Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛАЧНИКОВ (Калашников) Николай (1-я пол.- сер. XVIII в.), русский композитор, автор многохорных партесных духовных сочинений на 12 и 24 голосов. Биографические сведения о К. не обнаружены. Большинство произведений К.- «службы Божии» на 12 и 24 голоса, херувимские, концерты - созданы в стиле переменного, концертного партесного многоголосия. Образцом постоянного многоголосия, но без опоры на первоисточник, является Всенощное бдение на 12 голосов. Сочинения К. сохранились в комплектах рукописных певч. книг, выполненных в сер. XVIII в. и принадлежавших преимущественно новгородскому архиерейскому хору (ГИМ. Син. певч. 354, 355, 358). Уникальный сборник многохорных композиций ГИМ. Син. певч. 354 содержит два 24-голосных произведения К., обозначенные в реестре в партии 1-го баса как «Служба Божия: Творение: Калачникова: в которой две Херувимские и два роспева Достойно есть: 24 голоса:» и концерт «Иже заповеди Божия сохраняет: праведной: Ел[изавете]». Отсутствующая в реестре рядом с названием концерта фамилия композитора выписана во мн. партиях перед нотным текстом («Калачников»). В партии 4-го тенора рядом с концертом 23 имеется пометка «1744 го[ду]». Создание концерта на текст стихиры из службы св. прав. Елисавете скорее всего указывает на его посвящение имп. Елизавете Петровне (возможно, расцвет творчества К. совпал с временем ее правления). К 40-м гг. XVIII в. относится и рукопись ГИМ. Син. певч. 358, в которую включены 3 произведения К.: «Херувимская болшая» (имеет пометки: в реестре - «Калачник», в партии 3-го баса - «Н. Калачникова», в партии 1-го баса - «Н. Калашникова»), концерт Вознесению Господню «Восприемлему Тебе» 23, в партии 1-го баса с пометками «Творение Н. К.», «Н. Колачников» на л. 48, «Н. К.» на л. 51 об.) и «Всенощное бдение на 12 голосов, творение Николая Калачникова». Концерт Вознесению Господню содержится также в рукописях сер. XVIII в. (ГИМ. Син. певч. 46, 1318).

http://pravenc.ru/text/1319931.html

Предисловие Часть первая. Православное богослужение Сведения из Литургики 1. Общие сведения о богослужении 2. Три круга богослужений. Богослужения суточного круга 3. Богослужения седмичного (недельного) круга 4. Богослужения годового круга. Праздники 6. Божественная Литургия Часть вторая. Богослужебное пение Глава 1. Церковное пение и его значение для совершения богослужения 1. Общие сведения. Сущность богослужебного пения 2. Богослужебное пение и музыка, их историческое взаимодействие. Различие понятий богослужебного пения, церковной и духовной музыки Глава 2. Основные исторические этапы становления и развития христианского богослужебного пения 1. Богослужебное пение Ветхого Завета 2. Раннехристианское богослужебное пение I–IV веков (период от «мужей апостольских» до св. Константина Великого) 3. Византийское пение IV–IX веков и его канонические основы 4. Дальнейшее развитие богослужебного пении византийской традиции 5. Истоки богослужебного пения на Руси 6. Историческая периодизация богослужебного пения Русской Православной Церкви Глава 3. Богослужебное пение Русской Православной Церкви 1. Знаменное и кондакарное пение XI–XIV веков 2. Основы безлинейной знаменной нотации 3. Расцвет столпового знаменного пения в XV–XVI веках. Гласо-попевочная система 4. Пение на глас 5. Пространные роспевы XV–XVII веков (путевой, демественный, большой знаменный) 6. Монодийное пение в XVII веке. Киевский, болгарский и греческий роспевы 7. Реформирование знаменной нотации 8. Раннее русское многоголосие Глава IV. Богослужебное пение и духовная музыка в России второй половины веков 1. Русско-украинское партесное пение второй половины XVII – первой половины XVIII веков 2. Богослужебное пение и духовная музыка эпохи «русского классицизма» второй половины XVIII – первой четверти XIX веков 3. Богослужебное пение и духовная музыка середины XIX века 4. Новое направление в духовной музыке на рубеже веков 5. Богослужебное пение и духовная музыка в XX веке Библиография Приложения Приложение 1. Типы и виды древней литургии Приложение 2. Структура евхаристического канона Приложение 3. Схема Богослужебнае структуры Литургии св. Иоанна Златоуста Приложение 4. Примеры песнопений Пример 1. На Господи возвах. Богородичен догматик. Глас 8 Пример 2. На Господи возвах. Богородичен догматик. Глас 8 Пример 3. На великом вопечерии. С нами Бог. Глас 8 Пример 4. Демественный роспев (фрагмент Евхаристического канона) Пример 5. Се жених грядет в полунощи. Киевский роспев Пример 6. Приидите ублажим Иосифа. Болгарский роспев Пример 7. Повеленное тайно. Греческий роспев Пример 8. Хвалите имя Господне. Строчное пение Пример 9. 118 Догматик 5-го гласа в Чермнем мори Пример 10. М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене» Начало Пример 11. М. Березовский. «Не отвержи мене». Фуга Пример 12. Трисвятое из Обихода нотного пения Пример 13. П.И. Чайковский. Литургия. Трисвятое Приложение 5. Терминология византийского и древнерусского певческого искусства  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ [От лат. partes - голоса, мн. ч. от pars - часть, участие; в переносном смысле - хоровая партия], род многоголосной богослужебной и духовной (внебогослужебной) музыки для хора или вокального ансамбля с высотным и тембровым разделением партий ( дискант , альт , тенор , бас ), бытовавший на землях современных Украины, Белоруссии и России с кон. XVI до 80-х гг. XVIII в. П. п.- внутренне неоднородное муз. явление, к к-рому относятся различные виды и жанры хоровой музыки для разного количества голосов - от 3 до 48. Объединяющими факторами выступают тип нотации (квадратная киевская нотация ) и консонантность как основа гармонической вертикали. Существуют различные критерии классификации П. п. В зависимости от предназначения текстов все партесные произведения разделяются на богослужебные и внебогослужебные. К последним принадлежит прежде всего кант - род многоголосной книжной песни, первоначально создававшейся на религ. тексты (также под названием «псальмы»), а затем прочно вошедшей в светский муз. обиход. К числу богослужебных относятся партесный концерт (предназначен как для православного, так и для униат. богослужения) и обиходное многоголосие, гл. обр. обработки, или т. н. партесные гармонизации , древних церковных распевов (характерны для правосл. богослужения). Др. критерий классификации - способ произнесения текста - определяет особенности 2 основных типов П. п.: постоянного и переменного многоголосия (терминология разработана в работах В. В. Протопопова в 70-х гг. XX в., напр.: Протопопов. 1978). В постоянном многоголосии (в партесных гармонизациях и большинстве кантов) текст воспроизводится всеми голосами хора одновременно, единые цезуры во всех голосах соответствуют цезурам текста, отсутствуют паузы. Партесный концерт, напротив, отличает разновременное произнесение текста, возникающее в результате определенного фактурного изложения: чередования соло, группы голосов и tutti, имитационной полифонии. Существуют аналоги этой терминологической пары: многоголосие с постоянной и переменной плотностью ткани (см.: Герасимова-Персидская. 1983. С. 60), обиходная и концертная партесная музыка. Переменное партесное многоголосие характерно как для собственно концертов, так и для др. богослужебных жанров: Божественной литургии, Всенощного бдения, Вечерни, моножанровых циклов задостойников, причастных стихов и т. п.

http://pravenc.ru/text/2579061.html

[АУДИО] Великие регенты. Виктор Комаров В музыкальную гостиную портала «Правмир» будут заглядывать необычные гости — великие регенты разного времени. Первый гость — великий Виктор Степанович Комаров, любивший повторять слова псалмопевца Давида: «Пойте Богу разумно». 13 апреля, 2011 В музыкальную гостиную портала «Правмир» будут заглядывать необычные гости — великие регенты разного времени. Первый гость — великий Виктор Степанович Комаров, любивший повторять слова псалмопевца Давида: «Пойте Богу разумно». Прежде чем начать разговор о великих регентах, нужно сказать о том, кто же такие регенты вообще, и зачем они нужны. Регент — ( от лат. regentis — правящий) — руководитель русского церковного хора. Название это постепенно установилось с введением партесного пения, до этого управитель хора именовался головщиком. Многие полагают, что регентом может стать каждый человек, который обладает достаточным знанием устава (достаточным, чтобы воспользоваться книгой «Богослужебные указания» ) и более или менее развитым слухом. Еще должны быть две руки, хотя на самом деле достаточно и одной. Еще надо уметь мало-мальски давать тон. Этого, полагают многие, вполне достаточно. Думаю, однако, что это мнение ошибочно. Регент – это, во-первых, дирижер-профессионал. И вовсе необязательно понятие «дирижер-регент-профессионал» предполагает пение хором партесных концертов XVIII века и только. Вовсе нет. Знаменный распев куда сложнее многоголосия. А уж спеть достойно обиход может далеко не всякий. Между прочим, как известно из истории развития церковно-певческого искусства Византии, после Лаодикийского собора (367г) на клиросе стали служить только профессионально подготовленные люди. Правило 15 Собора гласит: «Кроме певцев, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым пети в церкви». Во-вторых, регент — это учитель . Певцы должны смотреть на него «открыв рот». Он должен уметь показать, чего и как он хочет добиться. Он должен превосходно уметь читать с листа; должен быть музыкален и музыкально хорошо образован. И как мне кажется, обязательно регент должен быть верующим человеком. Без этого он только дирижер, а не руководитель церковного хора.

http://pravmir.ru/muzykalnaya-gostinaya-...

Творческие вечера в Регентской школе Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 2 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 Концерт на Масляной неделе Важная и интересная особенность жизни Регентской школы при Московской Духовной академии — это проведение различных музыкальных вечеров. Такие вечера дополняют учебную программу, способствуя развитию музыкально-исполнитель­ско­го творчества учащихся. Вечера традиционно посвящаются музыкальному наследию композиторов. Наряду с этим в Школе проходят тематические вечера, которые определяются интересами самих учащихся, например, тема колокольного звона, народной музыки и др. Традиционны вечера в день памяти святых Жён Мироносиц, а также выпускные вечера смешанных хоров Школы. В программе вечеров всегда участвуют несколько хоровых составов, наряду с хоровыми произведениями исполняются ансамблевые и сольные номера или инструментальные сочинения. Канвой вечера служит литературная композиция из повествования и стихов, составленная учащимися. Важной составляющей вечеров является художественное оформление аудитории, импровизированной сцены, зрительного зала, благодаря чему создаётся творческая, уютная атмосфера. В последнее время в Регентской школе прошли вечера, посвящённые композиторам П. Г. Чеснокову, М. И. Глинке, А. А. Архангельскому, нашему современнику отцу Сергию Трубачёву, А. Д. Кастальскому. Второго марта 2008 года в Регентской школе прошёл вечер, посвящённый жизни и творчеству Д. С. Бортнянского (†1825). Дмитрий Степанович Бортнянский стоял у истоков становления русской композиторской школы. Его творчество положило начало профессиональному освоению русским музыкальным искусством достижений западноевропейской музыки. Борт­нян­ский синтезировал традицию русского хорового многоголосия с западноевропейской. Культура кантов и партесного концерта сплелась с интонационной базой русского романса и песни. Богатейшее творческое наследие композитора включает сочинения различных жанров светской и духовной традиции, но вошёл в историю Бортнянский прежде всего, как классик хоровой музыки и создатель духовных концертов. Он оказал большое воздействие на последующее развитие русской музыкальной культуры, явившись прямым предшественником М. Глинки, П. Чай­ков­ского, С. Танеева и С. Рах­ма­нинова.

http://pravmir.ru/tvorcheskie-vechera-v-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАБОЛОТНАЯ Наталия Викторовна (род. 26.06.1957, Харьков), музыковед, исследователь рус. церковного пения и богослужебной книжности, педагог, д-р искусствоведения (с 2002). Окончила историко-теоретический фак-т Харьковского гос. ин-та искусств (1980), аспирантуру Киевской консерватории (1983, научный руководитель Н. А. Герасимова-Персидская ). С 1980 г. преподаватель Харьковского ин-та искусств; с 1985 г. сотрудник Российской академии музыки (РАМ) (с 1991 доцент, с 2004 профессор). В течение ряда лет была проректором по научной работе РАМ, возглавляла исследования древней муз. культуры (научный редактор-составитель сборников статей, руководитель работ молодых исследователей). В 2001-2006 гг. научный сотрудник Гос. ин-та искусствознания, с 2003-2006 гг. заведовала отделом музыки. С 2007 г. главный редактор электронного изд. «Вестник РАМ им. Гнесиных». В выборе темы научных исследований З. в нач. 80-х гг. XX в. сыграли роль первые фундаментальные работы в области партесного концерта Герасимовой-Персидской, В. В. Протопопова , Т. Ф. Владышевской , А. С. Цалай-Якименко . Исследования З., выполненные на материалах архивных фондов Киева (ИР НБУВ), Москвы (ГИМ; РГБ), С.-Петербурга (РНБ), выявили специфику партесного концерта, многообразная жанровая сфера к-рого объединила, как казалось, несовместимые стилистические признаки музыки средневековья и Нового времени. В партесных композициях сочетаются стабильные (устойчивая, индивидуальная для каждого концерта последовательность тематически выразительных звеньев) и мобильные (развитие материала) черты. Осуществленное З. сопоставление ряда концертов с общей текстовой первоосновой выявило различные формы авторского подхода в условиях (преимущественно анонимного) партесного творчества - от переделок одного и того же концерта до создания различных сочинений на один текст. Рассматривая редакции концертов как сознательную, целенаправленную их переработку, З. раскрыла смысл таких методов редактирования, как фактурное обновление, связанное с изменением хорового состава, стилистическая редакция - внесение новых мелодических, гармонических и др. деталей, композиционно-драматургическая перестройка целого - свободная компоновка уже существующего материала. З. исследовала обработки напева Киево-Печерской лавры XVII-XVIII вв. и его параллели с западноевроп. духовной музыкой (Г. Шютц); собранный материал составил основу учебного пособия по хоровому многоголосию (1993).

http://pravenc.ru/text/182407.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОЛПЕНСКИЙ рус. композитор, автор многохорных (12-голосных) сочинений в стиле партесного пения . Биографические данные о К. не найдены. Судя по обнаруженным рукописям, его творчество предположительно относится к 40-70-м гг. XVIII в. В 40-х гг. был создан 12-голосный комплект партий (ГИМ. Син. певч. 355), принадлежавший Новгородскому архиерейскому хору и включающий 250 произведений, в т. ч. сочинения В. Титова , И. Игнатьева, архим. Герасима (Завадовского) , Н. Калачникова , В. К. Тредиаковского и др. авторов кон. XVII - 2-й пол. XVIII в. В этом сборнике помещены 4 концерта К.: «Доколе, Господи» 90), «Возведох очи мои», «От скорби призвах Господа» 136), «Вскую прискорбна еси душе моя» 138). Фамилия композитора указана рядом с названиями концертов в реестре в партии 1-го баса 355-к. Л. 3-3 об.). Ко времени правления имп. Елизаветы Петровны относятся также певческий сборник ГЦММК. Ф. 283. 614 (партия 1-го тенора), содержащий Службу Божию («Слава… Единородный Сыне», «Иже херувимы», «Достойно есть») на 12 голосов с пометкой «Творение Колпенскаго» в оглавлении и перед нотным текстом, список этой Службы с такой же пометкой из рукописи ГЦММК. Ф. 283. 993/1-3 (партии 3-го дисканта, 1-го и 2-го альтов), а также херувимская «Колпенская», не входящая в состав Служб, в рукописи ГЦММК. Ф. 283. 992/1-2 (партии 1-го тенора и 2-го баса) и ее список без указания имени автора в сборнике ГИМ. Син. певч. 1316 (в комплекте 11 партий; отсутствует партия 1-го баса; песнопение не имеет номера и названия, в партии 1-го дисканта помещено на л. 17-17 об.). В более поздний по происхождению 12-голосный комплект (ГИМ. Син. певч. 90, 1774 г.) вошел вариант названной выше Службы, отличающийся только 1-м песнопением («Слава… Единородный Сыне»); он имеет пометку «Колпен» в реестрах 2-го тенора и 1-го баса (Л. II). В рукопись ГИМ. Син. певч. 90 включены также 13 задостойников двунадесятым праздникам и Пасхе с пометкой «положение Колпенского» 11-23).

http://pravenc.ru/text/1841800.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАС [итал. basso - низкий, франц. basse, англ. bass]: 1. Самый низкий муж. певч. голос (сольный и хоровой) и исполняемая им партия. Различают высокий, или певучий, Б. (итал. basso cantante) и низкий, или глубокий, Б. (итал. basso profundo). Высокий Б. бывает 2 типов: лирический (диапазон G - f1) и драматический (диапазон F - e1). Диапазон низкого Б.- (C, D) E - d1 (e1). Для певучего Б. характерна наибольшая сила звучания в верхнем регистре, глубокий Б. звучит сильнее в нижнем регистре. В хоре высокий и низкий Б. образуют басовую группу голосов. В рус. хорах встречается особый, самый низкий вид Б.- Б.-октависты с диапазоном (А1) B1 - a (c1); голоса октавистов особенно красиво звучат в хорах a capella («Всенощное бдение» С. В. Рахманинова, соч. 37, 11, 12 - партия вторых Б.). Для древнерус. знаменного одноголосного пения характерно ведение напева муж. голосами в унисон, иногда более низкие голоса, Б., могли дублировать его в октаву. В традиции рус. партесного пения сложилось неск. типов басовых партий: а) в песнопениях с «постоянным многоголосием» (см., напр., песнопения Петра Норицына и Стефана Беляева : ГИМ. Син. певч. 1099: книга Б.) на раннем этапе (сер.- кон. XVII в.) Б. выполняли функцию малоподвижной гармонической опоры аккорда; в кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. басовая партия значительно выделялась из хоровой партитуры большим количеством внутрислоговых распевов, становясь иногда даже подвижнее и ярче, чем основная знаменная теноровая мелодия; б) в партесном концерте (см., напр., концерты Н. П. Дилецкого ) Б. поручалась не только роль гармонического аккордового стержня, но и большие участки мелодических образований (как сольных, так и в паре с др. голосами партитуры); Б. могли на равных с тенорами , альтами и дискантами участвовать в имитациях и канонических секвенциях. В духовных концертах XVIII в., преимущественно гомофонно-гармонических, Б. выполнял функцию нижнего тона аккорда, повторяя ритмический рисунок др. голосов либо образуя гармонически малоподвижные педали (напр., концерт Д. С. Бортнянского 19 «Рече Господь»). Гораздо реже авторы создавали полифонические построения (имитации, секвенции, фугато), в к-рых участвовал и Б. (напр., концерт Бортнянского 18 «Благо есть исповедатися» Allegro comodo и его же 2-хорный концерт «Слава в вышних Богу»).

http://pravenc.ru/text/77646.html

О партесном и обиходном пении (+аудио) Почему нотное «партесное пение» люди любят меньше обиходного, считая его более «молитвенным»? 7 июня, 2011 Почему нотное «партесное пение» люди любят меньше обиходного, считая его более «молитвенным»? Когда мы стоим на службе, то слушаем много раз повторяющиеся песнопения, называемые «неизменяемыми», то есть такие, которые поются независимо от праздника и времени года. А что же происходит между ними? Почему часто изменяемые песнопения, то есть стихиры, ирмосы и тропари, проходят мимо нас? Или, точнее, мы мимо их. А ведь именно в них заключен смысл сегодняшней службы. В чем причина? Ответ однозначен – эти изменяемые песнопения поются так, что слов непонятно или совсем, или процентов на семьдесят. Очень часто можно услышать, что люди не любят «партес», а любят «обиходное пение». Но, думаю, на самом деле за любовью к понятному «обиходному пению» скрывается желание слушать и понимать службу от начала до конца. Ведь служба написана не для того, чтобы каждое воскресенье молиться, слушая только узнаваемые «Свете тихий» и «Ныне отпущаеши». Нет, богослужение цельно и человек призывается воспринимать все его части. Но что же происходит, если люди говорят про большие хоры, что они поют немолитвенно или концертно и слов непонятно вовсе. Почему молитвенность становится уделом будничного хора? В этом виноваты мы сами – регенты. Иногда, ограниченные временными рамками, мы пытаемся вместить побольше праздничных , авторских песнопений, забывая оставлять место положенным по уставу стихирам, тропарям, ирмосам. Фото vladivostok.eparhia.ru Знаю храмы, где в Великий четверг, например, на службе Двенадцати Евангелий, поется не пятнадцать антифонов, только семь. Или на обычной всенощной не шесть стихир на «Господи воззвах», а всего две. Неужели мы должны приучать молящихся только к красивым, песнопениям, слова которых все и так знают? Или мы призваны максимально вовлечь человека в службу, открыть своим пением ее смысл, а может быть, иногда, привлечь красотой слова, заставить человека начать молиться?

http://pravmir.ru/kak-i-chto-my-poem-aud...

Радио " Радонеж " рекомендует посетить концерт хора иеромонаха Амвросия 30 января 12.01.2018 06:35:54 Евгений Константинович Никифоров    Хор иеромонаха Амвросия Дата мероприятия: 30 Январь Время: 19:00   Купить билет Хор иеромонаха Амвросия, основанный в 1987 году по благословению Митрополита Волоколамского и Юрьевского ПИТИРИМА (1926-2003), по истине легендарен, ведь он является старейшим мужским профессиональным церковно-хоровым коллективом, созданным в истории новой России! Регулярно принимает участие в многочисленных конкурсах и мероприятиях, среди которых торжества посвященные 1000-летию Крещения Руси, празднование 400-летия установления Патриаршества в России, праздники славянской письменности и культуры, фестивали и концертные турне по многим странам, выступает в залах Московской консер¬ватории, в Большом Театре России в Государственной Третьяковской галерее. Хор иеромонаха Амвросия имеет в своем арсенале певцов, которые все, без исключения, имеют высочайший профессионализм и являются выпускниками Российской Академии музыки им. Гнесиных, Московской академии хорового искусства, Московской государственной консерватории, Академии хорового искусства имени А. В. Свешникова, что предает звучанию хора ни с чем несравнимую духовность и мощь. Бессменный регент хора — Иеромонах Амвросий (Носов), профессиональный хоровой дири¬жер, организатор и руководитель нескольких церковных хоров, автор обрабо¬ток и переложений церковных распевов. С 1988 года — священнослужитель Русской Православной Церкви (иеродиакон, с 1989 — иеромонах). Концертные программы хора составлены из наиболее ярких образцов православных песнопений и дают возможность слушателю получить полное представление об эволюции русской духовной музыки. Заимствованные из старинных рукописей одноголосные распевы, раннее многоголосие, песнопе¬ния партесного стиля, напевы всемирно известных монастырей — Киево-Печерской Лавры, Троице-Сергиевой Лавры, Оптиной пустыни и многих других, сочинения композиторов 18-20 веков, созданные таким мастерами как Рахманинов, Бортнянский, Чайковский, Римский-Корсаков, Глинка и другими авторами, составляющими сокровищницу золотого фонда национальной духовной музыки, составляют репертуар хора.

http://radonezh.ru/analytics/radio-radon...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010