На 1-м часе после тропаря (нач. " Заушенный за род человеческий " ) бывает чтение (прокимен из Пс 82, паремия Иер 11. 18-12. 15, прокимен из Пс 75). После отпуста 1-го часа 4-й по старшинству священник читает на Голгофе Евангелие от Иоанна; на 3, 6 и 9-м часах - тропарь " Егда славнии ученицы " и кафизмы не стихословятся. Патриарх же по окончании утрени раздает ругу (денежное вознаграждение) клирикам. Вечерня в Великий Четверг поется на Голгофе или в Сионской горнице. Кафизмы нет, после стихир на " Господи, воззвах " (4 стихиры и славник) - " Свете тихий " и чтения (прокимен из Пс 139, Исх 19. 10-19, прокимен из Пс 58, Иов 38. 1-42. 5, прокимен из Пс 2. 2b, Ис 50. 4-11); затем " Сподоби, Господи " и стиховные стихиры (3 и славник), " Ныне отпущаеши " ; после Трисвятого - тропарь " Егда славнии ученицы " . По окончании вечерни Патриарх отправляется в Сионскую горницу или в главную базилику, где совершается Литургия, во время которой бывает чин освящения мира. Литургия начинается со входа, после которого поются стихира и кондак, Трисвятое и чтения (прокимен из Пс 54; Исх 30. 23-33; 1 Цар 16. 1b-13; Ис 61. 1-6; Песн 1. 1-3a); следуют отпуст оглашенных и новозаветные чтения (прокимен из Пс 22; Рим 11. 13-36; аллилуиарий; Мф 26. 6-16 (указано, видимо, по ошибке - это литургийное Евангелие Великой среды)); после указания о чтениях в Типиконе следует подробное описание порядка освящения мира (см. ст. Мироварение). На случай если чин освящения мира опускается, в Типиконе описан устав Литургии, причем в начале Литургии тогда поется " Единородный Сыне " , читаются иные чтения (восходящие к древней иерусалимской лекционарной системе: 1 Кор 11. 23-32, Мк 14. 12-26 (после этого замечание: " Таков чин [храма] Воскресения, чин же ромеев [т. е. Константинополя] указывает от Матфея " )), вместо херувимской песни поется тропарь 4-го гласа " Вечери твоея тайныя днесь " , приведены на выбор 3 причастна. Описание служб в Великий Четверг в Святогробском Типиконе завершается особой заамвонной молитвой (нач.: " Despota Christe ho theos hemon, ho ton Cheroubim epocho " (греч.) - Владыка Христе Боже наш, на херувимах ездящий) и продолжительным изложением чина умовения ног, который совершается после Литургии, но тем не менее соединен с вечерней (Papadopoulos-Kerameus. Analekta. T. 2. S. 83-116).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

После молитв священник окропляет святой водою колокол с 4-х сторон, сверху, и вокруг, и внутри, произнося трижды: «Благословляется и освящается кампан сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь». После окропления священник кадит  вокруг кампана, внутри и вне его, при пении клиром 69-го псалма: «Боже, в помощь мою вонми». Затем читается паремия об устроении Моисеем священных серебряных труб для созывания народа на молитву и жертвоприношения Богу (Чис. 11, 1—10). После паремии поются три стихиры и произносится дневной отпуст. ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ ХРАМА АРХИЕРЕЕМ Освящение, или «обновление», храма. Выстроенный храм может быть местом совершения Божественной литургии не иначе, как после его освящения. Освящение храма носит название «обновления», потому что чрез освящение храм из обыкновенного здания делается святым, а потому совершенно иным, новым. По правилам Православной Церкви (IV Всел. Соб., 4-е прав.) освящение храма должен совершать архиерей. Если же не сам архиерей освящает, то он посылает освященный им антиминс в новосозданный храм, где после установления и освящения священником престола возлагается на него антиминс. Это освящение храма — архиерейское и иерейское — называется великим. Существующие чины великого освящения храма: Храм освящает сам архиерей — при этом он освящает и антиминс. Чин изложен в особой книжке и в Дополнительном Требнике (или в Требнике в 2-х частях, часть 2-я): «Чин освящения храма от архиерея творимаго». Архиерей освящает только антиминс. «Возследование, како освящати антиминсы архиерею» — находится в «Чиновнике архиерейскаго священнослужения», а также в упомянутом «Чине освящения храма от архиерея творимаго». Храм освящает священник, получивший от архиерея освященный антиминс для положения в храме. Чин богослужения находится в Большом Требнике, гл. 109: «Последование како освященный антиминс положити в новозданном храме, данный от архиерея архимандриту или игумену, или протопресвитеру, или пресвитеру, избранному на сие и искусну».

http://pravoslavie.ru/2325.html

Предобразованием Новозаветного Откровения является и третья паремия. Это молитва Соломона на освящении построенного им храма: «Яко аще истинно вселится Бог с человеки на земли, аще небо и небо небесе не довлеют Ти, кольми паче храм сей, егоже создах Имени Твоему...». Здесь говорится о грядущем пришествии Бога на землю, о Его участии в течении временной человеческой истории и о присутствии Его, Которому «не довлеет и небо небесе», в земном, построенном человеком, храме. Значение этих паремий раскрывается в апостольском чтении праздника. Это Послание к колоссянам, гл. 1, ст. 12-17: «Благодаряще Бога и Отца, призвавшаго вас в причастие наследия святых во свете: Иже избави нас от власти темныя, и престави в Царство Сына любве Своея: о Немже имамы избавление кровию Его и оставление грехов: Иже есть Образ Бога невидимого, Перворожден всея твари...». Этот текст, как мы видим, указывает на исполнение пророчеств: «Наследие святых», «Царство возлюбленного Сына» — это Церковь, образом которой была Земля Обетованная. Таким образом, все течение событий Ветхого Завета, весь закон, охранявший чистоту избранного народа, вся священная его история раскрывается как предуготовительный процесс к явлению на земле Тела Христова, новозаветной Церкви. И в этом подготовительном процессе ветхозаветный запрет образа ведет к явлению Того, Кто был невидим, к «образу Бога невидимого», явленного Богочеловеком Иисусом Христом. «Боговидения славы древле, темно Твоих задних сподобися Моисей, просив: новый же Израиль лицем ныне в лице Тя Избавителя видит ясно» (2-й тропарь 4-й песни канона). Евангелие, читаемое в день Нерукотворного Спаса, на утрене и на Литургии одно и то же. Это Евангелие от Луки, гл. 9, ст. 51—56 и гл. 10, ст. 22—24. «Бысть же егда скончавахуся дние восхождению Его, и Той утверди лице Свое ити во Иерусалим. И посла вестники пред лицем Своим: и изшедше внидоша в весь самарянску, яко да уготовят Ему: и не прияша Его, яко лице Его бе грядущее во Иерусалим. Видевша же ученика Его Иаков и Иоанн, реста: Господи, хощеши ли, речема, да огнь снидет с небесе и потребит их, якоже и Илия сотвори?». Но Иисус укорил их: «Не веста коего духа еста вы: Сын бо Человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти. И идоша во ину весь. И обращься ко учеником, рече: вся Мне предана быша от Отца Моего: и никтоже весть, кто есть Сын, токмо Отец: и кто есть Отец, токмо Сын, и емуже аще хощет Сын открыты. И обращься ко учеником, един рече: блажени очи видящий, яже видите, глаголю бо вам, яко мнози пророцы и царие восхотеша видети, яже вы видите, и не видеша: и слышати, яже слышите, и не слышаша».

http://sedmitza.ru/lib/text/440326/

Сему «Чаянию языков», по пророче­ству Иакова, надлежало, однако, явиться не из среды язы­ков, а из среды избранного Богом племени, и именно из потомства Иудова: «ему» сие «отложено», – предопределено. Нужно ли говорить, как пророчество о явлении в мир Чаяния языков, имевшего произойти из колена Иудова, исполнилось в Господе нашем Иисусе Христе, по плоти происшедшем, как видно из родословия Его, из колена Иудова, но взявшем на Себя одного грехи всего мира, призвавшем в Свою Церковь вся языки? Равно исполни­лось во Христе Иисусе и предречение Иакова о времени пришествия Мессии. Иисус Христос пришел в мир именно во время оскудения в иудейском народе своих князей и вождей. Еще за 35 лет до Р. X. римляне поставили царем над Иудеею иноплеменника Ирода, родом идумеянина. После Ирода царствовал в Иудее сын его Архелай. Но чрез 10 лет (в 12 или 13 году по Р. X.) Архелай заточен был в Галлию, Иудея стала Римскою областью, управлять ею начали римские прокураторы и управляли в продолжении всей жизни Иисуса Христа и после до самого разрушения Иерусалима Титом. Князь и вождь от Иуды, очевидно, оскудел. Следственно, настало время явления в мир предвозвещенного Иаковом «Чаяния языков», – время, когда иудейский народ, потерявший свою гражданскую самосто­ятельность, лишившийся собственных правителей, должен был дать из среды себя Царя всемирного, духовного цар­ства. И в сие-то время явился в Иудею Господь наш Иисус Христос, истинный Мессия. Но действительно ли до сего времени не оскудели в Иудейском народе свои вожди и князья, не прекращалось свое правительство? Вот ответ истории: колено Иудово, подобно прочим коленам начало иметь своих частных князей вскоре по исшествии из Египта ( Чис. 1:4–11 ). Оно имело таковых и по завоевании земли обетованной ( Нав 22,12–14 ). Так было до Давида. В лице Давида колено Иудово возобладало над всеми прочими, и потом, когда при сыне Соломона Ровоаме последовало разделение еврейского царства на две части – на царство Иудейское, состоявшее из колена Иудова и Вениаминова, и Израильское, составившееся из 10 колен, – только в царстве Иудейском до самого плена Вавилонского видим непрерывный ряд царей из дома Давидова, тогда как цар­ство Израильское управляемо было преемственно царями из разных колен и династий, пока наконец совсем не унич­тожено было Ассирийскими завоевателями за 100 лет до падения от вавилонян царства Иудейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Смысл: К этой паремии необходимо подходить с двух позиций. Первая включает в себя исторический контекст этого чтения. Был некий Валаам, которого один языческий царь призвал к себе для того, чтобы он проклял израильский народ, которого очень опасался. И вот Валаам, глядя на лагерь израильтян, вместо того, чтобы навести на него проклятие, его благословляет. Он предсказывает победу Израилю в войне с этим языческим царем. И это пророчество сбывается в конкретной исторической ситуации. Но за этими словами скрывается и другой, более глубокий смысл. Оказывается самое важное заключено не в словах благословения: Прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! Прекрасен Израиль как избранный народ Божий. Но особенно прекрасен потому, что именно из него произойдет Мессия — Спаситель мира. Потому Валаам затем говорит: вижу Его, но еще нет . Он знает, что Спаситель придет, но только в будущем. Валаам пророчествует: Восходит звезда от Иакова и восстанет жезл от Израиля. И здесь речь идет не просто о звезде Вифлеема, которую увидели волхвы. Эта звезда — образ самого Христа. Он — путеводитель, который в ночи освещает нашу жизнь. 3-я паремия. Пророчества Михеина чтение. [Главы 4 и 5] Книга пророка Михея — 33-я по счету в Библии. Примерное время написания — эпоха царствования Иоафама (750–735 гг. до н. э.). Пророк Михей обычно теряется в тени своего великого современника и, возможно, даже учителя, пророка Исаии. Их пророчества созвучны между собой вплоть до буквальных совпадений. Но если Исаия был священником иерусалимского храма, то Михей, судя по всему, был человеком простым и незнатным. От того особую остроту обретали в его устах обличения богачей, грабящих народ по собственному произволу. Текст: Во днех онех, глаголет Господь: соберу сокрушенную, и отриновенную прииму, яже отринух: и положу сотренную во останок, и отриновенную в язык крепок, и воцарится Господь над ними в горе Сионстей, от ныне и во веки. И ты, Вифлееме доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудовых? Из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в Князя во Израили: и исходи Его из начала, от дней века. Сего ради даст я до времене раждающия, породит, и прочии от братий Его обратятся к сыном Израилевым. И станет, и узрит, и упасет паству Свою крепостию Господь. И в славе имене Господа Бога своего пребудут, зане ныне возвеличится даже до конец земли.

http://foma.ru/rozhdestvenskie-paremii.h...

3.2.      Новые паремии. Некоторые из этих новых текстов весьма примечательны. Так, например, 2-я паремия в службе праведному Филарету Милостивому (1 декабря ), имея средний объем, включает как первый стих книги Иова, так и один из последних, и представляет собой, по сути дела, краткое изложение истории этого знаменитого библейского персонажа. Напротив, паремии в службе княгине Ольге (11 июля) производят странное впечатление: не заметно ни малейшей попытки «округлить» текст, придать первому стиху вид начала текста: первая паремия открывается союзом «и», во второй после первого слова видим частицу «же», третья — вероятно, вообще одна из самых коротких паремий: это первые четыре стиха (из 23 в церковнославянском тексте ) гимна доброй жене (Прит. 31:10—32). Однако при всех достоинствах и недостатках новых паремий их объединяет одно: все они скопированы из Елизаветинской Библии, и, таким образом, не являются образцами служебного текста. Это относится и к таким паремиям, которые включают в себя (полностью или частично) старые (например, 2-я и 3-я паремии в службе Царственным страстотерпцам, 4 июля): общая часть также воспроизводится по библейскому тексту. 3.3.      Старые паремии в новой редакции. Можно указать по меньшей мере три случая, когда в новых службах использованы старые паремии, однако их текст приведен в соответствие с Елизаветинской Библией; в старых же службах, унаследованных ЗМ от дореволюционных изданий Миней, эти же паремии сохраняются в служебной редакции. Первое из этих чтений — «Тако глаголет Господь: да возвеселится пустыня жаждущая... отбеже болезнь, печаль и воздыхание»  (Ис. 35:1–10). В КбМ она помещена в службе 1-го часа в навечериеБогоявления, а также входит в состав великого освящения воды, совершаемого в тот же день. В ЗМ это чтение (уже без специального инципита и с несколько отличным началом: «Радуйся, пустыня жаждущая... отбеже болезнь, печаль и воздыхание») входит, например, в состав служб праведному Симеону Верхотурскому (12 сентября), преподобному Михею Радонежскому (6 мая) и преподобному Нилу Сорскому (7 мая). Однако в службе крещенского сочельника (6 января) паремия дана в служебной редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  Быт.12:3 .  И благословлю благословящия тя, и кленущия тя проклену: и благословятся о тебе вся племена земная. «И благословлю благословящия тя и кленущия тя проклену». Господь обещает Авраму быть верным и неизмен­ным союзником ему, иметь одних с ним друзей и врагов. Друзей Аврама Он будет благословлять, т. е. посещать своею милостью, взирать на них как на своих друзей, ибо любя и уважая Аврама, они тем свидетельствуют о своем сочувствии к нему, как к избраннику Божию, и свое благо­говение к самому Богу. Но горе кленущим Аврама, не­доброжелателям и врагам его! Господь грозит им своим гневом, взирая на них не как на личных врагов Аврама, а как на врагов царства Божия. Вся история израильского народа свидетельствует об исполнении этой угрозы Бо­жией. Народы, враждовавшие против него – египтяне, амаликитяне, сирийцы, халдеи, греки, римляне не избегли грозного суда Божия. Впрочем, таким отношением Господа к язычникам не оправдывается ненависть к  ним евреев. " Мне [одному] отмщение. Аз воздам» ( Евр 10, 30 ), – говорит Господь. – «И благословятся о тебе вся племена земная». Это венец обетований Божиих. Авраму суждено быть ис­точником благословения для всех народов. Каким образом это обетование должно исполниться, о том яснее сказано будет Авраму впоследствии: «и благословятся о семени твоем вси языцы земнии» ( Быт 22, 18 ). Семя же это есть Христос-Спаситель, происшедший по плоти от Аврама, – как объясняют сие обетование Божие апостолы Петр ( Деян 3, 25 – 26 ) и Павел ( Гал 3, 16 ). Итак, не лично Аврам будет источником благословения для всех народов, но чрез его великого потомка – Христа, Сына Божия.   Быт.12:4 .  И иде Аврам, якоже глагола ему Господь, и идяше с ним Лот: Аврам же бе седмидесяти пяти лет, егда изыде от [земли] Харран. Неизвестно, сколько времени прожил Аврам в Харране с отцом своим Фаррою. Судя  по тому, что Господь, вызывая его из Харрана, называет эту страну землею его ( Быт.12:1 ), подобно тому, как этим же именем назван Ур халдейский, где Аврам родился ( Деян 7,3 ), также по тому, что он в Харране успел сделаться зажиточным человеком ( Быт 12,5 ), – долж­но полагать, что он прочно водворился в этой стране, немало жил в ней и привык к ней, как к новому своему отечеству. Но как ни сильна была в нем эта естественная привычка, он поспешил оставить Харран, как только пришло к нему повеление о сем от Бога; до сих пор могла удерживать его в Харране воля отца его Фарры, но теперь не стало этого препятствия: Фарра умер ( Быт 11, 32 . Деян 7, 4 ). В год смерти отца сыну было 75 лет. – От Харрана расходились два великих караванных пути, ведшие с одной стороны к бродам Евфрата, с другой к бродам Тигра. Конечно, по указанию Божию Аврам, в сопровождении Лота, держал путь к Евфрату, хотя не знал, в какую землю за этой рекой приведет его Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

  Быт.9:4 .  Точию мяса в крови души да не снесте. Позволение питаться животными Бог ограничивает за­прещением вкушать кровь их. Сказано не просто: не ешьте мяса с кровию, но: «с кровию души.» Это потому, «что душа плоти в крови есть» ( Лев. 17:11 ), т. е. кровь есть седалище и ближайший орган действий души, необходимое условие для проявления жизни душевной, так что жизнь душевная в теле прекращается, когда кровь перестает обращаться и питать мозг. Запрещается собственно зверское ядение мяса с кровью, какое доселе в обычае у некоторых дикарей [в Абиссинии]; они отрывают ножом или зубами куски мяса от живого зверя и подобно зверям проглатывают их. Что именно Господь запрещает ядение мяса с кровью зверское, соединенное со зверской жестокостью и кровожадностью, это можно видеть из следующего стиха, в котором для того, чтобы внушить отвращение к убийству, говорится о воз­мездии зверям, умерщвляющим человека. Цель запреще­ния заключается в том, чтобы человек не привык к зверской кровожадности и жестокости вообще и в особенности в отношении к подобным себе, и научился уважать жизнь в ком бы ни было и кротко обращаться со всеми, – без чего невозможно правильное общежитие (И у язычников строго наказываемо было жестокое обращение с животны­ми с тою же целью. Так, судьи Ареопага осудили на смерть мальчика, выколовшего глаза у живого перепела, – из опасения, чтобы мальчик не сделался злодеем (у Квинтилиана Institut. orat  L. V. с. 9)). . Впоследствии зако­ном Моисеевым запрещено вообще вкушать кровь. Это потому, что она назначается в жертву Богу для очищения грехов и потому есть как бы неприкосновенная собствен­ность Божия ( Лев.17– 14 ).   Быт.9:5 .  Крови бо вашей, душ ваших, от руки всякаго зверя изыщу [п][потребую] [ея]: и от руки человека брата изыщу ея. Так как цель запрещения кровожадности и жестокости при употреблении в пищу животных состоит, главным образом, в том, чтобы люди не были жестокими и крово­жадными в отношении друг к другу, то сие запрещение Господь ограждает угрозою неминуемой казни за челове­коубийство.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Этим заканчивается повествование Моисея о Каине и его потомках. Конец повествования представляет порази­тельное соответствие с началом. Родоначальник нечести­вого племени совершил убийство, а потомки его воспева­ют, прославляют в стихах убийство. Каин-убийца, по край­ней мере, снедаем был угрызениями совести, Ламех заглушил в себе совесть, и не только хвалится убийством, но еще глумится над Богом. До большей степени нечестие не могло достигнуть. Не продолжая истории нечестивого племени, бытопи­сатель обращается теперь к истории благословенной части Адамова потомства; в ней заключается хранилище будущ­ности человечества, и потому Моисей представляет по­дробно родословие тех, которых Господь избрал для сохра­нения обетования о Семени жены, Победителе диавола.   Быт.4:25 .  Позна же Адам Еву жену свою: и заченши роди сына, и именова имя ему Сиф, глаголющи: воскреси бо ми Бог семя другое, вместо Авеля, егоже уби Каин. Для продолжения благословенного племени Бог дает прародителям вместо Авеля другого сына. Мать называетего Сифом, что значит «замена», и сама объясняет смысл этого имени: «воскреси бо, т. е. восставил ми Бог семя другое вместо Авеля».   Быт.4:26 .  И Сифу бысть сын: именова же имя ему Енос: сей упова призывати имя Господа Бога. «Упова призывати имя Господа Бога». Понятнее и точнее с еврейского текста: «тогда началось призывание Иеговы» [еврейское наименование Господа]. Судя по тому, что вы­ражение: «призвал имя Иеговы» употреблено в жертвоп­риношениях Авраама в Вефиле ( Быт 12:18, 13:4 ), должно думать, что идет  речь об отправлении богослужения в честь и славу истинного Бога. – «Началось». Из сего не следует заключать, чтобы прежде люди не совершали богослуже­ния, – противное доказывают жертвы Авеля и Каина, которые были приносимы по научению и примеру Адама и, без сомнения, соединяемы были с призыванием имени Господа. Со времени Еноса «началось» собственно «общест­венное» богослужение, более торжественное, чем частное или домашнее, вследствие чего общество чтителей истин­ного Бога явственно начало отделяться от общества нечес­тивых потомков Каина, забывших о Боге, и помышлявших только об одних житейских выгодах и удовольствиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010