых коллективов в фестивалях, конкурсах и иных церковных и государственных мероприятиях, трудовые права, обязанности, квалификационные требования для певчих, перспективы развития богослужебного пения и церковной музыкальной культуры в Белорусском экзархате, в том числе возможность проведения Минского фестиваля. В ходе активной дискуссии было высказано немало конструктивных идей и оригинальных предложений. По итогам совещания начата подготовка рекомендаций для приходских и архиерейских хоров, а также разработка детальной концепции, которая позволит наиболее полно и в краткие сроки осуществить принятые на совещании решения. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5783443.ht...

В Москве состоялось всероссийское совещание «Семейные ценности и демография», организованное при поддержке Патриаршей комиссии по вопросам семьи и ВРНС 29 октября 2018 г. 15:11 26-28 октября 2018 года в конференц-центре гостиницы «Протон» в Москве состоялось Всероссийское совещание-форум «Здоровое будущее. Семейные ценности и демография. Глобальный и региональный контекст», организованное Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства , Всемирным русским народным собором и Всероссийским советом православных объединений в защиту жизни. В мероприятии приняли участие более 70 руководителей епархиальных и общественных центров защиты семьи и детства. В пленарном заседании приняли участие председатель Патриаршей комиссии протоиерей Димитрий Смирнов , член Бюро Президиума ВРНС Н.Б. Жукова, главный специалист Минздрава России по репродуктивному здоровью, член-корреспондент РАН О.И. Аполихин, председатель Всероссийского совета православных объединений в защиту жизни иерей Феодор Лукьянов, ученые и специалисты в области психологии, здравоохранения, юриспруденции. Докладчики затронули актуальные темы, в ходе обсуждения которых были намечены новые задачи регионального развития Всероссийского совета православных объединений в защиту жизни. Особое внимание было уделено инициативе Святейшего Патриарха Кирилла о выводе абортов из системы обязательного медицинского страхования. Были рассмотрены вопросы взаимодействия со светскими общественными объединениями, работающими в сфере профилактики абортов, представлена схема работы Федерального ситуационно-методического центра, который должен стать организационной основой взаимодействия на местах. В докладах представителей церковной православной общественности подчеркивалась важность утверждения и неизменности базовых ценностей — крепкой, здоровой семьи, радости отцовства и материнства, целомудрия, любви и верности в браке как нравственной основы системы защиты прав и достоинства детей до рождения. Участники форума всесторонне поддержали тезисы о необходимости законодательной гарантии охраны здоровья ребенка на пренатальной стадии развития, четкого юридического определения понятия «плод человека», а также необходимости в условиях развития современных биомедицинских технологий наделения плода человека правовым статусом до рождения.

http://patriarchia.ru/db/text/5292708.ht...

Выступление Предстоятеля Русской Церкви на расширенном заседании Патриаршего совета по культуре 22 февраля 2012 г. 18:28 22 февраля 2012 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось расширенное заседание Патриаршего совета по культуре . Предстоятель Русской Церкви выступил с программным докладом, посвященным современной ситуации в области национальной культуры. Я рад приветствовать участников расширенного заседания Патриаршего совета по культуре. Благодарю всех, кто отозвался на приглашение и согласился принять участие в нашей работе. О проблемах культуры можно говорить очень долго, и мы знаем, что такие дискуссии ведутся на разных площадках. И мнений здесь всегда будет много, как и оснований для споров относительно того, что происходит в сфере современной культуры. Кризис культуры, творчества, ответственность государства и самих представителей культуры за этот кризис — любимая тема «кухонных бесед» нашей интеллигенции. Дискуссия по этому поводу никогда не прекращалась и, наверное, в ближайшее время не прекратится. Может быть, это хорошо — вести такую дискуссию необходимо. Культура любого народа — это живой организм со своими родовыми особенностями, организм, хранящий память и традиции предков. Культура продолжает жить независимо от того, заботятся о ней или пренебрегают. У нее самостоятельная жизнь. Только в одном случае, когда о ней заботятся, она расцветает и приносит благие плоды, в другом — загнивает, порождает уродства, приводит к моральному кризису общества, подменяется антикультурой, перерождается, как здоровая ткань организма перерождается в нежизнеспособную раковую опухоль. Дискуссии о культуре должны вестись постоянно, главное — они не должны перерастать в бессмысленные разговоры и в предмет пререканий между людьми политически ангажированными, которые расставляют в этих дискуссиях идеологические акценты. Нередко бывает и так, что в таком споре каждый лишь стремится показать свое собственное «я», представить собственное мнение единственным мерилом истины. За редчайшими исключениями, я не слышал ни одного выступления представителя культуры на телевидении, в котором бы имплицитно не содержался такой подход. Даже если кто-то смиренно говорит «по моему мнению», то, взирая на выступающего, понимаешь, что, по крайней мере, для него именно это мнение является единственным. Такие споры — это, простите, проявление нарциссизма. Они, как евангельская смоковница, не приносят плода. А культура — это общее, народное достояние, и попечение о ней нельзя превращать в способ стяжания личной выгоды, необязательно материальной.

http://patriarchia.ru/db/text/2029569.ht...

При участии Патриаршей комиссии по вопросам семьи в Общественной палате РФ прошли круглые столы по вопросам семейного образования и укрепления традиционных ценностей в системе высшего образования 23 ноября 2015 г. 14:36 20 ноября 2015 года в Общественной палате РФ обсудили вопросы развития семейного образования в России и укрепления традиционных ценностей в системе высшего образования. Участники круглых столов подготовят рекомендации по государственной поддержке семейной формы обучения детей и воспитанию традиционных ценностей в вузах. Работу круглых столов, организованных Комиссией по развитию образования Общественной палаты РФ при участии Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства и ряда общественных организаций, возглавил член Общественной палаты РФ митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий . Также в мероприятиях участвовал председатель Патриаршей комиссии протоиерей Димитрий Смирнов . «Семейное образование как форма обучения, осуществляемого родителями в семье, вне образовательных организаций, признана российским законодательством с 1992 года. Федеральным законом " Об образовании в РФ " право на выбор семейного образования имеют все родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся. Может ли семейное образование быть эффективным средством развития личности?», — сказал митрополит Игнатий на открытии круглого стола по семейной форме обучения. По его мнению, семейное образование является современной и эффективной формой обучения, позитивные результаты которой, как академические, так и социальные, подтверждены научными исследованиями. «По оценке экспертов, на сегодня это наиболее быстро растущая форма получения общего образования в мире. Возрастает интерес к семейному образованию, как со стороны российских семей, так и со стороны экспертов в области образования и представителей академического сообщества», — отметил митрополит Игнатий. Протоиерей Димитрий Смирнов отметил, что разрыв между школой и вузом так велик, что каждой семье, если ребеночек не гений, приходится нанимать педагогов для подготовки в вуз. Также председатель Комиссии по семье поделился данными об успехах домашнего образования на Западе: «Оказалось, что, по статистике, если ребенок учится в обычной школе, то из 100 баллов его успех достигает 50 баллов. Если же оба родителя, которые обучают ребенка дома, с высшим образованием, около 90 баллов получает в среднем ребенок, если один родитель с высшим — 86, если оба без высшего образования — 83 балла».

http://patriarchia.ru/db/text/4279644.ht...

Патриарший наместник Московской епархии принял участие в VIII Подмосковном форуме «Медицина и Православие» 12 декабря 2018 г. 16:42 10 декабря 2018 года в Клиническом институте им. М.Ф. Владимирского (МОНИКИ) в Москве прошел VIII Подмосковный форум «Медицина и Православие», организованный Министерством здравоохранения Московской области и отделом по работе с медицинскими учреждениями Московской областной епархии . В работе форума приняли участие митрополит К рутицкий и Коломенский Ювеналий , министр здравоохранения Московской области Д.А. Матвеев, духовенство Московской областной епархии, представители сестричеств и групп милосердия Московской епархии, учреждений здравоохранения и медицинских колледжей Московской области. Темой собрания в этом году стала «Медицинская и духовная помощь подрастающему поколению». С приветственным словом к участникам мероприятия обратился директор МОНИКИ Д.Ю. Семенов. Затем началась работа секций «Духовное и физическое здоровье молодых матерей. Сохранение и развитие жизни ребенка», «Нравственные проблемы современной молодежи», «Влияние волонтерства на формирование духовно здоровой личности в современном обществе». Мероприятие продолжилось пленарным заседанием под председательством Д.Ю. Семенова. Патриарший наместник Московской епархии обратился к собравшимся с приветственным словом: «Уважаемые Дмитрий Александрович и Дмитрий Юрьевич! Возлюбленные братья и сестры! Наша традиционная встреча проходит в период Подмосковных областных Рождественских образовательных чтений, тема которых связана с молодежью, с взаимосвязью между свободой и ответственностью в жизни подрастающего поколения. Это обстоятельство повлияло и на выбор предмета нашего сегодняшнего обсуждения. Как человек старшего поколения, являющийся свидетелем трагической истории нашей Церкви в ХХ веке, не могу не радоваться тому, что в наши дни средостение между медициной и Церковью постепенно преодолевается и становится возможным соработничество медицинских работников и священнослужителей в насущном деле помощи страждущим. Каждый отвечает за свое дело: врач стремится способствовать исцелению тела, а священник — облегчить духовные страдания и помочь обрести мир в сердце. Как мне представляется, эти цели не только взаимно не противоречивы, но напротив — гармонично сочетаются друг с другом. Об этом свидетельствует опыт благодатной деятельности домовых храмов и молельных комнат при медицинских учреждениях, которые во время проводимых там богослужений всегда полны молящихся, а священнослужители постоянно востребованы как для совершения треб, так и для проведения духовных бесед с находящимися на излечении.

http://patriarchia.ru/db/text/5321556.ht...

Патриарх имел право и власть ведать и судить всех этих своих подчиненных не только в делах духовных, но и во всяких делах «управных» (т. е. недуховных, гражданских), какие имели они между собою и в каких били на них челом люди сторонних ведомств, кроме лишь дел «разбойных, и татиных, и кровавых». Вместе с тем он имел право взимать со всех этих своих подчиненных пошлины по уложенью и налагать свои святительские дани и оброки на все духовенство и на пустошные церковные земли по своему усмотрению. Чтобы понять значение жалованной грамоты царя Михаил? Федоровича патриарху Филарету, надобно помнить, что тогда почти все более значительные монастыри в России и многие церкви, соборные, ружные, даже приходские, имели несудимые и тарханные грамоты, а по этим грамотам а) обитатели монастырей и духовенство церквей, равно как их слуги и крестьяне, подлежали власти своих епархиальных архиереев только по делам духовным, а по всем другим делам и во всяких исках на них от посторонних лиц находились вне зависимости от своих архиереев и подлежали суду самого государя или Приказу его Большого дворца; б) многие из таких монастырей и церквей с своим духовенством освобождались от взноса разных пошлин, какие обыкновенно собирались на епархиальных владык. Следовательно, своею жалованною грамотою патриарху Михаил Федорович как бы разом уничтожил все несудимые и тарханные грамоты, какие были у монастырей и церквей патриаршей области, и отчасти поступился для своего отца своими собственными правами или правами своего Приказа Большого дворца, о чем и заметил в самой грамоте: «А по нашему указу ведали их (монастыри и церкви патриаршей области) судом и управою кроме духовных дел во всяких делах в Приказе Большого дворца». Иски свои на сторонних людей все монашествующие и духовные лица патриаршей области и их крестьяне должны были вчинять по этой жалованной грамоте в светских приказах, которым те лица подлежали, но для трех московских монастырей, Троицко-Сергиева, Вознесенского девичьего и Новодевичьего, сделано было исключение.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Митрополиту Филарету присвоено звание «Почетный гражданин Минской области» 20 января, 2013. Новостная служба В видео-обращении к участникам собрания Митрополит Филарет выразил уверенность, что благосостояние жителей Минской области с каждым годом будет возрастать. 20 января. ПРАВМИР. Решением Минского областного Совета депутатов Патриаршему Экзарху всея Беларуси Митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету присвоено звание почетного гражданина Минской области, сообщает  официальный сайт Белорусского экзархата . Об этом было объявлено 18 января 2013 года во Дворце культуры города Молодечно на торжественном собрании, посвященном 75-летию образования Минской области. В видео-обращении к участникам собрания Митрополит Филарет выразил уверенность, что благосостояние жителей Минской области с каждым годом будет возрастать. «Однако в борьбе за экономические и культурные показатели мы не должны забывать о духовной стороне нашей жизни. Надеюсь, что сотрудничество Церкви и руководства Минской области найдет свое продолжение в совместных социальных мероприятиях — в сфере нравственного и патриотического воспитания молодежи, в акциях в поддержку семьи», — сказал он. Звания «Почетный гражданин Минской области» удостаиваются люди, внесшие существенный вклад в развитие столичного региона и всей республики — государственные деятели, представители индустрии, те, кто продвигает вперед науку, искусство и культуру, задает духовные и гражданские ориентиры современности. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 27 марта, 2024 11 февраля, 2024 24 октября, 2023 22 сентября, 2021 22 июля, 2021 20 мая, 2021 12 января, 2021 26 ноября, 2020 6 сентября, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы

http://pravmir.ru/mitropolitu-filaretu-p...

Патриаршие соболезнования в связи с трагедией на шахте «Суходольская-Восточная» в Луганской области 29 июля 2011 г. 19:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования Президенту Украины В.Ф. Януковичу,  Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру ,  губернатору Луганской области В.Н. Пристюку и митрополиту Луганскому и Алчевскому Иоанникию в связи с трагедией на шахте «Суходольская-Восточная» в Луганской области. По сообщению МЧС Украины, в результате взрыва 29 июля на шахте в городе Суходольск Краснодонского района Луганской области Украины погибло 17 горняков, судьба 9 человек остается неизвестной. Его Превосходительству Виктору Федоровичу Януковичу, Президенту Украины Ваше Превосходительство, многоуважаемый Виктор Федорович! С глубокой печалью воспринял известие о взрыве на шахте «Суходольская-Восточная», приведшем к гибели и ранениям горняков. Боль невосполнимой утраты близких переполняет сердца людей, которым в эту тяжелую минуту как никогда нужны помощь, поддержка и утешение. Знаю, что эти люди не останутся без внимания Церкви, государства и народа. Выражаю Вам и семьям погибших свои искренние и сердечные соболезнования. Молю Господа о упокоении покинувших этот мир и о спасении тех, кто остается под завалами. Господь да дарует чадам Своим мужество с христианским достоинством перенести тяжелейшее испытание. С уважением +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Главе Государственной областной администрации Луганской области В.Н. Пристюку Уважаемый Владимир Николаевич! Со скорбью узнал о взрыве на шахте «Суходольская-Восточная», унесшем жизни трудившихся в ней горняков. Прошу передать мои искренние соболезнования семьям погибших. Сейчас долг каждого человека, находящегося рядом с теми, кого затронула катастрофа, проявить милосердие, любовь и сочувствие к страждущим, к познавшим горечь безвременной разлуки с родными и близкими. Уверен, что власти региона окажут потерпевшим всяческую помощь и поддержку. Милостивый Господь да ниспошлет раненым скорейшее исцеление, да укрепит в трудах врачей и спасателей и да дарует утешение всем, потерявшим в аварии  друзей и родственников.

http://patriarchia.ru/db/text/1589203.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010