Десятая — из книги Бытия о принесении Исаака в жертву, что прообразовало великую голгофскую Жертву (Быт 22:1–18). В одиннадцатой Исаия (61:1–9) пророчествует о Христе, Который даст людям свободу от угнетающих зол и прославляет новозаветную Церковь. Дух Господень на Мне, — сказал пророк, и эти же слова Господь повторил в Евангелии, добавив, что днесь сбыстся писание сие (Лк 4:21). В тринадцатой паремии говорится о смиренном сознании своей греховности плененными иудеями, что прообразует скорбь верных Христу при Его погребении, а надежда на Бога утешает Церковь обетованием милости. Четырнадцатая паремия из книги пророка Иеремии (31:31–34) говорит об установлении Нового Завета с Богом взамен Ветхого, нарушенного израильтянами. Главное отличие нового завета от старого в том, что он будет начертан не на каменных скрижалях, а в мыслях и сердцах верующих: “дая законы Моя в мысли их, на сердцах их напишу я, и буду им в Бога, и тии будут Ми в люди яко вси познают Мя от мала даже и до великаго”. Это чтение содержит важное нравственное назидание: Господь ждет от нас не внешних форм богопочитания, но просит: Даждь Ми, сыне, твое сердце (Притч 23:26). Пятнадцатая, последняя, паремия из книги пророка Даниила (3:1–88) рассказывает о трех отроках, не поклонившихся истукану Навуходоносора. Вверженные в пещь огненную, отроки, оставшись невредимыми, воздали хвалу Всемогущему Богу. Их молитва вылилась в славословие Богу. Эта молитва трех отроков обнимает всю вселенную. Это ветхозаветное чтение положено читать в Великую Субботу потому, что чудо отроков веками готовило верующих к принятию другого чуда всемогущества Божия — Воскресения Христова, победы над смертью Христа, сошедшего во ад и явившего в Себе вечное избавление. К каждому стиху вдохновенной молитвы отроков хор начинает припевать стих: Господа пойте и превозносите Его во веки, а заканчивается это славословие словами: Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки (ТП. Л. 501). Это торжественное светлое пение окончательно уводит наши мысли от гробового мрака и печали, и далее богослужение в своих текстах и характере приобретает хотя и сдержанный, но явно пасхальный характер.

http://pravmir.ru/nravstvennaya-tematika...

Дух Господень на Мне,— сказал пророк, и эти же слова Господь повторил в Евангелии, добавив, что днесь сбыстся[ 5 ] писание сие (Лк. 4, 21). В тринадцатой паремии говорится о смиренном сознании своей греховности плененными иудеями, что прообразует скорбь верных Христу при Его погребении, а надежда на Бога утешает Церковь обетованием милости. Четырнадцатая паремия из книги пророка Иеремии (см.: 31, 31–34) говорит об установлении Нового Завета с Богом взамен Ветхого, нарушенного израильтянами. Главное отличие нового завета от старого в том, что он будет начертан не на каменных скрижалях, а в мыслях и сердцах верующих: «дая законы Моя в мысли их, на сердцах их напишу я, и буду им в Бога, и тии будут Ми в люди яко вси познают Мя от мала даже и до великаго»[ 6 ]. Это чтение содержит важное нравственное назидание: Господь ждет от нас не внешних форм богопочитания, но просит: Даждь Ми, сыне, твое сердце (Притч.23, 26). Пятнадцатая, последняя, паремия из книги пророка Даниила (см.: 3, 1–88) рассказывает о трех отроках, не поклонившихся истукану Навуходоносора. Вверженные в пещь огненную, отроки, оставшись невредимыми, воздали хвалу Всемогущему Богу. Их молитва вылилась в славословие Богу. Эта молитва трех отроков обнимает всю вселенную. Это ветхозаветное чтение положено читать в Великую Субботу потому, что чудо отроков веками готовило верующих к принятию другого чуда всемогущества Божия — Воскресения Христова, победы над смертью Христа, сошедшего во ад и явившего в Себе вечное избавление. К каждому стиху вдохновенной молитвы отроков хор начинает припевать стих: Господа пойте и превозносите Его во веки, а заканчивается это славословие словами: Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки (ТП. Л. 501). Это торжественное светлое пение окончательно уводит наши мысли от гробового мрака и печали, и далее богослужение в своих текстах и характере приобретает хотя и сдержанный, но явно пасхальный характер. После паремий, во время которых в древности совершалось крещение оглашенных, вместо трисвятого поется Елицы ко во Христа крестистеся, во Христа облекостеся [ 7 ](Гал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2231...

«Изми мя Господи от человека лукаваго, от мужа неправедна избави мя». Стих: «Иже помыслиша неправду в сердце своем весь день». За прокимном читается паремия Исхода (гл.19, ст.10–19). В этой паремии мы слышим повеление Божие, данное через Моисея сынам Израильским очиститься в виду предстоящаго явления Бога на горе Синай; а затем описаны грозные знамения, сопровождавшия Божие явление – огонь, дым, землетрясение и трубные звуки. Смысл этой паремии – необходимость очиститься для предстоящаго явления Господа в таинстве Евхаристии. За этим следует прокимен из псалма 8, глас 7-й. «Изми мя от враг моих, Боже, и от возстающих на мя, избави мя» и стих: «Избави мя от делающих беззаконие». Об этом прокимне следует сделать то же замечание, что и о предыдущем. За прокимном следуют еще две паремии: из книги Иова ( Иов.38:1–28, 40:1–5 ); и из книги пророка Исайи ( Ис.50:4 ). В паремии из кн. Иова «содержится обращенная к Иову речь Господа Бога о делах всемогущества и премудрости Его в видимом мире, превышающих разумение Иова и смиренный ответ его на слова Господни». (Виссарион, op. cit. стр. 581). Значение настоящей паремии выясняется из того, что праведный Иов страдалец есть прообраз Христа. Что же касается паремии из пятидесятой книги пр. Исайи, которая читается вслед за паремией из Иова, то в ней «содержится речь Мессии о злостраданиях, понесенных Им со стороны тех, которых Он пришел просветить и о печальной судьбе их» (см. Виссарион op. cit. том II, стр. 493). Эта паремия «читается в четверг и пятницу Страстной Седмицы, потому что она содержит пророчество о страданиях Христа, испытанных Им в дни сии от врагов Его, и навлекших на них гнев Божий» (там же стр. 496). После приведенных паремий бывает малая ектения, а за ней следует Трисвятое. Этим начинается Литургия св. Василия Великаго . За Трисвятым, возглашается прокимен Апостола на глас 7-й, где уже со всей печальной открытостью изображается картина происходящаго. «Князи людския собрашася вкупе на Господа и на Христа Его» ( Пс.2:2 ). Господь Иисус и Бог Отец – одно. И собирающееся соборище беззаконных есть воистину богоборческое: воюя Сына, воюют Отца. Далее следует стих: «Вскую шаташася языцы и людие поучишася тщетным». Перевод. «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное». ( Пс.2:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее; Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни; Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при крещении Спасителя, о четыредесятидневном подвиге Его в пустыне и начале проповеди Евангелия. На 9-м часе: во псалмах 92 и 93 вещается о царском величии и всемогуществе Господа; в паремии пророчески изображается неизреченное милосердие Божье к людям и благодатная для них помощь, открытая в крещении; Апостол учит о явлении благодати Божьей, спасительной всем человекам, и обильном излиянии на верующих Святого Духа; Евангелие повествует о крещении Спасителя и Богоявлении. На вечерне произносятся 13 паремий. 1-я, сказуя о воде, «в коей», при сотворении мира, «Дух Божий ношашеся», прообразовательно указывает на духовное паки-бытие и просвещение в таинстве крещения; 2-я изображает божественную власть Господа над водами Чермного моря, расступившимися для спасения Израиля и соединившимися для погибели Египтян, и духовно живописуете таинство св. крещения; 3-я глаголет о всемогуществе Господа, проявленном над водами Мерры, силой благодати претворенными из горьких в сладкие, и указавшем в пустыне дванадесять источников вод для утоления жажды народа Божьего. После 3 паремии чтение возглашает тропари, прославляющие человеколюбие Сотворившего мир и Просвещающего «седящия во тьме». 4-я паремия указует вседетельную благодать Божью над водами Иордана, открывшими дно для шествия Израилю; 5-я – благодатную власть над водами Иордана, открывшими дно для прошествия Илии и Елисею; 6-я – над водами Иордана, давшего Нееману очищение от проказы чрез семикратное погружение в них по слову прор. Елисея. По произнесении этих 3 паремий чтец опять возглашает тропари, в которых прославляется Господь, Коего света воссиял на «седящия во тьме». 7-я паремия – та же, которая читается на 3-м часе навечерия. 8-я – о всесильной благодати Божьей над водами Иордана, по которым прошел патриарх Иаков, 9-я – над водами реки, из которой взят невредимым Моисей; 10-я – о благодати, явленной в росе руна Гедеона, укрепившей веру его в призвание Божье для спасения Евреев от Мадиамлян, 11-я – над водой, троекратно излиянной на приготовленную жертву прор.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

– Как и Рождество, Богоявление предваряется Навечерием, или Крещенским сочельником, – днем строгого поста. Утром нас ждет длительная служба – Великие часы, Великая вечерня и затем Литургия святителя Василия Великого … – Да, но когда Крещение выпадает на воскресенье или понедельник, в праздничном цикле происходят изменения. Великие (в обиходе – Царские) часы совершаются в пятницу, а Великая вечерня, на которой читается 13 ветхозаветных паремий, – накануне (соответственно, в субботу или воскресенье) утром, но уже после Литургии святителя Иоанна Златоуста . Вечером, в канун праздника – всенощное бдение, а наутро, в самый праздник, – Литургия святителя Василия Великого и освящение воды. – Каково содержание крещенских Великих часов и Великой вечерни? – Схема та же, что и на Рождество. Но отметить следует вот что. И на часах, и во время вечерни мы слышим псалмы и паремии (напомним, что паремия – это фрагмент ветхозаветного текста, читаемый во время богослужения), в которых так или иначе упоминается вода. Где-то она упоминается лишь мимоходом, где-то говорится о чудесном действии, совершенном посредством воды. Примеры – паремия об исцелении сирийского военачальника Неемана пророком Елисеем (см.: 4 Цар. 5 ); о переходе Израиля через Чермное море (см.: Исх. 14 ); о переходе израильтян через Иордан при Иисусе Навине (см.: Нав. 3 ). А апостольские чтения на каждом из Великих часов связаны с Таинством Крещения. Что вполне понятно – ведь это тексты уже новозаветные. Также на каждом из часов читается Евангелие: на первом и на девятом – от Матфея, на третьем и шестом – от Марка. Евангелие, читаемое на первом и третьем часе, рассказывает об Иоанновой проповеди , не шестом и девятом – непосредственно о Крещении Господа в Иордане. На Великой вечерне мы услышим стихиры, в которых вновь раскрывается смысл праздника: «Приклонил еси главу Предтечи (перед Предтечей, под руку Предтечи), сокрушил еси главы змиев. Пришед в струи, просветил еси всяческая, еже славити Тя, Спасе, Просветителя душ наших».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

М. Ктиторские типиконы и богослужебные синаксари евергетидской группы//БТ. 2003. Сб. 38. С. 320-355), утреня В. п. начинается сразу после повечерия Великого четверга (о трипеснце на повечерии см. ст. Великий четверг , разд. «Византийская гимнография»). Вслед за начальной частью и «Аллилуия» с тропарем Великого четверга читается «Διαθκη» (Завет, т. е. 1-е Евангелие Страстей, содержащее Прощальную беседу Спасителя) и начинаются 15 антифонов. После каждых 3 антифонов поется седален и читается Евангелие. По 6-м Евангелии произносится ектения, поется кондак с икосом и читается слово св. Георгия Никомидийского. Следуют блаженны, прокимен и 7-е Евангелие; Пс 50 и 8-е Евангелие; трипеснец (без библейских песней), светилен и 9-е Евангелие. Далее поются хвалитные псалмы и стихиры, читается 10-е Евангелие, стихословится утреннее славословие («Слава в вышних Богу»). Утреня оканчивается просительной ектенией, стиховными стихирами, 11-м Евангелием, «Благо есть» и Трисвятым, тропарем В. п. (глас 1, «Σταυρωθντος σου, Χριστ» -      ; ныне на 1-м часе) и сугубой ектенией; к утрене прибавлен 1-й час (тропарь часа заменен особым). Т. о., на утрене всего 11 Евангелий; тем не менее сразу после изложения порядка утрени составитель синаксаря замечает: «А 12-е Евангелие... читается на утрене». 3-й и 6-й часы читаются вместе; последование 12 тропарей и дневных чтений В. п. (к-рое состоит из 4 частей, каждая по следующей схеме: 3 тропаря (с повторами), малая ектения, прокимен, паремия, Апостол, Евангелие) вставлено между тропарем и стихами 3-го часа (тропарь часа заменен особым). На 6-м часе (обычный тропарь часа, как в пост) - паремия с 2 прокимнами (те же, что и в Типиконе Великой ц.). Вечерня, предваряемая 9-м часом и изобразительными, совершается не в главном храме, т. к. тот закрывается для мытья и уборки перед Пасхой. На «Господи, воззвах» на вечерне - 6 стихир; бывает вход и чтения (те же, что и в Типиконе Великой ц.), сразу после сугубой ектении начинается литургия Преждеосвященных Даров (без «Свет Христов» и «Да исправится»).

http://pravenc.ru/text/150067.html

Начальным словам из Втор 15. 9 посвящена гомилия свт. Василия Великого «Внемли себе» (Attende tibi ipsi//PG. 31. Col. 197-217), к-рый рассматривает эти слова (Πρσεχε σεαυτ по LXX) в качестве заповеди, определяющей путь христ. самопознания в Боге. В. в православном богослужении Паремии из В. В древней (до X в.) литургической традиции Иерусалима В. последовательно читалось на вечерне по пятницам Великого поста ( Renoux. Lectionnaire arménien. P. 101-115). В соборном богослужении К-поля IX-XII вв. 2 паремии из В. (Втор 1. 8-11, 15-17 и 10. 14-21; перед ними - еще одна паремия (Быт 14. 14-20)) полагались на памяти Вселенских Соборов - в Типиконе Великой ц. они указаны в неделю 7-ю по Пасхе и 16 июля ( Mateos. Typicon. Vol. 1. P. 341; Vol. 2. P. 131). Лекционарная система Великой ц. перешла в монастырские Студийский и Иерусалимский уставы и используется в правосл. Церкви до наст. времени; в частности, указанные паремии по-прежнему читаются в неделю 7-ю по Пасхе и 16 июля, а также 30 янв., 11 окт., в Неделю св. отцов перед Рождеством Христовым и входят в состав общей службы св. отцам. В др. общей службе (см. ст. Общая Минея ) Господских праздников также используются паремии из В. (Втор 4. 1, 6-7, 9-15; 5. 1-7, 9-10, 23-26, 28; 6. 1-5, 13, 18; перед ними - еще одна паремия (Исх 24. 12-18)). Цитаты и аллюзии на В. встречаются также во мн. молитвах в Служебнике и Требнике (напр., в священнических молитвах вечерни, литургии, в молитвах хиротоний, предкрещальных экзорцизмах и проч.). Песнь Моисея из В. (Втор 32. 1-43) используется за богослужением особым образом и часто помещается отдельно - среди библейских песней в приложении к Псалтири. Из-за ее размера и для того, чтобы отличать ее от песни Моисея из кн. Исход, она часто называется «великой песнью» (μεγλη δ). Такое наименование встречается в творениях Филона Александрийского ( Philo. Quod deter. pot. 30 (Втор 114); Leg. all. 3. 34; ср.: De plantat. 14; De poster. Cain. 35 (Втор 167)), а затем приводится христ. авторами ( Hippolytus. In canticum Mosis. Fr. 1-3//GCS. Bd. 1. 2. S. 83-84; Athanas. Alex. Ep. ad. Marcel. 32; Ps.-Athanas. Synopsis//PG. 28. Col. 309). Однако в восточнохрист. литургических традициях песнь Моисея из В. поделена на 2 части (32. 1-21 и 32. 22-43) (см., напр., Псалтири вост. сирийцев (Lond. Brit. Lib. Add. 17 219, XIII в.), сирийцев-яковитов (Lond. Brit. Lib. Add. 14 436, VIII-IX вв.), армян (Lond. Brit. Lib. Add. 11857, 1305 г.), коптов и эфиопов ( Habtemichael. 1998. P. 184)). Такое деление упоминается и в «Правилах» прп. Венедикта (Древние иноческие уставы. С. 613).

http://pravenc.ru/text/160983.html

Образ этой лестницы интерпретируется в нескольких смыслах. В буквальном понимании этот сон был необходим Иакову, чтобы ободрить его, сообщить ему о том, что Господь будет промыслительно оберегать его в чужой стране и он, одинокий странник, всегда может уповать на помощь Божию. В мессианском смысле это видение указывает на Воплощение Бога Слова, благодаря Которому соединились мир Божий и человеческий, то есть небо соединилось с землей. Именно об этом говорит Сам Христос Нафанаилу, когда косвенно цитирует сон Иакова в Ин. 1 :51. Но при этом саму необыкновенную лестницу Церковь рассматривает как прообраз Пресвятой Богородицы, так как именно Она послужила тайне Боговоплощения, во многом благодаря Ей произошло соединение неба и земли. Эта идея выражена явным образом в песнопениях праздника Благовещения: в 1-й стихире на «Господи, воззвах…» мы поем «Радуйся, мосте, к Небесем приводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде!», а в 3-м тропаре 9-й песни канона сказано: «Тайно во священных писаниих глаголася о Тебе, Мати Вышняго: лествицу бо древле Иаков, Тя образующую, видев, рече: степень Божия сия». Именно потому данная паремия читается почти на все Богородичные праздники. 2-я паремия из книги пророка Иезекииля ( 43 :27 – 44 :4) является частью большого отдела книги (Иез. 40 – 48 ), где описано видение нового Иерусалима и нового Храма. В указанном кратком чтении повествуется о восточных воротах храма, через которые прошел Сам Господь и более через которые никто не будет проходить. Церковь выбрала это чтение в качестве паремии на Богородичные праздники, усматривая здесь прикровенное указание на приснодевство Богоматери. Мы исповедуем, что Она – «прежде рождества Дева, и в рождестве Дева, и по рождестве паки пребывает Дева» (см. воскресный тропарный Богородичен 7-го гласа), и в образе восточных ворот храма, которые всегда будут закрыты, Церковь находит выражение этого верования. В песнопениях Богородица часто именуется по-гречески Πλη (именно это слово употреблено в греческом тексте Иез.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Хвалитные псалмы и стихиры на хвалитех. Хвалитные псалмы и стихиры на хвалитех. Вседневное славословие . Вседневное славословие . Просительная ектенья. Просительная ектенья. Стихиры на стиховне. «Благо есть». Стихиры на стиховне. «Благо есть». Трисвятое. Отче наш. Трисвятое. Отче наш. Тропарь «В храме стояще славы Твоея…» Сугубая ектенья. 40 раз «Господи, помилуй» Окончание «Небесный Царю». Молитва св. Ефрема Сирина Первый час. Трехпсалмный Великий отпуст. Первый час. Великопостный Великий отпуст. СХЕМА ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ Возглас  «Благословенно Царство» . Вечерня. 103 псалом. Светильничные молитвы (4,5,6 и 7я). Великая ектенья. 18я кафизма (кроме 5й седмицы). После каждого антифона — малая ектенья. Во время ектений читаются 1,2 и 3я светильничные молитвы. Во время 3го антифона Преждеосвященный Агнец переносится с престола на жертвенник. «Господи, воззвах»  со стихирами. Вечерний вход. «Свете Тихий». 1й прокимен. Паремия из книги Бытия. 2й прокимен. Возглас «Свет Христов просвещает всех». Паремия из книги Притчей. «Да исправится молитва моя». Молитва св. Ефрема Сирина. В праздники: ЧТЕНИЕ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИЯ. На Страстной седмице читается только Евангелие. Молитвословия из Литургии онлашенных: Сугубая ектенья. Ектенья об оглашенных. И особая ектенья о готовящихся к Просвещению (звучит со среды Крестопоклонной). Литургия верных . Ектении «Елицы вернии» и «Паки и паки». Великий вход. «Ныне силы небесныя». Молитва св. Ефрема Сирина. «Верую…»  и Евхаристического канона нет. Просительная ектенья. «Отче наш». Возглас «Преждеосвященная Святая святым» Причащение священнослужителей. Причащение мирян. Возглас «Всегда, ныне и присно…»  и последнее явление Святых Даров. «Да исполнятся уста наша». Ектенья «Прости приимше». Заамвонная молитва. 33 псалом. Отпуст. Многолетие. УТРЕНЯ ВЕЛИКОЙ ПЯТНИЦЫ Двупсалмие. Шестопсалмие. Великая ектенья. Аллилуйя и  тропарь Великого Четверга  « Егда славнии ученицы». Малая ектенья.               1–5 ЕВАНГЕЛИЕ. 3 антифона.  (15й антифон  «Днесь висит на древе» )

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

2 . Призыв к обращению г. 3 и 4. Такой народ не имеет побуждений желать пришествия дня Господня, потому что Господь прийдет на суд над народом. Он отделит в среде народа добрых от злых и осудит последних, чтобы этим приготовить исполнение неизменного обетования ( Мал.3:1–6 ). Пусть, наконец, народ обратится к Богу ( Мал.3:7 ); пусть честно отдает Господу принадлежащее Ему (десятины), чтобы Он снова благословил его поля ( Мал.3:8–12 ); пусть перестанет совершать служение Господу с ропотом, что будто бы Бог не делает никакого различия между праведными и злочестивыми (Израилем и язычниками); благочестивые еще доживут до того дня, когда Бог сделает такое различие ( Мал.3:13–18 ). Наступает время когда все беззаконники и нечестивцы совершенно истребятся ( Мал.4:1 ), a к благочестивым явится Сам Господь, солнце правды; Он исцелит их от слабостей их, даст им жизнь и полное довольство во всем, a врагов их повергнет под ноги их ( Мал.4:2,3 ). Но прежде пришествия великого и страшного суда, должен прийти Илия (Иоанн Креститель), который будет обращать народ к покаянию и отклонять от него осуждение ( Мал.4:4–6 ). Примеч. Из книги пр. Малахии читается паремия в праздник Обретения главы Иоанна Крестителя – Мал.3:1, 2:5–7,12, 4:4–6 . Заключение к чтению священных книг Ветхого Завета Древность священного писания Священное писание Ветхого Завета содержит в себе древнейшие книги в свете. Первые книги Библии, лежащие в основании всех других, написаны почти за три тысячи пятьсот лет до нашего времени. Были неоднократные попытки в прошедшем столетии доказать, что священные книги китайцев, индийцев и персов существовали уже до времен Моисея; но новейшие исследования древних литературных памятников привели к тому результату, что индийские Веды произошли не раньше XII в. до Р.Х., персидские Зенд-Авесты – в VI или VII в. до Р.Х., а китайские Книги – не раньше V-ro в. до Р.Х. Что касается до известных древнейших европейских литературных памятников, то древнейшие греческие историки Геродот и Фукидид, сочинения которых дошли до нас, были современниками Ездры и Неемии, последних писателей Ветхого Завета. Между ними и Моисеем, писателем первых книг Библии, лежит пространство времени почти в тысячу лет. Поэмы Гомера и Гесиода, не много древние истории Геродота, но они написаны больше, чем за шесть сот лет после Моисея. Гораздо раньше Пиндара, воспевавшего завоевателей Олимпа, пр. Давид написал свои псалмы. Когда на берегах Тибра клали только основание Рима, пророки в Израиле богодухновенным своим взором обозревали судьбы народов и записывали свои пророческие вещания в священные книги речью возвышеннейшую речей Демосфена и с таким священным поэтическим воодушевлением, которое превосходит поэзию Эсхила, Софокла и Еврипида. Сведения о каноне священных книг Ветхого Завета

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010