Говорят, что Иннокентий XIII, по получении этого сочинения, задумал совсем уничтожить орден иезуитов, но он скончался два месяца спустя (1724 г.), а приемник его, Бенедикт XIII, не наследовал его взглядов. Избранный в папы в 1730 году Климент XII относился к иезуитам менее благосклонно. Когда пекинский епископ разрешил в 1733 году некоторые церемонии, допущенные самим Меццо Барбой для успокоения беспорядков, Климент XII отменил в 1735 пастырское послание пекинского епископа. Но этот поступок не положил конца давнему спору. Бенедикт XIV попробовал прекратить его торжественной буллой. 11 июля 1742 он издал буллу Ex quo singulari, в которой перечислял главнейшие распоряжения папского престола, относительно этого вопроса, подтверждал их и предписывал всем миссионерам новый формуляр. Но и этот торжественный акт был оставлен иезуитами без внимания. Они оставили в руках христиан те пасквили, которые были написаны специально против буллы Ex illa die, а пропаганда отправила 8 октября 1743 года письмо к папским викариям, приказывая отобрать у народа все эти скверные книги. Впрочем, сопротивление, оказанное иезуитами булле Бенедикта XIV, подтверждается самыми достоверными документами. 12 декабря 1743 года епископ Макао писал префекту пропаганды, что иезуиты словно взбунтовались по получении буллы и кричали: «Это конец, это конец китайской миссии! невозможно исполнить эту буллу»! Тот же епископ замечает, что иезуиты, считавшие, что они одни могут быть в Китае, суть единственные из миссионеров, которых там не должно быть, потому что они мешают другим проповедникам Евангелия и злоупотребляют некоторыми привилегиями, основываясь на которые, не хотят признавать над собой никакой духовной власти. В том же духе писал он и 12 декабря 1744 года. Пекинский епископ-иезуит счел долгом обнародовать для формы эту буллу, сожалея, в то же время, в своем послании о печальных и плачевных последствиях этого акта. Последствия были плачевны только, вследствие непокорности иезуитов; это доказывается письмами папских викариев и большинства епископов; укажем только на одно из них, а именно, на письмо почтенного Петра Санца, погибшего за веру в 1747 году; но епископ-иезуит не видел для веры иного спасения, как только в терпимости к язычеству. В 1740 году Бенедикт XIV прислал ему грамоту, в которой укоряет его в неповиновении булле Ex illa die. В римских архивах хранится письмо этого епископа к папе, написанное в 1744 году в ответ на обвинение в неповиновении булле Ex quo singulari. Не покоряясь папе, он дает сколько угодно клятвенных обещаний исполнять папские повеления. Его товарищи поступали так же и, таким образом, к возмущению прибавляли клятвопреступление. Все письма и записки, адресованные папскими викариями на имя Пропаганды, служат доказательством того, что они упорствовали в своем непокорстве до уничтожения иезуитского ордена папой Климентом XIV.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

При папе Иннокентии I (401–417) связь между Римом и Фессалоникой приобретает еще более устойчивый и определенный характер. Иннокентий называет Руфа Фессалоникийского своим заместителем для иллирийских церквей (nostra vice per suprascriptas ecclesias). 1275 При этом четко обозначаются провинции, входящие в сферу его юрисдикции: Ахайя, Фессалия, Новый и Старый Эпир, Крит, Дакия Средиземноморская, Дакия Прибрежная, Мёзия, Дардания и Превалитана (per Achaiae, Thessaliae, Epiri veteris, Epiri novae, et Cretae, Daciae Mediterraneae, Daciae Ripensis, Moesiae, Dardaniae et Praevali ecclesias). 1276 Таким образом, весь диоцез Дакия (наряду с Македонией) оказывается в церковном отношении под верховной властью епископа Фессалоники. Впрочем, Иннокентий говорит о Руфе как о «первом среди примасов», подтверждая, таким образом, власть местных митрополитов (salvo eorum primatu). 1277 Руф Фессалоникийский получает право созыва епископских совещаний (quos veilis episcoporum socios quibuscumque ecclesiis assumas tecum). Кроме того, именно к нему необходимо теперь направлять все прошения, обращенные к папе. Руф же должен решать в каждом случае, направить ли письмо в Рим (aut tuo concilio ad nos usque perveniendam esse) или разрешить проблему самостоятельно (aut per tuam experientiam quidquid illud est finietur). 1278 Следует также отметить, что Иннокентий утверждает, что, наделяя Руфа этими полномочиями, он не вводит ничего нового (non primitus haec ita statuentes, sed praecessores nostros apostolicos imitati), а лишь подтверждает привилегии, данные епископам Фессалоники Асхолию и Анисию (beatissimis Acholio et Anysio) 1279 своими предшественниками Дамасом, Сирицием и Анастасием (praedecessores mei episcopi, id est, sanctae memoriae Damasus, Siricius atque supra memoratus vir). 1280 В то же время основанием для подобного рода делегирования власти служит не первенствующее положение Фессалоникийской кафедры в регионе, а личные достоинства фессалоникийских епископов (pro eorum meritis). 1281 Эти слова папы Иннокентия, как подчеркивает В.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

И тем не менее нельзя забывать, что Иннокентий III являлся одним из самых могущественных Римских епископов за всю историю папства. Это была не та фигура, с которой можно не церемониться. Поэтому едва ли обоснованно верить, что папа был обманут и разыгран «вслепую» маркграфом Монферратским и дожем. С другой стороны, нужно избежать иной крайности выставлять понтифика тайным организатором всей этой трагичной истории. Наверняка Иннокентий III о многом догадывался, что-то знал и, как человек опытный, практичный, был не против решить некоторые стратегические вопросы чужими руками. Но, безусловно, не теряя при этом достоинства Апостольской кафедры. А потому искренне негодовал по поводу актов вандализма, которые случились в пути крестоносного воинства. Можно не сомневаться в том, что первоначально папа Иннокентий III не был расположен к царевичуАлексею Ангелу, за которого просил Филипп Швабский и его супруга. Во-первых, отношение апостолика к спорящим за королевский титул Германии лицам к тому времени коренным образом изменилось. Вдовствующая королева Констанция признала протекторат папы над Сицилией и своим малолетним сыном Фридрихом II. Оттон IV Брауншвейгский не стал возражать против принятия Иннокентием III в свои владения всей Северной Италии, никак не отреагировав на заключенный Римом Нейсский конкордат и уступив папе Равеннский экзархат, Пентаполис, герцогство Сполетто, а также Тосканскую и Анконскую марку. Остался лишь Филипп Швабский, не желавший разменивать вожделенный титул на земли, которого папа в 1201 г. отлучил от Церкви. И хотя это почти никак не проявилось вовне, обращаться в такой ситуации к папе за помощью королю явно было не с руки. А, во-вторых, Иннокентий III прекрасно понимал, что в случае фронтального противостояния с византийцами Крестовый поход далеко не продвинется, и его мечта – вернуть Иерусалим под сень креста – не сбудется . Но вскоре все резко изменилось. Началось с того, что отношения Рима с императором Алексеем III Ангелом окончательно расстроились.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

20) «Живот св. Симеона од краля Стефана». – у Палацкого: Pamatky pisemstwie. 21) Вулк, сын Неемани, в 1199 г. писал к п. Иннокентию: haeresis immodica in terra Hungariae, videlicet in Boisina, pullulare videtur, in tantum, quod ipse Ban Culinus cum uxore sua, quae soror fuit defuncti Miroslavi chelmensis, et cum pluribus cousanguinoeis suis seductus, plus quam decem millia christianorum in eandem haeresin introduxit (Feier 2, 372). Отзыв Вулка не заслуживает полного доверия, потому что он увлекался тогда романизмом и для видов тщеславия поносил честь даже тетки своей, жены ненавистного папе Мирослава (пр. 16). Вероятнее всего, что Кулин, по примеру Мирослава, не допускал подданных своих быть подданными папе. Но несомненно и то, что Кулин терпел богомилов. – Assemani Calend. V, 30. 50. Monumenta Slavorum p. 12. пагубными началами манихейства22). – Блаж. Нееманя, признавая богомилов за антихристиан, не терпел их, гнал их из Сербии и они в конце XII стол. скрывались только в ущельях Боснии и на границах Кроатии23). В горных ущельях, в местах глухих, в начале правления Неемани в народе еще сохранялись остатки языческих суеверий. Нееманя истреблял «глухи кумири» или, как выражается Дометиан, «бесовские храмы»24). Следствием таких распоряжений было то, что единством св. веры скреплялось единство державы Нееманевой, и живительная сила чистого христианства вливала жизнь, порядок и крепость в политическое тело Сербии. При такой политике успел он возвратить Сербии коренные славянские поселения, занятые греками и возвысить народность сербскую25). Это стоило ему долгой борьбы: греки под видом покровительства чистой вере не только долго не хотели отказаться от чужой собственности, но противодействовали Неемане и тогда, как домогался он соседние племена славян соединить под одну славянскую власть26).   22) Ныне магометанство сильно в Боснии, как и папизм. Первыми магометанами были то остававшиеся богомилы, то обращенные из богомилов паписты. Русс. Бес. 1860 г. 11, 16. Харьк. вест. 1863. стр. 327-330.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Первое писано в 1205 г.; папа убеждает в нем Калияна заключить мир с константинопольскими латинянами и даровать свободу взятому им в плен (в адрианопольской битве 14 апреля 1205 г., в которой Калиян наголову разбил латинян) константинопольскому императору Балдуину (у Миня т. 215, стр. 705; вместе с царем писано было и к архиепископу или примасу ibid.); Калиян не только не исполнил ни той, ни другой просьбы папы, во и самого посла его принял не совсем почетно (ibid. стр. 1162). Второе послание от 6 июня 1207 г.; папа снова убеждает в нем Калияна заключить мир с константинопольскими крестоносцами (у Миня т. 215, стр 1162).]. Мы уже говорили выше, что сношения начались по инициативе не болгар, а папы. Это не подлежит никакому сомнению и совершенно ясно видно из первых посланий папы в Калияяу а сего последнего к папе. Калиян говорит, что начать сношения помышлял не только он сам с самого начала царствования, но еще и его братья Петр и Асень, – нет сомнения, что он дипломатическим образом лжет; но если бы он даже говорил и правду, во всяком случае его и его братьев неоднократно посыланные послы, как прямо он свидетельствует, ни однажды не могли дойти до Рима, и об этих попытках посольств папе ничего не было известно. Что касается до того, что болгары так горячо ухватились за предложение папы или с такой поспешной готовностью отвечали на его вызов, то причиной этого, как мы уже упоминали, были их тогдашние политические обстоятельства и нужды: получить для своих новых государей торжественное признание в их сане от главы западной церкви для них чрезвычайно важно было по отношению к своим западным соседям (именно королю венгерскому), и потому-то именно они и приняли предложение так, как будто сами давно о нем помышляли. Основываясь на изложенной выше переписке Калияна с папой Иннокентием, принимают (см. Барония ann. 893, n. IX, Паджи ad ann. 927, n. VI), будто государи болгарские первого царства, начиная с Симеона, находились в общении с римской церковью (т. е. так как некоторое время находился в общении с римской церковью и предшественник Симеона Борис, будто состояли в этом общении все до одного христианские государи болгарские первого царства).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Клариссы перед ц. Сан-Дамиано оплакивают Франциска Ассизского. Роспись верхней ц. Сан-Франческо в Ассизи. 1296-1304 гг. Мастерская Джотто Клариссы перед ц. Сан-Дамиано оплакивают Франциска Ассизского. Роспись верхней ц. Сан-Франческо в Ассизи. 1296-1304 гг. Мастерская Джотто В дек. 1227 г. папа Григорий IX буллой «Quoties cordis» поручил опеку над К. генералу ордена францисканцев, однако в тексте буллы не упоминалось о роли Франциска Ассизского в основании общины Сан-Дамиано и, следов., о принципиальной связи К. с орденом францисканцев. Стремясь, вероятно, к унификации мон-рей К. и установлению контроля над ними, летом 1228 г. папа изъял общины К. из юрисдикции местных епископов и подчинил напрямую Папскому престолу. В официальной переписке общины именовались «орденом св. Дамиана». Дальнейшие действия понтифика привели к конфликту с Кларой Ассизской. В 1230 г. папа буллой «Quo elongati» запретил монахам-францисканцам проповедовать в обителях «ордена св. Дамиана» без папского дозволения. Клара Ассизская, протестуя против этого, отослала из своего мон-ря всех мирян, занимавшихся сбором милостыни для соблюдавших затвор монахинь. Папе пришлось отменить свое решение для общины Сан-Дамиано. После смерти Григория IX (22 авг. 1241) Агнесса Богемская обратилась к его преемнику, папе Иннокентию IV, с просьбой изменить сложившуюся у К. ситуацию, когда монахини должны были соблюдать предписания Франциска Ассизского наряду с уставом 1218 г. (quod impossibile reputetur quod in ordine tuo duae regulae debeant observari - Bullarium franciscanum. 1759. T. 1. P. 316). Сначала папа настаивал на соблюдении устава (папское послание «Divini timore» от 13 нояб. 1243), но позднее буллой «Cum omnis» от 6 авг. 1247 г. утвердил для К. новый устав, к-рый назывался уставом св. Франциска (хотя в основе лежал прежний устав, 1218 г.). Этим шагом папа намеревался продемонстрировать духовную и юрисдикционную связь между К. и орденом францисканцев, тем более что мон-ри К. были окончательно подчинены генералу ордена францисканцев. Однако общинам К. было разрешено владеть рентами и общим имуществом, что противоречило францисканскому принципу абсолютной бедности и полученной К. «привилегии бедности».

http://pravenc.ru/text/1841265.html

305 A Latinis haereticis baptizatus est, говорит летопись (Arkiv za povestn. Jugosl. 1854. III). Стефан в житии отца: «У храму сущим в земли тои и латинским иереомо – сподобисе и латинское приети крещение». 306 Гильфердинг в «Русская беседа» (М., 1860); Раич. История разных славенских народов. Ч. 3; Летопись в Гласнике (Кн. 1); Safafik . Pamatky drevniho pisemnictvi; Arkiv za povestn. III. Св. Савва: «собою первее благоверие показа, потом же и иных настави... друго крещение приемшу ему». 307 Еще и ныне указывают в мон. Юрьевых столбов пещеру, где заключен был Неманя (Русская беседа. М., 1858; летопись в Гласнике (Кн. 5)). 309 В 1181 г. п. Александр присылал к Мирославу, князю Захолмскому, брату Не­мани, грамоту, где грозил Мирославу отказом в благословении за то, что тот не принял легата его, и всячески убеждал слушаться папы ( TheinerA . Monumenta vetera Slavorum meridionalium. Romae, 1863). 310 Романизм властолюбивый был вытеснен. Но терпели латинскую службу. Толь­ко подвергали наказанию «латинского попа», который православного перевернул бы «у веру латинскую». Если «полуверец " -папист возьмет за себя православную, то должен принять Православие. Иначе отбирается у него жена с детьми и ее имением. Еретик же в подобном случае, если не принимает Православия, выгоняется из Сербии (Законник Стефана Душана, зак. 7–10). 312 Вулк, сын Немани, в 1199 г. писал к п. Иннокентию: haeresis immodica in terra Hungariae, videlicet in Boisina, pullulare videtur, in tantum, quod ipse Ban Culinus cum uxore sua, quae soror fuit defuncti Miroslavi Chelmensis, et cum pluribus consanguineis suis seductus, plus quam decem millia christianorum in eandem haeresim introduxit (Feier 2, 372). Отзыв Вулка не заслуживает полного доверия, потому что он увлекался тогда романизмом и для видов тщеславия поносил честь даже тетки своей, жены ненавист­ного папе Мирослава. Вероятнее всего, что Кулин, по примеру Мирослава, не допускал подданных своих быть подданными папе. Но несомненно и то, что Кулин терпел бого­милов ( Josephus Simonius Assemani . Kalendaria Ecclesiae Universae. T. 1–6. R., 1755–1757. Т. V (далее – Assemani. Kalendaria Ecclesiae Universae. – Ред .). Monumenta spectantia historiam slavorum meridionalium/Ed. Ljubic. Zagr., 1868)

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Папа такого письма не ожидал и не знал, верить ли Палеологу. Обещая прислать нунциев, папа просит «светлейшего императора греков» не трогать латинян Романии. А Палеолог и не подумал исполнить это пожелание папы, продолжал воевать и в Эпире, и в Морее, и на островах в уверенности, что греческие успехи сделают папу сговорчивее, но вместе с тем признал папу третейским судьею между греками и латинянами; впрочем, это был лишь красивый жест. Двуличие Палеолога – военные действия и авансы папе – пугало Урбана. Он даже думал, что Палеолог нападет на латинский Кипр. При тогдашней трудности сношений обе стороны приписывали друг другу планы, каких в действительности не существовало. В ту пору за Балдуина никто не хотел вступаться, даже французы слабо отвечали на папские призывы, будучи заняты предприятием Анжу. Папе пришлось пойти на предложения Палеолога. Одна уния могла защитить латинские церкви на греческих землях, хотя бы ценой признания Палеолога законным государем Константинополя. Ведь был же готов Иннокентий IV предать империю Балдуина царю Ватаци за церковную унию. Урбан недолго колебался. Он пообещал в случае воссоединения «столь знатного члена Церкви раскрыть недра отеческой приверженности» и защищать династию Палеолога на ее троне. «Отец и мать не сделали бы столько». Балдуина же папа решил предать его собственной судьбе, раз он посмел хлопотать перед французским королем за Манфреда, а это грозило гибелью плану покончить через оружие Карла Анжу с последним Гогенштауфеном в Италии. Четыре минорита повезли Палеологу папский ответ, но задержались в пути и ехали целый год. Тем временем греки, вследствие измены турецких наемников, потерпели в Морее крупное поражение, и Палеолог отправил в Рим католического епископа Кротонского, родом из греков, с более определенными предложениями (1264): он признавал папский примат со всеми его каноническими последствиями, признал святую силу таинств, совершаемых католическим духовенством, обещал отвоевать для папы Иерусалимскую и Антиохийскую Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

§18. В домонгольский период католический Запад старался ввести латинство в России; для этого завязывал с нею официальные отношения и высылал от себя нарочитых миссионеров. Первая попытка была сделана еще до окончательного разделения церквей германским императором Отгоном I. Ревностно заботясь о распространении христианства, особенно между славянами, он прислал в Россию при святой Ольге монаха Адальберта, назначив его с 962 г. епископом русским; но здесь он не был принят и должен был ни с чем вернуться назад. Неудача встретила и папских послов при Ярополке (979 г.), Владимире (986, 988 и 998 гг) и Ярославе I (1054 г) Только при Изяславе I на первых порах папе можно было рассчитывать на успех. Согнанный с великокняжеского стола своими братьями (1073 г.), обиженный польским королем Болеславом, не получив помощи от германского императора Генриха IV, Изяслав отправил своего сына к папе Григорию VII, прося у него заступничества и выражая готовность признать над собой его власть. Со своей стороны, папа в ответном письме обещал содействие. Однако, не дождавшись его и сам возвратив себе престол, Изяслав прекратил переговоры с папой (1077 г) Надежды папы, таким образом, рушились; но преемники Григория не думали окончательно отказаться от них. Они посылали послания на Русь то к митрополиту то к князьям, то ко всему духовенству и народу русскому Известно послание Климента III к митрополиту Иоанну II, побудившее последнего отвечать также посланием (XI в.); известно посольство Иннокентия III к Галицкому князю Роману, замечательнейшему из русских князей XII-XIII в (в 1204 г) Папский легат говорил Роману о превосходстве римского вероисповедания перед греческим, о политической силе папы, обещал от его лица королевский титул и помощь папского меча, если князь примет латинскую веру, но потерпел неудачу. Роман, обнажив свой меч, так отвечал легату «Таков ли меч Петров у папы? Если такой, то он может брать им города и дарить другим; но это противно слову Божию, ибо иметь такой меч и сражаться им Господь запретил Петру.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

   Михаил. Керулл. Epist. in Basnaguu Thesauro T. III, p. 1, p. 277.    Приведем замечание на этот случай одного из древних наших святителей, митрополита Леонтия: «Господь говорит в Евангелии: блюдитеся от кваса фарисейска и саддукейска: а ученики помышляли в себе: это значит, что мы хлебов не взяли. Уразумев же Иисус помышления их, сказал им: как же вы не разумеете, что я не о закваске хлебной сказал вам (Матф. 16:6—11)? Итак, вот и ученики, услышавши о закваске, тотчас вообразили, что речь о хлебе (αρτος), и Учитель их дает разуметь, что с понятием хлеба (αρτος) естественно соединяется понятие закваски: тогда разумеша, яко не рече хранитися от кваса хлебнаго. но от учения фарисейска и саддукейска (- 12)» (об опреснок., в Хр. Чт. 1850, I, 128).    Подробнее и в опровержение возражений см. у Митрофана Критопула; Confess. Ecclesiae Oriental. сар. IX, p. 90 et squ., Helmst. 1671.    Иустин, Аполог. 1, гл. 66, в Хр. Чт. 1825, XVII; Ириней adv. haer. IV, n. 4, 6; Кирилл. иерус. поуч. тайнов. IV, 1—6; Амврос. de Sacram. IV, c. 4: tu forte dicis: meus panis est usitatus...    Так — 1) папа Иннокентий I писал: presbyteri fermentum a nobis confec­tam, per acolythos accipiunt, ut se a nostra communione, maximo illo die, non indicent separatos, — quod per parochias fieri debere non puto, quia non longe por­tanda sunt Sacramenta (Epist. XXV, ad Decent, c. IV, n. 8); 2) o папе Мелхиаде в жизнеописании его замечено: hic fecit, ut oblationes consecratae per ecclesiae ex consecrata episcopi dirigerentur, quod declaratur fermentum (Vita Melchiad. in Libr. pontificiali); 3) o папе Сирицие также замечено: hic constituit, ut nullus presbyter missas celebraret..., quod nominatur fermentum (Ibid. Vita Siric.).     Μυστρια τελουσι... δια αζυμων κα τ αλλο μρος το μυστηρου διυδατος μνευ, Haeres. XXX, n. 16.    Каковы: Sirmondus, Disquisitio de azymo an. 1651; Cotelerius, Monum. eccles. Graecae II, p. 108. 138; Pagitis, Critic. in Baron. an. CCCXIII, n. 15; Binghamus, Orig. eccles. XV, c. 2, § 5; Klein., Hist. eccles. t. I, p. 430 и др.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010