После ектений – Сугубой и Просительной – поется песнь «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…» По-русски: «Придите, почтим (воздадим почтение, похвалу) приснопамятного Иосифа, который ночью пришел к Пилату и испросил (у него) Жизнь всего (творения), (взывая к нему): отдай мне сего Странника, Который не имел куда приклонить (Свою) голову; дай мне Того, Которого лукавый ученик предал на смерть, дай мне сего Странника, Которого Матерь, видя висящим на кресте, с рыданием взывала: увы Мне, Чадо Мое! Увы Мне! Ныне сбылось предсказанное в храме Симеоном (Богоприимцем): оружие (скорбь) пройдет Твое сердце. Но перемени плач Мой в радость о Твоем воскресении. – Покланяемся, Христе, Твоим страданиям и святому воскресению». При этом предстоящие во храме прикладываются к Плащанице. б) Литургия в Великую Субботу совершается вместе с вечерней и по уставу должна начинаться в 10-м часу дня или, по-нашему, в 4-м пополудни. На вечерне поются стихиры (8), сначала обычные воскресные (4) первого гласа, затем особые торжественные стихиры 8 гласа (4) о пребывании Иисуса Христа во гробе и, главным образом, о сошествии Его во ад и изведении оттуда душ праведников, скончавшихся от Адама до смерти Самого Иисуса Христа. Эти стихиры возбуждают в сердцах верующих (своим содержанием и напевом) высокую радость о победе Иисуса Христа над диаволом, адом и смертью. После входа читаются 15 паремий, в которых содержатся: 1) преобразования , например: а) о воссоздании Богом человека под образом сотворения мира (паремия 1), б) об избавлении рода человеческого от плена дьявольского и греха, от осуждения и смерти, под образом изведения Моисеем евреев из Египта и перехода их через Чермное море (паремия 6), в) о спасительной смерти Искупителя нашего Иисуса Христа, под образом заклания евреями пасхального агнца (паремия 3) и принесения Авраамом Богу в жертву сына своего Исаака (паремия 10), г) о тридневном пребывании Иисуса Христа во гробе и воскресении, под образом тридневного пребывания Ионы во чреве китовом и освобождения оттуда (паремия 4) и под образом чудесного спасения трех отроков еврейских: Анании, Азарии и Мисаила, из печи вавилонской (паремия 15), д) о воскресении в час смерти Иисуса Христа некоторых ветхозаветных праведников и затем о всеобщем воскресении – под образом воскрешения двух отроков пророками Илиею и Елисеем (паремии 8 и 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Свете тихий... Вонмем. Мир всем. Премудрость, вонмем. Прокимен: Разделиша ризы моя... со стихом. Премудрость. Исхода чтение. Вонмем. Паремия. Вонмем. Прокимен: Суди, Господи... со стихом. Премудрость. Иова чтение. Вонмем. Паремия. Премудрость. Пророчества Исаийа чтение. Вонмем. Паремия. Вонмем. Прокимен: Положиша мя в рове... со стихом. Премудрость. К Коринфянам послание... Вонмем. Зач. 125. Мир ти. И духови твоему. Премудрость. Аллилуиа и три стиха аллилуиария Спаси мя, Боже... и т. д. Премудрость, прости, услышим св. евангелиа. Мир всем. И духови твоему. От Матфеа св. евангелия чтение. Слава тебе, Господи... Вонмем. Зач. 110. Слава тебе, Господи, слава тебе. Ектения: Рцем вси... и возгл.: Яко милостив и человеколюбец... Ампиь. Сподоби, Иосподп... Исполним вечернюю молитву... Возглас: Яко благ и человеколюбец... Аминь. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Господеви приклоним. Тебе, Господи. Буди держава... Аминь. Стихиры на стиховне Триоди, первая: Егда от древа тя..., просто, вторая с припевом: Господь воцарися..., третья с припевом: Ибо утверди вселенную..., четвертая с прип.: Дому твоему... Слава, и ныне, Тебе одеющагося... Ныне отпущаеши... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Яко твое есть царство... Аминь. Тропарь: Благообразный Иосиф.. Слава, и ныне, другой тропарь: Мироносицам женам... Премудрость. Благослови. Сый благословен... Аминь. Утверди, Боже... Пресвятая Богородице... Честнейшую херувим... Слава тебе, Христе..., Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст: Иже нас ради человеков... Многолетие 751 . На великой вечерни после стихир на стиховне во время пения Благообразный Иосиф по установившейся богослужебной практике совершается обряд выноса плащаницы таким образом. Во время пения в вечерних стихирах: Слава, и ныне, Тебе одеющагося..., иерей с диаконом с 4-х сторон кадит плащаницу, предварительно положенную на престоле, 3-жды обходя его кругом. После стихир на клиросе читаются Ныне отпущаеши... трисвятое и поется тропарь: Благообразный Иосиф...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

В итоге в русской библеистике становится почти аксиомой достаточно свободное отношение к неканоническим книгам: они считаются не богодухновенными, а просто «добрыми и полезными», в их исследовании применяются все принципы и идеи библейской критики (тогда как в отношении канонических книг методика библейской критики, как правило, отвергается). В частности, такой знаменитый дореволюционный библеист как профессор П. А. Юнгеров , известный своим консерватизмом и категорическим неприятием критических мнений в отношении канонических книг, применительно к книгам неканоническим с относительной легкостью соглашается с многими, подчас радикальными мыслями западных исследователей. При этом долгое время (с середины XIX до середины XX века) термин «неканонические книги» оставался малоизвестным и был достоянием только академических кругов. Общеупотребительным он становится только с 1968 г., со 2го издания Библии Московской Патриархией, где было опубликовано приложение «О книгах канонических и неканонических» и сами неканонические книги с тех пор стали помечать звездочкой в оглавлении. В то же время в греческой православной традиции до сих пор нет ни самого термина «неканонические книги», ни разделения книг Ветхого Завета по принципу авторитета; все «наши» неканонические книги (кроме 3 Ездры, которая отсутствует в греческой Библии) в греческих Церквах считаются каноническими. Важно также, что многие из этих книг и отделов используются в нашем богослужении, а этот факт лучшим образом подтверждает их авторитет для верующих. Перечислим далее эти книги и отделы, кратко обозначив их богослужебное употребление. Неканонические книги: Иудифи — паремия на праздник блгв. кн. Ольги (11 июля); Премудрости Соломона — особенно широко представлена в богослужении, берется 5 различных паремий на многие праздники святых; Премудрости Иисуса, сына Сирахова — паремия в службе Всех святых, в земле Русской просиявших (Неделя 2я по Пятидесятнице) и на полиелейный праздник 70-ти апостолов (4 января). Варуха — паремия на Рождество Христово

http://azbyka.ru/nekanonicheskie-knigi-b...

Завершаются изобразительны 16-ю поклонами с молитвой преподобного Ефрема Сирина . Вечерня Вечерня начинается без возгласа «Благословен Бог наш…» после поклонов на изобразительных (как и в седмичные дни Великого поста). Кафисма рядовая. На «Господи, воззвах…» стихиры поются в соответствии с тем, какая служба совершается на следующий день (в зависимости от знака святого). Прокимен Триоди. Паремия Триоди 2-й прокимен Триоди Обратим внимание, что на сырной седмице, в отличие от седмичных дней поста, читается только одна паремия! «Сподоби, Господи…» (читается). Просительная ектения и молитва главопреклонения. Стихиры на стиховне из Триоди. «Ныне отпущаеши…» (читается). Трисвятое по «Отче наш…». Тропари: тропарь святого, «Слава, и ныне» Богородичен 4-го приложения (накануне сырной субботы – Богородичен воскресный по гласу тропаря). Сугубая ектения. Возглас «Яко милостив…». Священник произносит молитву «Господи и Владыко живота моего…» с тремя поклонами. Чтец: «Аминь». «Всесвятая Троице, Единосущная Державо…». Хор: «Буди имя Господне…» (трижды). Чтец: «Слава, и ныне» и 33-й псалом. Священник: «Премудрость». Хор: «Достойно есть …» до половины и далее переход на отпуст по чину. Отпуст вседневный. Таким образом, мы видим, что эта вечерня совершается уже по чину, близкому к вседневному (чему соответствует и схема пения стихир на «Господи, воззвах…», и тропарей по «Ныне отпущаеши…»). В принципе, нужно запомнить только три ее отличительные черты, сходные с особенностями великопостного чина: 1) вечерня не имеет начального возгласа, но сразу после поклонов на изобразительных читается «Приидите, поклонимся…»; 2) после «Свете Тихий…» поются два прокимена Триоди и читается одна паремия (между прокименами); 3) Окончание вечерни (после ектении «Помилуй нас, Боже…») полностью соответствует схеме вечерни накануне праздника полиелейному святому в седмичный день Великого поста (для сравнения см. далее § 8.1 следующей главы). Кроме того, точно такую же схему в Уставе имеет окончание вечерни накануне суббот 2–6-й седмиц Великого поста в том случае, если в пятницу не совершается литургия Преждеосвященных Даров. Однако в практике такой вариант (за редчайшими исключениями) не встречается: обычно у нас или служат литургию Преждеосвященных Даров, или же служба в пятницу утром не совершается вообще (в малых храмах). § 2.4. Сырная суббота

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Отроки не покорились. Пришедший в ярость царь приказал, разжегши печь всемеро, бросить туда юношей-исповедников. Приказание исполнено, печь разжжена до того, что бросившие мучеников палачи, сами были сожжены вырвавшимся из жерла огнем. Отроки исповедники избавленные Ангелом, «вид Которого был подобен Сыну Божию», стоя посреди яростно бушуюшего пламени, воссылали благодарственную молитву Богу, прославляя Его промысел. Паремия здесь читается потому, что описанное в ней чудо спасения трех отроков, было прообразом «несравненно более чудесного, воспоминаемаго в великую Субботу, избавления Христа от смерти через воскресение» (еп. Виссарион, op. cit. т. 11,ст. 652). По своему внутреннему смыслу, также как и по формальной структуре, эта последняя паремия аналогична паремии 4-й (молитва Ионы во чреве китовом и избавление его) и паремии 6-й (чудесный переход евреев через Чермное море и благодарственная песнь). Только последняя паремия как бы сосредоточивает в себе всю силу упомянутых двух паремий и своим последним и окончательном взлетом переносит молящихся к воскресению Христову, которым увенчал Себя Божий Промысел на путях спасения рода человеческого. Образом правильного и истинно благочестивого отношения к путям Господним останется Навсегда песнь трех отроков в пещи. Ее внутренний смысл следующий: Огненная печь, куда ввергнуты были «богомудрии, не послужившие твари паче Создавшего (больше чем Создателю)», как будто бы предел несправедливости с точки зрения простого рационалистического соответствия подвига и награды (это несоответствие и есть основной мотив критики неприемлющего Провидения пессимизма). Огненная печь – образ ада с его огнем неугасающим, чему часто уподобляется грешная и страстая земная жизнь. И любящие Бога оказываются ввергнутыми именно в этот пламень, подобно тому, как и Сам Богочеловек на кресте и Его Матерь у креста, оставленные Богом, оказались ввергнутыми в адскую бездну. И отроки, прообразуя непоколебимое упование и любовь Самого Христа, вооружась этим упованием, побеждают силу огня, подобно тому, как и Он победил всю силу адову.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3.2.      Новые паремии. Некоторые из этих новых текстов весьма примечательны. Так, например, 2-я паремия в службе праведному Филарету Милостивому (1 декабря ), имея средний объем, включает как первый стих книги Иова, так и один из последних, и представляет собой, по сути дела, краткое изложение истории этого знаменитого библейского персонажа. Напротив, паремии в службе княгине Ольге (11 июля) производят странное впечатление: не заметно ни малейшей попытки «округлить» текст, придать первому стиху вид начала текста: первая паремия открывается союзом «и», во второй после первого слова видим частицу «же», третья — вероятно, вообще одна из самых коротких паремий: это первые четыре стиха (из 23 в церковнославянском тексте ) гимна доброй жене (Прит. 31:10—32). Однако при всех достоинствах и недостатках новых паремий их объединяет одно: все они скопированы из Елизаветинской Библии, и, таким образом, не являются образцами служебного текста. Это относится и к таким паремиям, которые включают в себя (полностью или частично) старые (например, 2-я и 3-я паремии в службе Царственным страстотерпцам, 4 июля): общая часть также воспроизводится по библейскому тексту. 3.3.      Старые паремии в новой редакции. Можно указать по меньшей мере три случая, когда в новых службах использованы старые паремии, однако их текст приведен в соответствие с Елизаветинской Библией; в старых же службах, унаследованных ЗМ от дореволюционных изданий Миней, эти же паремии сохраняются в служебной редакции. Первое из этих чтений — «Тако глаголет Господь: да возвеселится пустыня жаждущая... отбеже болезнь, печаль и воздыхание»  (Ис. 35:1–10). В КбМ она помещена в службе 1-го часа в навечериеБогоявления, а также входит в состав великого освящения воды, совершаемого в тот же день. В ЗМ это чтение (уже без специального инципита и с несколько отличным началом: «Радуйся, пустыня жаждущая... отбеже болезнь, печаль и воздыхание») входит, например, в состав служб праведному Симеону Верхотурскому (12 сентября), преподобному Михею Радонежскому (6 мая) и преподобному Нилу Сорскому (7 мая). Однако в службе крещенского сочельника (6 января) паремия дана в служебной редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

XVIII. Паремия, положенная на вечерне в среду четвертой седмицы Великого поста (Быт 9, 18–29, 10, 1). В сей паремии предлагается повествование о пророче­стве Ноя относительно судьбы его потомства с предвари­тельным описанием случая к произнесению сего пророче­ства.   Быт.9:18 .  Быша сынове Ноевы изшедшии из ковчега, Сим, Хам, Иафет: Хам же бяше отец Ханаань. Приступая к описанию происшествия, по поводу кото­рого произнесено Ноем пророчество о судьбе его потомков, бытописатель называет троих сыновей Ноя, потому что пророчество это к ним обращено. Но особенное внимание бытописатель обращает на сына Ноева Хама, и на Ханаана, младшего из четверых сыновей Хама ( Быт 10, 6 ). Это потому, что Хам принимал особенное участие в происше­ствии, описание которого следует, а Ханаан, как родона­чальник племен, обреченных Богом на истребление и на порабощение евреями, заслуживал преимущественного внимания читателей – евреев.   Быт.9:19 .  Трие сии суть сынове Ноевы: от сих разсеяшася [п][люди] по всей земли. Кроме троих названных сыновей были ли у Ноя другие, неизвестно. Если и были, они не оставили потомства, и род человеческий после потопа расплодился только от Сима, Хама и Иафета; других родоначальников после потопа не было, как и до потопа не было других родоначальников человечества, кроме Адама.   Быт.9:20 .  И начат Ное человек делатель [быти] земли, и насади виноград. «И начат Ное человек делатель быти земли: начал возделывать землю». Земледелие было и до потопа. Еще в раю человек должен был возделывать землю ( Быт 2, 15 ). По изгнании из рая человек осужден на тяжкие земледель­ческие труды ( Быт 3, 18 ). Каин был земделельцем ( Быт.4:2 ). После потопа трудности земледелия увеличились от того, что земля пропитана была соленой морской влагой, изрыта водой, покрыта наносными камнями и во многих местах обнажена от почвы. Нужда делает человека изобретатель­ным. Полагают, что Ной изобрел земледельческий плуг и первый приспособил к земледельческим работам волов, тогда как прежде человек возделывал землю заступом. – «И насади виноград» Вероятно и до Ноя люди питались виноградными ягодами, но виноградные деревья росли только в диком состоянии. Ной первый стал воспитывать их искусственным образом, в саду, и улучшать их естест­венные достоинства особенным уходом за ними, например очищением лишних побегов, прививанием и т. п. Он же первый сделал опыт приготовления вина из виноградного сока.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

XX. Паремия, положенная на вечерне в пяток чет­вертой седмицы Великого поста (Быт 12, 1–7). В сей паремии содержится повествование о переселе­нии Аврама из Харрана в землю Ханаанскую.   Быт.12:1 .  Рече Господь Авраму: изыди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу. Аврам – десятый в ряду патриархов, родившихся после потопа, – был сын Фарры. Он родился на 130 году жизни своего отца, судя по тому, что при смерти отца, последовавшей на 205 году, ему было 75 лет ( Быт 11:32, 12:4 ). Фарра с семейством первоначально жил в северной части Месопотамии, близ верховьев Тигра, – в Уре халдейском. Здесь у него родились и поженились трое сыно­вей: Аран, Нахор и Аврам. Арран умер в Уре при жизни отца, оставив после себя сына – Лота. В последних стихах предшествующей (11-й) главы книги Бытия описано пере­селение Фарры из Ура в Харран (или Карры, Киргое), город Месопотамии, на юге от Ура, известный впоследствии поражением римского полководца Красса от Парфян. Бы­тописатель говорит, что Фарра взял с собою Аврама, и Сару, его жену, и Лота, и пошел с ними в землю Ханаанскую, но на пути остановился в Харране и здесь водворился; что же было причиною переселения Фарры, бытописатель о том умалчивает. Но св. первомученик и архидиакон Сте­фан, в речи своей к иудеям, дает видеть, что этою причиной было повеление Божие Авраму оставить родину и идти в землю, какая ему показана будет Богом ( Деян 1,2–4 ). Повеление Божие Аврам, конечно, объявил отцу своему, и отец, не желая отставать от сына, последовал за ним, но достигши Харрана, не решился продолжать свое путеше­ствие. С ним остался жить в Харране и Аврам, может быть по усиленным просьбам отца не покидать его на старости лет, и прожил в отцом до смерти его; по смерти Фарры Господь снова объявил Авраму свое повеление идти в землю, какая ему будет показана. Повеление это у бытопи­сателя, в рассматриваемой нами паремии, выражено теми же словами, в каких, по свидетельству св. первомученика Стефана, дано было Авраму первое повеление в Уре хал­дейском.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Делая таковые сличения, мы убедились, что в новом издании сделаны некоторые изменения в порядке текста, кое-что исправлено, много прибавлено, а кое-что лишнее даже выкинуто. Многое, разумеется, оставлено в прежнем виде и наконец, есть места даже такие, которые хотя исправлены, но почему-то либо не совсем правильно, либо правильные указания прежних изданий заменены ошибочными. Все это, взятое вместе, понудило нас заняться предлагаемым трудом. К этому нужно заметить, что мы будем касаться не опечаток, а исключительно, –неправильностей, хотя существующие в издании опечатки очень напрашиваются на исправление, напр.: на стр. 165 сказано, что отличие великой вечерни от вседневной, между прочим, составляет «паремия» (вместо «паремии»); затем и распорядок этих отличий вечерни великой не такой должен быть и «стихиры» должно было показать под лит. Б, а не Г, так как стихиры следуют раньше входа, а речь здесь идет не о стихирах на стиховне, и др. Наконец, – пропуск слов: «Господи Владыко», пропущено «и» (таблица вечерни), «Пресвятая (вместо «Всесвятая») Троице» на стр. 349, «Сый благословен Бог», пропущено «Христос» и пр. Итак, начнем разбор указанного в предисловии отдела этой книги, ссылаясь на страницы издания 1907 года. стр. 144 Сперва коснемся рубрики «Великая вечерня» и укажем на сам распорядок, где вечерня, совершаемая не на бдении, разделяется на два отдела случаев, причем указание во втором отделе под 4) должно очевидно быть отнесено к отделу первому под цифру 5), так как вечерни в сочельники и в великий пяток относятся к последующему дню, а не к истекающему. Погрешность эта кажется неважной, но для «изучающих» устав, она может служить недоразумением. стр. 147 В рубрике «Часы великопостные» под цифрой 1) сказано, что если в среду и пятницу сырной недели случатся перечисленные здесь же праздники, то совершаются обыкновенно вседневные часы. – Слово «обыкновенно» должно быть выкинуто совсем. стр. 165 На этой стр. в четвертой сноске сказано, что на малой вечерне однажды положена паремия на субботу сырную, если в этот день случится Сретение.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Прокимен Субботний из Часослова. Паремия Из Минеи со службы данного святого. Стихиры на стиховне Из Минеи. «Слава» из Минеи, «и ныне» берется из 1 приложения Минеи по гласу «Славы». Тропарь и богородичный отпустительный Тропарь святого из Минеи. Богородичен из 3 приложения «текущего» гласа. Как и на вседневной вечерне, праздничный характер субботы подчеркивается тем, что богородичен для стихир на «Господи, воззвах», а также богородичен отпустительный подбирается по гласу Октоиха. Изменяемые молитвословия великой вечерни в воскресный день Стихиры на «Господи, воззвах» 4 воскресных из Октоиха 6 святого из Минеи «Слава» из Минеи, «и ныне» берется из 1 приложения Минеи «текущего» гласа, т.е. по гласу Октоиха (богородичен догматик). Крестобогородичного не бывает. Прокимен Воскресный из Часослова: «Господь, воцарися». Паремия Из Минеи со службы данного святого. Стихиры на стиховне Из Октоиха. «Слава» из Минеи, «и ныне» берется из 1 приложения Минеи по гласу «Славы». Тропарь «Богородице Дево, радуйся» трижды. Если святой со всенощным бдением, то «Богородице Дево, радуйся» дважды, после чего тропарь святого (праздника) один раз. Порядок совершения входа с кадилом Вход с кадилом имеет две части. Первая часть происходит при пении богородичного догматика. При начале пения богородичного стихир на «Господи, воззвах» открываются Царские врата. Священник и диакон прикладываются к Престолу. Диакон испрашивает священнического благословения на кадило. Священник благословляет кадило: «Кадило Тебе приносим…». После этого священнослужители направляются к выходу на солею. Сначала идут свещеносцы, за ними – диакон с кадилом. Священник замыкает процессию. Священники обходят Престол через горнее место и выходят на солею северными вратами. Свещеносец ставит свечу справа от врат. Диакон кадит икону Христа и Богоматери у Царских врат. Произносит тихо: «Господу помолимся». Священник читает молитву входа. Диакон кадит священника и, указывая орарем на восток, произносит: «Благослови, владыко, святый вход». Священник благословляет рукой восточное направление и говорит: «Благословен вход святых Твоих, всегда…». Диакон: «Аминь» и кадит священника.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010