Но при всем том и в деятельности Генриха 3-го можно указать несколько случаев, когда он, с большею или меньшею силою и успехом являлся поборником национальных интересов. Не за долго до созвания собора в Лионе, в 1244 году, Генрих посылает папе Иннокентию IV письмо 29 , в котором жалуется на обилие папских провизий, обременяющих страну, нарушающих права патронов, наполняющих церковные должности иностранцами и производящих в королевстве разного рода беспорядки. Письмо это написано, впрочем, в самых смиренных и благоговейных выражениях и имеет характер не настойчивого требования, а горькой жалобы и покорнейшей просьбы, чтобы папа смиловался и отказался от своих злоупотреблений. Когда Английские епископы, назначенные для присутствования на Лионском соборе 1245 года, отправлялись к месту своего назначения, король дал им письменный приказ, в котором напоминал им, что они обязаны ему присягою, а потому требовал, чтобы они на соборе не предпринимали ничего и не соглашались ни на что, противное интересам короля и королевства, но твёрдо защищали их права, угрожая в противном случае карою и лишением их епархий 30 . Иногда смелость короля простиралась и гораздо далее. Не один раз случалось, что когда папа присылал в Англию своего легата с требованием каких–либо новых денежных взносов или поручал произвести эти поборы кому–либо из своих местных агентов, король обращался к епископам с увещаниями, издавал приказы и прокламации, в которых убеждал и приказывал не подчиняться требованиям папы и его легатов и не давать папе никаких новых взносов, которые так вредят благосостоянию королевства, угрожая ослушникам конфискацию их владений 31 . Правда, у короля никогда не хватало настолько твёрдости, чтобы настоять на своих требованиях, и, в конце концов, они оставались лишь одними словами; но несомненно по крайней мере то, что у него живо было сознание необходимости бороться против папских притязаний, нарушающих права его подданных и вредящих благосостоянию его страны. И как ни был слаб Генрих в своих попытках против папства, эти попытки можно поставить выше всего того, что было предпринимаемо его предшественниками, так как в них король выступал сознательным защитником не только прав своей короны, но и интересов подданных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Целый год он был в больших хлопотах и исполнял важные миссии. Осень и часть зимы он провел в Германии при дворе короля гибеллинской партии Филиппа Швабского, в начале 1202 г. отправился в Рим к папе Иннокентию III. Он был, таким образом, посредником между папой и королем, но не по делам церковным. Не говоря о прочем, в высшей степени любопытно, что вождь крестоносного ополчения компрометирует себя в глазах истинных сынов католической Церкви, каковы были принявшие Крест, сношениями с королем, отлученным от Церкви и не признанным папой. Нужно думать, что был особенный мотив в этих сношениях, который не был противен и папе. Во всяком случае, тот энергичный папа, который сначала был душой крестового похода, с этого времени совершенно выпускает из рук управление делом и сквозь пальцы смотрит на жалкое положение крестоносцев на Лидо, хотя его уполномоченный находился в Венеции и хотя одного его слова было достаточно, чтобы неуплаченная часть взноса была переведена на счет казначейства римского престола. Да и недоимка была не так велика, чтобы князья не нашли средств уплатить ее. Нередко такую сумму вносили в качестве выкупа из плена и не очень богатые князья. Четвертый крестовый поход потому и приобретает широкий исторический интерес, что является результатом политических отношений того времени: с одной стороны, между империями Восточной и Западной, с другой – между Венецией и Византией. Политика Гогенштауфенов, начиная с Конрада III и продолжая Фридрихом I и Генрихом VI, должна быть оцениваема с двух точек зрения. В качестве германских императоров и представителей гибеллинской партии, они беспощадные и неумолимые враги римского папства и, с этой точки зрения, естественные союзники византийского императора. В качестве наследников норманнского королевства в Южной Италии и Сицилии, Гогенштауфены, будучи врагами папской власти, вместе с тем были соперниками Византии, искони считавшей Южную Италию своей провинцией. Весьма часто обсуждались между империями способы дружелюбного раздела Италии, но всякий раз, как соглашение близко было к осуществлению, папы пускали в ход крайние средства и примирялись то с западным, то с восточным императором.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Папа Зосима предпринял неудачную попытку пересмотреть дело о ереси пелагианства , официально осужденной Иннокентием I (27 января 417). Узнав об осуждении, находившийся в Палестине Пелагий направил папе исповедание веры, к которому приложил сочинение " О свободе воли " (De libero arbitrio). Исповедание было направлено на имя папы Иннокентия, однако получил его уже Зосима. Тем временем сподвижник Пелагия Целестий , проживавший после изгнания из Африки сначала в Эфесе, затем в Константинополе, в конце 417 года явился в Рим с просьбой пересмотреть решение о его осуждении, принятое в 411 году на церковном суде в Карфагене. Для рассмотрения дела Целестия Зосима созвал совещание римского духовенства в базилике св. Климента, где была зачитана апология Целестия, а потом состоялся допрос. Целестий заявил, что полностью принимает все постановления папы Иннокентия, но отвергает как ложные положения Павлина Медиоланского , на основе которых он и был осужден. По решению духовенства Зосима признал веру Целестия православной. Об этом решении он уведомил африканских епископов, упрекнув их за поспешность в осуждении Целестия, чье дело было, по его мнению, рассмотрено без должного внимания. Окончательное решение по делу Целестия откладывалось на два месяца. Папа также высказал недовольство тем, что епископы пров. Африка оказались излишне доверчивы к двум изгнанным из Галлии епископам - Еросу (Эроту) Арелатскому и Лазарю из г. Аквы Секстиевы (близ совр. г. Экс-ан-Прованс, Франция), которые жили в Палестине и, обвинив Пелагия в ереси, потребовали возбудить дело против него. Оба епископа лишились кафедр в 411 году по политическим мотивам, т. к. поддерживали узурпатора Константина III (407-411). Папа относился к ним с неприязнью, вероятно под влиянием архиеп. Патрокла Арелатского , близкого к противнику узурпатора патрикию Констанцию . Еще до окончания двухмесячного срока по делу Целестия в Риме было получено послание от Иерусалимского архиеп. Правлия , который ходатайствовал о жившем в Палестине Пелагии . Зосима вновь собрал совещание духовенства, где было зачитано посланное покойному папе Иннокентию исповедание веры Пелагия. Единодушно исповедание Пелагия было признано православным. В послании от 21 сентября 417 года папа известил об этом африканских епископов, переслав им также текст исповедания. В этом послании Зосима вновь критически отозвался о действиях Ероса Арелатского и Лазаря, еп. г. Аквы Секстиевы, которые были главными обвинителями Пелагия на Соборе в Диосполе . Папа заявил, что убежден в православии Пелагия не только в том, что касается учения о Троице и христологии, но также в том, что касается вопросов о грехе, благодати и свободе воли. При этом он фактически отказался от более подробного рассмотрения богословской системы Пелагия и никак не учел антипелагианских творений блж. Августина . Зосима особо отметил преданность, с которой Пелагий в поисках справедливости обратился к суду Римского епископа.

http://drevo-info.ru/articles/13679831.h...

Наука, еще подчинявшаяся церковному авторитету в схоластике, начинала уже допускать некоторую свободу в обсуждении самых церковных вопросов. С XIV века между самыми схоластиками начинают появляться свободные мыслители, смело высказывавшиеся против папства, каков напр. был францисканский ученый Вильгельм Оккам. Энтузиазм религиозный ослабел; никакие пламенные воззвания пап и других проповедников не могли возбудить в народе прежнего увлечения к крестовым походам. Множество мелких, враждебных папству сект, распространявшихся тайно от преследований папства, всюду в народе рассеивали неприязненное настроение против церкви 21 испорченная жизнь, корыстолюбивые и властолюбивые притязания монашества и духовенства давали пищу этому неприязненному настроению. Видимый упадок папской власти начался с папы Банифация VIII (1294–1303 г.), не уступавшего гордостью и властолюбивыми притязаниями ни Григорию VII, ни Иннокентию III, но далеко не обладавшего ни таким умом, ни такою твердостью нравственного характера, как Григории и Иннокентий. Бонифаций VIII, признавая светских государей подвластными себе не только в духовных, но и в мирских делах (как это он открыто высказывал в своих буллах ), вмешался в качестве судьи и повелителя в споры французского короля Филиппа Красивого с Эдуардом I английским, и запретил Филиппу с французского духовенства собирать подати на военные издержки. Филипп в свою очередь приказал в своей земле превратить сборы в пользу папы, и, опираясь на сочувствие земских чинов, провозгласил королевскую власть независимою от папы. Папа разразился анафемами и интердиктом. Французский король послал в Рим своего канцлера наказать папу. Канцлер Нагаре, соединившись в Риме с враждебною папе аристократическою фамилиею Колонна, захватил папу в плен и подверг его публичному поруганию (дал пощечину папе). Это так подействовало на запальчивого Банифация, что он, хотя и освободился из плена, но от гнева и стыда заболел горячкою и умер в иступленном бреду. Одного из ближайших преемников Бонифациевых, Климента V, Филипп Красивый склонил переселиться со всем двором его из Рима в французский город Авиньон (1305 г.); с этих пор папы стали в зависимость от французских королей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

20 В Хризовуле Хиландарю Стефан Неманя пишет: оставих на престоле моем лоубьвънагоми сына Стефана Велнега Жоупана и севастократора (Очерк. Пут. По Евр. Турц. Григоровича стр. 40.). Но есть письма Волкана в 1198 г. к папе Иннокентию ИИИ-му, где Волкан называется правителем Далмации и Диоклии ; а в 1202 г. король венгерский называет себя Romæ, Dalmatiæ, Serviæ гех, и папа поздравляет его с покорением Сербии. Assem. Calend univers. Eccles . Т. V. р. 24. 26 и др. 23 Рарæ Innocenm. III. Epusm. L. II ер. 177. Apud Raynald аппо 1204 n. 44. Папа в 1203 г. приказал, уже колосскому епископу посетить Стефана Великого Жупана и освободить его от присяги патриарху; писал и к самому Стефану, внушая ему свое главенство (Apud Raynald Tom. 1. р. 149.). 24 В иеромонахи посвящен Савва в Хиландаре епископом Ерисским Николаем, а в архимандрита возведен в Солуни митрополитом Константием». 25 Rehms Geschichte Mittelalt. Buch. V. §• 12. S. 564. Из письма папы Иннокентия III к королю венгерскому в 1204 г. мы видим, что папа не успел утвердить своего решительного влияния на Сербию. Raynald. Т. 1. р. 190. 26 Andreas Dandolo ип Снгоп. ad ann. 1216. Также Sansou ип venem. Lub. XIII. р. 233. См. у Ассемана Том. VI р. 43. 27 Что сношения Стефана не означали решительного отступления его от греческой Церкви, мы можем видеть .– а.) из свойства самых сношений пап с Церквами славянскими. Они заботились более о политнческой своей власти, чем о вкоренении догматов; б) из последующих сношений Стефана с папою Гонорием видно, что он не подчинился еще со всем римскому первосвященнику, но желал только быть с ним в добрых отношениях. 28 Apud Raynald. аппо 1220 n. 37. Не отвергая сношений Стефана с папою Гонорием ИИИ-м, мы отвергаем здесь мнение, которое кроме латинских писателей принимает и Шафарик, что Стефан чрез епископа Мефодия получил от Гонория Ш-го королевскую корону и ею венчался. В письме к папе он называет уже себя гех coronamus, и просит у папы не короны, а благословения на корону: benedicto ет confirmamio Deu ет uesmra sit si placem super согопат.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Одним словом, ясно, что именно княжеские междоусобицы, борьба за власть, интриги бояр, вожделения венгров и Ватикана, возможно, еще некоторые причины, - все это послужило тому, что Галиция постепенно как бы вырывалась из русского «тела», отторгалась от матрицы своей, словно бы ускользала. Дальнейшие события тому свидетельство. Любопытны и следующие факты.. «Когда в 1241 г., теснимый полчищами Батыя, князь Даниил Романович обратился за помощью к папе Иннокентию IV, папа принял в нем горячее участие, объявил даже крестовый поход на татар, к сожалению не состоявшийся и поручил своему делегату возложить на князя Даниила корону Галиции . Но так как союз с папой существенного ничего не дал и он не получил той помощи, на какую рассчитывал, то Даниил Романович вновь присоединился к православной церкви» (4). Этот факт заслуживает, на наш взгляд, специального внимания: он предопределил и в дальнейшем метания обитателей окраинных русских земель от православия к папе и, в конце концов, породил униатство». «Между прочим, этот князь основал город Холм, сделавшийся центром Холмской Руси [ныне восточная Польша, а также город Львов, назвав его так в честь сына своего Льва; ясно, что название представляет собой притяжательное прилагательное. Львов особенно возвысился после разорения Галича татарами и со временем стал столицею края]. Будучи не в силах бороться с татарами, Даниил Романович признал владычество татарского хана... и так сумел себя поставить, что татары его больше не трогали. В XII в. Галиция достигла значительного благосостояния; будучи защищена с востока Киевским княжеством от нападения степных кочевников, эта страна могла развивать свою промышленность и торговлю. Находясь в постоянном общении с западной Европой и востоком, Галиция привлекала к себе многих предпринимателей и купцов. Здесь было много поляков, появились также немцы, евреи, армяне и проч.» (4) [тоже весьма немаловажный факт, ибо психология торговца формируется поиском выгоды, здесь нет и не может быть никакого христианского сознания, не говоря уж о патриотизме].

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

По всей видимости, крещенным по обряду Церкви Востока был и Улагчи, следующий формальный правитель улуса Джучи. До конца неизвестно, был ли он сыном Сартака, или Бату. В пользу второй версии указывает, в частности, назначение регентшей в связи с малолетством Улагчи супруги Бату Боракчин-хатун. Фактически устанавливалась форма правления, внедренная ранее Мунке в Чагатайском улусе: малолетний хан и регентша. Она позволяла контролировать ситуацию из ставки великого хана, что имело смысл в контексте усилившегося действия центробежных сил 51 . После смерти в 1257 году Улагчи, предположительно отравленного по приказу Берке, Боракчин-хатун пыталась привести к власти своего сына Туда-Мунке. Для реализации своего замысла она обращается к Хулагу. Но заговор был своевременно раскрыт, супруга Бату схвачена при попытке бегства в Иран и казнена. Приход к власти в Золотой Орде Берке означал и конец проекта христианизации улуса. Несостоявшийся союз монголов-христиан с крестоносцами Альянс крестоносцев с монголами-христианами мог сложиться потенциально еще в 30-е годы XIII века, после окончательного разгрома монгольскими силами Хорезма и достижения верховьев Тигра. Монгольским наместником в Персии и Закавказье являлся в этот период бывший оруженосец Чингисхана Чормаган, вокруг которого группировались преимущественно христиане. Христианкой являлась и супруга наместника. Замужем за христианами-несторианами были две дочери Чормагана. Л.Н. Гумилев утверждал, что и сам монгольский наместник склонялся к принятию христианства. При нем активно строились христианские храмы, проповедовалось учение 52 . Альянс в 30-е годы XIII века был возможен и потому, что поход Бату на Европу еще не состоялся. При новом наместнике Байджу, сменившем парализованного Чормагана в 1242 году, заключить его ввиду европейских событий было уже гораздо сложнее. Но и при Байджу перспектива не являлась нулевой. Но прибывшие в 1247 году в ставку наместника папские посланники доминиканцы Асцелин и Гишар Кремонский не нашли ничего лучше, чем потребовать подчиниться папе. Вместо заключения альянса разразился скандал, и Байджу едва не казнил посланников. Монахов отпустили при временно сменившем на посту наместника Байджу Эльджигидее (Эльчидае). Асцелин доставил папе Иннокентию IV ответ от монголов, на который тот, в свою очередь также ответил посланием. Монгольское посольство было отправлено и к французскому королю Людовику IX, готовившемуся возглавить новый крестовый поход. Однако переговорный процесс так и не привел к заключению альянса. Стороны не доверяли друг другу. Имели место и амбиции, отношение к потенциальным союзникам с позиции превосходства. Сказывались и культурные противоречия 53 . «Желтый крестовый поход»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После этого папа возвратил ему корону. Со времени основания латинской империи в Константинополе (1203 г.) Иннокентий простирал свое влияние и на значительную часть Востока. Свое блестящее правление Иннокентий заключил четвертым Латеранским собором (1215 г.), на котором, кроме множества епископов, аббатов и приоров, присутствовали многие из государей Западной Европы. После Иннокентия III императорская власть опять взяла перевес над папством. Фридрих II, освободившись со смертью Иннокентия от его стеснительной опеки, начал мало-помалу восстанавливать свою власть в Италии; вместе с тем он не отделял сицилийской короны от германской. Второй преемник Иннокентия Григорий IX (1227–1241 гг.) хорошо понимал, какой опасностью угрожала папству такая политика Фридриха, и потому решился удалить его из Италии. С этой целью он настойчиво требовал, чтобы Фридрих предпринял крестовый поход, обещанный им еще Иннокентию III. Уступая папе, Фридрих в 1227 году отправился в Палестину, но так как в его войсках появились болезни, то он скоро воротился. Папа, не обращая внимания на причину возвращения, предал императора отлучению за непослушание. Но и Фридрих, в свою очередь, не обратил внимания на отлучение папы; не получивши разрешения, он в 1228 году опять предпринял крестовый поход (пятый), посредством мирных переговоров возвратил от турок Иерусалим, возложил на себя иерусалимскую королевскую корону (на которую имел право вследствие бракосочетания с Иолантой, наследницей Иерусалимского королевства), и в 1229 году возвратился на Запад. Папа был недоволен и успехами Фридриха, и его возвращением. Все-таки в 1230 году они примирились. Но вскоре между императором и папой началась борьба на жизнь и смерть. Фридрих, поддерживая политику отца и деда, продолжал с особенной настойчивостью и даже жестокостью упрочивать свою власть в Италии и Сицилии, при этом коснулся и папских владений. Григорий соединился с ломбардскими городами для открытой борьбы с императором и в 1239 году снова предал его отлучению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церкви в Речи Посполитой и на Украине, о чем свидетельствует его дипломатическая переписка. Из донесений нунциев И. было известно о намерении тур. султана Мехмета IV создать для гетмана Ю. Хмельницкого на территории Украины «княжество Малая Сарматия» (или «Роксоляния»), к-рое находилось бы в вассальной зависимости от Османской империи. Политика И., как и его предшественников на Папском престоле, была направлена на подчинение Риму правосл. населения через тайно принявших унию епископов. Важным шагом в этом направлении были решения польск. сейма 1676 г.: православным запрещались к.-л. контакты с К-польским патриархом, ставропигийные братства должны были подчиняться епархиальным архиереям. В дек. 1676 г. И. направил в нунциатуру в Варшаве 24 послания, адресованные польск. кор. Яну III Собескому и наиболее влиятельным лицам Речи Посполитой: примасу, епископам, сенаторам и членам Посольской избы, требуя от короля аннулировать все привилеи, выданные властью православным. Но власти Речи Посполитой избрали иной способ действий, стараясь возводить на правосл. кафедры людей готовых (тайно) принять унию. 7 марта 1677 г. в Варшаве в присутствии униатского митр. Киприана Жоховского и польск. кор. Яна III Собеского правосл. еп. Львовский Иосиф (Шумлянский) тайно произнес исповедание католич. веры и сообщил папе о намерении сохранять свое присоединение к унии в тайне. В послании от 11 сент. 1677 г. И., плохо ориентировавшегося в ситуации, к-рая заставляла епископов временно скрывать свой переход в унию, выразил одобрение по поводу действий еп. Иосифа и призвал того публично объявить о переходе в унию (открытое присоединение к унии Иосифа (Шумлянского) и Львовской епархии состоялось в 1700). Кроме того, Шумлянский был нужен кор. Яну III Собескому как правосл. иерарх для переговоров с казаками. Вдохновляемый И. кор. Ян III Собеский активно способствовал передаче правосл. епископских кафедр в Речи Посполитой сторонникам унии. Так, при содействии Иосифа (Шумлянского) на правосл. Перемышльскую кафедру был поставлен Иннокентий (Винницкий), к-рый в окт.

http://pravenc.ru/text/468793.html

Иезуиты в Мексике. – Письма блаженного Палафокса, епископа Анджелополисского, против иезуитов. – Огромные богатства иезуитов. – Их торговля с Китаем через Филиппины. – Спекуляция с духовными завещаниями. – Их несправедливость, относительно дона Палафокса. – Они не признают его юрисдикцию и отлучают его от Церкви через своего консерватора. – Первое письмо дона Палафокса к папе Иннокентию X с жалобой на иезуитов. – Важные обвинения, изложенные в этом письме. Письмо того же лица к испанскому королю. – Насилия иезуитов, относительно дона Палафокса. – Кощунственный маскарад. – Второе письмо дона Палафокса к Иннокентию X. – Иезуиты осуждены. – Их лицемерная покорность. – Они не обращают внимание на самые справедливые приговоры. – Мнение Палафокса о необходимости преобразования иезуитского ордена. – Его суждение о поведении иезуитов в Китае. Иезуиты и в Канаде, и в Калифорнии. – Их экспедиции и измены. – Их поступки с ирокезами. – Они являются туда за женщинами и бобрами, а не для проповеди. – Их торговля в Калифорнии и их сношения с манильскими иезуитами. – Их торговля на Филиппинских островах. – За это манильские епископы отлучают их от Церкви. Иезуиты преследуют этих епископов. В Америке иезуиты держались такого же образа действия, как и в Японии, Китае и Индии. В Парагвай они проникли вслед за испанцами; кроме них, там были еще и другие миссионеры, и испанский король назначил епископа, которому принадлежала вся духовная власть в стране. Парагвайские епископы встретили сильное сопротивление со стороны иезуитов, вообразивших, что им принадлежит и светское, и духовное управление страной. Подробности борьбы их с первыми двумя епископами неизвестны; из официальных документов, представленных третьим епископом королю испанскому, видно, что иезуиты так же притесняли первых епископов, как и третьего. Этим третьим епископом был дон Бернардин де Карденас, возведенный в этот сан 14 октября 1641 года. В 1644 году он вздумал объехать провинции Парану и Урагваи, где иезуиты считали себя хозяевами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010