Вдохновляющим примером решения этой задачи, по мнению председателя Патриаршей комиссии, является семейное образование, которое выбирают многие христианские родители, получая очень хорошие плоды. Но основой успеха в этом начинании является живая вера: «И вот, если у нас еще есть любовь к Богу и желание подвига, то мы можем так начать строить жизнь, вопреки главным, как теперь говорят по-американски " трендам этого мира " , плыть против течения. Потому что христианство — это всегда плавание против течения, только и исключительно, и никогда по течению». В секции по теме «Экономика и демография — Почему будущее каждого общества зависит от семьи» участвовала секретарь председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи Екатерина Чистякова. Ее доклад познакомил слушателей с деятельностью комиссии по защите семьи в рамках церковно-государственного и церковно-общественного диалога. В секции «Объединение Востока и Запада — поиск общей цели во всем мире в области защиты жизни, брака и семьи», состоявшейся 15 сентября, принял участие протоиерей Максим Обухов, член Патриаршей комиссии, руководитель Медико-просветительского Центра «Жизнь». Священник обратил внимание участников на то, что проблемы, связанные с семьей, не решаются одной борьбой с негативными и разрушительными явлениями, антисемейными идеологиями. Большое значение сегодня имеет поиск новых концепций, позволяющих не только увидеть проблемы, но и успешно найти выход из них. Протоиерей Максим Обухов подчеркнул, что важен поиск способов созидания позитивной мотивации для защиты естественной семьи, для рождения детей как альтернативе абортов. Необходимо предложить обществу такую концепцию демографической политики, которая могла бы побудить семьи к рождению детей — и это более сложная задача, чем борьба с абортами или эвтаназией, которая должна стать новым приоритетом. В ходе заключительного пленарного заседания XII Всемирного конгресса семей после Президента Молдовы Игоря Додона к собравшимся обратился протоиерей Димитрий Смирнов.

http://patriarchia.ru/db/text/5269978.ht...

«Правильное устройство семьи начинается с пятого ребенка: дети находятся в постоянном общении с другими детьми и система начинает сама себя воспитывать. Этим процессом должен управлять отец, мать помогать ему. В таком случае дети растут в любви, безопасности, в атмосфере душевного благополучия, — описал модель идеальной семьи руководитель Патриаршей комиссии. — Чем дольше мы продлим ситуацию, когда ребенок находится внутри семьи, тем он будет крепче и физически, и психически, и умственно. Мне бы хотелось, чтобы в моем народе рождалась такая атмосфера устойчивого душевного благополучия, тогда и народ будет здоров». Заведующий кафедрой социальной и семейной педагогики Российского государственного социального университета Лев Мардахаев отметил, что увеличивающийся интерес к домашней форме обучения связан, в том числе и с кризисом школьного образования. «Школа — это живой организм, писали классики педагогики, а дело директора — поддерживать его жизнедеятельность. Из-за политики объединения школ директора даже не знают преподавателей в лицо, а школьники и их родителей заточены на подготовку к ЕГЭ, а не на освоение материала», — подчеркнул Л. Мардахаев. Сотрудник Фонда семьи и демографии, советник председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства в области развития домашнего образования Ирина Шамолина познакомила участников с исследовательскими данными о результатах семейного образования. «Феномен семейного образования находится " на стыке " традиции и современности, являя пример плодотворного синтеза старого и нового, без которого невозможно подлинное развитие педагогики», — отметила И. Шамолина, указав на необходимость обеспечить доступность семейного образования, освободить его от избыточного контроля, на важность государственной поддержки клубов и объединений родителей, выбравших эту форму обучения для своих детей. На круглом столе, посвященном воспитанию традиционных ценностей в высших учебных заведениях, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи протоиерей Димитрий Смирнов подчеркнул, что очень важно ориентировать молодежь на создание семьи, только в семье можно быть счастливым: «Национальная идея очень проста — сделать свой народ (а народ — это большая семья, которая состоит из малых семей) счастливым, а для этого надо вернуться к семье и сказать, что клад, который ты ищешь, он не на острове сокровищ, а он в том, чтобы создать семью, в этой семье научиться любви, чтобы исполнить заповедь " плодитесь, размножайтесь и наполняйте землю " ».

http://patriarchia.ru/db/text/4279644.ht...

Въз основа на разширително тълкуване на 28-мото правило на Халкидонския Събор привържениците на Патриарх Мелетий започнали да претендират и за изключителни права на Константинопол върху цялата православна диаспора. Всъщност в това правило се казва само едно: че митрополитите на Понтийския, Азийския и Тракийския диоцези на Римската империя, а също и «епископите на другородците на горепосочените области» трябва да се назначават от Константинопол. И въпреки това, вдъхновени от това правило, фанариотите създали теория, според която юрисдикцията на Константинополската Патриаршия трябва да се разпростира върху всички «другородци», включително всички православни жители на Западна Европа, двете Америки, Австралия и Азия. Може да се говори за различни източници на заплаха за единството на Църквата, но ако се спрем именно върху богословската страна на тази теория, то преди всичко бият на очи изкривяванията на еклисиологията, които неизбежно съдържат разрушителна сила, насочена срещу единството на Православието. Ние едва сега в пълна степен осъзнахме до какви тежки последици за единството на Църквата водят едностранните претенции на Константинопол. Но хората с далновиден богословски ум са разпознали опасността, изхождаща от тези претенции, много преди днешното печално време. В изказването си бих искал да се спра в частност върху приноса за богословското осмисляне на единството на Църквата и потенциалните причини за неговото разрушаване, направен през средата на ХХ в. от схиархимандрит Софроний (Сахаров), който наскоро бе канонизиран като преподобен от Константинополската Патриаршия. Когато отец Софроний след 20 години живот в Света Гора в края на 1940-те се оказал във Франция, той бил принуден да се потопи във водовъртежа на юрисдикционните спорове, които не стихвали в руските емигрантски среди. Един от въпросите, които се обсъждали активно тогава, бил ролята на Константинополския Патриарх като «пръв сред равни» в семейството на Предстоятелите на Поместните Православни Църкви. Този въпрос бил особено актуален за Архиепископията на руските енории, по това време в състава на Константинополската Патриаршия, но той бил не по-малко важен и за Московската Патриаршия.

http://mospat.ru/bg/news/88040/

Исполнился Божий глагол: поражу пастыря и разыдутся овцы».... 139 . Кто же эти овцы по отношению к патриарху? – Если к ним должны быть отнесены и епископы то ведь это повторение лишь другими словами римско-католического взгляда патриарха Никона , что «первый архиерей в образе Христа, а митрополиты, архиепископы и епископы в образе учеников и апостолов». Если же здесь имеется в виду лишь народ, то ведь епископат в России, к которому прежде всего и применимо понятие пастыря, не уничтожен. Удаление же многих овец из народа от Церкви зависит от причин более глубоких, от ненормального положения епископов в отношении исполнения ими пастырских обязанностей, а вовсе не от отсутствия среди них епископа с титулом патриарха. Уверят, что епископы не являются истинными пастырями по причине отсутствие в России патриарха значит еще более ронять русских епископов в глазах общества. Вообще самый метод доказательства от противного, если и достаточен, во многих случаях в области математики, то в применении к действительной жизни он совершенно не надежен, нисколько не убедителен и обыкновенно носит на себе ясные черты влияния предвзятых идей. Кроме того относительно рассматриваемых соображений в пользу патриаршества нельзя еще не заметить, что они построены, по-видимому, на том неправильном основании, которое известно в логике под названием post hoc, ergo propter hoe, т.е. после того, следовательно по причине этого. Изучение исторических данных времен русского патриаршества и эпохи преобразований не только не оправдывает утверждения, что будто бы в зависимости от уничтожения патриаршества общественный быт в России уклонился от христианских начал жизни, а скорее показывает, что этому уклонению, а равно и уничтожение патриаршества прежде всего способствовали сами же патриархи. Никон, как известно, слишком резко выделял свое положение в Церкви и высоко возносился даже над всеми другими епископами. По отношению же к государству он претендовал на положение равное царю. В предисловии к изданному при нем Служебнику 1655 года царь и патриарх именуются «богоизбранной и богомудрой двоицей».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

Патриаршее поздравление Д.В. Зеленину со вступлением в должность Губернатора Тверской области 11 июля 2007 г. 11:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил поздравительное послание Дмитрию Вадимовичу Зеленину в связи со вступлением в должность Губернатора Тверской области. Его Превосходительству Дмитрию Вадимовичу Зеленину, Губернатору Тверской области Ваше Превосходительство, многоуважаемый Дмитрий Вадимович! Сердечно поздравляю Вас с избранием и вступлением в должность Губернатора Тверской области. Занимая этот высокий пост в минувшие годы, Вы всегда являли пример ответственного, профессионального и искреннего служения России. Храня верность своему призванию и служебному долгу, ныне Вы вступаете в новый период управления Тверской областью. Ваше внимание к вопросам духовности и нравственности убедительно свидетельствует о Вашем бережном отношении к богатому историческому и культурному наследию нашего Отечества. Бывая на древней Тверской земле, я видел живое преемство традиций и восстановленную связь поколений. Этот край богат талантливыми, трудолюбивыми и добрыми людьми, которые являются главным его достоянием. За годы Вашего управления Тверской областью налажены хорошие отношения с Тверской епархией Русской Православной Церкви. Вы вносите свой весомый вклад в развитие конструктивного сотрудничества между духовным и светским руководством, которое приносит добрые плоды совместных усилий. При Вашем участии восстанавливаются и благоукрашаются порушенные в прошлом святыни, строятся новые храмы, возрождаются исконные традиции народа. Отрадно сознавать, что Ваша деятельность находит живой отклик в благодарных сердцах жителей области. Надеюсь, что и в дальнейшем дух доверия и взаимопонимания будет определяющим во взаимоотношениях, способствующих укреплению прочных нравственных устоев в обществе, созиданию духовно сильного, нравственно здорового и социально стабильного, возглавляемого Вами центрального региона России. Желаю Вам, многоуважаемый Дмитрий Вадимович, крепости душевных и телесных сил, мудрости, терпения и благословенных успехов в Вашем дальнейшем служении Отечеству на ответственном посту Губернатора Тверской области. С искренним уважением +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/267925.htm...

Патриаршие соболезнования в связи с гибелью людей в результате пожара в психоневрологическом интернате в Новгородской области 14 сентября 2013 г. 11:00 13 сентября 2013 года в результате пожара в психоневрологическом интернате «Оксочи» в Новгородской области погибли 35 человек. В посланиях губернатору Новгородской области С.Г. Митину и митрополиту Новгородскому и Старорусскому Льву Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования родным и близким погибших и пострадавших. Губернатору Новгородской области С.Г. Митину Уважаемый Сергей Герасимович! Выражаю глубокие соболезнования Вам, а также родным и близким погибших при пожаре в психоневрологическом интернате «Оксочи» в Новгородской области. Произошедшее стало не только большой трагедией, но и тревожным сигналом для нашего общества. Надеюсь, что будут приняты исчерпывающие меры для предотвращения подобных несчастий в дальнейшем, что власти сделают все возможное, дабы немощные люди получали необходимую им квалифицированную помощь и не оставались наедине со своими проблемами. Милосердный Господь да упокоит души усопших рабов Своих в селениях праведных и да ниспошлет утешение и мир скорбящим. С искренними соболезнованиями +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Льву, митрополиту Новгородскому и Старорусскому Ваше Высокопреосвященство! С сердечной скорбью воспринята мной весть о произошедшей в интернате «Оксочи» трагедии, в одночасье унесшей жизни многих людей. Выражая искренние соболезнования всем, кого ныне постигла горькая утрата родных и близких, возношу ко Спасителю нашему сугубые молитвы о погибших. Надеюсь, что духовенство Новгородской епархии проявит любовь, милосердие и сострадание к семьям, потерявшим родственников. Владыка жизни и смерти Господь наш Иисус Христос да упокоит в Небесных обителях души новопреставленных рабов Своих и да приклонит Свою милость к тем, кто в эти трудные дни пребывает в скорби и печали. С любовью во Христе +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3232752.ht...

В Москве назначено ведать этим сбором поповским старостам поочередно, и определена им за труд подмога с церквей же. Относительно патриаршей области и епархии к этому делу поставлен певчий, который имел писать грамоты к города и десятины патриаршей области и в епархии, принимать деньги и производить разверстку. С церквей патриаршей области положено сбирать 394 р., с 14 епархий 638 р. 26 алт. 4 д. В 1710 г. «по указу великого государя, по доношению из Духовного Приказу и по приговору в Ближней Канцелярии в комиссии министров, велено тому сбору с попов быть по прежнему, a сбирать по епархиям архиереям и присылать к Москве в Духовный Приказ, a из Духовного Приказу посылать в армию, в кавалерию и во инфантерию, на дачу попам п. причетники, взяв оттуда ведение, где что послать надлежит, a остатки за теми расходы отсылать в Военный Приказ, a на другие расходы тех денег в Духовном Приказе не держать. В 1720 году 9-го марта «против доношения из Приказу церковных дел, по Сенатскому Приказу, велено патриарши области и архиерейских епархий с церквей на прошлые годы те доимочные гривенные деньги... собрать, и впредь, по все годы сбирая, присылать к Москве в «Духовный Из документов Монастырского Приказа открывается, что до 1705 года принимались в нем подможные деньги частью по окладу, частью по запросу. С вологодской епархии в течение 1702—1704 годов принималось в Приказе окладных по 4 д. с рубля данной епархиальной подати, и «осьми полковым попам свейского походу по 3 деньги с рубля данного платежу» в 1704 С того времени, как подможные деньги отданы были в ведение Духовного Приказа. Монастырской Приказ был ревизионным учреждением по отношению к этому сбору. Иногда ведомцы и вообще чиновники его обязывались и сбором этих денег. Подможные деньги употреблялись в подмогу 1) полковым священникам, 2) протопопам, священникам, иеромонахам, диаконам и церковникам, посылавшимся из Москвы в С.-Петербург, 3) также отправлявшимся в завоеванные города и в посольства, и 4) на расходы по сбору и особенным случайным церковным

http://sedmitza.ru/lib/text/439442/

18 и 19: «по учреждении в России патриаршества, Брянская область с принадлежащими к ней городами, присоединена была к области патриаршей». Еще на стран. 19: «после того, когда княжества Черниговское и Северское по несчастному Вяземскому договору уступлены Польше, то все церкви, состоящие в этих княжествах, кроме областей, оставшихся за Россией, причислены к епархии Смоленской». Брянская область никогда не принадлежала патриаршей области, a после учреждения в России патриаршества, она опять оставлена по-прежнему в заведывании смоленского архиепископа, как это видели мы, что после Сильвестра долго смоленские иерархи титуловали себя и брянскими; во вторых, церкви Черниговского и Северского княжения причислены к Смоленской епархии не по несчастному Вяземскому договору, а гораздо до сего прежде, вскоре по закрытии с 1500 года в Брянске епархии. Даже титуловать себя смоленские иерархи Смоленско-Черниговскими начали прежде того Вяземского договора, заключенного с Польшей 1634 года, а с того самого времени, как в декабре 1618 г. по Деулинскому миру области Смоленская, Черниговская и Северская Россией уступлены Польше. Тогда за этой уступкой от Черниговской епархии какие остались во владении России церкви, хотя не имеем подлинных сведений, но 1625 года, Брянск, Карачев, Севск и вся Комарицкая волость, исстари бывшие в Черниговской епархии, верно по Деулинскому миру, оставшиеся за Россией принадлежали патриаршей области. Госуд. грам. III, 275; Археогр. акт. III, 231. Заметно они к ней были приписаны не прежде того мира потому, что смоленские архиереи, как выше видели мы, до самого взятия Смоленска поляками в 1611 году, титуловались брянскими; а как Брянск с 1619 г. опять остался за Россией, то Исаия, преемник Сергия, не титуловался уже смоленско-брянским, а смоленско-черниговским. Описан. Киево-Соф. соб. и киев. иерарх. стран. 163; Росс. Библиограф. Сопикова 1,230. Что Брянск с Путивлем и другими городами Украинскими оставлены за Россиею по тому Деулинскому миру, это видно из Археогр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

Патриарший экзарх всея Беларуси принял участие в отчетно-выборной конференции Белорусского фонда мира 1 декабря 2022 г. 10:28 30 ноября 2022 года на базе Национальной библиотеки Беларуси состоялась VII Республиканская отчетно-выборная конференция Белорусского фонда мира. С приветственным словом к участникам конференции в числе почетных гостей обратился Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин , который подчеркнул, что деятельность Белорусского фонда мира всегда находила живой отклик в сердцах сограждан, поскольку в горниле Великой Отечественной войны погиб каждый третий житель Белоруссии. «Некоторое время назад нам казалось, что ужасы войны канули в прошлое, наше благополучие представлялось нам чем-то незыблемым и непоколебимым, но в нынешней изменившейся обстановке деятельность Белорусского фонда мира обрела новую актуальность, — констатировал архипастырь. — Мы надеемся, что сегодня как прежде Белорусский фонд мира сможет найти достойные ответы на вызовы нашего непростого времени, что все мы сможем оказывать необходимую помощь и поддержку нашим братьям». «Что касается позиции Православной Церкви, то она просит своих чад усилить молитву о скорейшем восстановлении мира и оказывать содействие всем, кто нуждается в помощи», — заключил митрополит Вениамин. О деятельности общественного объединения за пять лет и задачах на предстоящий период доложил председатель правления Белорусского фонда мира Максим Мисько. Он отметил, что в основе деятельности объединения положены укрепление мира, дружбы, взаимопонимания и согласия между людьми и народами, пропаганда и воплощение в жизнь идей милосердия и гуманизма. Решением делегатов конференции Максим Мисько был переизбран председателем правления фонда. Ряду представителей Белорусского фонда мира Патриарший экзарх вручил награды Белорусской Православной Церкви за активную миротворческую и благотворительную деятельность и многолетнее соработничество с Белорусским экзархатом . В составе делегации Гомельской области в работе конференции принял участие архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан . За значительный личный вклад в укрепление мира, дружбы и согласия в белорусском обществе архиерей был награжден почетной грамотой Белорусского фонда мира. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru  Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5981915.ht...

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи принял участие в координационном заседании Родительской палаты 5 октября 2021 г. 12:03 29 сентября 2021 года в здании Правительства города Москвы состоялось координационное заседание Родительской палаты, организованное при содействии Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства . Участниками мероприятия стали более 200 делегатов — депутаты Государственной Думы и Законодательных собраний регионов, представители Министерства обороны РФ, а также руководители 60 региональных общественных организаций, активисты родительских организаций со всей России. Участники заседания выразили готовность представлять и защищать интересы семей в условиях конструктивного сотрудничества с обеими палатами Федерального Собрания и органами исполнительной власти, в том числе, региональными. На заседании обсуждались самые острые социальные проблемы в области деструктивного контента, демографии, повышения рождаемости, предложили меры поддержки многодетных семей. Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Феодор Лукьянов в своем докладе указал, что «демография — это сфера, где нет какого-то универсального, тем более узковедомственного решения; каждый наш шаг, новый закон, государственную программу мы должны оценивать прежде всего с точки зрения высшего национального приоритета — сбережения и приумножения народа России». В своем докладе он сообщил, что общее число семей в России составляет 42 миллиона, из них семей с детьми 23 миллиона и, хотя многие уверены, что именно экономическое положение является главным стимулом к деторождению, это не совсем так. «Основным стимулом для создания семьи и рождения детей является ценностный уровень принятия решения», — сказал священник и напомнил слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Рождение и воспитание каждого ребенка является одним из самых деятельных и очевидных проявлений той любви, которая заповедана нам Богом. Каждая семья служит подлинной школой любви как для родителей, так и для детей».

http://patriarchia.ru/db/text/5849664.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010