В общем итоге патриаршая область к концу 1657 и началу 1658 г., в период высшего своего развития, захватывала собою 22 нынешних губернии; в составе её числилось 85 городов, 4,036 данных церквей, 435 приделов, 54 часовни 17 . Такой громадный состав патриаршей области имел весьма важное значение как в устройстве церковной иерархии, так и в общем ходе тогдашней церковной жизни в России. Управление обширною областью давало патриарху один из значительных источников материального обеспечения, так как все данные церкви, их земли, дворы при них духовенства и прихожане были обложены разными податями в казну патриарха; при помощи собираемого с них дохода патриарх мог устраивать свой быт, расходовать большие денежные суммы на церковные и общественные нужды. Управление церковными делами этой обширной области давало патриарху возможность скоро и без особых препятствий проводить в жизнь те правила и порядки, которые тогда признавались лучшими в церковном управлении, и устанавливать повсюду стройность и единство; порядки патриаршей области служили образцом и для других епархий и должны были прививаться в последних. Но, с другой стороны, громадный состав патриаршей области имел и свои слабые стороны, неблагоприятно отражавшиеся на церковной жизни как в самой этой области, так и в остальных русских епархиях. Эти слабые стороны сознавались обществом и правительством; открыто указывались разные неудобства для правильного хода церковной жизни от обширности патриаршей епархии; в разных предложениях и челобитных, которые подавались патриархам, государям, соборам, раздавался голос против излишнего увеличения и усиления патриаршей области, указывалась нужда в сокращении её состава для открытия новых епархий и предлагалось даже изменение существовавшей тогда системы в церковном управлении. Насколько подобные заявления и предложения были близки к жизни и занимали собою внимание правительства, видим из того, что они рассматривались на Московских, вносились в соборные определения и по поводу их издавались особые правила для лучшего устройства тогдашних церковных дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Заступник голови Видавничої Ради взяв участь у заходах ярмарку-фестивалю «Волзька хвиля» у Саратові 3 жовтня 2022 р. 18:14 29 сентября 2022 года на Театральной площади г. Саратова состоялось торжественное открытие VIII Международной ярмарки-фестиваля «Волжская волна 2022», организованной при поддержке Российского книжного союза и правительства Саратовской области. В торжественном открытии ярмарки-фестиваля приняли участие губернатор Саратовской области Р.В. Бусаргин, министр культуры Саратовской области Н.Ю. Щелканова, заместитель председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви иеромонах Макарий (Комогоров), заместитель руководителя Российской книжной палаты, член Издательского Совета К.В. Антипов, креативный директор Московского политехнического университета, директор Института издательского дела и журналистики Е.Л. Хохлогорская, председатель Совета организаторов книжных выставок и ярмарок, проводимых в государствах-участниках СНГ Д.Г. Макаров, руководитель оргкомитета ярмарки-фестиваля, коммерческий директор издательства «Русский мир» А.В. Горохов. Приветственные слова гостям и участникам мероприятия направили президент Российского книжного союза С.В. Степашин и председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент . В ходе осмотра экспозиции иеромонах Макарий (Комогоров) вручил губернатору Саратовской области Р.В. Бусаргину юбилейный альбом, посвященный десятилетию Патриаршей литературной премии, сборник избранных произведений лауреатов и номинантов Патриаршей премии «Дорога к небу», а также представил сборник произведений лауреатов литературного конкурса «Лето Господне» «Серебряный луч», в который среди прочих произведений вошли работы ребят из Саратовской области. В этот же день в Историческом парке «Россия — моя история» г. Саратова состоялось пленарное заседание ярмарки-фестиваля, посвященное сохранению нематериального культурного наследия народов России. В ходе дискуссии с докладами выступили министр информации и массовых коммуникаций Саратовской области С.В. Бакал, писатель, литературный критик, публицист П.С. Беседин, генеральный директор ГУП «Татарское книжное издательство» И.К. Сагдатшин (Республика Татарстан), генеральный директор издательства «Айяр» А.В. Егоров (Республика Саха (Якутия)), старший преподаватель кафедры художественно-технического оформления печатной продукции Московского политехнического университета, неоднократный победитель и призер международного конкурса «Образ книги» в номинации «Электронное издание» Е.И. Тулин, профессор Приволжского института управления имени П.А. Столыпина (РАНХиГС) А.В. Амбармян, креативный директор Московского политехнического университета, директор Института издательского дела и журналистики Е.Л. Хохлогорская, модератором конференции выступил заместитель руководителя Российской книжной палаты, член Издательского Совета К.В. Антипов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5965015...

Глава пятая Образование С.-Петербургской Синодальной области и управление ей до открытия в ней самостоятельной епархии. Попытки назначения самостоятельного епископа в нее. Храмы и монастыри. Открытие (XXII) С.-Петербургский епархии (1742 г.). Ее состав и пределы. Кексгольм и Корельское викариатство. Отношение территории Петербургской епархии к территориям соседних епархий Новгородской и Псковской. Управление Синодальной Московской, бывшей Патриаршей областью до восстановления в Москве архиерейской кафедры и назначение туда самостоятельного архиепископа. Открытие Московской епархии в 1742 г. на территории Синодальной, бывшей Патриаршей, области. Состав и пределы Московской епархии. Распадение территории Московской епархии. Проект (1744 года) о выделении из нее четырех новых самостоятельных епархий: Владимирской, Костромской, Переяславль-Залесской и Тамбовской епархий. Открытие – XXIII – Переяславль-Залесской епархии (1744 г.); её состав и пределы. Викариатство Переяславль-Залесской епархии – Можайское. Открытие – XXIV – Коломенской епархии (1745 г.), её состав и пределы, XXV – Владимирской епархии (1748 г.), её состав, и пределы. Распределение в 1749 году городов, намеченных в 1744 г. в состав восстанавливаемой Тамбовской епархии, по соседним епархиям. Неудобство этого распределения. Открытие (точнее восстановление) XXV – Тамбовской епархии (1758г.), её состав и пределы. Состав Московской епархии после выделения из нее четырех епархий. Изменение в составе и территориях старых епархий в зависимости от открытия новых епархий и распадения Синодальной, бывшей Патриаршей области в половине XVIII в. Мысль об открытии Севской епархии в пределах Московской (1753 г.). Изменение состава и границ Воронежской и Белгородской епархий в зависимости от колонизации южной окраины России и населения там сербов, болгар, черногорцев и др., образовавших новую Сербию и Славяно-Сербию (1752 – 1753 гг.). Состав великорусских епархий перед учреждением великорусских духовных штатов в 1764 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Подобного более в истории России не бывало. Фактически Филарет Никитич был соправителем своего сына, «соцарствовал» Михаилу Феодоровичу. Прошения и челобитные подавались на имя двух «великих государей» – царя и Патриарха. Указы и грамоты по стране рассылались также от лица обоих. Послов от иностранных государей принимали также оба – царь и Патриарх. Причем, иногда Патриарх давал прием послам отдельно, но с тем же царским церемониалом, что и его сын. Более того, иногда Патриарх принимал даже единоличное решение по государственным вопросам. Особое положение Патриарха Филарета государь подчеркнул еще одним специфическим образом: в его Патриаршей области были отменены все тарханные грамоты и упразднен порядок, согласно которому судебное разбирательство на церковных землях, за исключением собственно духовных дел, велось Приказом Большого Дворца. Лишь уголовные дела, совершенные в пределах Патриаршей области, включавшей в себя около 40 городов, оставались в ведении гражданского суда. Остальными ведали Патриаршие бояре и чиновники. В своей Патриаршей области Филарет был полным хозяином. В этих привилегиях также следует видеть меры, способные закрепить столь благоприятное в тяжелые годы после смуты «двоевластие» царя и Патриарха, которые как отец и сын, безусловно, не могли не быть едиными во взглядах. Все это в конечном счете способствовало скорейшему водворению в стране порядка и упрочению новой династии. Однако далеко не всем была по душе деятельность Патриарха Филарета, что в общем-то вполне объяснимо. Сохранился очень недружелюбный отзыв о Патриархе Филарете, который оставил архиепископ Астраханский Пахомий (1641–1655 г.г.). Сам он в годы Патриаршества Филарета еще не был архиереем, а потому едва ли имел возможность лично знать Патриарха. Писал он, скорее всего, по отзывам других лиц, следующее: «Божественныя писания отчасти разумел, нравом опальчив и мнителен, а владетелен таков был, яко и самому царю боятися его. Боляр же и всякого чина царского синклита зело точаше заточениями необратными и инеми наказаниями.

http://pravoslavie.ru/5239.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Патриарший наместник Московской епархии принял участие в мероприятии, посвященном 25-летию Московской областной Думы 10 декабря 2018 г. 12:39 6 декабря 2018 года в Московской областной Думе состоялось торжественное мероприятие, посвященное 25-летию регионального парламента. В этот день депутатов и сотрудников аппарата поздравили полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Игорь Щеголев, губернатор Московской области Андрей Воробьев, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , представители Совета Федерации ФС РФ, Государственной Думы, зарубежных и российских парламентов, Правительства Московской области, общественных организаций. Председатель Московской областной Думы Игорь Брынцалов поблагодарил гостей за поздравления и выступил с докладом. Патриарший наместник Московской епархии обратился к собравшимся с приветственным словом: «Глубокоуважаемые Игорь Олегович, Андрей Юрьевич, Игорь Юрьевич и все высокое собрание! Так сложилась история, что развитие новой законодательной власти в Подмосковье проходило одновременно с возрождением церковной жизни в условиях религиозной свободы в современной России. И замечательно то, что между Московской областной Думой и Московской епархией за эти годы сложились отношения взаимоуважительного и доброжелательного сотрудничества. Они основываются на объединяющих нас идеалах патриотизма и стремлении к духовно-нравственному оздоровлению общества, воспитанию подрастающего поколения с опорой на отечественные традиции, коренящиеся в особой роли Православия в жизни России как в прошлом, так и в настоящем. Мне памятны многие встречи с депутатами, когда я знакомил их с жизнью Московской епархии, а также мы имели возможность обменяться мнениями по актуальным проблемам развития нашего региона. В дальнейшем мы перешли к совместному проведению слушаний и конференций, посвященных таким животрепещущим вопросам, как охрана материнства и детства, восстановление порушенных святынь, нравственное воспитание молодежи. Надеюсь, что такого рода соработничество будет продолжаться.

http://patriarchia.ru/db/text/5320615.ht...

Сказанного о церковном положении областей, отошедших к Швеции, достаточно, чтоб повторить, что помимо отделения Псковской епархии юго-западные пределы Новгородской митрополии не уменьшились. Не заметно существенного изменения пределов её ко второй половине XVII в. по южной и юго-восточной границе, изображающей из себя, как замечено выше, ломаную линию от города Великих Лук к устью р. Сухоны в С. Двину. Теперь только можно точнее обозначить пограничные пункты этой линии, пользуясь в иных случаях отрицательным методом. Исходными пунктами её на западе несомненно нужно считать г.г. Заволочье с Пусторжевским уездом 164 и Великие Луки, входившия с 1589 г. до 1775 г. в титул новгородских владык. Отсюда граница поднималась к Торопцу и отделяла его к патриаршей (бывшей митрополичьей) области. В свою Торопецкую десятину в 1556 г. м. Макарий ставил попа 165 . С верховьев р. Торопы севернаго притока З. Двины граница шла к озеру Селигеру по смесным владениям новгородцев с Тверью 166 . Обойдя озеро Селигер, она сливалась с границей древней Новгородской области и шла к северу чрез Тверцу по границе Тверской епархии на Торжок, Волок, Вежецк и Устюжну Железнопольскую, древний город Новгородской епархии, и области, отделяя все эти города к Новгородской митрополии 167 . От Устюжны через среднее течение р. Мологи подъем пограничной линии продолжался до северных берегов озера Лача, где стоял г. Каргополь. Прямой линией от г. Каргополя на юг к верховьям Сухоны, главному притоку р. С. Двины, и бассейном левых притоков Сухоны до впадения её в С. Двину обозначалась южная граница той области, которая известна под именем Ваги и которая вместе с Каргополем до 1682 года составляла южную часть северо-восточной территории Новгородской епархии. Следовательно, южная граница Ваги в данном месте может быть названа южной границей и Новгородской епархии. Пройдя несколько севернее р. Сухоны, она заканчивалась в среднем бассейне С. Двины, откуда по р. Двине начиналась восточная граница. Южнее проведенной черты лежали города тех епархий, уезды которых подходили к Новгородской митрополии. Такими, помимо Псковской епископии и патриаршей области, были Ростовская митрополия с двумя архиепископиями Тверской и Вологодской. Тверской архиерей посвящал ставленников в соседние города Новгородской епархии – Бежецкий Верх и Волок, за отсутствием местного архиерея. Велоозерская область с Пошехоньем, пограничные с Новгородской митрополией, значились отдельной десятиной в числе земель патриарха за 1625–1657 г.г. 168 . В то же время большая часть Пошехонья принадлежала Ростовской епархии 169 . Ей же принадлежали в 1558–1676 г. Устюг на левом берегу в нижнем течении р. Сухоны, Сольвычегодск на правом берегу другого притока С. Двины р. Вычегды, недалеко от её устья и г. Тотьма 170 . Таким образом, обозначенная граница Новгородской епархии в общем может быть названа довольно точной к началу второй половины XVII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В Тверской митрополии прошли I Фаддеевские парламентские чтения 15 декабря 2022 г. 17:57 14 декабря 2022 года в Законодательном собрании г. Твери прошли I Фаддеевские парламентские чтения «Духовно-нравственное просвещение детей и взрослых Тверской области». Мероприятие организовано в рамках Х Фаддеевских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Чтения открылись приветственными словами сопредседателей I Фаддеевских парламентских встреч. К собравшимся обратился митрополит Тверской и Кашинский Амвросий . Председатель Законодательного собрания Тверской области С.А. Голубев в своем приветствии подчеркнул, что парламентские встречи открыты для широкого круга духовенства, ученых, лидеров общественного мнения. Он рассказал о новациях нормативно-правовой базы, направленной на укрепление традиционных и семейных ценностей, как важного элемента государственной политики. Слова приветствия участникам I Фаддеевских парламентских встреч также передали тверские сенаторы — А.Н. Епишин и Л.Н. Скаковская, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Феодор Лукьянов. Они отметили важность парламентских встреч и их актуальность в связи с указом Президента России об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Вниманию собравшихся был предложен видеоролик о пленарном заседании Х Фаддеевских образовательных чтений. Далее прозвучали выступления, посвященные теме духовно-нравственного просвещения детей и взрослых в Тверской области. Митрополит Амвросий затронул в своем докладе актуальные вопросы духовно-нравственного становления личности граждан Тверской области на основе православных традиционных ценностей. О реализации Стратегии духовно-нравственного воспитания детей в Тверской области на 2018-2027 годы рассказала В.И. Новикова, заместитель председателя правительства Тверской области. О деятельности органов ЗАГС Тверской области, направленной на укрепление института семьи, сопровождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений сообщила М.М. Тихомирова, начальник главного управления ЗАГС Тверской области.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Говоря о подсудности духовенства, надо обратить особое внимание на те грамоты, которыми определялось положение Патриаршей области. Михаил Феодорович дал особую несудимую грамоту в 1625 г. Патриарху Филарету. В ней сказано, что по царскому указу до тех пор ведали духовных Патриаршей области судом и управой во всех делах, кроме духовных, в Приказе Б. Дворца. Теперь, вместо того, Патриарху предоставлено право судить духовных своей Патриаршей области во всех делах, кроме смертоубийства, разбоя и воровства, и притом как по жалобам духовных между собой, так и по жалобам на них от мирян; но духовные Патриаршей области должны были искать на посторонних в тех царских приказах, которым подсудны были их ответчики; встречные иски всегда разбирались там, где первоначальный иск. «После смерти Филарета, пишет Неволин в отделе об Управлении Церковном (в 6 т. своих сочинений), до издания Уложения Алексея Михайловича, не давалось Патриаршему престолу новых несудимых грамот, и не подтверждались прежния. Основываясь на смысле Уложения, надо было бы думать, что в этот промежуток духовные Патриаршей области были судимы во всех делах, кроме духовных, в Приказе Б. Дворца. Но из других свидетельств явствует, что и в это время на духовных Патриаршей области суд давался Патриархом и лицами, от него назначенными. Во всяком случае духовные Патриаршей области, не освобожденные от суда Патриарха особыми несудимыми царскими грамотами, в делах между собой подлежали суду Патриарха и лиц, им назначенных. С этого времени Патриаршая область явно начала выделяться из круга прочих епархий: здесь все духовенство, белое и черное, по всем своим делам, духовным и гражданским, оставалось в подчинении Патриарха, тогда как в других епархиях и церковные причты, и особенно монастыри по делам гражданских все больше освобождались через несудимыя грамоты от подсудности своим Архиереям и подчинялись Приказу Б. Дворца (Макарий)». В 1657 году Патриарх Никон исходатайствовал от царя подтверждение грамоты 1625 г., так что подсудность духовенства ею и определялась в Патриаршей области. Это духовенство судил Патриарший разряд – один из Приказов Патриарха. ix) Система приказов в церковном управлении

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Патриаршее приветствие организаторам и участникам Международной премии за выдающиеся достижения инвалидов в области культуры и искусства «Филантроп» 26 апреля 2012 г. 13:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие организаторам и участникам мероприятий, проводимых в рамках международной премии за выдающиеся достижения инвалидов в области культуры и искусства «Филантроп». Организаторам и участникам Международной премии за выдающиеся достижения инвалидов в области культуры и искусства «Филантроп» Дорогие братия и сестры! Сердечно приветствую организаторов и участников мероприятий, проводимых в рамках международной премии «Филантроп». Деятельность тех, чьими трудами вот уже 12 лет развивается этот важный проект, достойна благодарности, общественного внимания и всяческой поддержки, ибо их усилиями удается показать нашим современникам значительный творческий и духовный потенциал людей с ограниченными физическими возможностями. Еще недавно инвалидов старались изолировать от общества, игнорировались и их потребности, и их способности. За последние десятилетия ситуация значительно изменилась: в этой работе объединяют свои усилия государственная власть, общественные и благотворительные организации; обеспечивать активную социальную жизнь людям с ограниченными возможностями позволяют и новые технологии, которые становятся все более доступными. Однако помимо предоставления специальных условий и индивидуального подхода, таким людям важно получать еще внимание и любовь окружающих, полноценное межличностное общение, возможности для самореализации. Достижения людей с ограниченными возможностями в области культуры и искусства — наглядное свидетельство их внутренней связи со Творцом, которая и раскрывается в их творчестве. Преумножая Богом данные таланты, люди с инвалидностью показывают окружающим подлинную силу духа, пример целеустремленности и готовности преодолевать любые внешние трудности и испытания. Хотел бы выразить признательность Фонду «Филантроп» за многолетнюю подвижническую деятельность и поблагодарить лауреатов и соискателей премии за их терпение, веру, преданность Отечеству, за их желание приносить пользу людям во всех обстоятельствах жизни. От души желаю организаторам и участникам этого важного проекта крепости сил, творческих успехов и помощи Божией. Благословение Господне да пребывает со всеми вами. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2184947.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010