Все годы служения архимандрит Неофит переписывался со своим духовным наставником Преосвященным Тихоном (Белавиным), старался посещать его, иногда сослужил ему в дни Страстной и Светлой седмиц. Будущий секретарь Патриарха не только прекрасно знал Священное Писание, творения отцов Церкви, каноническое право, историю Церкви, агиографию, но и разбирался в современном течении общественной мысли. Этому способствовала работа в Духовном цензурном и Учебном комитетах. Отец Неофит, как и его духовный наставник архиепископ Тихон, принял участие в Предсоборном совете, проходившем в июне-июле 1917 года в Петрограде. В 1918 году отец Неофит переехал в Москву, служил в Крестовой церкви Троицкого подворья, заведовал Патриаршей ризницей, встречал посетителей Святейшего Патриарха и митрополита Евсевия, экзаменовал готовящихся к священнической или диаконской хиротонии. В 1922 году были арестованы насельники подворья, среди них — архимандрит Неофит. После допросов он был оставлен в одиночной камере на полгода. Заключение проходило в тяжелых условиях: сначала во внутренней тюрьме ГПУ, затем в Таганской, где около месяца отец Неофит находился в тюремной больнице из-за развившихся невротических болей. В декабре был объявлен приговор, и отец Неофит последовал в ссылку в Зырянский край в село Усть-Вымь. Остальных проходивших с ним по делу освободили. Арест осенью 1927 года последовал из-за перехваченных надзорными органами писем отца Неофита к духовно близким людям. В ссылке отец архимандрит уединенно жил в деревне на берегу реки Ангары, посвящая время молитве, богословским трудам и размышлениям о судьбах Церкви. В июле 1933 года отец Неофит поселился в Угличе, в июне 1934 года переехал в деревню Заболотье Егорьевского района Московской области, где в то время жили многие прошедшие репрессии священники и монашествующие. В апреле 1935 года «егорьевских церковников» арестовали. Одним из получивших 9 июня 1935 года самое строгое наказание — 5 лет исправительно-трудового лагеря — оказался отец Неофит. Осенью 1937 года находившийся в Мариинском отделении Сиблага отец Неофит был вновь арестован по групповому делу и в числе других осужденных расстрелян 3 ноября 1937 года.

http://patriarchia.ru/db/text/5529959.ht...

Поиски выхода из сложившейся ситуации заняли у председателя АРК практически целый месяц. Только 11 июня 1923 г. Ярославский решил предложить Политбюро ЦК РКП(б) на утверждение новый проект постановления, связанный с патриархом Тихоном. Этот машинописный документ с адресом «в Политбюро Ц.К. тов. Сталину» и с подписью-росчерком автора был отослан им в Бюро Секретариата ЦК РКП (б). Об этом, в частности, говорит оттиснутый на проекте Ярославского, вверху рядом с адресом, регистрационный штамп Бюро Секретариата с датой «16/VIΙ-23» и входящим номером «5358/с» 549 . Как и в своей предшествующей майской записке с проектом, Ярославский предварил текст, предлагаемый в качестве постановления, поясняющим предложением: «Необходимо срочно провести следующее постановление по делу Тихона». Далее в двух пунктах председатель АРК изложил лаконичными формулами суть разработанных мер в отношении предстоятеля Русской церкви, которые Политбюро должно было признать своим решением. В первом пункте Ярославский предлагал, не отвергая саму идею проведения суда, «следствие по делу Тихона вести без ограничения срока», т. е. до того времени, когда возникнут благоприятные условия для открытия «патриаршего» процесса. Самого же патриарха вполне можно было, изменив ему меру пресечения, освободить из-под ареста. При этом глава Русской церкви должен был сделать публичные заявления, содержанию которых Ярославский и посвятил второй пункт своего проекта. В этих заявлениях Тихон, согласно председателю АРК, должен был отразить, как минимум, шесть положений: раскаяться в совершенных им антисоветских преступлениях; «выразить свое теперешнее лояйяльное (! – С. П.) отношение к Советской Власти»; признать «справедливым состоявшееся привлечение его к суду»; отмежеваться «открыто и в резкой, форме от всех контр-революционных организаций», включая участников эмигрантского Карловацкого (в документе: «карловицкого») церковного собора; отвергнуть «происки» ряда глав зарубежных церквей: папы Римского, архиепископа Кентерберийского и патриарха Константинопольского; объявить о проведении церковных реформ (нового стиля). В конце документа отдельным абзацем Ярославский сообщал, что «в случае согласия» патриарха с этими положениями его вполне можно было «перевести в Валаамское подворье», разрешив «церковную деятельность».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При таких условиях вступил на Патриарший Престол Святейший Тихон, при таких условиях в течение семи с половиной лет правил патриархатом. Ясно, сколь труден был его подвиг. Тем с большим духовным удовлетворением ныне мы свидетельствуем, что Святейший Тихон при окончании земного поприща имел полное право вместе со святым Павлом сказать: «Подвигом добрым подвизался, течение скончах, веру соблюдох» ( 2Тим.4:7 ). Он не допустил к чистой святой вере никаких примесей. Среди всеобщего разрушения и разложения он сумел сохранить и канонический организм церковный в строжайшем соответствии с требованиями святых законов и правил. Среди бурь он сумел сплотить верующих в такой прочный союз, разрушение которого оказалось не под силу всесветным разрушителям. Подобно святителю Николаю, Патриарх Тихон для своих пасомых и сопастырей был тем «правилом (образцом) веры», держась которого верующие пребывали в вере, невзирая ни на что. Это значение Патриарха понимали противники веры, поэтому борьба их с верою в значительной степени обратилась в борьбу с «Тихоном». Хотя вкратце проследим те приёмы борьбы, которые были применены к нему и против коих он с честью устоял. Первый приём – обольщение: ценою признания власти разрушителей и поработителей, ценою публичного призыва народа к таковому признанию Патриарху давалась возможность купить себе все те внешние блага, какие способна дать своим сторонникам наличная власть. На эти искушения Патриарх ответил своими всему миру известными посланиями к народу, в коих он объявляет наличную власть безбожною и беззаконною и предаёт её анафеме. Нельзя отрицать того, что эти послания по содержанию своему являются не столько религиозно-церковными, сколько национально-политическими посланиями. Представители и наёмники Третьего Интернационала усмотрели в этих посланиях вмешательство Церкви в политику и всячески поносили и поносят за них Патриарха и его сторонников. Но родной Патриарху народ, история и живое христианское сознание не могут не видеть в этих посланиях высочайшего проявления христианского и гражданского мужества и верности национальному и патриаршему долгу. Подобно св. Филиппу и св. Гермогену, в тяжёлую для родины годину Патриарх должен был осветить народу текущие события с церковной точки зрения, и он этот свой долг исполнил. Значение этих посланий громадно: ими раз навсегда установлено в среде православных народных масс определенное мнение о наличной власти как власти безбожной, достойной анафемы, и этого мнения не рассеять ни прямым представителям Третьего Интернационала, ни их жалким наёмникам. Мы твёрдо уверены, что за эти послания и всю совокупность его национально-политических деяний не только мудрый град Ярослава Мудрого, но и вся Россия признает его своим «почётным гражданином”.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Ключевую роль в выработке параметров этого компромисса сыграли две записки Е. М. Ярославского, датированные 11 июня, и заседание АРК от 12 июня 43 (Протокол 24). Первая записка, адресованная в Политбюро ЦК Сталину 44 , полностью повторяет содержащееся в протоколе заседания Комиссии от 12 июня 45 . Ярославский и АРК предлагают: 1) Следствие по делу Тихона вести без ограничения срока. 2) Тихону сообщить, что по отношению к нему может быть изменена мера пресечения, если: а) он сделает особое заявление, что раскаивается в совершенных против Советской власти и трудящихся рабочих и крестьянских масс преступлениях и выразит теперешнее лойяльное отношение к Советской власти, б) что он признает справедливым состоявшееся привлечение его к суду за эти преступления. в) отмежуется открыто и в резкой форме от всех к[онтр]-рев[олюционных] организаций, особенно белогвардейских, монархических организаций, как светских, так и духовных. г) Выразить резко отрицательное отношение к Карловацкому Собору и его участникам. д) Заявить о своем отрицательном отношении к проискам, как католического духовенства, так и епископа Кентерберийскаго и Константинопольского патриарха Мелетия[.] е) выразить согласие с некоторыми реформами в церковной области (например новый стиль). 3) В случае согласия освободить его и перевести в Валаамск[ое] подворье не запрещая ему церковной деятельности 46 . Вторая записка Е. М. Ярославского содержит обоснование условий освобождения Патриарха с тем, чтобы власть могла сохранить лицо: 1) Необходим какой-нибудь шаг, который оправдывал бы наше откладывание дела Тихона, иначе получается впечатление, что мы испугались угроз белогвардейщины; 2) Из разговоров с Тихоном выяснилось, что при некотором нажиме и некоторых обещаниях он пойдет на эти предложения; 3) В случае его согласия, также заявления с его стороны будут иметь огромное политическое значение… 47 . По мнению Е. М. Ярославского, заявления Патриарха и освобождение на таких условиях “спутают совершенно карты всей эмигранщины”, “явятся ударом по всем тем организациям, которые ориентировались на Тихона”, “его личное влияние будет скомпрометировано связью с ГПУ и его признаниями”. Кроме того, освобождение Патриарха, по мысли Ярославского, должно быть гарантией против усиления обновленческого Высшего Церковного управления при сохранении последним своего влияния.

http://pravmir.ru/sledstvie-vesti-bez-og...

Также до сведения членов Политбюро доводится мнение, что слишком долгое затягивание процесса является вредным, в силу того, что «это дает возможность врагам играть на этой оттяжке и развивать бешеную кампанию». Однако на Политбюро этот документ так и не был рассмотрен. Предложения АРК о сроках открытия процесса Е.М. Ярославский подтверждает в новой записке в Политбюро от 10 мая 104 . Он от имени АРК предлагает: «Процесс б[ывшего] патриарха Тихона назначить в начале второй половины мая. Точный срок определить т. Галкину совместно с т. Крыленко и Ярославским». Однако в тот же день Политбюро в ответ на заявление Ярославского «О Тихоне» постановляет: «Отложить» 105 . В работе АРК происходит перерыв до 4 мая (протокол 20). В этот день Комиссия принимает решение допустить к Патриарху депутацию проходящего в то время обновленческого собора для «снятия сана» 106 , а в протоколе 23 от 5 июня отражено решение «не возражать против написания Тихоном ряда статей относительно его отношения к Соввласти в настоящее время и об “условиях, в которых он содержится под стражей”» 107 . Сложившаяся ситуация требовала принимать окончательное решение о дальнейшей судьбе Патриарха. Это стало возможным в результате определенного «компромисса» как со стороны Патриарха, так и со стороны власти. Ключевую роль в выработке параметров этого компромисса сыграли две записки Е.М. Ярославского, датированные 11 июня, и заседание АРК 12 июня 108 (протокол 24). Первая записка, адресованная в Политбюро ЦК И.В. Сталину 109 , полностью повторяет содержание протокола заседания Комиссии от 12 июня. Ярославский и АРК предлагают: «1) Следствие по делу Тихона вести без ограничения срока. 2) Тихону сообщить, что по отношению к нему может быть изменена мера пресечения, если: а) он сделает особое заявление, что раскаивается в совершенных против Советской власти и трудящихся рабочих и крестьянских масс преступлениях и выразит теперешнее лояльное отношение к Советской власти, б) что он признает справедливым состоявшееся привлечение его к суду за эти преступления, в) отмежуется открыто и в резкой форме от всех к[онтр]рев[олюционных] организаций, особенно белогвардейских, монархических организаций, как светских, так и духовных, г) выразить резко отрицательное отношение к Карловацкому Собору и его участникам, д) заявить о своем отрицательном отношении к проискам как католического духовенства, так и епископа Кентерберийского и Константинопольского патриарха Мелетия, е) выразить согласие с некоторыми реформами в церковной области (например, новый стиль).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Весьма своеобразную позицию в вопросе о выборах Патриарха занимал епископ Евгений (Кобранов). С одной стороны, он заявлял о себе как о горячем стороннике патриаршества и даже перед следователем одним из инициаторов выборов пытался изобразить себя, причем на довольно надуманном основании: «Что касается моих претензий попасть в число инициаторов движения за выборы патриарха, – говорил епископ Евгений А. В. Казанскому, – то оно (так – свящ. А. М.) основывалось на следующем: во время моего посвящения в епископы (март года), даже немного раньше, я, желая улучшить отношения мои с митрополитом Сергием, предложил во время обеда тост “за будущего патриарха, подобного Тихону», подразумевая личные мои отношения с патриархом Тихоном. Тогда Сергий ответил: “Если ты говоришь обо мне, то я согласен. Если за другого, то нет " » (ответ Заместителя, очевидно, надо понимать как шутку). В то же время, как следует из тех же показаний епископа Евгения, когда кампания по сбору подписей началась, инициаторами выборов по отношению к нему поначалу было проявлено недоверие: епископ Павлин только с третьего раза рассказал епископу Евгению «о заявлении 22-х епископов митр[ополиту] Сергию, о необходимости избрать митр[ополита] Кирилла в патриархи путем голосования среди епископата». Епископ Евгений подписался под заявлением, став в нем 23-м, но не беспрекословно. «Я удивился, – рассказывал он, – как Сергий при его уме и дипломатичности решился одновременно с работами по легализации церкви, не дожидаясь результата, дать движение такому делу. Павлин ответил: “Это (надо понимать, легализация – свящ. А. М.) безнадежно, все равно ничего не выйдет», сказал, что весь епископат уже высказался за Кирилла, что в случае моего отказа, дело обойдется без меня и т. д.» Такая аргументация на епископа Евгения подействовала, допустить, чтобы дело обошлось без него, он не мог, поэтому несмотря на все свои сомнения согласился не просто поставить подпись под обращением к митрополиту Сергию, но и сделать нечто более значительное. «В дальнейшем Павлин требовал от меня написать по историческим образцам обращение будущего патриарха к пастве, Констант[инопольскому] патриарху. Я согласился в 2 месяца написать с текстом греческим и русским обращение к вост[очным] патриархам» 1050 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В обоснование мотивировки своих предложений Е. Ярославский писал: “Необходим какой-нибудь шаг, который оправдал бы наше откладывание дела Тихона, иначе получается впечатление, что мы испугались угроз белогвардейщины” 38 . И далее: “Из разговоров с Тихоном выяснилось, что при некотором нажиме и некоторых обещаниях он пойдет на эти предложения”. Ярославский здесь упоминает о разговорах с Патриархом; о том, что “ра­боты” с Патриархом было чрезвычайно много, говорит и Тучков, однако никаких письменных следов “об­работки” Патриарха в деле не имеется. Эти “беседы” сознательно не записывались, так как носили незаконный характер, “методы” своей работы Тучков не раскрывает даже в сверхсекретном докладе. Ясно одно: на Патриарха оказывалось колоссальное, беспрецедентное давление. Факт отсутствия этих материалов в деле говорит о том, что даже при всей своей объемности оно далеко не в полной мере отражает обстоятельства следствия. 16 июня последовало заявление Патриарха в Верховный Суд РСФСР: В ВЕРХОВНЫЙ СУД Р.С.Ф.С.Р. От содержащегося под стражей патриарха Тихона (Василия Ивановича БЕЛЛАВИНА). ЗАЯВЛЕНИЕ Обращаюсь с настоящим заявлением в Верховный Суд Р.С.Ф.С.Р.[,] я считаю по долгу своей пастырской совести заявить следующее: Будучи воспитан в монархическом обществе и находясь до самого ареста под влиянием антисоветских лиц, я действительно был настроен к Советской Власти враждебно, причем враждебность из пассивного состояния временами переходила к активным действиям как-то: обращение по поводу Брестского мира в 1918 г., анафемствование в том же году Власти и наконец воззвание против декрета об изъятии церковных ценностей в 1922 г. Все мои антисоветские действия за немногими неточностями изложены в обвинительном заключении Верховного суда. Признавая правильность решения суда о привлечении меня к ответственности по указанным в обвинительном заключении статьям уголовного кодекса за антисоветскую деятельность, я раскаиваюсь в этих проступках против государственного строя и прошу Верховный Суд изменить мне меру пресечения т.е. освободить меня из под стражи. При этом я заявляю Верховному Суду, что я отныне Советской Власти не враг. Я окончательно и решительно отмежевываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархической белогвардейской контр-революций.

http://pravmir.ru/svyatitel-tihon-i-prin...

После этого 6-е отделение с помощью своих осведомителей начинает регулярно составлять сводки “о настроениях населения в связи с предстоящим процессом Тихона”. Первая такая сводка была составлена 17 апреля 1923 г. за 14 и 15 апреля 5 . Эти сводки, а их имеется более десятка, касаются настроений и разговоров среди различных групп населения Москвы. Пребывание в заключении пагубно сказалось на здоровье Патриарха. Остается неизвестным, применялись ли к нему какие-либо физические методы воздействия, которые в целом практиковались в ГПУ в эти годы, — ведь целью заключения Патриарха в тюрьму являлось использование всех возможных средств давления, чтобы добиться публичного покаяния. Имеется также косвенное свидетельство Тучкова о “методах” его работы с Патриархом; так, в своем отчетном докладе В. Р. Менжинскому о работе 6-го отделения в 1923 г. Тучков писал об этих событиях: “Тогда перед нами встала задача обработать (выделено мной — Д. С.) Тихона, так чтобы он не только извинился перед Советской властью, но и покаялся в своих преступлениях и тем самым поставил бы в глупое положение монархистов. Правда, надо сказать, что здесь с Тихоном работы было чрезвычайно много, он прекрасно понимал, что одним раскаянием дело не ограничится, а что и после придется слушаться и действовать по указке ГПУ, что его более всего тяготило, но благодаря созданной для Тихона обстановки и условий, где он содержался под стражей, а также правильно сделанного к нему подхода, Тихона удалось обломать и он собственноручно написал раскаяние (имеется в виду заявление Патриарха от 16 июня 1923 г. — Д. С.)”. Затем Тучков пишет: “Я совершенно сознательно упустил подробности приемов нашей работы, а касался лишь ея результатов, имея ввиду, что таковые во первых Вам известны, а во вторых они настолько разнообразны, что если их описать, то потребовалось бы написание целой книги” 6 . Н. Н. Покровский отмечает, что эти слова Тучкова “имеют целью самовосхваление и крайне ненадежны как исторический источник” 7 . “Обработка” Патриарха проводилась два месяца до его освобождения в июне 1923 г.

http://pravmir.ru/svyatitel-tihon-i-prin...

И в дополнение к «вине», ссылка на нарушение патриаршего указа от 25 сентября/8 октября 1919г., запрещающего духовенству вести борьбу против большевизма (?!). Здесь чувствуется, по крайней мере в том пункте, который говорит об отказе от духовной борьбы против безбожия большевизма, несомненное авторство советской власти. Кому не ясно, что здесь наличествует попытка обмануть церковное сознание как внутри страны, так и в эмиграции. В то время откровенное антихристианство, прикрываясь политической формой большевизма, ведет войну не на жизнь, а на смерть против Христовой веры, объявляя от «имени Церкви», что самооборона запрещена самою Церковью, – Патриархом Тихоном. Явный абсурд и наглый обман! Патриарх Тихон не мог входить в столь явное противоречие с Евангельским учением, в противоречие с самим собою и со Всероссийским Собором 1917–1918 гг. А при этом надо иметь в виду, что Патриарх не единолично управляет Церковью, а соборно, и, кроме того, мы должны помнить слова, сказанные Святейшим в кругу своих приближенных: «Прошу и умоляю не доверять всяким заявлениям, которые от моего имени появляются в советской печати. Не я это пишу, а они от моего имени пишут, чтобы сбить с толку верующих!» 41 Но почему-то под указом от 22 апреля/5 мая 1922г. тоже нет подписи Патриарха, а стоит подпись иного архиерея. В свое время этому факту не придавали особенного значения, думали, что Патриарх уклонился от подписи, желая этим подчеркнуть нецерковный характер указа. Но когда стали известны подробности его жизни, поняли, почему Патриарх не мог, если бы и хотел, подписать этот указ. Дело в том, что за два дня перед тем, то есть 3 мая, он передал полноту патриаршей власти Местоблюстителю Митрополиту Агафангелу, так как каждую минуту ожидал ареста. Звание Патриарха он, естественно, передать не мог, а исполнение патриарших обязанностей передал. Но большевистская власть не впустила Митроплита Агафангела в Москву, и Митрополит Агафангел не имел возможности вступить в исполнение этих обязанностей. Конечно, это было сделано советской властью с явным умыслом, чтобы в момент «междуцарствия» издать подложный указ. Власть сумела получить из канцелярии Священного Синода и Высшего Церковного Совета вышеупомянутый указ на имя Митрополита Евлогия, произведший церковный раскол в Православной Российской Церкви за границей. А тот Архиерей, чья подпись стоит под указом от 22. 4/5. 5. 1922г., сделал это не добровольно, а под давлением советской машины принуждения – ЧК.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Межцерковные контакты помогают налаживанию отношений между Россией и США, считает Патриарх Кирилл 7 декабря, 2017. Новостная служба Патриарх Кирилл: «Эти контакты связывают людей, разделяющих единую веру» 7 декабря. ПРАВМИР. В Москве состоялась встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Блаженнейшим Митрополитом всей Америки и Канады Тихоном. В ходе встречи Глава РПЦ отметил «особое значение», которые обретают контакты Церквей в «условиях сложных отношений между Россией и США». Он также подчеркнул, что двусторонние отношения между Русской Православной Церковью и Православной Церковью Америки  не только сохраняются на высоком уровне, но и развиваются. «Эти контакты связывают людей, разделяющих единую веру, у которых общая история, общие духовные ценности, и которые могут, я уверен, служить звеном и между нашими народами, содействовать примирению и установлению доброго сотрудничества»,  — считает Патриарх Кирилл. Первосвятитель рассказал, что Россия готова принять больше паломников из Американской Православной Церкви. «У нас есть что показать людям, интересующимся православием, особенно принадлежащим к православию на североамериканском континенте», — отметил он. Митрополит Тихон вместе с главами других поместных православных церквей прибыл в Москву на торжества по случаю 100-летия восстановления патриаршества в Русской Церкви. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 1 сентября, 2022 22 июля, 2022 3 декабря, 2017 3 декабря, 2017 4 декабря, 2017 18 октября, 2023 28 марта, 2023 23 января, 2023 26 декабря, 2022 1 сентября, 2022 22 июля, 2022 3 декабря, 2017 3 декабря, 2017 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/mezhtserkovnyie-kontak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010