Л. Д. 67, кн. 1 С. Д. Преступное руководство бывшим Патриархом Тихоном контрреволюционной работой в областях, занятых белыми, обнаруживается и при рассмотрении церковно-черносотенных подвигов другого деятеля бывшего епископа Ростовского Арсения [Смоленца ], разоблачившего, что при предполагавшемся занятии Москвы Деникиным все постановления Ставропольского Собора должны были быть представлены на утверждение бывшего Патриарха Тихона задним числом, с одной стороны, и что, с другой, – им оглашались воззвания бывшего Патриарха, содержащие в себе, по его же Л. Д. 215, т. 4. собственным словам, «указания, направленные против отношения большевиков к Церкви», в действительности же, направленные против Советской власти вообще. В таком же духе выпускались Арсением [Смоленцем] воззвания Юго-Восточного Поместного Собора, справедливо указывавшего в одном из таких воззваний, что Л. Д. 218, т. 4. эта контрреволюционная агитация ведётся «не без мысленного благословения святейшего отца нашего Тихона, Патриарха Московского и всея России, через отделяющие нас от него преграды вражии...» Выше, впрочем, было показано, что связь «святейшего» Тихона с Л. Д. 220, т. 4. Ставропольским Собором и белогвардейцами была отнюдь не «мысленная», а совершенно реальная, как реальны были и тихоновские благословения. Л. Д. 221, т. 4. О той же связи говорит также и обращение бывшего протопресвитера военного и морского духовенства и священника бывшей царской ставки и бывшего товарища председателя Церковно-Поместного Собора в Москве Шавельского, за 971 от 16 июля, в котором от имени Высшего Церковного Управления заявлялось, между прочим, что «у нашей (т, е. белой) армии и государственной власти – одна цель и желание: скорее освободить истерзанную Родину от насильников и грабителей – большевиков». А в это Высшее Церковное Управление, поддерживавшее связи, хотя и не беспрепятственные, с Тихоном, входили такие деятели Собора, как бывший князь и проф. Евгений Трубецкой. Но и внутри России программа Ухтомского не осталась только на бумаге.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Здесь, на проекте «200 храмов», мэр и Патриарх не могут лично так много объектов отслеживать. Есть владыка Тихон , Патриарший куратор — он для нас не просто священнослужитель, он градостроитель, а мы исполнители. По поручению Патриарха он определяет основные решения, а мы никогда не спорим, потому что представитель Церкви лучше знает, какими должны быть храмы. Очень важно участие настоятелей храмов. Там, где настоятель подвижник, душу отдает приходу, там совершенно по-другому дело идет. Примеров много. — Приведете примеры? — Из последних объездов вспомнился случай на улице Барклая. Там один видный человек, не буду называть фамилию, вызвался быть благодетелем, а потом пропал: на звонки не отвечает, на совещания не приезжает. Мы когда с владыкой Тихоном и другими членами штаба выехали на эту площадку, я был потрясен: на пустом месте человек 150 и настоятель. Они беседовали, обсуждали уже устройство прихода, а день был очень жаркий, градусов 30. Люди разного возраста собрались: и старшее поколение, и молодые совсем, семьями целыми с детьми пришли. Еще ничего нет, люди только узнали, что будет храм — и уже пришли, и настоятель уже беседует с ними, организовывает. Это урок для тех, кто обещает и не делает. Подводить нельзя в святом деле. Там, где есть активные общины верующих, они и сами деньги собирают по чуть-чуть, и крупных благодетелей ищут. Где работа идет, там и результат будет. На 99,9% все зависит от труда священника. — В московских округах за продвижение программы отвечают и светские префекты, и «духовные префекты» — викарии Святейшего Патриарха. Как идет это взаимодействие? — У нас система такая. По программе этого года мы вместе с владыкой Тихоном провели совещания во всех префектурах с обязательным их участием, а также с участием всех глав управ, муниципальных депутатов и настоятелей. Рассмотрели каждый храм: хорошо ли участки подобраны, когда будем градостроительную документацию готовить, когда будем начинать строительство, когда закончим, когда откроем финансирование.

http://patriarchia.ru/db/text/3082320.ht...

25–10 Постановление Политбюро ЦК РКП(б) о введении заместителя наркома юстиции П. А. Красикова в состав Комиссии по руководству церковными процессами. Из протокола заседания Политбюро 60, п. 22 от 5 апреля 1923 г. (См. дело 24, документ 37.) 25–11 Протокол заседания Комиссии по руководству процессом над патриархом Тихоном 7 апреля 1923 г. С. СЕКРЕТНО. ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ КОМИССИИ ПО РУКОВОДСТВУ ПРОЦЕССОМ ГР. БЕЛАВИНА. от 7-го Апреля 1923 г. Присутствовали: т.т. РЫКОВ, КАЛИНИН, ЯРОСЛАВСКИЙ, КРЫЛЕНКО. Слушали: Постановили: Отложить процесс гр. Белавина до 17/IV-23г. Изменить меру пресечения с четверга 12/IV, подвергнув гр. Белавина тюремному заключению. Войти в Финкомитет с представлением об отпуске Верхтрибу дополнительно тысячи золотых рублей на покрытие расходов, вызванных отсрочкой процесса (с 12 до 17-IV). Считать необходимым допустить второго общественного обвинителя по делу Белавина,– наметив для этой цели кандидатуру т. Красикова; поручить т. Ярославскому выяснить возможность привлечения к участию в процессе в качестве второго общественного обвинителя т. Скворцова, в случае, если т. Красиков по состоянию здоровья не будет иметь возможности выступить в процессе [ 15 ]. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ А. И. РЫКОВ. – Л. 17. Заверенная машинописная копия того времени. В левом верхнем углу рукописная помета: “ЦК. РКП. Политбюро”. В конце заголовка приписано синим карандашом: “(патр[иарха] Тихона)”. В правом верхнем углу штамп Бюро Секретариата ЦК РКП(б) с рукописными датой “13/IV-23 г.” и входящим номером. – ГАРф, ф. 5446, оп. 55, д. 409, л. 94. Незаверенный экземпляр той же машинописной закладки. В левом верхнем углу рукописная помета: “Отправлен в П[олит]б[юро] и 153 . 423/10/IV-23 г.”. Фамилия Калинина подчеркнута красными чернилами два раза. 25–12 Шифротелеграмма полпреда в Великобритании Л. Б. Красина заместителю наркома иностранных дел М. М. Литвинову с запросом материалов процесса над патриархом Тихоном 10 апреля 1923 г. расш[ифрована] 11.4.23 г. ШИФРОМ. Из ЛОНДОНА. Москва, ЛИТВИНОВУ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Сретенская духовная академия — самая молодая из академий Русской Церкви. На какие образцы — как церковные, так и светские, как российские, так и зарубежные — Вы ориентируетесь в ее развитии? — Сретенская духовная школа создавалась митрополитом (тогда архимандритом) Тихоном (Шевкуновым) на основе ресурсов различных духовных и образовательных центров: Московской духовной академии , Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , Московского государственного университета и иных вузов Москвы. Она впитала отовсюду нечто, но самое сильное и специфическое воздействие оказал, несомненно, сам основатель — отец Тихон, который стал для студентов родным отцом, «Батей», и воплотил здесь многие свои уникальные идеи как в сфере образования, так и в сфере воспитания студентов. — Создатель Сретенской семинарии — митрополит Тихон (Шевкунов) — сейчас исполняет обязанности ректора Псково-Печерской семинарии. Сохраняется ли связь академии с митрополитом Тихоном, а самой молодой академии — с самой молодой семинарией? — Если говорить о связи, то Псково-Печерская семинария делала свои первые шаги именно как филиал Сретенской семинарии. Сейчас уже она обрела полновесность и самостоятельность, но наше многостороннее сотрудничество продолжается. Посмотрите список преподавателей в Псково-Печерской семинарии и увидите, что около половины из них приезжают из Сретенки. Выпускники нашей школы стали там руководителями, а архитектурное решение семинарии в Печорах является продолжением идей владыки Тихона, реализованных в Москве. Уверен, что наше сотрудничество будет только нарастать, а яркая харизматичная личность основателя, который является родоначальником для обеих школ, будет этому только способствовать. — Кто для Вас образец как для ректора? Как выстроено в академии Ваше взаимодействие со студентами? Есть ли неформальные мероприятия? — Несомненно, владыка Тихон является ярким ориентиром в решении многих ректорских вопросов, но надо признать, что во многом он уникален и стать точно таким же ни у кого не получится. Каждый на этой должности должен реализовать тот потенциал, который у него есть от Бога. Если говорить о моих принципах, то они сконцентрированы в слове «со-бытие». Взаимопонимание между ректором и студентами необходимо, оно нуждается в поддержке и развитии, но началом и основой для этого является общая жизнь в самых разных форматах. Поэтому стараюсь быть не только администратором, но и преподавателем на всех ступенях образования, научным руководителем, вместе с ними молиться на богослужении, разделять обед, иногда играю с ними в волейбол, провожу киноклуб, вместе обсуждаем текущие события. Время покажет, насколько это правильно.

http://patriarchia.ru/db/text/5916883.ht...

Это хорошо видно на примере с выпиской, изготовленной в Бюро Секретариата и адресованной Чичерину. Несмотря на запись в карточке-бланке третьего пункта из «подлинного» протокола 61 заседания Политбюро от 12 апреля 1923 г.: «Чичерину (все)», полного текста постановления «о Тихоне» нарком по иностранным делам так и не получил. Оказывается важнейший сверхсекретный текст решения высшего партийного органа чернилами рукой Назаретяна был зафиксирован на отдельном листе простой бумаги. Внизу документа написавший его заведующий Бюро Секретариата проставил свои инициалы: «АН». Таким образом получается, что все, действительно полное, постановление об отклонении предложения Чичерина разместилось на двух листах бумаги, заполненных рукой Назаретяна. Первый лист, как было показано, находится в «подлинном» протоколе 61 вместе с карточкой-бланком, второй же хранится ныне в тематическом деле АПРФ рядом с отпуском выписки для Чичерина и его инициативным письмом от 10 апреля 1923 г. 524 То, что этот второй лист является составной частью рассматриваемого постановления, подтверждается делопроизводственной пометой, проставленной на нем Назаретяном: «Постановление] П[олит]Б[юро] 61/3 от 12/IV 23 г.» (номер протокола и пункта «61/3» приписан им же над пометой вероятно после окончательного оформления протокола). Сам текст не записанного вместе с другими подпунктами решения из пяти строк гласит: «Поручить Секретариату ЦК дать диррективу (так! – С.П.) Верховному Трибуналу вести дело Тихона со всею строгостью, соответствующей объему колоссальной вины, совершенной Тихоном». Вверху данного листа все той же рукой заведующего Бюро Секретариата с указанием фамилии адресата этого текста помечено: «Только для т. Сталина». Таким образом, Политбюро приняло по процессу над патриархом Тихоном, как и предлагал Чичерин, предварительное решение о наказании. Правда, в этом решении ничего не говорилось о «невынесении смертного приговора Тихону», а скорее наоборот. Хотя дать прямое досрочное указание в виде директивы о применении высшей меры наказания Политбюро не посчитало нужным. Вместе с тем, в приведенных выше эвфемистических выражениях о «колоссальной вине» патриарха Тихона и о ведении дела «со всей строгостью», несомненно, читается расстрельная по своему характеру директива высшего органа партийной власти. Иначе не было бы необходимости оформлять это постановление как особое и сверхсекретное, с исключением его из протокола заседания Политбюро. В сущности, не доверив данный текст сотрудникам Бюро Секретариата и зафиксировав его лично на отдельном листе вне протокола, Назаретян тем самым избежал возможной огласки принятой директивы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При изготовлении 19 октября 1922 г. выписок для рассылки указанным адресатам текст постановления Политбюро заимствовался с карточки-бланка из «подлинного» протокола 32 заседания высшего органа ЦК РКП(б) от 19 октября 1922 г. Доказательством тому являются совпадающие адресаты рассылки и общий исходящий номер, проставленные как на карточке-бланке, так и на выписках. Из размноженного текста постановления Политбюро от 19 октября 1922 г. с приложенным к нему текстом постановления Оргбюро (Секретариата) от 13 октября 1922 г. получившие его адресаты узнали, что Политбюро утвердило с подачи Бубнова по инициативе Оргбюро единую всеобъемлющую руководящую комиссию по религиозным делам, наделенную правом рассмотрения практически всех возникающих перед властью «церковных» проблем. А то, что таких проблем у власти имелось в достаточном количестве, хорошо видно на примере проанализированного выше доклада АРК в Политбюро от 1 января 1923 г., составленного во исполнение постановления высшего партийного органа «о комиссии по антирелигиозной пропаганде» от 19 октября 1922 г. и официально приписанного к нему в Бюро Секретариата ЦК РКП(б). С созданием АРК именно она стала в лице своего председателя основным инициатором рассмотрения в Политбюро «церковных» вопросов, как до нее была центральная КИЦЦ во главе с Троцким 478 . В феврале, марте и апреле 1923 г., вплоть до окончания работы Политбюро XI созыва, АРК обращалась к высшему партийному органу с просьбами по поводу двух главных «церковных» проблем, связанных с подготовкой процесса над патриархом Тихоном и с проведением обновленческого Поместного собора. Кстати, этим двум проблемам отчасти был посвящен и рассмотренный выше доклад за подписью председателя АРК Попова от 1 января 1923 г., представленный в Политбюро. Очевидно, партийные функционеры считали, что следственное патриаршее дело двигается успешно, как рапортовал в своем докладе один из них, поэтому Ярославский, сменивший в конце января 1923 г. Попова на его посту, уже в начале февраля вошел в Политбюро с конкретными предложениями об организации процесса над Тихоном 479 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Существующий – по слухам – будто бы исчерпывающий труд, посвящённый исследованию иосифлянского раскола, автором коего является проживавший в Болгарии бывший Богучарский епископ Серафим [Соболев], – нам, к сожалению, неизвестен.) Говоря об анафематствовании живоцерковников Святейшим Патриархом Тихоном, митрополит Елевферий, несомненно, имеет в виду известное подложное послание Святейшего от 23 ноября (6 декабря) 1922 г., ходившее по рукам в Москве и тогда же проникшее за границу и имевшее там также широкое хождение среди эмигрантского клира и мирян. Апокрифичность этого послания своевременно была засвидетельствована самим Святейшим Патриархом в письме на имя редакции газеты «Известия ВЦИК» от 27 июня (10 июля) 1923 г. Как видно из письма, Святейший полагает, что приписываемое ему послание своим происхождением обязано инициативе антисоветской эмиграции; может быть, это было и так... Однако нам кажется более правдоподобным предположить происхождение этой фальшивки внутри страны, откуда она уже позже проникла в зарубежье и по характеру своему оказалась весьма отвечающей настроениям, царившим в ту пору среди церковной эмиграции. Она сейчас же была опубликована в закордонной печати и неоднократно упоминается в различных церковных актах, одной из иллюстраций чего и является упоминание о ней в работе митрополита Елевферия «Неделя в Патриархии». Полные тексты фальшивки-«послания» и письма-опровержения, адресованного Святейшим Патриархом Тихоном в редакцию «Известий», приведены в хронологически соответствующих им местах в нашем сборнике. В своё время к беглопоповцам переходил епископ Балахнинский Филипп [Гумилевский], впоследствии, при Заместителе, ставший архиепископом Звенигородским и управляющим Московской епархией. Владыка весьма молитвенный и благостный, но в нужный, критический момент потерявший церковные ориентиры и спасая, как ему казалось, своё Православие, бросившись в противоположную от модных церковных течений сторону, оказался в недрах беглопоповства, т. е. в таком же примерно соотношении к Истине Православия, в каком находились и современные церковные модернизаторы слева.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

— А какое особое качество еще Вам особенно запомнилось в общении с владыкой? — Владыка Тихон удивительно умел общаться с людьми. Как-то на одной конференции я познакомил его с генконсулом США из Санкт-Петербурга. Кажется, это были дни Америки в Архангельске. Мне хотелось, чтобы консул посетил епархию, и мы организовали встречу. И вот сейчас я получил соболезнование от генконсульства в Санкт-Петербурге, потому консул и его помощники помнят владыку Тихона и благодарят за встречу и знакомство с таким искренним и очень гостеприимным архиереем. Когда приезжали к нему в гости и православные и люди других исповеданий, он принимал их, как Христа. Это не экуменизм — это христианское гостеприимство. Он принимал и протестантов, и католиков, и кого угодно, как Самого Христа. Это свидетельствует о его большом православном сердце. Помню, я сопровождал одну христианскую делегацию из Чикаго, которая состояла из православных, протестантов, католиков. Они пожертвовали средства на строительство Храма Христа Спасителя . Приехав в Россию, они захотели посмотреть и Архангельск, потому что они помнили владыку Тихона после его посещения Чикаго. Мы приехали в этот северный город. Владыка в тот момент занимался устроением вагонного храма в поезде, чтобы посещать далекие места и города епархии, и как раз, благодаря его гостеприимству, благодаря встречи с ним и благодаря тому, что он пообщался с ними, эти американцы начали собирать деньги, чтобы пожертвовать ему для епархии. Он никогда их сам не просил, просто, когда он от чистого сердца рассказывал о нуждах епархии, о нуждах бедных людей, своей паствы, то гости легко и спонтанно откликнулись и захотели помочь. Это тоже, мне кажется, не только талант, но и дар Божий. — У Вас есть какие-нибудь особо теплые воспоминания, связанные с общением с владыкой Тихоном? — Я хочу сказать, что удивительно тепло было общаться с владыкой Тихоном. У него были прекрасные голос и слух. У них вся семья поющая — можно сказать, это у них в крови. Сам он очень любил петь песни, и очень много русских народных песен я узнал именно от него. Помню, как мы просто собирались, сидели за столом, вели теплые интересные беседы, духовные беседы. Пели приятные народные, чистые, добрые русские песнопения — это утешает человека, создается такая теплая дружеская атмосфера, которую редко найдешь, к сожалению, в последнее время.

http://patriarchia.ru/db/text/1303131.ht...

Это соблазнительно зпт но передача православных церковных предметов католикам вызовет бурю в России тчк Ответьте немедленно. 16/V-22. ЧИЧЕРИН – Л. 11. Машинописная копия того времени, сделанная для делопроизводства ЦК РКП(б). В левом верхнем углу рукописная помета: “Арх[ив] П[олит]б[юро]”. 25–7 [ 9 ] Проект постановления Политбюро ЦК РКП(б) о процессе над патриархом Тихоном, предложенный Антирелигиозной комиссией ЦК РКП(б) февраля 1923 г.] Проект постановления политбюро О процессе Тихона Предложить антирелигиозной комиссии принять меры к окончанию следствия в ближайший срок с тем, чтобы можно было поставить дело к слушанию в последних числах марта. Ограничить до минимума количество обвиняемых и свидетелей, чтобы процесс тянулся не более 6-и дней. Обвинение против Тихона и его ближайших сотрудников поддерживать по четырем пунктам: активная борьба против проведения декрета об отделении церкви от государства противодействие вскрытию мощей противодействие изъятию церковных ценностей систематическая к[онтр]-р[еволюционная] деятельность Председатель ан[ти]-рел[игиозной] ком[иссии] Емельян Ярославский – Л. 13. Рукописный подлинник на бланке ЦК РКП(б), автограф. В правом верхнем углу штамп Бюро Секретариата ЦК РКП(б) с рукописными датой “10/II-23” и входящим номером. – Л. 14. Машинописная копия того времени, заверенная заместителем секретаря Политбюро М. Н. Бураковой. В пункт 3 подпункты даны буквами русского алфавита. После формул подписи приведена дата “ II-23 г.”. В левом верхнем углу рукописный входящий номер ЦК РКП(б) с датой “7/II 23 г.” Вверху штамп о принадлежности документа к делопроизводству заседания Политбюро, протокол 48, п. 8 от 8 февраля 1923 г. 25–8). Под ним штамп Бюро Секретариата ЦК РКП(б). 25–8 Постановление Политбюро ЦК РКП (б) об организации процесса над патриархом Тихоном. Из протокола заседания Политбюро 48, п. 8 от 8 февраля 1923 г СТРОГО СЕКРЕТНО 8 . – Предложения антирелигиозной комиссии: а) о Боболе [ 10 ] б) о Тихоне и в) о Пепляке 152 [ 11 ]. (т. Ярославский).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До конца 1925 г. еще не было формального раскола в нашей заграничной церкви и, следовательно, не было самого объекта для многих мнимых «партизанских» донесений в Москву против митр. Антония и в пользу митр. Евлогия, когда оба они одинаково участвовали в высшем церковном управлении заграницей, и несли равную – второй, пожалуй, большую – ответственность. С митр. Евлогием я впервые встретился заграницей в Июне 1922 г. в Берлине, но адресованный на его имя подлинный патриарший документ о роспуске Карловацких церковных учреждений я увидел и скопировал для себя только в Лондоне в июне 1925 года, а в это время г. Костанди (!) уже месяц не было в живых. До тех пор я имел об этом патриаршем акте смутные и спорные сведения. У меня не было ни малейшей возможности сноситься с Святейшим Патриархом Тихоном, да я и не смел бы обременять его в столь трудное время, а лично мы были почти совсем не знакомы – встречались всего 4−5 раз по служебным, официальным делам. Лишь однажды, в Феврале 1924 года я пробовал непосредственно апеллировать к нему довольно обширным докладом, но это было сделано не через Апостолиди и не чрез Вену, и, к сожалению, осталось безуспешным, а по содержанию направленной в пользу митр. Антония апологией пред патр. Тихоном 3178 . В мае 1924 г. сам митр. Антоний, подписавшийся как «душевно преданный» мне, двумя открытками просил меня донести Святейшему о его поездке в Палестину, но я не мог этого исполнить, при всем моем желании. С г. Апостолиди я был знаком еще по студенчеству в Моск. Д. Академии и в эмиграции – по его настойчивой инициативе – переписывался с ним лишь по делам Прав. Палест. Общества, от чего не мог и не имел права отказаться, ибо – за исчезновением председателя, не дававшего о себе никакой вести из заграницы – я однажды исправлял эту должность и после законного замещения ее академиком проф. Ф. И. Успенским был товарищем Председателя Палестинского Общества, в каковом звании и оставил Россию в авг. 1921 г. Как же теперь квалифицировать присягу-клятву ее совершителей и поощрителей. Прибавляю еще, что «БРАТСТВО РУССКИХ ОБИТЕЛЕЙ КЕЛЕЙ ВО ИМЯ ЦАРИЦЫ НЕБЕСНОЙ НА АФОНЕ» в официальном письме от 21 янв. 1930 г. за 108 с гневом и досадою отвергает АФОНСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ упомянутого выше клеветнического письма» 3179 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010